' ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^
Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений
Гурулева Татьяна Леонидовна - д-р пед. наук, доцент. E-mail: gurulevatatiana@mail.ru
Российский государственный социальный университет, Москва, Россия
Адрес: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1
Институт Дальнего Востока РАН, Москва, Россия
Адрес: 117997, г. Москва, Нахимовский пр-т, 32
Бедарева Наталия Игоревна - магистрант. E-mail: natalybedareva@gmail.com Российский государственный социальный университет, Москва, Россия Адрес: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1
Аннотация. В статье рассмотрены такие формы образовательного сотрудничества России и Китая, как участие в деятельности сетевых университетов ШОС и БРИКС и создание совместных образовательных учреждений. Проведён анализ образовательных моделей Университета ШОС, определена роль базовых российских и китайских вузов в реализации приоритетных направлений подготовки специалистов для стран-участниц ШОС. Описаны образовательные модели, приоритетные направления подготовки, планируемые к реализации в сетевом университете БРИКС, а также вузы - члены СУ БРИКС с российской и китайской стороны. Исследован вопрос о совместных образовательных учреждениях (СОУ) в Китае: дано определение СОУ, используемое в китайских нормативных документах, проведён статистический анализ СОУ Китая, созданных совместно с зарубежными вузами. Исследованы образовательные модели четырёх СОУ России и Китая, функционирующих на территории КНР. Сделан вывод о роли России и Китая в развитии мирового образовательного пространства и перспективах сотрудничества двух стран в создании совместных образовательных учреждений.
Ключевые слова: российско-китайское образовательное сотрудничество, университет ШОС, сетевой университет БРИКС, совместные образовательные учреждения, программы двойных дипломов, программы включённого обучения
Для цитирования.: Гурулева Т.Л, Бедарева Н.И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 108-123.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-108-123
Введение
Одной из форм международного образовательного сотрудничества является реализация совместных образовательных программ (СОП). Эта форма широко распространена как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Россия принимает активное участие в разработке и реализации совместных образовательных программ как с западными странами, так и
со своими восточными соседями [1; 2]. В Азиатском регионе самое активное сотрудничество в области реализации совместных образовательных программ Россия осуществляет с КНР [3-6]. Согласно проведённому нами исследованию на сегодняшний день Россия и Китай реализуют 125 китайско-российских СОП и примерно равное количество российско-китайских СОП [7; 8]. Российско-китайские СОП реализуются не только в ву-
зах-партнёрах, но и в сетевых университетах ШОС и БРИКС. Это означает, что с 2008 г. российско-китайское образовательное сотрудничество обрело новый формат - партнёрство в рамках сетевых университетов. Кроме того, новейшее время ознаменовалось появлением его новой формы - совместных образовательных учреждений.
Сетевые университеты с участием России и Китая
Для развития интеграции и сотрудничества в области образования, науки и технологий, оптимизации механизма самостоятельной мобильности студентов с целью подготовки высококвалифицированных кадров регионального формата, содействия эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях страны-участницы международных региональных интеграционных группировок создают сетевые университеты. Идея сетевого университета заключается в объединении в единую сеть существующих университетов для подготовки специалистов по определённым областям. В настоящее время сетевыми университетами с участием России и Китая являются университеты ШОС и БРИКС, которые созданы по одной модели.
Первым вузом международного регионального интеграционного объединения стал Университет ШОС (УШОС) [9]. Идеология создания университета была документально закреплена станами-участниками ШОС на совещании министров образования государств-членов ШОС в г. Астана 28 октября 2008 г.1. В 2011 г. принята Хартия Университета Шанхайской организации со-трудничества2. В настоящее время универ-
1 Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. 15 июня 2001 года. URL: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=83
2 Хартия Университета Шанхайской органи-
зации сотрудничества. 7 ноября 2011 года, Мо-
сква. URL: http://cok.opredelim.com/docs/100/ index-12920832.html
ситет ШОС объединяет в образовательную сеть университеты Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Белоруссии. УШОС имеет свою интернет-платформу на русском, китайском и английском языках. Целями создания университета ШОС заявлены следующие:
- укрепление взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами;
- развитие интеграционных процессов в области образования, науки и технологий;
- придание нового импульса расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества;
- расширение для молодёжи возможностей получать качественное современное образование, а для педагогов и учёных - развивать научные контакты;
- содействие эффективному сотрудничеству стран-участниц в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях3.
В рамках УШОС планируется подготовка специалистов по различным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран-участниц: энергетике, экологии, машиностроению, металлургии, материаловедению, строительству, транспорту, ТЭК, истории, лингвистике, 1Т-технологиям. Приоритетными областями подготовки являются регионове-дение, экология, энергетика, 1Т-технологии, нанотехнологии, педагогика и экономика.
Подготовка осуществляется по следующим уровням образования:
- бакалавриат (четыре года, при необходимости можно пройти дополнительные языковые курсы);
- магистратура (два года); аспирантура (три года, предусмотрена двусторонними соглашениями);
- докторантура (три года);
3 Университет Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://uni-sco.ru/stat/2/ stat 2.html
- программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дистанционного и очно-заочного образования.
Модель Университета ШОС представляет собой взаимодействие университетов государств-членов ШОС, являющихся базовыми вузами по соответствующим областям подготовки в своей стране. Например, МГУ, МГИМО (У), МГЛУ являются базовыми вузами по регионоведению, РУДН - по реги-оноведению и экологии и т.д. Среди китайских вузов Пекинский университет
является базовым по регионоведению и нанотехнологиям, Университет Цинхуа (Ш - по регионоведению, энергетике и нанотехнологиям, Северо-восточный педагогический университет -по регионоведению, экологии, педагогике и экономике и т.д.
