Научная статья на тему 'Роль технического и профессионального образования в экономической конкурентоспособности государства: опыт Финляндии'

Роль технического и профессионального образования в экономической конкурентоспособности государства: опыт Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Г. А.

Статья посвящена опыту Финляндии по развитию системы технического профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль технического и профессионального образования в экономической конкурентоспособности государства: опыт Финляндии»

УДК 378

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА:

ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ

Г.А. Краснова

Центр экономики непрерывного образования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

Статья посвящена опыту Финляндии по развитию системы технического профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное и техническое образование, непрерывное образование, неформальное и информальное обучение, национальная система квалификации.

e-mail:

[email protected]

Введение

Система технического и профессионального образования (далее - ТПО) играет ключевую роль в экономической конкурентоспособности Финляндии. С 2008 года Правительство осуществляет стратегию, направленную на укрепление региональной сети ТПО провайдеров*.

Развитие ТПО направлено на потребности молодежи и уже работающих взрослых, а так же развитие малых и средних предприятий. Национальная политика в сфере ТПО разработана на основе количественных и качественных ожиданий, а именно, на количественных ожиданиях на долгосрочный спрос на рабочую силу и образовательных потребностей и на качественных ожиданиях конкретных профессиональных навыков у работников. Правительство проводит мониторинг о необходимых в будущем навыках и о необходимости в целом тех или иных квалифицированных специалистов, и способов удовлетворения этих потребностей с помощью образования и профессиональной подготовки, а так же для разработки национальной рамки квалификаций. Цель правительства заключается в том, чтобы сбалансировать количественный спрос и предложение рабочей силы в будущем.

Законодательная база технического и профессионального

образования

• ТПО регулируется Законом профессионального образования и обучения № 630/1998 от 1 января 1999 года и Постановлением Правительства № 811 (1998 года). Закон и Постановление Правительства касаются начального ТПО для молодежи и взрослых, и направлена на повышение профессиональных навыков и компетенций, удовлетворение потребностей в профессиональных навыках за счет улучшения связей между образовательными учреждениями и работодателями;

• Закон о профессиональном образовании для взрослых № 631 (1998 года) и последующие поправки к нему посвящены профессиональным квалификациям в рамках среднего и высшего образования, повышению квалификации и специализированным профессиональным квалификациям, независимо от способа приобретения профессио-

* Статья подготовлена на основе отчета Финляндии по техническому и профессиональному образованию в 2013 году Нидерландов в Международный центр по техническому и профессиональному образованию и подготовке кадров UNEVOC ЮНЕСКО (Международный центр ЮНЕСКО-UNEVOC. Finland VET in Europe - Country report. Thessaloniki: CEDEFOP. EURYDICE (2013). Электронная версия отчета: http://www.unevoc.unesco.org/go.php?q= World+TVET+Database&ct=FIN

нальных навыков, а также предварительной подготовке к сдаче тестов на получение квалификации;

• Закон о либеральном образовании для взрослых № 632 (1998 года) регулирует функционирование институтов либерального образования взрослых: образовательные центры для взрослых, народные средние школы, учебные центры, образовательные центры физической культуры, летние университеты;

• Указ о квалификации работников образования № 986 (1998 года) определяет квалификационные требования для директоров и преподавателей ПТО;

• Декрет о профессиональном образовании и подготовке № 603 (2005 года) регулирует подтверждение неформального и информального ТПО;

• Порядок финансирования ТПО определен в Законе о финансировании предоставления образования и культуры №1705 (2009 года) [2].

Формы реализации технического и профессионального образоания

ТПО доступно в рамках школьных программ, производственного обучения, политехнического образования, профессионально-технического специального образования и на основе профессионального повышения квалификации:

• школьные программы и ученичество. ТПО в Финляндии начинается в старших классах средней школы. Эти программы и обучение длятся в течении 3 лет и предполагают не менее полгода производственной практики. Предоставляются следующие программы обучения: предпрофессиональные программы (англ. - Pre-vocational programmes), программы профессиональных квалификаций школьного уровня (англ. - Programmes leading to upper secondary vocational qualifications), подготовительные программы для сдачи на квалификационный экзамен (англ. - Preparatory training for competence-based qualifications, а так же программы повышения квалификации, не ведущие к получению квалификации. Программы и обучение проходят, как в учебных заведениях, так и на производстве. Иногда используется онлайн обучение;

