Научная статья на тему 'Анализ основных моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций'

Анализ основных моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ / СОВМЕСТНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / JOINT UNIVERSITIES / МЕЖДУНАРОДНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL ACADEMIC COOPERATION / ПРОГРАММЫ ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ / DOUBLE DEGREE PROGRAMS / КОНСОРЦИУМ УНИВЕРСИТЕТОВ / CONSORTIUM OF UNIVERSITIES / NETWORK INTERACTION OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Тесленко Валентина Александровна

Предлагаемая статья относится к категории исследовательских статей и рассматривает опыт зарубежных стран по инициации и поддержанию сетевого взаимодействия между вузами в рамках международной деятельности. Цель написания статьи состоит в демонстрации мирового опыта сетевого взаимодействия вузов с помощью выделенной классификации моделей сетевого взаимодействия. По мнению авторов статьи, определение критериев и типов, значимых для классификации, будет способствовать созданию и продвижению сетевых взаимодействий в образовательных организациях. Авторами статьи были выделены критерии классификации сетевого взаимодействия, описанные с учетом анализа существующих сетевых международных стратегических партнерств. Анализ деятельности сетевых совместных университетов показал, что их развитие и широкое распространение возможно в случае благоприятного образовательного законодательства в странах, где они базируются, а также при условии государственной поддержки национальным вузам, инициирующим и развивающим сетевое взаимодействие. Развитие сетевого взаимодействия и совместных образовательных программ стало частью стратегии интернационализации вузов во всем мире. Первоначально появившиеся в последнее десятилетие ХХ века сетевые университеты и совместные образовательные программы в настоящее время функционируют в большинстве университетов мира, их количество растет ежегодно. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были впервые введены нормы, касающиеся функционирования совместных образовательных программ и сетевого взаимодействия вузов. Вместе с тем при практической реализации совместных университетов и совместных программ (как и при их открытии и создании) остаются нерешенные вопросы, связанные с нормативными, организационными, содержательными и финансовыми аспектами. Таким образом, исследование успешно функционирующих моделей сетевого взаимодействия и совместных образовательных программ представляется актуальной темой. Статья может быть полезна руководству российских вузов, где развивается сетевое взаимодействие и / или планируется развивать различные направления сетевого взаимодействия в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Тесленко Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MAIN MODELS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS NETWORK INTERACTION

This research article describes the best practices of different countries in initiating and maintaining international networking activity between universities. The main purpose of this research is to analyze how educational institutions’ networks can be classified depending on their models. According to the authors of the article, revealing criteria and types significant for the classification will facilitate the creation and promotion of networking activity in educational institutes. The authors described the criteria for classification of network interaction, taking into account the analysis of existing network international strategic partnerships. Analysis of the activities of joint universities network showed that favorable educational legislation, as well as state support to national universities that initiate and develop network activity enable their development and expansion. Development of network interaction and joint teaching programs has become a part of university internationalization all over the world. For the first time network universities that appeared in the last decade of ХХ century and joint teaching programs function at most international universities and their number is growing every year. Federal law «On education in the Russian Federation» N 273-ФЗ of 29.12.2012 for the first time introduces norms regulating functioning of joint teaching programs and network cooperation of universities. At the same time practical implementation of joint universities and programs as well as their creation leave many questions unanswered in the field of regulative, organizational, content and financial aspects. Therefore the research in the field of successfully functioning network cooperation models and joint teaching programs seems a relevant topic. The article can be useful to those Russian universities that develop network communication or plan to work in different fields of network communication in future.

Текст научной работы на тему «Анализ основных моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций»

ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОПОРНЫХ ВУЗОВ

DOI 10.158267umpa.2017.04.047

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Г. А. Краснова, В. А. Тесленко

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, 82; director_ido@mail.ru

Ключевые слова: сетевое взаимодействие вузов, совместные университеты, международное академическое сотрудничество, программы двойных дипломов, консорциум университетов.

Предлагаемая статья относится к категории исследовательских статей и рассматривает опыт зарубежных стран по инициации и поддержанию сетевого взаимодействия между вузами в рамках международной деятельности.

Цель написания статьи состоит в демонстрации мирового опыта сетевого взаимодействия вузов с помощью выделенной классификации моделей сетевого взаимодействия. По мнению авторов статьи, определение критериев и типов, значимых для классификации, будет способствовать созданию и продвижению сетевых взаимодействий в образовательных организациях. Авторами статьи были выделены критерии классификации сетевого взаимодействия, описанные с учетом анализа существующих сетевых международных стратегических партнерств.

Анализ деятельности сетевых совместных университетов показал, что их развитие и широкое распространение возможно в случае благоприятного образовательного законодательства в странах, где они базируются, а также при условии государственной поддержки национальным вузам, инициирующим и развивающим сетевое взаимодействие.

Развитие сетевого взаимодействия и совместных образовательных программ стало частью стратегии интернационализации вузов во всем мире. Первоначально появившиеся в последнее десятилетие ХХ века сетевые университеты и совместные образовательные программы в настоящее время функционируют в большинстве университетов мира, их количество растет ежегодно. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» были впервые введены нормы, касающиеся функционирования совместных образовательных программ и сетевого взаимодействия вузов. Вместе с тем при практической реализации совместных университетов и совместных программ (как и при их открытии и создании) остаются нерешенные вопросы, связанные с нормативными, организационными, содержательными и финансовыми аспектами. Таким образом, исследование успешно функционирующих моделей сетевого взаимодействия и совместных образовательных программ представляется актуальной темой. Статья может быть полезна руководству российских вузов, где развивается сетевое взаимодействие и / или планируется развивать различные направления сетевого взаимодействия в будущем.

