Научная статья на тему 'Международное образовательное сотрудничество: башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы в составе УШОС'

Международное образовательное сотрудничество: башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы в составе УШОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ЮНЕСКО / THE CHAIR OF UNESCO / УШОС / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИНСТИТУТОВ / INTERNATIONAL COOPERATION AMONG UNIVERSITIES / КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / EDUCATIONAL INSTITUTIONAL NETWORKING COOPERATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ МНОГОУРОВНЕВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / INTERNATIONAL MULTI-LEVEL RESEARCH PROJECTS / SCO UNIVERSITY / PERSONNEL PROFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич

В статье освещается вопрос о том, что в настоящее время международная деятельность вуза рассматривается, прежде всего, как возможность совершенствовать систему подготовки педагогических кадров, привлекая для этого опыт и научно-педагогический потенциал вузов других стран. В Башкирском государственном педагогическом университете в предыдущие годы была открыта кафедра ЮНЕСКО, в 2013 году в условиях огромной конкуренции он был принят в состав УШОС. На базе БГПУ им. М. Акмуллы 21-23 мая 2014 г. прошла VII Неделя образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «Образование без границ», в рамках которой обсуждались многие актуальные проблемы современного высшего образования и взаимодействия вузов, такие как принципы сетевого взаимодействия вузов, содержания совместных магистерских программ, нормативные основы получения двойных дипломов, проблемы осуществления академической мобильности студентов, финансовые условия сотрудничества. Основное содержание сотрудничества вузов УШОС связано с реализацией образовательных программ по направлению «Педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION IN EDUCATION: M. AKML^LLAHBASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A MEMBER OF THE SCO UNIVERSITY

Today the university's international activity is considered, first of all, as an opportunity to develop the personnel training system following the experience and educational research potential of higher education institutions of other countries. In prior years the Chair of UNESCO was established in the Bashkir State Pedagogical University. Besides that in 2013 the university became a member of the SCO University. The Education Week of the Shanghai Cooperation Organization member states named "Education without Borders" was held at M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University on May 21-23, 2014. The Week discussions focused on such topical issues in contemporary higher education and institutional cooperation as the institutional networking principles, realization of joint master's research programmes, a framework for getting a binary diploma, mobility of students, and financial terms of cooperation. The main aspect of the SCO Network University activity is the realization of a pedagogical educational programms.

Текст научной работы на тему «Международное образовательное сотрудничество: башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы в составе УШОС»

НАУКА СЕГОДНЯ

^ШААФШ ife № ¿fe ife ¿feife ife ¿г*

P.M. Асадуллин, e-mail: office@bspu.ru УДК 378.637.047

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ В СОСТАВЕ УШОС1

Знакомьтесь: член редсовета журнала Асадуллин Раиль Мирваевич (р. 25.04.1953, Чишминский р-н РБ, РФ), педагог. Д-р педагогических наук (2000), профессор (2001). Заслуженный работник высшей школы РФ (2003), заслуженный работник народного образования РФ (1995), отличник просвещения СССР (1991), отличник народного просвещения РСФСР (1986). Окончил БГПИ в 1978 г. и с этого времени работает там же: с 1983 г. ст. преподаватель, зам. декана, с 1986 г. зав. кафедрой педагогики, с 1997 г. проректор по учебно-воспитательной работе, с 2001 г. — по учебной, с 2005 г. ректор БГПУ им. М. Акмуллы. В 2000 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Формирование личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности». Подготовил 23 кандидата педагогических наук, консультант докторских диссертационных исследований. Председатель Диссертационного совета (Д 212.012.01), Научного совета по педагогике и психологии АН РБ, главный редактор издания «Педагогический журнал Башкортостана», член редколлегии трех федеральных педагогических журналов. Депутат Государственного Собрания — Курултая РБ 4-го и 5-го созывов. Возглавляемый им БГПУ им. М. Акмуллы является крупнейшим университетом России, с 2013 г. входит в состав Университета ШОС.

Автор свыше 190 науч. работ, в т.ч. 11 монографий.

Главные направления научных исследований: вопросы модернизации педагогического образования, проблема системогенеза педагогической деятельности в образовательном процессе высшей школы.

Соч.: Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход. Уфа, 1999; Антропологические основания педагогического образования. М.; Уфа, 2000; Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. Уфа, 2001; Региональная модель университетского комплекса: перспективы и тенденции развития. Уфа, 2007; Педагогическая профориентация. Уфа, 2012; Новые ориентиры развития профессионального образования. Уфа, 2008; Человек в зеркале образования. М., 2013.

