ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ
А.А. Краснова
Университетский колледж Лондона Gower Street, London WC1E 6BT, UK
Статья посвящена опыту Китая по развитию системы технического профессионального образования. Система технического профессионального образования является важным компонентом системы китайского образования, которой в последние годы уделяется большое внимание в связи с ее решающим влиянием на рынок труда и обучение квалифицированной рабочей силы для повышения эффективности китайской экономики. Особое внимание в статье уделяется управлению и финансированию системы профессионального образования и подготовки.
Ключевые слова: профессиональное и техническое образование, непрерывное образование, неформальное и информальное обучение, национальная система квалификации.
Начало развития профессионального образования в Китае относится к 1866 г., когда в г. Фучжоу было основано Фуцзяньское кораблестроительное училище [1]. После образования Китайской Народной Республики и в особенности с началом политики открытости развитие системы профессионального образования получило стремительное развитие. В 1990-х гг. среднее профессиональное образование «оказалось на точке высшего подъема. К тому времени количество учреждений среднего профессионального образования сравнялось с количеством общеобразовательных средних учебных заведений высшей ступени. Развитие среднего профессионального образования содействовало стремительному росту обрабатывающей промышленности, сферы услуг и росту качества, сыграло важную роль в создании новых рабочих мест» [1. C. 514].
Согласно Закону о профессиональном образовании КНР 1996 г. профессиональная подготовка включает: начальное профессиональное обучение, переподготовку, облегчающую смену профессии, обучение подмастерьев в учебном заведении и на рабочем месте другие виды профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка осуществляется в профессионально-технических учебных институтах и/или профессиональных учебных заведениях. Другие школы или учреждения образования могут в зависимости от собственных возмож-
ностей предоставлять различные виды профессиональной подготовки для удовлетворения социальных потребностей.
Обязательное образование в средней школе Китайской Народной Республики длится девять лет. На данном этапе техническое профессиональное образование (ТПО) осуществляется в профессионально-технических классах средних школ. Эти учреждения организовывают курсы от трех до четырех лет, которые в основном обеспечивают рабочих, крестьян и служащих основными профессиональными знаниями и навыками. Профессиональные младшие средние школы, как правило, расположены в сельской местности, где экономика менее развита.
В старших классах средней школы ТПО обеспечивается средними профессиональными учебными заведениями: средние специальные учебные заведения, школы для квалифицированных рабочих и профессиональные лицеи. Выпускники профессионально-технических младших средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где образование, как правило, длится три года. Самыми популярными курсами в средней школе являются: производственные, по информационным технологиям, розничной торговле и гостеприимству, гражданскому строительству. Студенты, успешно прошедшие среднее профессиональное образование, могут поступить в высшие учебные профессиональные учреждения, где продолжительность программ составляет от двух до трех лет.
Большую популярность в сельской местности получили селькохозяйственные телерадиошколы: «Подобные телерадиошколы не требуют больших затрат, дают быстрый эффект, покрывают большую территорию, и обслуживают большой контингент населения. Такая форма образования удобна как для государства, так и для крестьян, она соответствует ситуации в стране, эффективно содействует продвижению агротехнический знаний в деревне, повышает образовательный уровень крестьян. В настоящее время работает одна центральная телерадио-школа всекитайского масштаба, открыты 39 школ провинциального уровня, 353 школы окружного уровня, 2200 школ уездного уровня и около 10 тыс. низовых классов на уровне волости или поселка. Эта всеохватывающая образовательная сеть представляет собой основную силу развития образования для взрослых, профессионального образования и внедрения науки и техники в деревне. В последние годы некоторые ведущие школы и Дома культуры в волостных центрах и поселках подключились к Интернету, и Мировая паутина стала новым каналом развития профессионального образования и внедрения технологий в деревнях».
Высшими учреждениями профессионального образования и подготовки являются:
— высшие профессиональные технические учреждения;
— учреждения, которые обеспечивают пятилетние программы высшей профессиональной подготовки;
— университеты, которые обеспечивают высшее профессиональное образование.
