УДК 378.1 ББК 74.484.4
Сетевое взаимодействие вузов в трансграничном пространстве Евразийского экономического союза и Китая (2010-2016 гг.): опыт Алтайского государственного университета и Ассоциации азиатских университетов
С.В. Землюков, Р.И. Райкин, А.Ю. Резинкин, С.В. Глушанина Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Network Cooperation of Higher Educational Institutions of EEU and China Transboundary Space (2010-2016): the Experience of Altai State University and the Association of Asian Universities
S.V. Zemlyukov, R.I. Raikin, A.Y. Rezinkin, S.V Glushanina Altai State University (Barnaul, Russia)
Рассматривается одна из современных форм организационных преобразований в системе высшего профессионального образования — сетевое взаимодействие вузов. Авторами подчеркивается важность сетевого взаимодействия в сфере высшего образования и подготовки научных кадров как формы региональной интеграции. Проанализирована практика сетевого взаимодействия Алтайского государственного университета. Приведены примеры эффективных форм сотрудничества вузов в современном мире. Сетевое взаимодействие университетов в современной высококонкурентной среде позволяет консолидировать возможности развития университетов различных стран, многократно увеличивать тем самым ресурсы интеллекта, кадров, инфраструктуры — сформировать масштабный базис для нового рывка в области знаний и технологий. На примерах создания международных организаций и участия в них, проведения международных форумов отмечены наиболее эффективные формы и виды образовательного сотрудничества. Результаты совместной деятельности, которые получены благодаря сотрудничеству азиатских университетов в рамках Ассоциации азиатских университетов, позволяют уверенно вписаться в процессы активизации политико-экономических интеграционных процессов в регионе, которую мы наблюдаем в последние годы, в том числе в рамках международных объединений (СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС).
The article considers one of the modern forms of organizational transformations in the system of higher professional education, which is a network cooperation of higher educational institutions. The authors emphasize the importance of network cooperation in the sphere of higher education and training of scientific specialists as a form of regional integration. The authors have analyzed Altai State University's experience of network cooperation and provided the examples of effective forms of higher educational institutions' cooperation in the modern world. Universities network cooperation under modern highly competitive conditions allows consolidating development opportunities for universities of different countries, thus repeatedly increasing intellectual resources, personnel resources, resources of infrastructure, thereby to form a large-scale basis for a new breakthrough in the field of knowledge and technology. On the example of creation and participation in international organizations, hosting of international forums there were distinguished the most effective forms and types of educational cooperation. The results of joint activities which were obtained with the help of cooperation of the universities in the framework of the Association make it possible to fit into political and economic integrational activation processes, which we have been observing during the recent years within the framework of international associations (CIS, EAEC, SCO, BRICS).
Ключевые слова: международное сотрудничество, сетевое взаимодействие вузов, Ассоциация азиатских университетов, интеграция.
DOI 10.14258/izvasu(2016)4-35
Key words: international cooperation, higher educational institutions' network cooperation, the Association of Asian Universities, integration.
В последние годы в связи с усилением многопланового двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС особую актуальность приобрели задачи расширения гуманитарного взаимодействия как важнейшего фактора развития международных интеграционных процессов. Подписание документов, касающихся сопряжения проектов Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, в ходе визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина в мае 2015 г. придало новый импульс стратегическому сотрудничеству между странами региона.
Международные образовательные связи можно отнести к наиболее важным и перспективным направлениям гуманитарного сотрудничества, эффективно формирующим общее культурное пространство соразвития, закладывающим фундамент для достижения целей национальной и глобальной экономической политики. Принципиальным является и то, что эффективная реализация намеченных планов требует создания особого кадрового потенциала, насыщения региональных рынков труда специалистами, обладающими специализированными компетенциями, нацеленными на работу в лидирующих отраслях экономики конкретных регионов в сложившихся экономических и правовых условиях. И конечно, ключевую роль играют в этом процессе университеты. Они становятся не только учебными, но и исследовательскими центрами, интегрирующими новые знания и инновационные технологии и влияющими на экономический рост и повышение конкурентоспособности стран как на межрегиональном, так и на глобальном уровне. Эта роль университетов объективно выводит их за национальные рамки. Процессы интеграции способствуют активизации и универсализации международной деятельности вузов [1].
