ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ PEDAGOGYABROAD
УДК 377(510 Кит) ББК Ч 40(5 Кит)
Лю Чжиянь,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
О вопросах интернационализации профессионального образования в некоторых регионах Китая
Глобальные политические и социально-экономические изменения последних десятилетий, происходящие в Китае, подтверждают необходимость смены образовательного приоритета. Возросший интерес к исследованиям в области международного образования, характерный для большинства стран мира, во многом объясняется тенденциями взаимозависимости и взаимовлияния наций и государств в процессе глобализации и интеграции общественной жизни и сферы образования разных народов. Процесс глобализации вызывает потребность в профессиональных кадрах нового уровня. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией профессионального образования.
На современном этапе в условиях социального и экономического развития мирового сообщества, прогресса науки, техники и культуры каждое государство также повышает требования к системе профессионального образования. Особенно после вступления Китайской Народной Республики (КНР) во Всемирную торговую организацию (ВТО) (2001) стимулирование развития профессионального образования в целом приобрело особенно актуальное значение, так как качество и масштабы профессионального образования становятся решающими факторами для модернизации промышленности и сельского хозяйства.
В данной статье рассматривается аналитический обзор интернационализации профессионального образования в некоторых провинциях Китая. В системе профессионального образования некоторых типичных регионов по разным географическим положениям выделяются различные ведущие направления экономики, но существуют общие направления развития профессионального образования: адаптация системы профессионального образования к запросам экономики, интернационализация и повышение открытости профессионального образования, создание современной системы профессионального образования.
Ключевые слова: интернационализация профессионального образования, система профессионального образования, сотрудничество между учебными заведениями и предприятиями, базы производственной практики.
© Лю Чжиянь, 2015
95
Liu Zhiyan,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039),
e-mail: [email protected]
Internationalization of Vocational Education in Some Regions of China
Global political and socio-economic changes in China in the last decades demand the change in educational priority. An increased interest in researches in the field of international education, characteristic for the majority of the countries of the world, in many respects is explained by tendencies of interdependence and interference of the nations and the states in the course of globalization and integration of public life and education of different people. The process of globalization causes the need in professional personnel of a new level. Currently, the solution of this problem largely depends on internationalization of vocational education.
Nowadays, each state also raises requirements to the system of vocational education in the conditions of social and economic development of the world community, progress in science, technology and culture. It was after China had joined the World Trade Organization (WTO) (2001) that there are more needs for vocational education because the quality and scope of vocational education have become key factors for the socialist modernization of both industry and agriculture.
This article reviews vocational education in some provinces of China. Although vocational education in different geographical locations with different major trends of the economy is distinguished, there are common trends of the development of vocational education, for example, adaptation of the system of vocational education to the needs of the economy, internationalization and increased openness of vocational education, establishment of a modern system of vocational education.
Keywords: internationalization of vocational education, system of vocational education, cooperation between schools and enterprises, bases for manufacturing practice.
Китайский рынок образования становится привлекательным для международного сотрудничества на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъёма КНР Китайские учреждения не только высшего, но и среднего профессионального образования имеют соглашения о сотрудничестве с РФ, США, ФРГ, Великобританией и другими странами, перенимают их опыт. С Великобританией заключено трёхлетнее межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере профессионального образования (ПО) [1, с. 118].
В июне 2012 г. на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Пекине главы государств - В. Путин и Ху Цзинь-тао - заключили соглашение и решили довести в ближайшие 10 лет численность иностранных студентов в каждой из стран до 100 тыс. Из этого следует, что процесс интернационализации китайского образования в дальнейшем будет развиваться преимущественно в сторону расширения международных связей с российскими университетами. В США также присутствует схожая тенденция к расширению связей с вузами Китая. Учёные пришли к выводу, что интернационализация образования уже становится основным направлением будущего развития образования КНР [4, с. 19].
Интернационализация профессионального образования является одним из ключевых ресурсов повышения конкурентоспособности учреждений профессионального образования на рынке образовательных услуг, она особенно значима для китайских учреждений профессионального образования в целом и для их регионального сегмента в частности. Региональное учреждение профессионального образования должно обеспечивать в своём регионе точки роста и возможности для опережающего развития, содействовать реализации перспективных проектов, технологий, производств [2, с. 16].
В 2014 году опубликовано «Постановление Госсовета КНР по поводу ускорения развития современного профессионального образования», в котором предусмотрены следующие цели интернационализации профессионального образования Китая:
- улучшение совместного механизма сотрудничества между Китаем и зарубежными странами;
- привлечение зарубежных качественных образовательных ресурсов и специалистов высокого уровня;
- содействие обмену преподавателями и студентами между китайскими и зарубежными профессиональными образовательными учреждениями;
- реализация совместных программ образовательных организаций профессионального образования и поиск пути обучения студентов за рубежом;
- расширение модели развития профессионального образования по требованиям китайских предприятий и подготовка производственных кадров для китайских предприятий за рубежом.