В 2012 г. на базе Даляньского университета иностранных языков (^Й^НЩ®^^) был создан национальный ректорат УШОС с китайской стороны. Основные задачи ректората со стороны КНР - администрирование деятельности УШОС в КНР, координация деятельности 20 китайских вузов-партнёров УШОС, а также стратегические исследования развития УШОС [10]. Всего в работе Университета ШОС принимают участие 21 российский и 20 китайских университетов. Из них в подготовке в области регионоведе-ния участвуют 42,9% всех российских вузов и 70% всех китайских вузов, в области экологии - 38,1% и 25%, энергетики - 19% и 35%, IT-технологий - 28,6% и 40%, нанотехноло-гий - 19% и 25%, педагогики - 23,8% и 10%, экономики - 47,6% и 25% соответственно. Помимо России и Китая в университет ШОС входят 14 казахских, 8 кыргызских, 10 таджикских и один белорусский вуз4.
Задачей базовых вузов каждой страны является согласование программ подготовки аспирантов, магистров и бакалавров, реали-
4 Университет Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://uni-sco.ru/country/6/ country_6.html (дата обращения 23.11.2018)
зуемых в рамках образовательных стандартов своих стран, с целью создания единых учебных программ Университета ШОС по приоритетным областям подготовки. Страны-участницы осуществляют согласование образовательных программ в следующем порядке: аспирантура, магистратура, бакалавриат.
Студент, обучающийся по программе УШОС, имеет возможность начиная с любого семестра продолжить своё образование в базовом иностранном вузе, который реализует данную программу. При этом максимальный срок пребывания и количество иностранных вузов-партнёров не ограничиваются. Минимальным сроком обучения в иностранном вузе является один семестр. По итогам обучения студент получает диплом вуза, в котором он начал обучение или проучился наибольший срок (не менее 60% времени), и сертификат Университета ШОС (на начальном этапе создания Университета ШОС). Впоследствии вместо сертификата Университета ШОС планируется выдавать единый диплом Университета ШОС. Также здесь реализуются программы двух дипломов. В этом случае по окончании обучения студент получает два диплома - своего вуза и зарубежного университета (если он провёл в нём не мене 30% времени обучения)5.
В университете ШОС предусмотрены две формы обучения: по квотам и на контрактной основе. Страны-участники Университета ШОС ежегодно согласованно выделяют квоты на приём студентов в свои университеты. Квоты выделяются только для студентов, обучающихся за счёт бюджета Университета ШОС. Бюджет университета формируется долевыми взносами стран-участниц, квоты выделяются пропорционально долевым взносам. Студенты, обучающиеся на контрактной основе, самостоятельно покрывают расходы на своё обучение. Количество
5 Университет Шанхайской организации со-
трудничества. Схема обучения в Университете ШОС. URL: https://urfu.ru/ru/intemational/ setevye-proekty/universitet-shos/_
студентов этой группы не квотируется и определяется по согласованию между базовыми вузами.
В настоящее время Университет ШОС работает не в полном формате. Страны-участницы обозначили причины данного явления:
- отсутствие нормативной базы для взаимного признания совместных дипломов всеми государствами-членами ШОС;
- частичное несовпадение образовательных стандартов государств-членов;
- отсутствие интернет-линий высокой пропускной способности, что затрудняет полноценное использование современных электронных сред обучения, мультимедийных и телекоммуникационных технологий;
- сложность согласования форм и механизмов совместного финансирования в соответствии с нормами принятия решений в ШОС.
Несмотря на трудности, естественные для реализации проекта такого масштаба и такой сложности, сетевой Университет ШОС осуществляет свою деятельность уже в течение 10 лет, начиная с 2008 г. [11].
На 2018/2019 учебный год Россией выделено 350 мест для обучения иностранных граждан в российских университетах по совместным образовательным программам. Всего за 10 лет работы ШОС (2008-2018 гг.) Россией было выделено 1759 бюджетных мест для обучения по совместным программам подготовки магистров в рамках Университета ШОС в российских вузах6.
По сути, речь идёт о создании единых учебных программ, соответствующих государственным образовательным стандартам стран-участниц проекта Университет ШОС, т.е. о совместных образовательных программах, в результате которых выдаётся диплом основного вуза (в котором обучающийся начал обучение, либо в котором проучился более 60% времени), а также сертификат Уни-
6 О выделении бюджетных мест на 2018/2019 учебный год для Университета ШОС. URL: http:// uni-sco.ru/news/65/2018_03_02.html
верситета ШОС. Таким образом, речь идёт о совместных образовательных программах включённого обучения. Поскольку в дальнейшем вместо сертификата планируется выдавать единый диплом, то реализуемые в рамках университета совместные образовательные программы приобретут вид СОП двойного диплома, а степень, присваиваемая Университетом ШОС, по своему типу будет сетевой, т.е. присуждаемой в результате освоения образовательной программы в нескольких (возможно, более чем в двух) университетах единой сети. Кроме того, в УШОС возможно обучение по совместным программам двух вузов; в этом случае совместная программа будет реализована как программа двойного диплома.
По аналогичной модели начинает работать Сетевой университет БРИКС (СУ БРИКС). Согласно Форталезской декларации, принятой по итогам шестого саммита БРИКС 15 июля 2014 г., стороны поддерживают инициативу по созданию сетевого университета7. Согласно Принципам создания и функционирования Университета БРИКС «СУ БРИКС представляет собой открытый образовательный проект, который будет развиваться в ассоциации с Лигой университетов БРИКС, осуществляющей проекты сотрудничества. Деятельность СУ БРИКС направлена на формирование нового поколения высокомотивированных специалистов высокой квалификации, обладающих навыками критического мышления, способностью принимать и реализовывать нестандартные решения экономических и социальных проблем, коммуникативными навыками взаимодействия в поликультурной среде, а также способных сочетать традиционные знания с современными технологиями и наукой. Университет действует как сетевой проект, не предполагающий создания жёстких ор-
7 Форталезская декларация. URL: 1ш^://ми-нобрнауки.рф/документы/5364/файл/.../Форта-лезская%20декларация.pdf
ганизационных форм, таких как ректорат, секретариат и т.д.»8.
СУ БРИКС будет осуществлять обучение по совместным программам магистратуры и аспирантуры (PhD) по шести приоритетным направлениям: энергетика, информатика и информационная безопасность, исследования стран БРИКС, экология и изменения климата, водные ресурсы и нейтрализация загрязнений, экономика. Программы совместной подготовки магистров и аспирантов позволят осуществлять академическую мобильность студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников университетов стран БРИКС, а также совместное руководство диссертационными проектами, в рамках которых ведутся партнёрские исследования.