о мнению авторов доклада «The NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition», «одной из долгосрочных тенденций является развитие сотрудничества между различными высшими учебными заведениями. В этой тенденции нашла отражение концепция, что инновации дают больший эффект, если учреждения делятся своими идеями» [1]. «Для того чтобы достичь успехов в своей деятельности, высшие учебные заведения считают необходимым сотрудничество с другими организациями»,- делают вывод авторы доклада

«Международные стратегические партнерства» (англ.- International strategic partnerships) Anna-Malin Sandstrom и Leasa Weimer [2]. Они определяют международные стратегические партнерства как партнерства, которые поощряют долговременное сотрудничество между организациями путем создания устойчивых академических сетей, укрепления обменов студентами и персоналом, а также посредством расширения обмена знаний и практик [2].

Моделей сетевого взаимодействия существует огромное количество, что требует формирования

подходов к их классификации. По нашему мнению, определение критериев и типов, значимых для классификации, будет способствовать:

- появлению новых типов сетевого взаимодействия образовательных организаций;

- определению возможностей применения сетевого взаимодействия в рамках реализации конкретных систем обучения в условиях выполнения требований государственных образовательных стандартов;

- выявлению этапов жизненного цикла сетевого взаимодействия, решению вопросов целесообразности применения тех или иных направлений сетевого взаимодействия;

- анализу наличия тех или иных содержательных и тематических направлений сетевого взаимодействия;

- выявлению потребностей системы высшего образования образовательных организаций в сетевом взаимодействии;

- информированию образовательных организаций и экспертов о наиболее востребованных типах сетевого взаимодействия;

- более четкому планированию организационного и финансового обеспечения сетевого взаимодействия вузами.

В целом можно выделить два основных направления инициирования и развития сетевого взаимодействия.

В рамках первого направления сетевое взаимодействие функционирует в рамках реализации традиционного образования, которое исторически сложились в вузах. Ресурсы такого направления являются инструментом интенсификации и индивидуализации обучения.

Второе направление использования сетевого взаимодействия порождает более сложную тенденцию, которая изменяет содержание образования, ведет к использованию принципиально новых форм и методов обучения.

Критериями классификации сетевого взаимодействия верхнего уровня, по нашему мнению, могут являться:

1. Уровень (межгосударственный, межстра-новой, институциональный) инициации и формального документирования сетевого взаимодействия.

2. Организационная форма сетевого взаимодействия.

3. Количество и страновая принадлежность вузов-участников сетевого взаимодействия.

4. Предметная образовательная область.

5. Количество обучающихся и вузов-участников сетевого взаимодействия.

6. Языки преподавания.

7. Документы об образовании, выдаваемые по результатам обучения.

8. Уровни образования.

9. Источники финансирования обучения и деятельности вузов в рамках сетевого взаимодействия.

Рассмотрим реализацию основных моделей сетевого взаимодействия вузов в соответствии с вышеперечисленными критериями.

1. Сетевое взаимодействие между вузами может быть инициировано и закреплено на международном, межстрановом или институциональном (вузовском) уровнях.

Сетевое взаимодействие может развивать сотрудничество в рамках двух стран или в рамках региональных образовательных пространств (например, Сетевой университет СНГ, Университет Шанхайской организации сотрудничества, Сетевой университет БРИКС1).

Соглашения о создании совместного универси-тета2 были инициированы правительствами стран и подписаны на межправительственном уровне в случае Франко-Немецкого университета, Франко-Итальянского университета, Российско-Армянского университета3, Кыргызско-Российского Славянского университета4, Российско-Таджикского Славянского университета5, Белорусско-Российского университе-

1 Сетевой университет БРИКС (СУ БРИКС) - объединение образовательных организаций высшего образования стран БРИКС, осуществляющих сотрудничество и присоединившихся к СУ БРИКС. СУ БРИКС является образовательным проектом, направленным на разработку преимущественно двусторонних / многосторонних краткосрочных совместных образовательных программ, магистерских и аспирантских программ обучения, а также совместных научно-исследовательских проектов в различных сферах согласно общим стандартам и критериям качества, при условии соответствия результатов обучения участников СУ БРИКС государственным стандартам.

2 Соглашение (договор) о сетевой форме реализации образовательных программ - правовая форма оказания услуг (сотрудничества) сторон (образовательных и иных организаций) в процессе реализации образовательных программ.

3 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского (Славянского) университета от 29.08.1997 [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1600 (дата обращения: 29.05.2017).

4 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики об условиях учреждения и деятельности в городе Бишкеке Кыргызско-Российского славянского университета от 09.09.1993 [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=17496 (дата обращения: 29.05.2017).

5 Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации

об условиях учреждения и деятельности в городе Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета от 10.06.1997 [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions. ru/view_base.php?id=1538 (дата обращения: 29.05.2017).

та6. Во всех вышеперечисленных примерах в межправительственных соглашениях страны берут на себя обязательства по финансированию, материально-техническому и организационному обеспечению сетевого взаимодействия вузов-участников сетевого взаимодействия.

Соглашения, подписанные на межвузовском уровне, инициируются национальными университетами и подписываются ректорами этих национальных университетов. Например, Учредительный договор о создании Российско-китайского международного университета подписан ректорами Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Пекинского политехнического университета 5.09.2014 после подписания Меморандума о взаимопонимании по созданию «Российско-китайского университета» на ведомственном (министерском) уровне) [3] (20.05.2014 был подписан Меморандум о взаимопонимании по созданию «Российско-китайского университета» [4]).

