Научная статья на тему 'Рынок образования в Китае глазами европейских исследователей'

Рынок образования в Китае глазами европейских исследователей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КИТАЙ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОЧАЯ СИЛА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кречетников К.Г., Федосеева С.В.

Данная статья содержит характеристику китайского образования и анализ его текущего состояния на рынке. Отражает историю создания высшего профессионального образования в Китае, а также выявляет основные тенденции улучшения системы образования путем сотрудничества с другими странами, особенно с Финляндией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок образования в Китае глазами европейских исследователей»

98 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В заключении можно сказать, что южнокорейская система менеджмента -это что-то среднее между японской и американской, но в последнее время, она постоянно совершенствуется и самостоятельно выходит на мировой рынок. Для рабочих стараются сделать как можно более комфортные условия и льготы. Очень большую роль играют профсоюзы. И с каждым годом число занятых увеличивается, число застрахованных растет, гендерное различие уменьшается, а дискриминация категории людей с ограниченными способностями истребляется. Поэтому опыт Кореи в развитии менеджмента, обеспечении условий труда и организации труда несомненно нуждается в изучении и заимствовании многими странами.

Список литературы:

1. Rowley С., Bae J., Sohn Т. Introduction: Capabilitiesto Liabilitiesin Korean Management // Asia Pacific Business Review, Summer 2001, Vol. 7, Issue 4. -P. 4.

2. Morden Т., Bowles D. Management in South Korea: a review // Management Decision, 1998, Vol. 36, No. 5. - P. 316-330.

3. Министерство занятости и труда Южной Кореи (MOEL) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://moel.go.kr/english/.

4. Федченко С.Г. Особенности мотивации в Южнокорейской системе менеджмента // Известия Восточного института. - 1996. - № 2. - С. 4-6.

5. Сравнительное и международное трудовое право: учебник для вузов. -М.: Дело, 1999. - С. 358-363.

6. Кречетников К.Г., Панина А.В. Регулирование трудовых отношений в Корее // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - № 20. - С. 100-105.

РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

© Кречетников К.Г.*, Федосеева С.В.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Данная статья содержит характеристику китайского образования и анализ его текущего состояния на рынке. Отражает историю создания высшего профессионального образования в Китае, а также выявляет основные тенденции улучшения системы образования путем сотрудничества с другими странами, особенно с Финляндией.

Ключевые слова интернационализация, Китай, модель подготовки, профессиональное образование, рабочая сила, система образования.

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».

Экономика труда и управление персоналом

99

В современном мире в связи с быстрой динамикой развития, Китай вынужден сотрудничать с учебными заведениями и организациями других государств для улучшения своей экономики. Интернационализация становится одним из приоритетов для построения инновационной политики в Китае. В большинстве случаев зарубежные партнеры не против образовательного обмена, так как их экономические, коммерческие или политические цели совпадают [3].

Система образования в Китае является самой большой в мире. Она состоит из 4 уровней: базисное (дошкольное, общее начальное и среднее), средне-профессионально техническое, общее высшее и образование для взрослых. По данным июня 2015 года, около 9,5 миллионов студентов приняли участие в сдаче единого государственного экзамена. Государство инвестирует 4 % от общего бюджета на образование. В 1986 г. китайское правительство приняло закон об обязательном образовании, который включал 9 лет обучения. На данный момент, по заявлению Министерства образования 99,7 % всего населения страны закончили базисный уровень.

Высшее образование Китая прошло длинный путь становления, который не обошелся без участия иностранных государств. В 1949 году Китай принял модель Советского Союза в области профессионального образования. Как следствие, выпускники китайских колледжей и университетов обладали недостаточными знаниями и навыками. После запуска экономических реформ в 1978 году, китайское правительство совместно с Министерством труда приняли немецкую профессиональную модель подготовки, известную своей профессиональной ориентацией.

После Национальной конференции по профессионально-техническому образованию в 2005 году, Министерство образования взяло на контроль профессиональное образования из рук Министерства труда и социального обеспечения. Министерство образования было инициатором многих проектов развития в сфере профессионального обучения. Учитывая неудачную практику Китая, Министерство образования решило объединить лучшие качества каждой модели, включая австралийскую, немецкую двойную профессиональную модель, великобританскую политехническую модель, модели колледжа американской и канадской общин и индийскую техническую модель.

В 2014 году на Национальной конференции по профессионально-техническому образованию, Государственный совет издал приказ об ускорении развития высшего образования, основанном на долгосрочном международном сотрудничестве [2]. Данный приказ подталкивает китайские высшие учебные заведения использовать высококачественные зарубежные образовательные ресурсы, способствующие:

1) преподавательскому и студенческому обмену деятельностью;

2) ускорению предоставления качественного профессионально-технического образования;

100 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3) предоставлению стимула для развития крупных и учебных программ стандартам в соответствии с международным эталоном.

