УДК 371.378
О. И.Зезегова Сетевое обучение: зарубежный опыт
В статье рассматривается сетевое обучение с позиций методологии коннективизма. Изучается законодательный механизм создания совместных университетов, а также практический зарубежный опыт финансирования при учреждении консорциумов университетов.
Ключевые слова: сетевое обучение, коллаборационистское обучение, сетевое совместное обучение, электронное обучение, мобильное обучение, дистанционное обучение, интерактивное обучение, консорциум, международное образовательное законодательство.
O. I. Zezegova. Networked learning: foreign experience
The article deals with the network training in terms of the methodology of connectivity. It studies the legislative framework for the creation of joint universities, as well as practical experience in financing upon the establishment of consortia of universities.
Keywords: networked learning, collaborative learning, collaborative networked learning, electronic learning, mobile learning, distance learning, online learning, consortium, international education law.
Сетевая форма реализации образовательных программ является новеллой российского образовательного права. Появление в российском законодательстве этого явления связано не только с развитием образовательных технологий, но в большей степени вызвана образовательной политикой, нацеленной на повышение качества образования, обеспечение высокой степени доступности образования, использование передовых практик в образовательном процессе с применением достижений науки и техники, а также опыта зарубежных стран.
В зарубежной научной литературе существует несколько теоретических подходов, объектом исследования которых являются сети.
© Зезегова О. И., 2018
Первоначально, а именно в 1970—80-е гг., сетевое взаимодействие ассоциировалось исключительно со способом интеграции экономических субъектов, основанной не на иерархичных вертикальных структурах, а на демократичных горизонтальных вариантах организации бизнеса. Со становлением информационного общества, экономики знаний информация и знания стали главными ценностями общества. При этом нематериальная природа знания и возможность его тиражирования с помощью информационно-коммуникационных технологий без каких-либо значительных экономических издержек придала знаниям особые свойства. Знания являются социальным капиталом, который достаточно легко генерировать, передавать и преобразовывать, невзирая на территориальные границы. В настоящее время сетевое образование методологически опирается на коннек-тивизм Джорджа Сименса [12] и Стивенса Даунса [9]. Авторы определили основные характеристики и особенности процесса обучения в эпоху цифровых технологий, выражающиеся в массовом сотрудничестве, идеологии открытых образовательных ресурсов.
Таким образом, сетевое образование, методологически обоснованное теорией коннективизма, главная суть которой сводится к тому, что обучение в современном информационном обществе происходит в условиях постоянно меняющейся и динамично развивающейся «учебной паутины» и на принципах горизонтальных связей (модель «равный равному»), до сих пор не получило общепринятого определения в зарубежной научной литературе.
Изучение англоязычной литературы сетевого обучения выявило употребление следующих терминов: «сетевое обучение» (networked learning), «совместное/коллаборационистское обучение» (collaborative learning), «сетевое совместное обучение» (collaborative networked learning), а также «электронное обучение» (E-learning, electronic learning, «lectronic tutoring», E-tutoring), «мобильное обучение» (М-learning, mobile learning), «дистанционное обучение» (distance learning), «интерактивное обучение» (online learning).
Одним из первых стал употребляться термин «дистанционное обучение», которое, по мнению западных историков образования, переросло в самостоятельную форму образования [8; 11]. Однако в настоящее время все больше используется термин networked learning. Ланкастерский университет провел ряд конференций по сетево-
му обучению и сформулировал следующее определение: «Мы определяем «сетевое обучение» как обучение, в котором информационные технологии используются для продвижения связей: между студентами, между студентами и преподавателями; между учебным сообществом и его учебными ресурсами, что позволяет обучающимся углублять свои знания и расширять возможности, которые они считают важными и которые могут самостоятельно контролировать. Примерами сетевого обучения может являться работа с онлайн-материалами и интерактивное взаимодействие с людьми. Однако использование онлайн-материалов не является достаточной характеристикой для определения сетевого обучения. Взаимодействие между людьми в сетевых средах обучения может быть синхронным, асинхронным или и тем и другим. Взаимодействие может осуществляться через текст, голос, графику, видео, общие рабочие области или комбинации этих форм. Следовательно, пространство возможностей для сетевого обучения огромно» [6].