Совместные образовательные программы СУ БРИКС будут представлять собой как программы включённого обучения (обучение в течение одного семестра и более), так и программы двойных степеней (дипломов). Таким образом, в результате освоения совместных образовательных программ студенты будут получать один, два и более университетских дипломов, а также сертификат Сетевого университета БРИКС.
Российская сторона утвердила перечень из 12 вузов, принимающих участие в работе СУ БРИКС9, Китай - 11 вузов в качестве участников СУ БРИКС. Вузы-участники СУ БРИКС с российской и китайской сторон представлены в таблице 1.
По оценкам экспертов, СУ БРИКС может объединить около 50 вузов10. Проблемы ор-
8 Принципы создания и функционирования Сетевого университета БРИКС. URL: https://mpei. ru/internationalactivities/partnership/Documents/ nu_brics/Principles_NU_BRICS_RUS.pdf
9 Приказ Министерства образования и науки РФ № 99 от 10 февраля 2016 года «Об утверждении перечня образовательных организаций высшего образования - участников Сетевого университета БРИКС». URL: https://минобрнауки. рф/документы/7876
10 Сетевой университет БРИКС заработает через
два года. URL: https://www.ucheba.ru/article/3272
ганизации университета обсуждаются на ежегодных конференциях СУ БРИКС. Так, 3-я ежегодная конференция прошла с 5 по 7 июля 2018 г. в Университете Стелленбо-са (Universiteit Stellenbosch, г. Стелленбос, ЮАР). Повестка встречи - консолидация образовательной повестки БРИКС, а также выделение стратегических направлений исследований. Результатами конференции стали: укрепление сотрудничества и обменов между членами сети университетов БРИКС; расширение взаимодействия и научно-исследовательского обмена между международными тематическими группами (МТГ) СУ БРИКС; укрепление связи между университетами стран БРИКС, а также выработка рекомендаций по укреплению партнёрства в области образования и научных исследова-ний11. Исследователи отмечают, что сетевой подход важен для обеспечения текущих потребностей стран БРИКС12 [12; 13].
Оценивая деятельность сетевых университетов интеграционных группировок ШОС и БРИКС в целом, можно отметить, что они нацелены на создание общего образовательного пространства стран-членов. Создание Университета ШОС является решающим фактором усиления евразийского образовательного пространства России, а также придаёт евразийский характер образовательным пространствам других членов-участников проекта. Сетевой университет ШОС формирует общее евразийское образовательное пространство, напоминающее по своему характеру европейское пространство высшего образования (ЕПВО), отличаясь от последнего активным участием в нём ведущих вузов региона и более чёткой организацией взаимосвязи между ними. СУ БРИКС, в свою очередь, является уникальным опытом создания общего мирового образовательного пространства стран, находящихся на
11 Встреча представителей СУ БРИКС в ЮАР. URL: https://we.hse.ru/brics/news/219632795.html
12 Учёные оптимистичны относительно будущего Сетевого университета БРИКС. URL: https:// we.hse.ru/brics/news/219172308.html
Таблица 1
Вузы, входящие в СУ БРИКС с российской и китайской сторон
Сторона-участница СУБРИКС Перечень вузов
Россия 1. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ. 2. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 3. Московский физико-технический институт (государственный университет). 4. Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС". 5. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 6. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". 7. Национальный исследовательский университет "МЭИ". 8. Национальный исследовательский Томский государственный университет. 9. Российский университет дружбы народов. 10. Санкт-Петербургский государственный университет. 11. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. 12. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Китай 1. Фуданьский университет(ЙЖ^^). 2. Чжэцзянский университет 3. Хунаньский университет (ШШ^^). 4. Цзилиньский университет 5. Сычуаньский университет (ИЛ№^). 6. Политехнический университет Хуачжун (^Фйй^^). 7. Пекинский педагогический университет (^ЬЖЙЩ^^). 8. Синаньский университет (ШШ^^). 9. Хэнаньский университет 10. Северо-восточный университет лесной промышленности 11. Северо-китайский университет водных ресурсов и электроэнергии
разных континентах: в Евразии, Африке и Южной Америке. Важнейшей чертой двух сетевых университетов является сохранение уникальности национальных систем образования с одновременным расширением возможности академической мобильности, образовательного и научного сотрудничества стран-участников, направленного на развитие этих стран, а также на развитие самих интеграционных объединений.