«В ранние годы коммунизма в Китае, — пишут Рут Хейхо, профессор кафедры исследований теории и стратегии образования Института Онтарио по исследо-
ваниям в образовании Университета Торонто (Канада) и Цян Жа — адъюнкт-профессор на факультете образования Йоркского университета, Торонто (Канада) в статье «Политические институты и их роль в трансформации Китая», — от политехнических университетов требовалась концентрация на практических науках и предоставление научной и математической подготовки только на базовом уровне для обеспечения хороших технологических стандартов. К середине 1950-х гг. проблемы подобного подхода стали очевидными и Китайская академия наук предприняла беспрецедентный шаг, создав первый университет подобного рода в 1958 г. — Университет наук и технологий Китая. Его последующее влияние вызвало схожие направления реформ в других политехнических университетах. Результатом стало расширение учебных планов вместе с невиданными до этого возможностями для сотрудничества с хай-тек индустриями по всей стране политехнические учебные заведения заняли ведущие позиции в системе высшего образования Китая. Недавно состоятельный прибрежный город Шэньчжэнь решил вложить 10 млрд юаней (около 1,4 млрд долл.) для создания Южного университета наук и технологий для подъема местной экономики, вместо дополнительных вложений в уже существующий многопрофильный Шэньчжэнский университет [2].
Формальные и неформальные системы ТПО в Китайской Народной Республике.
В Китайской Народной Республике есть негосударственные поставщики профессионального образования в достаточном количестве. В основном они предлагают краткосрочные сертифицированные курсы и имеют автономию в принятии решений, что позволяет им быть более адаптированными к потребностям меняющегося рынка.
Негосударственных поставщиков ТПО можно разделить на две группы:
— некоммерческие организации при предприятиях, отраслевые, при социальных и профессиональных ассоциациях, профсоюзах и различных некоммерческих организациях;
— коммерческие организации, предлагающие краткосрочные сертифицированные курсы в рамках школьной программы. Эти организации зарегистрированы в налоговой инспекции и отделе по гражданским делам, ведение образовательной деятельности возможно после получения лицензии в отделе образования.
В соответствии с Законом о профессиональном образовании КНР предприятия должны обеспечить систематическое профессиональное образование и обучение своих работников и безработных лиц, которых они нанимают. Предприятие может создать профессионально-техническое училище или профессиональное учебное заведение либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с другим предприятием, а также может поручить существующим школам или профессионально-технических учебным заведениям обеспечение образования своих собственных работников или лиц, которых предполагается нанять на работу [3].
Профессиональное образование и подготовка в Гонконге реализуется на по-слесреднем уровне и обеспечивается следующими учреждениями, работающими под эгидой Совета профессиональной подготовки: Гонконгским институтом профессионального образования; Гонконгским проектным институтом; Школой
бизнеса и информационных систем; Молодежным колледжем; Учебным центром развития индустрии гостеприимства; Учебным институтом китайской кухни; Институтом профессионального образования и знаний.
Гонконгский институт профессионального образования предлагает курсы по прикладной науке, управлению бизнесом, детскому образованию и коммунальным услугам, строительству, дизайну, печати, пошиву одежды и электротехники и электронной техники, гостиничному сервису и туризму, информационным технологиям, производству и промышленному строительству.
Гонконгский проектный институт был основан в 2006 г. с целью объединения курсов, связанных с дизайном.
Школа бизнеса и информационных систем работает с 2001 г. по программам высшего образования и финансируется из средств, оплачиваемых студентами из обучения. С 2004—2005 учебного года Школа предлагает программы в рамках проекта Yi Jin (кит.), начатого Правительством, ориентированного на выпускников общеобразовательных школ и взрослых учащихся (от 21 года и старше). Проект направлен:
— на обеспечение альтернативного пути для выпускников школ и взрослых учащихся в рамках непрерывного образования;
— обеспечение знаниями и навыками для работы и дальнейшей профессиональной языковой подготовки и применения информационных технологий в обучающихся;
— обеспечение непрерывного обучения;
— повышение качества и конкурентоспособности человеческих ресурсов.