Создание Сетевого университета СНГ также закреплено Соглашением, подписанным ректорами вузов-участников стран СНГ.

2. Сетевое взаимодействие вузов юридически может быть реализовано в двух формах с организацией нового юридического лица и без. Первая форма: создание консорциума без организации отдельного юридического лица. Например, Сетевой университет СНГ и Университет Шанхайской организации сотрудничества существуют как консорциумы, не имеющие отдельного юридического лица.

Вторая форма: создание совместного университета как отдельного юридического лица при участии вузов двух или нескольких стран. Например, Университет науки и технологий в Ханое, Франко-Немецкий университет, Франко-Итальянский университет.

3. Сетевое взаимодействие может реали-зовываться разным количеством национальных университетов, осуществляться двумя вузами двух стран (двухстороннее сотрудничество) и нескольким вузами стран (многостороннее сотрудничество). Например, в создании Российско-Китайского Международного университета приняли участие только два национальных университета от России и Китая. В создании Французско-Китайского института ядерной энергетики (франц.- L'Institut franco-chinois de l'énergie

6 Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, подписанным от 19.01.2001 о Государственном учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет».

nucléaire (IFCEN)) принял участие один китайский университет - Университет Сан Ят-Сен провинции Кантон и пять французских инженерных школ ядерной энергетики: Политехнический институт Гренобля (франц.- l'Institut Polytechnique de Grenoble (Grenoble INP)), Школа горнорудного дела Нанта (франц.- l'École des Mines de Nantes (EMN)), Высшая школа Химии Парижа (франц. -l'École Nationale Supérieure de Chimie de Paris (Chimie Paris - Paris Tech)), Высшая школа Химии Монпелье (франц.- l'École Supérieure de Chimie de Montpellier (ENSCM)), Национальный институт ядерной науки и технологии (франц. - l'Institut National des Sciences et Techniques Nucléaires (CEA - INSTN)).

В создании Китайско-европейского технологического университета в Шанхае (франц.- L'Université de Technologie Sino-Européenne de Shanghai (UTSEUS)) приняли участие три французских технологических университета: Технологический университет Бельфор-Монбельяр (франц.- L'Uniiversité de Technologie de Belfort-Montbéliard (UTBM)), Технологический университет Компьеня (франц.-L'Université de Technologie de Compiègne (UTC)), Технологический университет Труа (франц. -L'Université de Technologie de Troyes (UTT)), с китайской стороны только один университет - Шанхайский университет (англ. - Shanghai University).

В Университете Шанхайской организации сотрудничества участвует 80 вузов из пяти стран ШОС: России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана7.

В сетевом взаимодействии могут принимать участие вузы двух или нескольких стран.

Примеры двухсторонних совместных университетов: Франко-Китайский институт Жэньминь, Китайско-европейский технологический университет в Шанхае, Французско-Китайский институт ядерной энергетики, Университет науки и технологий в Ханое, Вьетнамо-Германский университет, Вьетнамо-Японский университет, Российско-Французский университет, Совместный университет Сианьского политехнического и Ливерпульского университетов (англ.-Xi'an Jiaotong-Liverpool University) и др.

Например, в Сетевом университете БРИКС принимают участие вузы пяти стран БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки. В Сетевом университете СНГ принимают участие: вузы Азербайджана, Армении, Беларуси,

7 Не участвуют вузы Узбекистана.

России, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Украины.

4. В основе сетевого взаимодействия вузов лежит образовательное сотрудничество по определенным областям знаний, преобладают технические и инженерные, хотя есть и гуманитарные направления подготовки.

Примером реализации обучения по гуманитарным направлениям подготовки является Франко-Китайский институт Жэньминь (франц.- L'Institut franco-chinois Renmin (IFC Renmin)), созданный при участии Китайского народного университета (англ.- Renmin University) и трех французских университетов - Парижского университета Сорбонны (Париж 4) (франц. -l'Université de Paris - Sorbonne (Paris 4)), университета Поль-Валерии (Монпелье 3) (франц.-l'Université Paul - Valéry (Montpellier 3)) и Школы коммерции Евромед Менеджмент (франц.- L'école de commerce Euromed Management). Обучение в Франко-Китайском институте Жэньминь ведется в течение пяти лет с выдачей как китайского, так и французского диплома в области финансов и управления, языков, бизнеса, экономического и социального администрирования.

Китайско-европейский технологический университет в Шанхае реализует только инженерные направления подготовки: информационная инженерия, материаловедение и инженерия, биоинженерия, механическая инженерия и автоматизация.

Во Вьетнамо-Германском университете реализуются образовательные программы магистратуры по техническим и инженерным направлениям подготовки: «Информационные бизнес-системы»; «Мехатроника и технология сенсорных систем»; «Устойчивое городское развитие»; «Вычислительный инжиниринг»; «Грузовые перевозки и транспорт»; «Мировой производственный инжиниринг и менеджмент».

Французско-китайский институт ядерной энергетики ведет обучение по трем основным направлениям подготовки: «Ядерные реакторы и нейтронная физика», «Функционирование и эксплуатация ядерных электростанций», «Материалы и топливный цикл». Образовательный процесс построен в соответствии с французскими стандартами подготовки инженеров (6 лет).

