Кузнецова В.В., Машкина О.А.
Реформирование системы вступительных экзаменов в вузы КНР: традиции и инновации
Кузнецова Валентина Вильевна — кандидат исторических наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 8563-4667
Машкина Ольга Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент, Институт стран Азии и Африки, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected]; [email protected] SPIN-код РИНЦ: 4927-6636
Аннотация
В статье рассмотрена эволюция системы вступительных экзаменов в вузы — «гаокао» — за период социально-экономических преобразований в КНР, выделены преимущества и ограничения сложившейся в стране практики оценки знаний абитуриентов. В современном Китае высокие баллы позволяют поступить в престижные национальные вузы, получить высоко оплачиваемую работу, а провал на экзаменах предопределяет серьезные ограничения в будущих жизненных перспективах.
Авторы приходят к выводу, что образовательные неравенства, порождаемые системой «гаокао», могут стать серьезным ограничителем на пути национальной экономики к инновационной модели развития.
Ключевые слова
Вступительные экзамены, реформа, министерство образования, модели «гаокао», образовательные неравенства, управление образованием.
Для КНР характерна историческая традиция социального отбора и продвижения граждан, демонстрирующих высокие результаты на общенациональных экзаменах. В настоящее время общенациональные экзамены в стране проводятся для отбора претендентов на рабочие места в органах государственного управления, аттестации сотрудников (например, школьных педагогов), зачисления абитуриентов в институты высшей школы и в ряде других сфер. Китайская система образования имеет высокую репутацию, подтвержденную результатами PISA — международного теста качества знаний школьников1. Так, по результатам международного теста качества знаний 15-летних школьников PISA2009, 2012, 2015 гг., китайские участники были победителями. Но одновременно китайская система образования считается одной из наиболее проблемных и конкурентных в мире. Для молодых китайских граждан результаты «гаокао» — общенационального вступительного экзамена в высшие учебные заведения — «ворота в будущее»2. Высокие баллы позволяют поступить в
1 PISA - тест Международной программы оценки знаний старшеклассников ОЭСР [Program for International Student Assessment (PISA)]. В настоящее время он проводится в 65 странах.
2 В педагогической литературе подобный подход к оценке знаний учащихся и учебных заведений получил определение «лобовой» оценки или «измерения с высокими ставками», см.: БолотовВ.А.
престижные национальные вузы, получить высоко оплачиваемую работу, а провал на экзаменах предопределяет серьезные ограничения в будущих жизненных перспективах. Особую остроту конкуренции среди молодых граждан во время проведения «гаокао» придает тот факт, что число мест в китайских университетах намного меньше, чем соискателей. Так, в июне 2018 г. в «гаокао» участвовало 9,4 млн молодых китайских граждан, из которых 3,7 стали первокурсниками китайских вузов, или 40% соискателей3.
В статье приведен анализ эволюции системы «гаокао» за период социально-экономических преобразований в КНР, показаны преимущества и ограничения сложившейся в стране практики оценки знаний абитуриентов, обобщены наиболее острые проблемы, порождаемые действующей системой «гаокао».
Развитие «гаокао» в 1980-1990-е гг.
Официально в КНР единый общенациональный вступительный экзамен в институты высшей школы («гаокао») был введен в 1952 г. В 1966 г. с началом развертывания «культурной революции» он был отменен. В годы «культурной революции» (1966-1976 гг.) вступительные экзамены в учебные заведения подвергались критике как «культурная тирания, навязываемая трудящимся классом капиталистов». Мао Цзэдун рассматривал экзаменационную систему как «препятствие активному и живому развитию молодежи — морально, интеллектуально и физически»4.
Зачисление в ограниченное число функционировавших в десятилетие хаоса «культурной революции» университетов осуществлялось на основе рекомендаций ревкомов, характеризовавших политическую надежность соискателей. Практика проведения «гаокао» была восстановлена в 1977 г. после перехода к курсу на построение «планово-рыночной экономики» (1976-1984) и начала реализации программы «четырех модернизаций» (1977-2000)5. Правила вступительных экзаменов предусматривали некоторые преференции для абитуриентов, награжденных премией «Трижды хороший ученик», т.е. отличившихся в учебе, нравственном поведении и физической подготовке. Наличие такой премии давало соискателю право поступать в
Прошлое, настоящее и будущее российской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2018. № 3. C. 287-297.
3 Zhuang Pinghui. Gaokao: how one exam can set the course of a student's life in China // South China Morning Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2097512/gaokao-how-one-exam-can-set-course-students-life-china (дата обращения: 20.09.2018).
4 Чжао Юн. Кто боится большого и злого дракона. Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. C. 228.
5 Подробнее см.: ГельбрасВ.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций. М.: Квадрига, 2010. C. 103.
1977 г. в вузы даже при получении минимальной оценки общего уровня знаний в 50 баллов6.
Первое после «культурной революции» проведение «гаокао» стало важным социально-политическим событием в КНР. К участию в экзамене допускались все желающие, включая выпускников средних школ, которые в период «культурной революции» были высланы из городов в деревни для «трудового перевоспитания». Для многих из них хорошие результаты прохождения экзамена были единственным способом возвращения в города, воссоединения с семьями и получения высшего образования в 40 университетах страны, действовавших в то время. Экзаменационные вопросы и задания составляли провинциальные управления образования. Поступавшие имели право в заявлении указать предпочтительных для себя три вуза и три специальности. Из 5,7 млн участников успешно сдали экзамен лишь 4,7% от общего числа абитуриентов. Это были очень мотивированные молодые люди, на которых китайское руководство возлагало большие надежды. «Мы были элитарной группой, но не по рождению или по социально-экономическому статусу: классовых или экономических различий не было», — так писала о первом наборе студентов профессор Цзин Ли, американка китайского происхождения7. Первокурсники освобождались от платы за обучение в вузах и других сопутствующих расходов. Большинство студентов набора 1977 и 1978 гг. обучались у иностранных преподавателей, а позднее завершали обучение в ведущих зарубежных университетах в рамках программ безвозмездной образовательной помощи Китаю.