Международные связи любого образовательного учреждения - отечественного или зарубежного - зависят от многих факторов, в том числе от регионально-географического, т. е. от территориальной локализации образовательного учреждения [5].
В последние годы Китай начал активно использовать западный опыт по созданию индустриальных парков высоких технологий, технообразовательных центров, к работе в которых привлекаются иностранные специалисты и преподаватели. В результате сформирован ряд прибыльных конкурентоспособных компаний, около 50 научно-, техно- и образовательных парков по всей стране.
В городе Сучжоу провинции Цзянсу Китая активно развиваются международные контакты и обмены, привлекаются лучшие зарубежные ресурсы, внедряется зарубежный опыт и модели подготовки кадров. Уже более 50 % учебных заведений профобразования Сучжоу установили отношения сотрудничества с партнёрами из США, Германии, Австралии, Нидерландов, Японии, Финляндии. Сингапура и др. Руководители учреждений профессионального образования постоянно выезжают за рубеж для изучения опыта, проходят там курс обучения [3].
Сотрудничество с зарубежными странами способствует повышению качества профессионального образования. Оно осуществляется на разных уровнях с использованием различных форм и методов.
Так, городской центр профессионального обучения «Тайцан» совместно с одним из немецких предприятий создали Центр подготовки технических специалистов, в котором используется немецкая модель подготовки кадров. Выпускники этого центра пользуются особым спросом на рынке труда: предприятия, желающие их заполучить, платят по несколько сот тысяч юаней за каждого.
Технический институт индустриального парка Сучжоу создал свою модель обучения, положив в основу концепцию и опыт сингапурского Наньянского политехниче-
ского института: «высококлассная подготовка, модульное обучение, управление советом директоров».
Высший профессионально-технический колледж туризма и экономики Сучжоу придерживается международной концепции открытого обучения. В 2004 г. совместно с австралийским Институтом гостиничного бизнеса он ввёл новую специальность «Управление гостиницами международного класса», полностью переняв австралийскую модель подготовки кадров. Учащиеся получили возможность, не покидая страны, изучать зарубежный опыт управления гостиницами, а также возможность обучения за рубежом с получением званий бакалавра и магистра. Эти проекты получили признание и поддержку правительств провинции и города [6].
Кроме того, международное сотрудничество позволяет направлять преподавателей на стажировку за рубеж, что способствует повышению общего уровня ПО.
Жичжао - новый развивающийся приморский город в провинции Шаньдуна Китая, где ПО начало развиваться с нуля и на сегодня достигло определённых масштабов, сделаны первые шаги по созданию сети высшего и среднего ПО, у которого благоприятные перспективы для развития. Сегодня более 60 % учебных заведений среднего профессионального образования (СПО) Жичжао установили отношения сотрудничества с зарубежными партнёрами, это открыло перед ними новые международные перспективы развития. Например, высший профессионально-технический колледж Жичжао установил отношения долговременного сотрудничества с корейской корпорацией «Хёндэ», с Волгоградским политехническим институтом, Одесским политехническим институтом по модели «1+4», т. е. год обучения на родине, четыре - за рубежом. Колледж имеет 132 базы для устойчивого долгосрочного сотрудничества, подписал соглашения о сотрудничестве с 136 китайскими и зарубежными предприятиями и учебными заведениями: отношения обмена и сотрудничества установлены с 23 высшими учебными заведениями из 12 стран и регионов. Почётными ректорами института избраны всемирно известный учёный, лауреат Нобелевской премии профессор Дин Чжаочжун и заместитель президента корпорации «Хёндэ», председатель правления инвестиционной компании «Хёндэ» в Китае Би Ёнхын.
Нинбоский политехнический колледж расположен в зоне технико-экономическо-
го развития г. Нинбо провинции Чжэцзян, в городе есть несколько тысяч совместных (зарубежных) предприятий, среди них 38 компаний принадлежат к числу 500 крупнейших мировых компаний, в которых имеются уникальные географические преимущества. В колледже включаются различные специальности, такие как «Механика и электроника», «Вычислительная техника», «Электронная информатика», «Биохимия и логистика», которые тесно связаны с местной промышленностью города.
Колледж непрерывно совершенствует систему управления школой, большое внимание уделяется региональным потребностям экономического развития. С правительствами всех уровней совместно созданы Цифровой технологический парк, база людских ресурсов - «Бэйлун» и научно-технологический инновационный парк студентов.
С целью расширения образовательного партнёрства, укрепления сотрудничества в области образования, обмена образовательными ресурсами и содействия обмену студентами и преподавателями колледж установил формальные сотруднические отношения со многими университетами или учебными заведениями из США, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Японии, Южной Кореи, Гонконга, Тайваня и т. д. Колледж принимает участие в китайско-американском проекте «РаШрго», учреждённом Департаментом международного сотрудничества и обмена Министерства образования для совместного обучения квалификационных и прикладных специалистов. Колледж также присоединяется к проекту сотрудничества между Национальной объединённой конференцией президентов профессионально-технических колледжей и Институтом международного и межкультурного образования Среднего запада, одновременно колледж сотрудничает с американскими колледжами. Чтобы развивать профессиональное образование Тайваня и материковых регионов Китая в аспектах планирования учебных дисциплин, научно-исследовательских услуг, обучения студентов и подготовки преподавателей, факультет электроники и информатики колледжа с Тайваньским университетом науки и технологии «Лунхуа» совместно создали факультет электроники и информатики «Лунхуа», что способствует подготовке специалистов в областях электронной информации и информационной технологии.
