Научная статья на тему 'Модель профильной профессиональной подготовки учащихся III ступени общего среднего образования в Брестском государственном колледже связи'

Модель профильной профессиональной подготовки учащихся III ступени общего среднего образования в Брестском государственном колледже связи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / III СТУПЕНЬ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPECIFIC VOCATIONAL TRAINING / IIIRD LEVEL OF GENERAL SECONDARY EDUCATION / PROFILE CLASSES / VOCATIONAL-TECHNICAL EDUCATION AND SPECIALIZED SECONDARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липко Ольга Викторовна

Автор в статье представляет опыт организации профильной подготовки на примере средней школы № 23 г. Бреста и Брестского государственного колледжа связи и предлагает модель профильной профессиональной подготовки учащихся III ступени общего среднего образования в учреждении образования Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липко Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC VOCATIONAL TRAINING MODEL OF THE IIIRD LEVEL STUDENTS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION IN BREST STATE COLLEGE OF COMMUNICATION

The author presents the specific vocational training model of the third level students of general secondary education in Brest State College (BSC) of Communication. She describes the experiment of specific training organization using the example of secondary school № 23 in Brest and BSC of Communication. It is suggested to use this model for organization of specific vocational training in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Модель профильной профессиональной подготовки учащихся III ступени общего среднего образования в Брестском государственном колледже связи»

образовательных организаций высшего образования при определенных допущениях могут выступать базой для формирования системы нормирования и регламентации труда работников отечественных вузов.

1. Ansari M. M. Norms of work of teachers of correspondence courses // Distance education. 1992. P.132-133.

2. European Commission. Key data on education in the European Union. Luxembourg, 1996.

3. Eurydice. School Heads in the European Union. Brussels. 1996.

4. Liudvika Leisyte, Uwe Wilkesmann. Organizing Academic Work in Higher Education: Teaching, learning and identities. Routledge, 2016. 300 p.

5. Алферов Ю.С. Нормирование нагрузки учителей в развитых странах [Электронный ресурс]. URL: http://portalus. ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=show full&id=1191499307&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 14.04.2017).

6. Сайт Международной организации труда [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/global/lang--en/index. htm (дата обращения: 14.04.2017).

УДК/UDC 377(476.7)

О. В. Липко O. Lipko

МОДЕЛЬ ПРОФИЛЬНОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В БРЕСТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ СВЯЗИ

SPECIFIC VOCATIONAL TRAINING MODEL OF THE IIIRD LEVEL STUDENTS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION IN BREST STATE COLLEGE OF COMMUNICATION

Автор в статье представляет опыт организации профильной подготовки на примере средней школы № 23 г. Бреста и Брестского государственного колледжа связи и предлагает модель профильной профессиональной подготовки учащихся III ступени общего среднего образования в учреждении образования Республики Беларусь.

The author presents the specific vocational training model of the third level students of general secondary education in Brest State College (BSC) of Communication. She describes the experiment of specific training organization using the example of secondary school № 23 in Brest and BSC of Communication. It is suggested to use this model for organization of specific vocational training in the Republic of Belarus.

Ключевые слова: профильная профессиональная подготовка, III ступень общего среднего образования, профильные классы, профессионально-техническое и среднее специальное образование.

Keywords: specific vocational training, IIIrd level of general secondary education, profile classes, vocational-technical education and specialized secondary education.

В соответствии с письмом Министерства образования от 30.05.2016 № 05-20/94 «Об организации в 2016/17 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования» на старшей ступени общего среднего образования могут функционировать классы, в которых осуществляется изучение общеобразовательных предметов на повышенном уровне, а также профильные классы профессиональной направленности.

Сегодня в профильных классах обучается 54 % учащихся, то есть эти дети уже ориентированы на будущую профессию и продолжение учебы, а значит, большинство учащихся (46 %] не мотивированы ни на учебу, ни на работу после окончания школы и, соответственно, не готовы быстро и безболезненно адаптироваться к социуму. Как правило, это категория учащихся, которые имеют ослабленный интерес к учебе (она для них не имеет смысла].