В Сетевом университет СНГ реализуются образовательные программы по гуманитарным, техническим, инженерным направления подготовки: по филологии (специализация «Русский язык и литература»); международному праву; по международному менеджменту; экономике, международной торговле; международным от-

ношениям (специализация «Мировая политика»); автоматизации и управлению; материаловедению и технологии материалов (программа подготовки магистров «Ракетно-космические композитные конструкции»); мехатронике и робототехнике (программа подготовки магистров «Промышленная робототехника и робототех-нические комплексы», «Управление робото-техническими системами»); туризму (профиль «Планирование и развитие туризма на государственном уровне», «Межкультурные коммуникации в туризме»); химическим технологиям органических веществ (специализация «Химическая технология переработки нефти»); полиграфии; радиотехники.

В настоящее время Китайско-европейский институт авиационной инженерии предлагает обучение по трем основным направлениям подготовки: «Структура и материалы в самолетостроении»; «Аэродвигательные системы»; «Авионика и системы управления воздушным движением».

В университет Дьюка в г. Куньшане (англ.-Duke Kunshan University), созданном в партнерстве с Уханьским университетом (англ.- Wuhan University), реализуются магистерские программы в области медицинской физики, глобального здоровья и менеджмента.

Германский технологический университет (англ.- the German University of Technology (GUtech)), созданный в Омане при участии Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена (англ. - RWTH Aachen University), ведет обучение по инженерным и естественно-научным направлениям подготовки в соответствии с немецкими стандартами обучения. В 2013/2014 учебном году здесь обучались 1200 студентов [5].

Консорциум немецких университетов во главе с Международным институтом (IHI) Циттау Дрезденского технического университета (англ.-the International Institute (IHI) Zittau of TU Dresden) создал Казахско-Немецкий университет (англ.-Kazakh German University DKU) в г. Алма-Аты. Более 500 студентов обучаются промышленному проектированию, логистике, управлению водными ресурсами [5].

5. По масштабу сетевого взаимодействия -количеству обучающихся и количеству учредите-лей-образовательных организаций.

В настоящее время в сетевом университете может обучаться от 100 до нескольких тысяч обучающихся. К примеру, в 2013 г. Вьетнамо-Германский университет принял на обучение 750 студентов, а к 2020 г. планируется принять пять тыс студентов, к 2030 г.- 12 000 студентов.

В Немецком университете Каира (англ.- German University Cairo (GUC)) обучается 10 000 студентов, ежегодно принимаются на обучение 2000 студентов, всего университет закончили 7500 чел. Немецкий университет Каира является одним из старейших совместных университетов, был создан в 2001 г. как частное учреждение при поддержке немецких университетов Ульма (англ.-Universities of Ulm), Штутгарта (англ.- Universities of Stuttgart) и Тюбингена (англ.- Universities of Tübingen). Немецкий университет Каира входит в десятку лучших египетских университетов в региональном рейтинге образовательных организаций.

В 2016 г. Вьетнамо-Японский университет принял на обучение 70 первых студентов для обучения по программам магистратуры. В 2018 г. будут открыты программы бакалавриата и количество студентов на уровне бакалавриата и магистратуры достигнет 590 чел. Количество студентов, обучающихся на программах бакалавриата, к 2025 г. должно составить 3760 чел., магистратуры - 1800 чел., аспирантуры - 440 чел.

Ежегодно Пекинская центральная школа принимает на обучение 100 студентов. В настоящее время всего в Школе обучается 672 чел.

Китайско-европейский институт авиационной инженерии ежегодно принимает на обучение 100120 чел. Французско-Китайский институт ядерной энергетики также ежегодно принимает на обучение 100-120 чел. В Китайско-европейском технологическом университете в Шанхае обучается 1200 студентов.

В Сетевом университете СНГ ежегодно обучается около 200 студентов. К настоящему времени число выпускников университета - около 1000 чел.

В Совместный университет Сианьского политехнического университета и Ливерпульского университета в 2014 г. были приняты на обучение 8000 студентов. Планируется, что в 2019 г. Совместный университет примет на обучение 14 000 чел [6].

В Совместном университете Гуанвей-Ланкастер обучается около 8000-10 000 студентов.

В Турецко-немецком университете (англ.- The Turkish-German University (TDU)) в г. Стамбуле обучается 130 студентов, но в дальнейшем планируется принимать 5000 чел.

Что касается учредителей сетевых университетов, то их может быть минимум два, к примеру, как в Российско-Китайском университете. Но может быть 80-100 вузов-участников консорциума (как в Университете Шанхайской организации со-

трудничества, консорциум из 80 университетов-участников) или в Германо-Иорданском университете (консорциум 80 немецких университетов прикладных наук, возглавляемых Университетом прикладных наук Магдебург-Стендаль (англ.- the University of Applied Sciences Magdeburg-Stendal). В Германо-Иорданском университете, созданном в 2004 г., обучается около 4000 студентов (архитектура, инженерные науки и менеджмент).

По мнению немецких экспертов, большое количество университетов-участников консорциумов предъявляет высокие требования к административному и академическому персоналу, а процессы принятия решений являются более медленными. Но университеты-участники консорциумов получают широкую известность и в дальнейшем могут рассчитывать на узнаваемость бренда вуза за рубежом и на доступ к частному финансированию [7].

Образовательные траектории обучения могут быть следующими: обучение только в одной стране и обучение в двух странах или нескольких странах. К примеру, в Сетевом университете СНГ обучение в магистратуре для всех студентов начинается в российских вузах-участниках консорциума, после одного года обучения студенты возвращаются в «домашние» университеты и продолжают обучение в них, но для прохождения итоговой аттестации возвращаются в российские вузы, где сдают экзамены и защищают магистерские дипломные работы.

