Научная статья на тему 'Сетевые университеты: зарубежный опыт и международные тенденции'

Сетевые университеты: зарубежный опыт и международные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / JOINT PROGRAMS / NETWORKING / INTER-UNIVERSITY COOPERATION / ACADEMIC MOBILITY / STUDENTS / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Г.А., Белоус В.В.

Статья посвящена сетевому взаимодействию зарубежных университетов, в частности рассматривается опыт взаимодействия вьетнамских и китайских университетов с ведущими университетами мира по реализации совместных образовательных проектов. В статье рассматриваются основные характеристики сетевых университетов, открытых в последнее десятилетие в развивающихся странах мира. Авторами анализируются модели, источники финансирования, организация учебного процесса, языки преподавания, контингент учащихся в сетевых университетах. А также основные законодательные акты, позволяющие открывать сетевые образовательные структуры в разных странах мира. Авторами приводятся основные причины, стимулирующие сетевое взаимодействие зарубежных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK UNIVERSITIES: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND TRENDS

The article is devoted to networking foreign universities, in particular, it considers the experience of cooperation of Vietnamese and Chinese universities with the leading universities of the world and the implementation of joint educational projects. The article deals with the basic characteristics of university networks that emerged in the last decade in developing countries. The authors analyzed the model, sources of financing, the organization of educational process, teaching of languages and the number of students in the university network, as well as the main mechanisms that allow open network structure of education in different countries of the world. The authors also address the main reasons for encouraging networking of foreign universities.

Текст научной работы на тему «Сетевые университеты: зарубежный опыт и международные тенденции»

СЕТЕВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Г.А. Краснова

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации Проспект Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571

В.В. Белоус

Российский университет дружбы народов Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена сетевому взаимодействию зарубежных университетов, в частности рассматривается опыт взаимодействия вьетнамских и китайских университетов с ведущими университетами мира по реализации совместных образовательных проектов. В статье рассматриваются основные характеристики сетевых университетов, открытых в последнее десятилетие в развивающихся странах мира. Авторами анализируются модели, источники финансирования, организация учебного процесса, языки преподавания, контингент учащихся в сетевых университетах. А также основные законодательные акты, позволяющие открывать сетевые образовательные структуры в разных странах мира. Авторами приводятся основные причины, стимулирующие сетевое взаимодействие зарубежных вузов.

Ключевые слова: совместные программы, сетевое взаимодействие, межвузовское сотрудничество, академическая мобильность, студенты, высшие учебные заведения

Тема сетевого взаимодействия вузов в последние несколько лет активно развивается, об этом свидетельствуют многочисленные доклады на международных конференциях и публикации как зарубежных, так и отечественных авторов, исследования специализированных организаций, к примеру, доклад «Импорт образования в страны Европейского Союза» (англ. — "Delivering Education across Borders in the European Union") [1], в котором описаны все существующие формы трансграничного сотрудничества в странах Европейского Союза.

Вопросам сетевого взаимодействия организаций посвящены труды А.И. Адам-ского, В.А. Бианки, П. Зибера, М. Кастельса, К.Г. Митрофанова, Н.Е. Орлихиной, А.А. Пинского, Н.Ф. Радионовой, Л.В. Сморгунова, Р. Родеса и др. А.О. Зоткиным проведено исследование практики формирования сетевых образовательных программ. Сетевые образовательные проекты описаны в работах И.Ю. Малковой.

Необходимо отметить, что российские вузы активно развивают сетевое взаимодействие с вузами СНГ, ШОС, ЕАЭС, БРИКС. В настоящее время создан и функционирует Сетевой университет СНГ, Университет Шанхайской организации сотрудничества, в процессе становления Сетевой университет ЕАЭС, Сетевой университет БРИКС, Российско-Французский университет, Вьетнамо-Российский технологический университет, Совместный Российско-Китайский университет. Создание и функционирование перечисленных сетевых университетов

стало возможным после вступления Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 2 июня 2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 13 июня 2016 г.), а именно ст. 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ». Вместе с тем развитие сетевого взаимодействия российскими вузами сталкивается с проблемами нормативно-правового и организационного характера, а также отсутствия опыта у российских вузов в организации такого рода сетевых структур. В связи с этим анализ зарубежных практик ведущих стран мира является актуальным, его результаты могут представлять практический интерес для российских вузов.

