Научная статья на тему 'Международное сотрудничество России и Китая в сфере образования (опыт создания новой модели университета, соответствующей международным стандартам)'

Международное сотрудничество России и Китая в сфере образования (опыт создания новой модели университета, соответствующей международным стандартам) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов Анатолий Александрович, Дан Ванг, Штыков Никита Гениевич

Цель: Исследование международного опыта в сфере образования на примере Шанхайского колледжа издательского дела и печати. Методология: Использовался сравнительно-правовой метод. Результаты: Укрепление международного сотрудничества и межкультурных связей является неизбежным фактором экономического развития страны и национальной стратегии развития образования, важным способом повышения уровня интернационализации высшего профессионального образования во всем мире, в том числе в России и Китае, с помощью модернизации учебных программ, повышения международной конкурентоспособности студентов на основе уже апробированных моделей. Предложена модель нового университета в Шанхае (КНР), соответствующая высоким международным стандартам подготовки высококвалифицированных специалистов. Новизна/оригинальность/ценность: Новизна статьи состоит в том, что в ней анализируется международное сотрудничество в сфере образования на основе современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власов Анатолий Александрович, Дан Ванг, Штыков Никита Гениевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International russian-chinese cooperation in the field of education (experience of creating a new model of a university according to international standards)

Purpose: To study the international experience in education on the example of the Shanghai College of Publishing and Printing. Methodology: The comparative method was used. Results: Strengthening international cooperation and intercultural relations is an unavoidable factor in the country’s economic development and a national strategy for the development of education, as well as an important way to increase the level of internationalization of higher professional education throughout the world and in Russia and China in particular, by upgrading the quality of curriculum development and increasing international competitiveness between students on the basis of already tested models. The proposed model of the new university in Shanghai, China, corresponds to the high international standards for the preparation of highly qualified specialists. Novelty/originality/value: The novelty of the article lies in the fact that it analyzes international cooperation in the field of education based on modern technologies.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество России и Китая в сфере образования (опыт создания новой модели университета, соответствующей международным стандартам)»

Юридическая наука и образование

Власов А.А., Дан В., Штыков Н.Г.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ СОЗДАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ)

Цель: Исследование международного опыта в сфере образования на примере Шанхайского колледжа издательского дела и печати.

Методология: Использовался сравнительно-правовой метод.

Результаты: Укрепление международного сотрудничества и межкультурных связей является неизбежным фактором экономического развития страны и национальной стратегии развития образования, важным способом повышения уровня интернационализации высшего профессионального образования во всем мире, в том числе в России и Китае, с помощью модернизации учебных программ, повышения международной конкурентоспособности студентов на основе уже апробированных моделей. Предложена модель нового университета в Шанхае (КНР), соответствующая высоким международным стандартам подготовки высококвалифицированных специалистов.

Новизна/оригинальность/ценность: Новизна статьи состоит в том, что в ней анализируется международное сотрудничество в сфере образования на основе современных технологий.

Ключевые слова: качество образования, международные связи, студенчество.

Vlasov A.A., Dan W., Shtykov N.G.

INTERNATIONAL RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN THE FIELD OF EDUCATION (EXPERIENCE OF CREATING A NEW MODEL OF A UNIVERSITY ACCORDING TO INTERNATIONAL STANDARDS)

Purpose: To study the international experience in education on the example of the Shanghai College of Publishing and Printing.

Methodology: The comparative method was used.

Results: Strengthening international cooperation and intercultural relations is an unavoidable factor in the country's economic development and a national strategy for the development of education, as well as an important way to increase the level of internationalization of higher professional education throughout the world and in Russia and China in particular, by upgrading the quality of curriculum development and increasing international competitiveness between students on the basis of already tested models. The proposed model of the new university in Shanghai, China, corresponds to the high international standards for the preparation of highly qualified specialists.

Novelty/originality/value: The novelty of the article lies in the fact that it analyzes international cooperation in the field of education based on modern technologies.

Keywords: quality of education, international relations, students.

Международное сотрудничество в сфере образования является одним из элементов внешней политики различных государств, который зависит от обстановки в мире, дипломатических отношений между различными государствами. Оно является неизбежным фактором экономического развития страны и национальной стратегии развития образования, важным способом повышения уровня интернационализации высшего профессионального образования во всем мире, в том числе в России и Китае.

Действующий Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в главе 14 устанавливает цели, основные формы и направления международного сотрудничества России в области образования. В пункте 1 ст. 105 закреплены целевые ориентиры указанной деятельности, которые направлены на обеспечение взаимодействия образовательных систем стран современного мира и их развитие [1].

