Научная статья на тему 'Государственная политика в области высшего образования в Финляндии: приоритеты и механизмы регулирования'

Государственная политика в области высшего образования в Финляндии: приоритеты и механизмы регулирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1606
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНЛЯНДИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / РЕФОРМА УНИВЕРСИТЕТОВ / FINLAND / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND POLICIES / PERFORMANCE-BASED FUNDING / INTERNATIONALIZATION / BOLOGNA PROCESS / REFORM OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелинцев Валентин Сергеевич

В статье исследуется государственная политика в сфере высшего образования Финляндии, направленная на повышение эффективности деятельности вузов, интернационализацию и интеграцию высшего образования страны в глобальное и европейское образовательное пространство. Освещаются механизмы государственного управления и финансирования вузов, вопросы обеспечения качества образования. Особое внимание уделяется текущей реформе университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Focus areas in higher education policies in Finland: Priorities and mechanisms of regulation

The paper examines focus areas in higher education policies in Finland: quality and efficiency, international competitiveness of higher education institutions, steering system, internationalization. The author provides an overview of performance-based funding and performance agreements, quality assurance in higher education, preliminary results of evaluation of the Bologna process implementation, key issues of current reform of universities.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области высшего образования в Финляндии: приоритеты и механизмы регулирования»

В.С. Пчелинцев

Государственная политика в области высшего образования в Финляндии: Приоритеты и механизмы регулирования

Аннотация. В статье исследуется государственная политика в сфере высшего образования Финляндии, направленная на повышение эффективности деятельности вузов, интернационализацию и интеграцию высшего образования страны в глобальное и европейское образовательное пространство. Освещаются механизмы государственного управления и финансирования вузов, вопросы обеспечения качества образования. Особое внимание уделяется текущей реформе университетов.

Abstract. The paper examines focus areas in higher education policies in Finland: quality and efficiency, international competitiveness of higher education institutions, steering system, internationalization. The author provides an overview of performance-based funding and performance agreements, quality assurance in higher education, preliminary results of evaluation of the Bologna process implementation, key issues of current reform of universities.

Ключевые слова: Финляндия, высшее образование, система управления и финансирования высшего образования, Болон-ский процесс, интернационализация, реформа университетов.

Keywords: Finland, higher education institutions and policies, performance-based funding, internationalization, Bologna process, reform of universities.

Среди европейских стран Финляндия выделяется динамичностью изменений системы высшего образования как в XX, так и в

XXI в., причем процессы преобразований проходят под влиянием активной государственной политики.

Система высшего образования Финляндии: Структура и общие характеристики

Система высшего образования Финляндии имеет бинарную структуру, состоящую из университетов и политехнических институтов, или «университетов прикладных наук», как их часто называют в англоязычной литературе.

Основная задача университетов - обеспечение высококачественного академического образования, проведение научных исследований, а также организация последипломного образования и подготовка докторов наук. Политехнический сектор готовит специалистов, ориентируясь на потребности рынка труда. Причем роль НИОКР, проводимых в политехнических вузах, возрастает, но их исследования носят в основном прикладной характер.

На протяжении последних десятилетий высшая школа Финляндии под влиянием активной государственной политики постоянно изменялась. Для понимания направления этих изменений следует учитывать исторический контекст и национальные особенности развития финской высшей школы.

Первый финский университет был основан в 1640 г., задолго до получения страной независимости (1917). Несколько учреждений высшего образования получили статус университетов в первой половине XX столетия, их число значительно увеличилось в 1960-е и 1970-е годы. До конца 1980-х годов финское высшее образование характеризовалось формальной институциональной однородностью, отсутствием иерархии высших учебных заведений, низким уровнем инициативы «снизу», что являлось следствием жесткой централизованной политики (18, с. 92).

Длительное время финские университеты оставались некими «башнями из слоновой кости», учреждениями, в которых воспроизводилась элита страны. В 1960-х годах вектор политики изменился: Министерство образования взяло курс на «массовость» высшего образования. Период с 1960-х до 1980-х годов эксперты рассматривают как некий рубеж между «традиционной академической» доктриной и формированием концепции, в основе которой лежали

принципы «конкурентоспособности и управления по результатам деятельности». Последующая либерализация законодательства, регулирующего сферу высшего образования, сопровождалась введением новой системы отчетности и механизмов оценки деятельности вузов. Важнейшим направлением политики стало распределение ресурсов на основе результатов деятельности вузов и в целях повышения качества высшего образования. Причем новые формы оценки и финансирования высших учебных заведений по результатам деятельности предполагали более строгий государственный контроль, чем в прежней централизованной системе управления (18, с. 112).

Изменилась и структура системы высшего образования. В 1990-е годы была создана система политехнического высшего образования, существующего параллельно с университетами. В процессе реформы бывшие профессиональные колледжи и школы (училища) постепенно трансформировались в политехнические институты1.

Реформа ставила целью объединение ресурсов в процессе создания крупных образовательных учреждений, сопоставимых с аналогичными вузами таких стран, как Германия, Великобритания, Нидерланды. Создание системы политехнических вузов было обусловлено возросшим спросом на квалифицированных специалистов, возникшим на рынке труда в период преодоления экономического спада, последовавшего за распадом СССР, когда Финляндия утратила важный рынок сбыта продукции своей промышленности. Новая стратегия экономического развития предусматривала быстрое создание новых высокотехнологичных отраслей, в том числе в сфере информационных технологий, развитие НИОКР в этих областях для выхода на глобальный рынок. Одной из целей реформы политехнического образования являлось участие в экономическом и социальном развитии регионов, удовлетворение региональных потребностей в профессиональном высшем образова-

1 Министерство образования долгое время не принимало наименования «университеты прикладных наук» в качестве официальной номенклатуры этих вузов, обозначив различия, существующие между университетским и политехническим высшим образованием.

нии и прикладных исследованиях, а также конкретно потребностей малых и средних предприятий.

Реформа политехнического образования привела к повышению общего образовательного стандарта и уровня подготовки населения, диверсификации системы высшего образования. Быстрый рост численности студентов вузов в значительной степени был обеспечен политехническим сектором (5, с. 7-8).

Первые 22 политехнических института были основаны путем слияния 215 профессиональных колледжей и профессиональных школ и выдачи временных лицензий (1991). В течение 1990-х годов было выдано семь новых временных лицензий. В середине 1990-х годов экспериментальная фаза была признана успешной, и с 1996 г. временные политехнические институты стали постоянными. Большинство из них являются мультидисциплинарными, их сеть покрывает всю страну (5, с. 8).

Закон о политехнических институтах, принятый в 2003 г., придавал им статус региональных вузов, деятельность которых нацелена на удовлетворение практических потребностей рынка труда и экономического развития регионов. Согласно закону, лицензии для управления политехническими институтами могут быть выданы правительством страны местным (муниципальным) органам власти и их объединениям, а также частным организациям (компаниям с ограниченной ответственностью или фондам).

Первые выпускники новых политехнических институтов пришли на рынок труда в 1994 г. Их число быстро росло, и к 2000 г. превысило число выпускников университетов. Ежегодно от 80 до 90% всех дипломов, получаемых в политехническом секторе, приходится на три основные сферы профессиональной деятельности: бизнес и администрирование; социальное обслуживание и здравоохранение (преобладает подготовка среднего медицинского персонала и сиделок, занимающихся уходом за больными и престарелыми людьми); технологии и транспорт (инженеры) (5, с. 9).

