УДК 94: 378: 341.24
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИчЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. АКМУЛЛЫ В СОСТАВЕ УШОС
© Т.А. Буркова,
доктор филологических наук, заведующая кафедрой, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы,
ул. Октябрьской революции, 3а, 450000, Уфа, Российская Федерация, эл. почта: [email protected]
В статье, определяются основные цели и задачи интеграции вузов в современном мире в соответствии с концепцией Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), разработанной на межгосударственном, межведомственном, межвузовском уровнях. Подчеркивается, что проделана значительная работа по направлениям подготовки специалистов в рамках совещаний министров образования государств-членов ШОС и Недель образования государств-членов ШОС «Образование без границ» (обмен опытом, дискуссии, принятие решений). Отражены деятельность Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ) имени М. Акмуллы в контексте УШОС, перспективы развития (обмен информацией по образовательным системам стран ШОС, углубление межвузовского взаимодействия, отработка методики осуществления совместных образовательных проектов в многостороннем формате). Отмечается, что на базе БГПУ имени М. Акмуллы проходила VII Неделя образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «Образование без границ», ознаменовавшаяся открытием направлений подготовки «Педагогика», «Экономика». Подчеркивается актуальность многоуровневой модели интеграции, представляющей совокупность образовательных организаций, в построении «замкнутого цикла» подготовки специалиста.
Ключевые слова: единое образовательное пространство, многоуровневая интеграция, УШОС, БГПУ имени М. Ак-муллы, сетевое взаимодействие, академическая мобильность, вузы-партнеры, включенное обучение, программа двойных дипломов, карта студента УШОС
© T.A. Burkova
AKMULLAH BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN UNI-SCO
Akmullah Bashkir State Pedagogical University,
3a, ulitsa Oktyabrskoy Revolutsii, 450000, Ufa, Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article deals with the information about the history of the University of the Shanghai Cooperation Organization (Uni-SCO) and defines the main goals and objectives of the integration of universities in the modern world according to the Uni-SCO concept developed by all the participants of this project at intergovernmental, interdepartmental and interuniversity levels. It is emphasized that in accordance with the main goal much work has been performed to discuss the strategies and sign the agreements on vocational areas. This was primarily done during the conferences of Ministers of Education of the SCO member-states and education weeks of the SCO member-states "Education without Boundaries" (exchange of experience, discussions, decision making). The activities of the Akmullah Bashkir State Pedagogical University (BSPU) are shown in the context of the Uni-SCO (expansion of multilateral cooperation in education, science and culture providing the opportunities to have good quality modern education for young people as well as contacts, exchange of experience, etc. for educators and scientists). The prospects are outlined for further collaboration, including the exchange of information about the educational systems of the SCO member-states, enhancement of interuniversity networking, development of the tools and methods for implementing joint educational projects in different formats. It is noted that the Akmullah BSPU hosted the 7th Education Week of the SCO Member-States "Education without Boundaries" marked by launching the training projects on pedagogy and economics. Also, the paper emphasizes the relevance of multi-level models of integration representing the set of educational organizations to combine methodological, organizational, managerial, scientific and technological resources and build a "closed cycle" of professional development -from searching an applicant and his/her pre-university training to creating a specific system for scientific and methodological support.
Key words: integrated educational space, multi-level integration, integration of higher education institutions, Uni-SCO, M. Akmullah BSPU, networking, academic mobility, partner universities, exchange education, double-degree program, SCO Youth Card
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2016, том 21, № 1 (81) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllll..............
Свое масштабное развитие Университет Шанхайской организации сотрудничества получил на основе договоренностей на уровне правительств государств-членов ШОС. 16 августа 2007 г. на Бишкекском саммите глав Правительств государств-членов ШОС Россия предложила создать Университет, основанный на сетевом принципе. Эта инициатива была поддержана государствами-членами ШОС: Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан. Разработка концепции Университета ШОС, основополагающих документов, регулирующих его деятельность — пример успешного взаимодействия государств-членов ШОС на разных уровнях: межгосударственном, межведомственном, межвузовском.
При координации деятельности национальных ведомств, отвечающих за развитие образования, началась планомерная работа по разработке концепции, планов и форм развития УШОС. В 2010 г. началась пилотная апробация запуска программ УШОС [1].
Цели Университета ШОС: укрепление взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами ШОС; развитие интеграционных процессов в области образования, науки и технологий; расширение возможностей для молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых — развивать научные контакты; содействие эффективному сотрудничеству стран-участниц Организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях. Задачи УШОС: расширение обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками; увеличение научного сотрудничества; внедрение современных образовательных методик и технологий; создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании УШОС государствами-членами ШОС и мировым образовательным сообществом [2].