Практика показывает, что у детей со слабой общеобразовательной подготовкой и способностями не выше среднего, обучающихся в профильных профессиональных классах, повышается успеваемость, дисциплина и ответственность за результат своего обучения

(оценки), что влияет на сохранение контингента как в школе, так и в учреждении профессионального образования, следовательно, сохраняются воспитательное воздействие на этих детей и возможность профилактики преступлений, правонарушений и формирования у них здорового образа жизни. Материальная база учреждений профессионального образования позволяет охватить такой формой профессионального образования всех учащихся, не занятых в других видах, в том числе и профильного обучения.

Немаловажным вопросом является и возможность сокращения сроков и расходов на профессиональное образование. Если говорить о профессионально-техническом образовании, то при обучении рабочего 2-го (низкого) разряда возможно сокращение сроков и расходов до 100 %; при обучении рабочего 4-го разряда можно добиться сокращения сроков и расходов до 50 %, специалистов со средним специальным образованием — от 20 до 30%.

Подробно об уже имеющемся опыте работы по профессиональной подготовке, профильному профессиональному обучению школьников в нашей республике остановимся ниже. В связи с разными подходами к системе финансирования можно выделить три формы организации такой работы.

1. Отдельное бюджетное финансирование допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников, предполагающее формирование учебных групп в учреждениях профессионального образования по принципу профессионально-технического образования и обеспечение отдельного дополнительного финансирования, то есть параллельно получить вместе с общим средним образованием профессиональную подготовку.

2. Профессиональная подготовка с частичным отдельным и частичным финансированием, предусмотренным учебным планом общего среднего образования. Результат тот же: аттестат о среднем образовании, свидетельство о присвоении квалификации.

3. Допрофильное и профильное профессиональное обучение школьников, финансируемое полностью за счет средств, предусмотренных учебными планами общего среднего образования.

Остановимся на 3-й форме организации профессиональной подготовки школьников. Руководствуясь этим подходом, можно организовать деятельность профильных классов

профессиональной направленности, в которых изучаются общеобразовательные предметы на базовом уровне и учащимся предоставляется возможность осваивать профессию рабочего (служащего) в соответствии с программой дополнительного образования взрослых (профессиональная подготовка). Данная образовательная программа в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании может реализовываться в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования с финансированием за счет учебного времени, предусмотренного типовым учебным планом учреждения общего среднего образования.

Опыт работы Брестского государственного колледжа связи.

Справочно: в настоящее время в соответствии с приказом Министерства образования от 11.07.2016 № 658 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2016/17 учебном году» реализуется экспериментальный проект «Апробация модели сетевого профессионального обучения учащихся учреждений общего среднего образования на базе учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования».

На экспериментальной площадке Брестского государственного колледжа связи осуществляется профессиональная подготовка учащихся 10-11-го классов учреждений общего среднего образования (классы профессиональной направленности).

Обучение организуется в соответствии с учебным планом профессиональной подготовки данного колледжа, утвержденным директором по согласованию с органами управления образования региона, для освоения образовательных программ профессиональной подготовки по профессиям «секретарь», «оператор ЭВМ», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (12 часов в неделю, предусмотренных учебным планом общего среднего образования).

Что дает нам такая сеть?

— Возможность реализации интересов учащихся;

— быструю адаптацию выпускников к социуму (наличие профессии);

— сокращение расходов и сроков на подготовку рабочих и специалистов;

— вытеснение с рынка образовательных услуг фирм, дающих некачественную профессиональную подготовку;

— сохранность контингента;

— сохранение нагрузки мастерам, преподавателям и учителям, что ведет к стабильности в работе и развитии учреждений среднего и профессионального образования;

— возможность максимально эффективно использовать материально-техническую базу учреждений профессионального образования;

— раннюю профориентацию;

— обеспечение занятости учащихся 6 дней в неделю.