В целом в 2009 г. доля населения с высшим образованием составляла в Финляндии 37% (в среднем в странах ЕС - 27%, а в странах ОЭСР - 30%). Причем в период с 2000 по 2009 г. наблюдался заметный рост общего уровня образования взрослого населения (в возрасте 25-64 лет). В данной возрастной группе сократилась доля населения с начальным образованием (с 27 до 18%), тогда как 86

доля населения с полным средним образованием выросла с 41 до 45%, а с высшим образованием - с 32 до 37% (14, с. 27, 29).

Исследователи отмечают органическую связь системы среднего и высшего образования Финляндии: качественное университетское образование обеспечивается качественным школьным обучением. Финское государство особое внимание уделяет подготовке педагогических кадров в вузах, что отражается на системе образования в целом и школьном обучении в частности. Подготовка педагогических кадров осуществляется в рамках педагогических магистратур в университетах1, что влияет в долгосрочной перспективе на повышение качества высшего образования за счет улучшения школьного обучения (2, с. 360, 363). Система школьного образования в Финляндии, в том числе ее вторая ступень, в 2000-е годы была признана одной из лучших в мире2.

Позитивных результатов Финляндия достигла в области непрерывного образования. Как университеты, так и политехнические институты осуществляют программы непрерывного и «открытого» образования для различных возрастных групп населения с целью повышения уровня профессиональной компетенции. В системе образования «для взрослого» населения3 обучаются 49% мужчин и свыше 60% женщин (в возрасте 25-64 лет), причем в системе высшего образования обучается свыше 70%. Широкое распространение получили гибкие формы обучения без отрыва от трудовой деятельности4 (14, с. 30).

1 Для преподавания в средней школе требуется обязательное наличие степени магистра в области педагогики.

2 По результатам международного рейтинга (в 2000-х годах, в том числе в 2009 г.) в рамках программы международной оценки знаний учащихся ОЭСР (OECD Programme for International Student Assessment - PISA) (8, с. 230).

3 Различные виды формального и неформального образования после получения первоначального образования (данные за 2007 г.).

4 В 2006 г. 51% финских граждан участвовал в непрерывном неформальном образовании по сравнению со средним показателем по странам ОЭСР в 34%. Причем в 2007 г. 73% населения в возрастной группе 25-64 лет с высшим образованием принимали участие в различных видах формального и неформального образования по сравнению с 35% в той же возрастной группе с неполным средним образованием (10).

Государственная политика в сфере высшего образования в Финляндии успешно соединяет в себе как общие для Евросоюза и стран ОЭСР цели и принципы модернизации, так и специфику Скандинавских стран. Законы и правительственные акты Финляндии, касающиеся развития высшего образования, ставят в качестве приоритетной цели повышение глобальной конкурентоспособности страны в сфере образования, исследований и инноваций. Они содержат общие для европейского высшего образования стратегии модернизации, предусматривающие переход к экономике и обществу, основанному на знаниях1. Цели высшего образования в том виде, как они сформулированы в официальных документах Финляндии, отражают рекомендации ОЭСР и включают такие направления, как интернационализация, более четкие задачи и профили деятельности вузов, диверсификация структуры финансирования (12, с. 11).

Для успешного включения в глобальную экономику знаний страна делает ставку на интеграцию в европейское и глобальное образовательное и исследовательское пространство, стремится внести свой вклад, с тем чтобы пользоваться преимуществами мирового разделения труда и компетенций в сфере знаний.

В реформе высшего образования большое внимание уделяется повышению международной конкурентоспособности финских вузов: подготовке образовательных и исследовательских проектов и программ мирового класса, привлечению студентов и исследователей из других стран в финские учебные заведения. Система обеспечения качества образования, стандарты в области преподавания, признание учебных программ и степеней, полученных за рубежом, развитие мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава включены в новую политику интернационализации высшего образования (19, с. 8-10, 36).

1 См.: Коммюнике Европейской комиссии от 6 мая 2006 г. - European Commission 2006, Delivering on the Modernisation Agenda for Universities: Education, Research, Innovation и другие более поздние документы ЕС и ОЭСР, включая совещания министров образования в рамках Болонского процесса (1, с. 4-6, 13; 12, с. 11; 13, с. 8-11). 88

Институциональные механизмы управления и координации политики в сфере высшего образования

Высшим органом координации и стратегического планирования системы высшего образования-исследований-инноваций является Совет по исследованиям и инновациям, возглавляемый премьер-министром страны. Министерство образования и культуры имеет регулирующие и надзорные полномочия в обоих секторах высшего образования, но в политехнических вузах надзор также осуществляют их учредители - органы местной власти, муниципальные объединения или компании с ограниченной ответственностью. Финский национальный совет по образованию сотрудничает с министерством при разработке целей, содержания и методов осуществления политики в сфере образования (17, с. 65).

Национальная система обеспечения качества высшего образования координируется Финским советом по оценке высшего образования - независимым органом, который, взаимодействуя с вузами и Министерством образования, способствует проведению оценки деятельности университетов и политехнических институтов. Финский совет по оценке высшего образования тесно сотрудничает с наднациональными сетевыми организациями и институтами, ответственными за качество образования, центральное место среди которых принадлежит Европейской ассоциации обеспечения качества высшего образования (European association for quality assurance in higher education - ENQA) (4, с. 3-4). Финляндия является одной из стран-лидеров в области обеспечения качества образования в Европе, что было отмечено в отчете европейской конференции министров образования в Бергене в 2005 г. (16, с. 72).

Механизмы регулирования и финансирования высшего образования

Несмотря на экономический кризис и бюджетные ограничения, система финского высшего образования пользуется хорошим ресурсным обеспечением1. Ей присущи некоторые отличительные

1 Доля расходов на высшее образование в ВВП составляет 1,7%, тогда как средний показатель по странам ОЭСР - 1,5, по ЕС-21 - 1,3% (2008), причем расходы частного сектора на высшее образование в Финляндии незначительны по сравнению с аналогичными показателями в США и других крупных развитых странах (8, с. 230).

черты скандинавской модели государства благосостояния, в том числе принцип социального равенства и открытость высшего образования для всех слоев населения. Высшее образование Финляндии на всех уровнях остается бесплатным, поскольку рассматривается как предоставление общественного блага. Государство финансирует гранты и субсидируемые займы для студентов, позволяющие им продолжать обучение независимо от финансовой обеспеченности семьи.

Система финансирования высшего образования представляет собой набор инструментов государственного регулирования, благодаря которым достигаются такие цели высшего образования, как доступность и эффективность, стимулирование научных исследований и инноваций; максимизация результатов при ограниченных ресурсах.

