НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015. №1 (198). Выпуск 33/1
37
РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.014.543 (4)
К ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
ГА. КРАСНОВА1 С.В. ПАРФЕНОВА2
1) Центр экономики непрерывного образования
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ г. Москва
e-mail: [email protected]
2) Институт международных программ
Российский университет дружбы народов г. Москва
e-mail: [email protected]
В статье раскрываются предпосылки создания системы непрерывного образования в странах Европы, выделены этапы создания данной системы. Обращено внимание на то, что решение этого вопроса выделено в качестве одной из составляющих Стратегии развития Европы до 2020 года. Также в статье рассматриваются различные аспекты финансирования системы непрерывного образования в европейских странах.
На примере таких европейских стран, как Германии, Финляндии, Франции, Нидерланды, Швеция, Норвегия раскрыт алгоритм обеспечения непрерывности образования, подробно описаны существующие практики его финансирования. Несмотря на существующие различия в части финансирования образования в качестве общего подхода отмечено использование средств бюджетной системы, т.е. подчеркивается, что даже в условиях современного глобального кризиса государства не только сохраняли объемы финансирования системы образования, но и были вынуждены осуществлять в образовательную сферу дополнительные вложения.
В статье показаны условия и требования (направленные, в том числе, на повышение качества самого образования), при соблюдении которых образовательные учреждения могут рассчитывать на получение государственных средств.
Ключевые слова: профессиональное и техническое образование, непрерывное образование, неформальное и информаль-ное обучение, национальная система квалификации, система финансирования образования.
Развитие системы непрерывного образования как необходимое условие для развития конкурентноспособности экономики в условиях уменьшения рабочей силы из-за демографических изменений стало основным двигателем формирования и модернизации стратегий профессионального технического образования и подготовки (далее - ТПО) в ведущих странах мира. Активное развитие системы непрерывного
38
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33/1
образования в странах Европы началось в середине 1990-х гг. XX в. Начало дискуссии по развитию различных форм дополнительных знаний посредством признания компетенций в Европейском Союзе было положено публикацией в 1995 г. "Белой книги общего и профессионального образования. Обучение и учение. На пути к когнитивному обществу" [8, с. 20-21], а 1996 г. был объявлен в Европе Годом образования на протяжении всей жизни. Затем последовало принятие ряда основополагающих для развития непрерывного образования документов: Европейского языкового портфолио (1998 г.), Европаспорта профессионального образования (2000 г.) и Европейской биографии (2002 г.). Проведение Европейского саммита (Лиссабон, Португалия) в 2000 г. и принятие на нем Меморандума непрерывного образования; принятие резолюции Европейской комиссии "Создание европейского пространства для образования на протяжении всей жизни” (2001 г.), а в 2002 г. на основе Меморандума был разработан План действий до 2025 г.
Профессиональное образование и обучение молодежи и взрослых является частью стратегии Европа - 2020. В 2002 году в Копенгагене с учетом Лиссабонской стратегии и Болонского процесса министры, ответственные за профессиональное образование и подготовку в Европе, представители стран-кандидатов, Европейская комиссия и социальные партнеры договорились о приоритетах профессионального образования и подготовки. Основная цель их намерений заключалась в улучшении возможностей обучения в течение всей жизни и мобильности между государствами-членами единого европейского рынка труда. В 2010 году в г. Брюгге было принято Коммюнике в соответствии со стратегией Европа 2020 и определены политические приоритеты для профессионального образования и подготовки на долгосрочную и краткосрочную перспективу.
Количественными критериями по занятости, образованности населения в Европе до 2020 года определены следующие:
> Уровень занятости не менее 75% для трудоспособного населения в возрасте от 20 до 64 лет.
> Сокращение числа граждан, не завершивших образование до 10%.
> Не менее 40% граждан должны иметь высшее профессиональное образование.
Количественными критериями по образованию и профессиональной подготовке в
Европе до 2020 года были определены следующие:
> Не менее 15% должны быть вовлечены в непрерывное образование в течение всей жизни.
> Сокращение доли граждан, не владеющими базовыми знаниями в математике и чтении до 15%.
> Увеличение доли детей (от четырех лет и выше), обучающихся в учреждениях дошкольного образования.
> Увеличение доли граждан, имеющих высшее профессиональное образование до 40%.
> Сокращение доли молодежи, не завершившей образование, до 10%.
> Увеличение трудоустройства молодежи в возрасте от 20 до 34 лет в течение трех лет после завершения образования до 82%.
