УДК 37.018.43:004
Сетевое обучение: становление и перспективы развития
И. А. Нагаева
On-line learning: formation and prospects for the development
I. A. Nagaeva
Аннотация. Особенностями обучения в настоящее время являются: возможность накопления н систематизации исходной информации, а также возможность организации и участия в широкомасштабных обсуждениях. Сетевое обучение - относительно новая парадигма учебного деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с cemeeoti организацийt взаимодействия участников. В статье рассматривается становление и развитие обучения посредством сетевых технологий, приводятся различные точки зрения на современные парадигмы образования. Предлагается модель «виртуальное учебное пространство», как система, структурными элементами которой являются: участники учебного процесса: информационные образовательные ресурсы, имеющиеся, а также создаваемые участниками в процессе обучения; взаимодействие участников посредством сетевого сервиса.
Abstract. The features of modern education are: possibility of accumulation and systematization of initial information and possibility of the organization and participation in discussions. Online learning is a relatively new education paradigm based on the idea of mass collaboration, the ideology of open educational resources, and online interaction of participants. The article discusses the formation and development of education network services, describes different points of view on the modern education paradigm. The article presents the model of “virtual learning space “ as a system that includes the following structural elements: participants of the educational process, existing educational resources and resources created by the participants during the learning process, interaction between participants via network service.
Ключевые слова: сетевое обучение, автого-гика, коннективизм, модели «равный к равному», парагогика, ризоматическая модель обучения, виртуальное учебное пространство.
Key words: on-line learning, heutagogy, con-nectivism, peer to peer learning, paragogv, rhizo-matic learning, virtual learning space.
Многие направления современного образования (идея развития отечественного профессионального образования как непрерывного, освоение инновационных технологий, внедрение образовательной модели Life-Long Learning) напрямую связаны с развитием информационных и коммуникационных технологий, возросшим объемом учебного и научного контента, активным взаимодействием пользователей в сети.
Как результат, для объяснения происходящих изменений и инноваций в образовании используются не только известные теории, но и появляются новые теории обучения. К таким теориям относятся автогогика (наука
о самовоспитании и самообразовании), коннективизм (наука о моделировании поведенческие явления процессами становления в сетях из связанных между собой простых элементов), модели «равный к равному», парагогика, ризоматическая модель обучения, сетевое обучение.
Положения коннективизма основываются на теории сетей, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем. Г. Сименс [1, 2] предлагает рассматривать обучение, как процесс в неопределенной, постоянно меняющейся и динамично развивающейся среде. Процесс обучения строится из сопряженных информационных узлов-источников (организации, вебсайты, библиотеки, базы данных, люди или любой другой источник информации). Учебные сети могут быть как внутренние структуры
(создание модели понимания в нашем сознании), так и внешние (подключение внешних знаний для приобретения опыта).
С. Доунс описывает теорию следующим образом: обучение заключается в том, чтобы включить себя в сеть [3]. Ученики продвигаются в своем образовании, взаимодействуя с практиками, начиная с копирования моделей. Этот процесс копирования деятельности поддерживается рефлексией и корректируется другими участниками сообщества.
Основой сети является сообщество, ресурсы имеют вторичное значение. Только личное знание составляет сеть, которая поддерживает развитие сообщества, которое в свою очередь поддерживает развитие сети и через ее развитие обучение остальных участников. Внутри сети различаются понятия: данные (необработанная информация), информация (интеллектуально обработанные данные), знание (используемая информация), смысл (осознание информации). Обучение представляется в виде процесса трансформации знаний в смысл и действие посредством взаимодействия с другими людьми, с преподавателем. В процессе трансформации узлы сети реорганизуются и образуют соединения - учебную оболочку.
Практической реализацией идей коннекти-визма является внедрение технологии сетевого обучения, которая базируется на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников. Сетевое обучение основано на идеях «горизонтальной» учебной деятельности и взаимного обучения (т. е. учения и обучения по модели «равный к равному») в отличие от традиционной педагогики и андрагогики.
Анализ отечественных и зарубежных источников (Д. Корнели, Ч. Данофф, Д. МакГрегор, Е. Д. Патаракин, В. А. Полякова, Б. Смит и др.) [4; 5; 6; 7] показывает, что концепция модели «равный к равному» считается перспективным направлением в высшем профессиональном образовании. В сетевом обучении данная модель реализуется посредством информационно-коммуникационных технологий: обучаемые взаимодействуют в режиме учебного сообщества, внося равную лепту в решение общих проблем.