С конца 1980-х годов в Финляндии в финансировании сферы высшего образования реализуется концепция «управления по результатам деятельности». В 1994 г. был введен механизм бюджетного финансирования, основанный на соглашениях о деятельности между вузами и Министерством образования. Концепция «управления по результатам деятельности» заключалась в том, что цели и плановые (целевые) показатели деятельности вуза и ресурсы, необходимые для их осуществления, согласовываются в процессе переговоров между министерством и университетом и фиксируются в соглашении. Одной из составляющих реформы финансирования стал переход от принципа постатейного составления бюджета к так называемому паушальному принципу бюджетного планирования, без дифференцирования составляющих крупные статьи бюджета частей. Тем самым закладывались основы будущей финансовой автономии университетов. Кроме этого, с 2006 г. университетам было разрешено создавать университетские компании, которые работали в рыночной среде и генерировали частные фонды. Одновременно стало развиваться частно-государственное партнерство с участием вузов, особенно в рамках национальной и региональных инновационных систем (17, с. 70).

Управление и финансирование в двух секторах системы высшего образования Финляндии имеет определенные различия. Политехнические вузы - это муниципальные или частные институты, лицензируемые центральными органами власти. В лицен-

зии определяются задачи и профиль образовательной деятельности, численность студентов, однако по вопросам внутренней деятельности политехнические институты принимают решения автономно. Затраты на их содержание совместно финансируются центральными и местными органами власти. Правительство распределяет ресурсы бюджета в виде основного финансирования, рассчитанного исходя из затрат на обучение на одного студента; финансирования проектов и финансирования по результатам деятельности.

В обоих секторах, как уже отмечалось выше, регулирование осуществляется на базе соглашений вузов с Министерством образования. Причем в рамках соглашений с политехническими вузами государственное финансирование в большей степени, чем в университетах, учитывает численность студентов. Кроме того, в политехническом секторе в соглашениях участвует третья сторона - учредители в лице местных органов власти или частных организаций. Существуют также и так называемые внешние источники финансирования. На срок действия соглашения устанавливаются плановые (или целевые) показатели деятельности вуза, порядок их мониторинга, учитывается участие в основных национальных проектах развития. Определяются ежегодные показатели численности студентов и финансирования проектов (17, с. 71-73).

Университеты принимают решения о приеме студентов по отдельным дисциплинам в соответствии с согласованными с Министерством образования плановыми показателями выпуска в рамках различных ступеней обучения. Выпуск дипломированных специалистов контролируется министерством путем решений о финансировании числа мест обучения. Поскольку число абитуриентов превышает число доступных мест, университеты используют различные виды критериев приема студентов. К ним могут относиться оценки, полученные по результатам окончания полной средней школы (так называемые матрикуляционные сертификаты), или результаты вступительных экзаменов. Вследствие того что спрос на высшее образование постоянно превышает имеющееся

количество мест в вузах, в Финляндии в течение десятилетий накопился значительный массив потенциальных абитуриентов1.

В 2008 г. в ежегодное соглашение был включен раздел о реформировании стратегии вузов, с тем чтобы с 2010 г. стала возможной реализация единой стратегии развития высшего образования. В ее основе лежит амбициозная цель: путем профилирования деятельности вузов государство формирует систему высшего образования, охватывающую образовательные и исследовательские потребности финского общества в целом. С учетом профилирования в рамках соглашений для вузов применяются различные плановые показатели, относящиеся к НИОКР, образовательным программам, обучению взрослого населения, непрерывному обучению в течение всей жизни, деятельности в области регионального развития и инноваций. За министерством закрепляется функция мониторинга деятельности вузов по достижению согласованных показателей. В свою очередь вузы ежегодно предоставляют отчетность о ходе выполнения соглашений (17, с. 66-67).

В соглашении, заключаемом между министерством и вузом, устанавливаются задачи и профиль вуза в соответствии с общими целями и задачами, стоящими перед высшими учебными заведениями, закрепленными в законодательстве.

Соглашение включает пять разделов.

Основные показатели учебного процесса и качества преподавания: дипломы, выданные на разных уровнях обучения, полученные международные дипломы, обмен студентами, подготовка учителей. Оценка качества исчисляется нагрузкой на преподавателей и исследователей: численность студентов, полученных дипломов и кредитов соотносится с численностью преподавателей и исследователей.

Докторантура. При оценке ее эффективности учитывается число докторантов в расчете на одного профессора. Политика в

1 Ежегодное число абитуриентов в три раза превышает когорту молодежи, получающую матрикуляционный сертификат. Число абитуриентов, стремящихся поступить в университеты и наиболее популярные политехнические вузы, превышает число доступных мест обучения в 4 раза. Несмотря на большие задержки, основная масса абитуриентов находит место в вузах в течение трех лет (18, с. 103; 20, с. 18-19). 92

этой области направлена на то, чтобы сделать более прозрачной карьеру исследователей и повысить их мобильность как в рамках академической среды, так и за ее пределами.

Исследования и инновации. В этом разделе учитывается количество публикаций, индекс цитирования, объемы финансирования, полученные благодаря победе на конкурсах и из международных источников, в расчете на единицу академического персонала (профессорско-преподавательского состава и исследователей), занятого полное рабочее время.

Интернационализация. Имеется в виду международная мобильность персонала в расчете на единицу академического персонала, занятого полное рабочее время. Повышение качества финского высшего образования в 2010-2012 гг. предполагает приоритетное развитие процессов интернационализации. Мобильность студентов и преподавателей на период более трех месяцев рассматривается как один из важных показателей деятельности вуза.

Социальный эффект. В этом разделе учитываются такие показатели, как доля дополнительного финансирования, платные услуги, предоставляемые вузом, и трудоустройство выпускников. Этот показатель предполагает развитие сотрудничества университетов и политехнических институтов с реальным сектором экономики, с учетом специфики регионов; использование результатов исследований на практике; подготовка специалистов, востребованных на рынке труда (17, с. 67-68). Для университетов и политехнических институтов, а также в зависимости от дисциплины эти показатели могут варьироваться.

Согласно отчетности Министерства образования (2008), непосредственно из государственного бюджета университеты получали 64,5% общего объема финансирования. Значительные государственные средства (около 11 % финансирования в 2007 г.), определенные по статье «внешние источники финансирования», направлялись на проведение университетских исследований из государственных исследовательских организаций. На долю финских корпораций, фондов ЕС и других иностранных организаций приходилось только 10,4%. Около 14,2% объема финансирования приходилось на «прочие отечественные источники», причем большинство средств поступало из правительственных организаций. В перспективе, по мере продвижения финских университетов в рамках

международного образовательного и исследовательского пространства, иностранные источники финансирования могут возрасти. Однако, по мнению экспертов, по сравнению с общими объемами финансирования они останутся весьма скромными (3, с. 14).

Проведение переговоров и система заключения соглашений между вузами и Министерством образования показали себя эффективным механизмом регулирования. В специализированном международном исследовании ученые отмечают, что партнеры испытывают уверенность в результатах переговорного процесса, который характеризуется доверием сторон и открытым диалогом (17, с. 74).

В целом реформа системы управления и финансирования вузов, проведенная в течение последнего десятилетия, оценивается экспертами положительно: она позволила повысить эффективность и качество образования и исследований. Усилились позиции руководства в университетах, включая среднее административно-управленческое звено; были введены более гибкие процедуры назначения и система оплаты труда профессорско-преподавательского состава, способствующая привлечению профессоров на неполное рабочее время; укрепились связи университетов с компаниями частного сектора (17, с. 73-74).