> Увеличение доли учащихся, прошедших обучение за рубежом, до 20%.
> Увеличение доли молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, получившей начальные профессиональные квалификации до 6%.
Приоритетными видами деятельности на долгосрочную и краткосрочную перспективы для стран Европейского союза были определены следующие:
> Создание привлекательной системы начального профессионального образования и подготовки, отвечающей на потребности рынка труда.
> Обеспечение доступности и разнообразия профессионального образования и подготовки с целью развития дополнительных компетенций и продвижения в карьере для представителей разных групп населения.
> Обеспечение гибкости в признании результатов обучения на уровне сертификации и поддержки индивидуальных траекторий обучения.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015. №1 (198). Выпуск 33/1
39
> Доступность и поддержка гибкого перехода от одного уровня образования и подготовки к другим.
> Расширение транснациональной мобильности как важной части профессионального образования и подготовки.
> Развитие компетенций.
> Языковая подготовка.
> Гарантии качества профессионального образования и подготовки.
> Поддержка инвестиций в профессиональное образование и подготовку.
> Технологические инновации и предпринимательство.
Экономический кризис и замедление роста экономики, с которыми столкнулась Европа, высокий уровень безработицы среди молодежи, потребовал от европейских политиков и Правительств стран развернутых инвестиций в развитие компетенций работников.
Правительствам стран Европы было предложено определить национальные цели и меры по сокращению числа граждан, прекративших образование и/или имеющих низкие квалификации. Соответствующие меры должны быть направлены на поощрение интегрированного обучения и дуального образования, которое позволит молодым людям продолжать обучение и работать одновременно. Наставничество, как и другие формы поддержки учащихся, являются важной частью этих мер. Стимулы для учащихся и их семей по продолжению обучения, а так же для предприятий, участвующих в дуальном образовании получили широкое распространение.
Ключевую роль в реализации национальных политик в реализации стратегий непрерывного образования является управление и финансирование системы непрерывного образования в странах. Под непрерывным обучением (англ. - Lifelong learning) [7, c. 73] понимается «все обучение в течение жизни, которое служит совершенствованию знаний, личностных, гражданских, социальных или связанных с занятостью перспектив».
Исследование опыта стран ведущих стран мира поможет эффективной реализации государственной политики России в сфере образования и формированию целостной системы управления процессом непрерывного образования взрослых на региональном уровне и вовлечению в процесс непрерывного образования взрослых трудоспособного населения регионов.
Германия
Система образования Германии, в том числе профессионального технического образования, управляется федеральным Правительством и Правительством федеральных земель.
Федеральное министерство образования и научных исследований Германии является ответственным за политику, координацию и законодательство в области профессиональной подготовки выпускников школ, непрерывного образования [2].
Принципы финансирования непрерывного образования регламентированы законодательством федеральных земель по непрерывному образованию и занятости. Законы федеральных земель признают свободу в подготовке учебных планов и отборе провайдеров образовательных услуг. В сфере компетенции земель так же находятся коллективные договоры, соглашения с компаниями и трудовые договоры.
Система финансирования профессионального технического образования и подготовки в Германии является довольно сложной. В ней задействованы различные участники, такие как Федеральное министерство образования и научных исследований, Федеральное министерство экономики и технологий, Федеральное министерство труда и социальных дел, Федеральное агентство занятости и правительства земель.
Дуальное профессиональное образование финансируется правительством земель и региональными (местными) органами власти. Очное обучение в профессиональных школах финансируется исключительно федеральными землями. Внешкольное обучение, являющееся частью профессиональной подготовки, финансируется исключительно за счет предприятий, которые также платят учебные пособия своим слушателям.
Провайдеры технического профессионального образования могут получать государственное финансирование при условии их сертификации и лицензирования их дея-
40
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33/1
тельности аккредитованными органами. С 2004 г. все провайдеры технического профессионального образования обязаны пройти внутренний и внешний аудит гарантии качества в соответствии с критериями, установленными Федеральным министерством экономики и труда Германии. Внешний оценка учреждения и его учебных курсов проводится сертификационными агентствами или экспертными центрами, которые в свою очередь, аккредитованы Федеральным агентством по вопросам труда Германии. Сертификация и лицензирование ведется частными агентствами по сертификации, которые аккредитуются уполномоченным национальным органом. Аккредитация органов по сертификации выдается сроком до трех лет и может быть национальной или региональ-ной/секторальной. Совет по аккредитации (нем. - Anerkennungsbeirat) был создан для консультации и поддержки национальных органов по аккредитации.