Студентам Китайско-европейского технологического университета в Шанхае предоставляется возможность выбрать одну из трех образовательных траекторий:

1) в течение четырех лет обучаться в Шанхайском университете с возможностью прохождения семестровой стажировки в Европе или Китае и получением китайского диплома и степени бакалавра;

2) в течение трех лет обучаться в Шанхайском университете, затем продолжить обучение в одном из французских вузов-партнеров в течение двух лет, и получить французский диплом и степень магистра;

3) в течение трех лет обучаться в Шанхайском университете, затем продолжить обучение в одном из французских вузов-партнеров в течение двух с половиной лет и получить французский диплом инженера.

Студенты Совместного университета Гуанвей-Ланкастер (англ. - Guangwai-Lancaster University), созданного в 2011 г. Ланкастерским университетом (Великобритания) и Гуандунским

университетом иностранных языков, имеют право часть образовательной программы пройти в Великобритании или перевестись в Ланкастерский университет для обучения на постоянной основе [8].

Вьетнамско-Германский университет (VGU) был создан в 2008 г. при участии 37 немецких университетов, включая Свободный университет Берлина и Дармштадтский технический университет, в настоящее время во Вьетнамско-Германском университете обучается около 750 студентов.

6. По языкам преподавания - один, два национальных языках или английский язык. Например, обучение в Университете науки и технологий в Ханое ведется на английском, французском и вьетнамском языках. В Китайско-европейском институте авиационной инженерии преподавание ведется на китайском, английском и французском языках.

В созданном в 2015 г. совместном американо-китайском университете Bryant University-Beijing Institute of Technology, учрежденном американским университетом Брайанта и Пекинским технологическим институтом, планируется преподавание только на английском языке, за основу образовательных программ будут взяты программы университета Брайанта.

В Совместном университете Сианьского политехнического университета и Ливерпульского университета преподавание ведется только на английском языке [6].

В Казахско-Немецком университете студенты на первом курсе начинают обучение на русском языке и в дальнейшем продолжают на немецком и английском языках (благодаря параллельному с основным курсом обучению немецкому и английскому языкам) [5].

7. По выдаваемым дипломам: могут выдаваться дипломы или сертификаты всех университетов-участников консорциума или вновь созданного университета. К примеру, магистрам, успешно завершившим магистерские образовательные программы в Сетевом университете СНГ, вручается два диплома вузов, участвовавших в их подготовке. Университет Шанхайской организации сотрудничества вручает только сертификаты о прохождении обучения.

Студентам Центральной пекинской школы (франц.- l'École Centrale de Pékin), созданной Группой французских центральных школ (франц.- le Groupe des Écoles Centrales), в которую входят Центральные школы городов Лиль, Лион, Марсель, Нант и Париж, и Пекинским уни-

верситетом аэронавтики и астронавтики (англ.-Beijing University of Aeronautics and Astronautics), по завершении обучения выдаются дипломы магистра Пекинского университета аэронавтики и астронавтики и французский диплом инженера. Образовательный процесс Центральной пекинской школы основан на французском опыте, предусматривающем обучение в течение шести лет, а также тесное партнерство с промышленными корпорациями.

Выпускники Российско-Китайского Международного университета будут получать дипломы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и созданного совместного университета.

Совместный университет университетского колледжа Дублина (англ.- University College Dublin) и Китайского сельскохозяйственного университета (англ.- China Agricultural University) в г. Яньтай (англ.- UCD Yantai), созданный в 2015 г., будет выдавать дипломы университетского колледжа Дублина по следующим образовательным направлениям: науки о жизни, инженерные науки, математика и компьютерные науки, бизнес, социальные и гуманитарные науки. Все образовательные программы будут соответствовать своим ирландским аналогам. Обучение будет производиться на английском языке, ежегодно около 1000 студентов будет обучаться в Ирландии в рамках программы академической мобильности.

8. По уровням подготовки: бакалавриат, магистратура, аспирантура. В Университете науки и технологий в Ханое подготовка ведется на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по шести междисциплинарным направлениям: «Космонавтика и ее применение»; «Биотехнологии - Фармакология»; «Вода-Экология - Океанография»; «Возобновляемые источники энергии»; «Материаловедение и нано-технологии»; «Информационные и коммуникационные технологии».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Сетевом университете СНГ и Университете Шанхайской организации сотрудничества подготовка ведется только на уровне магистратуры, хотя в планах развития этих совместных университетов значатся бакалавриат и аспирантура.

Во Вьетнамо-Германском Университете обучение студентов ведется по программам бакалавриата и магистратуры.

В Совместном университете Сианьского политехнического университета и Ливерпульского университета обучение ведется на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по 60 образовательным программам [6].

В Совместном американо-китайском Вэньчжоу-Кинском университете (англ.-Wenzhou-Kean University), созданном в 2011 г., обучение ведется только по программам бакалавриата: английский язык, экономика, компьютерные науки, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, международный бизнес, графический дизайн [9].

В Совместном университет New York University Shanghai, созданном в 2013 г. Нью-Йоркским университетом вместе с Восточно-Китайским педагогическим университетом, реализуются только бакалаврские программы по физике, химии, биологии, математике, нейронным наукам, компьютерным наукам и компьютерной инженерии, электрической инженерии, бизнесу и финансам, экономике, глобальным китайским исследованиям, интерактивным медиа искусствам [10].