Молодежный колледж был создан в 2004 г. Колледж принимает на обучение
выпускников средней общеобразовательной школы.
Кроме того, Совет профессиональной подготовки имеет в подчинении учебные и исследовательские центры, которые предлагают базовые навыки в рамках учебных программ и инновационных учебных курсов разного уровня для автомобильной промышленности, по электротехнике, электроники, газу, ювелирному мастерству, механике и металлообработке, морскому делу, печати, текстильной и сварочной промышленности [4].
Управление и финансирование ТПО в Китайской Народной Республике. Китайская Народная Республика является самой крупной по численности населения страной в мире. Поэтому развитие системы профессионального образования имеет критическое значение для конкурентоспособности страны и социальной стабильности. В этих условиях Правительство КНР несет ответственность по следующим трем направлениям: 1) развитие профессионального образования должно осуществляться в рамках программ по экономическому и социальному развитию страны [1. C. 536]; 2) приоритетная поддержка ведущих профессиональных учебных заведений и центров подготовки, которые составляют основу системы и служат образцом для других; 3) осуществление общей координации общественной деятельности по организации профессиональных учебных заведений и центров подготовки на законодательной основе, макро регулирование этой деятельности» [1. C. 526].
Основная ответственность за профессиональное образование и подготовку в Китайской Народной Республике лежит на Министерстве образования и Министерстве трудовых ресурсов и социального обеспечения. Министерство образования занимается профессионально-техническим образованием, а Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения уделяет больше внимания профессиональной подготовке, отвечает за разработку профессиональных стандартов навыков, оценку квалификаций и навыков, выдачи лицензий. На местном уровне соответствующие департаменты образования и ведомства трудовых ресурсов и социального обеспечения отвечают за текущее администрирование профессионального образования и подготовки, в том числе распределение бюджетных ассигнований и управление персоналом государственных учреждений ТПО.
Для того более эффективного взаимодействия между Министерством образования и Министерством трудовых ресурсов и социального обеспечения, а также другими министерствами, участвующих в ТПО, в 2004 г. был создан межведомственный механизм, направленный на координацию деятельности Министерства образования, Национальной комиссии развития реформ, Министерства финансов, Министерство труда и социальной безопасности, Министерства по кадрам, Министерства сельского хозяйства и Офиса по борьбе с бедностью.
Центральный институт профессионально-технического образования является национальным научно-исследовательским институтом ТПО Министерства образования. Он был создан в 1990 г. и занимается консультациями по вопросам политики в правительстве; профессиональными консультациями профессиональным учебным заведениям; профессиональными исследованиями в сфере образования; международным сотрудничеством и обменами.
Китайское общество профессионального образования и обучения было создано в 1990 г. и отвечает за разработку и техобслуживание сотрудничества между различными учреждениями ТПО в Китае и академическими организациями на национальном уровне.
Правительство играет ведущую роль в финансировании профессионального образования и подготовки и обеспечивает пособиями образовательные организации. Государственные учреждения ТПО финансируются за счет государственного бюджета, в то время как негосударственные провайдеры ТПО являются финансово независимыми. Согласно Закону о профессиональном образовании в Китае предприятие несет расходы по профессиональному образованию своих сотрудников и планированию по найму работников, а конкретные меры в соответствии с законодательством должны быть согласованы с курирующими департаментами при Государственном совете или региональными правительствами провинций, автономных районов или муниципалитетов.
Учреждениям ТПО разрешено взимать плату со студентов, получающих среднее или высшее образование, профессиональную подготовку. Стоимость обучения для несостоятельных граждан может быть уменьшена, как и для студентов с ограниченными возможностями. Некоторые студенты также могут быть освобождены от платы за обучение. Предприятия, учреждения, неправительственные организации и другие общественные организации, а также отдельные граждане
могут выделять финансовые средства или учреждать стипендии для поддержки ТПО. Все доходы, полученные учреждениями ТПО, используются в основном для развития.
