Научная статья на тему 'Социально-экономические последствия избыточного образования в Китае и России'

Социально-экономические последствия избыточного образования в Китае и России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
382
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ И РОССИИ / ИЗБЫТОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / БЕЗРАБОТИЦА / НЕСТАБИЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ПРЕКАРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голиусова Юлия Вячеславовна, Фенглианг Ли

Феномен избыточного образования особенно остро проявляется в странах с переходной экономикой. Это связано с курсом на массовизацию высшего образования. Такая тенденция наблюдается во многих развитых странах Запада, и она была подхвачена странами БРИКС, экономики которых с трудом справляются с таким наплывом молодых специалистов высшей квалификации. Обладатели университетских дипломов заранее обречены на поиск работы по специальности и полученной квалификации, поскольку система образования не ориентирована в необходимой мере на потребности рынка труда. В масштабной экономике Китая этот феномен уже стал особенно заметен и приобрёл социальное значение. Российская система профессионального образования также уже более десятилетия стоит на пути избыточного образования. В статье рассмотрены в сравнительном контексте особенности избыточного образования в российском и китайском обществах. Особое внимание уделяется основным социально-экономическим последствиям избыточности высшего образования в двух странах. На основе анализа данных социологических исследований были выявлены проблемы адаптации выпускников вузов двух стран к условиям рынка труда молодых специалистов, проведено сопоставление полученных результатов. Значительное внимание уделяется способам трудоустройства выпускников в России и Китае, их ценностным ориентациям в сфере труда, их профессиональным ожиданиям. Особого рассмотрения заслуживает проблема компактного проживания нестабильно занятых молодых специалистов в Китае, которые образуют колонии, называемые китайскими социологами муравейниками. Делается попытка систематизировать те меры, которые предпринимают правительства России и Китая для минимизации негативных последствий сложившейся ситуации для экономик двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические последствия избыточного образования в Китае и России»

Ю. В. Голиусова, Ли Фенглианг

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ

ГОЛИУСОВА Юлия Вячеславовна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, учёный секретарь Центра исследования социальной структуры и социального расслоения ИС РАН, ygoliusova@yandex.ru.

ФЕНГЛИАНГ Ли — доктор философии, адъюнкт-профессор Университета Циньхуа, Пекин, dagger@tsinghua.edu.cn.

Аннотация. Феномен избыточного образования особенно остро проявляется в странах с переходной экономикой. Это связано с курсом на мас-совизацию высшего образования. Такая тенденция наблюдается во многих развитых странах Запада, и она была подхвачена странами БРИКС, экономики которых с трудом справляются с таким наплывом молодых специалистов высшей квалификации. Обладатели университетских дипломов заранее обречены на поиск работы по специальности и полученной квалификации, поскольку система образования не ориентирована в необходимой мере на потребности рынка труда. В масштабной экономике Китая этот феномен уже стал особенно заметен и приобрёл социальное значение. Российская система профессионального образования также уже более десятилетия стоит на пути избыточного образования. В статье рассмотрены в сравнительном контексте особенности избыточного образования в российском и китайском обществах. Особое внимание уделяется основным социально-экономическим последствиям избыточности высшего образования в двух странах. На основе анализа данных социологических исследований были выявлены проблемы адаптации выпускников вузов двух стран к условиям рынка труда молодых специалистов, проведено сопоставление полученных результатов. Значительное внимание уделяется способам трудоустройства выпускников в России и Китае, их ценностным ориентациям в сфере труда, их профессиональным ожиданиям. Особого рассмотрения заслуживает проблема компактного проживания нестабильно занятых молодых специалистов в Китае, которые образуют колонии, называемые китайскими социологами муравейниками. Делается попытка систематизировать те меры, которые предпринимают правительства России

и Китая для минимизации негативных последствий сложившейся ситуации для экономик двух стран.

Ключевые слова: высшее образование в Китае и России, избыточное образование, трудоустройство выпускников, молодые специалисты, безработица, нестабильная занятость, прекаризация.

Во многих странах мира, в том числе в Китае и России, в последние десятилетия активно реформируются системы образования. Это реформирование обусловлено мировыми тенденциями развития образовательной сферы, такими как рассмотрение образования в качестве ресурса развития общества и государства; глобализация образования, требующая встраивания в мировое образовательное пространство; установка на качество образования, развитие личности обучающихся, становление компетентности участников образовательного процесса.