Награжден почетным орденом Салавата Юлаева Республики Башкортостан (2008), медалью К.Д. Ушин-ского (2013), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2013).

Introducing a member of the journal's editorial council Rail M. Asadullin (b. April 25, 1953, Chishminsky region, the Republic of Bashkortostan, the Russian Federation), lecturer, Dr.Sc. (Pedagogics) (2000), Professor (2001), Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation (2003), Honored Worker in Public Education of the Russian Federation (1995), High Achiever of the USSR Education (1991), High Achiever of the RSFSR Public Education (1986); in 1978 graduated from the Bashkir State Pedagogical Institute, and since that time has been working herein: since 1983 as a senior teacher, assistant dean; since 1986 the head of the Chair of Pedagogics; since 1997 the vice president for academic affairs, since 2001 the academic vice-president, since 2005 the rector of the M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University; in 2000 defended his doctorate thesis on Personality Formation of Future Teachers as a Subject of Education; has trained 23 candidates of pedagogic science, an adviser to doctorate theses; the chairman of the thesis board (D 212.012.01) and of the academic board of Pedagogics and Psychology of

1 На совещании министров образования государств-членов ШОС (г. Астана, 28 октября 2008 г.) был подписан ряд документов, отразивших общее стремление стран к созданию Университета ШОС (УШОС), а также подтвердивших общее содержание концепции УШОС и основные направления обучения: регионоведение, энергетика, нанотехноло-гии, IT-технологии, экология, педагогика, экономика.

©Асадуллин Р.М., 2014

8

P.M. Асадуллин

the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, the editor-in-chief of The Pedagogical Journal of Bashkortostan (Pedagogichesky Zhournal Bashkortostana), a member of the editorial board of three federal pedagogical journals; deputy to the 4th and 5th Convocations of the State Assembly — Kuriltai of the Republic of Bashkortostan. The M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University headed by R. Asadullin is the largest university of Russia of its kind, and since the year 2013 it has been included in the SCO University.

Prof. R. Asadullin is the author of more than 190 research papers, including 11 monographs.

The main research area: the issues of upgrading the pedagogic education, the problem of systemogenesis of education in the educational process of the higher school.

Scholarly works: Formation and Development of Educational Work of Students: a Systematic Approach. Ufa, 1999 (In Russ.); Anthropologic Basis of the Pedagogical Education. Moscow; Ufa, 2000 (In Russ.); Professional Pedagogical Education within the Turning Periods of Society Development. Ufa, 2001 (In Russ.); Regional Model of a University Complex: Aspects and Trends of Development. Ufa, 2007 (In Russ.); Pedagogical Professional Orientation. Ufa, 2012; New Reference Points of Professional Education Development. Ufa, 2008 (In Russ.); Human Being in the Educational "Mirror". Moscow, 2013 (In Russ.).

Prof. Asadullin was awarded the Honored Order of the Republic of Bashkortostan named after Salavat Yulaev (2008), K. Ushinsky medal (2013), and medal of the Order of Merit for the Motherland of II Degree (2013).

Аннотация

В статье освещается вопрос о том, что в настоящее время международная деятельность вуза рассматривается, прежде всего, как возможность совершенствовать систему подготовки педагогических кадров, привлекая для этого опыт и научно-педагогический потенциал вузов других стран.

В Башкирском государственном педагогическом университете в предыдущие годы быта открыта кафедра ЮНЕСКО, в 2013 году в условиях огромной конкуренции он был принят в состав УШОС.

На базе БГПУ им. М. Акмуллы 21—23 мая 2014 г. прошла VII Неделя образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «Образование без границ», в рамках которой обсуждались многие актуальные проблемы современного высшего образования и взаимодействия вузов, такие как принципы сетевого взаимодействия вузов, содержания совместных магистерских программ, нормативные основы получения двойных дипломов, проблемы осуществления академической мобильности студентов, финансовые условия сотрудничества. Основное содержание сотрудничества вузов УШОС связано с реализацией образовательных программ по направлению «Педагогика».

Ключевые слова: кафедра ЮНЕСКО, УШОС, международное сотрудничество институтов, квалификация педагогических кадров, модернизация образования, интеграция, сетевое взаимодействие образовательных организаций, международные многоуровневые исследовательские проекты

Rail M. Asadullin

INTERNATIONAL COOPERATION IN EDUCATION: M. AKMULLAH BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A MEMBER OF THE SCO UNIVERSITY

Abstract

Today the university's international activity is considered, first of all, as an opportunity to develop the personnel training system following the experience and educational research potential of higher education institutions of other countries.