В настоящее время вузы реализуют сетевое взаимодействие через подписание договоров о консорциумах без создания отдельного юридического лица и с созданием отдельного юридического лица, как в случае Франко-Немецкого университета (1999 г.), Франко-Итальянского университета (1998 г.), Научно-технологического университета (2010 г.) в Ханое. Во всех перечисленных примерах речь идет о создании совместного университета как отдельного юридического лица, а также об условиях и объемах финансировании со стороны государств, участвующих в создании совместного университета.

Создание консорциумов вузов происходит на международном уровне (решение принимается руководством двух или нескольких государств путем подписания многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств) или институциональном (решение принимается руководством вузов разных стран на основании действующего национального законодательства государства местонахождения Участников, их уставов и локальных норм, применяемых Участниками в процессе образовательной, административной и иной деятельности, путем подписания Соглашений о Консорциуме).

Вузы ведущих стран мира развивают сетевое взаимодействие с вузами развивающихся стран, в которых наблюдается повышенный интерес к на обучению за рубежом.

Так, во Вьетнаме в настоящее время функционируют: Вьетнамо-Германский университет (англ. Vietnamese-German University (VGU)), Университет науки и технологий в Ханое (англ. University of Science and Technology Hanoi (USTff)), Международный университет Вьетнамского национального университета (Хошимин) (англ. Ho Chi Minh City International University of Vietnam National University), Вьетнамо-Японский университет (англ. Vietnam-Japan University), входящий в состав Вьетнамского национального университета (Ханой) (англ. Vietnam National University (Hanoi)). В настоящее время создается Вьетнамо-Российский технологический университет.

Вьетнамо-Германский Университет был создан в Хошимине в 2008 г. при поддержке правительств Германии и Вьетнама. Стратегия Вьетнамо-Германского Университета заключается в переносе и адаптировании германских образовательных программ в области инженерных, естественных наук и экономики в соответствии с потребностями вьетнамского высшего образования. Образовательные программы ведутся с участием профессоров из немецких университетов, по завершении обучения выпускники получают дипломы немецких университетов.

В настоящее время ведется обучение студентов по программам бакалавриата по следующим направлениям: электрический инжиниринг; механический инжиниринг; компьютерные науки и информационные технологии; финансы и бухгалтерский учет; деловое администрирование, а также по семи магистерским программам: информационные бизнес-системы; мехатроника и технология сенсорных систем; устойчивое городское развитие; вычислительный инжиниринг; грузовые перевозки и транспорт; MBA Развитие малых и средних предприятий; мировой производственный инжиниринг и менеджмент

Для всех студентов Вьетнамо-Германского Университета является обязательным годичное обучение на подготовительном факультете университета. В течение года студенты совершенствуют свои компетенции в английском языке, так как обучение на основных программах ведется полностью на английском языке, и к моменту поступления на первый курс студенты должны сдать тест IELTS с результатом не менее чем 6 баллов.

В 2013 году Вьетнамо-Германский университет принял на обучение 750 студентов. К 2020 г. планируется принять 5 тыс студентов, к 2030 г. — 12 тыс студентов. По окончании обучения выпускники университета имеют возможность продолжить обучение по программам магистратуры и аспирантуры в вузах в Германии.

В 2009 году подписанием межправительственного соглашения между Вьетнамом и Францией был образован новый Университет науки и технологий в Ханое (англ. University of Science and Technology Hanoi (USTH)). В создание университета было инвестировано 315 млн долл. США, из которых 190 млн долл. США выделил Азиатский банк развития, 100 млн долл. США — французское правительство, 23 млн долл. США — Министерство образования и подготовки кадров Вьетнама. В состав консорциума вошли 40 университетов и научно-исследовательских институтов Франции. Обучение в Университете науки и технологий в Ханое ведется на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по шести междисциплинарным направлениям: космонавтика и ее применения; биотехно-логии-фармакология; вода-экология-океанография; возобновляемые источники энергии; материаловедение и нанотехнологии; информационные и коммуникационные технологии. Преподавание ведется на английском, французском и вьетнамском языках. Стоимость обучения на программах бакалавриата составляет 1 тыс. долл. США, магистратуры — 1500 тыс. долл. США.