Реформы, проводимые в образовании Китая, являются примером удачного сочетания элементов развития и стабильности, соединения современных тенденций, подходов, теорий, методов, с собственной национальной традицией [см.: 1].

В крупных городах созданы огромные университетские комплексы, по своему оснащению не уступающие мировым аналогам, имеющие высокие места в мировых образовательных рейтингах. Всё это происходит благодаря поддержке китайского правительства, которое в 1999 г. сделало ставку на повышение уровня образования китайской молодёжи, на «массовизацию» [см.: 2, с. 42-43].

Справедливо считается, что Китайская система образования впитала лучшие традиции мировых образовательных систем. За основу была взята советская система образования, дополненная элементами Болонской и Британской систем. В таких идеальных, рафинированных условиях большинство китайских школьников видят себя в будущем только в качестве белого воротничка с заветным дипломом о высшем образовании ведущего китайского или иностранного вуза.

Но что же дальше? Диплом есть, а работы, соответствующей этому диплому, нет и не предвидится в обозримом будущем. Вот основная проблема, которую предстоит решить китайскому руководству в ближайшее время. Да и не только китайскому, Россию также не обошла подобная проблема, только с некоторыми оговорками. Что же происходит в Китае и какая невидимая связь существует между нашими странами?

Итак, что же представляет собой система высшего образования Китая? После окончания полной средней двенадцатилетней школы выпускники сдают экзамен «гаокао», чем-то напоминающий российский ЕГЭ. По результатам этого экзамена молодой человек может претендовать на зачисление в тот или иной вуз в зависимости от полученных баллов. Вузы в Китае ранжированы проходному баллу, т.е. абитуриент сразу знает свой «потолок». Естественно, самые престижные — столичные вузы и вузы крупных городов, таких как Пекин, Шанхай, Нанкин, Гуаньчжоу и др.

Высшее образование не является обязательным, оно платно. В среднем семья тратит на обучение одного ребёнка в университете в год от 900 до 5000 юаней при среднем годовом доходе городской семьи в 5000 юаней [см.: 3], что показывает неравенство в доступе к образованию. О сельском населении речи вообще не идёт, т.к. доходы сельских семей в несколько раз ниже. В России фактически происходит то же самое. Качественное высшее образование всё больше носит элитарный характер, несмотря на наличие бесплатных бюджетных мест в вузах, поскольку семьи с низким достатком и из сельской местности, а также удалённых поселений Сибири, Севера и Дальнего Востока не имеют возможности обучать своих детей на третьей ступени [см.: 4, с. 13-14].

В 1993 г. в Китае был определён общий перечень дисциплин для бакалавриата, который делится на два уровня: основной (бэнькэ) и специальный (чжуанькэ). Основной уровень представляет собой полный курс бакалавриата, студент получает не только практические навыки, но и теоретические знания в выбранной им области. Что касается специального уровня, то остановившиеся на нём студенты имеют квалификацию, схожую с российской профессионально-технической (колледж, техникум). Работодатели в данном случае выбирают либо теоретически подкованных бакалавров, либо практически обученных выпускников, освоивших краткосрочные программы.

Параллельно процессу «массовизации» образования начался процесс «инфляции дипломов». Китайские работодатели отреагировали на увеличение численности выпускников вузов тем, что стали ужесточать требования к кандидатам на те или иные позиции в их организациях. Рынок труда мгновенно пополнился рядами безработных выпускников высших учебных заведений [см.: 5].

В России выбор осуществляется между бакалаврами, специалистами и магистрами. Чаще всего работодатель плохо представляет себе

различие между этими ступенями обучения, поэтому предпочтение отдается самой высокой ступени — магистрам, хотя требования к занимаемой позиции, как правило, вполне соответствуют уровню бакалавра или специалиста. С этой точки зрения, процессы, происходящие в двух странах, идентичны и приводят к общему результату — дисбалансу на рынке труда, прекаризации социально-трудовых отношений и безработице среди молодых специалистов с высшим образованием.

Рассмотрим статистические показатели эффективности высшей школы Китая и России. Интерес вызывает не простая констатация фактов, а сравнительная характеристика двух систем: российской и китайской.

