Научная статья на тему 'Из истории зарубежного опыта дистанционного образования (на примере США и Западной Европы)'

Из истории зарубежного опыта дистанционного образования (на примере США и Западной Европы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / BACCALAUREATE / MASTER'S DEGREE / ONLINE EDUCATION / DISTANCE EDUCATION MARKET / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пацукевич О. В.

В представленной автором статье рассматривается исторический опыт возникновения и развития дистанционного образования в США и странах Западной Европе. Анализируется деятельность крупнейших американских и европейских образовательных учреждений, предоставляющих дистанционные образовательные услуги. Приводятся статистические данные о численности студентов, о количестве структурных подразделений вузов, об оказываемых образовательных услу-гах. Автором обращается внимание на разные источники финансирования деятельности образовательных учреждений в Европе и США. В статье отмечается, что США и некоторые страны Западной Европы стремятся к активизации усилий в направлении расширения экспорта дистанционных образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пацукевич О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presented by the author considers the historical experience of the origin and development of distance education in the United States and Western Europe. We have analyzed the activity of the largest American and European educational institutions providing distance educational services. We have presented statistical data on the number of students, the number of structural divi-sions of universities, and the educational services provided. The author draws attention to various sources of funding for the activi-ties of educational institutions in Europe and the United States. The article notes that the United States and some Western European countries are striving to intensify their efforts to expand the export of distance education services.

Текст научной работы на тему «Из истории зарубежного опыта дистанционного образования (на примере США и Западной Европы)»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 3 2018_

ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

УДК 37.018

ИЗ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ США И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ)

О. В. ПАЦУКЕВИЧ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 15.06.2018)

В представленной автором статье рассматривается исторический опыт возникновения и развития дистанционного образования в США и странах Западной Европе. Анализируется деятельность крупнейших американских и европейских образовательных учреждений, предоставляющих дистанционные образовательные услуги. Приводятся статистические данные о численности студентов, о количестве структурных подразделений вузов, об оказываемых образовательных услугах. Автором обращается внимание на разные источники финансирования деятельности образовательных учреждений в Европе и США. В статье отмечается, что США и некоторые страны Западной Европы стремятся к активизации усилий в направлении расширения экспорта дистанционных образовательных услуг.

Ключевые слова: бакалавриат, магистратура, онлайн-образование, рынок дистанционного образования, студенты.

The article presented by the author considers the historical experience of the origin and development of distance education in the United States and Western Europe. We have analyzed the activity of the largest American and European educational institutions providing distance educational services. We have presented statistical data on the number of students, the number of structural divisions of universities, and the educational services provided. The author draws attention to various sources offunding for the activities of educational institutions in Europe and the United States. The article notes that the United States and some Western European countries are striving to intensify their efforts to expand the export of distance education services.

Keywords: baccalaureate, master's degree, online education, distance education market, students.

Введение

На рубеже XX-XXI вв. институт образования претерпел серьезные структурные трансформации, обусловленные развитием научно-технического прогресса и его воздействием на все стороны жизнедеятельности социума. В результате, в общественном сознании изменилась система представлений о миссии и об уровнях образованиях. Одним из последствий данного процесса стало создание новой образовательной парадигмы, существенным элементом которой выступила система дистанционного обучения. Его появление явилось прогрессивным шагом в направлении совершенствования всей системы образования. По оценкам специалистов, именно дистанционное образование является наиболее перспективной и доступной формой обучения для широких слоев населения. Однако в Республике Беларусь, к сожалению, пока менее 1 % студентов обучаются по дистанционным программам. В этой связи для объективного изучения феномена дистанционного образования необходимо обращение к зарубежному опыту (на примере стран Западной Европы и США).

Основная часть

При проведении исследования использовались следующие методы: абстрактно-логический, экономико-статистический, системного анализа и сравнений.

Европейское дистанционное образование связывают с появлением Открытого Университета Великобритании - первого в мире университета по данному направлению. Его учредителем в 1969 году выступила сама королева, а ректором был назначен спикер палаты общин. При участии премьер-министра Г. Уилсона были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии. Уже в 1971 г. Открытый университет осуществил набор в 25 тыс. студентов на междисциплинарные курсы по таким предметам, как искусство, естественные науки, математика. Сегодня этот вуз является крупнейшим провайдером дистанционного образования, так как в самой стране он насчитывает 13 учебных центров, а его филиалы представлены в 30 странах мира. Общая численность студентов составляет 225 тыс., из которых 50 тыс. человам учебу оплачивают работодатели. По статистике, с момента основания Открытого университета прошли обучение более 3 млн студентов [1].