Перейдем к рассмотрению сетевого взаимодействия за рубежом в законодательстве. Первым шагом к сетевому взаимодействию стал Социальный протокол как часть принятого 7 февраля 1992 года Маастрихтского договора [2]. В дальнейшем этот процесс разрабатывался специальным документом — Болонской декларацией Европейского пространства высшего образования [1].
Решение о создании консорциума университетов происходит на международном уровне путем подписания двухсторонних или многосторонних договоров по решению руководства государств — участниц соглашения. Основанием для такого договора являются: национальное законодательство участников, уставы и локальные акты университетов, создающих консорциум.
Рассмотрим механизм открытия консорциумов на примере Вьетнама. Первым шагом стало принятие национального законодательства — государственного декрета № 18/2001/ND-CP от 04.05.2001 г., который позволил открывать зарубежные культурные и образовательные учреждения на территории Вьетнама. В 2009 г. в Ханое (Вьетнам] состоялось второе совещание по образованию «Форум Азия—Европа» (ASEM), на котором было принято решение о создании Секретариата ASEM для координации сотрудничества в системе образования двух регионов. В результате этой работы
в октябре 2010 года было принято решение ректоров стран «Форума Азия—Европа» [7], а чуть позже, в ноябре 2011 года, — «Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования» [5]. Осенью 2012 г. на встрече, проходившей в Китае, был обсужден проект «Декларации о взаимном сотрудничестве в области признания квалификаций высшего образования между Европейским и Азиатско-Тихоокеанским регионами», который снял преграды по сотрудничеству между государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. В результате этих соглашений появилась возможность интернационализации вьетнамского образования. В июне 2008 г. заместитель премьер-министра и министр образования и подготовки кадров Вьетнама Нгуен Тхиен Нян с одной стороны и министр университетов и исследований Франции Валери Пекресс с другой стороны подписали соглашение о создании Вьетнамо-Французского университета науки и технологии в Ханое (University of Science and Technology Hanoi (USTH)), в состав которого вошли 40 университетов и научно-исследовательских институтов Франции. 12 февраля 2009 г. премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг подписал Указ № 2067/с QD-ttg о создании Университета науки и технологии (USTH) на территории парка высоких технологий «Hoa Lac» [10]. При создании совместного университета в качестве юридического лица были предусмотрены условия и объем финансирования со стороны государств, участвующих в организации консорциума: 190 млн долл. в виде кредита выделил Азиатский банк развития, 100 млн долл. — французское правительство, 23 млн долл. — Министерство образования и подготовки кадров Вьетнама [4, с. 25]. Через некоторое время были открыты Вьетнамо-Германский (2013) и Вьетнамо-Японский (2014) университеты. Правовой базой для создания таких университетов также стали двухсторонние соглашения государств-участниц и указ премьер-министра Вьетнама. Финансирование возложено на обе стороны, но в разных объемах. Так, при создании Вьетнамо-Японского университета основным инвестором выступает Япония: 313 млн долл. вложили японский фонд ОДА (ODA Fund) и японские предприятия, со стороны Вьетнама поступило 52 млн долл. из государственного бюджета.