In prior years the Chair of UNESCO was established in the Bashkir State Pedagogical University. Besides that in 2013 the university became a member of the SCO University.

The 8th Education Week of the Shanghai Cooperation Organization member states named "Education without Borders" was held at M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University on May 21—23, 2014. The Week discussions focused on such topical issues in contemporary higher education and institutional cooperation as the institutional networking principles, realization of joint master's research programmes, a framework for getting a binary diploma, mobility of students, and financial terms of cooperation. The main aspect of the SCO Network University activity is the realization of a pedagogical educational programme.

Key words: the Chair of UNESCO, the SCO University, international cooperation among universities, personnel proficiency, the modernization of education, integration, educational institutional networking cooperation, international multi-level research Pr°jects ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2014/3 (65)

Тенденции социально-экономического развития страны обозначили новые направления модернизации образования. К ним относятся процессы интернационализации и глобализации, в частности реализация Болонского процесса в условиях российской действительности.

В настоящее время образовательные системы всех государств, признающих принципы международного сотрудничества, высоко ценят сложившееся разнообразие в мировом образовательном пространстве, гарантией которого является принцип суб-сидиарности. В соответствии с этим принципом образование остается сферой национальной политики государства и развивается с учетом специфических ценностей. Поэтому международная деятельность вуза рассматривается, прежде всего, как возможность совершенствовать систему подготовки педагогических кадров, привлекая для этого международный опыт, научно-педагогический потенциал вузов других стран.

Прошедшие годы для главного педагогического университета Республики Башкортостан были ознаменованы многими знаковыми событиями в международной деятельности: открыта кафедра ЮНЕСКО, университет в условиях огромной конкуренции был принят в состав УШОС. Все эти события позволили нам резко поднять формальные показатели в рейтинге вузов России: сегодня у нас обучаются представители из 22 стран мира, между кафедрами университета и их коллегами из вузов других стран подписаны соглашения о совместных исследованиях, межвузовских обменах, наши ведущие преподаватели совмещают свою работу в вузах Казахстана, Таджикистана. В этом году на первый курс приняты 52 человека из других стран, что составляет 2% от общего числа абитуриентов. Кроме того, ведётся работа по привлечению и зарубежных преподавателей для чтения лекций, в частности в настоящее время в нашем университете работает один приглашенный профессор из Индии. При поддержке РУДН в университете начал работать Центр тестирования по русскому языку как иностранному, реализуются контракты по организации курсов русского язы-

ка и культуры для американских студентов и аспирантов и многое др. Но, наверное, самым большим и ярким достижением стало проведение на базе нашего университета VII Недели образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «Образование без границ», в работе которой приняли участие ректоры и проректоры из 95 вузов: Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и др. Организаторами выступили Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству; Правительство РБ; АНО «Офис-группа ШОС БРИКС «Уфа-2015» и наш университет.

В рамках Недели проводились круглые столы, где обсуждались многие актуальные проблемы современного высшего образования и взаимодействия вузов, такие как принципы сетевого взаимодействия вузов, содержания совместных магистерских программ, нормативные основы получения двойных дипломов, проблемы осуществления академической мобильности студентов, финансовые условия сотрудничества. Важным документом стал разработанный протокол участников круглого стола «Модернизация процесса подготовки педагогических кадров в системе высшего образования евразийского пространства», в соответствии с которым вузы договорились о подписании межвузовских двусторонних (многосторонних) соглашений по реализации образовательных программ и формированию заявки по приему обучающихся на 2015-2016 учебный год. В результате университетом были заключены соглашения с пятнадцатью вузами из разных стран, согласно которым начинается сетевое взаимодействие с сентября текущего года. Основное содержание сотрудничества связано с реализацией образовательных программ по направлению «Педагогика».

Напоминаем, на данный момент УШОС объединяет 82 вуза. В его состав Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы вошел в мае 2013 года.

Р.М. Асадуллин

Так, уже в сентябре нынешнего года начинается реализация обменной программы по указанному направлению, в которой участвуют 5 студентов Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева и БГПУ им. М. Акмуллы.