В рамках сетевого сотрудничества происходит более тесное взаимодействие университетов, расположенных в разных странах, возникают долгосрочные договорные отношения, интеграция ресурсов, совместная образовательная и научная деятельность. Включенность университетов в сетевое взаимодействие позволяет перейти от эпизодических международных контактов к содержательной научно-педагогической кооперации и всестороннему партнерству; сочетанию дву-
сторонних и многосторонних проектов; эффективной трансформации проектов предметной направленности в область междисциплинарных проектов и т.д [2].
Необходимо отметить, что на российско-азиатском образовательном пространстве имеется достаточно богатый опыт международного сетевого сотрудничества, которое реализуется посредством создания различных университетских объединений. Сетевое взаимодействие вузов уже имеет свою историю. Оно может осуществляться как между вузами одной какой-либо страны (национальные ассоциации вузов, например, Ассоциация классических университетов России, Ассоциация американских университетов, Лига плюща, Лига европейских исследовательских университетов, Группа «Расселл», Лига С9, GU8, ТО9 и др.), так и между вузами разных стран (международные ассоциации вузов, например, Ассоциация университетов Европы, Ассоциация среднеземноморских университетов, Международный альянс исследовательских университетов, Утрехтская сеть, Евразийская ассоциация университетов, Ассоциация университетов Азиатско-Тихоокеанского региона, Ассоциация университетов российского Дальнего Востока, Сибири и северо-восточных регионов Китая, Ассоциация азиатских университетов и др.).
Направления, формы и виды международного образовательного сотрудничества разнообразны. Каждый университет выбирает их исходя из своих задач и возможностей. При этом важное значение имеют исторически сложившиеся традиции, опыт образовательных и культурных коммуникаций. Это прежде всего касается выстраивания взаимодействия со своими территориально близкими партнерами. И здесь, как нам представляется, сотрудничество на центральноазиатском образовательном пространстве имеет очень хорошую перспективу. Алтайский государственный университет активно участвует в этом процессе, наращивая научно-образовательное взаимодействие в первую очередь с университетами стран Центральной Азии (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан и др.).
В последние годы Алтайский государственный университет успешно реализует стратегию опережающего развития вуза как международного научно-образовательного центра, ориентированного на трансграничное простран-
ство ЕАЭС и Китая. Выгодные геополитические особенности региона (Алтайский край примыкает одновременно к тюрко-исламскому, монгольскому и китайскому цивилизационным ареалам, является исторической родиной тюркских народов Центральной Азии, находится на пересечении крупных миграционных потоков) способствуют расширению образовательного присутствия АлтГУ за рубежом, в первую очередь в приграничных государствах. Число иностранных студентов АлтГУ за последние два года удвоилось, их доля в приведенном контингенте обучающихся в университете достигла 8%. В АлтГУ разработаны и реализуются 12 специализированных программ дополнительного образования для иностранных слушателей.
Осуществляется целенаправленное развитие международной партнерской сети среди ведущих вузов стран Азии. На сегодняшний день АГУ имеет устойчивые активные связи с более чем 30 центральноазиатскими университетами. Партнерская сеть АГУ также включает представительские центры университета в Казахстане (Усть-Каменогорск, Павлодар, Семей, Шемонаиха, Риддер), Монголии (Баян-Ульгий и Ховд), Киргизии (Бишкек, Ош, Джалал-Абад), Китае (Харбин, Синьцзянь-Уйгурский автономный район — округ Алтай); Таджикистане (Душанбе, Худжант).
В АлтГУ создан и действует целый ряд научно-образовательных и научно-исследовательских центров, нацеленных на изучение различных сфер жизни азиатских стран: совместный с Сибирским отделением Российской академии наук Центр социально-экономических исследований и региональной политики, Почетная кафедра «Казахстанский путь и Н. Назарбаев», Российско-Китайский центр образования, культуры и академической мобильности, Центры языка и культуры Кыргызстана и Таджикистана и др.