В этом случает речь идет об «управляемой» коммуникации с целью освоения образователь-
ных программ. Модель «равный к равному» может реализовываться здесь в форматах обучения, требующих активного взаимодействия его участников. Участники учебного процесса, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями, осуществляют совместное проектирование и создание общего учебного пространства, разрабатывают необходимый учебный контент.
Как мы видим, сетевое обучение реализует два подхода к обучению: индивидуальное
и персональное.
Индивидуальное обучение - модель организации учебного процесса, при которой преподаватель взаимодействует лишь с одним обучаемым, учитывая его личностные особенности, создавая психолого-педагогические условия для его развития. Данная модель подразумевает наличие наставника или руководителя, который выстраивает траекторию обучения под студента (слушателя, учащегося). Индивидуальное обучение подразумевает наличие наставника или руководителя, который выстраивает траекторию обучения под студента (слушателя, учащегося). Потому что не все обладают критическим мышлением и способны отфильтровать тот массив информации, который находится в интернет-сети. Преимущество данного обучения заключается в том, что оно позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучаемого к его особенностям. Вследствие этого обучаемый имеет возможность контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что позволяет достигать высоких результатов обученности.
Персональное обучение - это отношение обучаемого к своему образованию, т. е. осознание необходимости обучения тому или иному предмету, получения предпочтительной информации для себя. Плюсы данного обучения:
- самостоятельное управление своим обучением;
- самостоятельная постановка учебных целей;
- обучаемый учиться в своем темпе;
- составление персонального плана обучения (учиться только тому, чего не знаешь);
- индивидуальное общение с преподавателем;
- возможность обучения в одной группе с обучаемыми разного уровня обученности в период изучения определенной темы;
- постоянная проверка усвоенных знаний.
В настоящее время персональное обучение реализуется PLE (Personal Learning Environment -персональная среда обучения), под которой понимаются инструменты, сообщества, службы и совокупность ресурсов, на которых основываются индивидуальные образовательные платформы, предназначенные для использования обучаемыми. Типичная PLE представляет собой учебные блоги (например, Twitter), YouTube и аналогичные ему сайты, RSS-ленты. Таким образом, PLE - это среда, в которой предоставляется возможность самостоятельного управления своим обучением и самостоятельной постановки учебных целей, а также реализуется особый подход к обучению.
Австрийский философ Иван Иллич предложил воплотить идеальную образовательную систему в виде «учебной паутины», которая:
- обеспечивает всем желающим доступ к имеющимся ресурсам в любое время и независимо от их возраста;
- поддерживает усилия всех, кто хочет поделиться своими знаниями и умения, в поиске тех, кто хочет у них научиться;
- предоставляет всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности результаты своего обучения [8].
Французский педагог Селестен Френе предложил идею расширения взаимодействия учащихся, основанную на следующих принципах организации учебного процесса:
- нет обучения, есть разрешение проблем, анализ, экспертиза;
- нет учебных заданий, есть постоянно задаваемые вопросы;
- нет оценок, но отличаются личные предложения;
- нет ошибок - есть недоразумения;
- нет учебных планов, есть индивидуальное и групповое планирование;
- нет учителя, но есть учитель организации общего дела;
- педагог не воспитывает, а решает общие проблемы;
- нет класса, есть сообщество;
- сообществом правят нормы общежития, принятые самими учащимися [6].
Воплощением идеи С. Френе стало создание школьной корреспондентской сети, где учащиеся разных школ вели переписку между со-
бой, школы-корреспонденты обменивались учебной и социальной информацией. Эксперимент рассматривался как образ контекста «живого общения».
Обучение по модели «равный равному» нашло отражение в теория «горизонтальной» учебной деятельности и обучения, парагогике (или теории взаимного обучения и учения). Принципы парагогики являются адаптированными принципами андрагогики М. Ноулза [10], развитыми в контексте «горизонтального» обучения.
Таким образом, проведя анализ зарубежных источников (И. Бенклер [11], Е. Берген [12], Д. Сименс [1; 2]) нами сформулированы следующие принципы парагогики, относящиеся к обучению с применением дистанционных образовательных технологий:
1. Коллективный контекст в движении: выявление способов дополнения и изменения контента обучаемыми. Поиск контекстуальных особенностей учебной среды, влияющих на возможность самообразования. Развитие обучаемого определяется по отношению к контексту деятельности других участников среды.