Направление «Педагогика» в рамках УШОС является самым молодым и развивается чуть более года. Это закономерное явление, которое, безусловно, призвано способствовать дальнейшему формированию социально-образовательных условий успешной реализации концепции УШОС, дальнейшему развитию мировых педагогических идей в евразийском пространстве и модернизации процессов подготовки профессиональных кадров для многоуровневой модели педагогического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное образование, повышение квалификации педагогических кадров). Данная тенденция открывает огромные возможности для взаимного обогащения и роста, экономии кадровых, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Международное сотрудничество и взаимодействие в рамках УШОС способствует разрушению границ и социально-культурных барьеров по пути осуществления широкомасштабных договоров и соглашений между ведущими вузами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Китая. Это позволяет вузам-партнерам выйти на качественно новый уровень сетевого взаимодействия, обеспечивающего многостороннюю интеграцию, инклюзию, процветание и устойчивое развитие стран Шанхайской организации содружества. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы ясно осознает свою роль в развитии направления «Педагогика» как системообразующего звена сетевого взаимодействия образовательных организаций стран-участниц.

Мероприятия, нацеленные на повышение международной репутации и международного рейтинга вуза, включают в себя подготовку и поддержку элитных преподавателей, способных преподавать в престижных вузах-партнерах за рубежом; реализацию магистерских программ, целевой группой которых могут быть иностранцы; привлече-

ние специалистов из-за рубежа; создание программ, читаемых на английском языке, которые способны значительно расширить целевую аудиторию потенциальных покупателей образовательных услуг вуза; проведение международных многоуровневых исследовательских проектов, в т.ч. научно-сетевых; публикация статей в зарубежных реферируемых журналах; обмен студентами, преподавателями и исследователями в рамках реализации программ двойных дипломов, академической мобильности вузов-партнеров УШОС; проведение трансграничных исследований, выездных школ, семинаров, круглых столов и конференций.

Для Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы концепции «Образование без границ», «Образование на протяжении всей жизни», «Образование для всех», как уже было отмечено выше, давно перестали быть «данью инноватике» или теоретическим слепком новомодных международных инициаций. Они являются реальной практикой, которая потребовала трансформации целе-ценност-ных установок развития вуза, содержательных и технологических составляющих педагогического образования, рамок международного сотрудничества. При этом очевидно, что вуз не должен перенимать образовательные тренды европейских стран и механически следовать всем пунктам Болонского соглашения. Гораздо более важным моментом представляется поиск совместных механизмов адаптации и согласованных путей развития образовательной политики в евразийском пространстве. Среди наиболее важных вопросов, стоящих перед вузом, оказались изменения потребностей педагогических кадров, выработка стратегии их подготовки на ближайшие десятилетия; способы формирования педагога нового типа, обеспечивающего подготовку высококвалифицированного специалиста.

Таким образом, выделяются следующие приоритетные задачи в русле интеграционных процессов:

— создание единого образовательного пространства подготовки, переподготовки и информационно-методического сопровождения системы высшего образования, нацелен-

ной на развитие социокультурной и социально-экономической сфер;

— интеграция науки, образования и рынка труда в условиях формирующейся инновационной экономики знаний;

— создание депозитария инновационных социально-технологических и информационно-образовательных ресурсов;

— информатизация социально-экономического, социокультурного и научно-образовательного пространства в условиях многоуровневой интеграции.

Однако приоритетной для вуза остается миссия развития направления «Педагогика» как системообразующего звена сетевого взаимодействия образовательных организаций стран-участниц ШОС. В рамках инновационных преобразований вуз успешно преодолевает границы и социально-культурные барьеры по пути осуществления широкомасштабных договоров и соглашений между ведущими вузами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Китая [Столичный педагогический университет (Пекин, Китай), Евразийский национальный университет (Астана, Казахстан), Павлодарский государственный педагогический университет (Павлодар, Казахстан), Северо-Восточный педагогический университет (Чанчунь, Китай)". В настоящее время заключены и находятся на стадии утверждения соглашения по таким основным образовательным программам, как «Регионоведение», «Педагогика и психология высшей школы», «Социальная педагогика». Разрабатываются новые программы по педагогическому, психолого-педагогическому и профессионально-педагогическому направлениям. Все это позволяет нам выйти на качественно новый уровень сетевого взаимодействия, обеспечивающего многостороннюю интеграцию, инклюзию, процветание и устойчивое развитие стран ШОС.