В июле 2014 г. решением премьер-министра Вьетнама No. 1186/QD-TTg (англ. Decision No. 1186/QD-TTg) был создан Вьетнамо-Японский университет (англ. Vietnam-Japan University) в составе Вьетнамского национального университета (г. Ханой).

Вьетнамо-Японский университет является государственным исследовательским университетом. В строительство кампуса университета на 75 гектарах территории технопарка Хоа Лак планируется инвестировать 365 млн долл. США. Основные средства будут вложены японским фондом ОДА (англ. ODA Fund), а также японскими предприятиями, 52 млн долл. США будет выделено из бюджета Вьетнама.

Согласно планам, в 2016 г. Вьетнамо-Японский университет примет 70 первых студентов для обучения по программам магистратуры. В 2018 году будут открыты

программы бакалавриата и количество студентов на уровне бакалавриата и магистратуры достигнет 590 человек.

Количество студентов, обучающихся на программах бакалавриата, к 2025 г. должно составить 3760 человек, магистратуры — 1800 человек, аспирантуры — 440 человек.

Обучение в университете будет осуществляться по следующим областям знаний: глобальное здравоохранение, аграрные биотехнологии, промышленная биохимия, изменение климата, международная биологическая инженерия, инфраструктура и строительство, информационные технологии, промышленные материалы, логистика и управление поставками, сравнительное право и политические науки, сравнительные социальные науки стран Азии, японский язык и культура. Планируется, что к 2025 г. Вьетнамо-Японский университет войдет в число 50 лучших университетов Азии

Законодательно интернационализация вьетнамского высшего образования была закреплена в государственном декрете № 18/2001/ND-CP (англ. Government Decree No 18/2001/ND-CP) от 04.05.2001 г., в котором были определены возможности для открытия зарубежных культурных и образовательных учреждений, как, например, представительских офисов, совместных учреждений и независимых учреждений.

Сетевое взаимодействие активно развивается и в Китае. Открытость китайского высшего образования зарубежному влиянию стала возможна благодаря вступившим в силу 1 сентября 2003 г. Правилам Китайской Народной Республики по китайско-зарубежному сотрудничеству в управлении образовательными организациями (англ. Regulations of the People's Republic of China on Chinese-foreign Co-operation in Running Schools), позволяющим зарубежным университетам создавать кампусы на территории Китая в партнерстве с китайскими университетами.

В соответствии с этими правилами университетам, планирующим реализацию программ высшего образования с присвоением академических степеней, необходимо предоставить пакет документов, пройти оценку и получить одобрение административного департамента образования Государственного совета Китайской Народной Республики (англ. Еducation administrative department of the State Council of the Peoples' Republic of China) на ведение совместной образовательной деятельности. В то же время университетам, планирующим реализацию программ высшего образования без присвоения академических степеней, дополнительного профессионального образования, средней школы, курсовой подготовки и дошкольного образования достаточно пройти оценку и одобрение на уровне правительства провинции или автономного округа, в котором расположено совместное учреждение.

Первыми университетами, основавшими свои кампусы на территории Китая, стали британские. Университет Ноттингема организовал свой кампус в Нинбо (англ. The University of Nottingham Ningbo China) в 2004 г., Совместный университет Сианьского политехнического и Ливерпульского университетов (англ. Xi'an Jiaotong-Liverpool University) был основан в 2006 г.

В настоящее время кампус Нинбо реализует образовательные программы на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры на английском языке. Обра-

зовательные программы включают такие направления подготовки, как английский язык, международные коммуникации, компьютерные технологии, строительство, архитектура, экологическая инженерия, мехатроника, электрическая и электронная инженерия, международный бизнес и менеджмент, международная экономика и торговля. В настоящее время в университете обучается пять тысяч студентов из 40 стран мира.