В совместной школе постдипломного образования Joint Graduate School в г. Сучжоу, созданной в Китае при участии Юго-Западного университета (англ. - Southeast University) и университета Монаш (англ. - Monash University), подготовка ведется только в рамках магистратуры (информационные технологии, международный бизнес, транспортные системы, переводоведение, индустриальный дизайн) и аспирантуры (информационные технологии и инжиниринг). Ежегодно здесь обучается 350 магистрантов и 150 аспирантов. Совместный исследовательский институт занимается научными исследованиями в шести ключевых областях: бионанотехнологии, биоинформатика, энергия, моделирование и симуляция, расширенное производство, водо-чувстви-тельные города.

9. По источникам финансирования обучения и деятельности вузов в рамках сетевого взаимодействия. Обучение может финансироваться из национальных бюджетов стран, средств международных организаций, средств студентов и их семей.

Так, обучение в Сетевом университете СНГ осуществляется за счет национальных грантов, выделяемых вузам-участникам из средств международной организации - Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ (МФГС). Финансирование обучения в Университете Шанхайской организации сотрудничества осуществляется за счет квот на обучение, выделяемых Правительством Российской Федерации в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без

гражданства в Российской Федерации»8. Число выделяемых квот утверждается ежегодно.

Большая часть немецких двунациональных совместных университетов финансируется за счет средств государственного бюджета Германии. Германские проекты, как правило, ориентированы на финансовую устойчивость, а не на финансовую выгоду. Экспортируемые немецкие программы по получению степеней в области инженерии или естественных наук требуют, в первую очередь, больших финансовых инвестиций в оборудование (лабораторное) и более низкое соотношение студентов и сотрудников, что представляет больший финансовый риск и более низкую вероятность финансовой отдачи. Немаловажно также, что общественные и политические взгляды в Германии, в отличие от многих других стран, традиционно таковы, что образование рассматривается как общественное благо, которое должно быть доступно всем. Финансирование совместных университетов понимается в Германии как финансирование стартапов, при этом совместный университет должен со временем обеспечить свою финансовую устойчивость. Для австралийских или британских совместных университетов, напротив, вопросы финансовой выгоды лежат в основе обоснования их участия в совместном университете, в том числе потому, что в этих странах правительства, как правило, не оказывают вузам финансовой поддержки в вопросах сетевого взаимодействия. Финансирование совместных университетов за рубежом осуществляется Немецкой службой академических обменов (нем.- Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD)), которая одновременно является спонсором, поставщиком услуг, администратором проектов и партнером. К примеру, в проекте по созданию Турецко-Немецкого университета в Стамбуле DAAD функционирует как координационный офис, центральный администратор и посредник для различных заинтересованных сторон из Германии и других стран [7].

В странах, где число совместных университетов значительно, университеты объединяются для решения возникающих вопросов в рамках сетевого взаимодействия в Ассоциации. К примеру, в Китае в июне 2014 г. был создан

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=152929; dst=0; ts=1863D 7510FBF3048CF8172A47AC 9F69B; rnd=0.6809850314166397, свободный.- Загл. с экрана. - (Дата обращения: 05.05.2017).

Sino-foreign Cooperative University Union, который является национальной некоммерческой общественной организацией, цель которой - обмен практическим опытом в области сетевого взаимодействия, изучение и решение проблем в области сетевого взаимодействия, консультирование по национальным реформам в области высшего образования Китая. Деятельность организации осуществляется под руководством Департамента международного сотрудничества и обменов Министерства образования Китая. В организацию вошли в общей сложности семь университетов, имеющих статус отдельного юридического лица. Организация имеет секретариат, который ежегодно проводит «Форум совместных университетов» (англ.- Sino-Foreign Cooperative University Presidents Forum).

Анализ деятельности сетевых совместных университетов показал, что их развитие и широкое распространение возможно в случае благоприятного образовательного законодательства в странах, где они базируются. Так, в Китае, безусловно, лидирующем по числу совместных университетов, созданных в сотрудничестве с различными вузами стран мира, это стало возможно благодаря «Правилам Китайской Народной Республики по китайско-зарубежному сотрудничеству в управлении школами» [11] (англ.- Regulations of the People's Republic of China on Chinese-foreign Co-operation in Running Schools), вступившим в силу 1.09.2003 и разрешающим иностранным вузам создавать совместные структуры в Китае: «В соответствии с этими правилами университетам, планирующим реализацию программ высшего образования с присвоением академических степеней, необходимо предоставить пакет документов, пройти оценку и получить одобрение административного департамента образования Государственного Совета Китайской Народной Республики (англ.-education administrative department of the State Council of the Peoples' Republic of China) на ведение совместной образовательной деятельности. В то же время университетам, планирующим реализацию программ высшего образования без присвоения академических степеней, дополнительного профессионального образования, средней школы, курсовой подготовки и дошкольного образования достаточно пройти оценку и одобрение на уровне Правительства провинции или автономного округа, в котором расположено совместное учреждение» [12].

В случае Германии, которая лидирует по числу совместных университетов за рубежом,

можно говорить о наличии государственной образовательной политики по открытию и поддержке совместных университетов, созданных за рубежом при участии немецких и региональных университетов. В большинстве случаев эти совместные университеты созданы благодаря политическим инициативам «сверху вниз», как следствие деклараций о намерениях двух глав государств или министров. Фактически они становятся двухнациональными проектами, часто соответствующими (ожиданиям) внешней политики, культурной политики или международной политики и стратегии развития. Как правило, совместный университет поддерживает консорциум немецких университетов, а не единственный немецкий вуз. Это позволяет развивать сотрудничество немецким высшим учебным заведениям разных размеров и специальностей и удовлетворить все требования, предъявляемые к таким проектам в части их управления [7].