Прежде чем перейти к подробностям и особенностям профессиональной подготовки школьников, важно знать место профессиональной подготовки и профессионального образования в общей системе общего среднего образования.

Схема развития 3-й ступени общего среднего образования

Трудоустройство

УПТО - учреждение профессионально-технического образования УССО - учреждение среднего специального образования УВО - учреждение высшего образования

Из опыта работы следует, что качественной подготовки специалистов можно добиться, только выполняя правило — ПП (профессиональная подготовка) — ПТО (профессионально-техническое образование) — ССО (среднее специальное образование) — вуз. Причем на каждом этапе часть учащихся, прошедших определенный уровень профессиональной подготовки, трудоустраивается, для них этот уровень достаточен.

Такой подход к организации профессионального образования позволяет создать систему непрерывного образования с учетом профессиональной подготовки школьников в профильных классах и единого учебного плана разноуровневого непрерывного профессионального образования по смежным специальностям. Примером данной системы

может служить профессия «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», культивируемая в колледже.

Профильная профессиональная подготовка школьников по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» 2-го разряда.

Профессионально-техническое образование по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» 4-го разряда (с учетом профессиональной подготовки школьников в профильных классах сроки обучения сокращаются на 70 % и составляют 3 месяца).

Среднее специальное образование — специальность 2-360331 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования», квалификация «техник-электрик» (с учетом профессионально-техниче-

ского образования сроки обучения сокращаются на 20% и составляют 1 год 6 месяцев).

Высшее образование — специальность 1-36 04 02 «Промышленная электроника», квалификация «инженер-электроник» (с учетом среднего специального образования сроки обучения сокращаются на 40 % и составляют 2 года 10 месяцев).

По данной профессии последовательность непрерывного образования выполняется на основании договоров между учебными заведениями разного уровня, например:

— для подготовки электромонтеров 2-го и 4-го разрядов: договор между средней школой (СШ) № 23 и учреждением образования (УО) «Брестский колледж связи);

— для подготовки техника-электрика: договор с 6-ю профессиональными учебными заведениями Брестской области:

• УО «Пинский государственный профессиональный лицей машиностроения»,

• УО «Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения»,

• УО «Лунинецкий государственный лицей приборостроения»,

• УО «Ивацевичский государственный профессионально-технический лицей сельскохозяйственного производства»,

• УО «Столинский государственный профессионально-технический лицей сельскохозяйственного производства»,

• УО «Пинский государственный профессионально технический лицей автомобильного транспорта»;

— для подготовки специалистов с высшим образованием по данной профессии - с 3 вузами Республики Беларусь:

• Белорусская государственная академия связи;

• Брестский государственный технический университет;

• Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого,

Для продолжения обучения выпускников колледжа данной профессии в вузах предлагается широкий спектр специальностей с высшим образованием:

• 1-4301 03«Электроснабжение (по отраслям)»;

• 1-4301 07 «Техническая эксплуатация энергооборудования организаций»;

• 1-4501 01 02 «Инфокоммуникацион-ные технологии (сети инфокоммуникаций)»;

• 1-45 01 02 02«Инфокоммуникацион-ные системы (техническая эксплуатация)»;

• 1-45 01 02 03 «Инфокоммуникацион-ные системы (сопровождение программного обеспечения)».

Предлагаются формы получения высшего образования (дневная, заочная, вечерняя); ведется разработка учебных планов и программ дистанционного обучения.

Важная деталь: профильную профессиональную подготовку школьников нужно рассматривать как законченный процесс, дающий возможность выпускникам как трудоустроиться, так и продолжать обучение по сокращенной непрерывной форме.

Об эксперименте.