Правительство Китайской Народной Республики профинансировало создание большого числа национальных лабораторий по ключевым направлениям экономики. В основном все лаборатории располагаются в непосредственной близости от ведущих политехнических университетов. К примеру, «китайская оптическая долина расположена поблизости кампуса Хуажонского университета наук и технологий. Янлинский хай-тек сельскохозяйственный демонстрационный район, поддерживаемый 19 национальными министерствами, расположен рядом с Северо-западным университетом сельского хозяйства, лесных наук и технологий, и Государственная синхронтонная радиационная лаборатория находится на кампусе ^ТС в Аньхой. Ни один из этих университетов не находится в ключевых городах, как Пекин или Шанхай. Тем не менее, правительство выбрало разместить некоторые из ключевых двигателей исследований для экономического развития поблизости, предоставляя обильное финансирование для исследований, благоприятные условия и возможности. Многие из этих университетов также активно вовлечены в консультирование некоторых из ведущих китайских транснациональных компаний, предоставляя значительный приток денежных средств из частного сектора» [2].
Совет по профессиональной подготовке в Гонконге был создан в 1982 г. Совет состоит из 18 членов неправительственных организаций, включая представителей образования, промышленности, торговли, услуг и труда и трех государственных представителей — уполномоченного по труду, генерального директора по торговле и промышленности, заместителя секретаря по вопросам образования. Советом руководит исполнительный директор, внутри Совета работа ведется четырьмя функциональными комитетами, 21 учебными комитетами и пятью общими комитетами.
Цель учебных комитетов — консультировать по рабочим кадрам и образовательным потребностям различных отраслей или коммерческих секторов и рекомендовать на лучшие практики для удовлетворения этих потребностей. Общие комитеты отвечают за конкретные направления подготовки, которые могут быть применены к более чем одной отрасли экономики. Этими областями являются ученичество и торговля, информационные технологии, управление и контроль, технологии обучения и профессиональная подготовка для людей с ограниченными возможностями.
В соответствии с постановлением Совета его средства и имущество включают:
— денежные средства, выделенные Законодательным советом для целей Совета;
— денежные средства, полученные Советом по грантам, займам, пожертвованиям, сборам, арендной плате или процентам;
— денежные средства, полученные от продажи любого имущества, принадлежащего Совету;
— имущество и активы, приобретенные Советом.
Обучение в учреждениях ТПО является платным. Но студенты могут получить кредит на обучение или финансовую помощь в соответствии с существующими схемами.
Преподаватели ТПО в Китайской Народной Республике. Создание базы подготовки педагогов профессиональных учреждений, финансируемой государством, впервые было обозначено в «Плане возрождения системы образования КНР в 21 века», принятом в 1999 г. Госсоветом КНР. Предполагалось открыть 50 центров подготовки педагогов при участии профильных технологических институтов и учебных заведений. В дальнейшем число центров увеличилось и они стали основой системы подготовки преподавательских кадров для профессиональных образовательных учреждений. По мнению китайских экспертов, «система проявила себя лучшим образом в деле содействия подготовки преподавательских кадров, сертификации, повышения ученой степени, став опорой и гарантией развития системы профессионального образования в Китае в новом веке» [1. С 543].
В настоящее время образовательные учреждения самостоятельно набирают преподавательский состав в соответствии с квотами, устанавливаемыми правительством ежегодно по количеству преподавателей. В Китайской Народной Республике действует система профессиональных званий для преподавателей:
— преподавательские должности в специализированных школах: доцент, преподаватель, ассистент, учитель;
— преподавательские должности в квалифицированных рабочих школах: старший преподаватель, преподаватель, доцент-лектор;
— практико-ориентированные преподаватели в квалифицированных рабочих школах и профессиональных средних школах: старший преподаватель-практик, преподаватель — практик первого, второго и третьего ранга.
Квалификационная система преподавателей сформулирована в законодательстве: даны названия, типы, сферы применения квалификации преподавателя, требования к различным видам преподавателей, квалификационные экзамены для преподавателей разных типов, подтверждение квалификации преподавателей и их права.
