Научная статья на тему 'Профессиональное образование в КНР: экономические потребности и социальные ожидания'

Профессиональное образование в КНР: экономические потребности и социальные ожидания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ / БЕЗРАБОТИЦА / ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ / СТРУКТУРНЫЙ ДИСБАЛАНС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машкина О.А.

В статье рассматриваются причины, приведшие к поляризации общеобразовательной и профессиональной подготовки в системе образования КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в КНР: экономические потребности и социальные ожидания»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №2

профессиональное образование в КНР: экономические потребности и социальные ожидания

О. А. Машкина

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

В статье рассматриваются причины, приведшие к поляризации общеобразовательной и профессиональной подготовки в системе образования КНР.

Ключевые слова: профессиональное образование, академический сектор, экономические и социальные запросы, безработица, текучесть кадров, структурный дисбаланс.

Ускоренное развитие образования стало предпосылкой модерниза-ционного процесса в Китае в последней четверти ХХ в . В 1990-е гг. 9-летнее общее среднее образование (средняя школа низшей \ первой ступени - СШНС) превратилось в обязательную норму для всех детей в возрасте до 15 лет . Это ознаменовало важный этап на пути обеспечения равных стартовых возможностей для молодежи, вступающей в трудовой возраст Несмотря на то, что обучение сверхобязательного уровня в 1990-е гг. стало платным, численность обучающихся в обоих секторах старшей ступени средней школы - академическом и профессиональном - неуклонно росла

"Закон КНР о профессиональном образовании", утвержденный в мае 1996 г . , закрепил стратегическую направленность реформ на расширение масштабов обучения в системе среднего профобразования (СПО) . Тем самым руководство страны старалось решить сразу несколько задач: снизить безработицу среди выпускников школ; повысить техническую квалификацию среди первично занятых силами территориальных органов управления и бизнеса без привлечения государственного финансирования; теснее увязать спрос и предложение на местных рынках труда . В 1999 г. министерство образования КНР выделило 20 млн . юаней на "План реорганизации учебного процесса и создания новых учебников для профессиональной школы" В СПО начали вводить обновленные учебные программы, расширялась и номенклатура получаемых в СПО профессий . В общей сложности были составлены учебные планы по 80 специальностям, написаны свыше 1000 учебных пособий, подготовлены более 100 учебных компьютерных программ [1: 23].

Однако, несмотря на предпринимаемые государством усилия, профессиональное образование не стало популярным у населения . Доля учеников профессионального сектора старшей школы, достигнув в 1996 г . 56,7%, стала год от года снижаться [1: 41; 2: 33]. Колебание численности обучающихся обусловлено рядом причин . СПО нацелены на подготовку среднетехнического персонала в первую очередь для нужд крупных заводов, в то время как промышленный сектор Китая на 99% состоит из предприятий среднего, малого и сверхмалого типа, где профессиональные и общенаучные знания мало востребованы Как свидетельствуют данные обследования, уровень образования 60% работников средних и малых предприятий в 2012 г. не превышал СШНС [3: 32]. Помимо трудностей с трудоустройством, другой причиной низкой популярности СПО является отсутствие или минимизация в их программах общеобразовательных дисциплин . Из-за этого выпускники средних профучилищ до последнего времени были лишены возможности поступать в вузы на академические программы бакалавриата В результате в китайском обществе утвердился стереотип: "хорошие ученики" поступают в среднюю общеобразовательную школу второй ступени (СШВС), а "плохие ученики" идут в профессиональные школы .

Как признают китайские исследователи, "среднее профессиональное образование, которое первоначально задумывалось как механизм предоставления выбора, превратилось, по сути, в механизм отбраковки школьников" [4: 142]. Чтобы переломить неблагоприятную тенденцию, китайское правительство в 2005 г приняло решение установить равную квоту приема в профессиональную и общеобразовательную старшую среднюю школу . Это постановление, известное как "директива добиться соотношения 1:1", была названа китайскими учеными "искусственной попыткой реабилитации неконкурентного профессионального образования и обеспечения набора учеников в ПТУ за счет учеников, выбравших среднюю школу второй ступени" [4: 155].