Период с начала социально-экономических преобразований в КНР до середины 1980-х гг. условно можно определить как восстановительный для системы «гаокао». С 1983 г. вузы могли принимать первокурсников напрямую в соответствии с планом набора. В том же году впервые в экзамен был включен тест по английскому языку. До середины 1980-х гг. органам управления образованием субнациональных субъектов была предоставлена значительная свобода при утверждении содержания экзаменационных заданий с учетом школьного учебного материала, использовавшегося в подведомственных им организациях. С одной стороны, такое положение во многом было обусловлено отсутствием единого образовательного школьного стандарта, а с другой, — активно идущим процессом формирования (или вернее, восстановления) централизованной в масштабах страны системы управления образованием.
6 Чжао Юн. Ук. соч. С. 230.
7 Цзинь Ли. Культурные основы обучения: Восток и Запад. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015. С. 26-27.
В начале 1980-х гг. в стране предприняли ряд экспериментов по проведению и содержанию вступительных экзаменов. В 1983 г. министерство образование КНР определило Шанхай как субъект проведения эксперимента по разделению выпускных экзаменов из старшей школы и вступительных экзаменов в вузы. После подготовительной работы в 1984 г. в 1985 г. были проведены раздельные экзамены. Но результаты эксперимента были признаны неэффективными, и позднее министерство образования КНР отказалось от подобной практики.
В 1985 г. министерство образования КНР разрешило так называемым «ключевым», т.е. лучшим средним школам высшей ступени (СШВС), рекомендовать наиболее одаренных учеников к поступлению в вузы, что освобождало их от участия в «гаокао»8.
С 1989 г. в большинстве административных субъектов КНР была введена стандартная модель гаокао «3+Х». Данная модель предполагала разделение экзаменационных заданий на два компонента. Первый компонент включал задания по трем обязательным дисциплинам (китайский язык и литература, математика, английский язык). Второй компонент состоял из заданий, обычно по двум предметам, по выбору абитуриента, поэтому модель также называлась «3+2». Перечень дисциплин по выбору был ограничен — химия, биология, политология (марксизм-ленинизм), история. Но содержание экзаменационных билетов могло существенно различаться на местах, в зависимости от учебников, которые использовали в данной провинции.
Для снижения физической и психологической нагрузки на экзаменующихся в ряде административных субъектов (Пекин, Аньхой, Тяньцзинь, Шанхай и Внутренняя Монголия) в виде эксперимента экзамены по обязательным предметам и по дисциплинам по выбору проводились с разрывом в несколько месяцев (так называемые «весенний гаокао» и «осенний» экзамен). Однако результаты этих экспериментов были признаны непродуктивными.
В 1987 г. приказом министерства образования КНР при зачислении в вузы были введены преференции для выпускников СШВС, получивших на провинциальных олимпиадах награды за достижения в научно-техническом творчестве. Это знаменовало важный сдвиг в экзаменационных требованиях к поступающим. Вместо политико-идеологической подкованности абитуриентов приоритетом стали их творческие способности.
8 Guo Kai. Ma Chi. Major changes of gaokao in 40 years // China daily [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2017-06/05/content 29614319.htm (дата обращения: 20.09.2018).
310
Путем проб и ошибок на рубеже ХХ-ХХ1 веков в экзаменационной системе страны постепенно складывались процедуры проведения, проверки ответов на экзаменационные задания, а также механизмы распределения соискателей-победителей в различные институты системы высшего образования. Обобщение практики разных провинций по проведению вступительных экзаменов привело к формированию на рубеже веков единообразной модели гаокао «3+3». Комплексный экзамен (первый компонент «гаокао») включал экзаменационные задания по трем обязательным дисциплинам (китайский язык, математика и английский язык). Второй компонент — тестирование «комплексных учебных результатов» по трем предметам гуманитарного цикла (политика, история и география) или по трем предметам естественнонаучного цикла (физика, химия и биология), в зависимости от предпочтений и избранного профиля будущего обучения абитуриента в вузе.
Утверждалось, что такой подход позволяет учесть интересы и природные наклонности абитуриентов9. На практике разделение второго компонента «гаокао» на гуманитарный и естественнонаучный профили привело к принципиальной перестройке учебных планов в СШВС. После распределения учащихся на гуманитарный и естественнонаучный потоки для первого резко сокращались учебные часы, выделяемые на изучение естественных дисциплин, а для второго — гуманитарных. Тем самым выбор соискателем дисциплин, включаемых во второй компонент «гаокао», предопределялся уже на этапе школьного обучения. Как показывает мировая практика, подобный подход (или ранняя профориентация), ограничивает не только кругозор выпускников средних школ, но и перспективы их будущего трудоустройства.
Развитие «гаокао» в 2000—2010 гг.
В данный период «гаокао» становится действительно общенациональной системой вступительных экзаменов в китайские вузы. «Гаокао» проводятся в основном в письменной форме. Исключением является экзамен по английскому языку, который ряд вузов гуманитарного профиля принимает в письменной и устной формах. В ходе экзамена участникам запрещено пользоваться какими-либо справочно-вспомогательными средствами. К участию в «гаокао» допускаются молодые граждане КНР (за исключением резидентов особых административных районов Гонконг и Макао), закончившие СШВС или получившие аналогичный образовательный ценз. По
9 Щ'РШ. ШЖМП 40 ^ШФ^ЩЬ // ШШ'2017 Ш2 Я, ЙШ594Й. (Ли Шаовэй. Высокие устремления и эволюция гаокао в течение 40 лет после восстановления // Нань фэн чуан, 2017. № 12 (594). С. 28-31).
всей стране «гаокао» проводится в одни и те же дни, экзамен в общей сложности длится 9 часов в течение 2 или 3 дней.
К началу XXI в. также сложилась жестко регулируемая процедура зачисления в вузы. Абитуриенты подают заявления о поступлении не в вуз, а в уполномоченное государственное агентство, как правило, провинциального уровня. Поступающий указывает при заполнении анкеты свои предпочтения относительно будущего места обучения, но не более пяти вузов. Уполномоченное агентство, подводя итоги «гаокао», ранжирует соискателей по количеству набранных ими баллов на группы и определяет величину проходных баллов для разных вузов. Затем агентство направляет заявления поступающих и их данные в соответствующие вузы. По разработанной министерством образования КНР формуле в каждый университет направляется на 20% больше заявлений, чем запланированные контрольные цифры приема (КЦП). После этого вуз рассылает соискателям предложение представить в приемную комиссию необходимые документы (справку о состоянии здоровья, отсутствии правонарушений и др.) и пройти собеседование. Если в итоге соблюдения всех процедур в вузе число потенциальных первокурсников оказывается больше КЦП, то вуз отбирает из списка в порядке очередности абитуриентов, набравших наиболее высокие баллы. Если после первого распределения абитуриентов число заявлений в тот или иной вуз оказывается меньше установленных КЦП, то университет ждет тех, кто указал его в качестве второго выбора и не прошел по баллам в университет, занимавший первое место в списке его приоритетов.