За пять лет проделана огромная работа. Обсуждение стратегических задач, подписание соглашений по направлениям подготовки специалистов проходили в рамках совещаний министров образования государств-членов ШОС и проведения Недель образования государств-членов ШОС «Образование без границ».
По итогам каждой Недели образования можно проследить этапы развития проекта: принятие концепции сетевого университета, подписание Меморандума о сотрудничестве головных (базовых) вузов, а затем и хартии УШОС, подведение первых итогов после его пилотного запуска в 2010 г. и, наконец, подготовка к полноформатному развертыванию образовательной деятельности. Знаковой выдалась VI Неделя образования государств-членов ШОС «Образование без границ», участников и гостей которой в мае 2013 г. принимал Российский университет дружбы народов (РУДН) — базовый вуз УШОС имени М. Акмуллы в России. Ключевым событием стало подписание Соглашений о совместной подготовке магистров по направлениям обучения в Университете ШОС [3].
24 мая 2013 г. в Москве на расширенном заседании совета ректоров головных (базовых) вузов УШОС сотрудничества было принято решение включить в список университетов, входящих в перечень головных (базовых) вузов УШОС БГПУ по направлению «Педагогика». Этому событию имелись важные предпосылки:
1. Среди приоритетных направлений образовательной деятельности ШОС были представлены «Регионоведение», «Экология», «Энергетика», «ГГ-технологии», «Нанотехно-логии». По направлению «Педагогика» отметился лишь Московский педагогический государственный университет. БГПУ имени М. Акмуллы может стать одним из центров педагогического образования в университете ШОС, расширив спектр вузов, реализующих данное направление в сетевом вузе.
2. Расположение БГПУ имени М. Акмуллы на Южном Урале определяет его большую территориальную близость к основной части вузов, входящих в состав УШОС.
3. В деятельности университета учитывается национально-культурная составляющая региона: в Республике Башкортостан проживают представители свыше 100 национальностей, большую часть из которых составляют русские, башкиры и татары. Близость исторических и культурных корней тюркоязычных народов способствует установлению и развитию дружеских связей с представителями большинства стран, входящих в ШОС.
4. БГПУ имени М. Акмуллы уже имеет активные рабочие контакты с вузами, входящими в состав УШОС.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2016, том 21, № 1 (81) 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
башкирский государственный университет имени м. акмуллы в составе ушос
Одна из тенденций развития современного профессионального образования — становление системы непрерывного многоуровневого профессионального образования в контексте ведущих парадигм: «Обучение на протяжении всей жизни», «Обучение для всех», «Обучение без границ», «Электронное обучение» [4, с. 24]. Эти идеи отражают ключевой смысл интеграционных процессов, лежащих в основе деятельности БГПУ имени М. Акмуллы. При этом под интеграцией председатель Совета ректоров вузов РБ Р.М. Аса-дуллин понимает не формальное объединение структур, а нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью качественной подготовки будущих специалистов. Многоуровневая модель интеграции — это совокупность образовательных организаций, объединяющая методологические, организационно-управленческие, научно-методические, технологические ресурсы для построения «замкнутого цикла» подготовки специалиста: от поиска своего абитуриента и его довузовской подготовки до создания специфической системы научно-методического сопровождения профессионального становления [5, с. 7]. В контексте интеграционных процессов сетевое взаимодействие становится ведущим условием модернизации системы высшего профессионального образования. В рамках такого видения БГПУ имени М. Акмуллы инициируется создание единого образовательного пространства, устраняются межведомственные барьеры для решения вопросов развития образования, создаются университетские комплексы, организуется совместная деятельность учреждений профессионального образования разного уровня с учетом региональных потребностей [6, с. 27].
К настоящему времени университет имеет более 40 действующих договоров о международном сотрудничестве. Ежегодно с целью ознакомления и обсуждения перспектив сотрудничества вуз посещают до 15—20 делегаций зарубежных организаций и учебных заведений. В рамках действующих договоров проводятся совместные научные исследования, разрабатываются новые научные и образовательные проекты, реализуются обмены преподавателями и студентами. В университете в год по образовательным программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры,
...............ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
курсов русского языка как иностранного, стажировок и повышения квалификации проходят обучение до 100 и более иностранных граждан из Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Турции, США, Афганистана, Алжира, Ирана, Индии, Колумбии, Нигерии.