Итак, численность студентов, обучающихся в вузах двух стран различается. При этом если в России за последние пять лет число студентов стабильно уменьшается, то в Китае количество студентов неуклонно растёт (табл. 1).

Интересно, что на 10 000 чел. в России в 2012 г. приходилось 424 студента [см.: 7], а в Китае всего 176 [рассчитано по: 6]. В России каждый год выпускается около 1 млн молодых специалистов, в Китае в 2013 г. выпуск специалистов перевалил через рубеж в 7 млн, что не могло не отразиться на рынке труда Китая.

Проблемы безработицы среди выпускников вузов актуальны для многих стран мира. Россия и Китай здесь не исключение. В 2012 г. среди российских безработных в возрасте 20-24 лет около 20 % имели высшее образование. Китайская статистика по этому вопросу даёт следующие результаты (рис. 1).

Данные по двум странам схожие, но если учесть, что на душу населения студентов, а, следовательно, и выпускников в Китае меньше, то это крайне тревожная ситуация. Это означает, что на рынке труда требуются менее квалифицированные специалисты и ценность высшего образования понижается. Данный феномен получил название

Таблица 1

Численность студентов высших учебных заведений по странам (тыс. чел.)*

Страна 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г.

Китай 5561 15618 17388 18849 20210 21447 22318 23913

Россия 4741,4 7064,6 7309,8 7461,3 7513,1 7418,8 7049,8 6073,9

*Данные рассчитаны по: [6; 7].

«избыточное образование», или, как это принято называть в зарубежной литературе, over-education [см.: 8].

Из данных на рис. 1 видно, что те, кто менее образован, имеют гораздо больше шансов трудоустроиться, чем те, кто лучше образован. Иначе говоря, существует обратная корреляция между образовательным уровнем и лёгкостью трудоустройства.

По данным китайского исследовательского института MyCOS, в 2013 г. уровень занятости среди выпускников магистратуры в стране составил всего 26 %, среди бакалавров — 35 % [см.: 9].

Это и неудивительно, китайское экономическое чудо было обусловлено развитием трёх секторов экономики: экспортоориентиро-ванных производственных, строительных и крупных энергетических отраслей тяжёлой промышленности, в которых доминирует государство. Ни один из этих секторов не предполагает большое число рабочих мест для «белых воротничков», подходящих для выпускников университетов.

Наоборот, низкоквалифицированные работники, имеющие начальное и неполное среднее образование, особенно молодые «рабочие мигранты» из сельских районов Китая, могут легко найти работу в области транспорта, строительства и ресторанного бизнеса. Это особенно ярко проявляется в юго-восточных и прибрежных провинциях, таких как Гуандун и Фуцзянь, а также в крупных городах, включая Пекин и Шанхай. В настоящее время такого рода предприятия ищут, привлекают

Начальное образование 4,2

Неполное среднее образование 8,1

Полное среднее и среднеспециальное образование 8,2

Профессиональное образование 11,3

Высшее образование

Рис. 1. Уровень безработицы в возрастной группе от 21 до 25 лет по уровню образования

Источник: China Household Finance Survey (2012)

и удерживают работников. Это, в свою очередь, ведёт к продолжающемуся росту заработной платы в данных отраслях [см.: 10].

Из этого следует фундаментальная проблема китайского рынка труда: безработица среди молодёжи в Китае — это, скорее, структурный, нежели циклический вопрос — в стране не создано достаточное число рабочих мест для высокообразованной молодёжи. В 2013 г., было подсчитано, что по крайней мере 600 000 выпускников всё ещё не нашли работу. Плюс к этому приблизительно 7 млн студентов, оканчивающих университеты, из которых (в первый год после окончания вуза) сразу трудоустроиться смогут далеко не все.

Решение проблемы возможно, по мнению китайских исследователей, по крайней мере, двумя способами: 1) учебные заведения должны обеспечить такое качество образования, чтобы выпускники смогли удовлетворить спрос на высококвалифицированные кадры на рынке труда; 2) заинтересованные лица (студенты высших учебных заведений, работодатели, чиновники) должны расширить информационные каналы поиска работы, и снизить информационную асимметрию между выпускниками и рынком труда [см.: 2, с. 48].