При распределении победителей «гаокао» по институтам высшей школы, расположенным в провинции, уполномоченное агентство классифицирует вузы на несколько категорий с учетом их национального рейтинга10. Абитуриентов в свою очередь подразделяют на группы, исходя из набранных ими баллов. Тех из них, кто получил самые высокие результаты на «гаокао», направляют в университеты первой категории (исследовательские университеты, включенные в Программы «211» и «2011»). Соискатели, чьи результаты попадают во вторую группу, могут быть зачислены в университеты второй категории (массовые общеобразовательные университеты классического типа) и т.д. Данная схема действует и ныне.
В начале 2000-х гг. министерство образования КНР позволило ведущим вузам принимать ограниченное число первокурсников (квота была ограничена 5%), исходя из
10 Машкина О.А. Развитие высшего образования в современном Китае. Высшая школа в условиях развития инновационной экономики». М.: Экономический факультет МГУ имени М.В Ломоносова, 2013. С. 146-158.
собственных критериев оценки их знаний и способностей. Предполагалось, что данная мера позволит выявлять и привлекать в вузы талантливых, неординарно мыслящих молодых людей. Первоначально эксперимент проводился на базе трех университетов провинции Цзянсу, а затем был распространен на более 90 высоко рейтинговых, престижных университетов11.
В 2001 г. министерство образования КНР отменило возрастной лимит для прохождения «гаокао», составлявший до этого 25 лет, и разрешило семейным молодым людям участвовать в экзамене12. В том же году министерство образования КНР снизило проходные баллы для поступающих в вузы на ряд творческих и сельскохозяйственных специализаций. Для выравнивания стартовых позиций абитуриентов были установлены дополнительные баллы двух типов: компенсирующие (для устранения разных форм неравенства, например, для представителей нацменьшинств) и поощрительные (за победы на различных провинциальных, национальных, международных учебных и спортивных мероприятиях). За период 2003-2014 гг. в общей сложности были введены 11 видов общенациональных льгот и 95 видов преференций, которые предоставляли абитуриентам субнациональные органы управления образованием. Критерии подобных преференций не были четко сформулированы, что допускало достаточно свободное их толкование и создавало почву для махинаций и коррупции13.
Первое десятилетие XXI в. можно условно определить как период создания централизованной государственной системы отбора абитуриентов в вузы и переход к этапу совершенствования системы «гаокао» на основе результатов разнообразных экспериментов. Важными чертами модификации «гаокао» и процедур зачисления в институты высшей школы на этом этапе стали следующие меры:
- отмена в 2001 г. жесткого возрастного ограничения для допуска соискателей к прохождению экзамена14;
11 ФШ^^Ж,^. ФИ^^М?^(2016). Blue book of Education 2015. ^ЬЖ : 2016, 340^. (Синяя книга по образованию. Доклад о развитии образования Китая, 2016. Пекин: Из-во общественных наук. С. 071).
12 Guo Kai. Ma Chi. Major changes of gaokao in 40 years // China daily [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2017-06/05/content 29614319.htm (дата обращения: 20.09.2018).
13 ФИ^^М?^(2015). Blue book of Education 2015.
2015, 332 И. (Синяя книга по образованию. Доклад о развитии образования Китая, 2015. Пекин: Из-во общественных наук. С. 024-025).
14 China's Generation Z gaokao candidates shrug off college entrance exam's reputation for making or breaking futures // South China Morning Post [Электронный ресурс].
- разрешение повторной сдачи «гаокао» на следующий год15;
- предоставление университетам квот набора студентов, являющихся резидентами данных муниципалитетов по более низким баллам, чем для абитуриентов из других мест;
- возможность набора студентов на основе контрактов с предприятиями-заказчиками;
- развитие системы образовательных кредитов и форм поддержки талантливых студентов-выходцев из малообеспеченных семей и экономически отсталых районов;
- введение отдельных экзаменов для поступления на профессиональные программы вузов, по окончании которых выпускники не получают академическую степень «бакалавр»;
- развитие сети образовательных организаций, в том числе частных, оказывающих услуги подготовки к «гаокао»16.
Предпринятые меры затрагивали разные аспекты экзаменационной систем — от содержания экзаменационных заданий, процедур проведения экзамена до модернизации экзаменационной инфраструктуры. Это способствовало унификации формальных требований к процедурам «гаокао».
Эксперименты по совершенствованию «гаокао» в последние годы
Эксперименты по совершенствованию «гаокао» продолжаются и во втором десятилетии XXI в. В разных провинциях страны предпринимаются меры по диверсификации процедур, содержания и оценки «гаокао». В Шанхае и провинции Чжэцзяне абитуриентам было разрешено из вариативной части экзамена выбирать любой из 6 предметов без разделения на гуманитарный и технический профили17. В некоторых провинциях было разрешено ряд предметов сдавать дважды. Комплексная
URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2149430/chinas-generation-z-gaokao-candidates-shrug-college-entrance (дата обращения: 20.09.2018).
15 Chinese students choose to retake gruelling 'gaokao' college entrance exam, aiming for a school with more prestige // South China Morning Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2149771/chinese-students-choose-retake-gruelling-gaokao-college-entrance (дата обращения: 20.09.2018).
16 An exam today determines 10 million Chinese students' futures // CNBC LLC [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnbc.com/2018/06/07/gaokao-an-exam-today-determines-10-million-chinese-students-futures.html (дата обращения: 20.09.2018).
17 Ш'РШо ФВ08.06.2017,^—М. (Дун Шаосяо. Каждый человек может действительно выбрать предмет по собственному интересу. Чжунго цзяоюйбао, 08.06.2017. С. 1).
оценка знаний поступающих стала включать, наряду с результатами «гаокао», «тест на проверку уровня усвоения общих знаний, полученных в СШВС, - (гаочжун
хуэйкао). Его результаты позволяют участникам получить аттестат об окончании СШВС. Содержание теста включает письменную и практическую части, а также задания, позволяющие оценить уровень общего развития нравственности, гражданственности, способностей, коммуникативных навыков,
здоровья выпускников18.