Факультет предпринимательства и торговли (Международный туризм) Нинбоского политехнического колледжа и факультет туризма «Howon» университета Южной Кореи осуществляют программу обмена студентами в контексте совместного использования образовательных ресурсов.
В Нинбоском колледже разработано много международных академических программ в различных аспектах, таких как программа подготовки преподавателей, программа совместной разработки учебных дисциплин и т. д. Кроме того, активно приглашаются выдающиеся зарубежные учёные в области высшего профессионального образования, чтобы они участвовали в наших ежегодных международных форумах. Профессиональные образовательные учреждения для развивающихся стран были созданы для стимулирования интернационализации профессионального образования и содействия его коммуникации и обмену в развивающихся странах.
Совместно с Гонконгским советом профессионального обучения, Нинбоский политехнический колледж начал пилотную программу в электронике и сегодня имеет право выдавать сертификат по электронике. Система учебных программ из Гонконга, применяемая по международным стандартам, была создана для повышения профессиональных навыков и способностей студентов. Шестнадцать выпускников из 1-го набора уже поступили в крупные совместные предприятия и иностранные компании, и они должны обеспечивать необходимую техническую и сервисную поддержку своим международным клиентам.
Таким образом, включение любого современного образовательного учреждения (китайского или зарубежного) в процесс интернационализации образования является не только условием его инновационного развития, но и фактором выживания в меняющейся социально-экономической среде. Перспективы современных китайских учреждений профессионального образования на рынке образовательных услуг во многом зависят от того, насколько удачно они впишутся в глобальные процессы интернационализации. Успешная международная стратегия регионального учебного заведения профессионального образования является ресурсом повышения его конкурентоспособности, дополнительным источником финансирования, фактором повышения национального и международного престижа.
Список литературы
1. Боревская Н. Е. Обеспечение доступности и привлекательности среднего профессионального образования в КНР // Педагогика. 2012. № 7. С. 109-119.
2. Ма Шучао. Анализ тенденции развития профессионального образования в Китае // Профессионально-техническое образование КНР 2002. № 20. С. 16-18. (ЦЩШ. ФШЩ^
тшшятш&ши]. 2002(20: 16-18).
3. Сюй Чанфа, Лайли. Исследование и анализ профессионального образования в типичных регионах Китая и России // Пекин: Наука и образование, 2010. 180 с.
180).
4. Цзян Сюаньсинь. Разработка интернационализации и локализации в системе современного профессионального образования КНР // Профессионально-техническое образование КНР. 2011. № 24. С. 18-23. (ЖШ.
SK#S#»W,2011.(24:18 -23).
5. Цзянь Сяоянь. Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2009. 15 с.
6. Чжан Ицюнь. Стратегическое мышление международного развития профессионального образования - на основе анализа Сучжоуского высшего профессионально-технического колледжа туризма и экономики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Сучжоу, 2010. 18 с.
Ж*^,2010: 18).
References
1. Borevskaya N. E. Obespechenie dostupnosti i privlekatel'nosti srednego professional'nogo obrazovaniya v KNR // Pedagogika. 2012. № 7. S. 109-119.
2. Ma Shuchao. Analiz tendentsii razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Kitae // Professional'no-tekhnicheskoe obrazovanie KNR. 2002. № 20. S. 16-18. (^ЙЙ. ФИЩ^ЙШ
Ф@Ш#Й#«Ш,2002 (20: 16 - 18).
3. Syui Chanfa, Laili. Issledovanie i analiz professional'nogo obrazovaniya v tipichnykh regionakh Kitaya i Rossii // Pekin: Nauka i obrazovanie, 2010. 180 s. ФЖАШЙ
180).
4. Tszyan Syuan'sin'. Razrabotka internatsionalizatsii i lokalizatsii v sisteme sovremennogo professional'nogo obrazovaniya KNR // Professional'no-tekhnicheskoe obrazovanie KNR. 2011. № 24. S. 18-23.
W,2011.(24:18 -23).
5. Tszyan' Syaoyan'. Osnovnye tendentsii modernizatsii sistem professional'nogo obrazovaniya v Kitae i Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Kazan', 2009. 15 s.
6. Chzhan Itsyun'. Strategicheskoe myshlenie mezhdunarodnogo razvitiya professional'nogo obrazovaniya - na osnove analiza Suchzhouskogo vysshego professional'no-tekhnicheskogo kolledzha turizma i ekonomiki: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Suchzhou, 2010. 18 s.
Ж*^,2010: 18).
Статья поступила в редакцию 20.10.2015