Российские же реалии таковы, что в безработные также попадает экономически активная молодёжь, что негативно влияет на экономику страны. Так, в 2012 г. почти 10 % экономически активного населения в возрасте 15-29 лет являлись безработными. Причём пик безработицы среди имеющих высшее образование приходился на возраст 20-24 лет. Этот факт говорит о том, что трудоустроится после окончания высшего учебного заведения достаточно сложно. Среди безработных в возрасте 15-29 лет 23 % составляют окончившие высшее учебное заведение. По данным исследовательского центра кадрового интернет-портала «Superjob», в июне 2014 г. в Москве чаще всего соискателями были мужчины в возрасте 25-29 лет с высшим образованием [см.: 11]. Трудоустройство на работу, не связанную с полученной специальностью,— это ещё одна проблема, ведущая молодёжь в группу нестабильно занятых. В основном на молодёжном рынке труда требуются работники со средним специальным образованием. Однако, судя по данным (рис. 2), занимать такие позиции приходится выпускникам вузов.

Но что же происходит на молодёжном рынке труда реально?

По данным исследования «Начало карьеры, студенты», проведённого порталом «Career» в июле 2014 г. среди городов-миллионни-ков (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск Екатеринбург, Нижний

Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Пермь, Воронеж) [см.: 12], Москва — единственный город, в котором конкуренция при поиске работы среди молодёжи ниже, чем в целом по рынку труда. Если говорить про долю вакансий для молодых специалистов в каждом регионе, то в Москве в 2014 г. на вакансии для молодых специалистов пришлось около 13 % от общего спроса в регионе (или каждая 8-я вакансия на рынке труда в Москве). В Нижнем Новгороде и Казани каждая 13-я вакансия была ориентирована на молодого специалиста, в Санкт-Петербурге — каждая 11-я вакансия.

Продавец-консультант

Менеджер по продажам

Стажёр 4,7

Менеджер по работе с клиентами 3,3

Кассир 3,0

Администратор магазина, зала, гостиницы и пр. 2,3

Мерчендайзер 1,5

Курьер 1,4 ■■

Секретарь 1,4 ■■

Офис-менеджер 0,9 ■

Промоутер 0,8 ■

Помощник бухгалтера 0,7 ■

Ассистент отдела 0,7 ■

Официант 0,6 ■

Оператор ПК 0,5 ■

Торговый представитель 0,5 ■

Менеджер по персоналу 0,5 ■

Телемаркетолог 0,4 ■

Ассистент руководителя 0,4 ■

Бармен 0,4 ■

Рис. 2. Топ-20 ваканшй (по числу) в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты» в России, 2 квартал 2014 г., % Источник: [12].

Большинство российских вакансий, размещённых в сфере «Начало карьеры, студенты», во 2 квартале 2014 г. предполагали полную занятость. Самый высокий показатель отмечен в Воронеже — 89 %о, а самый низкий — в Красноярске и Челябинске — 73 %.

Вакансий, предлагающих частичную занятость для молодых специалистов, больше всего было опубликовано в Челябинске — 24 %. Стажировки чаще всего встречались в Санкт-Петербурге и Воронеже — 4 %% от общего числа вакансий, размещённых в сфере «Начало карьеры, студенты».

В начале 2014 г. конкуренция среди соискателей при поиске работы в сфере «Начало карьеры, студенты» совокупно была в среднем в два раза выше, чем в целом по рынку труда, т.е. напряжённость на рынке труда молодых специалистов выше.

Что касается требуемого работодателем образовательного уровня, то в целом по России в 42 %% вакансий для молодых специалистов, в которых упоминалось об образовании как таковом, речь шла о высшем образовании (рис. 3).

Скорее всего, эти данные свидетельствуют не о потребности в высококвалифицированных кадрах, а о завышенных требованиях работодателей. Так, если соотнести данные на рис. 2 и 3, то получается, что продавец-консультант или менеджер по продажам должны непременно иметь высшее образование, что лишено всякого здравого смысла. Феномен «девальвации дипломов» происходит, когда высшее образование связано не с уровнем профессиональной подготовки и компетентностью, а просто рассматривается как определённый уровень общей

4200%

1400%

4400%

РОССИЯ

5600%

МОСКВА

5100%

2000%

2900%

РЕГИОНЫ

]среднее образование[

-I другое

высшее образование Ш

Рис. 3. Распределение вакансий по уровню требуемого образования в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты», 2 квартал 2014 г., % Источник: [12].