Положение с профессиональной подготовкой сельской рабочей силы обстоит еще хуже . Значительная часть крестьян владеет очень маленькими участками земли В деревне преобладает ручной и слабо механизированный труд Отсутствие современной техники и научных знаний компенсируется традиционно высоким мастерством и опытом крестьян В 2005 г только 77% сельских тружеников закончили начальную или обязательную среднюю школу низшей ступени (СШНС), а 16% оставались неграмотными [5: 70]. По прогнозам китайских экономистов, чтобы повысить производительность сельскохозяйственного труда, необходимо за 40 лет снизить численность занятых в сельском хозяйстве с 310 млн . до 31 млн . [6: 12]. Грандиозная задача, если учесть, что в настоящее время деревню в поисках временной работы в городе уже покинули более 250 млн крестьян

Предстоит не только грандиозное перемещение рабочей силы, ее переобучение, но и кардинальная ломка всего уклада жизни сельского населения, патриархальных представлений и базовых ценностей К отсутствию экономических стимулов и финансовых средств, следует также добавить неразвитость культурных потребностей крестьян, дефицитность и низкое качество самой образовательной среды деревни В 2009 г . только 1/3 сельских учителей закончили средний или высший педагогического колледж, остальные - это выпускники средних сельских школ, которые повышают свой образовательный ценз через переподготовку без отрыва от производства, путем "естественного перехода и отбора лучших на месте работы" С 2009 г государство взяло на себя расходы по обучению студентов в сельскохозяйственных ПТУ, благодаря чему численность студентов в них за один год выросла с 290 до 749 тыс . чел . [7: 111]. Тем не менее, как показывает обследование, недавно проведенное китайскими учеными совместно с коллегами из ВШЭ, сельские выпускники СШНС стремятся продолжить образование в СШВС или поступить в городские профессиональные школы технического профиля [4: 150]

Современное среднее профессиональное образование отражает противоречия не только экономического, но и социального развития Китая на нынешнем этапе . С одной стороны, благодаря ПТУ десятки миллионов 15-летних подростков, которым невысокие академические успехи не позволили бы продолжить обучение в СШВС, получили возможность отсрочить свой выход на рынок труда и приобрести профессию С другой стороны, отсутствие горизонтальной интеграции между академическими и профессиональными программами средней школы закрепляет раннюю узкую специализацию выпускников ПТУ и препятствует их дальнейшей социализации

Разделение учащихся на "хороших" и "плохих" только потому, что они обучаются в школах разного типа, несправедливо Китайские дети известны своим усердием и послушанием Скорее можно говорить о "хороших" и "плохих" школах . Обязательное 9-летнее школьное образование, предшествующее диверсификации средней школы, стало всеобщим, но не одинаковым по качеству. Сохраняется огромная разница между школами в городе и деревне, мегаполисе и уездном городе, богатых и бедных районах страны Очевидно, что подросток, обучавшийся в слабой СШНС, имеет гораздо меньше шансов выдержать конкурентную борьбу при поступлении в СШВС . Также очевидно, что семьи с высокими доходами и социальным статусом могут создать своему ребенку более благоприятные условия для успешного продвижения по образовательной лестнице Получается, что государство в своих интересах решает, кому, когда и в каком объеме дать образование, а общество в силу сложившихся иерархических представлений и неразвитости

гражданских позиций допускает дискриминацию в отношении тех, кто незащищен и беден .

Сохранение ограничений на ступени старшей средней школы можно объяснить нехваткой средств у государства на решение всех неотложных в данное время задач развития, однако дальнейшее закрепление образовательной сегрегации приведет к срыву планов повышения уровня развития производительных сил в будущем. Нынешняя система среднего профессионального образования ориентирована на подготовку ремесленников, получающих навыки автоматического выполнения определенного набора профессиональных действий . Для перехода к новому технологическому укладу требуются работники другого типа, способные разбираться и управлять сложными технологическими процессами Новые экономические и социальные запросы обусловили выдвижение иных установок и учебных задач, которые нашли выражение в стратегии развития образования на 2010-2020.

Приоритетными направлениями реформы СПО в Стратегии 20102020 стали следующие: повышение качества обучения в ПТУ, установление тесного взаимодействия между учебными заведениями и предприятиями, усиление переподготовки кадров без отрыва от работы, акцент на обеспечении кадрами сферы услуг Для сельского образования по-прежнему сохраняет актуальность задача повысить общеобразовательный уровень крестьян, научить их разбираться в технике, обучать новым формам организации и управления хозяйством, наладить профессиональную подготовку, необходимую для перемещения излишков рабочей силы из деревни в город . Государство намерено и далее всемерно поддерживать паритет в численности учащихся общеобразовательного и профессионального секторов средней школы Для того чтобы привлечь больше молодежи в СПО, предполагается постепенно освобождать учащихся системы профобразования от оплаты и увеличивать объемы материальной помощи учащимся из бедных семей

