СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА COMPARATIVE PEDAGOGY
УДК/UDC 377
О. Г. Пахневская, А. М. Романченко, М. К. Романченко O. Pakhnevskaya, A. Romanchenko, M. Romanchenko
СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
VOCATIONAL TRAINING SYSTEMS OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES
В статье рассматриваются вопросы определения основ сравнительных педагогических исследований систем профессионального образования России и зарубежных стран, анализируется российский и зарубежный опыт. Исследуются подходы к решению задачи формирования специалиста, способного добиться полнейшей реализации своего потенциала различными по структуре системами образования. С учетом полученного результата констатируется принципиальное качественное и количественное сходство структуры систем профессионального образования в рассматриваемых странах.
The article considers the questions of basic principles definition of vocational training systems of Russia and foreign countries comparative pedagogical researches. There is also an analysis of the Russian and foreign experience. The authors look into approaches to the solution of formation problem of the expert capable to achieve the fullest realization of the potential education with the help of systems various on structure. Analyzing the received result, basic qualitative and quantitative similarity of vocational training systems> structures in the considered countries is stated.
Ключевые слова: структура профессионального образования, качественное и количественное сходство структур, профессиональное образование России и зарубежных стран, повышение качества образования.
Keywords: vocational training structure; qualitative and quantitative similarity of structures; vocational training of Russia and foreign countries; improving the quality of education.
XXI век имеет свои нерешенные проблемы. Мировое сообщество пытается исправить ситуацию, сложившуюся с занятостью молодого поколения. Это в свою очередь требует снижения уровня проблем в вопросах профессионального образования.
Сознавая необходимость решения вопросов трудоустройства молодежи, государственные системы образования активизируют деятельность, направленную на развитие структуры эффективной профессиональной подготовки. Зарубежными организациями стимулируются предприятия, формирующие у себя внутри профессиональное обучение.
При финансировании таких предприятий государство контролирует уровень обучения, соответствующий требованиям экономики. Данные меры позволяют добиться снижения количества незанятой в производстве молодежи в связи с тем, что возраст зачисленных на обучение составляет от 17 до 26 лет. При этом государствами покрываются расходы предприятий, связанных с организацией учебного процесса, в объеме до 50 %. Стимулируются такие формы, как кооперация про-
изводственных предприятий и образовательных учреждений с исследовательскими центрами. Таким образом достигается решение такой задачи, как слияние практического обучения на производстве с теоретической подготовкой. На основе проведенного анализа государственных структур профессионального образования, ведущих стран в области образования, изучения накопленного опыта в построении системы взаимоотношений между различными образовательными уровнями можно сделать вывод о формировании эффективной модели профессионального образования, которая должна будет способствовать дальнейшему развитию профессионального образования в России и интеграции ее в мировое образовательное пространство [7].
Изучение структурных особенностей профессионального образования различных стран предлагается рассмотреть с опорой на Международную стандартную классификацию образования (МСКО, International Standard Classification of Education — ISCED), применяемую в статистике с целью анализа сопоставимых на международном уровне данных (рис. 1). Классификация МСКО — 2011 была
принята 36-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2011 году [9].
МСКО выделяет образовательные программы по их содержанию с использованием двух основных переменных: уровня и области образования. В качестве критериев для классификации программ формального образования используются следующие рамки продолжительности уровней МСКО:
— МСК0-0: критерий продолжительности отсутствует, однако программа должна насчитывать не менее эквивалента 2 часам в день и 100 дням в году образовательной деятельности для того, чтобы быть классифицированной как программа уровня МСК0-0;
— МСКО-1: продолжительность обычно составляет от 4 до 7 лет. Наиболее распространенная продолжительность — 6 лет;
— МСКО-2: продолжительность, как правило, составляет от 2 до 5 лет. Наиболее распространенная — 3 года;
— МСКО-3: продолжительность, как правило, составляет от 2 до 5 лет. Наиболее распространенная — 3 года;
— МСКО-4: продолжительность, как правило, составляет от 6 месяцев до 2-3 лет;
Рис. 1. Структура образования по Международной стандартной классификации образования (МСКО, International Standard Classification of Education — ISCED)
— МСКО-5: продолжительность, как правило, составляет от 2 до 3 лет;
— МСКО-6: продолжительность программы бакалавра или ее эквивалента, как правило, составляет от 3 до 4 и более лет, если программа непосредственно следует за уровнем МСКО-3, и 1-2 года, если программа следует за другой программой уровня МСКО-6;
— МСКО-7: продолжительность программы мастера или ее эквивалента, как правило, составляет от 1 года до 4 лет, если программа следует за уровнем МСКО-6, или от 5 до 7 лет, если программа непосредственно следует за уровнем МСКО-3;
— МСКО-8: продолжительность составляет не менее 3 лет
Уровни Международной стандартной классификации образования (!БСЕО):
— 01. Развитие детей младшего возраста.