Вопросы качества образования, предоставляемого в рамках сетевого взаимодействия вузов, становятся предметом дискуссий на разных уровнях. В частности, ЮНЕСКО в обосновании необходимости «Руководящих принципов «Обеспечения качества в трансграничном высшем образовании» указывает на «необходимость в дополнительных инициативах на национальном уровне, в более активном международном сотрудничестве и сетевом взаимодействии, а также в более транспарентной информации о процедурах и системах обеспечения качества, аккредитации и признания квалификаций. Усилия в этой сфере должны носить глобальный характер, причем особое внимание следует уделить потребностям развивающихся стран, с тем чтобы создать устойчивые системы высшего образования. В связи с отсутствием в некоторых странах всеобъемлющих механизмов обеспечения качества, аккредитации и признания квалификаций важным элементом общего процесса расширения и координации национальных и международных инициатив должно стать создание соответствующего потенциала» [13].

В заключение хотелось бы отметить, что создание и развитие международных стратегических партнерств становится важным мероприятием в институциональных стратегиях вузов [14] и даже национальных стратегий ведущих стран мира. Так, ряд стран все активнее занимается разработкой политики создания и поддержки международных партнерств, соответствующих потребностям и приоритетам сектора высшего образования [14]. Формализованное сотрудниче-

ство в форме институциональных стратегий позволяет организациям расширить свою деятельность и усовершенствовать свои услуги [15]. При этом вузы все чаще подходят к международному сотрудничеству стратегически, поскольку они становятся все более избирательными в плане выбора партнеров для сотрудничества, и, как следствие, их партнерства становятся наиболее эффективны [16].

Для успешного развития сетевого взаимодействия российских вузов и создания ими эффективных международных партнерств, по нашему мнению, мероприятия по их реализации должны стать частью институциональной стратегии образовательной организации, в которой должны быть определены приоритеты в установлении международных партнерств: по тематическим направлениям (областям знания и направлениям подготовки), видам деятельности (академическая мобильность, совместные исследования и др.), по географическому или языковому признакам и др. На уровне руководства вузов должны быть определены основные формы стратегических партнерств, источники их финансирования, ответственные лица и подразделения, осуществляющие оперативное управление. Крайне важное значение на институциональном уровне имеет разработка и принятие локальных нормативных актов, регламентирующих сетевое взаимодействие вуза с российскими и зарубежными партнерами, а также информирование всех подразделений вуза об институциональной политике в области сетевого взаимодействия.

Список литературы

1. The NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition. The New media consortium. 2015, available at: https://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-report-2015-higher-education-edition/ (accessed 16.01.2017).

2. Sandström A.-M., Weimer L. The EAIE Barometer. International strategic partnerships, available at: https:// www.eaie.org/eaie-resources/library/publication/E-book-series/international-strategic-partnerships.html (accessed 16.01.2017).

3. Высшая школа государственного аудита Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова: Российско-китайский

Международный университет [Электронный ресурс]. URL: http://audit.msu.ru/msu-in-china/ru-cn-mezhdunarodniy-universitet (дата обращения: 15.04.2017).

4. Beijing Institute of Technology: China and Russia signed a document for cooperative education between BIT and Moscow University, available at: http://english.bit.edu.cn/ PictureNews/ 103118.htm (accessed 15.04.2017).

5. Geifes S., Kammuller S. Transnational, Bi-national, International? The German approach, available at: https:// www.daad.de/medien/hochschulen/projekte/studienangebote/

eaie-summer_forum_2014_tne_the_german_approach_sg__

sk.pdf (accessed 15.04.2017).

6. Xi'an Jiaotong-Liverpool University, available at: https://www.liv.ac.uk/xjtlu/ (accessed 15.04.2017).

7. Clausen A., Schindler-Kovats B., Stalf N. Transnational Education 'made in Germany' A policy perspective on challenges, best practices and success stories, Journal of the European higher education area, 2011, no. 4, pp. 1-20.

8. Times Higher Education: Lancaster to set up shop in China, available at: https://www.timeshighereducation.com/ news/lancaster-to-set-up-shop-in-china/418012 (accessed 09.05.2017).

9. The Wenzhou - Kean University, available at: http:// www.wku.edu.cn (accessed 09.05.2017).

10. The New York University Shanghai, available at: http:// shanghai.nyu.edu/ (accessed 09.05.2017).

11. Regulations of the People's Republic of China on Chinese-foreign Co-operation in Running Schools, available at: http://www.china.org.cn/english/education/184658.htm (accessed 08.05.2017).

12. Краснова Г. А., Белоус В. В. Сетевые университеты: зарубежный опыт и международные тенденции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 4. С. 22-30.

13. Сотрудничество между ЮНЕСКО и ОЭСР в разработке Руководящих принципов «Обеспечение качества в трансграничном высшем образовании». Генеральная конференция. 33-я сессия, Париж, 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco. org/images/0014/001406/140616r.pdf (дата обращения: 03.06.2017).

14. Sutton S. B., Obst D. (eds). Developing Strategic International Partnerships: Models for Initiating and Sustaining Innovative Institutional Linkages. N. Y.: Institute of International Education, 2011. 234 p.

15. Kinser K., Green M. F. The Power of Partnerships: A Transatlantic Dialogue. Washington: American Council on Education, 2009. 25 p.

16. Deardorff D. K, de Wit H, Heyl J., Adams T. The SAGE handbook of international higher education. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2012. 536 p.