• политехническое образование. В систему высшего образования Финляндии входят: университеты и политехнические институты. Последние предлагают политехническое образование, ведущее к получению соответствующих бакалаврских и магистерских степеней и профессиональной специализации, образование для взрослых, открытое политехническое образование и профессиональную подготовку педагогов. Очное обучение в политехническом институте длится, как правило, 3,5 - 4 года. Для поступления в бакалавриат политехнического института кандидату необходимо иметь законченное среднее образования. А для поступления в магистратуру необходим диплом бакалавра и не менее трех лет опыта работы. Обучение в магистратуре политехнического института длится полтора года;

• профессиональное специальное образование. Учреждения профессионального специального образования предоставляют образовательные услуги для учащихся с тяжелыми формами инвалидности или хронических заболеваний. Обучение ведется в небольших группах и основной упор делается на практику, а не теорию. Учащимся также предлагаются индивидуальные рекомендации и поддержка в их обучении и повседневной жизни.

Система неформального и информального технического и профессионального образования направлена на признание профессиональных компетенций индивида независимо от того, как они были приобретены путем обучения, опыта работы или др. Индивидуумы могут получить подтверждение своей квалификации путем сдачи специальных тестов. К сдаче тестов можно подготовиться на специальных курсах, но это не является обязательным. Так же можно пройти обучение, но не сдавать тест на получение квалификации.

Система неформального и информального ТПО предлагает всем желающим индивидуальную траекторию, включающую три этапа: заявление на подготовку и приобретение необходимых профессиональных навыков, обучение и тест на квалифи-

кацию. При этом учитываются личные обстоятельства кандидатов, в том числе соответствующее обучение, приобретенное в результате неформального и информального обучения. За организацию обучения несут ответственность руководство кампании провайдера ТПО [3].

Управление техническим и профессиональным образованием

Законодательство по ТПО принимается парламентом Финляндии. Правительство определяет национальную политику в сфере ТПО, структуру квалификаций и основные задачи ТПО. Министерство образования и культуры ответственно за реализацию национальной политики в области ТПО, принимает решения о конкретных объемах квалификации и финансирования ТПО. Финский национальный совет по вопросам образования является экспертным органом, принимающим решения по национальным основным учебным программам и требованиями к ним, определяющим профессиональные требования к квалификациям и методам демонстрации компетентности. Кроме того, Совет координирует национальные проекты по развитию образования, профессиональной подготовки и обучения, проводит мониторинг результатов обучения и изменений в образовательных навыках и потребностей.

Национальные комитеты по образованию и обучению являются трехсторонними консультативными органами, назначаемые Министерством образования и культуры для обеспечения эффективных контактов между провайдерами ТПО и работодателями.

Квалификационные комитеты являются органами, назначенные Министерством образования и культуры реализовывать специальное профессиональное образование, включая, организацию и контроль проведения тестирования, мониторинг эффективности системы непрерывного профессионального образования, внесение предложений по развитию неформального и информального профессионального образования. Квалификационные комитеты обеспечивают качество квалификаций и присуждают сертификационные сертификаты. В Квалификационных комитетах готовятся договоры на организацию тестирования для различной квалификации с провайдерами. Провайдеры ТПО в своих регионах в рамках своих компетенций принимают решение самостоятельно по организации и методам обучения, но учебные планы готовят на основе национальных учебных программ. При планировании своей деятельности провайдеры ТПО обязаны учитывать образовательных потребностей населения региона в сфере труда. Региональные власти играют важную роль в продвижении ТПО в своих регионах на основе спроса. В их компетенции повышение квалификации преподавателей ТПО и выделение грантов профессионально-техническим учреждениям.

Финансирование.

ТПО в основном финансируется за счет бюджета Министерства образования и культуры, последнее направляет государственное средства в местные бюджеты. Министерство труда и экономики также финансирует ТПО в гимназиях, повышение квалификации или высшее образование. Финансирование ТПО основано из расчета за единицу и предоставляется непосредственно уполномоченным провайдерам ТПО. Ежегодное финансирование выделяется поставщикам ТПО с учетом количества обучающихся или других показателей финансовой деятельности.