Обратимся к опыту Китая, где активно создаются совместные университеты: Университет Ноттингема в Нинбо (The University of
Nottingham Ningbo China], Совместный университет Сианьского политехнического и Ливерпульского университетов (Xi'an Jiaotong-Liverpool University], Университет Гуанвей-Ланкастер (Guangwai-Lancaster University], Совместный Вэньчжоу-Кинский университет (Wenzhou-Kean University], шанхайский кампус Нью-Йоркского университета (New York University Shanghai], Университет Дьюка в г. Куньшане (Duke Kunshan University], совместный университет Брайанта и Пекинского технологического института в г. Чжухае (Bryant University — Beijing Institute of Technology], совместный исследовательский институт Юго-Западного университета и университета Монаш в г. Сучжоу (Southeast University — Monash University Joint Graduate School, Suzhou] и др. Появление этих университетов стало возможным благодаря Правилам Китайской Народной Республики по китайско-иностранному сотрудничеству в управлении образовательными организациями, вступившими в силу 01 сентября 2003 г [3]. Данный документ юридически зафиксировал возможность создания кампусов на территории Китая иностранными университетами в сотрудничестве с китайскими высшими учебными заведениями. Совместные образовательные программы университетов могут быть двух видов: программы высшего образования с присвоением академических степеней и программы высшего образования без присвоения академических степеней. Кроме того, предусмотрено освоение программ дополнительного профессионального образования, средней школы, курсовой подготовки и дошкольного образования. Были разработаны порядок и процедура получения разрешения открытия кампусов на основе оценки пакета документов, предоставляемых кандидатами на ведение совместной образовательной деятельности. Для получения разрешения вести образовательную деятельность с присвоением академических степеней документы подаются в административный департамент образования Государственного совета КНР, во всех остальных случаях достаточно пройти оценку и получить разрешение на уровне правительства провинции или автономного округа, на территории которого предполагается открытие совместного образовательного учреждения.
Таким образом, решение о создании совместных образовательных программ в рамках международного сотрудничества происходит, с одной стороны, на международном уровне путем подписания мно-
госторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств, с другой стороны, на институциональном уровне путем принятия решения руководством вузов разных стран на основании действующего национального законодательства государств-участниц. Изучение зарубежного нормативно-правового, организационного, практического опыта организации сетевых структур может позволить российским вузам избежать ряда проблем при реализации сетевого взаимодействия.
***
1. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) [англ.] (Принята в г. Болонье 19.06.1999). URL: http://wwwconsultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=196762562104 4267823503293346&cacheid=CE71B3246F0DAC8BD190B08E77EE555B&mode =splus&base=INT&n=10453&rnd=0.16714031063474266#03383914407215578
2. Договор о Европейском союзе (Маастрихт) от 07 февраля 1992 года (в ред. Лиссабонского договора 2007 г.) / пер. А. О. Четверикова // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http://base.garant. ru/2566557/
3. Информационная сеть Министерства иностранных дел, Министерства образования Китайской Народной Республики. URL: http:// www.jsj.edu.cn/
4. Краснова Г. А., Белоус В. В. Сетевые университеты: зарубежный опыт и международные тенденции // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. 2016. № 4. С. 22—30.
5. Лукичев Г. А. К 15-летней годовщине Совместной конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО «О признании квалификаций высшего образования в Европейском регионе». М., 2012. С. 39—61. URL: http://img.russia.edu.ru/ rudn/2012/lukichev.pdf
6. Университет Ланкастера. URL: http://csalt.lancs.ac.uk/csalt/
7. 2nd ASEM Rectors' Conference (ARC2). Asia-Europe University Cooperation: Contributing to the Global Knowledge Society // Официальный сайт ASEF. URL: http://www.asef.org/index.php/projects/themes/education/2185-2nd-asem-rectors-conference-[7]
8. Aggarwal D. D. History & Scope if Distance Education. New Delhi: Sarup & Sons, 2007.
9. Downes S. What Connectivism Is. Connectivism Conference: University of Manitoba. URL: http://ltc.umanitoba.ca/moodle/mod/forum/discuss.php?d=12
10. Lich SU // Официальный сайт USTH. Режим доступа: https://usth.edu. vn/vi/abouts/Lich-su-USTH.html
11. Peters О. Distance Education: The Industrialization of Teaching and Learning. L.; N. Y.: Routledge, 1994.
12. Siemens G. Connectivism: Learning as Network Creation. URL: http:// www.elearnspace.org/Articles/networks.htm 4