АлтГУ входит в число головных вузов Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), осуществляя целый ряд международных сетевых образовательных программ в рамках УШОС. В ходе VIII Недели образования государств — членов ШОС и 5-го совещания министров образования государств — членов ШОС, которые прошли в Алтайском государственном университете осенью 2014 г., был утвержден Сертификат Университета ШОС. А в июне 2015 г. первые выпускники АлтГУ — студенты Даляньского университета иностранных языков (КНР), Киргизского национального университета им. Ж. Баласагына и Киргизского национального аграрного университета им. К.И. Скрябина получили Сертификаты УШОС по итогам обучения в нашем университете по направлениям
«Экология» и «Регионоведение». Проведенные учеными Алтайского государственного университета исследования [3] подтвердили, что развитие сетевого взаимодействия, в частности молодежных обменов, напрямую связано с повышением уровня компетенции научных и общественных объединений в области всестороннего гуманитарного сотрудничества азиатских стран и содействует объективному восприятию происходящих в современном обществе социально-экономических, общественно-политических, научных и культурных преобразований.
Принимая во внимание весь положительный опыт сетевого взаимодействия вузов [4], в 2013 г. по инициативе АлтГУ создана Ассоциация азиатских университетов, которая в настоящий момент является площадкой образовательного и научного сотрудничества для 41 вуза, представляющих 8 государств Азии (Армения, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Россия, Таиланд, Таджикистан). Основными задачами Ассоциации являются формирование единого азиатского образовательного пространства, единого уровня требований к содержанию университетского образования, содействие в признании дипломов университетов — членов Ассоциации; совершенствование механизмов реализации академической мобильности; разработка и реализация совместных образовательных программ; обмен опытом в области высшего профессионального образования, научных исследований, молодежных проектов в формате Азиатского студенческого форума, Международных летних школ и т. п.
Ключевыми индикаторами развития сотрудничества университетов в рамках Ассоциации являются совместные проекты, программы и мероприятия в следующих областях:
1) образование;
2) наука;
3) академические обмены;
4) молодежные проекты;
5) культура;
6) создание и развитие инфраструктуры Ассоциации.
Международное сетевое взаимодействие вузов может быть реализовано посредством разнообразных универсальных механизмов: совместные образовательные программы различных уровней, академическая мобильность преподавателей, исследователей и обучающихся, дистанционное обучение, международная аккредитация, независимая оценка качества образования, функционирование зарубежных филиалов и представительских центров, совместные программы рекрутинга иностранных абитуриентов, международные образовательные выставки, форумы и т. д.
В настоящее время только в АлтГУ реализуется семь совместных образовательных программ с вузами Ассоциации, ряд новых программ находится в стадии разработки и согласования. Безусловно, востребованными станут программы «Экономика азиатских рынков», «Правовое обеспечение евразийской интеграции» и другие, разработанные в АлтГУ под влиянием современных тенденций по усилению интеграционных процессов в Азии. Важно отметить также необходимость совместной работы по культурно-ценностному наполнению образовательных программ, разработке и внедрению специализированных модулей по межкультурному взаимодействию, противодействию религиозному и национальному экстремизму в молодежной среде.
Вузами — членами ассоциации осуществляется совместная подготовка научно-педагогических кадров. Функционируют совместные научно-исследовательские лаборатории, осуществляется совместная подготовка аспирантов и докторантов, работа в международных диссертационных советах, реализуются совместные научные проекты.
Очень перспективным направлением для совместной работы является экспертно-аналитиче-ская деятельность. Квалифицированный анализ, экспертиза, мониторинг и прогнозирование процессов трансграничного взаимодействия и развития межрегионального и международного сотрудничества в азиатском регионе востребованы как органами власти, так и бизнес-структурами. В конце 2014 г. создан Азиатский экспертно-аналитический центр этнологии и международного образовательного сотрудничества. Указанным Центром уже выполнен значительный объем работ по проектам, поддержанным Министерством образования и науки РФ, Министерством иностранных дел РФ, Министерством регионального развития РФ, Федеральным агентством «Россотрудничество», Российскими государственными фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, Министерствами образования некоторых азиатских стран, администрацией Алтайского края, Советом ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай в рамках концепции устойчивого социально-экономического развития региона.
Важное направление деятельности Ассоциации — работа с молодежью. Крупнейшим молодежным мероприятием Ассоциации является, безусловно, Азиатский студенческий форум. Первый такой форум с основной темой «Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста» был успешно проведен на базе нашего университета в 2012 г.