Организации, входящие в систему образования, могут принимать участие в международном сотрудничестве посредством заключения договоров образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из положительных примеров такого международного сотрудничества является Шанхайский колледж издательского дела и печати Китая (далее - колледж), один из образцовых высших профессиональных колледжей Китая, который весьма успешно практикует Концепцию открытого образования и реализует стратегию его развития с упором на сотрудничество в целях расширения кругозора студентов и повышения их практических навыков.

После многолетних исследований и практики в Китае успешно реализуются такие программы, как «Иностранный кооперативный образовательный проект», «Международная проектная серти-

фикация», «Проект по международному обмену студентами», «Проект по обучению в колледже иностранных студентов и сотрудников предприятий», а также «Совместное с иностранцами управление учебным заведением», предусмотренные в пяти стратегиях по развитию международного сотрудничества.

Интерес для образовательной сферы представляют внедрение в Китае качественных зарубежных образовательных ресурсов в целях повышения уровня международной конкурентоспособности студентов, изучение и анализ процесса интернационализации в колледже, обмен опытом по организации международного сотрудничества и интернационализации образования с профессиональными колледжами стран - участниц проекта под названием «Один пояс, один путь». Он отражает выдвинутое в 2010-е годы Китайской Народной Республикой (КНР) предложение объединить проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века». Суть данной китайской инициативы заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействия с участием Китая.

В колледже также успешно проводится реформирование системы образования в соответствии с международными стандартами с опорой на участие в мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills.

При поддержке Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения, а также государственного управления по делам прессы, печати, радиовещания и телевидения КНР колледж создал учебную базу для тренингов национальных команд для участия в мировом чемпионате рабочих профессий по специальности «Техника и технология печатных СМИ». Подобная поддержка дала возможность выпускникам колледжа Wang Dongdong и Zhang Shuping успешно выступить на 42-м и 43-м мировых чемпионатах WorldSkills в области печатных СМИ и получить бронзовые и серебряные медали, что послужило примером для всех специалистов, работающих в полиграфической промышленности.

В то же время колледж активно способствует участию студентов в различных международных конкурсах по инновационному предпринимательству. В 2017 году учащиеся колледжа были награждены одной золотой и тремя бронзовыми наградами на 68-й церемонии вручения премии Benny Award в области печатных средств массо-

вой информации. Стоит отметить, что студенты неоднократно участвовали в конкурсе «IMechE Engineering Challenge», организованном Британским институтом инженеров-механиков (IMechE, Institution of Mechanical Engineers), а в 2016 году колледж провел 9-й конкурс дизайна «IMechE Engineering Design Challenge».

Возможность участия в мировом чемпионате рабочих профессий положительно повлияла на реформирование в Китае системы образования в колледжах. В рамках реформы было определено, что специалисты, имеющие всесторонние профессиональные знания и высокий уровень квалификации, должны обладать профессиональной грамотностью, инновационным мышлением и международным видением, а также не останавливаться на достигнутом и стремиться к улучшению своих навыков. Так, по итогам участия в мировом чемпионате WorldSkills руководство колледжа, опираясь на современные технологические стандарты и передовые технологии, внесло в имеющийся учебный план поправки и изменения, после чего он стал отвечать международным стандартам образования.

В колледже успешно реализуются качественные зарубежные образовательные ресурсы, при этом используются китайские учебные программы в сфере образования.

С одобрения правительства Шанхая и Государственного департамента образования КНР колледж совместно с Рочестерским технологическим университетом (США), университетом Оттербейн (США) и Французским институтом искусств и культуры организовал и реализовал совместные учебные проекты в Китае и за рубежом в четырех профессиональных областях, а именно: обработка графической информации, дизайн рекламы и его производство, публикация статей и их распространение, художественный дизайн.

На протяжении многих лет важную роль в области реформирования системы образования, а также обучения рабочих кадров и введения новых специальностей в Китае играет международное сотрудничество. Спецкурс по обработке графической информации, разработанный колледжем совместно с Рочестерским технологическим университетом (США), был признан вторым образцовым совместным проектом в 2016 году в Шанхае. Выпущено более 1300 студентов, выбравших данный спецкурс в качестве основной специальности, впоследствии они получили высокую степень признания в данной области.

Китайские студенты неоднократно получали международные награды, так, ученик Yang Yichao

в 2012 году был удостоен итальянской премии в области печатных СМИ. Это первый студент в Китае, который получил призовую награду в данной области.