В Стратегии 2010-2020 также запланированы меры по выравниванию качества обучения, в том числе, предоставление материально-финансовой и кадровой помощи развитию старшей средней школы в отсталых районах Центрального и Западного регионов страны, обновление и диверсификация программ и форм обучения в общеобразовательной школе с целью удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся и раскрытия их способностей Для сближения двух секторов старшей средней школы в профессиональных школах увеличится набор общеобразовательных дисциплин по выбору, а в общеобразовательных школах, при наличии соответствующих материально-кадровых условий, будет внедряться профподготовка с учетом запросов местного рынка труда . Тем самым постепенно будет реализована модель дуальной подготовки [8: 16].

Происходящие в сфере китайского СПО изменения идут в русле общемировых тенденций В профессиональном образовании развитых стран практически повсеместно действует принцип "прогрессирующей специализации", предполагающий отбор и постепенное наращивание фундаментальных навыков и знаний для целых групп профессий и специальностей Общее образование обеспечивает людей теми знаниями, которые отвечают потребностям современного общественно-экономического развития, поэтому техническое и специальное образование, полученное на базе общего среднего, позволяет легко интегрироваться в систему мировой экономики Таким образом, увеличение общеобразовательного компонента в профессиональном образовании молодежи носит универсальный характер

В большинстве европейских стран в 1990-е гг . для того, чтобы производственная сфера могла сохранить конкурентоспособность в условиях демографического спада, перед системой образования была поставлена задача повысить качество подготовки вступающих в трудовой возраст молодых людей То же самое мы можем наблюдать в современном Китае Снижение доли молодежи в структуре трудоспособного населения вследствие политики сдерживания рождаемости компенсируется более высоким уровнем их образования В 2015 г средняя продолжительность обучения населения в трудоспособном возрасте составляет 10,5 лет, а у тех, кто впервые выходит на работу - 13,3 лет

Таблица 1

Показатели повышения качества рабочей силы [8: 43]

2009 2015 2020

Среднее кол-во лет обучения населения в трудоспособном возрасте (годы) 9,5 10,5 11,2

Доля лиц, имеющих высшее образование среди людей в работоспособном возрасте (%) 9,9 15,0 20,0

Среднее кол-во лет обучения у вступающих в трудовую жизнь (годы) 12,4 13,3 13,5

Доля лиц имеющих уровень образования выше обязательного при первичной занятости (%) 67,0 87,0 90,0

Продолженное образование (без отрыва от производства) (млн. чел./раз) 166,00 290,00 350,00

За последние 7 лет, как свидетельствуют данные табл 1, масштабы обучения и повышения квалификации занятого населения выросли более, чем на 50% Китайское государство с 1990-х гг активно внедряет дистанционное, теле- и радио-обучение, которым охвачены миллионы граждан, стимулирует вузы к организации просветительской деятельности среди местного населения Вовлекая в обучение старшее поколение, государство не только повышает общенациональный уровень

подготовки рабочей силы, но и через старших, в первую очередь, женщин, развивает новые культурные потребности и у детей Перекидывая мостки между регулярным и неформальным образованием, китайское руководство создает действенную систему непрерывного образования

Таблица 2

Основные показатели развития образования на уровнях выше обязательного [8: 11]

Численность обучающихся, млн.чел. 2009 2015 2020

Средние школы второй ступени (СШВС), 46,24 45,00 47,00

в том числе,

в средних проф. школах 21,79 22,50 23,50

Вузы (включая все категории обучающихся) 29,79 33,50 35,50

студенты вузов, в том числе: 28, 26 30,80 33,00

магистранты 1,40 1,70 2,00

бакалавры 14,06 15,20 16,20

учащиеся в секторе ВПО 12,80 13,90 14,80

1990-е гг . стали переломными не только для СПО, но и для высшего образования Обучение в вузах стало платным и многоуровневым, менялась структура высшего образования . Принятый в 1998 г. Закон КНР "О высшем образовании" значительно расширил административные возможности вузов, в том числе, предоставив им возможность самостоятельно вести договорную проектно-научную работу и развивать академическую мобильность и научное сотрудничество внутри страны и за рубежом . За 30 лет с 1979 по 2013 гг . численность вузов выросла с 598 до 2491 [2: 52]. Для более четкой структуры финансирования и управления вузы разделили на три категории: центрального подчинения, провинциального и находящиеся под юрисдикцией местных властей