2. Мета-учение как источник знания: использование информации для прогнозирования успеваемости и достижений.
3. Все равны, но при этом все разные: учебный опыт включает осмысление противоположных точек зрения. Оптимальное объединение в учебные группы с рекомендуемым администрацией курсов преподавателем.
4. Учебная деятельность распределена и нелинейна: определение собственной траектории обучения в учебной среде.
5. Осуществление мотивации и переход к следующей цели: измерение вклада в совместную деятельность.
Между тем в теории парагогики остались мало исследованными вопросы влияния на учебную среду участников посредством обратной связи, системы взаимопомощи, определения целей и их достижения самостоятельно и в группе.
Практическое применение парагогики нашло отражение в контексте P2P University (P2PU), в котором реализуется такая форма дистанционного обучения, как Р2Р-обучение (peer-to-peer, горизонтальная модель взаимного обучения).
Peer 2 Peer University - это фундаментальный проект открытого образования, организующий процесс обучения вне стен традиционных институтов и дающий учащимся возможности для оценки их достижений.
Проект основан на использовании открытых образовательных ресурсов. Создано некое сетевое сообщество из открытых групп по изучению небольших курсов уровня вуза. Перед началом занятий составляется предварительный план обучения. Работая в группе, участники совместно занимаются поиском, изучением образовательных ресурсов, ведут обсуждения и выполняют задания по заявленным темам курса. Для оценки результатов деятельности участников приглашается эксперт, который предлагает итоговые задания и оценивает их выполнение. Пока не разработана система формального документирования успешного прохождения курсов, но доступные в сети и лицензированные оценки эксперта являются доказательством компетентности в данной области.
Программы курсов P2P призваны помочь непрофессионалам создавать интернет-проек-ты, разрабатывать свой авторский контент. В курсах P2PU происходит взаимное обучение посредством учебных задач, которые обучающиеся решают сами и помогают решить остальным. Например, в результате реализации проекта Mozilla Drumbeat появится beta-версия сайта Drumbeat, на котором будет размещена база логотипов и их компонентов, а также специальный учебный курс, позволяющий начинающим web-дизайнерам создавать собственную графику, не нарушая при этом авторских прав других дизайнеров.
В P2PU существует три вида курсов: собственно курс (course), учебная группа (study group) и испытание (challenge). Курс-испытание предполагает создание самостоятельного проекта. В результате обсуждения общих для всех участников учебных задач и обмена результатами разрабатывается совместный продукт.
Рассмотренные выше инновационные образовательные технологии предпочтительно использовать в индивидуальном обучении. Для реализации персонального обучения подходит такое новое направление, как ризоматическое обучение, точнее взгляд на учебную деятельность. Познавательная траектория представляет
собой растущую ветвь, у которой нет начала, центра, конца. С точки зрения обучаемого: изучать только то, что интересно или важно на данный момент времени для него.
Основные положения сформулированы канадским исследователем Дэйвом Кормье:
1. Наилучшее обучение - это то обучение, которое готовит нас к неопределенности.
2. Сообщество само может быть содержанием обучения, когда других вариантов нет.
3. Ризома - модель научения тому, как иметь дело с неопределенностью.
4. Ризоматическое обучение предназначено для изучения комплексных предметных областей.
5. Необходимо сделать студентов ответственными за собственную учебную деятельность (а также учебную деятельность других) [13].
С нашей точки зрения ризоматическая модель применима только на стыке областей знаний, где оценивается не результат учебной деятельности, а прилагаемые самостоятельные усилия обучаемых в получении дополнительных сведений смежных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время в сетевом обучении появились новые понятия «умная комната», «мобильный кампус». Так, например, под мобильным кампусом понимается технологическая платформа, т. е. совокупность инструментов, сетевых сервисов и педагогических технологий в рамках мобильного обучения, позволяющая осуществить совмещение неформального и социального видов (каналов) учебной деятельности с формальным обучением в рамках традиционного учебного заведения [14].