СОУ в системе образования Китая
Согласно китайским нормативным документам совместное образовательное учреждение с иностранными партнёрами (Ф^Ь zhбngwai hëzu6 Ьапхиё ^ои) -это образовательное учреждение, совместно организованное на территории Китая, основным контингентом которого являются китайские граждане (^Э^^ШШ^ФЭ^
Практика создания совместных образовательных учреждений (СОУ) в КНР достаточно распространена. Согласно данным Министерства образования КНР, на конец 2018 г. в стране зарегистрировано и действует 85 совместных с иностранными партнёрами образовательных учреждений13. Из них 48 осуществляют подготовку по программам
13 Бэнькэ чжунвай хэцзо баньсюэ цзигоу юй сян-му (хань нэйди юй ган тай дицюй хэцзо баньсюэ цзигоу юй сянму) миндань: [Перечень совместных учреждений и совместных программ бакалавриата Китая с иностранными государствами (включая совместные учреждения и программы Китая с Гонконгом и Тайванем)]; Шоши чжунвай хэцзо баньсюэ цзигоу юй сянму (хань нэйди юй ган тай дицюй хэцзо баньсюэ цзигоу юй сянму) миндань: [Перечень совместных учреждений и совместных программ магистратуры Китая с иностранными государствами (включая совместные учреждения и программы Китая с Гонконгом и Тайванем)]. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn/index.php/default/ index/sort/1006
Таблица 2
Совместные образовательные учреждения КНР, имеющие статус юридического лица
Название СОУ Партнёры Год образования
Ноттингемский университет в г. Нинбо Чжэцзянский университет Ваньли; Ноттингемский университет (Великобритания); 2005
Пекинский педагогический университет -Объединённый международный институт Гонконгского баптистского университета Пекинский педагогический университет; Объединённый международный институт Гонконгского баптистского университета (Гонконг) 2005
Сианьский университет путей сообщения -Ливерпульский университет Сианьский университет путей сообщения; Ливерпульский университет (Великобритания) 2006
Нью-Йоркский университет в г. Шанхай (±.тт±щ Восточно-китайский педагогический университет; Нью-Йоркский университет (США) 2012
Университет Дьюка в Куньшане Уханьский университет; Университет Дьюка (США) 2013
Университет Кеап в г. Вэньчжоу Вэньчжоуский университет; Университет Кеап (США) 2014
Китайский университет Гонконга в г. Шэньчжэнь (ШН)) Шэньчжэньский университет; Китайский университет Гонконга (Гонконг) 2014
Израильский политехнический институт в пров. Гуандун (ЛШШЯ1Ж) Шаньтоуский университет Израильский политехнический институт (Израиль) 2015
Пекинский политехнический университет -Московский государственный университет в г. Шэньчжэнь Пекинский политехнический университет; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Россия) 2017
бакалавриата, 22 - по программам бакалавриата и магистратуры, 15 - по программам магистратуры и выше. Больше всего совместных образовательных учреждений в КНР с Великобританией (19), на втором месте - с США (15), на третьем - с Францией (11), на четвёртом - с Германией (9), на пятом - с Австралией (6), на шестом - с Гонконгом (5), на седьмом - с Россией (4), далее - с Республикой Корея (3). По одному совместному образовательному учреждению - у Ирландии, Польши, Японии, Нидерландов, Тайваня, Канады, Израиля, Новой Зеландии, Дании, Бельгии, Финляндии. Также есть два трёхсторонних образовательных учреждения: первое совместно образовано КНР, США и Великобританией, второе - КНР, США и Канадой.
Из всех 85 совместных образовательных учреждений юридическими лицами являются всего девять, остальные работают без образования юридического лица. В таблице 2 при-
ведены СОУ Китая с зарубежными странами, являющиеся в КНР юридическими лицами.
В перечнях, публикуемых на сайте Министерства образования КНР по программам бакалавриата и магистратуры и выше, указаны как совместные образовательные программы, так и совместные образовательные учреждения КНР. Подобно совместной образовательной программе, информация о каждом совместном образовательном учреждении представлена в информационной карточке. В ней указывается: название СОУ; является ли СОУ юридическим лицом; место нахождения СОУ; имя законного представителя СОУ; названия вузов-партнёров; ректор или администратор; требуется ли выплата вознаграждения вузу-партнёру; уровень и вид образовательной деятельности; система образования (период обучения); масштабы образовательной деятельности (контингент обучающихся); даты начала и окончания приёма обучающихся (годы); критерии отбора
студентов (согласно государственному плану набора в общие высшие учебные заведения); участие в едином экзамене для поступающих на программу бакалавриата (гаокао) / для поступающих на программу магистратуры; осуществляется ли отбор в соответствии с государственной политикой отбора на обучение по программам бакалавриата и магистратуры); наименование специальностей или дисциплины, по которой реализуется обучение в СОУ; документы об образовании, выдаваемые каждой стороной; контролирующий орган (всегда Министерство образования КНР); регистрационный номер СОУ; дата окончания деятельности СОУ.
Совместные образовательные учреждения Китая и России
Согласно данным Министерства образования КНР, совместно открытыми с Россией являются четыре образовательных учреждения, находящихся на территории Китая (представлены в порядке создания):
1. СОУ Цзянсуский педагогический университет - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
2. СОУ Пекинский политехнический университет - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
3. СОУ Вэйнаньский педагогический университет - Московский педагогический государственный университет;
4. СОУ «Международный художественный институт Харбинского педагогического университета» Харбинский педагогический университет - Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова.
СОУ Цзянсуский педагогический университет - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого открылся в 2016 г., ведёт подготовку по программам бакалавриата. Основная информация о СОУ представлена в таблице 314.
14 Здесь и далее информация о СОУ Китая и России представлена с сайта Министерства обра-
СОУ Пекинский политехнический университет - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова открылся в 2017 г. Ведёт подготовку по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Первый набор составил 135 абитуриентов: 115 китайцев и 20 иностранцев. Китайские студенты приехали из Пекина и семи провинций страны, включая Гуандун, Аньхой, Фуц-зянь и др. Занятия в СОУ ППУ-МГУ ведутся в основном на русском языке, а также на китайском и английском. Перед обучением студенты проходят интенсивный курс русского языка. Ключевой задачей китайско-российского проекта является подготовка «трилинг-вов» - специалистов, владеющих китайским, русским и английским языками, которые смогут внести достойный вклад в развитие китайско-российского взаимодействия и в строительство Экономического пояса Шёлкового пути и Евразийского экономического союза15. Как подчеркнул представитель Министерства образования и науки России в Китае И. Поздняков в интервью 6 июня 2018 г., доля преподавателей из МГУ в совместном образовательном учреждении будет составлять не менее 50%16. Информация о СОУ ППУ-МГУ представлена в таблице 4.
СОУ Вэйнаньский педагогический университет - Московский педагогический государственный университет открылся в 2017 г., осуществляет подготовку по программам бакалавриата. Информация о совместном учреждении представлена в таблице 5.