культуры. О профессиональных и коммуникационных навыках, которые в различной степени востребованы на рынке труда, говорят следующие данные (рис. 4).

Действительно, молодёжь, окончившая вуз, должна уметь грамотно изъясняться на русском языке, быть уверенным пользователем ПК, уметь продать товар. Перекос? Скорее всего, проблема кроется в низком уровне полного среднего образования, которое в последнее время своей задачей ставит не «воспитание гармонично развитой, грамотной личности», а нацелено на сдачу тестов ЕГЭ, зачастую не дающего

Грамотная письменная и устная речь 19,5

ПК навыки: MS Office (Word, Excel PowePoint) 7,1

Навыки продаж 3,6

Презентационные навыки 1,6 ■

Навыки ведения переговоров 1,7 ■

Аналитические навыки 1,1 ■

Управленческие навыки 0,07 1

Организаторские навыки 0,04 1

Стратегическое планирование 0,03 |

Системный подход 0,03 1

Рис. 4. Топ-10 навыков в вакансиях в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты», 2 квартал 2014 г., % Источник: [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 квартал 2014 г. 2 квартал 2014 г.

Техническое (инженерное, математическое, физическое и пр.) 36 32

Экономическое (финансы, управление, маркетинг и пр.) 36 42

Юридическое 16 13 ^Ж

Гуманитарное (РК лингвистика, филология, журналистика, социология и пр.) 6 1 6 ■

Медицинское 4 1 5 1

Химико-биологическое 2 1 2 1

Рис. 5. Упоминаемость образования в вакансиях в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты», Россия, % Источник: [12].

никаких представлений об уровне знаний и умений выпускника. Поэтому только диплом о высшем образовании может хоть как-то гарантировать работодателю наличие у претендента на должность продавца-консультанта вышеуказанных навыков.

Чаще всего в начале 2014 г. работодатели указывали на необходимость наличия у претендента высшего технического (инженерного, математического, физического) образования (рис. 5).

Эти данные показывают, что основными работодателями, скорее всего, выступали торговые организации, реализующие технику

УФА 7,3 3,3

ОМСК 6,7 3,2

КАЗАНЬ 6,6 3,3

РОСТОВ-НА-ДОНУ 3,2 1

ВОЛГОГРАД 5,0 3,2

ВОРОНЕЖ 5,0 2,4

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 4,6 3,6

САМАРА 4,1 2,8

КРАСНОЯРСК 2,2 1

ЧЕЛЯБИНСК 3,6 2,3

НОВОСИБИРСК 3,0 2,2

ЕКАТЕРИНБУРГ 2,6 2,1

МОСКВА 2,5 3,1

ПЕРМЬ 2,5 1,9 1

НИЖНИЙ НОВГОРОД 2,3 2,1

начало карьеры, студенты рынок труда в целом

Рис. 6. ИИ-индекс во 2 квартале 2014 г., соотношение числа резюме и вакансий Источник: [12].

и комплектующие, поэтому для них важно было наличие у соискателей технического образования.

Для определения напряжённости на рынке труда кадровые агентства используют ЬЬ-индекс, который выражается в соотношении числа выложенных резюме и предложенных работодателями вакансий. Высокий показатель индекса говорит о том, что работодателю легче найти себе сотрудника, так как у него есть широкий выбор, а вот соискателю сложнее трудоустроиться, поскольку конкуренция при поиске работы высокая. Низкий показатель индекса, напротив, невыгоден работодателю, так как соискателей мало и выбор среди них ограничен. Соискатели же наоборот, могут диктовать свои условия при трудоустройстве, поскольку они являются дефицитными специалистами на рынке. На рис. 6 показано соотношение ЬЬ-индекса по регионам в сравнении с индексом по рынку труда в целом.

Из рисунка мы видим, что напряжённость у молодых специалистов во многих городах примерно в два раза выше, чем в целом по рынку труда этих городов. Молодые специалисты с высшим образованием испытывают сложности с трудоустройством, хотя при этом остаются оптимистами. По данным онлайн-опроса, проведённого компанией HeadHunter в июне 2014 г., 6 % молодых специалистов, находящихся в данный момент в поиске работы, утверждают, что сейчас трудоустроиться очень сложно, но в целом тенденция положительная, хотя растёт число неопределившихся (рис. 7)1.