Для реализации этой новой стратегии, в июне 2014 шесть министерств (Министерство образования, Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство финансов, Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения, Министерство сельского хозяйства и Канцелярия Госсовета КНР по оказанию помощи в развитии бедных районов) выпустили план создания современной системы профессионального образования на 20142020 годы [3].

План изменений в системе профессионального образования был разработан после того, как Госсовет КНР обнародовал «Постановление об ускоренном развитии современного профессионального образования».

Ожидается, что уже к концу 2015 года в Китае будут сделаны первые шаги по формированию современной системы профессионального образования, количество учащихся в средних профессиональных школах страны увеличится до 22,5 млн. человек, а число обучающихся в специальных профессиональных училищах достигнет 13,9 млн. человек. В программе планируется реформировать изучаемые дисциплины, увеличить количество специальных предметов, позволить студентам более свободно выбирать специальности и при необходимости менять их.

В организационном плане изменения коснутся системы управления. Еще одна из задач - создать платформу с информацией об открываемых специальностях и системой оповещения об изменениях в этой области. Информатизация - еще одно из направлений развития профессионального образования. Так, во всех профессиональных учебных заведениях планируется открыть широкополосные мультимедийные и внутренние компьютерные сети. Программа также предусматривает постоянную проверку выполнения задач, изучение новых проблем и обстоятельств, возникающих в ходе реализации программы.

Чтобы сделать прорыв в сфере образования, нужно решить, какая страна готова инвестировать в трудовые ресурсы? Китаю очень выгодно сотрудничать с Финляндией, их модели образования являются прекрасным дополнением друг к другу, однако данная страна не готова к экспорту на данный момент [2, 3]. Тем не менее, эмпирические данные показывают, что в отношении обмена компетенциями, опыт финских учреждений и известное знание рынка образования является преувеличенным [1].

Другая задача исследования заключалась в выявлении действий по усилению интернационализации в Китае [2]. Ученые изучили китайское законодательство и политику в отношении сферы образования, причины для участия институтов (государственные поощрения; усиливающие поток студентов, статус и конкурентные позиции), проблемы и перспективы на будущее интернационализации Китая и сделали заключение, что цели политики

Экономика труда и управление персоналом

101

Финляндии и Китая совпадают [3]. И если бы Финляндия не отказалась от сотрудничества, страны смогли бы быстрее перейти на новый уровень развития.

Статистика входящей мобильности Китая показывает, что численность иностранных студентов, желающих учиться в данной стране, ежегодно повышается примерно на 20 % с периода принятия реформ [8]. По официальным данным правительства, 195,503 иностранных студентов из 188 стран и регионов приехали учиться на материк в 2007 году. Однако в данное число не входит количество, обучающихся в частных языковых школах. Если посчитать общую сумму, то насчитывается около 300000 иностранных студентов. Это делает Китай шестой страной в мире по количеству студентов входящей мобильности.

Наиболее распространенными партнерами Китая в образовательной сфере являются 5 стран: Южная Корея, Япония, Соединенные Штаты, Вьетнам и Таиланд. На данный момент также происходит усиление потока студентов из Европы [4, 6]. В настоящее время китайское правительство предлагает более 10000 стипендий для иностранных студентов, хотя это число должно увеличиться примерно на 3000 в течение следующего года.

Экономика Китая растёт быстрее, чем предсказывали ученые, такой значительный экономический рост в 2015 году ожидался только к 2050 году [4, 7]. Запад обратил внимание на такой резкий скачок, и в 2008 году на Олимпийских играх и в 2010 году на Шанхай Экспо укрепил отношения долговременными договорами о сотрудничестве. Другим фактором, который привлекает студентов в Китай, является значительно более низкая стоимость жизни в Китае по сравнению с большинством западных стран. Более того, крупные города в Китае, такие как Пекин и Шанхай, добились международного влияния.

В настоящее время Китай имеет около 1000 колледжей и университетов. Ведущие университеты, такие как Пекинский университет, Университет Цинхуа, и университета Фудань, уже достигли международной репутации за уровень преподавания и сильные научно-исследовательские учреждения. Китай подписал соглашения почти с 40 странами, такими как Франция, Великобритания, США, Россия и т.д.