В настоящее время в Великобритании, лидирующей среди других стран Европейского Союза по степени распространения дистанционного образования, рынок онлайн-обучения планируют запол-

нить не только за счет внутренних «резервов», но активно привлекая иностранных студентов. Конкретным мероприятием в этом направлении стал запуск в 2003 г. нового веб-проекта, рассчитанного на то, что 80 % всех онлайн-студентов будут приходиться именно на зарубежных пользователей портала. В итоге количество иностранных студентов британских дистанционных программ выросло с 2013/14 по 2014/15 год с 119700 до 120475 человек [7].

Возникновение Открытого Университета как полноправного академического учреждения оказало значительное влияние на многие страны. Их руководство получило довод в полемике с академическим миром за признание легитимности нетрадиционных путей развития высшего образования. По примеру Открытого Университета стали создаваться университеты в Германии, Испании, Канаде, Франции, США и др.

В Германии дистанционное образование имеет свои особенности. Оно начиналось с централизованно планировавшейся дистанционной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Присоединение восточных земель дало возможность расширить рынок дистанционного образования. В настоящее время в системе образования Германии функционирует виртуальный институт, представляющий объединение 15 немецких и 4 шведских вузов, который предлагает получить высшее образование по ряду прикладных наук.

Единственным государственным вузом в Германии, специализирующемся только на дистанционном образовании, является Хагенский заочный университет, основанный в 1974 г. В зимний семестр 1975/76 гг. начинало учебу в этом вузе 1300 студентов по трем направлениям: математика, педагогические и социальные, экономические науки. Ежегодно этот вуз предоставляет образовательные услуги более 50 тыс. студентам в год. Однако диплом о высшем профессиональном образовании получают не более 20 % от контингента обучаемых в результате большого отсева студентов, не выдерживающих высоких образовательных требований. Его филиалы расположены более чем в 50 немецких городах, а общее количество студентов достигает 88 тыс. человек. Для обучения предлагаются более 1500 различных курсов в форме учебных материалов. Он позволяет получать высшее образование (степени бакалавра, магистра), а также повышать существующую квалификацию. В 1993 г. при Ха-генском университете был создан современный Центр логистики, обеспечивающей учебниками до 80 тыс. студентов. Следует отметить, что все академические экзамены и степени, дипломы и присвоение ученых степеней полностью соответствуют аналогичным степеням в очных университетах [2].

В 1972 г. в Испании был открыт Национальный университет Дистанционного образования - крупнейший вуз в стране и второй по величине в Европе, основанный с учетом опыта Открытого Университета Великобритании. Важно отметить, что этот вуз - единственный университет Испании, контролируемый правительством. В настоящее время он включает в себя 58 филиалов по всей стране, а также 9 филиалов в разных странах мира. В нем обучается самый большой контингент студентов -205 тыс. человек, ведется подготовка бакалавров и магистров по 27 и 45 направлениям обучения. Преподавательский состав университета насчитывает 800 человек, а 2500 тьюторов работают в региональных и зарубежных центрах по совместительству. Данный вуз поддерживает высочайший стандарт высшего образования и предлагает обучение практически по всем областям знаний, за исключением искусства. За время своего существования университет присудил 2000 степеней доктора философии. О престиже этого учебного заведения красноречиво говорит тот факт, что с 1997 г. в нем размещена кафедра дистанционного образования ЮНЕСКО, продвигающая исследования, разработки и документацию в сфере дистанционного образования [8].

Канада считается одним из мировых лидеров в области дистанционного образования. В 70-е гг. ХХ в. этой стране появляются 2 вуза, которые первыми стали внедрять в систему образования компьютерные технологии. Необходимо отметить, что до начала 1990-х гг. дистанционное образование не было систематизировано ни в географическом плане, ни по содержанию, ни по обширности охвата преподаваемых дисциплин. В основном, его использовали те, кто хотел повысить свою квалификацию без отрыва от производства.