Критериями на право получения государственного финансирования провайдерами технического профессионального образования являются:
1) возможность трудоустройства своих слушателей;
2) квалификация, профессиональный опыт и участие в переподготовке преподавателей и инструкторов;
3) эффективная система контроля качества и развития качества, включая:
• ориентацию на клиента;
• постоянную оценку учебных курсов, основанную на использовании соответствующих показателей и измерений;
• постоянное совершенствование учебного процесса;
• сотрудничество с внешними экспертами для улучшения качества обучения и предоставляемых услуг.
Дания
В Дании продолженное профессиональное обучение взрослых в значительной степени финансируется из государственного бюджета. Расходы покрываются за счет специального налога в размере 8%, который взимается со всех работающих граждан Дании [6].
Провайдерам образовательных услуг государство выделяет целевое финансирование, при этом они согласовывают свои расходы с Министерством по делам детей и образования ежегодно.
Министерство труда оплачивает обучение безработных граждан в программах профессионального обучения взрослых. Но в большинстве случаев обучение, как правило, оплачивается работодателем. Так же существует практика частичной оплаты за обучение, которая составляет примерно 15% от стоимости обучения.
Нидерланды
Финансирование профессионального технического образования находится в ведении Министерства образования, культуры и науки Нидерландов [1]. Институт образования (дат. - Dienst Uitvoering Onderwijs) является структурой в составе Министерства, которая играет ключевую роль в управлении и финансировании профессионального технического образования и подготовки. Образовательные учреждения имеют большую степень автономии в распоряжении средствами, поступающие от правительства. Почти все школы могут претендовать на государственное финансирование, если они отвечают стандартам качества и условиям финансирования в соответствии с законодательством.
Каждый уровень в голландской системе профессионального технического образования и подготовки имеет собственную схему финансирования. Средние профессиональные учебные заведения нижнего уровня финансируются государством из расчета затрат школы на каждого обучающихся. При этом средние профессиональные учебные заведения имеют автономию в распоряжении бюджетными средствами.
Финансирование среднего профессионального образования верхнего уровня и общего образования для взрослых складывается из различных источников:
• государственное финансирование в виде целевых грантов, которые выделяются зависимости от количества студентов и выданных сертификатов по окончании обучения;
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015. №1 (198). Выпуск 33/1
41
• государственное финансирование Центров знаний торговли и промышленности ТПО;
• государственное финансирование общего образования взрослых из средств муниципалитетов в зависимости от количества жителей района в возрасте старше 18 лет, количества этнических меньшинств и количества взрослых с трудностями в обучении. Провайдеры ТПО подписывают контракты с муниципальными властями для предоставления услуг по обучению взрослых;
• Оплата курсов непосредственно студентами учебному заведению.
Компании, предлагающие учебные места для программы подготовки подмастерьев
получают налоговые льготы из расчета количества предоставляемых мест.
Финансирование образования на более высоком профессиональном уровне включает: государственные средства (из расчета на количество обучающихся и количества выданных дипломов, частные средства фондов развития образования, а так же плату за обучение частных лиц.
Подготовка сотрудников предприятий и организаций оплачивается самими предприятиями, могут привлекаться средства фондов развития. Кроме того, предприятия и организации могут получать налоговые льготы. Обучение и переподготовка сотрудников предприятий регулируется коллективными договорами работников и администраций предприятий и организаций. Подобные договоры подписываются каждые два года [1].
Норвегия
Правительство Норвегии выделяет значительные средства на систему образования, в том числе и на профессиональное техническое образование и подготовку по сравнению с другими странами. Так, Норвегия тратит больше в среднем, чем по страны ОЭСР на образование одного учащегося. В 2008 г. Норвегия выделила 5% ВВП на начальное и среднее образование и профессиональную подготовку в целом, в то время как страны ОЭСР в среднем потратили только 3,8% [4].
Существует существенное различие между расходованием ресурсов между различными муниципалитетами и регионами, объясняемое географическим расположением и демографической структурой региона. Вместе с тем, плата за обучение не взимается с обучающихся на всех уровнях обучения в государственных образовательных учреждениях, включая высшее образование. Вся система образования Норвегии финансируется государством. Лишь небольшая доля учащихся посещают частные образовательные учреждения. Финансовая поддержка для таких учащихся предоставляется в рамках Закона об учащихся 1985 г. с правками принятыми в 2005 г. В соответствии с этим законом все студенты, зачисленные на официально признанные учебные программы, государственных и частных высших учебных заведений могут получать гранты и субсидированные кредиты из государственного образовательного фонда кредитования.