Модель финансирования ТПО направлена на удовлетворение потребностей рынка труда, стоимость обучения определяется на основе запроса в квалифицированных специалистах и расходов на их обучение в различных областях. Модель финансирования учитывает образовательные потребности в областях экономики, где расходы на образование выше среднего, приоритетное значение отдельных отраслей национальной экономики.

Система финансирования оперативно реагирует на возникающие запросы в трудовых ресурсах, что предполагает мотивацию провайдеров ТПО на постоянное развитие и совершенствование их образовательной деятельности и качество обучения. Старшие классы средней школы совместно финансируются правительством (примерно

42% эксплуатационных расходов) и муниципалитетами (58 %). Объем финансирования, получаемый поставщиком ТПО, определяется на основе показателей, используемых для измерения ситуации с занятостью квалификационных специалистов, проведения исследований, с учетом отсева обучающихся, доли обучающихся, повышение квалификации преподавателей. Повышение квалификации в основном финансируется за счет государства. Часть обучения и подготовки может финансироваться студентами и работодателями, для которых устанавливается определенная оплата стоимости обучения [4].

Требования к квалификации преподавателей технического и профессионального образования

Преподаватели ТПО и тренеры автономны в преподавании, выборе методов и материалов обучения. Преподаватель ТПО должен иметь университетскую степень или степень политехнического института, не менее трех лет опыта работы в своей области или закончить программу подготовки преподавателей ТПО. Повышение квалификации преподавателей ТПО в рамках непрерывного обучения определяется частично в законодательстве и частично в коллективном договоре между профсоюзной организацией работников образования Финляндии и организации работодателей.

Повышение квалификации проводится бесплатно с сохранением заработной платы в период обучения, финансирование повышения квалификации осуществляется провайдерами ТПО и местными властями. Формальных требований к квалификации тренеров (практиков) ТПО нет. Их профессиональное развитие полностью зависит от них и их работодателей. Тренерами, как правило, становятся опытные бригадиры и квалифицированные рабочие. Они часто имеют профессиональное образование или профессиональную квалификацию, но не имеют педагогической квалификации. По данным региональных исследований, 75 % тренеров имеют опыт работы более 10 лет [4].

Квалификации и национальная рамка квалификаций.

Квалификационные требования составляются отдельно для каждой профессиональной квалификации. Квалификации основаны на компетенциях, необходимые для трудовой деятельности. В квалификационных требованиях определены: квалификационные единицы, любые возможные программы обучения или различные компетенции, состав квалификаций, профессиональных навыков, необходимых для каждого квалификационного блока, руководящие принципы для оценки (целей и критериев оценки), и методы демонстрации профессиональных навыков. Финские профессиональной квалификации включают:

- верхние средние профессиональные квалификации,

- специализированные квалификации,

- политехнические степени бакалавров и магистров.

В старших классах средней школы учащиеся приобретают средние профессиональные квалификации, а именно, приобретают и демонстрируют навыки и знания, необходимые для достижения профессионального мастерства и возможности найти работу в выбранной ими области при получении обширных основных навыков, необходимых в различных отраслях экономики. В 2010 году зафиксировано 52 полные средние профессионально-технические квалификации и в общей сложности 120 учебных программ для их получения.

Дальнейшая профилизация и специализированные квалификации состоят из обязательных или факультативных квалификационных единиц. Ключевые пожизненные навыки обучения включены в квалификационные модули в зависимости от той или иной квалификации. В 2010 г. были введены дополнительных 187 квалификаций и 129 специализированных квалификаций.

Политехнические степени доступны всем, имеющих среднее общее образование и профессиональные квалификации политехнических институтов и университетов. В

настоящее время большая часть абитуриентов поступают после общих гимназий. Система степеней была введена в 2005 году. Ежегодно политехнические институты выпускают более 20 000 бакалавров и 200 магистров, число магистров будет расти в ближайшие годы.

Национальная структура квалификаций

Законодательство о Национальной структуре квалификаций еще до конца не сформировано. Тем не менее, Министерством образования и науки уже определены национальные квалификации в соответствии с Европейской квалификационной структурой. В соответствии с Планом развития образования и научных исследований на 2011-2016 гг. Европейская система кредитов профессионального образования и обучения будет введена в действие в Финляндии в 2014 году.

Обеспечение качества.