Основательную поддержку совместной работе могут оказать информационно-коммуникационные сети как средства эффективного взаимодействия и основное условие создания открытого университета ШОС. Очевидно, существуют и возможные риски внедрения электронного университета: от снижения привлекательности традиционного

образования и ухода студентов в онлайн-обу-чение до потери студентов с высокой мотивацией и соответственно снижения качества знаний. Несмотря на перечисленные риски, вуз выработал для себя однозначно положительную установку на создание электронного университета, подкрепленную серьезными практическими шагами. В этом плане на базе нашего университета создан и успешно функционирует электронный информационно-образовательный портал Республики Башкортостан, который представляет собой систему управления и обеспечения образовательного процесса информационно-цифровыми ресурсами. Главная цель портала заключается в аккумулировании передового педагогического опыта и статистической информации в едином информационном пространстве для преподавателей, обучающихся, менеджеров системы образования. На протяжении ряда лет апробации и внедрения образовательного портала накоплено обширное информационно-техническое сопровождение дистанционного обучения, олимпиад, конкурсов, видеосвязи, онлайн-тестирования, сайтооб-разования и блогосистемы.

Образовательный портал стал системообразующим звеном информационно-методического сопровождения образования на всех уровнях и наибольшую актуальность приобретает сейчас на этапе вхождения в УШОС. Следовательно, возникает необходимость дальнейшей модернизации образовательного портала и расширения границ его информационно-образовательного пространства. Именно ему предстоит реализовать возможность виртуального общения преподавателей и студентов, обмениваться достижениями посредством 8куре-конференций, разрабатывать и сопрягать основные образовательные программы в онлайн- и оффлайн-ре-жиме, делиться золотыми лекциями лучших профессоров вузов-партнеров, обмениваться студенческими проблемами на международном форуме.

Модернизация портала подразумевает функционирование ряда проектных групп, объединяющих научно-технический потенциал студентов, магистрантов, аспирантов и ученых-разработчиков в рамках сетевых на-

12

P.M. Асадуллин

учных проектов по информационно-методическому сопровождению образовательной деятельности, в т.ч.:

— разработку технической платформы удаленного взаимодействия участников образовательного процесса;

— разработку модуля опосредованного обмена учебно-методической информацией пользователями Интернет-ресурса;

— разработку корпоративного стиля академического сообщества;

— разработку среды видеовзаимодействия пользователей Интернет-ресурса;

— технологию реализации сопряженных образовательных программ с применением технологий дистанционного образования в деятельности.

Однако без совместных усилий вузов-партнеров он не будет обладать той мощностью и доступностью, которые можно придать открытому университету в формате международного взаимодействия и сотрудничества. Инициированный научно-сетевой проект по проблемам медиаобразования с учеными Евразийского национального университета Республики Казахстан и по проблемам медиавоспитания с учеными Технологического вуза Республики Таджикистан, без

сомнения, позволит устранить существующие проблемы. В рамках научно-сетевого проекта заявлены такие актуальные для вузовского образования темы, как «Интерактивные воспитательные технологии в контексте УШОС», «Формирование воспитательной медиасреды в техническом вузе», «Проектирование персонифицированной информационно-образовательной среды в системе профессионального образования».

Лишь совместные усилия по разработке информационного ресурса позволят достичь успеха в реализации данных направлений. Реальное общение, подкрепленное информационно-коммуникационными технологиями, — это тот симбиоз, который гарантирует успешность формирования конкурентоспособного, мобильного, компетентного специалиста, который, почерпнув все самое лучшее из ресурсов вузов-партнеров, обогатит информационно-технологический потенциал своего региона.

Достижение этих условий позволит подготовить в вузе будущего специалиста, способного успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях поликультурного мира и тем самым открыть для себя возможности развития межцународной карьеры.

К сведению читателей

Вышла книга:

Семья и человеческое развитие. Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан / под общ. ред. Р.М. Валиахметова, Ф.Б. Бурхановой, Г.Ф. Хилаже-вой. — Уфа, 2013.

Вниманию читателей предлагается очередной доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан. Подобные доклады разрабатываются по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) во многих странах мира. Ежегодно выходит Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.

Основная цель настоящего Доклада — показать роль семьи в развитии человеческого потенциала, обосновать положение о том, что ключевым для будущего России и ее субъектов становится развитие семьи. Только социально благополучная семья, имеющая достойный уровень и качество жизни, возможности вырастить своих детей здоровыми, дать им хорошее образование и воспитание, может быть основой процветающего государства, у которого есть будущее. В Докладе показываются основные проблемы семьи Башкортостана и формулируются направления совершенствования социальной и семейной политики в интересах развития человека.

Издание представляет научный и практический интерес для высшего управленческого персонала, экономистов, социологов, демографов, научных работников и преподавателей высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.