— 02. Дошкольное образование.
— 1. Начальное образование.
— 2. Первый этап среднего образования.
— 3. Второй этап среднего образования.
— 4. Послесреднее нетретичное образование.
— 5. Короткий цикл третичного образования.
— 6. Бакалавриат или его эквивалент.
— 7. Магистратура или ее эквивалент.
— 8. Докторантура или эквивалентный уровень.
Рассмотрим структуру системы профессионального образования в Гонконге. На формирование этой структуры оказала существенное влияние система профессионального образования Великобритании. В настоящее время данная структура (рис. 2) считается одной из лучших в мировом сообществе.
Структура профессионального образования Гонконга относится к Департаменту образования Правительства специального административного района Гонконг Китайской народной республики. Образовательные учреждения Гонконга подразделяются на государственные, субсидируемые и частные. Доминирующая часть образовательных учреждений среднего образования является субсидируемой, получающей правительственное финансирование. Зачисление обучающихся в образовательные учреждения данного уровня (1-я и 2-я стадии) производится на общих основаниях. Частными образовательными учреждениями устанавливаются отдельные критерии при приеме обучающихся. Структура профессионального образования Гонконга подвергалась многократным изменениям.
Сегодня основное количество обучающихся проходит профессиональное обучение по британскому варианту. Данная структура была введена в 70-е годы XX столетия и включает первую трехлетнюю стадию обязательного среднего образования, завершающуюся
Рис. 2. Структура профессионального образования в Гонконге
при достижении 15 лет и получении девятилетнего образования. Данная стадия является 3-й ступенью в соответствии с международной квалификацией ступеней МСКО.
Далее обучающиеся поступают на двухгодичное обучение (4-я ступень по квалификации МСКО). При успешном окончании курса обучения выпускники образовательных учреждений 2-й стадии среднего образования вправе поступить на двухлетние курсы подготовки к высшему образованию (являющиеся 5-й ступенью по квалификации МСКО). Обучающиеся, получившие диплом с отличием, имеют право на досрочное поступление в университеты. Выпускники профессиональной школы также имеют право поступления в вуз.
Высшее образование Гонконга (являющееся необязательным) соответствует 6-й ступени международной квалификации МСКО. Продолжительность обучения в профессиональных, технических и академических вузах Гонконга равна 3 годам. Образовательные услуги оказываются 9 аккредитованными
университетами, 3 профессионально-техническими институтами и 4 колледжами.
Знакомство автора со структурой профессионального образования Гонконга происходило на базе Гонконгского университета в 2014 году. Можно также отметить постепенное реформирование структуры профессионального образования Гонконга путем перехода от британской модели (3 года — первой стадии среднего образования, 2 года — второй стадии и двухгодичная подготовка к высшему образованию) к модели, применяемой в Китайской Народной Республике (3 года первой стадии, 3 года второй стадии и год подготовки к обучению в высшем образовательном учреждении).
Китайская Народная Республика обладает богатым опытом развития профессиональной подготовки специалистов. Совместно с российскими учеными китайские представители общественной науки участвуют в исследованиях приоритетных направлений.
Система профессионального образования охватывает начальное, среднее и высшее тех-
Рис. 3. Структура профессионального образования в Китае
ническое образование, а также дополнительную подготовку населения.
Структура профессионального образования Китайской Народной Республики (рис. 3) основана на обязательном неполном среднем трехлетнем образовании, получаемом на первой ступени неполной средней школы (Junior middle school), либо четырехлетнем обязательном начальном профессиональном образовании, получаемом в начальной профессиональной школе (3-я ступень по международной квалификации МСКО). Эта стадия завершает девятилетнее обязательное образование, принятое в КНР [1].
Обучающиеся, успешно прошедшие курс обучения, могут поступать в среднюю школу второй ступени (Senior middle school), предоставляющую полное среднее образование. Обучающиеся, прошедшие курс подготовки в начальной профессиональной школе, получают право поступления в старшие школы (Vocational senior high schools) с обучением на протяжении 3 лет. Данный уровень соответствует 4-й ступени международной квалификации МСКО.