В сектор элитного образования вошли университеты, финансируемые из госбюджета и объединенные в специальные программы развития: Проекты 211 и 985 В "Проект 211" в 1995 г были отобраны 112 университетов, которые отвечали условиям ускоренного развития, т е обладали современной материальной базой и инфраструктурой для ведения учебной и исследовательской деятельности, квалифицированными научно-педагогическими кадрами, сформировавшимися научными школами и традициями В 1998 г в "Проект 985" были выделены 9 наиболее успешно модернизирующихся университетов, которые по примеру американских университетов, членов "Лиги Плюща", призваны стать эталоном высокого качества образования . Их миссия - подготовиться к вызову глобальной технической революции, стимулировать развитие высшего образования, повысить уровень образования и научных исследований вузов [9: 198]. На ускоренное развитие приоритетных университетов государство выделило 30% от всей суммы ассигнований

сектора высшего образования [2: 9]. Благодаря массированным государственным мерам, направленным на повышение качества обучения и эффективности исследовательской деятельности, два вуза континентального Китая - университет Цинхуа и Пекинский университет поднялись на высокие позиции в мировых рейтингах . В репутационном рейтинге "The World Reputation Rankings" 2015 г . они заняли 26 и 32 места [10] .

Остальные вузы были переподчинены провинциальным властям или функционируют на средства местных общин и частных лиц . Из 1170 вузов, реализующих академические программы, 412 были открыты еще до реформы 1999 г Они нацелены на подготовку квалифицированных специалистов широкого профиля 646 - это вузы, возникшие после 1999 г. Из новых вузов 256 созданы на общественно-государственные средства (гунбань), 94 - на коллективные и частные средства (минь-бань), 4 - совместно с иностранными вузами, 292 - независимые частные вузы [2: 052,053]. Как и многие российские вузы, возникшие на гребне волны ажиотажного спроса населения на высшее образование, новые китайские вузы предлагают программы по модным специальностям, не обладая при этом необходимыми научно-педагогическими кадрами и учебно-методическим обеспечением. Выборочное обследование 43 локальных вузов показало, что более половины программ не соответствуют нормативам. Неудивительно, что выпускники локальных вузов не только неконкурентоспособны по сравнению с выпускниками университетов первого эшелона, но и менее востребованы местным рынком труда, чем выпускники высших профколледжей [2: 010] .

В 2012 г. бакалавры составляли примерно 64% всех выпускников, из них только 11% окончили вузы "высшей категории" Остальные 36% - это выпускники программ профессионального обучения, о которых и пойдет речь ниже

Таблица 3

Прием в китайские вузы в 2011-2012 г. [11: 163]

Категория вузов 2011 2012

Всего зачислено (млн.чел), в том числе: 6, 8 6,9

в университеты, входящие в "Проект 985" 0,2 0,2

в университеты, входящие в "Проект 211" 0,5 0,6

в обычные вузы на программы бакалавриата (бэнькэ) 3,6 3,7

в вузы системы ВПО на специализированные программы подготовки (чжуанькэ) 2,6 2,5

Доля студентов ВПО от общей численности всех принятых в вузы (%) 38 36

Пропорции между академическим и профессиональным секторами третичного образования неоднократно менялись, отражая экономические и социальные перемены в стране . В 1981 г. в университетах

обучалось 83%, а в системе ВПО 17% студентов [12: 62] Из-за несбалансированности между структурой профподготовки и запросами рынка труда, предприятия были вынуждены использовать выпускников классических университетов в качестве техников и квалифицированных рабочих Увеличение числа учащихся профессиональных колледжей не только позволяло удешевить подготовку узко специализированных кадров, но и создать новые учебные места В 1990-е гг в стране открылись 500 новых вузов, обслуживающих главным образом потребности местных рынков труда В эти вузы, в отличие от классических университетов, стали принимать и выпускников СПО, благодаря чему у последних тоже появилась возможность повысить свой образовательный статус и профессиональную квалификацию Кроме того, создание связки между средним и высшим звеньями профессионального образования позволяет подтянуть программы СПО до вузовских требований Доля студентов профессионального сектора высшего образования к концу 1990-х гг . выросла до 50% . Однако в 2000-е гг . численность обучающихся ВПО вновь стала падать, а численность студентов общеобразовательных вузов расти