Успешно развивается Совместный университет Сианьского политехнического и Ливерпульского университетов. В ходе реализации Плана развития университета с бюджетом в 160 млн фунтов стерлингов в 2014 г. кампус университета принял 8 тыс. студентов. Планируется, что к завершению реализации Плана развития в 2019 г. университет сможет принять 14 тыс. студентов. В настоящее время университет предлагает 60 образовательных программ в области естественных и инженерных наук, бизнеса, финансов, архитектуры, городского планирования, филологии и культуры на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, преподаваемых на английском языке.

В 2011 году Ланкастерский университет и Гуандунский университет иностранных языков приступили к реализации проекта совместного университета под названием университет Гуанвей-Ланкастер (англ. Guangwai-Lancaster University). Новый кампус будет реализовывать программы в области бизнеса и экономики, наук о жизни и инженерных наук, гуманитарных и социальных наук. Планируется, что к моменту реализации всех образовательных программ в университете будет обучаться 8—10 тыс. студентов. Образовательные программы будут построены в соответствии со стандартами Ланкастерского университета, и студенты смогут провести часть периода обучения в Великобритании или перевестись в Ланкастерский университет для обучения на постоянной основе.

Вслед за британскими университетами американские университеты также приступили к созданию своих кампусов в Китае. В настоящее время в стране действуют четыре совместных американо-китайских университета: Совместный Вэньчжоу-Кинский университет (2011), Нью-Йоркский университет в Шанхае (2013), Университет Дьюка в г. Куньшане (2014), Университет Брайанта и Пекинского технологического института в г. Чжухае (2015).

Совместный Вэньчжоу-Кинский университет (англ. Wenzhou-Kean University) получил одобрение Министерства образования Китайской Народной Республики на свое учреждение в ноябре 2011 г. Процедура рассмотрения заявки университета Вэньчжоу и Кинского университета на создание совместного университета в Министерстве образования КНР заняла пять лет. В этот период администрация городского округа Вэньчжоу приняла решение об инвестиции 234 млн долл. США в строительство кампуса совместного университета. В июле 2012 г. состоялся прием первых 204 студентов в совместный университет для обучения по программам бакалавриата: английский язык, экономика и компьютерные науки. В 2015 году наряду с упомянутыми программами университет осуществлял прием на бакалавриат по направлениям: бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, международный бизнес, графический дизайн. В среднесрочной программе планируется, что в университете будет обучаться 8,5 тыс. человек. Основными программами совместного университета станут бакалаврские программы. Кианский

университет несет ответственность за академическое управление совместным университетом. Учебные планы разрабатываются на основе американских аналогов с привлечением американских профессоров для преподавания на постоянной основе и использованием учебных материалов американского университета.

Первый набор в шанхайский кампус Нью-Йоркского университета (англ. New York University Shanghai) состоялся в 2013 г., он был создан Нью-Йоркским университетом в партнерстве с Восточно-Китайским педагогическим университетом (англ. East China Normal University). Первые 300 студентов обучались непосредственно в Восточно-Китайском педагогическом университете, а осенью 2014 г. был открыт кампус в г. Пудуне. В настоящий момент в университете реализуются образовательные программы только на уровне бакалавриата по следующим направлениям подготовки: физика, химия, биология, математика, нейронные науки, компьютерные науки и компьютерная инженерия, электрическая инженерия, бизнес и финансы, экономика, глобальные китайские исследования, интерактивные медиа искусства. В общем количестве студентов, обучающихся в университете, граждане Китая составляют 51%, представители других стран — 49%, из них 60% являются гражданами США. Планируется, что к моменту реализации всех образовательных программ, в том числе на уровне магистратуры, в университете будет обучаться 3 тыс. студентов.

Первый набор студентов в университет Дьюка в г. Куньшане (англ. Duke Kunshan University), созданный в партнерстве с Уханьским университетом (англ. Wuhan University), состоялся в 2014 г. Свою работу университет начал с реализации магистерских программ в области медицинской физики, глобального здоровья и менеджмента, на которые были приняты 150 человек. На строительство кампуса университета площадью в 81 гектар мэрией г. Куньшаня было выделено 200 млн долл. Университет Дьюка планирует инвестировать 42 млн долл. в течение 7 лет. Планируется, что общее число студентов университета, обучающихся как на программах бакалавриата, так и магистратуры будет составлять 4 тыс человек.