Выпускник средней образовательной школы так же, как и обучающийся, окончивший профессиональную школу, вправе поступить в вуз (с четырехлетним обучением) либо профессиональную школу (Vocational and technical institutes). Продолжительность программы подготовки в профессиональной школе составляет от двух до трех лет. Данная степень соответствует 5-й ступени международной квалификации МСКО [8].
Окончивший высшее профессиональное учреждение имеет выбор поступления на работу либо продолжения обучения в вузе по стандартной трехуровневой программе.
Отличие структуры профессионального образования азиатских стран от структуры, принятой в странах американского континента, можно увидеть при изучении структуры профессионального образования в США (рис. 4).
Современная структура профессионального образования Соединенных Штатов Америки имеет ряд характерных отличий, идущих вразрез с европейскими стандартами профессионального образования:
— отсутствие форм государственного профессионального образования (каждый регион самостоятельно формирует структуру подготовки;
— отсутствие структуризации школ по квалификационному принципу, нет таких понятий, знакомых практике европейских стран и России, как гимназия, лицей, профильная школа;
— отсутствие в образовательных учреждениях единой методики обучения;
— признание степени подготовки, получаемой в колледже, равной степени подготовки, получаемой в университете.;
— наличие преемственной трехступенчатой системы подготовки специалистов;
— обязательность проведения регулярных стажировок;
— законодательно установлена обязанность участия предприятий в общественно-профессиональной оценке качества подготовки выпускников и работы преподавателей.
Рис. 4. Структура профессионального образования в США
По окончании курса младшей школы (Junior Middle School) обучающийся, сдав тестовый письменный экзамен, поступает в старшую школу (Senior High Schools) с трехгодичным обучением — 10-12-е классы. На данной стадии со второго года обучения определяется направление образовательной программы [3].
Старшие средние школы государства подразделяются на три категории:
— академическая школа, осуществляющая необходимую подготовку, требующуюся для поступления выпускника в высшее заведение;
— профессиональная школа, отрабатывающая практические навыки обучающегося и выполняющая подготовку выпускника к производственной деятельности;
— многопрофильная школа, позволяющая обучающемуся в течение периода обучения самостоятельно осуществить выбор дальнейшего направления обучения. Завершается обучение в старшей средней школе в возрасте 18 лет.
Выпускник, успешно завершивший обучение в средней школе (3-4-я ступень международной квалификации МСКО), имеет возможность дальнейшего обучения в целях получения профессионального или высшего образования. Разновидностью такого обучения являются обу-
чение в колледжах и центрах карьеры, обучение на предприятиях и в университетах[5].
Обучение в образовательном учреждении типа региональный колледж (Community) либо колледж начального образования (Junior or Comunity Colleges) является переходным звеном, когда обучающийся готовится к дальнейшему получению образования в университете. Продолжительность составляет от 2 до 4 лет. После успешного окончания 2-го курса (ступенчатая структура двухлетней продолжительностью) обучающийся имеет право выбора: продолжить двухлетнее обучение в колледже либо поступить на 2-й курс университета [7].
Структуру профессионального образования европейских стран для наиболее полного представления можно рассмотреть на примере таких государств, как Англия, Германия и Финляндия. Английское профессиональное образование опирается на среднее образование (рис. 5). В современной структуре профессионального образования Англии можно отметить три ступени:
— среднее общее (Secondary education);
— профессиональное образование и профессиональное обучение (Further education);
— высшее образование (Higher education).
Рис. 5. Структура профессионального образования в Англии
В свою очередь структура, утвержденная в Англии, значимо отличается от структуры, ратифицированной в Шотландии. Государством для молодежи до 16 лет установлено получение обязательного среднего образования (SecondaryEducation) и профессиональной квалификации (Vocational Qualification). Школы Англии имеют существенное различие в содержании образовательных программ. В средних школах полного цикла (Senior Schools) обучаются ученики в возрасте 12-16 лет, включительно с 7-го по 11-й класс. Школы (Secondary school) и в частности гимназии (Grammar school) проводят обучение по более объемной программе, при успешном завершении которой обучающиеся получают право прохождения подготовительного обучения для поступления в высшую школу (Sixth Form).
Получение образования (соответствующего уровню основного среднего образования в России) позволяет обучающимся определиться с выбором: быть трудоустроенным либо продолжать обучение на двухгодичных подготовительных курсах.
Перспектива дальнейшего обучения позволяет обучающимся получить высшее или профессиональное образование по индивидуальной программе. Для студентов, освоивших
программу средней школы, предусматривается возможность обучения на курсах профессиональной подготовки и подготовки к получению высшего образования (Further education).