1) профильные профессиональные классы организованы на базе средней общеобразовательной школы № 23 г. Бреста;

2) профессиональная подготовка школьников ведется в Брестском государственном колледже связи по специальностям, названным выше;

3) отношения между учебными заведениями СШ № 23 и БГК связи строятся на основании договора;

4) профессиональная подготовка школьников проводится в соответствии с учебными планами профильной профессиональной подготовки, разработанными БГК связи в соответствии с типовыми планами профессиональной подготовки рабочих;

5) профильное профессиональное обучение учащихся в школе строится на основании учебного плана СШ № 23 о профильном обучении;

6) учебные часы, необходимые для проведения профессиональной подготовки школьников, передаются СШ № 23 Брестскому государственному колледжу связи согласно договору, их количество оговаривается с учетом ставок педагогических работников;

7) профессиональной подготовке школьников отводится 2 дня в неделю, сроки ее проведения согласовываются с общим расписанием колледжа;

8) основанием для формирования групп профессиональной подготовки является приказ «О зачислении учащихся»;

9) профессиональная подготовка организована по семестрам, успеваемость фиксируется в зачетной книжке, разработанной в колледже;

10) профильные классы сформированы из учащихся шести общеобразовательных средних школ г. Бреста.

В апреле 2016 года в Минске прошло заседание Республиканского совета директо-

ров учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, на котором рассматривался вопрос о допро-фильной и профильной подготовке школьников на примере учреждений профессионального образования г. Минска.

Возможность использования в профессиональной подготовке учебных часов учебного плана учреждений профессионально-технического и среднего специального образования ограничивает осуществление данной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования (особенно это актуально для учреждений общего среднего образования, находящихся в сельской местности, где нет расположенных рядом учреждений профессионально-технического, среднего специального образования). Кроме того, такой подход не учитывает тех многочисленных случаев, когда профессиональная подготовка школьников осуществляется по профессиям, не включенным в подготовку в учреждениях профессионально-технического и среднего

специального образования.

С учетом изложенного и многолетнего опыта Республики Беларусь (с середины 90-х годов) по реализации технологического профиля обучения на старшей ступени общего среднего образования, проводимой экспериментальной работы по данному направлению возможна профессиональная подготовка учащихся 10-11-го классов учреждений общего среднего образования в профильных классах профессиональной направленности.

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании : с изм. и доп., внесенные Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. Минск : Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь, 2016.

2. Об организации в 2016/-2017 учебном году профильного обучения на 3 ступени общего среднего образования : инструктивно-методическое письмо Министерства образования от 30.05.2016 № 05-20/94.

3. Организация экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования : метод. рекомендации / Л. Д .Печеня, М. В. Бондарь ; под общ. ред. Э. М. Калицкого. 4-е изд., стер. Минск : РИПО, 2015. 60 с.

УДК/UDC 378.046.4(512.317) Е. Ф. Матвеева

E. Matveeva

СОВРЕМЕННЫЕ МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В ГОНКОНГЕ

MODERN WORLD TENDENCIES IN THE SYSTEM OF PRE-SERVICE AND ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN HONG KONG

Цель данной статьи — внести вклад в обсуждение проблемы развития и модернизации системы подготовки и сертификации педагогических кадров в России, а также требований, предъявляемых к учителям в новом профессиональном стандарте. Автор обращается к опыту одной из самых успешных в области образования стран мира — Гонконга. Автором предпринимается попытка изучить вопрос подготовки учителей и их сертификацию. В статье описываются профессиональные требования, предъявляемые к учителям в Гонконге. Целевое исследование демонстрирует соответствие гонконгской системы подготовки педагогов современным мировым тенденциям в развитии и совершенствовании образования учителей.

This article aims to make a contribution to the intellectual debate on the development and modernization of the teacher training system and certification in Russia and the requirements provided by the new national teaching professional standards in the country. The author refers to one of the world-class systems of education that is of Hong Kong. An attempt is made to study the problem of the Hong Kong teacher training and certification. The article identifies the requirements imposed on teachers. The case study reveals the compliance of the Hong Kong teaching education with the modern world tendencies in teachers' training development and enhancement.

Ключевые слова: компетентность учителя; профессиональные требования, предъяв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.