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий проходит в открытом коммуникативном пространстве посредством интерактивных занятий, что создает дополнительные возможности для анализа результатов учебной деятельности. Созданная дружественная среда способствует свободному общению между всеми участниками образовательного процесса для осуществления совместные действия для достижения целей обучения. Одновременно преподаватель помогает развитию коммуникативных и креативных способностей, контролирует учебную деятельность обучаемых.
Как показало проведенное нами исследование, наиболее подходящим для определения личного пространства обучаемого в системе обучения с применением дистанционных образовательных технологий будет термин «виртуальное учебное пространство» как система, структурными элементами которой являются: участники учебного процесса; информационные образовательные ресурсы, имеющиеся, а также создаваемые участниками в процессе обучения; взаимодействие участников посредством сетевого сервиса.
Если анализировать вышерассмотренные термины РЬЕ (персональная среда обучения) и ЫУК (системы управления обучения), то первые концентрируются на обучающихся, а вторые - на учебных курсах. Следовательно, при пересечении персональной среды обучения с системами управления обучением конструируется виртуальное учебное пространство, в котором обучаемые могут пользоваться теми или иными компонентами ЬМ8.
Обоснованием потребности применения виртуального учебного пространства является реальный двусторонний учебный процесс, эффективное использование электронных ресурсов, и на этой основе - интенсификация обучения, организация личностно ориентированного обучения, приучение к самостоятельной познавательной деятельности обучаемого.
Виртуальное учебное пространство, посредством которого осуществляется взаимодействие участников учебного процесса, многофункционально. Чем глубже обучаемые погружаются в это пространство, тем полнее раскрываются возможности и его функции как пространства коммуникации, обучения, самообразования, информации.
Обучение в виртуальном учебном пространстве - это взаимодействие участников учебного процесса, которое отражает все характерные ему компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) информационно-коммуникационными средствами.
Эффективность модели «виртуальное учебное пространство» достигается за счет совокупности условий:
- обучение в среде обучения;
- обучение в зависимости от опыта работы;
- в разно предметных группах.
Примером могут служить открытые онлайн-курсы смежных дисциплин в форме видеоконференций, где происходит укрепление социальных связей между участниками (форумы, блоги, чаты, твиттеры), выдвигаются лидеры по разработке каких-либо проектов, налаживаются внешние междисциплинарные связи. Результатом активного взаимодействия в «виртуальном учебном пространстве» будет создание нового коллективного информационного ресурса.
Таким образом, созданное виртуальное учебное пространство находится в пространстве многоуровневых образовательных программ, что дает возможность для непрерывного образования, для формирования перспектив собственного образования и т. п. Учебное пространство выражает деятельностный характер образования, т. к. состав учебных материалов основывается на отражении реальных ситуаций и направлен на развитие профессиональной компетентности. Каждый обучаемый в результате сотрудничества создает свое учебное пространство, отвечающее его персональным потребностям, выбранной им стратегии обучения.
Библиографический список:
1. Siemens G. What are Learning Analytics? published online at [Электронный ресурс]. -URL: http ://www. elearnspace. org/blog/2010/08/25 what-are-leaming-analytics/ (дата обращения:
02.02.13 г.).
2. Siemens G. Knowing Knowledge [Электронный ресурс]. - URL: http://www.
elearnspace.org/KnowingKnowledge_LowRes.pdf (дата обращения: 02.02.13 г.).
3. The Knowledge Hunters by Stephen Downes [Электронный ресурс]. - URL: http://halfanhour. blogspot. com/2010/12/knowledge-hunters .html (дата обращения: 09.02.13 г.).
4. Корнели Д., Данофф Ч. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности [Электронный ресурс] / пер. Травкин, И. - URL: http://www. connected-learning.ru/home/ravnogogika/lst-paper (дата обращения: 15.02.13 г.).
5. Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаракин. - М. : ПЭР СЭ, 2006. - 112 с.
6. Полякова В. А. Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимо-
сОДЕИСгв <• Г.
I Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО
действию в сетевых педагогических сообществах / В. А. Полякова // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6 -С.100-106.
7. Smith В. L., MacGregor J. Т. What Is Colla-
borative Learning? National Center on Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment at Pennsylvania State University, 1992. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.evergreen.edu/
washcenter/natlc/pdf/collab.pdf (дата обращения:
17.02.13 г.).
8. ИлличИ. Учебная паутина / Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир = Deschooling Society (1971). - М. : Просвещение, 2006. - 160 с. Глава 6. - URL: http://school4you.ru/uchebniki/Ilich_Ivan/index.ht m (дата обращения: 09.02.13 г.).