Система обеспечения качества обучения в высшей школе

Согласно законодательству, с 1997 г. университеты обязаны проводить оценку качества своей образовательной и исследовательской деятельности, для политехнических институтов эта норма была введена в 2003 г. Со своей стороны Финский совет по оценке высшего образования как независимый экспертный орган проводит внешнюю оценку, или аудит, систем обеспечения качества вузов, т.е. методов и процессов, позволяющих поддерживать и улучшать качество преподавания и исследований. В функции совета входит совершенствование методик проведения аудита, призванных обеспечить прозрачность мониторинга и оценки качества образовательного процесса и его эффективности.

С 1998 г. Министерство образования предоставило полномочия Финскому совету по оценке высшего образования проводить

отбор «Центров превосходства» (Centre of Excellence)1 среди университетов. Статус «Центра превосходства» непосредственно отражается на показателях финансирования вуза. Долгосрочная цель программы - финансовое стимулирование повышения качества высшего образования. В ходе последнего отбора из 44 претендентов статус «Центра превосходства» на 2010-2012 гг. получили 10 университетов.

Параллельно с деятельностью Финского совета по оценке высшего образования, Академия Финляндии проводит собственный отбор «Центров превосходства» в области исследовательской деятельности среди вузов (6, с. 3-4).

Процесс отбора «Центров превосходства» и аудит обеспечения качества обучения в вузах взаимно дополняют друг друга. Причем отбор центров включает оценку качества обучения и его результатов на основании рассмотренных экспертами заявок. Оценка деятельности подразделений (отделение/ факультет) вуза касается следующих областей: задачи и профиль специализации; разработка программ и курсов обучения; педагогическая деятельность и ее результаты. Кроме этого, во всех областях оценки учитываются такие факторы, как международное и междисциплинарное сотрудничество, институциональные сетевые связи. Международные эксперты, вовлеченные в процесс оценки и отбора, отмечают высокое качество образования в финских университетах, что отражается в заявках претендентов. Отобранные подразделения реформировали структуры циклов и содержание учебных программ в рамках Болонского процесса. Они также достигли тесной связи и сбалансированности между преподавательской и исследовательской деятельностью (11, с. 3).

Дополнительное финансирование «Центрам превосходства» выделяется в рамках соглашений о деятельности вуза с министерством. В университетском секторе оно осуществляется в объеме 300 тыс. евро в год в расчете на отделение или факультет. В поли-

1 «Центр превосходства» - это организация (или группа организаций), которая ведет научные исследования и разработки в прорывных областях знаний и располагает уникальными материально-техническими, интеллектуальными и кадровыми ресурсами (в российском понимании, научной школой). В системе высшего образования это могут быть как целые университеты, так и отдельные лаборатории или факультеты, научные школы.

техническом секторе общая сумма в размере 1,5 млн. евро делится на число «Центров превосходства» согласно размеру вуза/ факультета, что в результате составляет 300 тыс. евро/год. При этом важно, что вузы самостоятельно решают, на какие цели и как расходуются эти финансовые средства (11, с. 1-2).

Болонский процесс: Первые результаты реформы

В соответствии с Болонской декларацией (1999) основными целями реформы системы высшего образования являлись: создание двухступенчатой структуры высшего образования; сопоставимость дипломов и степеней; создание единой системы учета полученных знаний - Европейской системы переноса и накопления кредитов (зачетных единиц) (European credit transfer system -ECTS). Наряду с перечисленными целями Болонский процесс предполагает развитие международного сотрудничества в сфере обеспечения качества высшего образования и продвижения в нем «европейского измерения». Общая цель Болонского процесса состояла в создании к 2010 г. единого европейского образовательного пространства (9, с. 34-35).

Особенностью Финляндии являлось то, что уже с 1994 г. в финских университетах осуществлялись реформы в этом направлении: стала вводиться двухступенчатая система, кроме инженерного дела и медицины. В целом национальные цели реформы ступеней высшего образования, сформулированные в документах Министерства образования в начале 2000-х годов, в основном совпадали с указанными выше целями Болонского процесса.

Кроме того, реформы ставили своей целью сокращение времени обучения, снижение уровня отсева, укрепление статуса первой ступени - бакалавриата; более точное профессиональное профилирование в рамках второй ступени - магистратуры в политехнических вузах; обновление содержания учебных программ на всех ступенях в соответствии с потребностями рынка труда. Наряду с национальными целями реформы вузы инициировали собственные цели в процессе реформирования, связанные с обновлением учебных планов и содержанием учебного процесса, улучшением качества преподавания (9, с. 34-35).

Проблемы высшей школы и цели реформы, сформулированные правительством Финляндии к Закону об университетах 2004 г., отражены в табл. 1.

Таблица 1

Проблемы, меры и цели реформы ступеней высшего образования

Проблемы высшего образования национального уровня (Министерство образования, 2002) Предлагаемые меры (Министерство образования, 2001, 2002) Цели реформы ступеней высшего образования (предложения Министерства образования, 10/2004)

Удлинение срока обучения и высокий уровень отсева - принятие личных планов обучения; - мониторинг прогресса в обучении; - кредиты БСТБ - сокращение времени обучения; - снижение уровня отсева; - более эффективное заполнение мест в вузах

Слишком обширный перечень степеней - реформа ступеней высшего образования; - укрепление статуса степени бакалавра - обновление содержания учебных программ, необходимых для получения степени; - улучшение международной сопоставимости степеней

Низкий уровень мобильности - двухступенчатая система высшего образования; - кредиты БСТБ - повышение мобильности; - облегчение набора иностранных студентов

Меняющиеся потребности рынка труда и необходимость реагировать на них - сотрудничество с работодателями в области планирования образовательного процесса; - лучшее соответствие степени бакалавра потребностям рынка труда - разработка концепции компетенции, отвечающей потребностям работодателей

Вопросы развития инноваций и конкурентоспособности - международные программы подготовки магистров; - улучшение подготовки исследователей - конкурентоспособность университетов

Источник: 9, с. 35.

Законодательство, регулирующее реформу ступеней высшего образования, в виде поправок к Закону об университетах 1997 г. (Universities Act 645/1997, amendments 715/2004 and 556/2005) и Указа Правительства Финляндии (Government Decree on University Degrees 794/2004)1 вступило в силу 1 августа 2005 г.

Переходный период, в течение которого действовали как старые, так и новые ступени высшего образования, продлевался до 2008 г., за исключением инженерного дела, в котором переходный период заканчивался в 2010 г. Новый закон (558/2009), вступивший в силу 1 января 2010 г., содержал положения о ступенях и структуре высшего образования, приеме студентов; при этом он оставлял в силе все положения Указа (794/2004), регулирующие новую систему ступеней высшего образования.

Продолжительность обучения в системе высшего образования исчисляется в условных единицах - академических кредитах (ECTS). Один год обучения полного учебного цикла соответствует 60 кредитам. Первая университетская степень бакалавра обычно требует три полных года обучения (180-210 академических кредитов ECTS), а вторая университетская степень - магистра - дополнительно двух лет (120-150 академических кредитов ECTS). Существует и третья академическая степень - доктора. Университеты обладают правом ее присуждения при наличии степени магистра, последующих четырех лет научной работы и защиты докторской диссертации. Докторант по желанию имеет право на получение промежуточной степени «лицензиата» (degree of licentiate), что требует от соискателя двух лет научной работы и наличия степени магистра (20, с. 17).