Сегодня в этой стране существуют сотни тысяч дистанционных программ. Их предлагают как министерства образования отдельных канадских провинций, так и отдельные университеты, колледжи, компании (для повышения квалификации сотрудников). По статистике, программы дистанционного обучения имеют 54 % канадских университетов, 68 % колледжей и 36 % компаний. Существуют в стране и целиком виртуальные вузы (Те1е-ишуега1е). Все они входят в Ассоциацию дистанционного образования Канады, которая концентрирует усилия 40 государственных структур и 150 неправительственных организаций в области развития технологий дистанционного обучения. Сегодня в Канаде насчитывается около 420 тыс. студентов, из которых большинство - это люди в возрасте 2435 лет [3].

Канадское дистанционное образование связано, прежде всего, с деятельностью Университета Атабаски, основанного в 1970 г. В 2006 г. он стал первым канадским вузом, аккредитованным в США. Сегодня в нем ведется обучение по 850 образовательным программам, 55 направлениям бакалавриата и магистратуры. С дипломом бакалавра этого университета можно поступить на очное отделение других канадских вузов. В состав вуза также входит институт дистанционных академических исследований. В онлайн-формате предлагаются даже две докторантуры - в бизнес-администрировании и по дистанционной педагогике.

По последним данным, в Университете Атабаски обучаются свыше 37 тыс. студентов, работают 1200 преподавателей. Этот вуз динамично развивается, экспортируя свои образовательные программы по всему миру, предоставляя образование студентам из 87 стран, даже несмотря на то, что система дистанционного обучения пока ориентирована в основном на граждан самой Канады. Особой популярностью пользуется Центр дистанционного образования при университете им. Саймона Фрейзера, предлагающий 12 тыс. различных курсов, среди которых биология, психология, археология и др.

Франции принадлежит одно из лидирующих мест в использовании информационных технологий в системе образования. Особенно интересен опыт Национального центра дистанционного обучения, основанный в 1969 г. Сегодня в его организационных структурах работают более 8000 человек (5500 штатных сотрудников), преподается почти 3 тыс. учебных курсов по разной тематике, общее количество студентов превышает 350 тыс. человек. Связь с ним осуществляется посредством спутникового телевидения, электронной почты и интернета. В его состав входит 8 институтов со своей специализацией. Так, институт Центра в Ванве готовит специалистов для преподавательской работы в общеобразовательной школе и высших учебных заведениях; институт в Лионе - квалифицированных секретарей, бухгалтеров; институт в Лилле - специалистов на местные выборные должности и юристов. С целью подготовки кадров для обеспечения потребностей самого Центра в 1997 г. была открыта школа, выпускающая специалистов дистанционного обучения. Она служит также для популяризации практического опыта Центра на международном уровне, принимает активное участие в европейских программах. В целях установления более прочных связей между всеми участниками учебного процесса в 1997 г. в Интернете была создана своеобразная платформа - Университетский электронный городок [4]. Необходимо отметить, что государство принимает непосредственное участие в определении стоимости обучения и установлении разнообразных льгот различным социальным группам. Размер оплаты и льготы, предоставленные этим центром, регламентируются законодательными и нормативными документами в зависимости от избранного направления и социального статуса обучающегося [6].

Обратимся к опыту внедрения системы дистанционного обучения в такой развитой стране как США, так как именно там был сконцентрирован необходимый потенциал человеческих и технических ресурсов. В США в 1984 году появился Национальный Технологический Университет, к 1991 г. оформившийся в консорциум из 40 инженерных школ. К этому моменту в этом учебном заведении уже обучалось около 1100 студентов. Надо отметить, что Национальный Технологический Университет существует на деньги, поступающие в качестве платы за обучение. Модель NTU была взята как пример организации электронного института многими учебными заведениями [2].

Примечательно, что непосредственное участие в организации дистанционного образования в США приняли частные корпорации. Дистанционное обучение в этой стране развивалось в соответствии с требованиями и потребностями прямых работодателей и изначально носило коммерческий характер. Уже в 1991 году суммарный доход Национального Технологического университета составил $ 13,5 млн.

Одним из наиболее развитых центров дистанционного обучения является Массачусетский технологический университет. Уже сегодня в рамках университета открыто бесплатное дистанционное образование по шестидесяти дисциплинам, включая химию, историю, математику, управление. В ближайшее время предполагается расширить список дисциплин до двух тысяч. По окончании прослушивания отдельно взятого курса учащийся может сдать экзамен и получить сертификат от МП, а в случае прослушивания всего курса дисциплин по выбранной специальности - диплом. Массачусетский технологический университет является основателем электронной образовательной среды е^, позволяющей бесплатно обучаться сотням тысяч слушателям курсов со всего мира в удобное для них время.