9. Френе С. Избранные педагогические сочинения / пер. с франц. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. - М. : Прогресс, 1990.-304 с.
10. Knowles М. S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. -Chicago, 1980. P. 43.
11. Benkler Y. Common wisdom: Peer production of educational materials. Center for Open and Sustainable Learning at Utah State University, (2005). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.benkler.org/Common_Wisdom.pdf (дата обращения: 02.02.13 г.).
12. Verhagen P. Connectivism: a new learning theory? [Электронный ресурс]. - URL: surf-space.nl/nl/Redactieomgeving/Publicaties/Docume nts/Connectivism%20a%20new%20theory.pdf (дата обращения: 09.02.13 г.).
13. Dave Cormier [Электронный ресурс]. -URL: http://davecormier.com (дата обращения:
15.02.13 г.).
14. Травкин И. Ю. Df. Мобильный кампус
// Fun of Teaching, 31.7.2012. [Электронный ресурс]. - URL: funofteaching.tumblr.
com/post/ 28336249496/pdf (дата обращения:
17.02.13 г.).
References:
1. Siemens G. What are Learning Analytics? published online at [Electronic resource]. - URL: http://www.elearnspace.org/blog/2010/08/25/what-are-learning-analytics/ (accessed 02.02.13).
2. Siemens G. Knowing Knowledge [Electronic resource]. - URL: http://www.
eleamspace.org/ KnowingKnowledge_LowRes. pdf (accessed 02.02.13).
3. The Knowledge Hunters by Stephen Downes [Electronic resource]. - URL: http://halfanhour. blogspot .com/2010/12/knowledge-hunters .html (accessed 09.02.13).
4. Comely D., Danoff C. Paragogika: sinergiya samostoyatel'noy i orgctnizovannoy uchebnov de-ycttel'nosti [Paragogy: Synergy of Independent and Organized Learning Activity]. [Electronic resource]. URL: http://www.connectedleaming.rn/ home/ravnogogika/lst-paper (accessed 15.02.13).
5. Patarakin E. D. Setevye soobshchestvct i obu-chenie [Network Communities and Learning], -Moscow : PER SE, 2006. - 112 p.
6. Polyakova V. A. Forming Teachers Readiness to Interact in Online Educational Communities [Model1 formirovaniya gotovnosti uchitelya k dialogovomu vzaimodejstviyu v setevykh peda-gogicheskikh soobshchestvakh]. Sovremennve problemv nauki i obrazovaniva [Modern Problems of Science and Education], 2008. - № 6. - P. 100-106.
7. Smith B. L., MacGregor J. T. What Is Colla-
borative Learning? National Center on Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment at Pennsylvania State University, 1992. [Electronic resource]. - URL: http ://www. evergreen,
edu/washcenter/ natlc/pdf/collab.pdf (accessed
17.02.13).
8. Illich I. Osvobozhdenie ot shkol. Proport-
sional'nost' i sovremennyy mir [Deschooling Society]. - Moscow : Education, 2006. - 160 p. -URL: http://school4you.ru/uchebniki/Ilich_Ivan/
index.htm (accessed 09.02.13).
9. Freinet C. Izbrannye pedagogicheskie sochi-neniya [Selected Pedagogical Works: translated from French], Edited by B. L Wolfson. - Moscow : Progress Publishers, 1990. - 304 p.
10. Knowles M. S. The Modem Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. -Chicago, 1980.-P. 43.
11. Benkler Y. Common wisdom: Peer production of educational materials. Center for Open and Sustainable Learning at Utah State University, (2005). [Electronic resource]. - URL: http://www.benkler.org/Common_Wisdom.pdf (accessed 02.02.13 r.).
12. Verhagen P. Connectivism: a new learning
theory? [Electronic resource]. - URL: surf-
space.nl/nl/Redactieomgeving/Publicaties/Docume
nts/Connectivism%20a%20new%2 Otheory.pdf (accessed 09.02.13).
13. Dave Cormier [Electronic resource]. -URL: http://davecormier.com (address date:
15.02.13).
14. Travkin I. Yu. Mobile Campus [Mobil'nyy kampus]. Fun of Teaching, 31.7.2012. [Electronic resource]. - URL: funofteaching.tumblr.com/
post/28336249496/pdf