Свидетельствует ли данная тенденция о том, что доминирование академического сектора подготовки над профессиональным обусловлено экономическими потребностями? Данные о кадровых потребностях рынка труда говорят о том, что в 2013 г 80% выпускников высших профессиональных учебных заведений нашли работу сразу, в то время как 2/3 выпускников-бакалавров смогли трудоустроиться лишь в промежутке между полугодом и годом после окончания вуза [13] К этому можно также добавить, что зарплаты выпускников средних и высших профессиональных колледжей растут быстрее, чем у выпускников общеобразовательных вузов

Тем не менее, несмотря на столь ясные сигналы рынка труда, по мере роста масштабов университетского образования профессиональное образование все более теряет привлекательность в общественной шкале ценностей . В 2011-2012 гг. многие учреждения ВПО для выполнения плана приема были вынуждены принимать абитуриентов с очень низким проходным баллом [14: 92] Типичной становится ситуация, когда, получив извещение о зачислении в высший профессиональный колледж, молодые китайцы выбирают другие жизненные траектории: кто-то повторно готовится к поступлению в вуз на академическую программу, кто-то уезжает учиться за рубеж, кто-то устраивается на работу

На наш взгляд, к реальным причинам низкой популярности ВПО можно отнести следующие:

1 . Низкий социальный статус и ограниченная профессиональная мобильность выпускников сферы неакадемического высшего образования. Бакалавры и выпускники колледжей отличаются не по зарплате,

а по статусу Первые, как правило, занимают позиции офисных "белых воротничков", вторые - "синих воротничков" . Анализ профессиональной мобильности выпускников колледжа показывает, что лишь немногим из них удается продвинуться по служебной лестнице [14: 93]

2 . Неудовлетворенность выпускников колледжей условиями труда. Как уже упоминалось, большинство китайских предприятий - это средние и мелкие предприятия, рабочие места на которых не требуют специальной подготовки вне рабочего места Отучившись три года в высших профессиональных колледжах, молодые специалисты занимают одинаковые или даже более низкие карьерные позиции, чем выпускники общеобразовательных школ, не поступившие в вузы В трех основных отраслях китайской экономики - промышленно-фабрич-ной, торгового обслуживания и технического освоения - текучесть кадров составляет почти 30% [15: 13]. Инициаторами увольнения становятся как работодатели, неудовлетворенные качеством подготовки молодых специалистов, так и сами работники из-за своих завышенных ожиданий

3 . Неравномерность социально-экономического развития страны. Государственные заводы, расположенные в промышленных зонах Центрального, Западного и Юго-Западного регионах страны, испытывают перманентный дефицит инженерно-технических кадров Однако молодые специалисты не желают ехать туда, поскольку там хуже условия жизни и ниже зарплаты, чем в мегаполисах Пекина, Шанхае и экономически развитых восточно-приморских городах В 2013 г 71% выпускников вузов обосновались в трех наиболее развитых зонах1 . На остальной обширной территории страны остались менее 30% выпускников того года [16: 52]. Несбалансированное распределение кадров по стране и несоответствие предложения спросу на рабочую силу определенной квалификации приводит к тому, что где-то сохраняется кадровый голод, а где-то на одно место претендует 100 человек. Если говорить точнее, то дефицит рабочей силы в первую очередь испытывают трудоин-тенсивные предприятия, которые нуждаются в дешевой рабочей силе Они не могут предложить выпускникам вузов и профколледжей достойную оплату С одной стороны, уменьшение потока трудовых мигрантов из деревни приводит к нехватке рабочей силы, с другой стороны, многие выпускники вузов остаются безработными, так как не желают работать за гроши

1 В дельте реки Янцзы, включая г . Шанхай, пров . Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси, Аньхой - 27,2%; в дельте реки Жемчужная (Чжуцзян), включая пров . Гуандун, Гуанси, Фуцзянь, Хайнань - 20,2%; в зоне Бохайского залива, включая г . Пекин, г. Тяньцзинь, пров . Шаньдун, Хэбей, Внутренняя Монголия, Шаньси - 23,6%.