В настоящее время подавляющее большинство (69 %) представителей американского академического сообщества считают, что спрос студентов на онлайн-обучение по-прежнему растет. Практически все (83 %) высшие учебные заведения США ожидают, что их онлайн-зачисления увеличатся. Прирост онлайн-студентов в США в 2015 г. составил 3,9 % (3,7 % в предыдущем). Из них 28 % обучающихся на всех формах обучения и проходят как минимум один дистанционный образовательный

курс. В США в 2015 г. общее число таких студентов составило 5,8 млн, из них 2,85 млн (49 %) проходят все курсы дистанционно, а 51 % обучаются в смешанной форме [7].

Необходимо отметить, что рынок США в секторе дистанционного образования - самый большой в мире, его объем составляет примерно 23$ миллиарда. На сегодняшний день Ассоциация дистанционного обучения США объединяет в своем составе более пяти тысяч учебных заведений. Однако, по прогнозам аналитиков, темпы роста американского рынка дистанционных образовательных услуг будут отрицательными и составят минус 5,3 % к 2021 году, снизившись на $ 4,9 млрд. Стоимость дистанционного образования в США на порядок ниже, чем традиционного [5].

Сегодня США стремятся к экспорту своего образования в другие страны, считая его престижным и востребованным. В этой связи в США онлайн-образование необходимо также рассматривать в контексте рынка образовательных услуг для иностранцев. В период с 2012/2013 по 2014/2015 учебный год численность иностранцев, обучающихся в вузах США, увеличилась на 16% и достигла 854639 человек, то есть она росла быстрее, чем количество зарубежных слушателей дистанционных программ [7].

Заключение

Таким образом, история развития дистанционного образования наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанным с развитием информационных технологий. С появлением интернета система дистанционного обучения в США и Европе претерпела значительные изменения. Она получила широкое распространение практически во всех высших учебных заведениях. Создание в 1969 г. Британского Открытого университета дало значительный импульс развитию теоретических основ и практики дистанционного образования в мире. Развитие рынка дистанционных образовательных услуг США и Европы продолжает идти достаточно активными темпами, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой - развитие собственно информационных технологий. Сравнительный анализ деятельности дистанционных университетов США и Европы, позволяет сделать вывод о том, что главное отличие североамериканской и европейской школ на начальном этапе его развития состояло в том, что первая изначально была ориентирована на новейшие образовательные технологии, вторая же представляла собой надстройку над традиционным образованием. Технологическая разница между США и Европой начала стираться к середине 90-х гг. прошлого века, когда европейские страны приступили к активному использованию современных информационных технологий.

Необходимо отметить, что в США развитию дистанционного образования во многом способствует частный капитал (например, Университет «Феникс» является частным образовательным учреждением), в Европе же развитие дистанционного образования в большей степени финансирует государство. Привлечение частного капитала приводит к поиску новых бизнес-моделей в образовании и инновационных подходов к технологической базе самого образования (новые программные и аппаратные комплексы).

ЛИТЕРАТУРА

1. Дистанционное образование в Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.osvita.ua/abroad/higher_school/distance-learning/14757/ - Дата обращения: 16.04.2018.

2. Дистанционное образование в Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inpedagogy.ru/tartpds-51-1.html. Дата обращения: 21.04.2018.

3. Дистанционное обучение. Канада [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // abroad.ru/reference/ref_theme/distant/do_can_1_1.php. - Дата обращения: 16.04.2018.

4. Дистанционное образование в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tsuab.ru/ru/struktura-tgasu/instituty/ido/Historia_ID/DO_World_/ - Дата обращения: 16.04.2018.

5. Дистанционное обучение в США и Европе [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: www.chews.ru /reviews/free/national2006/articles/do_usa/index.shtml - Дата обращения: 16.04.2018.

6. Дистанционное обучение во Франции Педагогика школьная [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// li-brary.by/portalus/modules/shkola/readme.php. - Дата обращения: 21.04.2018.

7. Мерола, Р. Что говорит статистика о трансграничном онлайн-образовании / Р. Мерола// Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). - 2017. - № 89. - С. 28-30.

8. Национальный Университет дистанционного образования Испании: классика и современность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bakalavr-magistr.ru/news/511. - Дата обращения: 21.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.