В некоторых областях, таких как медицина, программы обучения более продолжительные. Университеты выдают особые дипломы в области медицины, стоматологии и ветеринарии. Общее

1 Указ содержал положения о количественных параметрах курсов обучения, продолжительности обучения (в виде кредитов БСТБ и планируемой продолжительности обучения для получения степени), переносе кредитов, целях и структуре ступеней образования, реквизитах степеней и профессиональных квалификациях дипломированных выпускников вузов. Приложение к Указу содержало список всех дисциплин обучения и степеней на английском языке, а также университетов, в которых данные программы осуществлялись (9, с. 36).

число студентов, обучающихся по программам бакалавра и магистра в финских университетах, составляет около 103 тыс. человек. В 2010 г. университеты выпустили 12 тыс. бакалавров, 14 тыс. магистров и 1,5 тыс. докторов (9, с. 30).

Между академическим и профессиональным высшим образованием существуют различия в отношении объема полученных теоретических знаний. Поэтому университетские программы на степень магистра требуют дополнительной подготовки от абитуриентов со степенью бакалавра политехнического института.

Реформа высшей школы предполагала расширение преподавания на английском языке. Финские вузы предлагают обучение на английском языке почти по 400 программам. Основную часть таких программ подготовки бакалавров проводят политехнические институты, а магистров - исследовательские университеты. Все студенты финских вузов автоматически обеспечиваются «Приложением к диплому» согласно стандарту, принятому ЕС и ЮНЕСКО. В нем отражается информация, необходимая для продолжения образования или трудоустройства; расшифровывается содержание программ обучения, статус полученной степени и квалификации.

Квалификации, необходимые для каждого уровня образования, регулируются отдельными актами парламента страны. Помимо этого принят рамочный документ - Национальная квалификационная структура (National Qualifications Framework), в котором содержится перечень и даны определения уровня знаний, квалификации и компетенции, которые должны быть получены в рамках подготовки на каждой ступени обучения (9, с. 30).

Большое внимание в реформе ступеней высшего образования уделяется вопросам обучения в течение всей жизни. Комитет по структуре квалификационных требований Министерства образования на основе эмпирических исследований пришел к выводу, что возможности дипломированной рабочей силы приобретать в течение трудовой деятельности новые компетенции ограничены. Рабочая группа комитета совместно с представителями бизнес-сообщества предложила разработать новые модули компетенции, отражающие квалификационные требования, которые востребованы на рынке труда.

Организационная поддержка реформы, направленной на создание двухступенчатой системы высшего образования, осущест-

влялась на национальном уровне1. Вместе с тем при проведении реформы соблюдался принцип автономии вузов, а возникшие конфликты и проблемы регулировались посредством диалога между министерством и университетами. В 2004-2009 гг. Министерство образования инициировало ряд проектов, направленных на обновление образовательных программ, развитие педагогического мастерства в университетском образовании; введение персональных планов обучения, определение количественных параметров курсов обучения, ориентации в образовании и анализа содержания курсов обучения (9, с. 37).

Наиболее полезными формами поддержки процесса реформ с точки зрения самих вузов являлось сотрудничество в рамках дисциплин и организация так называемых национальных «Болонских семинаров». Сотрудничество в рамках дисциплин продолжилось и после осуществления реформы, поскольку появились новые проблемы, такие как международная сопоставимость степеней и дипломов, междисциплинарное сотрудничество, необходимость определить результаты обучения и критерии их оценки. В перспективе ожидается более тесное сотрудничество между вузами обоих секторов по вопросам содержания учебных программ в рамках отдельных дисциплин.

Процесс создания двухступенчатой системы образования в политехнических институтах отличался от университетского, поскольку вторая ступень образования - магистратура - в них первоначально отсутствовала. Подготовительная работа к реформированию политехнического образования началась в 1997 г., а в 20022005 гг. осуществлялся пилотный проект, касающийся введения магистратуры. С 1 августа 2005 г. в политехническом секторе вводилась двухступенчатая структура, кредиты ЕСТ5 и приложение к диплому в соответствии с требованиями Болонского процесса (9, с. 37-39).

1 Вузы отмечали запаздывание поддержки, осуществляемой Министерством образования: университеты нуждались в национальных руководящих принципах по системе кредитов БСТБ и показателям их конверсии на более ранних стадиях процесса реформ. Им приходилось принимать решения по данным вопросам самостоятельно и независимо друг от друга, что обусловило дополнительные затраты труда и различную практику. 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политехническое образование на всех ступенях включает практику обучения на рабочем месте. В 2010 г. дипломы бакалавров получили 20 тыс. выпускников политехнических институтов, а магистров - 1,2 тыс. (9, с. 32).

Оценка новой структуры высшего образования

При оценке реализации1 финскими вузами Болонского процесса Финский совет по оценке высшего образования не ставил целью прямое сравнение Финляндии с другими странами. Если оперировать имеющимися данными по странам ОЭСР, которые, конечно, требуют соответствующей интерпретации, то Финляндия может рассматриваться как один из лидеров Болонского процесса (табл. 2).

Таблица 2

Структура высшего образования Финляндии, стран ОЭСР и ЕС

(2009 г., в %)

Финляндия Страны ОЭСР Страны ЕС (21)

Доля степеней, отвечающих Болонской структуре 92 73 71

Степени бакалавра 69 44 42

Степени магистра 19 18 19

Степени доктора (Ph.D. and doctorates) 4 2 2

Доля степеней вне Болонской структуры* 8 27 29

* Уровни 5 А, 5 В и 6 согласно Международной стандартной классификации образования - МСКО (КСЕО). Источник: 8, с. 71.

При оценке отправной точкой являлись общеевропейские и национальные цели, установленные Болонским процессом, а также собственные цели, выдвинутые финскими вузами, вовлеченными в процесс реформирования. Как можно было ожидать в случае реформы такого масштаба, некоторые из поставленных целей были

1 При проведении оценки Финский совет по оценке высшего образования использовал неоднозначный термин пригодности или осуществимости (feasibility) новой структуры, не раскрывая его содержания.

нереалистичными, не были достигнуты или были достигнуты только формально, например, на законодательном уровне, но не в плане их практической реализации. По мере развития Болонского процесса некоторые приоритеты выдвинулись на первый план. Так, усилился акцент на результатах обучения: в 2010 г. анализу основного содержания учебных планов и программ стало придаваться гораздо больше значения, чем в 2003 г. (9, с. 3).

Общество, включая экспертное сообщество, работодателей, самих выпускников вузов и другие заинтересованные группы, неоднозначно оценивает первые результаты реформы. Дело в том, что практическое значение новой структуры циклов высшего образования не соответствует первоначальным целям реформирования, хотя и может представляться удовлетворительным с точки зрения самих вузов или требований законодательства. Доклад Финского совета по оценке высшего образования указывает на отсутствие «действительной» структуры степеней в университетском секторе, состоящей из двух циклов, что ставит под сомнение всю систему. Так, отсутствует достаточное признание степени бакалавра на рынке труда, за некоторыми исключениями, она не обеспечивает трудоустройства. Кроме того, степень бакалавра продолжает рассматриваться преимущественно как промежуточная, создающая основание для получения степени магистра. Фактически обучение студентов по программам бакалавриата и магистратуры проходит почти одновременно, нет четкой последовательности: диплом бакалавра обычно выдается немного раньше или одновременно с получением диплома магистра.