1400% 3500% 3000% 500% 1700%

2013

1200% 1 квартал 2014 3600% 2900% 500% 1800%

600% 2 квартал 2014 3600% 2800% 500% 2400%

очень сложно совершенно не сложно

скорее сложно нет однозначного мнения

скорее не сложно

Рис. 7. «По Вашим ощущениям, в Вашей профессиональной области сложно найти работу?» (критерий - сложности с поиском работы), % Источник: [12].

1 Опрос проведён с 16 по 30 июня 2014 г. среди 131 работника компаний, разместивших резюме в сфере «Начало карьеры, студенты».

Рост числа неопределившихся, возможно говорит о том, что молодёжь отчаявшись найти работу, отвлеклась от поиска работы на другие проблемы.

Каждый второй работник признаётся, что трудоустройство в данный момент для него является критичным и серьёзно отражается, в том числе, и на жизнедеятельности семьи. Тем не менее, 20 % опрошенных, не имеющих работы в данный момент, утверждают, что занятость для них некритична (рис. 8).

В настоящее время 45 % опрошенных готовы пойти на снижение зарплатных ожиданий ради сохранения работы или гарантированного трудоустройства на новое место (рис. 9).

Эти данные свидетельствуют о том, что молодые специалисты готовы на снижение свои притязаний ради стабильной занятости, уверенности в завтрашнем дне.

Страх перед будущим, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие стабильности, карьерного роста — всё это признаки прекари-зации, уязвимости трудовых отношений. Во многих странах мира

.. , 5500% Ищу работу и не работаю 3 600% 900%

,, , , 8000% Ищу работу, работаю в дан- ^^^^^^^^^^^^^^^^ ный момент (не подработка) 1 2000%

Критично I Некритично I Затрудняюсь ответить

Рис. 8. Критичность поиска работы для соискателя и/или его семьи, % Рассчитано по: [12].

4500% 2013 3000% 2500%

3900% 1 квартал 2014 3500% 2500%

4500% 2 квартал 2014 2900% 2600%

да нет I_I затрудняюсь ответить

Рис. 9. «Готовы ли Вы снизить свои зарплатные ожидания ради сохранения работы или гарантированного трудоустройства на новое место?» (Критерий — готовность снизить зарплатные притязания), % Источник: [12].

заговорили о проблеме нестабильности занятости, особенно подчёркивая отсутствие уверенности в завтрашнем дне такой уязвимой социальной группы как молодёжь [см. подробнее: 13-16].

В зарубежной социологии одними из первых на данный феномен обратили внимание японские исследователи. Для подобной социальной группы был введён отдельный термин «freeter», упомянутый в научной литературе в конце 1980 г. и обозначивший тогда молодых людей, которые отказывались становиться постоянными работниками в организации и надеялись найти более престижную работу [см.: 17]. Изначально проблема рассматривалась лишь в контексте изменения отношения молодёжи к работе и труду.

В начале 1990-х гг. число молодых людей, которые не смогли найти постоянную работу, увеличилось. Проблема касалась уже не только тех, кто не хочет работать «по-старинке», но и тех, кто хотел бы трудиться, но не смог найти подходящей работы. Они вынуждены были искать временную работу и стали называть себя «freeters».

Подобные процессы происходят в Китае. В стране появились новые молодёжные группы, находящиеся в состоянии прекаризации. С лёгкой руки китайского социолога Лиан Си в социальной структуре Китая появился новый класс йицу (англ. Ant tribe) — «муравьи». Это «молодые выпускники с низким доходом, которые живут в коммунах». Им от 22 до 29 лет, у них законченное высшее образование, месячный доход около 2000 юаней (около 10 000 рублей) и нет гуанси (связей, помогающих в трудоустройстве). По словам Лиан Си, «Они умны, трудолюбивы, но никому не известны и мало оплачиваемы». Окончив университеты в крупных городах Китая, молодые специалисты не торопятся домой в провинцию, а оседают в пригородах, основывая колонии — «муравейники». «Муравейник» — это многоэтажное общежитие с комнатами примерно по 12 квадратных метров, в которых проживает два-три человека. На 70-80 жильцов приходится одна кухня, один санузел [см.: 18]. Перебиваются «муравьи» случайными заработками, часто работая не по специальности и занимаясь низкоквалифицированным трудом. Эту работу они считают временной, надеясь в ближайшем будущем обрести постоянное место работы, которому соответствует полученное образование. Однако «муравейник» затягивает, освободиться из него достаточно сложно, поскольку с каждым годом его население увеличивается. Конечно, власти Китая пытаются решить проблему трудоустройства выпускников, просят их снизить уровень