зования КНР http://www.crs.jsj.edu.cn/index.php/ default/index/sort/1006
15 Университет ППУ - МГУ принял первых 135 студентов. URL: https://www.msu.ru/ press/smiaboutmsu/universitet-ppu-mgu-prinyal-pervykh-135-studentov.html
16 Э чжу хуа шигуань: эюй цзай хуа пуцзи чэнду будуань тигао сюэшэн жэньшу чао лю вань жэнь: [Посольство России в Китае: степень распространения русского языка в Китае непрерывно растёт. Количество изучающих русский язык превысило 60 тыс. человек]. URL: http://sh.qihoo.com/ pc/9c768656ed360ed3a?sign=360_e39369d1
Таблица 3
СОУ Цзянсуский педагогический университет -Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Название СОУ Цзянсуский педагогический университет -Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Юр. лицо Нет
Место нахождения пров. Цзянсу, г. Сюйчжоу, р-н Цзяван, ул. Юйсай 2 Законный представитель Хуа Гуйхун
Вузы-партнёры Цзянсуский педагогический университет Ректор/администратор Чжу Шунь
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Уровень и вид образования Подготовка по программам бакалавриата; подготовка по программам магистратуры с получением степени иностранного вуза Период обучения Бакалавриат: 4 года Магистратура: 2 года
Контингент Обучается 1200 человек согласно годовому плану набора Цзянсуского педагогического университета. Ежегодно производится набор бакалавров (280 чел.), из них по специальности «Проектирование, производство и автоматизация механизмов» - 80 чел.; «Электроника» - 80 чел.; «Электронная информационная инженерия» - 80 чел.; «Промышленное проектирование» - 40 чел. Набор в магистратуру иностранного вуза - 1 раз в год (40 чел.) Сроки начала и окончания приёма Бакалавриат: 2016-2020 гг. (один набор каждый год). Магистратура иностранного вуза: 2016-2018 гг.
Критерии набора Бакалавриат: контингент включён в государственный план набора в общие высшие учебные заведения; набор по результатам участия в едином государственном экзамене (гаокао), в соответствии с правилами и требованиями набора абитуриентов. Магистратура иностранного вуза: самостоятельный набор (критерии набора не могут быть ниже критериев Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого)
Наименование специальностей Бакалавриат: Проектирование, производство и автоматизация механизмов (080202Н), Электроника (080702Н), Электронная информационная инженерия (080701Н), Промышленное проектирование (080205Н). Магистратура иностранного вуза: Машиностроение (Кон-структорско-технологическое обеспечение машиностроительных производств), Оптическая техника (Инфокоммуникационные технологии и системы связи)
Документы об образовании Китай. Бакалавриат - диплом об окончании программы общего высшего образования -программы бакалавриата, диплом о присвоении степени бакалавра. Магистратура иностранного вуза: нет
Россия. Бакалавриат: Бакалавр техники и технологии по направлению «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», Бакалавр техники и технологии по направлению «Электроника и микроэлектроника», Бакалавр техники и технологии по направлению «Телекоммуникации», Бакалавр дизайна по направлению «Дизайн» (выезжающим в иностранный вуз-партнёр; вузы-партнёры осуществляют перезачёт периода мобильности, на территории Китая выдаётся диплом иностранного вуза-партнёра; выдача диплома иностранного вуза-партнёра на территории Китая осуществляется независимо от того, выезжал ли обучающийся в иностранный вуз-партнёр). Магистратура иностранного вуза: Магистр по направлению подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», Магистр по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».
Контролирующий орган Министерство образования КНР
Регистрационный номер СОУ MOE32RSA02DNR20161737N
Дата окончания деятельности СОУ 31 декабря 2024 года
Примечания Нет
Изменения Нет
Таблица 4
СОУ Пекинский политехнический университет -Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Название СОУ Пекинский политехнический университет - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (г. Шэньчжэнь) Юр. лицо Да
Место нахождения пров. Гуандун, г. Шэньчжэнь, р-н Лунган, юго-запад Даюнь синьчэн Законный представитель Чжао Пин
Вузы-партнёры Пекинский политехнический университет Ректор / администратор Чжао Пин
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Выплата вознаграждения Нет
Уровень и вид образования Бакалавриат, магистратура иностранного вуза, аспирантура иностранного вуза Период обучения Бакалавриат: 4 года. Магистратура: 2-3 года. Аспирантура: 3-4 года.
Контингент Общее количество - 5 000 чел. Ежегодный набор в магистратуру -600 чел., в аспирантуру - до 40 чел. Сроки начала и окончания приёма Бакалавриат: 2017-2062 гг. Магистратура 2017-2063 гг. Аспирантура 2018-2062 гг. (один набор в год)
Критерии набора Бакалавриат. Для китайских граждан: контингент включён в государственный план набора в общие высшие учебные заведения; участие в едином государственном экзамене (гаокао), на основании результатов гаокао проводится комплексная оценка, в которой результат гаокао составляет 60%, испытания вуза - 30%, оценка учебных качеств - 10%. Для иностранных граждан: согласно принципам набора в МГУ и ППУ на основании результатов вступительных испытаний. Магистратура иностранного вуза: самостоятельный набор (критерии набора не могут быть ниже критериев набора на подобные программы МГУ). Аспирантура иностранного вуза: самостоятельный набор (критерии набора не могут быть ниже критериев набора на подобные программы МГУ).
Наименование специальностей Бакалавриат: Мировая экономика и торговля (020401Н), Обучение русскому языку (Иностранные языки и литература 0502Н), Математика и прикладная математика (070101Н), Материаловедение и инженерия (080401Н)
Документы об образовании Китай: Нет.
Россия: Бакалавриат - диплом бакалавра по направлению «Экономика», диплом бакалавра по направлению «Филология», диплом бакалавра по направлению «Прикладная математика и информатика», диплом бакалавра по направлению «Химия, физика и механика материалов». Магистратура: диплом магистра по направлению «Экономика», диплом магистра по направлению «Филология», диплом магистра по направлению «Прикладная математика и информатика», диплом магистра по направлению «Химия, физика и механика материалов», диплом магистра по направлению «Экология и природопользование», диплом магистра по направлению «Биология». Аспирантура: диплом аспиранта по направлению «Экономика», диплом аспиранта по направлению «Филология», диплом аспиранта по направлению «Прикладная математика и информатика», диплом аспиранта по направлению «Химия, физика и механика материалов», диплом аспиранта по направлению «Экология и природопользование», диплом аспиранта по направлению «Биология». Свидетельство о профессиональной подготовке в МГУ.
СОУ: диплом об окончании программы общего высшего образования - программы бакалавриата, диплом о присвоении степени бакалавра. Свидетельство об обучении (на курсах подготовки).