Функционирование Национальной системы менеджмента качества ТПО ориентируется на рекомендации Европейского парламента и Совета по созданию европейского обеспечения качества профессионального образования и обучения. Финский Совет по оценке образования (англ. - The Finnish Education Evaluation Council) был создан с целью проведения внешней оценки образования. Совет по образованию проводит национальный мониторинг результатов обучения на основе. Решения по другим видам внешней оценки образования и обучения принимаются Министерством образования и культуры и осуществляются Финским Советом по оценке образования или аудиторами, назначенными Министерством. Провайдеры ТПО обязаны по закону проводить самооценку своей собственной деятельности и предоставлять публично ключевые результаты этой оцени. Качество предоставления ТПО также оценивается с помощью внешней оценки, на которую провайдеры ТПО дают свое согласие [5].

Текущие и продолжающиеся реформы, проекты и задачи.

ТПО непрерывно совершенствуется в Финляндии благодаря национальным проектам. В последние годы основные направления развития включают: удовлетворение изменяющихся потребностей в сфере труда, сотрудничество между поставщиками ТПО и работодателями, качество ТПО, признание предшествующего обучения, диверсификация условий обучения, повышение эффективности процедур подачи заявок, снижение отсева обучающихся, увеличение привлекательности и оценки ТПО. Число завершенных квалификаций регулярно увеличивается. В 2010 году значительная часть граждан Финляндии (14 000 человек) получили профессиональные квалификации среднего уровня на основе компетенций, 13 900 граждан продолжили обучение и 5300 человек получили высшую профессиональную квалификацию.

Список литературы

1. Finland VET in Europe - Country report. Thessaloniki: CEDEFOP. EURYDICE (2013). Электронная версия отчета: http://www.unevoc.unesco.org/go.php?q=World+TVET+Database &ct=FIN.

2. CEDEFOP ReferNet (2012). Finland VET in Europe - Country report. Thessaloniki: CEDEFOP. EURYDICE (2013). Finland Overview, European Encyclopedia on national education systems Brussels: EACEA. https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/ in-dex.php/Finland:Overview last access on 25 July 2013. Finnish National Board of Education (2010). Vocational education and training in Finland; Vocational competence, knowledge and skills for working life and further studies. Helsinki: the Ministry of Education and Culture. UNESCO-IBE (2012). World Data on Education. Finland VII Edition 2010/11. Geneva: UNESCO-IBE.

3. CEDEFOP ReferNet (2012). Finland VET in Europe - Country report. Thessaloniki: CEDEFOP. Finnish Ministry of Education and Culture (MEC) (2013). Polytechnic education in Finland. Helsinki: MEC. http://www.minedu.fi/OPM/Koulutus/ammattikorkeakoulutus/?lang=enlast access on 25 July 2013. Finnish National Board of Education (2010). Vocational education and training in Finland; Vocational competence, knowledge and skills for working life and further studies. Helsinki: the Ministry of Education and Culture. UNESCO-IBE (2012). World Data on Education. Finland VII Edition 2010/11. Geneva: UNESCO-IBE.

4. CEDEFOP ReferNet (2012). Finland VET in Europe - Country report. Thessaloniki: CEDEFOP. Finnish National Board of Education (2010). Vocational education and training in Finland; Vocational competence, knowledge and skills for working life and further studies. Helsinki: the Ministry of Education and Culture.

5. CEDEFOP ReferNet (2012). Finland VET in Europe - Country report. Thessaloniki: CEDEFOP. Finnish Ministry of Education and Culture (MEC) (2013). Polytechnic education in Finland. Helsinki: MEC. http://www.minedu.fi/OPM/Koulutus/ammattikorkeakoulutus/?lang=enlast access on 25 July 2013. Finnish National Board of Education (2010). Vocational education and training in Finland; Vocational competence, knowledge and skills for working life and further studies. Helsinki: the Ministry of Education and Culture.

THE ROLE OF TEHNOLOGICAL AND NATIONAL EDUCATION IN THE ECONOMIC COMPETITIVENESS OF THE STATE: FINLAND EXPERIENCE

G A Krasnova The article focuses on the experiences of Finland VET in Europe.

Leading Researcher Keywords: Technical and Vocational Education, lifelong learning,

Russian Presidential Academy non-formal and informal learning, the national qualifications system.

of National Economy

and Public Administration,

Moskow

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.