Колледжи Англии распределены на три группы:
— колледжи, дающие подготовку на уровне программ, осуществляемых средней школой (Senior Schools);
— колледжи, дающие промежуточное образование (6th Form College) для обучающихся, поступивших в высшее учебное заведение;
— колледжи, дающие подготовку (Higher Education) продолжительностью обучения 3-4 года на уровне политехнических институтов и университетов с правом получения степени бакалавра.
Высшее образование (Higher Education) студенты могут получать и в политехнических институтах по программе трех-, четырехлетнего обучения плюс 1 год магистратуры, и в университете со сроком обучения 3-4 года плюс 3 года последипломной программы для получения степени.
Структура профессионального образования Германии (рис. 6) также имеет свои отличительные характеристики [5]. Немецкой системой образования предусмотрено предпро-
Рис. 6. Структура профессионального образования в Германии
фильное обучение в виде ступени ориентации. Прохождение данного этапа позволяет обучающемуся определить интересующее направление и перейти в старшие классы:
— гимназии (предусматривающей дальнейшее поступление в высшее учебное заведение);
— объединенной школы (сочетающей особенность реальной школы и гимназии, дающей шанс одновременного получения нескольких образований);
— основной школы (предоставляющей возможность получения дальнейшего профессионального технического образования);
— реальной школы (предоставляющей возможность обучения как в профессиональной академии, так и вузе при успешном окончании программы обучения в учреждениях профессионального образования).
Дуальное обучение позволяет получать теоретическое обучение с одновременным обретением практических навыков работы на предприятии или продолжить обучение по выбранной профессии (Duales Studium).
Высшее образование на территории Германии, принятое в качестве образования третьего уровня (по аналогии с квалификацией МСКО 5-6-й ступени), доступно для выпускников образовательного учреждения любого типа [2].
Профессиональная академия дает возможность совместить теоретические знания с практической деятельностью. Обучение в данных образовательных учреждениях про-
должается в течение 3 лет (2 года основного обучения и в течение 3-го года — профессионального). В университетах образование предполагает две стадии: первоначально дается базовое образование, позволяющее получить после окончания двухлетнего обучения степень лиценциата, а в дальнейшем, после 2-3 лет, — основное образование: диплом магистра либо специалиста по техническим специальностям. Высшие школы Германии позволяют обучающимся по сокращенной программе получить диплом в течение 3-4 лет.
В Финляндии осуществляется обязательное двенадцатилетнее образование. Структура профессионального образования (рис. 7) охватывает 3 года обучения. Обучение подразделяется на обучение в гимназиях, ориентированных на дальнейшее получение университетского образования, и в профессиональных образовательных учреждениях, ориентированных на освоение рабочей профессии и преда-гающих возможность дальнейшего получения высшего технического образования [6].
Третья и четвертая ступени государственной системы образования Финляндии предоставляют возможность получения общеобразовательной или специальной подготовки. Место проведения обучения — средние школы, школы профессионального или технического направления.
Среднее профессиональное образование в стране отсутствует. 5-я и 6-я ступени предоставляют возможность получения высшего образования в университетах, педагогических
Рис. 7. Структура профессионального образования в Финляндии
колледжах, высших профессиональных школах Финляндии.
Систему профессионального образования России (рис. 8) можно отметить как более развитую и структурированную. В стране законодательно закреплено среднее (одиннадцатилетнее) общее образование. При этом обучение после получения основного общего образования (9 классов) подразделяется на четыре основных группы:
а)двухлетнее обучение (с выдачей аттестата о среднем общем образовании) в школах, лицеях и гимназиях, ориентированное на дальнейшее получение выпускниками высшего образования, как сразу после получения среднего общего образования, так и через дополнительное двухлетнее обучение по программе среднего профессионального обучения по подготовке специалистов;
б) трехлетнее обучение (с выдачей диплома о среднем профессиональном образовании) в профессиональных колледжах и техникумах по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, после получения основного среднего образования (9 классов), ориентированное на освоение рабочей профессии, и обеспечение возможности дальнейшего получения высшего профессионального образования;
в) четырехлетнее обучение (с выдачей диплома о среднем профессиональном образовании) в профессиональных колледжах и техникумах по программам подготовки специалистов, после получения основного среднего образования (9 классов), ориентирован-
ное на освоение специальности, и обеспечение возможности дальнейшего получения высшего профессионального образования;
г) двухлетнее обучение (с выдачей диплома о среднем профессиональном образовании) в профессиональных колледжах и техникумах по программам подготовки специалистов, после получения среднего общего образования, ориентированное на освоение специальности, и обеспечение возможности получения дальнейшего образования.