В 2015 г. второй Азиатский студенческий форум состоялся в Киргизской республи-
ке на оз. Иссык-Куль. Впервые при подготовке и проведении студенческого форума Ассоциации азиатских университетов был использован сетевой формат. Главными организаторами форума стали Алтайский государственный университет и Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина.
Наиболее значимыми темами форума стали: сотрудничество обучающихся и их объединений на азиатском образовательном пространстве, в том числе под эгидой международных организаций ШОС, БРИКС, ЕАЭС; участие обучающихся и их объединений в оценке и повышении качества образования.
В организации и проведении Форума приняли участие более 260 обучающихся, молодых преподавателей, ученых и других представителей университетских сообществ ведущих вузов Индии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Монголии, России, Таджикистана.
В мае 2016 г. АлтГУ состоялся 2-й Съезд Ассоциации азиатских университетов, убедительно показавший рост внимания к деятельности Ассоциации со стороны международного научно-образовательного сообщества, заинтересованность азиатских вузов в участии в ее деятельности. Шесть новых университетов было принято в состав Ассоциации, в качестве наблюдателей в работе Съезда принимали участие такие сильные исследовательские университеты как Томский государственный университет и университет Сайтама (Япония). Новым президентом Ассоциации был избран ректор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Ерлан Сыдыков. Съездом принят пакет решений, направленных на активизацию многостороннего сотрудничества университетов Азии.
Международный образовательный форум «Алтай-Азия», который дважды проходил на базе Алтайского государственного университета, стал для азиатских университетов местом для обсуждения проблем и определения основных векторов развития современного образования [5].
Сегодня можно с уверенностью сказать, что создание Ассоциации азиатских университетов во многом предвосхитило активизацию политико-экономических интеграционных процессов в регионе, которую мы наблюдаем в последние годы, в том числе в рамках международных объединений (СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС). И тот задел, который создан благодаря сотрудничеству азиатских университетов в рамках Ассоциации, позволяет уверенно вписаться в эти процессы, будучи готовыми к многофакторному и многостороннему взаимодействию, которое по-
зволит консолидировать возможности университетов разных стран, кратно увеличить ресурсы интеллекта, кадров, инфраструктуры, сформировать эффективный международный кадровый потенциал евразийской интеграции и, в конечном итоге, масштабный базис для нового этапа развития. Ассоциация открыта для сотрудничества и готова предоставить свою базу, потенциал и наработки, в том числе для применения в работе создаваемых сетевых университетов (ЕАЭС и БРИКС). Все это позволило Алтайскому государственному университету стать одним из крупных, динамич-
но развивающихся университетов Сибирского федерального округа, крупнейшим вузом Алтайского края. В 2015 г. АлтГУ вошел в число 150 лучших вузов стран БРИКС по версии общепризнанного всемирного рейтинга QS, а в 2016 г. — в 130 лучших вузов рейтинга QS-Развивающаяся Европа и Центральная Азия. В рейтинге вузов признанного российского рейтингового агентства «Эксперт РА» АлтГУ занимает 47-е место. Кроме того, АлтГУ находится на четвертом месте среди самых привлекательных вузов Сибири для иностранных и иногородних студентов [6].
Библиографический список
1. Филиппов В.А. Международное сетевое взаимодействие в сфере образования // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». — 2014. — № 3.
2. Аничкин Е.С. Сетевое взаимодействие вузов: сущность, формы, перспективы // Высшее образование и международное сотрудничество: виды, формы и механизмы: хрестоматия / под общ. ред. С.Г. Максимовой. — Барнаул, 2015.
3. Молодежные обмены между странами — участниками Шанхайской организации сотрудничества : монография / под ред. С.Г. Максимовой. — Барнаул, 2015.
4. Пустовой Н.В., Гущина А.М., Некрасов В.В., Цой Е.Б. Концепции международного сетевого взаимодействия как инструмент подготовки кадров высшей квалификации // Университетское образование. —
2013. — № 2.
5. Евразийское образовательное пространство — новые вызовы и лучшие практики : сборник материалов / под общ. ред. С.В. Землюкова. — Барнаул, 2014.
6. Итоги приемной кампании // Эксперт Сибирь. —
2014. — № 37-38.