Сохраняется неопределенность, касающаяся мобильности студентов между циклами. Положения Закона об университетах не предусматривают возможность для выпускника после получения диплома бакалавра и временной трудовой деятельности возобновить обучение в университете для получения степени магистра. Период занятости между получением дипломов разных уровней не должен создавать препятствие и вести к пролонгации времени обучения.

Роль степени бакалавра, а также магистра в политехнических институтах проблематична в плане мобильности в международном контексте. Согласно опросу вузов, оба сектора разделяли точку

зрения, что слабый прогресс отмечался по двум целям - сокращению времени обучения и степени отсева (9, с. 54-57, 147-148).

Реформа университетской системы 2010 г.

С начала 2010 г. финские университеты вступили в период радикальных изменений. В основе университетской реформы лежит стремление правительства диверсифицировать базу финансирования высшего образования в период кризиса и бюджетных ограничений, а также увеличить отдачу своих вложений путем повышения эффективности системы образования (3, с. 12). Как комментируют сложившуюся ситуацию эксперты1, государственное финансирование университетов слабое, намного меньше, чем в странах, которые рассматриваются как основные конкуренты Финляндии в мировой экономике. Поскольку перспективы увеличения государственного финансирования нереальны, предлагается расширить частные источники финансирования, а также сферу сотрудничества с международными компаниями, пожертвования частных лиц и вклады в эндаумент (endowments).

В отличие от политехнических институтов, университеты рассматриваются как образовательные учреждения, конкурирующие на глобальном рынке. В этой связи предполагается, что университетская реформа снимет ограничения в законодательстве, препятствующие развитию такой конкуренции; освободит инициативу и создаст основу для развития «предпринимательской культуры» в университетах (3, с. 4).

Основаниями для университетской реформы послужили заключения, сделанные международной группой экспертов, оценивших состояние финской инновационной системы, а также выводы доклада Академии Финляндии о состоянии и качестве научных исследований в стране (17, с. 66). Оба отчета указывали на слабую степень интернационализации, включенности финской системы высшего образования и исследований в международное образовательное и научное пространство. Финляндия, делали вывод

1 Virtanen T. Merging and Privatising to Reach for the Top: A New Finnish University of Technology, Business, and Art and Design // University Reform in Finland and Japan / T. Aarrevaara and F. Maruyama (eds.). - Tampere: Tampere univ. press, 2008. - P. 53-76.

эксперты, отстает от основных стран-конкурентов, а также других Скандинавских стран по уровню развития глобальных связей, по масштабам привлечения в страну иностранных исследователей, экспертов высшей квалификации или наукоемких зарубежных предприятий и их научно-исследовательских подразделений. Более того, страна страдает от «утечки мозгов», отток рабочей силы с высшим образованием составляет около 7%.

Совет по исследованиям и инновациям Финляндии считает, что ресурсы финских вузов недостаточно эффективно используются. К числу слабых мест современной системы высшего образования Министерство образования относит затягивание времени поступления в вузы и слишком большую продолжительность обучения. В Финляндии доля молодежи 20-29 лет, обучающихся в различных высших учебных заведениях, составляет 43%, тогда как в других странах ОЭСР - только 20-25%. Диплом в установленные сроки обучения (семь лет) получают около 50% студентов университетов, а в политехнических вузах (в установленный пятилетний период обучения) - 60% студентов. Реформа ступеней высшего образования не сократила время обучения и не привела к значительному увеличению внутринациональной и международной мобильности. Среди факторов, замедляющих процесс обучения, называются: совмещение студентами занятий и работы1; слабое руководство учебным процессом и профессиональной ориентацией студентов; жесткие условия преподавания, а также проблемы с мотивацией и способностями к обучению у молодых людей (19, с. 36).

Новый закон, призванный повысить эффективность деятельности университетов, был принят парламентом страны в 2009 г.2 Он вступил в силу с 1 августа 2009 г., но сам процесс реформирования университетов осуществляется с начала 2010 г.

Университетская реформа предполагает следующие основные нововведения:

1 Студенты, фактически обучающиеся неполный день, в Финляндии составляют более 30% от общего числа студентов.

2 Университетский акт 558/2009 с поправками от 2011 г. (Universities act 558/2009, as amended up to 315 /2011, 954/2011). Применение закона осуществляется детально на основе подзаконных актов Министерства образования и культуры, в частности - MoE Decree 771/2009.

- финский университет, ранее находившийся исключительно в государственной юрисдикции, становится независимым юридическим лицом и приобретает статус публичной корпорации или фонда;

- изменяются форма собственности и порядок управления университетскими зданиями, имущественные права на них приобретают университеты;

- нововведения касаются системы внутренних органов управления в университетах (3, с. 5).

Центральное звено реформы - повышение автономного статуса университетов, что позволяет действовать более гибко и независимо; диверсифицировать базу финансирования, в том числе конкурировать за получение международных источников финансирования; самостоятельно принимать основные решения. Другая цель - рост сотрудничества с иностранными университетами и исследовательскими институтами.

Рассмотрим более подробно некоторые направления реформирования университетов. Согласно новому закону, университеты обладают правом выбора своего статуса: стать публичными университетами как корпорациями в рамках публичного права или фондами согласно частному праву. На основе независимого юридического статуса увеличивается автономия университетов; расширяется степень свободы в области финансовой деятельности, организации управления, кадровой и исследовательской политики. Существенно меняется характер их отношений с государством в области управления.

Одновременно они несут полную ответственность за финансовое положение и это должно побуждать руководство вырабатывать стратегию финансового управления1. Правительство гарантирует индексируемое основное финансирование, причем важно то, что университеты, имеющие другие источники финансирования, не будут подвергаться сокращению объемов государственного финансирования.

С 2010 г. радикально меняется характер трудовых отношений внутри университета: его сотрудники теряют статус государствен-

1 Университеты отвечают по своим обязательствам, используя свои собственные средства, а министерство уже не отвечает по ним.

ных служащих. Предполагается, что с введением контрактных отношений университеты смогут проводить независимую кадровую политику, повышая свою конкурентоспособность как работодателей. При этом активная роль профсоюзов в трудовых отношениях сохраняется. Несмотря на то что закон гарантирует определенную степень академической свободы в области преподавания и исследований, трудно прогнозировать, насколько академический персонал будет более или менее «независим» в будущем, считают эксперты (3, с. 6-7).

Законодательство меняет общий порядок коллегиального управления университетами. Новый закон содержит ссылку на «коллегиальный орган университета» («collegial body of the university»). Численность его членов не должна превышать 50 человек. Они избираются путем голосования, в котором участвуют представители трехсторонней системы - профессорско-преподавательского корпуса, административно-технического персонала и студентов. Этот групповой орган затем определяет численность членов университетского совета, привлекаемых «со стороны», персонально назначает их и устанавливает срок их полномочий в качестве членов совета. Коллегиальный орган также назначает аудиторов университета, а также имеет другие властные полномочия. Сохраняются студенческие профсоюзы и представительство студентов в органах управления университетов.