В 2014 г. Госсовет КНР обнародовал «Мнение об углублении реформы системы приема абитуриентов». Целью данного документа стала регламентация процедуры начисления поступающим дополнительных баллов и формирование модели «гаокао», опирающейся на общий принцип: «На экзамене все равны!», предполагающий, что зачисление в вузы должно происходить строго в соответствии с полученными абитуриентами баллами. В документе указывается, что к 2020 г. будет «в основном построена современная система вступительных экзаменов с китайской спецификой». Она будет включать три взаимосвязанных компонента: экзамены, общая оценка достижений поступающего, многообразие форм зачисления абитуриентов19. В рекомендациях Госсовета КНР для снижения роли стандартных тестов в школе и вузах был предложен комплекс мер:
- введение системы оценки результатов вступительного экзамена в СШВС и средние профессиональные школы преимущественно на основе результатов тестирования академических знаний школьников;
- создание отдельной от приема в бакалавриат экзаменационной системы для отбора учащихся в организации среднего и высшего профессионального образования;
- реформа модели гаокао «3+Х», предполагающая большую дифференциацию предметов, включаемых в вариативный компонент «Х»;
- расширение самостоятельности ведущих университетов, в том числе, в вопросах выбора форм и методов поиска и приема одаренных абитуриентов.
18 ФШ^^Ж^Ф. ФШШ^ЖШШЩ (2015). Blue book of Education 2015.
2015, 332 И. (Синяя книга по образованию. Доклад о развитии образования Китая, 2015. Пекин: Из-во общественных наук. С. 015).
19Там же.
В 2017 г. в мегаполисах Шанхае, Пекине, Тяньцзине и провинциях Чжэцзяне и Шаньдун прошли пилотные испытания экзаменов, которые должны стать ориентиром для проведения реформ в масштабах всей страны. Цель реформы — придание экзаменам большей открытости, демократичности, справедливости и вариативности. Китайский и иностранный языки, а также математика остались в списке обязательных экзаменов, однако перечень тестов по выбору был значительно расширен, в том числе за счет таких предметов, как музыка, изобразительное искусство, спорт. В творческих и спортивных вузах дополнительно был введен экзамен по специальности, который сдается раньше, чем «гаокао».
Итоги экспериментов показали смешанные результаты. Так, в провинции Чжэцзян доля абитуриентов, которые сделали выбор в вариативной части «гаокао» по принципу разделения предметов на гуманитарные и естественные, упала с 60 до 17% среди поступающих на естественнонаучные направления подготовки и с 40 до 10% среди гуманитариев20. Так, физику как предмет по выбору из 291,3 тыс. абитуриентов пров. Чжэцзян выбрали только 80 тыс. чел.21
В большинстве провинций при проведении «гаокао» для создания более справедливых условий стали использовать общенациональные экзаменационные билеты, которые делятся на 3 (Л,Б,С) категории, в соответствии с внутринациональным ранжированием вузов на 3 категории22.
На волне модернизации «гаокао» расширяются права учащихся на выбор вуза и специальности. В настоящее время абитуриент может подать заявление на 80 специальностей во множество общеобразовательных вузов (главным образом в вузы второй категории, т. е. общеобразовательные классические университеты). В 2017 г. максимальное число вузов, куда абитуриент мог одновременно подавать документы увеличилось до 24. В результате до начала учебного года вузы не имеют точной
20 ШРШо ФВ08.06.2017, Ш—м. (Дун Шаосяо. Каждый человек может действительно выбрать предмет по собственному интересу. Чжунго цзяоюйбао, 08.06.2017. С. 1).
21 More students avoid national physics exam, causing worry // Ecns.cn [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecns.cn/cns-wire/2017/09-11/273089.shtml (дата обращения: 20.09.2018).
22 (Gaokao Shiti Quanguo Juan) Пробные темы билетов общенациональных экзаменов «гаокао» // URL: https ://baike .baidu.com/item/ii Jj #DD^B^/3692393?fr=aladdin (дата обращения: 20.09.2018).
информации о том, сколько абитуриентов его выбрали. Это порождает острую конкурентную борьбу вузов за каждого абитуриента с высокими баллами «гаокао» 23.
В марте 2018 г. министерство образования КНР объявило о намерении отменить дополнительные баллы за спортивные достижения, победы в олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике ниже национального уровня или наличие провинциальной награды за моральные качества соискателя24.
Но в Пекине, Шанхае и ряде других мегаполисов местным органам управления образованием предоставлены большие права в регулировании «гаокао», чем в остальных административных субъектах. Например, они могут самостоятельно составлять собственные экзаменационные билеты, а не использовать общенациональные. В 2017 г. шанхайским вузам было предоставлено право отбирать студентов, учитывая три критерия: результаты «гаокао», баллы академического теста в СШВС и портфолио их личного роста25. Ведущим национальным университетам также предоставлена большая самостоятельность в определении критериев зачисления будущих студентов. Например, в совместном университете, открытом в 2017 г. в г. Шэньчжэнь (КНР) научно-педагогическими силами двух университетов — МГУ имени М.В. Ломоносова и Пекинского Политехнического Института (Университета), была разработана следующая схема формирования проходного конкурсного балла. Вступительное испытание проходит в виде комплексного экзамена. Общая оценка формируется как сумма результатов трех слагаемых, общий вес которых равен 100%: баллов «гаокао» - 60%; результатов вступительных испытаний, проводимых МГУ, -30%; результатов аттестационного тестирования успеваемости в школе — 10%26.
Расширение автономии и прав органов управления образованием и вузов, расположенных в крупнейших мегаполисах, в первую очередь в Пекине и Шанхае, может способствовать концентрации интеллектуального потенциала страны в пространстве эффективного взаимодействия между вузами, технопарками и
23 мш.. да^. тпж^т&^шшшшшш^тш?-фшш^ш'07.06.2017,ш1-3и. (Чжэн
Тяньхун. Ху Хао. К каким сдвигам и прорывам в конечном итоге может принести реформа «гаокао»? Zhongguo Jiaoyubao. 07.06.2017. С. 1-3).
24 China's Generation Z gaokao candidates shrug off college entrance exam's reputation for making or breaking futures // South China Morning Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2149430/chinas-generation-z-gaokao-candidates-shrug-college-entrance (дата обращения: 20.09.2018).