Контролирующий орган Министерство образования КНР
Регистрационный номер СОУ MOE44RUA01INR20161795N
Дата окончания деятельности СОУ 31 декабря 2066 года
Примечания Нет
Изменения Нет
Таблица 5
СОУ Вэйнаньский педагогический университет - Московский педагогический государственный университет
Название СОУ Вэйнаньский педагогический университет - Московский педагогический государственный университет Юр. лицо Нет
Место нахождения пров. Шэньси, г. Вэйнань, р-н Линьвэй, ул. Чаоян, центральный сектор Законный представитель Дин Дэкэ
Вузы-партнёры Вэйнаньский педагогический университет Ректор / администратор Лян Цзин
Московский педагогический государственный университет Выплата вознаграждения Нет
Уровень и вид образования Бакалавриат Период обучения 4 года
Контингент Общее количеств обучающихся - 1200 чел. (согласно единому планированию набора обучающихся в Вэйнаньский педагогический университет). На каждую специальность ежегодно принимается 100 чел. Сроки начала и окончания приёма 2017-2021 гг. (один набор в год)
Критерии набора Контингент включён в государственный план набора в общие высшие учебные заведения; набор по результатам участия в едином государственном экзамене (гаокао), в соответствии с правилами и требованиями набора абитуриентов.
Наименование специальностей Музыковедение (130202Н), Изобразительное искусство (130401Н), Дошкольное образование (040106Н)
Документы об образовании Китай: диплом об окончании программы общего высшего образования - программы бакалавриата в Вэйнаньском педагогическом университете, диплом о присвоении степени бакалавра
Россия: диплом бакалавра МПГУ: Педагогическое образование: (направленность (профиль) образовательной программы: Музыка); Педагогическое образование: (направленность (профиль) образовательной программы: Изобразительное искусство); Педагогическое образование: (направленность (профиль) образовательной программы: Дошкольное образование).
Контролирующий орган Министерство образования КНР
Регистрационный номер СОУ MOE61RUA02DNR20161768N
Дата окончания деятельности СОУ 31 декабря 2025 года
Примечания Нет
Изменения Нет
СОУ «Международный художественный институт Харбинского педагогического университета»: Харбинский педагогический университет - Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова открылся в 2018 г., осуществляет подготовку по программам магистратуры. Информация о совместном учреждении представлена в таблице 6.
В настоящее время готовится к открытию новое совместное образовательное учреждение - Харбинского политехнического университета и Санкт-Петербургского университета. В Харбине уже открыто представительство СПбГУ, что является предвари-
тельным шагом в его создании. Ключевыми направлениями работы представительства СПбГУ в ХПУ станут реализация образовательных программ по модели двух дипломов, проведение совместных исследований и мероприятий: научных конференций, экспертных круглых столов, телемостов и др. Кроме того, представительство призвано стать центром продвижения русского языка и культуры России в Китае. Под совместное учреждение в Харбине планируется строительство университетского кампуса17.
17 Ректор СПбГУ: мы сделали ещё один шаг к открытию российско-китайского университета. URL: https://spbu.ru/press-center/press-relizy/
Таблица 6
СОУ «Международный художественный институт Харбинского педагогического университета»
Название СОУ «Международный художественный институт Харбинского педагогического университета» Юр. лицо Нет
Место нахождения Пров. Хэйлунцзян, г. Харбин, р-н Наньган, ул. Хэсин, 50 (кампус Цзяннань Харбинского педагогического университета) Законный представитель Сунь Лицзюнь
Вузы-партнёры Харбинский педагогический университет Ректор / администратор Ли Ган
Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова Выплата вознаграждения Нет
Уровень и вид образования Магистратура Период обучения 2 года
Контингент Общее количество обучающихся - 150 чел. (согласно единому планированию набора обучающихся в Харбинский педагогический университет). Ежегодный набор - 75 чел. (30 - по специальности «Живопись», 30 - по специальности «Гравюра», 15 - по специальности «Скульптура»). Сроки начала и окончания приёма 2018-2035 (один набор в год)
Критерии набора Контингент включён в государственный план набора в общие высшие учебные заведения; набор по результатам участия в едином государственном экзамене (гаокао), в соответствии с правилами и требованиями набора абитуриентов.
Наименование специальностей Живопись, Гравюра, Скульптура
Документы об образовании Китай: диплом об окончании программы общего высшего образования - программы бакалавриата, диплом о присвоении степени бакалавра
Россия: диплом специалиста (художник-график); диплом специалиста (художник-живописец); диплом специалиста (художник-скульптор)
Контролирующий орган Министерство образования КНР
Регистрационный номер СОУ MOE23RUA02DNR20171868N
Дата окончания деятельности СОУ 31 декабря 2037 года
Примечания Нет
Изменения Нет
Ещё одним совместным образовательным учреждением, подготовка которого идёт в настоящее время, является Российско-китайский университет языка и культуры. С российской стороны базовыми вузами выступят Московский государственный институт культуры и Санкт-Петербургский государственный институт культуры, а с китайской стороны - Пекинский университет языка и культуры На совещании в Министерстве культуры Российской Федерации, состоявшемся 16 июля 2017 г., было отмечено, что «цель объединения вузов - обмен опытом, реализация и
rektor-spbgu-my-sdelali-eshche-odin-shag-k-otkrytiyu-rossiysko-kitayskogo
координация совместных российско-китайских учебно-методических, культурно-просветительских проектов и мероприятий». Также было заявлено, что в проекте примут участие ещё семь китайских вузов: Пекинская танцевальная академия (4Ь ЖШШ^Ш), Хэнаньский педагогический университет Даляньский университет иностранных языков Чжэн-чжоуский университет (Ж'1'1*^), Центральная академия изобразительных искусств (Ф^^^^Ш), Шанхайский театральный институт (^^^Й^Ш), Китайская консерватория (ФШ^^^Ш). Все вузы-участники Российско-китайского университета языка и культуры станут базовыми вузами Россий-
ско-китайской ассоциации вузов культуры и
10
искусств18.
Готовится также открытие совместного Российско-китайского медицинского университета, а в ближайшее время в России появится магистратура по направлению «Тра-
19
диционная китайская медицина»19.