Финляндия
Техническое профессиональное образование в Финляндии в основном финансируется за счет бюджета Министерства образования и культуры Финляндии, которое направляет государственные средства в региональные бюджеты [3]. Министерство труда и экономики также финансирует техническое профессиональное образование в гимназиях, повышение квалификации или высшее образование. Финансирование технического профессионального образования основано из расчета за единицу и предоставляется непосредственно уполномоченным провайдерам ТПО. Ежегодное финансирование выделяется поставщикам технического профессионального образования с учетом количества обучающихся или других показателей финансовой деятельности.
Модель финансирования технического профессионального образования направлена на удовлетворение потребностей рынка труда, стоимость обучения определяется на основе запроса в квалифицированных специалистах и расходов на их обучение в различных областях. Модель финансирования технического профессионального образования учитывает образовательные потребности в областях экономики, где расходы на образование выше среднего, приоритетное значение отдельных отраслей национальной экономики.
42
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33/1
Система финансирования технического профессионального образования оперативно реагирует на возникающие запросы в трудовых ресурсах, что предполагает мотивацию провайдеров технического профессионального образования на постоянное развитие и совершенствование их образовательной деятельности и качество обучения. Старшие классы средней школы совместно финансируются Правительством Финляндии (примерно 42% эксплуатационных расходов) и муниципалитетами (58%). Объем финансирования, получаемый поставщиками технического профессионального образования, определяется на основе показателей, используемых для измерения ситуации с занятостью квалификационных специалистов, проведения исследований, с учетом отсева обучающихся, доли обучающихся, повышение квалификации преподавателей. Повышение квалификации в основном финансируется за счет государства. Часть обучения и подготовки может финансироваться студентами и работодателями, для которых устанавливается определенная оплата стоимости обучения [3].
Франция
Во Франции право граждан на получение непрерывного образования и обучения гарантируется Законом о профессиональном образовании, который был принят в 1971 году, а благодаря социальному партнерству между работодателями и профсоюзами Франция стала одной из немногих стран, где право на дальнейшее обучение граждан гарантируется законом.
Управление в учебных заведениях начального профессионального уровня децентрализовано. К компетенции региональных органов власти относится выполнение следующих обязательств: строительство, эксплуатация и планирование деятельности профессиональных и технологических лицеев системы начального профессионального образования и обучения. Частные профессиональные лицеи действуют на основе договора [9, c.86-87], заключаемого с государственным органом управления образования, на основе которого из государственного бюджета финансируется оплата труда преподавателей и расходы по заочному обучению. Содержание образовательной подготовки и планирование деятельности образовательных учреждений (расширение, увеличение числа и т.д.) разрабатывается на основе анализа информации о состоянии экономики и рынке труда региона.
Сбором и анализом данных занимаются Обсерватории занятости и подготовки кадров, имеющиеся в каждом регионе. Главной целью их деятельности является подготовка ежегодных аналитических докладов и разработка региональных планов по обучению молодежи. Совет директоров Обсерватории занятости и подготовки кадров состоит из представителей государственных органов власти и организаций социальных партнеров, что позволяет удерживать тесные связи между профессиональным образованием и рынком труда. Аналитические доклады рассылаются во все учебные заведения и в Правительство Франции. Правительство на основе аналитических докладов осуществляет финансирование региональных планов по подготовке кадров, текущие расходы учебных заведений (за исключением оплаты труда сотрудников) [11, с. 16-22]. Распределение этих средств находится в компетенции главных инспекторов. Управление лицеями осуществляется центральными и региональными, местными органами управления.
Система непрерывного профессионального образования представлена Центрами профессионального обучения, большая часть которых находится при промышленных предприятиях, но Центры есть и при торгово-промышленных палатах. Важную функцию в финансовом обеспечении программ профессиональной подготовки играет Фонд по привлечению средств для профессионального образования (далее - Фонд). В 98 региональных отделений Фонда в соответствии с действующим законодательством на подготовку кадров концентрируются обязательные отчисления от фонда заработной платы предприятий региона на подготовку и повышение квалификации кадров в размере 0,25 (для предприятий с численностью менее 10 работающих), и 1,5% (для предприятий с численностью более 10 работающих). Если предприятие состоит из одного человека, то от-
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015. №1 (198). Выпуск 33/1
43
числения не производятся. Фактические же затраты предприятий Франции на подготовку кадров составляют в среднем 3,5% от фонда заработной платы предприятий1.