В 2015 году Министерство образования КНР одобрило заявку на создание совместного университета Брайанта и Пекинского технологического института в г. Чжухае (англ. Bryant University — Beijing Institute of Technology). Кампус совместного университета разместится на базе действующего кампуса Пекинского технологического института в г. Чжухае площадью 324 гектара. Предполагается, что в учебном процессе будут использоваться образовательные программы университета Брайанта, преподаваемые на английском языке. Первый прием студентов планируется в количестве не более 100 человек.

Австралийское высшее образование в Китае представлено совместной школой постдипломного образования и совместным исследовательским институтом Юго-западного университета и университета Монаш в г. Сучжоу (англ. Southeast University — Monash University Joint Graduate School, Suzhou). Совместная школа расположена в Индустриальном парке Сучжоу (англ. The Suzhou Industrial Park), крупнейшей инновационной площадке Китая, признанной наиболее динамичным местом в мире по коммерциализации научных исследований. В настоящее время в Школе реализуются программы магистратуры по направлениям: инфор-

мационные технологии, международный бизнес, транспортные системы, теория перевода, индустриальный дизайн. В рамках аспирантуры реализуются программы в области информационных технологий и инжиниринга. Ежегодно совместная школа принимает на обучение 350 магистрантов и 150 аспирантов.

Совместный исследовательский институт занимается научными исследованиями в шести ключевых областях: био нанотехнологии, биоинформатика, энергия, моделирование и симуляция, расширенное производство, водо-чувствительные города.

Еще одним примером сотрудничества по созданию совместных университетов является проект университетского колледжа Дублина (англ. University College Dublin) и китайского сельскохозяйственного университета (англ. China Agricultural University) по созданию кампуса в г. Яньтай (англ. UCD Yantai). Муниципальное правительство г. Яньтай провинции Шаньдун планирует инвестировать 300 млн евро в создании кампуса на площади в 300 акров (121 гектар) с общей площадью зданий в 300 тыс. квадратных метров. Проект начал свою реализацию в 2015 г. Планируется, что через пять—семь лет в университете будет обучаться 7,5—10 тыс. студентов. Университет будет предоставлять образование по следующим образовательным направлениям: науки о жизни, инженерные науки, математика и компьютерные науки, бизнес, социальные и гуманитарные науки. Все образовательные программы будут соответствовать своим ирландским аналогам. Обучение будет производиться на английском языке, ежегодно около одной тыс студентов будет обучаться в Ирландии в рамках программы академической мобильности, по окончании университета студенты будут получать диплом университетского колледжа Дублина. Университет будет включать бизнес инкубатор (англ. NovaUCD Shandong) — центр для новых предприятий и предпринимателей, который будет поддерживать китайские стартап компании, а также ирландские предприятия, стремящиеся создавать бизнес в провинции Шаньдун.

В июне 2014 г. был создан Союз китайско-иностранных партнерских университетов (англ. Sino-foreign Cooperative University Union), в который вошли шесть совместных университетов: университет Ноттингем Нинбо, Нью-йоркский университет Шанхая, Университет Дьюка в Куньшане, Венчьжоу-Кинский университет и Китайский университет Гонконга в Шеньчжене.

Союз китайско-иностранных партнерских университетов был создан с целью изучения вопросов, представляющих взаимный интерес, обмена опытом и передовыми практиками, поиск совместных решения проблем, стоящих перед университетами. Проведение ежегодного форума будет способствовать укреплению связей между членами Союза, и тем самым осуществлять общее развитие китайско-иностранных совместных университетов, тем самым повышать влияние Союза на реформы и развитие высшего образования в Китае.