3-я и 4-я ступени государственной системы образования России предоставляют возможность получения общей или профессиональной подготовки. В стране реализуется среднее профессиональное образование. 5-я и 6-я ступени российского профессионального образования аналогичны системе профессионального образования Финляндии и предоставляют возможность получения высшего профессионального образования в университетах, академиях, институтах.
В настоящее время российское профессиональное образование формирует разнообразные виды обучения: модернизируются вечерняя и заочная формы, развивается дистанционное обучение, находят применение средства массовых коммуникаций, информационные компьютерные технологии. Такими формами обучения охвачено 35-40% всех обучающихся. Данный уровень выше общеевропейского более чем в два раза. Несмотря на 1520 % охваченных обучающихся, европейские государства за счет применения современных
Рис. 8. Структура профессионального образования в России
технологий и материально-технических возможностей имеют более высокий уровень подготовки специалистов, не уступающих по своим компетенциям специалистам, подготовленным в условиях стационарного обучения [6].
Российское профессиональное образование пытается привести в соответствие такие проблемные группы, как рынок профессиональных образовательных услуг и рынок труда. Российское общество испытывает существенное снижение спроса на целый ряд профессий и специальностей. Несмотря на появившиеся возможности и поставленные задачи по восстановлению отечественной промышленности, в России по-прежнему наблюдаются низкий уровень производства, слабое финансирование образования из бюджета. Указанные причины связаны в том числе с санкционной политикой европейских государств и привели к нарушению соответствия запросов промышленности на подготовку квалифицированного специалиста к уровню предложений, выдвигаемых профессиональными образовательными организациями.
Анализ профессионального образования европейских, азиатских и американских государств наглядно показывает тесную связь рынка образовательных услуг, реализуемых в европейских государствах, с рынком труда посредством определения образовательных потребностей общества. Данные потребности формируют как потенциальный спрос образовательных услуг на рынке образования, так и перспективу наличия потенциальных предложений на рынке труда.
Изменения функциональных особенностей российского профессионального образования обусловливается изменением статуса образования в России, модифицированием его потенциала в условиях углубления неравенства в профессиональном образовании, основывающемся на увеличении неравенства в обществе в целом.
Грамотное использование зарубежного опыта и его рациональный перенос позволил
России с учетом существующих особенностей сформировать перспективные направления развития профессионального образования, ориентированные на решение актуальных задач экономики государства, находящегося на грани изоляции от европейских стран по политическим мотивам [7].
Сегодня грамотное использование мирового опыта для российского профессионального образования — это формирование и развитие профессионального образования на всех уровнях: от профильного школьного образования до высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
1. Барлукова О. Д. Образование и интеллигенция в Китае: социально-философский анализ : моногр. / ФГБОУ ВПО «Бурятская гос. сельскохозяйственная акад. им. В. Р. Филиппова». Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2013. 103 с.
2. Власов Н. А. Германия в начале XXI века. СПб.: С-Петербургский ун-т, 2008.
3. Лощилова М. А. Профессиональное и высшее образование в Великобритании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 10. С. 55-59.
4. Нестерова Н. М. Страноведение: Великобритания. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
5. Пальянов М. П. Образование как фактор социально-экономических преобразований [Электронный ресурс]. URL: http://www.myshaned.nu/slide/815137/.
6. Романченко М. К. Профессиональное образование в России и за рубежом // Сибирский учитель. 2016. № 6 (109). С. 70-73.
7. Романченко М. К., Бячков А. С., Романченко А. М. Развитие мировой системы профессионального образования // INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL, 2016. № 10 (52), Ч. 3. С. 183-187. DOI: 10.18454/ IRJ.2016.52.106.
8. Сергиенко Ю. П., Лукина Е. Ю. Международное сотрудничество БГПУ и университетов северо-востока Китая // Опережающее профессиональное обучение и занятость молодежи : сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием / под ред. А. А. Никитина, М. П. Пальяно-ва ; сост. И. А. Маврина, А. С. Марковичев, Н. В. Харина. Новосибирск: Изд-во ИПИО РАО, 2016. С. 138-143.
9. Education Indicators in Focus. 2015/36 (November). What ane the benefits of ISCED 2011 classification fon indicators on education? [Electronic resource]. OECD. 2015. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/ download/5jrqgdw9k1lr.pdf?expires=1455882563&id=i d&accname=guest&checksum=FFAA9FF4646410EDA9 62977675F99D26 (дата обращения: 23.01.2017).