Таким образом, во Франции создана эффективная система обучения, когда любой сотрудник, проработавший на предприятии/организации более двух лет, имеет право на обучение продолжительностью от года до трех, причем финансирование обучения осуществляется через региональные отделения Фонда по привлечению средств для профессионального образования, а заработная плата сотруднику на период обучения сохраняется. Предприятие/организация не имеет права отказать сотруднику в обучении. В тоже время, если в соответствии с планом обучения компании предусмотрено обучение работника, то он не может отказаться от обучения.
Центральный уровень управления профессионального образования находится в компетенции Министерства образования и Министерства занятости и солидарности.
Министерство образования выполняет следующие функции:
- разрабатывает национальную политику и стратегию в области подготовки кадров, национальные стандарты, квалификационные требования, учебную документацию для учреждений профессионального образования, а так же меры по реализации национальной политики;
- утверждает национальные стандарты и квалификационные требования;
- финансирует профессиональное образование и обучение, выделяет регионам гранты на покрытие текущих расходов, покупку оборудования, заработную плату преподавателей и сотрудников учебных заведений и их повышение квалификации;
- собирает и анализирует статистические данные по профессиональному образованию и подготовке.
Министерство труда и солидарности Франции выполняет следующие функции [10, с. 11-16]:
- финансирует профессиональное обучение в тех отраслях, где не имеется отраслевая система подготовки кадров;
- собирает и анализирует статистические данные по потребностям рынка труда в профессиональных кадрах.
При Министерстве занятости и солидарности создана в 1949 году и действует до настоящего времени Национальная ассоциация по профессиональному обучению взрослых АФРА (англ. - AFPA), основной задачей которой является борьба с безработицей и социальной изоляцией. Ассоциация АФРА - это «самая большая во Франции и в Европе организация профессиональной подготовки взрослых с общим числом персонала 11 500 человек. Ее финансирование осуществляется на 80% из госбюджета и на 20% - из Европейского сообщества» [10, с. 11-16]. Ежегодно Ассоциация АФРА обучает примерно 250 000 человек основным профессиям, выдавая дипломы Министерства труда и солидарности. «Сроки обучения от трех до двенадцати месяцев для безработных и 40 академических часов - для работающих. Подготовку проходят рабочие промышленности, строительства, сферы услуг; большинство обучающихся - безработные (они учатся бесплатно). 70% обученных Ассоциацией АФРА трудоустраиваются - контроль ведется через наблюдательные центры (Обсерватории занятости и подготовки кадров). Управление деятельностью Ассоциации АФРА осуществляется Ассамблеей, которая собирается дважды в год и состоит из 39 членов: из них 13 представителей объединений работодателей, 13 членов профсоюзов и 13 представителей Министерства занятости и солидарности в регионах. В состав Ассоциации АФРА входят 193 центра профессиональной ориентации с психологами, 265 центров образования и семь центров развития. При ассоциации имеются Институт повышения квалификации преподавателей, Институт дистанционного обучения и Центр обучения инвалидов» [10, с. 11-16].
1 Для предприятий, не входящих в отраслевые ОРСА, созданы специальные фонды для прочих отраслей. Собранными в фондах средствами распоряжаются отраслевые (или региональные) объединения профсоюзов и работодателей. Они совместно решают, какой фирме и сколько средств выделить на обучение персонала.
44
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33/1
Швеция
Неформальное образование взрослых в значительной степени финансируется за государством, регионами и муниципалитетами [5]. Шведское национальное агентство по высшему профессиональному образованию принимает окончательные решения, касающиеся распределения государственного финансирования и перечня программ, по которым студенты могут претендовать на получение финансовой помощи. Большинство провайдеров дополнительного образования взимают плату за обучение, но по некоторым программам студенты могут претендовать на получение финансовой помощи.
Школы финансируются из городских бюджетов через государственные гранты и муниципальные налоги. Централизованное финансирование рассчитывается на ряде параметров, таких как количество населения, его социальная структура и число иммигрантов. ТПО в гимназиях и учебных центрах муниципального образования взрослых бесплатно. В последние годы студенты в основном оплачивают только учебные материалы. Все программы высшего профессионального образования финансируются из государственного бюджета, более того, студенты могут претендовать на финансовую помощь из Шведского национального совета по помощи студентам.
Независимые школы частных провайдеров, получившие разрешение на ведение профессионального образования, могут получать гранты от муниципалитетов на тех же условиях, что и государственные школы.