DOI 10.15826/umpa.2017.04.047

ANALYSIS OF MAIN MODELS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

NETWORK INTERACTION

G. A. Krasnova, V. A. Teslenko

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation 82 Vernadskogo ave., Moscow, 119571, Russian Federation, director_ido@mail.ru

Keywords: network interaction of universities, joint universities, international academic cooperation, double degree programs, consortium of universities.

This research article describes the best practices of different countries in initiating and maintaining international networking activity between universities.

The main purpose of this research is to analyze how educational institutions' networks can be classified depending on their models. According to the authors of the article, revealing criteria and types significant for the classification will facilitate the creation and promotion of networking activity in educational institutes. The authors described the criteria for classification of network interaction, taking into account the analysis of existing network international strategic partnerships.

Analysis of the activities of joint universities network showed that favorable educational legislation, as well as state support to national universities that initiate and develop network activity enable their development and expansion.

Development of network interaction and joint teaching programs has become a part of university internationalization all over the world. For the first time network universities that appeared in the last decade of ХХ century and joint teaching programs function at most international universities and their number is growing every year. Federal law «On education in the Russian Federation» N 273-Ф3 of 29.12.2012 for the first time introduces norms regulating functioning of joint teaching programs and network cooperation of universities. At the same time practical implementation of joint universities and programs as well as their creation leave many questions unanswered in the field of regulative, organizational, content and financial aspects. Therefore the research in the field of successfully functioning network cooperation models and joint teaching programs seems a relevant topic. The article can be useful to those Russian universities that develop network communication or plan to work in different fields of network communication in future.

References

1. he NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition. The New media consortium. 2015, available at: https://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-re-port-2015-higher-education-edition/ (accessed 16.01.2017).

2. Sandstrom A.-M., Weimer L. The EAIE Barometer. International strategic partnerships, available at: https://www. eaie.org/eaie-resources/library/publication/E-book-series/in-ternational-strategic-partnerships.html (accessed 16.01.2017).

3. Vysshaya shkola gosudarstvennogo audi-ta Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M. V. Lomonosova: Rossiisko-kitaiskii Mezhdunarodnyi universitet [Supreme State Audit School. Faculty of Moscow State University named after M. V. Lomonosov: Russian-Chinese International University], available at: http://audit. msu.ru/msu-in-china/ru-cn-mezhdunarodniy-universitet (accessed: 15.04.2017).

4. Beijing Institute of Technology: China and Russia signed a document for cooperative education between BIT and Moscow University, available at: http://english.bit.edu.cn/ PictureNews/103118.htm (accessed 15.04.2017).

5. Geifes S., Kammuller S. Transnational, Bi-national, International? The German approach, available at: https:// www.daad.de/medien/hochschulen/projekte/studienangebote/

eaie-summer_forum_2014_tne_the_german_approach_sg__

sk.pdf (accessed 15.04.2017).

6. Xi'an Jiaotong-Liverpool University, available at: https://www.liv.ac.uk/xjtlu/ (accessed 15.04.2017).

7. Clausen A., Schindler-Kovats B., Stalf N. Transnational Education 'made in Germany' A policy perspective on challenges, best practices and success stories, Journal of the European higher education area, 2011, no. 4, pp. 1-20.

8. Times Higher Education: Lancaster to set up shop in China, available at: https://www.timeshighereducation. com/news/lancaster-to-set-up-shop-in-china/418012 (accessed 09.05.2017).

9. The Wenzhou - Kean University, available at: http:// www.wku.edu.cn (accessed 09.05.2017).

10. The New York University Shanghai, available at: http://shanghai.nyu.edu/ (accessed 09.05.2017).

11. Regulations of the People's Republic of China on Chinese-foreign Co-operation in Running Schools, available at: http://www.china.org.cn/english/education/184658. htm (accessed 08.05.2017).

12. Krasnova G. A., Belous V. V. Setevye universitety: zarubezhnyi opyt i mezhdunarodnye tendentsii [Network Universities: International Experience and Trends]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya [RUDN Journal of Information in Education], 2016, no. 4, pp. 22-30.

13. Sotrudnichestvo mezhdu YuNESKO i OESR v raz-rabotke Rukovodyashchikh printsipov «Obespechenie kachestva v transgranichnom vysshem obrazovanii». General'naya konferentsiya. 33-ya sessiya, Parizh, 2005 g. [Cooperation between UNESCO and OECD in Drafting Guidelines on «Quality Provision in Cross-Border Higher Education». General Conference. 33rd session, Paris, 2005], available at: http://unesdoc. unesco.org/images/0014/001406/140616r.pdf (accessed 03.06.2017).

14. Sutton S. B., Obst D. (eds). Developing Strategic International Partnerships: Models for Initiating and Sustaining Innovative Institutional Linkages. N. Y.: Institute of International Education, 2011. 234 p.

15. Kinser K., Green M. F. The Power of Partnerships: A Transatlantic Dialogue. Washington: American Council on Education, 2009. 25 p.

16. Deardorff D. K., de Wit H., Heyl J., Adams T. The SAGE handbook of international higher education. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2012. 536 p.

Информация об авторах / Information about the authors:

Краснова Гульнара Амангельдиновна - доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; director_ido@mail.ru.

Тесленко Валентина Александровна - аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; valentinateslenko@gmail.com.

Gulnara A. Krasnova - Doctor of Philosophic Sciences, Professor, Leading Researcher of the Center of Continuing Education Е^ш^у of the Institute of Applied Economic Studies of the Russian Academy of National Economy and the Public Administration under the President of the Russian Federation; director_ido@mail.ru.

Valentina A. Teslenko - Postgraduate Student, Institute of Public Administration and Civil of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; valentinateslenko@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.