Согласно новому Закону об университетах, усиливаются управленческие и административные полномочия университетов. В этой связи возрастает роль, статус и положение ректора, который с 2010 г. назначается членами совета. Поскольку ответственность за финансовое положение несет сам университет, это укрепляет положение административного директора университета.

Согласно новому Закону, высшим исполнительным органом публичного университета является совет университета (university board). Совет университета включает коллегиально избранных представителей академического сообщества (профессорско-преподавательского персонала, других сотрудников университетов и студентов). Не менее 40% числа членов университетского совета, включая его председателя, как уже отмечалось, избираются «коллегиальным органом университета» со стороны и могут представлять бизнес и промышленность, органы власти и самоуправления, дру-106

гие заинтересованные общественные группы. Причем роль представителей этих внешних групп, особенно в вопросах бюджетного администрирования и финансирования, существенно усиливается. Члены университетского совета несут персональную ответственность за бюджет вуза, состояние финансовых показателей, управление активами и бухгалтерскую отчетность (3, с. 8-9).

Наряду с университетской реформой в Финляндии было проведено несколько слияний вузов и образование альянсов между университетами и политехническими институтами. Эти преобразования были нацелены на сокращение дублирования учебных программ и одновременную консолидацию административных функций и вспомогательных услуг, организацию сервисных центров для университетов. На основе слияния вузов более интенсивно осуществлялось сотрудничество в области преподавания, исследований и совместного использования оборудования. В результате трех слияний региональная сеть в политехническом секторе стала более компактной.

Слияния привели к созданию нескольких новых университетов. Университет Восточной Финляндии появился в результате слияния двух региональных вузов: университетов Куопио (Киорю) и Йоэнсуу Уоешии); Университет Турку - в результате слияния Университета Турку и Высшей школы экономики Турку. В настоящее время ведутся дискуссии о создании альянса на базе совместных программ и соглашений о кооперации между Ювяскюль-ским университетом, Университетом Тампере и Технологическим университетом Тампере (12, с. 19).

Наибольший интерес представляет создание Университета Аалто на основе трех вузов - Хельсинкской высшей школы экономики, Университета искусств и дизайна и Хельсинкского технологического университета. Этот новый университет технологий, бизнеса, искусств и дизайна планировался правительством как инновационный университет «мирового класса». Его отличает статус частного «фонда», а также более высокое финансирование со стороны государства на начальной стадии, чем других университетов. Так, первоначальный единовременный вклад государства в развитие университета составляет 500 млн. евро при условии частных вложений в размере 200 млн. евро (3, с. 10-11).

Перспективы изменений в высшем образовании

В соответствии с Указом от 1998 г. (the Decree on the Development Plan for Education and University Research, 987/1998) каждые четыре года правительство Финляндии принимает план развития образования и исследований в высших образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и культуры, на пять календарных лет. Текущий план на 2012-2016 гг. был принят правительством 15 декабря 2011 г. (7) и основывался на Программе правительства, возглавляемого Юрки Катайнен (Jyrki Katainen). Оценка реализации плана намечена на 2015 г.

Текущая реформа университетов создает основу для дальнейшей модернизации структуры высшего образования страны. Новые механизмы финансирования призваны стимулировать сотрудничество и разделение труда между вузами. Наиболее заметным изменением в последние годы стало сокращение общего числа вузов: университетов - с 20 до 16 и политехнических институтов - с 30 до 25. Система высшего образования в стране все еще оценивается как слишком фрагментарная и недостаточно учитывающая изменение спроса на рынке труда. Считается, что оптимальные размеры вузов способствуют развитию междисциплинарных проектов и инновациям в сфере образования и исследований, тесному сотрудничеству и партнерским отношениям между вузами и другими организациями.

Проводится реформа условий приема студентов в вузы, направленная на облегчение ситуации с отбором студентов, обеспечение доступности информации о процессе обучения, сокращение числа образовательных программ и формирования из них более крупных блоков.

Предполагается и дальше сокращать число вузов1. К 2020 г. число политехнических институтов будет сокращено до 18, а прием студентов в них - до 22,5 тыс. (в 2009 г. - около 26,5 тыс.). Одновременно планируется усилить их взаимодействие с регионами и работодателями; обеспечить в них выполнение качественных НИОКР в приоритетных областях.

1 С 2011 по 2020 г. в стране будет наблюдаться резкое сокращение возрастных групп, заканчивающих среднюю школу и поступающих в вузы (16-19 лет, а также 19-21 года) (12, с. 9). 108

Число университетов планируется сократить до 15, прием студентов в них - до 17,5 тыс. (в 2009 г. - около 19,5 тыс.), усилить профиль их образовательной деятельности и установить четкие приоритетные области исследований, способствовать интернационализации и проведению исследований мирового уровня. Наряду с этим будет создано от четырех до пяти стратегических альянсов университетов и политехнических институтов. Цель создания таких альянсов - обеспечение доступа к образованию и диверсификация предоставления образовательных услуг в регионах, проведение совместных НИОКР и усиление влияния на региональное развитие (12, с. 14).

Конкурентоспособность регионов зависит от их успешной деятельности на глобальном рынке, поэтому ставится задача развития региональных кластеров знаний на основе объединения ресурсов, определения общих стратегических целей для сотрудничества и разделения труда.

Исследователи ОЭСР в качестве важнейшей черты финской политики в области высшего образования отмечают ее динамичную зрелость, нацеленность на изменения, продиктованные требованиями глобализации. Эффективно действует система управления (соглашения вузов с министерством), основанная на принципах доверия и взаимного уважения. Финское правительство осуществляет планирование на средне- и долгосрочную перспективу процессов изменений в сфере высшего образования, обеспечивает в необходимое время их финансирование, что определяет устойчивость и непрерывность процесса преобразований.

В финской политике обеспечения качества высшего образования основную роль играют внутренние механизмы контроля качества и оценки результатов обучения в самих вузах, которые сочетаются с внешним аудитом со стороны Финского совета по оценке высшего образования. Однако, как отмечают исследователи ОЭСР, эта система контроля качества не гарантирует «систематическую и сопоставимую информацию о качестве обучения в финских университетах» для мониторинга и управления на уровне министерства (16, с. 74).

Как показал анализ результатов оценки Болонского процесса в Финляндии, проведенный профессором Ульрихом Тайхлером (Ulrich Teichler) из Университета Касселя (Германия), многие ас-

пекты, которые казались спецификой страны, являются общими для европейских стран, вовлеченных в создание единого европейского образовательного пространства. Это касается, в частности, «отсутствия действительной двухступенчатой структуры циклов высшего образования», недостаточном признании университетской степени бакалавра в качестве квалификации, необходимой для вступления на рынок труда (9, с. 178-179).

В Европе параллельно с Болонским процессом появилась новая парадигма в преподавании и учении - перенос акцента с распространения знаний и их получения на результаты этого процесса, определяемые с точки зрения понятий компетенции и результатов обучения. Эта парадигма развивалась и в Финляндии, считает Тайхлер: именно в области реформы содержания учебных планов и образовательных программ с акцентом на компетенции и результаты обучения, а также соответствия профессиональным квалификационным требованиям были достигнуты успехи. Другая тенденция структурных изменений, наблюдавшаяся и в Финляндии, заключалась в том, что уровень программ обучения становится более важной чертой диверсификации структуры образования, чем тип высшего учебного заведения (9, с. 183, 192).