Подводя итоги анализа системы финансирования в европейских странах, хотелось бы подчеркнуть, что не существует общей (единой) европейской модели профессионального образования и подготовки ввиду разнообразия, как форм обучения, так и образовательных учреждений, региональных и отраслевых особенностей. С учетом уникальных характеристик национальных систем профессионального образования и подготовки в конкретном социально-экономическом контексте формируется та или иная система финансирования непрерывного профессионального образования. Однако в последние десятилетия в большинстве стран Европы четко прослеживается усиление роли государства в части финансирования образовательных программ, обусловленное стремлением сгладить возникающие социальные проблемы.
Литература
1. CEDEFOP Refernet (2010) Netherlands. VET in Europe - Country Report 2010. Thessaloniki: CEDEFOP.
2. CEDEFOP ReferNet (2011). Germany VET in Europe Country Report. Thessaloniki: CEDEFOP. EURYDICE (2010). Organisation of the education system in Germany. Brussels: EACEA.
3. CEDEFOP ReferNet (2012). Finland VET in Europe - Country report. Thessaloniki: CEDEFOP. Finnish National Board of Education (2010). Vocational education and training in Finland; Vocational competence, knowledge and skills for working life and further studies. Helsinki: the Ministry of Education and Culture.
4. CEDEFOP ReferNet (2012). Norway VET in Europe Country Report. Thessaloniki: CEDEFOP. Norwegian Directorate for Education and Training (2012). The Education Mirror, Analysis of Primary and Secondary Education and Training In Norway. Oslo: Norwegian Ministry of Education and Research.
5. CEDEFOP ReferNet (2012). Sweden VET in Europe - Country Report. Thessaloniki: CEDEFOP. Swedish National Agency for Higher Vocational Education (2013). https://www.myh.se/ Stockholm: MYh last access on 15 July 2013.
6. European Centre for the Development of Vocational Training. Vocational education and training in Denmark. Short description. Люксембург: Офис публикаций Европейского союза (англ. - Publications Office of the European Union), 2012.
7. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (книга-приложение 2). Под научной редакцией В.И. Байденко. М., Федеральное агентство по образованию, Исследовательский центр проблем качества Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов». - 2009, стр.73.
8. Веремейчик, Г. Неформальное образование в зеркале европейской образовательной политики [Электронный ресурс] / Г. Веремейчик // Адукатар. 2008. №2 (14). С. 20-21. - Режим доступа: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/Adukatar_11_Pages_38-46.pdf.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015. №1 (198). Выпуск 33/1
45
9. Гаськов, В.М. Управление системой профессионального образования / В.М. Гаськов. -М., 2001. - С. 86-87.
10. Кадыров, Н.Х. Опыт социального партнерства в профессиональной подготовке кадров во Франции и возможности развития взаимодействия предприятий и профессионального образования в Казахстане / Н.Х. Кадыров // Сборник статей «Подготовка кадров во Франции: примеры для использования в Казахстане». Ассоциация «Образование для всех в Казахстане», Национальный Наблюдательный Центр при поддержке Европейского фонда образования. - С.11-16.
11. Лекер, К.А. Децентрализация начального профессионального образования и обучения / К.А. Лекер // Сборник статей «Подготовка кадров во Франции: примеры для использования в Казахстане». Ассоциация «Образование для всех в Казахстане», Национальный Наблюдательный Центр при поддержке Европейского фонда образования. - С.16-22.
THE FUNDING FOR EU CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION
G. A. KRASNOVA1 S.V. PARFENOVA2
1) The centre for Economics continuing education Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation Moscow
e-mail: [email protected]
2)Director
Institute for International Programmes of Peoples' Friendship University of Russia (PFUR IIP)
Moscow
e-mail:
The article covers the preconditions for the establishment of a lifelong learning system in Europe; stages in the creation of this system. Attention is drawn to the fact that the resolution of this issue is highlighted as one of the components of the development Strategy “Europe 2020”. The article also discusses the various aspects of funding the continuing education system in European countries.
The author analyzes experience in lifelong learning system development, including existing practice of its funding, in such European countries as Germany, Finland, France, the Netherlands, Sweden, Norway. Despite the differences in education financing, there is a common approach among the countries - using a State budget, i.e. it is emphasized that even during the current global crisis the states have not only kept the funding of the education system, but have provided additional investments.
The article highlights the conditions and requirements (aimed to improve the quality of education itself), under which an educational institution can expect to receive public funds.
Keywords: vocational and technical education, continuing education, non-formal and informal learning, the national qualification system, education financing.