Все четыре упомянутых совместных университета являются китайско-российскими, т.е. располагаются на территории КНР, созданы преимущественно для подготовки китайских граждан совместно с российскими вузами. В российском законодательстве нет понятия «совместное образовательное учреждение», а в России не создано ни одного российско-китайского СОУ. Будут ли новые создаваемые СОУ российско-китайскими -этот вопрос пока остаётся открытым. Сейчас через существующие четыре китайско-российские СОУ российские вузы осуществляют экспорт российского образования в Китай. Как показал анализ образовательных программ, Китай заинтересован в импорте из России в первую очередь образовательных программ в области технических, а также математических и естественных наук. Помимо этого, Китай проявляет интерес к экспорту образовательного опыта России в области художественных специальностей, русского языка и мировой экономики.
Выводы
В результате исследования мы пришли к следующим выводам. Как сетевые университеты, так и совместные образовательные учреждения реализуют совместные образовательные программы. В сетевых университетах ШОС и БРИКС разрабатываются и реализу-
18 Подведомственные Минкультуры России вузы войдут в Российско-китайскую ассоциацию вузов культуры. URL: http://www.mkrf. ru/press/news/podvedomstvennye-minkultury-rossii-vuzy-voydut-v-rossiysko-kitayskuyu-assotsiats20171006170717/
19 В МГУ начал работу Форум ректоров вузов России и Китая. URL: https://tvkultura.ru/article/ show/article_id/153817/
ются единые программы, которые осваиваются в сетевой форме, то есть данный вид совместно реализуемых программ можно классифицировать как программы включённого обучения. УШОС выдаёт освоившим программу диплом вуза, в котором студент начал обучение или проучился более 60% времени, и сертификат УШОС. В будущем планируется вместо сертификата выдавать диплом УШОС. Это принципиально новое качество: не диплом совместного образовательного учреждения, а диплом сети вузов, т.е., по сути, сетевой диплом. Кроме того, модели обучения в сетевых университетах ШОС и БРИКС предполагают и реализацию совместных образовательных программ двойных дипломов (дипломов двух университетов-партнёров, входящих в сеть университетов ШОС и БРИКС). Приоритетными направлениями сетевых университетов ШОС и БРИКС являются: регионоведение, энергетика, 1Т-технологии, нанотехнологии, информатика и информационная безопасность, исследования стран БРИКС, экология и изменения климата, водные ресурсы и нейтрализация загрязнений, экономика и педагогика. Россия и Китай как участники одновременно двух сетевых университетов играют уникальную консолидирующую и координирующую роль в развитии общего мирового образовательного пространства Евразии, Африки и Южной Америки.
В совместных образовательных учреждениях России и Китая реализуются программы двойных дипломов (либо двух вузов-партнёров, либо одного диплома иностранного вуза-партнёра и одного диплома СОУ). На территории Китая создано всего четыре китайско-российских СОУ, что составляет 4,7% от общего количества совместных образовательных учреждений Китая (85). По количеству созданных в Китае СОУ Россия занимает седьмое место после Великобритании, США, Франции, Германии, Австралии и Гонконга. Создание СОУ с Китаем для России является новой областью образовательного сотрудничества, а отсутствие в России нормативно-правовой базы по вопросу разработки и
реализации СОП создаёт большие трудности в реализации этого вида сотрудничества (что обусловливает отсутствие на территории России российско-китайских СОУ). Вместе с тем ведущие вузы России осуществляют активную работу по созданию СОУ с Китаем: только за период 2016-2018 гг. на территории Китая открыто четыре совместных образовательных учреждения. Посредством СОУ российские вузы осуществляют экспорт российского образования в области технических, математических и естественных наук, а также в области художественных специальностей, русского языка и мировой экономики.
Новой моделью китайско-российского СОУ, отличной от остальных трёх моделей, является СОУ ППУ - МГУ в г. Шэньчжэнь. Это первый совместный китайско-российский университет, имеющий статус юридического лица, собственный кампус в третьем городе (а не на территории китайского вуза-партнёра), выдающий, помимо диплома МГУ, диплом СОУ (а не диплом китайского вуза), а также принимающий студентов других стран, что делает возможным обучение в них российских студентов.
Очевидно, что в ближайшее время мы увидим много иных версий существующих моделей СОУ в соответствии с национальными традициями образовательных систем России и Китая [15], а также в соответствии с новой моделью сопряжения российской и китайской образовательных систем, которая формируется в настоящее время.
Литература
1. Гурулева Т.Л. Россия в образовательной интеграции АТР // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 134-140.
2. Гурулева Т.Л. Высшее образование России в аспекте интеграции в евразийское образовательное пространство // Актуальные проблемы современной лингвистики и гуманитарных наук: сборник статей VI Международной научно-методической конференции. М.: РУДН, 2014. С. 211-222.
3. Терещенко Т.М., Правдикова А.В. Опыт внедрения и реализации совместных россий-
ско-китайских образовательных программ // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 38-42.
4. Ван Ли, Баранова И.И. Совместные образовательные программы китайских университетов и российских вузов: состояние, тенденции и перспективы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 1. С. 134-141.
5. Краснова Г.А. Сетевое взаимодействие вузов: сравнительный анализ подходов к реализации совместных образовательных программ в Китае и России // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2016. № 3. С. 123-130.
6. Гурулева Т.Л. Интеграция России в образовательное пространство АТР (на примере образовательного сотрудничества с КНР) // Вестник РУДН. 2015. № 4. С. 147-158.
7. Гурулева Т.Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 93-104.
8. Гурулева Т.Л. Система образования КНР и российско-китайское образовательное сотрудничество. М.: ВКН, 2018. 464 с.
9. Филиппов В.М, Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС) // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 2. С. 7-11.
10. Филиппов В.М, Сунь Юйхуа. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии // Государственная служба. 2015. № 6 (98).
11. Ефремова А.И, Федоров Р.Г. 10 лет Университету Шанхайской организации сотрудничества: основные результаты работы // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2017. Т. 9. № 4. С. 363-369.
12. Хомяков М.Б. Сети интернационализации: программы академического превосходства и сетевые университеты // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 35-43.