Существуют следующие типы учителей ТПО в зависимости от полученного образования:
— учителя младших средних школ/учителя общеобразовательных и специализированных курсов в начальных профессиональных школах являются выпускниками высших специальных нормальных школ или колледжей, обучавшихся в течение двух-трех лет;
— учителя старших средних школ/учителя общеобразовательных и специализированных курсов старших профессиональных училищ, техникумов и профессионально-технических вузов являются выпускниками нормальных колледжей, университетов;
— преподаватели, работающие в учреждениях различных уровней и видов образования для взрослых, являются выпускниками институтов высшего образования.
Подготовка учителей является обязанностью различных административных органов. Учебные заведения сотрудничают с организациями, ответственными за
исследования в области. Школы, где работают учителя, являются основными местами для подготовки учителей. Учителя учреждений ТПО обязаны провести один месяц на производстве в течение года или два месяца каждые два года. Во многих школах преподаватели работают неполный рабочий день, поскольку работают также время и на производстве.
Основная подготовка учителей в Гонконге осуществляется Гонконгским институтом образования. Институт предлагает широкий спектр программ, включая профессиональные и профессионально-технические программы.
Другие учреждения, осуществляющие подготовку педагогических кадров: Гонконгский баптистский университет, Китайский университет Гонконга и Университет Гонконга.
Консультативный комитет по педагогическому образованию и квалификации рекомендует:
— всем преподавателям участвовать в непрерывном профессиональном развитии, посвящая ему не менее 150 часов в течение трех лет;
— засчитывать и признавать время, затраченное на повышение квалификации.
Центр учителей Гонконга был создан в 1989 г. с целью продвижения непрерывного профессионального развитии среди учителей. Центр предоставляет учителям возможность обменяться передовыми практиками, участвовать в лекциях, семинарах и курсах, осваивать новые методы преподавания и знания в вопросах образования.
Квалификации и рамки квалификаций в Китайской Народной Республике. Система сертификации профессиональных квалификаций была введена в Китайской Народной Республике в 1993 г. Присвоение квалификации принимает форму национальной экспертизы, которая состоит из двух частей: экзамена на проверку знаний и оценки практических навыков. После успешного прохождения квалификационных испытаний выдается национальный профессиональный сертификат в соответствии с профессионально-технических стандартами квалификации или квалификационных требований, установленных правительством. Экспертиза проводится органами по оценкам, утвержденным правительством.
Сертификаты профессиональной квалификации имеют пять уровней:
— первичный сертификат работника (национальная профессиональная квалификация, уровень 5);
— промежуточный сертификат работника (национальная профессиональная квалификация, уровень 4);
— расширенное удостоверение работника (национальная профессиональная квалификация, уровень 3);
— свидетельство техника (национальная профессиональная квалификация, уровень 2);
— удостоверение старшего техника (национальная профессиональная квалификация, уровень 1).
Сертификат является доказательством того, что обладатель имеет знания и навыки, необходимые для практической работы.
Настоящие и будущие реформы, проекты, вызовы в ТПО Китайской Народной Республики. В соответствии с исследованием ОЭСР (2010) системы профессио-
нального образования и подготовки в странах в настоящее время сталкиваются со следующими проблемами:
— недостаточно развитое сотрудничество между заведениями ТПО и работодателями по предоставлению обучения на рабочем месте, что является обязательным для каждого студента;
— отсутствие финансовых ресурсов. Государственные профессиональные учреждения зависят от финансовых ресурсов провинции, округа или района. Неравномерное экономическое развитие регионов Китая, школ в сельской местности и ограниченных в финансах провинциях в условиях ограниченных ресурсов и замедленного экономического роста;
— недостаточное планирование потребностей рынка труда и несбалансированность предложений и спроса на рынке труда.