В ноябре 2014 г. в Шеньчжэне, свободной экономической зоне, расположенной на юге Китая, состоялась пятая ежегодная конференция, посвященная взаимодействию Китая с другими странами в сфере управления образованием (англ. The 5th Annual Conference on Chinese-foreign Cooperation in Running Schools). В работе этой конференции приняли участие проректоры семи ведущих китайских

университетов, объявивших о начале работ по созданию новых совместных университетских проектов на базе нового района Шэньчжэня, задуманном властями города как университетский городок. Среди совместных проектов был назван проект Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Пекинского технологического института (англ. Beijing Institute of Technology).

Совместные университеты создаются в наиболее экономически развитых районах Китая: большинство университетов располагается в устье реки Янцзы, Шанхае, Шэньчжэне, традиционно ориентированных на получение высшего образования за границей. Шэньчжэнь, который был основан в конце 1970-х гг. в рамках политики «открытых дверей» Дэн Сяопина, в настоящее время является городом высоких информационных технологий, где проживает 18 млн человек, средний возраст которых 35 лет. Создаваемые совместные университеты в Шэньчжэне ориентированы на привлечение китайских и иностранных студентов для подготовки специалистов для тех отраслей, которые необходимы для города.

Важным для студентов является доступность образования в совместных университетах, стоимость обучения на образовательных программах в которых в два раза ниже по сравнению со стоимостью обучения в головных вузах в Великобритании, США и других стран.

Что же дает вузам участие в консорциумах? И каковы возможности сетевого взаимодействия?

На наш взгляд, они следующие:

— использование новых образовательных технологий в учебном процессе;

— увеличение академических обменов;

— расширение номенклатуры предлагаемых образовательных программ за счет программной интеграции с другими вузами;

— удовлетворение существующего спроса абитуриентов на образовательные программы зарубежных вузов;

— повышение качества образования, в том числе с учетом контроля качества обучения со стороны вузов-партнеров;

— расширение возможностей международного сотрудничества;

— дополнительная рекламная акция по набору студентов;

— поддержание и дальнейшее повышение конкурентоспособности вуза на внешнем и внутренних рынках образовательных услуг;

— повышение рейтинга университета как внутри страны, так и за рубежом;

— объединение материально-технических (аудитории, библиотеки, технические средства обучения, общежития и т.д.) и человеческих ресурсов образовательных учреждений-участников сетевого взаимодействия (преподаватели, учебно-вспомогательный и административный персонал).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Final Report "Delivering Education across Borders in the European Union" Authors: Uwe Brandenburg, Andrew McCoshan, Lukas Bischof, Anne Kreft, Ulrike Storost Leichsenring, Frederic Neuss, Britta Morzick, Sabine Noe Advisory Board: Peter Scott, Stamenka Uvalic-Trumbic, Hans de Wit Implementing Framework Service Contract EAC 02/2010 (lot 3) And Specific Contract EAC/2012/0152, European Union, 2013.

NETWORK UNIVERSITIES: INTERNATIONAL EXPERIENCE

ANDTRENDS

G.A. Krasnova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Prospekt Vernadskogo, 82, Moscow, Russia, 119571

V.V. Belous

Russian Peoples' Friendship University Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to networking foreign universities, in particular, it considers the experience of cooperation of Vietnamese and Chinese universities with the leading universities of the world and the implementation of joint educational projects. The article deals with the basic characteristics of university networks that emerged in the last decade in developing countries. The authors analyzed the model, sources of financing, the organization of educational process, teaching of languages and the number of students in the university network, as well as the main mechanisms that allow open network structure of education in different countries of the world. The authors also address the main reasons for encouraging networking of foreign universities.

Key words: joint programs, networking, inter-university cooperation, academic mobility, students, higher education institutions

REFERENCES

[1] Final Report "Delivering Education across Borders in the European Union" Authors: Uwe Brandenburg, Andrew McCoshan, Lukas Bischof, Anne Kreft, Ulrike Storost Leichsenring, Frederic Neuss, Britta Morzick, Sabine Noe Advisory Board: Peter Scott, Stamenka Uvalic-Trumbic, Hans de Wit Implementing Framework Service Contract EAC 02/2010 (lot 3) And Specific Contract EAC/2012/0152, European Union, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.