притязаний и согласиться на место на самом низком уровне, но проблема пока решается с трудом. Колонии пытались расселять, но они образуются на новых местах. Жители пригородных деревень строят на своих участках многоэтажки, комнаты в которых сдают внаём «муравьям». Правительство поощряет самозанятость выпускников вузов. Так в Китае была создана краудфандинговая платформа «Dreamore. com» [см.: 19]. Любой желающий может разместить здесь свой бизнес-проект и получить на него финансирование от спонсора. По словам основателя онлайн-площадки Ду Мэнцзе, который сам находился в своё время в подобном положении, «дом без фундамента невозможно построить», поэтому нужно получить опыт работы. Об этом говорят и чиновники из Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР, делая акцент на завышенные требования выпускников китайских вузов к будущей работе. Они призывают выпускников отказаться от части притязаний в пользу стабильности рабочего места [см.: 20]. К слову сказать, в Китае самым престижным местом трудоустройства считается госсектор, так как оно гарантирует хороший соцпакет: медицинскую страховку, льготы при покупке жилья. Конкурс на работу в госструктурах составляет 77 человек на место.

Решать проблему пытаются и через влияние на сами вузы, призывая их сокращать число студентов, отслеживать их профессиональные траектории, повышать качество образования. В ближайшие годы проблема трудоустройства выпускников будет актуальна для китайских специалистов, особенно в связи с тем, что процессы, протекающие в обществе, способствуют образованию новых социальный общностей, таких как «муравейники». В своей книге «Колония муравьёв» Лиан Си пишет: «Поодиночке муравьи, возможно, слабы, однако, когда они вместе, ждите катастрофы» [21].

В России, подобных «freetes» и «ant tribe», социальных и географических общностей пока не наблюдается. Однако такие группы — это наше недалёкое будущее. Скорее всего выплески протеста будут подобны флешмобу, стихийно возникающим, спонтанным акциям, поэтому терять бдительность и успокаиваться российскому правительству не стоит. В России так же, как и в Китае, предпринимается ряд мер, способствующих разрешению проблем трудоустройства выпускников вузов. Наша проблема была описана ещё в 70-е гг. ХХ в. известным советским социологом В. Н. Шубкиным. Общими словами ситуацию можно описать так: чем меньше требуются специалисты в той или

иной области на рынке труда, тем больше конкурс в вузах на эти специальности. Сегодня правительство России пытается решить проблему перепроизводства юристов и экономистов, и нехватки инженеров. Предпринимаются попытки работы с бывшими студентами в службах занятости, где сразу после университетской скамьи им предлагают переобучение и переподготовку по требующимся на рынке труда специальностям. Последним нововведением является то, что вузы заставят вести статистику трудоустройства выпускников, что будет отражаться в их рейтингах. Предпринимаются попытки сократить число высших учебных заведений, особенно филиалов вузов в регионах России. Эффективность предпринятых мер оценит время. Если в России не появятся в ближайшее время прекаризированные группы (классы) молодёжи, значит политика государства в данной области успешна.

* * *

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Китайская и российская системы образования находятся в процессе реформирования. Однако последствия этих реформ несколько отличаются. Если результатом реформы в Китае становится увеличение числа студентов и выпускников, то в России при сокращении количества вузов число студентов падает. При этом последствия реформ в обеих наших странах схожи — это безработица и нестабильная занятость выпускников вузов. Важным следствием реформ стала «девальвация дипломов». Работодатели, рассматривая целый ряд молодых специалистов с высоким уровнем образования, предлагают претендентам должности, которые не требуют высшего образования. Таким образом, в России и Китае есть, например, немало продавцов и кассиров в супермаркетах с высшим образованием. При этом выпускники двух стран показывают неувядаюший оптимизм, надеясь в будущем на улучшение их социального статуса и достойное место в социальной иерархии.