В преддверии саммитов ШОС и БРИКС в Г. Уфе, в БГПУ имени М. Акмуллы 21— 22 мая 2014 г. прошла VII Неделя образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «Образование без границ». Состоялись круглые столы «Модернизация процесса подготовки педагогических кадров в системе высшего образования евразийского пространства» по направлению «Педагогика» и «Конвергенция образовательных программ в сетевом университете в области экономики» по направлению «Экономика».
В работе круглых столов приняли участие делегации России, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана; вузы-партнеры УШОС, академики РАН, педагогические вузы России. На заседаниях круглых столов обсуждались вопросы, связанные с обменом опытом сотрудничества вузов-партнеров по другим направлениям подготовки УШОС (регионо-ведение, экология, ГГ-технологии, энергетика, нанотехнологии), нормативно-правовой документацией, презентацией потенциальных магистерских программ по направлению «Педагогика», «Экономика», согласованием структуры и содержания учебно-методических комплексов, форм контроля, критериев и балльно-рей-тинговой системы оценки учебной деятельности магистрантов, тематики магистерских диссертаций и совместных научных проектов.
Учитывая цели создания Университета ШОС, БГПУ считает своевременным присоединение вуза к названному сетевому университету. Интеграционные процессы в современном в евразийском образовательном пространстве определили приоритетные отрасли развития экономики, бизнеса, культуры и образования. Данные приоритеты нашли отражение в перечне направлений УШОС: регио-новедение, экология, энергетика, ГГ-технологии, нанотехнологии, экономика. Направление «Педагогика» позволит развивать педагогические идеи в евразийском контексте, готовить профессиональные кадры для многоуровневой системы педагогического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура,
316, том 21, № 1 (81) .......................................................
дополнительное образование), реализовывать модель преподавателя вуза нового типа, способного обеспечивать условия для учебно-научного проектного взаимодействия субъектов образовательного процесса в сетевом формате.
Важной стратегической задачей развития БГПУ имени М. Акмуллы на 2016—2020 гг. является разработка механизмов сетевого сотрудничества по реализации образовательных программ и научных исследований (Сетевой университет Башкортостана, сетевой педагогический университет вузов Урало-Поволжского региона, Университет ШОС). Создание Сетевого университета Башкортостана как консорциума сильнейших вузов даст возможность обучаться не только студентам республики, но и всем желающим из любой страны мира. Такой университет позволит привлекать к преподавательской деятельности ученых с мировым именем. «Совместная научная мысль будет направлена на развитие стратегического вектора — формирование собственного научно-технического потенциала и воспитание научных кадров для региона», — отметил Р.М. Асадуллин на одном из совещаний ректоров вузов РБ. Формирование Сетевого университета Башкортостана в качестве опорного вуза региона позволит всем вузам, реализующим одни направления подготовки (по ФГОС), использовать кадровый, материально-технический, учебно-методический потенциал партнеров, а это и экономия средств (на приобретение дублирующего оборудования, учебных изданий и пр.), и возможность обогащения опытом научных школ и практики других вузов.
Решение об объединении вузов Республики Башкортостан по сетевому принципу было принято на очередном заседании Совета ректоров вузов республики, прошедшем в Уфе в конце 2014 г. [7].
В практике вузов уже существуют инте-гративные структуры — технопарки, призванные объединить усилия вузовской науки и производственные силы. Например, создание ОАО «УМПО» совместно с УГАТУ в 2006 г. Технопарка авиационных технологий способствовало формированию благоприятных условий для развития инновационных форм, имеющих в основе своего бизнеса передовые наукоемкие технологии, конкуренто-
..............ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
способные на открытом рынке и представляющие интерес для основного производства УМПО, машино- и двигателестроительных предприятий России, ближнего и дальнего зарубежья.
Ведущим условием модернизации системы высшего образования в рамках интеграционных процессов становится академическая мобильность. Студент, обучающийся по программе Университета ШОС, имеет возможность с любого семестра продолжить свое образование в головном иностранном вузе, который реализует данную программу.
В БГПУ уже накоплен опыт взаимодействии между вузами-партнерами в рамках реализации совместных магистерских образовательных программ. Университет поддерживает рабочие контакты с вузами, входящими в УШОС: с Казахским национальным университетом имени аль-Фараби (г. Алматы), Павлодарским государственным университетом имени С. Торайгырова, Бишкекским гуманитарным университетом имени К. Кара-саева, Кыргызским государственным университетом имени И. Арабаева (г. Бишкек), Таджикским государственным педагогическим университетом имени С. Айни (г. Душанбе) и др. В частности, с Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева (г. Астана) реализуется программа двойных дипломов. Есть договоренность о реализации программ Академической мобильности в рамках направления «Педагогика» по магистерским программам «Педагогика и психология высшего образования» и «Социальная педагогика» с вузами Кыргызстана, Таджикистана. В настоящее время согласованы программы с Северо-Восточным педагогическим университетом (г. Чанчунь, КНР).