4. Слабая заинтересованность предприятий традиционных отраслей промышленности в работниках, обладающих специализированными знаниями В г Вэьчжоу, центре производства экспортной продукции легкой промышленности, местный высший профессиональный колледж провел в 2012 г . опрос кадровиков 100 крупных, средних и малых предприятий с целью выяснить, какие навыки и компетенции наиболее высоко котируются при приеме молодых специалистов на работу Среди значимых характеристик по мере убывания были отмечены следующие: интерес к работе и трудовой энтузиазм, чувство ответственности, профессиональная этика, честность, инициативность, преданность делу, дисциплинированность и инновационность [17: 97] Как видим, профессиональные знания и опыт даже не упомянуты

Это же обследование подтвердило, что ВПО не формируют у обучающихся необходимую деловую культуру и организационное поведение . В числе недостатков, мешающих успешному трудоустройству выпускников высших колледжей, кадровики назвали такие: апатия, отсутствие навыков планирования жизненной карьеры, неуверенность в себе, незнание основ деловой этики, неразвитое чувство ответственности и навыков работы в коллективе [17: 98]

Неразвитость социально-значимых характеристик личности обучающегося в равной мере свидетельствует о неудовлетворительном качестве обучения и о низкой самооценке самих студентов . Вряд ли большим преувеличением будет вывод о том, что китайские высшие и средние профессиональные колледжи становятся социальными институтами, которые закрепляют иерархию китайского общества Обследование 1500 студентов высших профколледжей показало, что 80% учащихся являются выходцами из семей, стоящих ниже среднего класса: 25,5% происходят из семей мелких индивидуальных производителей, а 33% и 21,7% - из семей рабочих и крестьян Очевидно, что дети из семей с низким социальным статусом и культурным капиталом имеют значительно меньше возможностей для вертикальной мобильности [14: 93-94]

Социальную иерархию китайские исследователи отмечают и в наличие внутри страны двух рынков труда: один - для выпускников университетов, которых берут на работу крупные современные предприятия, а другой - для выпускников ВПО, которые трудоустраиваются на средних и мелких предприятиях . Так, в среднеразвитой провинции Чжэцзян 69% выпускников высших профессиональных колледжей работают на предприятиях, где занято до 300 человек, в том числе, 1/4 - на мелких предприятиях, с численностью 50 работников [14: 92] Выпускникам высших профессиональных колледжей труднее прокладывать себе дорогу, чем тем, кто учился в общеобразовательном университете

Как показало обследование, на трудоустройство существенно влияет социальное происхождение выпускников Сложнее всего найти работу оказалось выпускникам обычных вузов, выходцам из сельских семей Доля трудоустроенных молодых горожан, окончивших обычный общеобразовательный вуз составила 88%, а их сельских сокурсников - 70% Выпускники из городских семей устраиваются на более престижную работу. Из них 48% находят место в государственных или партийных организациях, 10% устраиваются в зарубежные фирмы, в то время как у выпускников вузов выходцев из сельской местности эти показатели значительно ниже: 31% и 2,5% То же самое можно сказать и о разнице в зарплатах: 3443 и 2835 юаней . Эта разница главным образом прослеживается у выпускников-бакалавров обычных вузов, в то время как у двух других категорий выпускников она не так существенна [18].

Беспрецедентный рост масштабов среднего и высшего образования на рубеже веков привел к выбросу на рынок труда большого количества молодых людей, обладающих профессиональными знаниями и высокими амбициями Однако из-за несбалансированности потребностей сферы занятости с номенклатурой профподготовки, они часто не востребованы на рынке труда . Если в 2008 г . безработица среди выпускников вузов составляла 9,1%, то к 2011 г. выросла почти в 2 раза (17,5%), а в 2012 г. уже более 1 млн . выпускников из 6,9 млн . чел . не могли найти работу в первые полгода после окончания вуза [15: 13] 2013 г стал очередным "самым трудным" для трудоустройства выпускников вузов

Среди выпускников китайских вузов много тех, чьи профессиональные ожидания оказались неудовлетворенными . В результате выборочного обследования 268 тыс выпускников 2013 г был получена следующая картина трудоустройства Из 7 млн новоиспеченных специалистов через 3 месяца работали 91,8%, но через полгода численность выпускников, имеющих полную или частичную занятость снизилась до 81,8% . Среди оставшихся 2,3% были в процессе создания собственного бизнеса, столько же прекратили поиск работы или возможности продолжения учебы, 0,9% собирались продолжить обучение в магистратуре в стране или за рубежом [16: 52].

Многие китайские ученые еще 10 лет назад предсказывая возникновение трудностей с трудоустройством, называли следующие причины:

• стремительный увеличение масштабов высшего образования, не-подкрепленное экономическими потребностями;

• завышенные ожидания выпускников;

• отсутствие взаимосвязи между структурой высшей подготовки и запросами работодателей .