В целях решения вышеперечисленных проблем предприняты ряд инициатив:
— Государственный совет Китайской Народной Республики ввел меры, направленные на создание новых рабочих мест путем массового внедрения профессионального образования и подготовки в сельских районах;
— Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения и Министерство финансов совместными усилиями занимаются распространением профессионального образования и подготовки среди уволенных сотрудников. Сельские граждане могут подать заявки на специальное финансирование для покрытия оплаты обучения;
— Азиатский банк развития инициировал проект под названием «Техническое и профессиональное образование и демонстрационная подготовка». Проект направлен на улучшение качества и актуальности профессионального образования и подготовки в провинции Хунань путем улучшения институционального потенциала профессионального образования и подготовки, обучения инструкторов и разработки учебных программ;
— Министерство финансов КНР финансировало проект под названием «Профессиональное образование: Лидерство — Программа обучения (2008—2013)». Цель проекта — поддержка национальной модели высшего профессиональных колледжей путем повышения роли высших профессиональных колледжей в Китае. В рамках проекта состоялось знакомство с лучшими мировыми практиками ТПО: 125 человек были отправлены в США, Германию и Австралию;
— С 2008 года проходит ежегодный Симпозиум Китайско-Австралийского профессионального образования. Темами обсуждения являются: обмен и сотрудничество в рамках профессионального образования, взаимная аккредитация, обеспечение качества преподавания, академическая мобильность преподавателей и студентов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ли Ланьцин. Образование для 1,3 миллиарда. Пекин: Издательство преподавания и исследования иностранных языков, 2007. 612 с.
[2] Рут Хейхо, Цян Жа. Политические институты и их роль в трансформации Китая // Международное образование. Астана: Независимое казахстанское агентство по обеспечению
качества в образовании, 2010. № 60. URL: http://ihe.nkaoko.kz/
[3] UNESCO-IBE (2011). World Data on Education: People's Republic of China. VII Edition. 2010/11. Geneva: UNESCO-IBE.
[4] Education Bureau of the Government of the Hong Kong Special Administrative Region (2012). Vocational Education. Hong Kong: The Government of the Hong Kong. URL: http://www.edb. gov.hk/mobile/en/edu-system/other-edu-training/vocational-other-edu-program/vocational. html
[5] Kuczera M and Field S. (2010). Learning for Jobs. OECD Reviews of Vocational Education and Training. Options for China. Paris: OECD. promotion. Singapore: National University ofSingapore.
[ 6] Asian Development Bank (ADB). Technical and Vocational Education and Training Demonstration Project. Mandaluyong: ADB. URL: http://www.adb.org/projects/45511-001/main
LITERATURA
[1] Li Lan'cin. Obrazovanie dlja 1,3 milliarda. Pekin: Izdatel'stvo prepodavanija i issledovanija inostrannyh jazykov, 2007. 612 c.
[2] Rut Hejho, Cjan Zha. Politicheskie instituty i ih rol' v transformacii Kitaja // Mezhdunarodnoe obrazovanie. Astana: Nezavisimoe kazahstanskoe agentstvo po obespecheniju kachestva v obrazovanii, 2010. № 60. URL: http://ihe.nkaoko.kz/
[3] UNESCO-IBE (2011). World Data on Education: People's Republic of China. VII Edition. 2010/11. Geneva: UNESCO-IBE.
[4] Education Bureau of the Government of the Hong Kong Special Administrative Region (2012). Vocational Education. Hong Kong: The Government of the Hong Kong. URL: http://www.edb. gov.hk/mobile/en/edu-system/other-edu-training/vocational-other-edu-program/vocational. html
[5] Kuczera M and Field S. (2010). Learning for Jobs. OECD Reviews of Vocational Education and Training. Options for China. Paris: OECD. promotion. Singapore: National University ofSingapore.
[ 6] Asian Development Bank (ADB). Technical and Vocational Education and Training Demonstration Project. Mandaluyong: ADB. URL: http://www.adb.org/projects/45511-001/main
DEVELOPMENT OF CONTINUING EDUCATION IN CHINA
A.A. Krasnova
London University College Gower Street, London WC1E 6BT, UK
The article is devoted to the development of China's experience of the technical vocational education. System Technical and Professional Education is an important component of Chinese education, which in recent years received much attention due to its crucial influence on the labor market and train-of skilled labor to improve the efficiency of the Chinese economy. The special attention in article is paid to management and financing of system of professional education and preparation.
Key words: Technical and Vocational Education, lifelong learning, non-formal and informal learning, the national qualifications system.