Теперь попробуем разобраться в перспективе рабочей силы Китая. В последние тридцать лет у Китая произошел непредвиденный экономический рост. Данное явление стало более заметным после вступления во Всемирную торговую организацию в 2001 году, показателя приверженности к свободной торговле и желания принять глобализацию во многих социальных и экономических аспектах. В Китае годовой уровень прироста внутреннего продукта увеличился с 7,5 % в 2001 году до 10,2 % в 2005 году, 11,4 % в 2007 году, 10,4 % в 2010 году, 7,6 % в 2012 году и 7,5 % в 2013 году [6].

Стабильно высокие уровни иностранных инвестиций, более глобальные цепочки поставок и спроса, и непрерывная погоня за модернизацией про-

102 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

мышленности коренным образом изменили структуру рабочей силы китайской экономики. Рабочая сила постепенно смещается от сельского хозяйства к промышленности и сфере услуг. Доля занятости в сфере услуг возросла с 12,2 % в 1978 г. до 34,1 % в 2010 году. Как изменение структуры сферы влияют на спрос и предложение рабочей силы в Китае? Со стороны предложения, китайская рабочая сила становится более образованной и конкурентоспособной в результате развития образования и давления рынка от отечественных и международных конкурентов. В 2009 году население Китая было на 5 % неграмотным, страна имела 26,3 % граждан с начальным образованием, 48,7 % с неполным средним образованием, 12,8 % с полным средним образованием, в то время как работники с высшим образованием составили 7,3 % населения. В целом, развитые регионы и крупные города, такие как Пекин, как правило, имели более образованную рабочую силу.

Статистика рынка труда подчеркнула, где требуется рабочая сила. В 2010 году Министерство труда и социальной защиты сообщило, что около 18 % всех вакансий работы было открыто для малоквалифицированных рабочих и 9,2 % для работников среднего уровня, а также 3,6 % для высококвалифицированных рабочих и 1,5 % для работников специализированных технических и управленческих профессий, плюс 0,6 % для профессионального персонала [7].

Какие навыки нужны сейчас и будут требоваться в будущем, учитывая развитие китайской экономики ускоренными темпами? Как только страна снизит рождаемость, будет растущая потребность в технических и управленческих навыках, знании английского языка, умении иметь дело с меняющимися профессиями и рыночной средой. Хотя Китай имеет большой запас рабочей силы, нехватка квалифицированных работников является одним из самых больших препятствий для роста и повышения конкурентоспособности.

Ряд международных организаций исследовал дефицит текущих и предстоящих компетенций в Китае. Международный центр Организации Объединенных Наций по техническому профессиональному образованию и подготовке [4] подсчитал, что только 5 % из 70 млн. рабочих в Китае были высококвалифицированными, 35 % - среднеквалифицированными и около 60 % были низкоквалифицированными. Германское общество по техническому сотрудничеству (GTZ) отметило, что китайский рынок труда характеризуется нехваткой на спрос и предложение: в то время как многие профессиональные выпускники не могли найти работу, только 4 % текущих рабочих считались высококвалифицированными.

В заключение, общие условия на рынке труда являются благоприятными для высококвалифицированных работников, однако перспективу на работу для недавних выпускников колледжей можно охарактеризовать как скромную. Китай пытается улучшить ситуацию с помощью образовательных реформ.

Экономика труда и управление персоналом

103

Список литературы:

1. Cai Y, Holtta S. & Kivisto J. Higher Education Research in Finland: Emerging Structures and Contemporary Issues // Jyvaskyla: Finnish Institute for Higher Educational Research, University of Jyvaskyla. - 2012. - Р. 215-233.

2. Cai Y, Holtta S. & Lindholm Establishing sub-campuses in China: A Finnish perspective // Journal of Research in International Education. -2013. -№ 12 (2). - Р 142-154.

3. Cai Y & Holtta S. Transformation of higher education innovation systems in China and Finland // Tampere: CEREC. - 2014. - Р. 323-342.

4. International Center for Technical and Vocational Education and Training: A Comparative Analysis of China and Germany. - Retrieved from: http://une-voc.unesco.org/fileadmin/user_upload/pubs/VETandLabourMarket.pdf.

5. Decisions on Accelerating the Development of Modern Vocational Education. - Retrieved from: http://edu.sina.com.cn/zgks/2014-06-25/ 1507425369. shtml (June 30, 2014).

6. China Statistics Bureau. - Retrieved from: http://chinadaily. com.cn/hqcj/ zgjj/2012-01-11/content_4924290.html.

7. Ministry of Labour and Social Security. - Retrieved from: http://molss. gov.cn/gb/zwxx/2011- 02/11/content_3 91110.htm.

8. Кречетников К.Г. Особенности высшего образования в Китае [Электронный ресурс] // Наука и образование в современном обществе. Материалы междун. науч.-практ. конф. - Смоленск: Новаленсо, 2015. -Ч. II. - С. 2931. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23799254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.