Выражая неудовлетворенность разрывом в качестве обучения в вузах разных категорий, китайская пресса обвиняет, с одной стороны, малопрестижные вузы в том, что те плодят безработных (более 30% их

выпускников не могут найти работу), а с другой стороны, уличают ведущие вузы в том, что они взращивают утонченных эгоистов [19: 26-27] Как показывает анализ приведенных данных, с одной стороны, в КНР не хватает квалифицированных рабочих, а с другой наблюдается структурная безработица среди выпускников вузов Невостребованные на рынке труда бакалавры идут обучаться в магистратуру и аспирантуру, рассчитывая тем самым повысить свои шансы на успешное трудоустройство по окончании послевузовского обучения В то же время молодые люди, относящиеся ко второму поколению разбогатевших, часто превращаются в нахлебников у своих богатых родителей, не выдерживая конкуренции в образовании и на рынке труда Впрочем, в последние годы структурная безработица становится столь угрожающей, что успешное трудоустройство может обеспечить только окончание престижного университета, входящего в Проект 985 или 211 .

Чтобы переломить неблагоприятные тенденции и разбалансирован-ность сферы подготовки и занятости с 2014 г в КНР введена Программа "Перепрофилирование 600 местных вузов", которая предполагает изменение не только формата локальных вузов, но и всего образовательного пространства, создание дуальной системы высшего профессионального и общего образования . Ученые предлагают, меньшинство университетов из высшего эшелона (категории 985+211) сохранить как научные модели, большинству университетов этой категории и хорошо зарекомендовавшим себя общеобразовательным локальным вузам придать научно-прикладной характер с акцентом на специализацию Остальные местные общеобразовательные вузы и 100 образцовых профколледжей перепрофилировать на реализацию программ прикладного бакалавриата. Результатом реорганизации должно стать объединение в едином пространстве исследовательских, профессионально-технических вузов, устранение стратификации и дискриминации Планируется, что в каждом сегменте высшего образования появятся первоклассные мировые университеты [2: 010]

Поступление на учебу и трудоустройство - это начальное и заключительное звено в единой цепи подготовки квалифицированных кадров Казалось бы, востребованность выпускников на рынке труда является главным козырем в стратегии развития профессионального учебного заведения, но на практике вектор развития большинству вузов задают запросы семей и представления абитуриентов о том, что такое хорошее место работы . Согласимся с оценкой директора центра китайской науки и образования при факультете образовательных наук Гонконгского университета Дж А Постильоне, что дальнейшее реформирование системы высшего образования должно привести не только к изменению представлений людей о превосходстве традиционного академического образования, но и к переоценке культурного капитала, который

общество и работодатели приписывают обладателям профессионально-технического диплома [20: 25]

В новом веке КНР от производства продукции с низкой себестоимостью переходит к созданию высокотехнологичной экономики . В 2010 г . электронная продукция уже превысила 30% экспорта из Китая [21: 8] Очевидно, что для развития инновационной сферы высокотехнологичного производства требуются иного качества кадры, чем те, которые обеспечили промышленный успех Китая на рубеже столетий Возникла потребность в специалистах, обладающих широким кругозором, системными знаниями и умением работать на стыке разных областей, т е теми компетенциями, которые плохо формируют узкоспециализированные программы обучения Но потребность в специалистах высокой квалификации достаточно ограничена

Запросы государства относительно уровня и объема образования, как известно, определяются потребностями экономики . Образовательная политика Китая направлена на то, чтобы придать массовому образованию профессиональный характер, и одновременно обеспечить элитному образованию высокую мировую конкурентоспособность . Однако запросы общества относительно уровня и объема образования не в полной мере регулируются потребностями экономики и приоритетами государства, что и демонстрирует нам современный Китай

Традиции мелкого частного предпринимательства в развитых и ряде развивающихся странах позволяют человеку, владеющему собственным, пусть и маленьким бизнесом, чувствовать личную и социальную значимость своего труда Свобода выбора и достойное материальное вознаграждение сглаживают социальные различия . В странах, где долгое время сохранялась социальная дискриминация при поступлении в вузы, ограничение свободы передвижения в виде приписки к месту жительства, сильнее ощущалось стремление стать не только богатым, но и уважаемым . И в СССР, и в КНР долгое время формировались фальшивые ценности и искусственные барьеры в карьерном росте, поэтому окончание вуза было одной из немногих открытых дверей если не в клуб избранных, то к стабильному общественному положению Стремление во что бы то ни стало поступить в вуз, даже если полученная профессия не сулит высоких заработков, порождает в китайском обществе устойчивое представление о самоценности университетского диплома