25 Education in China. A Snapshot. - OECD 2016 // China Research Center [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/china/Education-in-China-a-snapshot.pdf (дата обращения: 20.09.2018).
26 О процедуре поступления на образовательные программы бакалавриата в совместный Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне в 2018 г. // Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне [Электронный ресурс]. URL: http://szmsubit.ru/procedura-postuplenija/ (дата обращения: 20.09.2018).
передовыми научными лабораториями. Можно также предположить, что это приведет к дальнейшему увеличению территориального разрыва в уровне и качестве образования.
В целях смягчения образовательного неравенства между городом и деревней27 с 2015 г. органы управления образованием обязывают вузы, расположенные в экономически развитых районах, резервировать большее число мест для студентов, зарегистрированных в сельских и отдаленных районах, а также публично раскрывать информацию о таких местах. В 2016 г. квота для абитуриентов из Центрального и Западного регионов было увеличена до 210 тыс. студентов. Это позволило повысить представительство студентов-выходцев из крестьянских семей в вузах всех категорий на 23% по сравнению с 2015 г.28
Подобные меры позитивной дискриминации вызывают неоднозначную реакцию в обществе, а в ряде мест — открытые протесты горожан, выступающих против сокращения мест в вузах для своих детей. Так, в провинциях Цзянсу, Чжэцзян и Хубэй состоялись демонстрации местных горожан, главным образом родителей абитуриентов, против решения министерства образования КНР уменьшить квоты зачисления для абитуриентов из числа местных жителей для увеличения набора абитуриентов из Западного региона страны29.
Для смягчения общественного недовольства в официальных документах, публикуемых в КНР, постоянно подчеркивается, что процедура проведения экзамена должна отвечать требованиям безопасности, точно соответствовать установленным нормам, носить инклюзивный характер, а процесс оценки результатов быть прозрачным30.
Проблемы современной системы вступительных экзаменов
В литературе представлены противоположенные оценки современной экзаменационной системы «гаокао». Так, известный синолог Н.Е. Боревская указывает
27 Weng Shihong. The Association of NPOs and Compulsory Education Aid in China // Chinese Public Administration Review. 2018. Vol. 9(1). P. 34-54.
28 ^ФНifettêïXtf^ft^iiffll^fi+AÀilSff»
° ФШй^^^, 2017, N03, 0. С. 4-14. (Чэнь Баошэн. Создадим социалистическое образование с китайской спецификой и отметим победоносное открытие 19 съезда КПК выдающимися успехами // Высшее образование, 2017. № 3-4. С. 5).
29 Gaokao: how one exam can set the course of a student's life in China // South China Morning Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2097512/gaokao-how-one-exam-can-set-course-students-life-china (дата обращения: 20.09.2018).
30 Ш54- ^ФНiÊttèiXiS^tti^iiifW+AÀiigff»
2017, N03,0. С. 4-14. (Чэнь Баошэн. Создадим социалистическое образование с китайской спецификой и отметим победоносное открытие 19 съезда КПК выдающимися успехами // Высшее образование, 2017. № 3-4. С. 5).
на позитивные стороны «гаокао»: относительная доступность прохождения экзаменов для жителей сельской местности и малых городов в условиях большой протяженности территории страны, достаточно открытый характер их организации и проведения, вовлечение в ряды соискателей лиц из разных социальных слоев общества и разного возраста31. Противоположный вывод содержится в ряде работ западных специалистов, отмечающих, что система «гаокао», хотя и позволяет выявить молодых граждан, обладающих высоким уровнем знаний, по своей конструкции содержит ряд встроенных социальных неравенств32.
В настоящем виде «гаокао» свойственны серьезные недостатки. Прежде всего, подготовка к «гаокао» деформирует мотивацию учеников к обучению и сам процесс обучения. Школьное обучение жестко ориентировано на подготовку к «гаокао», опирается на постоянное запоминание и механические навыки в качестве основного подхода, использует результаты тестов как основной или единственный критерий оценки знаний и навыков учащихся. В результате у многих учащихся атрофируется способность к самостоятельному мышлению и инициативность. Об этом с тревогой говорят педагоги. Так, по мнению учителя из СШВС г. Ханчжоу Ян Чуньлиня (ШШШ) , его 20-летний опыт свидетельствует, что ученики могут очень хорошо усвоить знания и уметь их блестяще проявлять, но не умеют планировать свою будущую жизнь33.
Действующая модель «гаокао» усиливает социальное и материальное вертикальное и горизонтальное неравенство3. У старшеклассников из Пекина и Шанхая есть существенные преимущества при поступлении в вузы благодаря особым квотам набора, выделяемым для абитуриентов резидентам муниципалитетов35. В печати сообщалось, что в 2017 г. «в Пекине на технические специальности было выделено 1800 мест для жителей столицы (из 80 тыс. кандидатов), но только 38 мест
31 Боревская Н.Е. Система императорских экзаменов в Китае // Педагогика. 2005. № 10. С. 78-90.
32 См., напр.: Research on China's National College Entrance Examination (the Gaokao) // URL: file:///C:/Users/1/Downloads/AEIGaokaoReport 310809%20(3).pdf (дата обращения: 20.09.2018).
33 07.06.2017,Ш-3И. (Чжэн
Тяньхун. Ху Хао. К каким сдвигам и прорывам в конечном итоге может принести реформа «гаокао»? Zhongguo Jiaoyubao. 07.06.2017. С. 1-3).
34 Chinese Migration and Families-At-Risk / Ed. by Ko Ling Chan. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2015. P. 53-77.
35 В докладе Института при Азиатском Банке Развития отмечается также неравенство возможностей и у выпускников разных СШВС мегаполисов. См.: Gaokao: how one exam can set the course of a student's life in China. // South China Morning Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2097512/gaokao-how-one-exam-can-set-course-students-life-china (дата обращения: 20.09.2018).
для провинции Шаньдун (из 660 тыс. кандидатов). Несмотря на то, что на протяжении нескольких лет учащиеся провинции Хубэй показывали наилучшие результаты в учёбе, квоты для хубэйцев увеличены не были»36. Серьезным вызовом равенству возможностей является и сохраняющееся требование к абитуриентам сдавать «гаокао» по месту официальной регистрации. Это приводит к протестам семей трудовых мигрантов37, требующих предоставления их детям права сдавать «гаокао» в тех городах, где они работают, прежде всего в Пекине и Шанхае.