Эксперты ожидают, что университетская реформа и институциональные слияния будут способствовать усилению международной конкурентоспособности финских университетов, помогут осуществить международное профилирование образовательных программ и оптимально переориентировать их ресурсы для проведения совместных исследований мирового уровня. Во всех правительственных документах, относящихся к международному сотрудничеству в исследовательской и инновационной деятельности, придается большое значение расширению возможностей подключения к совместным проектам вузов, различных организаций и компаний.

Финляндия вслед за другими странами Западной Европы, хотя и с запозданием, пытается пойти по пути создания культуры предпринимательства в академической среде, трансформации университета в современную корпорацию, способную осуществлять развитие образовательной и исследовательской деятельности в конкурентной среде. Однако эксперты не ожидают, что новый предпринимательский подход будет вначале широко воспринят в

финских университетах. Если проект создания Университета Аал-то как модель финского «частного» университета, имеющего статус фонда, окажется успешной, то другие финские университеты, считают ученые, могут пытаться ей следовать. По мнению экспертов, если тенденция к созданию альянсов между университетами и политехническими институтами будет развиваться, то это, несмотря на текущую политическую поддержку бинарной системы, может фактически прокладывать дорогу к будущему концу двойственной природы высшего образования в Финляндии (3, с. 12, 16). В целом ожидается, что университетская реформа приведет к большему разнообразию в университетском секторе высшего образования, поскольку различия между университетами возрастут.

Вместе с тем эксперты высказывают сомнения относительно того, что удастся диверсифицировать базу финансирования университетов благодаря введения платного обучения иностранных студентов из стран, не входящих в ЕС, а также привлечения средств из-за границы. Преобладание государственных источников финансирования может сохраниться, также не исключено, что со временем может быть введен платный принцип обучения в финской высшей школе. В рекомендациях ОЭСР для Финляндии, к которым в целом руководство страны всегда прислушивалось, отмечается, что бесплатность высшего образования изолирует студентов от воздействия сигналов рынка труда (15).

Список литературы

1. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2005. - 152 с. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/697/58697/files/questions_development_ formation.pdf

2. Вахштайн В.С. Система образования Финляндии / / Вестник Российской академии наук. - М., 2008. - Т. 78, № 4. - С. 360-364.

3. Aarrevaara T., Dobson I., Elander C. Brave New World: Higher education reform in Finland / / Higher education management and policy. - P.: OECD, 2009. - Vol. 21, N 2. - P. 1-18. - Mode of access: http://www.university worldnews.com/filemgmt_data/files/Brave_New_World_Dobson_% 26_ Elander.pdf

4. Activities of the Finnish Higher Education Evaluation Council in 2011 / Finnish higher education evaluation council. - Mode of access: http: // www.finheec.fi /files/1477/FINHEEC_Annual_Report_2011. pdf

5. Böckerman P., Hämäläinen I., Uusitalo R. Labour market effects of the polytechnic education reform: The Finnish experience. - Bonn: IZA, 2009. - (Discussion Paper; N 401). - Mode of access: http://ftp.iza.org/dp4013.pdf

6. Centres of excellence in Finnish university education 2010-2012 / Ed. by K. Hiltunen; Finnish Higher Education Evaluation Council. - Tampere, 2009. -155 p. - Mode of access: http://www.finheec.fi/files/692/KKA_0309.pdf

7. Education and Research, 2011-2016. A development plan: Reports of the Ministry of Education and Culture. - 2012. - 78 p. - Mode of access: www. minedu. fi/ export/sites /default/0PM/Julkaisut/2012/liitteet/okm03.pdf

8. Education at a glance: OECD indicators / OECD. - P.: OECD Publishing, 2011. - 497 p. - Mode of access: http://www.oecd.org/edu/highereducatio nandadultlearning/48631582.pdf

9. Evaluation of the Bologna process implementation in Finland / Finnish Higher Education Evaluation Council. - Helsinki, 2012. - 216 p. - Mode of access: http://www.finheec.fi/files/1471/KKA612Evaluation_Bologna_net tiin.pdf

10. Finland's skills snapshot: Key findings / OECD. - Mode of access: http: / / skills.oecd.org/informationbycountry/finland.html

11. Hiltunen K., Kajaste M. Financial incentives to improve quality and relevance of higher education in Finland / Finnish Higher Education Evaluation Council - FINHEEC. - Helsinki, 2009. - 6 p. - Mode of access: http://www. oecd.org/dataoecd/4/54/43977453.pdf

12. Lehikoinen A. University governance in Finland: Recent developments and challenges / Ministry of Education of Finland. - 2010. - 29 October. - 40 p. -Mode of access: http://vrtl12546.servidoresdns.net/sites/default/files/ presentaciolehikoinenfinlandia_0.pdf

13. Modernisation of higher education in Europe: Funding and the social dimension 2011 / Eurydice. - Brussels, 2011. - 120 p. - Mode of access: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic_repor ts/131EN.pdf

14. Nordic Education - Key Data 2012: Statistics Denmark. - Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2012. - 40 p. - Mode of access: http: //www. norden. org/ en/ publications/ publikationer/2012-733/at_download/publi cationfile

15. Nylander J. OECD tells Finland to reform university system / The Swedish Wire. - 2010. - 7 April. - Mode of access: http://www.swedishwire.com/ nordic/3700-oecd-urges-finland-to-reform-university-system

16. OECD reviews of tertiary education. Finland / Davies J., Weko Th., Kim L., Thulstrup E. - P.: OECD, 2009. - 154 p.

17. Quality-related funding, performance agreements and profiling in higher education: An international comparative study: Final Report / Benneworth P., Boer de H., Cremonini L. et al.; Center for Higher Education Policy Studies (CHEPS). - Enschede: Universiteit Twente, 2011. - 171 p. - Mode of access: http: / / www.utwente.nl/ mb/cheps/publications/Publications% 20 2011/C11HV018%20Final%20Report%20Quality-related% 20funding%2C% 20performance % 20agreements% 20and%20proffling%20in% 20HE.pdf

18. Reforming higher education in the Nordic countries - studies of change in Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden / Ed. by Fägerlind I., Strömqvist G.; International Institute for Educational Planning. - P.: UNESCO, 2004. - 268 p. - Mode of access: http://www.unesco.org/unes doc. unesco.org/images/0013/001390/139015e.pdf

19. Research and Innovation Policy Guidelines for 2011-2015 / The Research and Innovation Council of Finland. - 2010. - 62 p. - Mode of access: http://www.minedu.fi/ export/sites/default/OPM/Tiede/tutkimus-_ja_in novaationeuvosto /julkaisut/liitteet / Review2011-2015. pdf

20. Vossensteyn H. Higher education in Finland: IHEM Country report / Center for Higher Education Policy Studies (CHEPS). - Enschede: Universiteit Twente, 2008. - 90 p. - Mode of access: http: //www.utwente.nl/ mb/cheps/ research/higher_education_monitor/2008 % 20countryreportfinland.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.