Тем не менее, в настоящее время положение выпускников в Китае и России несколько отличается. Процессы, которые происходят в китайском обществе, находятся в тренде мировых событий. Таким образом, китайские социологи обнаружили и назвали новый социальный класс,— йицу (англ. Ant Tribe). Китайское правительство пытается решить эту проблему и сгладить последствия. Российские выпускники вузов, имеющие сложности с трудоустройством, разрознены, поэтому следует ожидать их объединения, может быть, в период, когда социальная напряжённость и напряжённость на рынке труда достигнут предела.

Распространение таких группировок может привести к массовым протестам в других группах. Именно в непредсказуемости ситуации заложен эффект неразорвавшейся бомбы — может лежать в течение сотен лет, и может взорваться сейчас. Этот вид неопределённости увеличивает рискогенность российского общества и непредсказуемость последствий социальных беспорядков. Российские и китайские исследователи должны объединить усилия в изучении этого нового, но особенно значимого социального феномена для развивающихся экономик России и Китая.

Литература

1. Fengliang, L.; Ding, X. The Expansion of Higher Education, Employment and Over-education in China // International Journal of Educational Development. 2008. N 28 (6). P. 687-697.

2. Fengliang, L.; Yandong, Z.; Yongpo, T. Job search and over-education: Evidence from China's labour market for postgraduates // Perspectives in Education. 2010. N 28 (2).

3. Сидорова А. Проблема безработицы среди выпускников вузов КНР в свете реформы высшего образования // Теория Китай. URL: http:// www.ru.theorychina.org/view2489/society/201209/t20120928235361. shtml (26.07.2014).

4. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодёжь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСПиМ, 2014. 547 с.

5. Fengliang, L.; Morgan, W. J.; Ding, X.; Hou, L. The Choices and Effects of Institutional Embeddedness: Evidence from China's Highly Transitional Graduate Labour Market // China: An International Journal. 2012. N 10 (3). Pp. 42-62.

6. China statistical yearbook. 2013 // [Сайт Государственного статистического бюро Китая.] URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2013/indexeh. htm (26.07.2014).

7. Образовательные организации высшего образования (на начало учебного года) // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1. htm (26.07.2014).

8. Li Fengliang. Financing higher education: Lessons from China // Irish Educational Studies. 2012. N 31(2). P. 192.

9. Иванов И. Рост числа выпускников вузов усиливает безработицу в Китае. URL: http://www.epochtimes.rU/content/view/83841/4/ (26.07.2014).

10. Tse, T.; Esposito, М. Youth unemployment in China: A crisis in the making. 2014. URL: http://www.cnbc.eom/id/101433696# (26.07.2014).

11. Рынок труда Москвы, июнь 2014. URL: http://www.superjob.ru/research/ articles/111575/rynok-truda-moskvy-iyun-2014/ (30.07.2014).

12. Рынок труда для молодых специалистов России // Career.ru. URL: http://career.ru/article/15140 (30.07.2014).

13. Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наёмного труда. С-Пб.: Алетейя, 2009. 574 с.

14. Standing, G. The Precariat — The New Dangerous Class. London: Bloomsbury, 2011.

15. Dörre, K. Entsteht eine neue Unterschicht? Anmerkungen zur sozialen Frage in die Politik // Working Papers: Economic Sociology. Germany. Jena. 2007. № 1.

16. Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества // «Социологическая наука и социальная практика». 2013. № 3. С. 5-15.

17. Reiko, K. Youth Employment in Japan's Economic Recovery: "Freeters" and "NEETs" // Сайт журнала «Япония в фокусе». URL: http:// www. japanfocus.org/-kosugi-reiko/2022# (15.08.2013).

18. Wei, W. Ant tribe swarms to new villages // China Daily.com. China Daily Information. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/cndy/2010-08/12/ content_11141746.htm (29.07.2014).

19. Йинг Ч. Выпускники китайских вузов меняют стратегию поиска работы // CNTV.com. URL: http://cctv.chtv.cn/2014/05/04/ VIDE1399182482153778.shtml (29.07.2014).

20. Китайский рынок труда: вопрос трудоустройства становится для выпускников вузов всё острее // Центральное телевидение Китая. URL: http:// www.cntv.ru/2013/07/17/ARTI1374024509204425.shtml (29.07.2014).

21. Lian, Si (ed.) Yi Zu: Daxue Biyesheng Jujucun Shilu (Ant Tribes: A Survey of the [Urban] Villages Inhabited by University Graduates). Guilin: Guangxi Normal University Press, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.