В БГПУ имени М. Акмуллы открыты магистерская программа «Отечественное и зарубежное регионоведение». Данная программа позволила студентам изучать отдельные модули по регионоведению в Евразийском национальном университете. Для подготовки специалистов-регионоведов планируется направлять обучающихся в Северо-Восточный педагогический университет для изучения китайского языка и культуры.
В Москве 23 марта 2015 г. на семинаре состоялась презентация инициативы Молодежного совета ШОС по созданию Международной
2016, том 21, № 1 (81) 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
башкирскии государственный университет имени м. акмуллы в составе ушос
карты молодого человека государств-членов ШОС (SCO Youth Card). В мероприятии приняли участие представители России, Казахстана, Кыргызстана и Китая. Международная карта молодого человека государств-членов ШОС позволит усовершенствовать условия для стимулирования мобильности молодежи на пространстве Шанхайской организации сотрудничества и изучения культуры и истории стран. Владельцам карты будут предоставляться значительные льготы на транспортные расходы, проживание, обучение, питание. Срок действия карты составит 2—3 года. Ее смогут получить студенты 82 вузов, поддерживающих проект единого университета ШОС [8].
В рамках реализации плана Минобрнау-ки РФ по командированию российских специалистов за рубеж в целях продвижения образования на русском языке БГПУ имени М. Акмуллы при финансовой поддержке Фонда «Русский Мир» в течение 2014 г. направлял своих преподавателей в Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни, Биш-кекский гуманитарный университет имени К. Карасаева, Северо-Восточный педагогический университет и Даляньский университет иностранных языков (КНР), Национальный университет Лаоса (Вьентьян).
В русле происходящих событий своевременным представляется формирование на базе университетов-партнеров структуры, отвечающей за координацию деятельности УШОС, в частности, координационный вузовский Совет по УШОС в вузах-партнерах,
департамент тьюторства по УШОС, научно-учебный центр УШОС, кафедра УШОС, электронная библиотека УШОС по направлению «Педагогика».
Результатом создания информационно-образовательной среды в контексте УШОС должен стать «Виртуальный УШОС в рамках вузов-партнеров». В процессе разработки информационно-методического сопровождения преподавания дисциплин и модулей в рамках совместных ООП должен быть сформирован банк электронных УМК, учебно-методических пособий, контрольно-обучающих и контрольно-измерительных материалов, изданных на официальных языках ШОС информационно-аналитических сборников.
Изменились тренды высшего образования: приоритет в системе образования отдается практико-ориентированной подготовке, прикладным направлениям работы, активному вовлечению работодателя в процесс подготовки специалиста.
Деятельность университета ориентирована также на реализацию интеграционных процессов мирового образования.
Следовательно, будущее вуза — это становление его как научно-образовательного, социокультурного и технологического центра, обеспечивающего развитие современной экономики и производства, объединяющего все ресурсы по поиску, диагностике, прогнозированию, проектированию и конструированию развития структур, обеспечивающих инновационное развитие общества через создание социальной инфраструктуры для сферы образования.
ЛИТЕ РАТУРА
1. Университет ШОС как инструмент интеграции образовательных систем государств-членов ШОС. Аналитический доклад. URL: http://www.asu.ru/ files/documents/00009828.pdf (дата обращения: 26.03.2015).
2. Концепция Университета Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://uni-sco.ru/ (дата обращения: 26.03.2015).
3. Возовикова Т. Диплом к диплому. Университет ШОС запускает совместные программы. Образование // Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. 2013. № 25 (1255). URL: http://www.poisknews. ru/phpp/files/core/.contentfile/contentfile/f5/a1 /48/ poisk_20130621_010.pdf (дата обращения: 21.06.2013).
4. Исламова З.И. Модернизационные процессы развития вуза в контексте интеграции, информатизации и интернационализации профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 1. С. 24-34.
5. Асадуллин Р.М. Многоуровневая интеграция как основа сетевого взаимодействия вузов-партнеров // Вестник АлтГПА. Непрерывное педагогическое образование в трансграничном пространстве. Барнаул. 2014. № 19. С. 7-12.
6. Асадуллин Р.М., Мустаев А.Ф., Амирова Л.А., Кудинов И.В., Ефимова Е.В., Кортунов А.И. Трансформация регионального образовательного пространства // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 4. С. 27-55.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2016, том 21, № 1 (81) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIННННШНЦИ
Р% 016, том
21, № 1 (81)