Для того чтобы профобразование обрело высокий статус, оно должно обеспечивать выпускников знаниями и навыками, востребованными на сегодняшнем рынке труда, но одновременно создавать мотивацию и возможность для дальнейшего переобучения, позволяющего конкурировать за новые современные рабочие места, число которых растет по мере перехода страны от индустриальной к инновационно-технологической модели развития . Очевидно, что в современном Китае назрела

потребность в изменении модели профессиональной и психологической подготовки подрастающего поколения к производству технологически сложной и наукоемкой продукции, однако сохраняется противоречие между установкой правительства на подготовку специалистов, способных к созданию новых технологий и существующим дисбалансом в профессиональной подготовке, а также традиционными ценностями и культурой трудовой деятельности

Список литературы

1. Чжунго цзяоюй люйпишу 2000 (Зеленая кни-

га образования в Китае 2000). Пекин: Изд-во Образование и наука, 2000. 316 с.

ЖШ±. 2015, 332Жо Blue Book of Education. Annual Report on China's Education (2015). ). Chief -Editor Yan Dongping. Social Sciencies Academic Press (China) 2015 332 p

3 . Гун Шанбао. Судьбу китайской экономики определяет малый и средний бизнес. // Китай, 2012, № 4 (78), С. 31-32.

4 . Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь. Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования учащимися средних общеобразовательных школ в сельских районах Китая . // Вопросы образования, 2012 № 2. С. 140-158.

5 . The 2006 Green Paper on Education in China . Пекин: Из-во "Образование и наука", 2006. 234 с.

6 . Журнал Китай, рубрика «Общество», 2012, № 6 (80). с. 12.

7 . Yellow Book on Education in China 2011 . China: Hubei Jiaoyu Chubanshe, 2011 С 367

8. - Гоцзячжунчан-

ци цзяоюй гайгэ хэ фачжань гуйхуа ган яо (2010-2020 гг ) Среднесрочная и долгосрочная государственная стратегия реформы образования и планирования развития образования (2010-2020 гг. ). 29/07/10 (URL: http://www. gov. cn/jrzg/2010-07/29/content_1667143. htm 20. 03. 2016)

9 . Ли Ланьцин. Образование для 1,3 миллиарда (Экс-вице-премьер КНР Ли Ланьцин на десятилетней работе реформы и развития китайского образования) Пекин, 2007 611 c

10 . Two Chinese Universities Climbs up World University Reputation Rankings. (URL: http://www. chinadaily. com. cn/china/2015-03/12/content_19788078. htm 20. 03.2016)

11. Ш-.

ж (Чжунго цзяоюй ланьпи шу 2014 (Синяя книга образования в Китае 2014) Пекин, 2014 с 160-175

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Машкина О. Профессиональное образование в КНР . М: МАКС Пресс, 2004. С . 96 .

13 . Yojana Sharma. Major reform as 600 universities become polytechnics . // University World News, 12 June 2014, Issue No: 324.

14. Zhang Yaoxiang. Analysis on the Phenomena of "Better Employment, but Difficult Enrollment" in Vocational Education // Educational Research, 2013, N5, p. 90-95.

15. Gu Shenzu, Wang Min, Li Rui. Reform and Adjustment of Education in the Structural Condition and Employment // Educational Research, 2013, N5, p. 12-19 .

16 . Наиболее популярная специальность - Архитектура . Отчет о занятости выпускников Китая 2014. // Китай, 2014, № 7 (105), с. 52-53.

17 . Li Xiaojuan. Research on the Evaluation of Quality Ability of Vocational College Students// Educational Research, 2013, N5, p . 96-103.

18. • (URL: http://news . xinhuanet .

com/local/2015-01/26/c_127419105 20.03. 2016)

19 . Цян Чжа, Ван Чуаньи. Системные перемены в Китае . // Международное высшее образование, 2014, № 76, с. 26-28.

20 . Джерард А. Постильоне . Китай: реформа «гаокао» (национальной системы всеобщих выпускных экзаменов) // Международное высшее образование, 2014, № 76, с 24-26

21 . Внешняя торговля Китая . // Китай, 2012, № 4 (78), с. 8 .

vocational education in china: economic needs and social expectations

O. A. Mashkina

The article analyzes the reasons for polarization of general education and vocational training in the education system of China.

Key words: vocational education, the academic sector, economic and social needs, unemployment, graduates ' expectations, structural imbalance.

Сведения об авторе

Машкина Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. Тел. (495) 939-42-80. E-mail: olya-m@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.