Система начисления баллов остается сложной. Только 40% участников «гаокао» сдают экзамен с первого раза. Не с первого раза сдал «гаокао» и основатель и исполнительный глава «Алибаба групп», успешный бизнесмен и креативный человек Джек Ма38.
Сложные экзаменационные задания39 стимулируют развитие рынка услуг репетиторства. В 2017 г. его объем оценивался экспертами в 120 млрд долл. По данным выборочных опросов родителей выпускников в городах, более 90% семей прибегали к услугам частных репетиторов для подготовки детей к «гаокао»40. Ряд семей начинает подготовку детей к прохождению «гаокао» с поступления в начальную школу. Школы, выпускники которых успешно сдавали экзамены в вузы, разбогатели на публикации пособий тестов для поступающих. Школьные учителя получают большие премии от директоров и учредителей школы за каждого выпускника, поступившего в престижный университет. Неудивительно, что вместо развития творческого потенциала своих подопечных, они «затачивают» обучение на отработку учениками заданий предыдущих «гаокао».
36 Гаокао, или ЕГЭ по-китайски: плюсы и минусы // Международное радио Китая [Электронный ресурс]. URL: http://russian.cri.cn/3070/2017/06/22/1s608140.htm (дата обращения: 20.09.2018).
37 Zhao Liqiu, Liu Shouying, Zhang Wei. New Trends in Internal Migration in China: Profiles of the New-generation Migrants // China and World Economy. 2018. Vol. 26. No 1. P. 18-41.
38 Chinese students choose to retake gruelling 'gaokao' college entrance exam, aiming for a school with more prestige // South China Morning Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2149771/chinese-students-choose-retake-gruelling-gaokao-college-entrance (дата обращения: 20.09.2018).
39 Примеры экзаменационных заданий см.: O'DonnellB. 30 Absolutely Insane Questions from China's Gaokao // Thatsmags.com [Электронный ресурс]. URL: http://www.thatsmags.com/shanghai/post/19325/30-absolutely-insane-questions-from-china-s-gaokao-exam (дата обращения: 20.09.2018)
40 An exam today determines 10 million Chinese students' futures // CNBC LLC [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnbc.com/2018/06/07/gaokao-an-exam-today-determines-10-million-chinese-students-futures.html (дата обращения: 20.09.2018).
Сохранение разных требований при оценке результатов «гаокао» в разных провинциях ведет к росту числа так называемых «мигрантов гаокао» 41. Под ними понимают семьи, которые заранее переезжают в те провинции, где менее жесткие требования при оценке результатов «гаокао» или меньше конкуренция среди соискателей42. Это неравенство провоцирует «образовательную» миграцию семей абитуриентов. Поэтому до недавнего времени, чтобы получить более высокие баллы, некоторые выпускники переходили накануне экзаменов в школы, например, Внутренней Монголии43.
Высокие расходы местных бюджетов на проведение «гаокао». В соответствии с действующими нормативными актами, около центров для сдачи «гаокао» останавливаются строительные работы и перекрываются дороги. Во избежание шума улицы патрулируют полицейские машины. Около центров дежурят машины скорой помощи, а под окнами часами стоят родители выпускников.
Сильный стресс для родителей выпускников. В средствах информации описываются случаи, когда взволнованные родители перекрывали дороги в провинциях Аньхой, Цзянсу и Шаньдун, опасаясь, что автомобильный шум станет помехой на устном экзамене по иностранному языку.
Распространение коррупции и мошенничеств как со стороны учащихся, чиновников, так и преподавателей. Практика начисления дополнительных баллов за «особые» заслуги и качества соискателей породила широкое распространение торговли различными дипломами, сертификатами. Другой формой мошенничества стали фальсификации приемных комиссий. Так, в ноябре 2013 г. был арестован председатель приемной комиссии Народного университета (Жэньда дасюэ) Цай Жуншэн. Он был уличен в получении многомиллионных взяток за отнесение обычных абитуриентов к льготной категории особо одаренных соискателей44. Вскоре после его ареста министерство образования КНР ужесточило правила приема, обязав университеты
41 Wang E. China's exam migrants desperate for chance to sit life-changing gaokao // CNN Internal Edition + [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2018/06/06/asia/china-gaokao-immigrants-intl/index.html (дата обращения: 20.09.2018).
42 Об особенностях соответствующих процессов урбанизации в КНР см., напр.: China's 40 Years of Reform and Development, 1978-2018 / Ed. by R. Garnaut, Song Ligang, Fang Cai. Acton: Australian National University Press. 2018. P. 459-461.
43 Cai Yiwen. Fujian Province Cracks Down on 'Exam Migrants' // Sixth tone [Электронный ресурс]. URL: http://www.sixthtone.com/news/1001218/fujian-province-cracks-down-on-exam-migrants (дата обращения: 20.09.2018).
44 Чжао Юн. Кто боится большого и злого дракона. Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. C. 222.
вести видеозапись вступительных собеседований с абитуриентами и публиковать их результаты не менее чем за 10 дней до официального оглашения списка зачисленных.
В 2015 г. был принят специальный закон, предусматривающий суровое наказание за мошенничество на «гаокао»45. Так, за использование на экзамене шпаргалок или каких-либо технических средств уличенный участник «гаокао» может быть приговорен к трем годам тюремного наказания и крупному штрафу. По обвинению в организации массовых мошенничеств при проведении «гаокао» (нарушение процедуры, подлоги и т.п.) предусмотрено наказание до 7 лет тюремного наказания46.