13. Чжунхуа жэньмин гунхэго чжунвай хэцзо баньсюэ тяоле: [Регламент организации совместной образовательной деятельности с
иностранными партнёрами]. URL: http:// www.crs.jsj.edu.cn/index.php/default/news/ index/2
14. Гришин О.Е, Духарева А.С. Россия и БРИКС: Некоторые тенденции и перспективы развития // Проблемы постсоветского пространства. 2017. № 4 (1). С. 41-48.
15. Гурулева Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 152-164.
Статья поступила в редакцию 03.12.18 Принята к публикации 17.03.19
Cooperation between Russia and China in the Creation of Network Universities and Joint Educational Institutions
Tatyana L. Guruleva - Dr. Sci. (Education), Assoc. Prof., e-mail: gurulevatatiana@mail.ru
Russian State Social University, Moscow, Russia
Address: 4/1, Wilhelm Pick str., Moscow, 129226, Russian Federation
Institute ofFar Eastern Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Address: 32, Nakhimovsky prosp., Moscow, 117997, Russian Federation
Nataly I. Bedareva - Master's degree student, e-mail: natalybedareva@gmail.com
Russian State Social University, Moscow, Russia
Address: 4/1, Wilhelm Pick str., Moscow, 129226, Russian Federation
Abstract. The article examines such forms of educational cooperation between Russia and China as participation in the activities of the SCO and BRICS Network Universities and the creation of joint educational institutions. The authors have carried out an analysis of educational models of the SCO University and determined the role of the basic Russian and Chinese universities in the implementation of the priority areas of training specialists for the SCO member countries. Educational models, priority training areas planned for implementation at the BRICS Network University, as well as the universities - members of the BRICS branch of the Russian and Chinese sides have been described. The paper dwells on the issue of joint educational institutions in China: the definition of joint institutions used in Chinese regulatory documents has been given, a statistical analysis has been carried out of China's joint institutions created together with foreign universities. The educational models of four joint educational institutions of Russia and China operating on the territory of the People's Republic of China are studied. The conclusion was made about the role of Russia and China in the development of the world educational space and the prospects for cooperation between the two countries in creating joint educational institutions.
Keywords: Russian-Chinese educational cooperation, SCO University, BRICS Network University, joint educational institutions of Russia and China, double degree programs of Russia and China, programs of included education of Russia and China
Cite as: Guruleva, T.L., Bedareva, N.I. (2019). [Cooperation between Russia and China in the Creation of Network Universities and Joint Educational Institutions]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28. No. 4, pp. 108-123. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-108-123
References
1. Guruleva, T.L. (2014). [Russia in the Educational Integration of the Asia-Pacific Region]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 134-140. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Guruleva, T.L. (2014). [Higher Education of Russia in the Aspect of Integration into the Eu-roasian Educational Space]. In: Mezhdunarodnaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya
"Aktual'nye problemy sovremennoi lingvistiki i gumanitarnykh nauk" [Topical Problems of Modern Linguistics and Humanities: Int. Sci. and Method. Conf.]. Moscow: RUDN Univ. Publ., pp. 211-222. (In Russ.)
3. Tereshchenko, T.M., Pravdikova, A.V. (2016). [Implementation and Realization of Joint Russian-Chinese Educational Programs]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia. No. 10, pp. 38-42. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Van, Li, Baranova, I.I. (2017). [Joint Educational Programs of Chinese Universities and Russian Universities: Status, Trends and Prospects]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Gu-manitarnye i obshchestvennye nauki = St. Petersburg State Polytechnic University Journal. Humanities and Social Sciences. Vol. 8, no. 1, pp. 134-141. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Krasnova, G.A. (2016). [Network Interaction of Universities: A Comparative Analysis of Approaches to the Implementation of Joint Educational Programs in China and Russia]. Vestnik RUDN, seriya Informatizatsiya obrazovaniya = RUDN Journal of Informatization of Education. No. 3, pp. 123-130. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Guruleva, T.L. (2015). [Integration of Russia into Educational Space of the Pacific Rim (on the Example of Educational Cooperation with the People's Republic of China)]. Vestnik RUDN. International Relations. No. 4, pp. 147-158. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Guruleva, T.L. (2018). [Joint Educational Programs of Russia and China: State and Problems of Implementation]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 12, pp. 93-104. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Guruleva, T.L. (2018). Sistema obrazovaniya Kitaiskoi Narodnoi Respubliki i rossijsko-kitais-koe obrazovatel'noe sotrudnichestvo [The Education System of the People's Republic of China and the Russian-Chinese Educational Cooperation]. Moscow: VKN Publ., 464 p. (In Russ.)
9. Filippov, V.M., Krasnova, G.A., Syul'kova, N.V. (2012). [On the State and Prospects of International Networking of Russian Universities in the Implementation of Educational Programs in Various Regions of the World (Europe, CIS, SCO, APEC)]. Universitetskoe uprravlenie: prraktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. No. 2, pp. 7-11. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Filippov, V.M., Sun, Yuhua. (2015). [The Role of the Shanghai Cooperation Organization University in the Interface of Educational Spaces of Eurasia]. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration. No. 6 (98). (In Russ., abstract in Eng.)
11. Efremova, L.I., Fedorov, R.G. (2017). [10 Years to the University of the Shanghai Cooperation Organization: Main Results of the Work]. Vestnik RUDN. Seriya: Vseobshchaya istoriya = RUDN Journal of World History. Vol. 9. No. 4, pp. 363-369. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Khomyakov, M.B. (2016). [Internationalization Networks: Academic Excellence Programs and Network Universities]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. No. 6, pp. 35-43. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Available at: http://www.crs.jsj.edu.cn/index.php/ default/news/index/6 (In Chinese)
14. Grishin, O.E., Dukhareva, A.S. (2017). [Russia and BRICS: Some Trends and Prospects for Development]. Problemy postsovetskogo prostranstva = Post-Soviet Issues. No. 4 (1), pp. 41-48. (In Russ., abstract in Eng.)
15. Guruleva, T.L. (2017). [The Educational System in the People's Republic of China: Structure and Main Directions of Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 152-164. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 03.12.18 Accepted for publication 17.03.19