Молодые люди, провалившие «гаокао», но намеренные сдавать его снова (так называемые ЖШ «фуду»), продолжают подготовку к экзамену в специализированных онлайновых и оффлайновых образовательных организациях. В Китае широко известна школа Маочжун, специализирующаяся на подготовке к «гаокао». В 2013 г. свыше 11 тыс. ее учеников поступили в вузы. В эту школу приезжают ученики из разных провинций Китая. Год обучения в школе стоит 6 тыс. долл., что в 2 раза превышает средний доход жителей крупных городов и в 7 раз больше годового дохода сельских жителей. Школа стала катализатором экономического развития поселка, в котором расположена. Резко выросли цены на недвижимость, появились новые рабочие места, связанные с обслуживанием десятков тысяч учеников и их родителей 47. Академическая нагрузка учеников этой школы в 3 раза выше, чем в других школах, благодаря чему свыше 80% выпускников школы демонстрируют результаты «гаокао» выше проходных баллов, нужных для поступления в лучшие вузы. Все, что не способствует повышению экзаменационных результатов, рассматривается в школе как отвлекающее от занятий и запрещено. «Это ад на пути в рай», - так охарактеризовал эту школу один из ее выпускников48. Когда учеба занимает все время, у подростка не развиваются способности понимать себя, других людей, эффективно с ними общаться,
45 Для предотвращения мошенничеств со стороны учащихся при допуске к экзамену абитуриенты проходят через рамки детекторов, предъявляют идентификационные карты, а в ряде провинций у соискателей даже сверяют отпечатки пальцев (провинция Хунань). См.: Wong С. Educators call for tightened gaokao regulations in wake of mass cheating case // Global Times E-Paper [Электронный ресурс]. URL: http://epaper.globaltimes.cn/2014-06-19/55065.htm (дата обращения: 20.09.2018).
46 Мануков С. Уроки китайской грамоты: семь лет за шпаргалку // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3313150 (дата обращения: 20.09.2018).
47 Чжао Юн. Ук. соч. C. 214-215.
48 Чжао Юн. Ук. соч. C. 217.
что приводит к стрессам и суицидам, о чем с тревогой говорят китайские психологи и педагоги49.
Выводы
Ориентированное на экзамен образование продолжает многовековые традиции императорских экзаменов — «кэцзюй». В настоящее время значительная часть китайского общества рассматривает «гаокао» как основную веху для получения уважаемого социального статуса, благополучия, хорошо оплачиваемого рабочего места50.
Сложившая в КНР модель вступительных экзаменов в вузы — «гаокао» - стала важным механизмом отбора наиболее трудолюбивых и способных к запоминанию больших объемов данных студентов. В настоящее время КНР осуществляет переход от экстенсивного развития к инновационной модели экономического роста, и страна нуждается в креативно мыслящих профессионалах, умеющих рисковать, т.е. обладающих теми качествами, которые подавляет сложившаяся практика подготовки к «гаокао»51.
С одной стороны, стандартный подход к оценке уровня знаний соискателей опирается на востребованный обществом принцип равенства стартовых возможностей для молодых граждан. С другой стороны, в силу значительной региональной дифференциации в уровнях социально-экономического развития и образования «гаокао» уже на уровне школьного обучения усиливает неравенство перспектив личностного развития молодежи. Более того, хотя в последние годы «гаокао» становится менее формализованным, а число вузов и контрольные цифры набора постоянно растут, конкуренция на вступительных экзаменах обостряется.
В социальном плане сложившаяся модель «гаокао» усиливает неравенство возможностей и ведет к формированию обширной группы молодежи, получившей название «оставшиеся позади».
49 07.06.2017,Ш1-3М. Zheng Tianhong. Hu Hao. Gaokao gaige daodi hui qude naxie jinzhan yu tupo? Чжэн Тяньхун. Ху Хао. К каким сдвигам и прорывам в конечном итоге может принести реформа «гаокао»? Zhongguo Jiaoyubao. 07.06.2017. С. 1-3.
50 Например, для получения места госслужащего соискателю необходимо пройти экзаменационный отбор, к участию в котором допускаются в настоящее время только лица, получившие высшее образование. См.: TaoM.A. Pros and Cons of Chinese Public Servant Career Temptation — Consideration on the Hot Phenomenon of Civil Service Examinations // Canadian Social Science. 2012. Vol. 8, No 5. P. 117-120.
51 Кузнецова В.В., Машкина О.А. Перспективы инновационно-технологического прорыва Китая // Вестник МГПУ, Серия «Педагогика и психология». 2018. № 3(45). С. 92-104.
Поощрение китайским руководством выезда молодежи за границу для обучения и рост среднедушевых доходов населения способствовали появлению в обеспеченных семьях новых предпочтений относительно образования своих детей. Во-первых, богатые китайцы все чаще отдают предпочтение подготовке детей к поступлению в ведущие международные университеты, а не к прохождению «гаокао». Во-вторых, семьи абитуриентов, получивших достаточно высокие баллы по «гаокао», но недостаточные для поступления в желательный для них китайский университет, направляют детей в западные вузы, принимающие китайские сертификаты «гаокао». В-третьих, семьи абитуриентов, получивших низкие баллы по «гаокао» или не сдававших экзамены, отправляют детей учиться в те страны, где от китайских студентов не требуется демонстрации хорошего уровня комплексных знаний.
Список литературы:
1. Болотов В.А. Прошлое, настоящее и будущее российской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2018. № 3. C. 287-297.
2. Боревская Н.Е. Система императорских экзаменов в Китае // Педагогика. 2005. № 10. С. 78-90.
3. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций. М.: Квадрига, 2010.
4. Гаокао, или ЕГЭ по-китайски: плюсы и минусы // Международное радио Китая [Электронный ресурс]. URL: http://russian.cri.cn/3070/2017/06/22/1s608140.htm (дата обращения: 20.09.2018).
5. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Перспективы инновационно-технологического прорыва Китая // Вестник МГПУ, Серия «Педагогика и психология». 2018. № 3(45). С. 92-104.
6. Мануков С. Уроки китайской грамоты: семь лет за шпаргалку // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3313150 (дата обращения: 20.09.2018).
7. Машкина О.А. Развитие высшего образования в современном Китае. Высшая школа в условиях развития инновационной экономики». М.: Экономический факультет МГУ имени М.В Ломоносова, 2013.
8. О процедуре поступления на образовательные программы бакалавриата в совместный Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне в 2018 г. // Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне [Электронный ресурс]. URL: http://szmsubit.ru/procedura-postuplenija/ (дата обращения: 20.09.2018).
9. Чжао Юн. Кто боится большого и злого дракона. Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017.
10. Цзинь Ли. Культурные основы обучения: Восток и Запад. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015.
11. ФВаШ' 08.06.2017, Ш—М( Дун Шаосяо. Каждый человек может действительно выбрать предмет по собственному интересу. Чжунго цзяоюйбао, 08.06.2017).
12. 40 // ШМШ'2017 Ш12 т, ЙШ5941Й. (Ли Шаовэй. Высокие устремления и эволюция гаокао в течение 40 лет после восстановления // Нань фэн чуан, 2017. № 12(594). С. 28-31).
13. (2015). Blue book of Education 2015.
2015, 332 М. (Синяя книга по образованию. Доклад о
развитии образования Китая, 2015. Пекин: Из-во общественных наук).
14. (2016). Blue book of Education 2015. ^Ьм : 2016, 340М. (Синяя книга по образованию. Доклад о развитии образования Китая, 2016. Пекин: Из-во общественных наук).
15. штктт^шттш^тш? -
ФВ^^Ж' 07.06.2017,Ш1-3М. (Чжэн Тяньхун. Ху Хао. К каким сдвигам и прорывам в конечном итоге может принести реформа «гаокао»? Zhongguo Jiaoyubao. 07.06.2017. С. 1-3).
16.
2017, N03,0. С. 4-14. (Чэнь Баошэн. Создадим социалистическое образование с китайской спецификой и отметим победоносное открытие 19 съезда КПК выдающимися успехами // Высшее образование, 2017. № 3-4. С. 4-14).
17. ffi^iiM^H^ (Gaokao Shiti Quanguo Juan). (Пробные темы билетов общенациональных экзаменов «гаокао»). URL: https://baike.baidu.com/item/^%i^fcM^ffl^/3692393?fr=aladdin (дата обращения: 20.09.2018).
18. An exam today determines 10 million Chinese students' futures // CNBC LLC [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnbc.com/2018/06/07/gaokao-an-exam-today-determines-10-million-chinese-students-futures.html (дата обращения: 20.09.2018).
19. Cai Yiwen. Fujian Province Cracks Down on 'Exam Migrants' // Sixth tone [Электронный ресурс]. URL: http://www.sixthtone.com/news/1001218/fujian-province-cracks-down-on-exam-migrants (дата обращения: 20.09.2018).
20. China's 40 Years of Reform and Development, 1978-2018 / Ed. by R. Garnaut, Song Ligang, Fang Cai. Acton: Australian National University Press. 2018.
21. China's Generation Z gaokao candidates shrug off college entrance exam's reputation for making or breaking futures // South China Morning Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2149430/chinas-generation-z-gaokao-candidates-shrug-college-entrance (дата обращения: 20.09.2018).
22. Chinese Migration and Families-At-Risk / Ed. by Ko Ling Chan. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2015.
23. Chinese students choose to retake gruelling 'gaokao' college entrance exam, aiming for a school with more prestige // South China Morning Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2149771/chinese-students-choose-retake-gruelling-gaokao-college-entrance (дата обращения: 20.09.2018).
24. Education in China. A Snapshot. - OECD 2016// China Research Center [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/china/Education-in-China-a-snapshot.pdf (дата обращения: 20.09.2018).
25. Gaokao: how one exam can set the course of a student's life in China // South China Morning Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2097512/gaokao-how-one-exam-can-set-course-students-life-china (дата обращения: 20.09.2018).
26. Guo Kai. Ma Chi. Major changes of gaokao in 40 years // СЫпя daily [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2017-06/05/content 29614319.htm (дата обращения: 20.09.2018).
27. More students avoid national physics exam, causing worry // Ecns.cn [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecns.cn/cns-wire/2017/09-11/273089.shtml (дата обращения: 20.09.2018).
28. O'Donnell B. 30 Absolutely Insane Questions from China's Gaokao // Thatsmags.com [Электронный ресурс]. URL: http://www.thatsmags.com/shanghai/post/19325/30-absolutely-insane-questions-from-china-s-gaokao-exam (дата обращения: 20.09.2018).
29. PISA 2015 high performers. China // The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA-2015-china.pdf (дата обращения: 20.09.2018).
30. Research on China's National College Entrance Examination (the Gaokao) // URL: file:///C:/Users/1/Downloads/AEIGaokaoReport 310809%20(3).pdf (дата обращения: 20.09.2018).
31. Tao M.A. Pros and Cons of Chinese Public Servant Career Temptation — Consideration on the Hot Phenomenon of Civil Service Examinations // Canadian Social Science. 2012. Vol. 8. No 5. P. 117-120.
32. WangE. China's exam migrants desperate for chance to sit life-changing gaokao // CNN Internal Edition + [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2018/06/06/asia/china-gaokao-immigrants-intl/index.html (дата обращения: 20.09.2018).
33. Weng Shihong. The Association of NPOs and Compulsory Education Aid in China // Chinese Public Administration Review. 2018. Vol. 9(1). P. 34-54.
34. Wong С. Educators call for tightened gaokao regulations in wake of mass cheating case // Global Times E-Paper [Электронный ресурс]. URL: http://epaper.globaltimes.cn/2014-06-19/55065.htm (дата обращения: 20.09.2018).
35. ZhangMuyang, Chen Jie. Are Chinese Paying too much or too little for School Quality? The Rent Yield Gap Approach for Estimating the Capitalization of School Quality in Shanghai // ADBI Working Paper Series. 2017. No 724. P. 22.
36. Zhao Liqiu, Liu Shouying, Zhang Wei. New Trends in Internal Migration in China: Profiles of the New-generation Migrants // China and World Economy. 2018. Vol. 26. No 1. P. 18-41.
37. ZhuangPinghui. Gaokao: how one exam can set the course of a student's life in China // South China Morning Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/society/article/2097512/gaokao-how-one-exam-can-set-course-students-life-china (дата обращения: 20.09.2018).
Kuznetsova V. V., Mashkina O.A.
Chinese College Entrance Examination Reforming: Traditions and
Innovations
Valentina V. Kuznetsova — PhD, Associate Professor, School of Public Administration, Moscow State University, Moscow, the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Olga A. Mashkina — PhD, Associate Professor, Institute of Asian and African Countries, Moscow State University, Moscow, the Russian Federation. E-mail: [email protected]: [email protected]
Abstract
The article gives an insight into the evolution of the entrance examinations system to Chinese universities — «gaokao» — during the period of socio-economic reforms in China, specifies the advantages and limitations of the country's practice of assessing students' knowledge. In modern China, high scores not only allow a person to enter the prestigious national universities, but open a gate to a high-paying job, and in other case a failure in the exams predetermines serious limitations in life prospects. The authors make a conclusion that the educational inequalities generated by the «gaokao» system can be a serious obstacle on the way of the national economy to the innovation model of development.
Keywords
Entrance exams, traditions, reform, ministry of education, «gaokao» models, educational inequality, education management.