В 2017 году открытый на базе колледжа «Центр современных средств массовой информации» объявил о начале сотрудничества с французским институтом изображения и звука (3IS). Сотрудничество с китайскими и зарубежными учебными заведениями позволяет студентам получать иностранное образование, не выезжая из страны. Каждый из специальных курсов, открытых на базе центра, также обеспечивает высокий уровень подготовки выпускников к получению профессионального образования.

Большинство преподавателей института активно участвуют в развитии французской киноиндустрии. В последние несколько лет преподаватели и студенты завершили работу над полным отчетом о национальной кинопремии Франции (César Awards). Известно, что Франция выпускает около 130-140 фильмов в год, из которых 30 % -фильмы, в съемке и постобработке которых принимала участие команда преподавателей из 3IS.

Учебная практика является важной составной частью процесса обучения, поэтому на некоторых спецкурсах, наряду со школьной программой, преподаватели обучают студентов основам предпринимательской деятельности. С открытием центра современных СМИ колледж ведет набор наиболее квалифицированных преподавателей и обеспечивает качественное образование, отвечающее всем мировым требованиям и стандартам.

В целях формирования у студентов высокой ответственности и профессиональной подготовки колледж ежегодно выделяет специальные стипендии по программе обмена лучшими студентами в университетах-партнерах по всему миру.

Так, начиная с 2014 года в Китае было отобрано 777 учащихся для обучения за рубежом по программе обмена студентами; общая сумма финансирования стипендий составила 7,59 млн юаней. Приобретя опыт, колледж подготовил программы стажировок и обучения студентов за рубежом, которые составлены с учетом современных требований к профессии и методике обучения. Неоспоримой ценностью таких стажировок является полное погружение в языковую среду, тесное знакомство с другой корпоративной культурой, новыми управленческими методами и правилами ведения бизнеса.

Подобные стажировки за рубежом позволяют студентам как в России, так и Китае, не только приобретать практические профессиональные

навыки и расширять кругозор, но также повысить знание иностранных языков, развивают у студентов дух сплоченности, взаимопомощи и сотрудничества.

В то же время колледж предоставляет полностью финансируемые стипендии для определенных групп учащихся, а именно отличающихся высоким уровнем академической успеваемости студентов, семьи которых в Китае испытывают финансовые трудности. Таким образом, малообеспеченные студенты, которые имеют высокий балл, также получили возможность учиться за рубежом и расширять свой кругозор, стать более открытыми, общительными и уверенными в себе.

Программа педагогической практики французского института изображения и звука (3IS) нацелена на съемку и производство короткометражных фильмов. После одного месяца интенсивного обучения студенты завершают подготовительные работы, составление сценария и плана съемки, а также саму съемку короткометражного фильма и его монтаж. Во время обучения студенты колледжа вместе со студентами из Франции работают над завершением проекта, получают опыт теории и практики, развивают инновационные способности и креативность, что является ценным для будущей профессии. Данная модель обучения ориентирована на достижение гарантированного конечного результата и уже получила широкую популярность среди студентов.

В колледже используется также программа практики и обучения Государственного университета Ферриса (США), которая в основном направлена на изучение техники и технологии печатных СМИ. Специальные курсы университета Ферриса, такие как «Система управления цветом и корректировки данных» и «Экономичное производство печатных СМИ», являются прекрасным дополнением к учебной программе колледжа. Данные учебные курсы ведут профессора из Американской ассоциации печати и преподаватели, являющиеся профессионалами в своей области. В процессе обучения университет организует поездки в типографию компании сетевого маркетинга Amway (США) и других предприятий, что позволяет студентам понять процесс развития зарубежных ведущих отраслей промышленности.

В рамках программы стажировки «Креативность, бизнес и инновации» колледж ежегодно направляет способных студентов в центр поддержки малого бизнеса BUSINESS KITCHEN в университет Оулу (Финляндия) для получения творческой, предпринимательской и инновационной образовательной практики. Платформа

BUSINESS KITCHEN, основанная государственным университетом Оулу совместно с местными предприятиями, предназначена для обучения студентов предпринимательству; в целях проведения конференций и собраний, развития дальнейшего сотрудничества и возможности совместного ведения предпринимательской деятельности студентам и представителям различных профессий предоставляются бесплатно кабинеты и конференц-залы. На базе центра также проходит немало творческих мероприятий. В свободной, непринужденной и комфортной обстановке студенты под руководством местных преподавателей и предпринимателей проходят обучение предпринимательству на различных бизнес-тренингах. В течение последних несколько лет студенты колледжа уже создали немало бизнес-проектов, которые были приняты и запущены в производство финскими дизайн-компаниями, что и было отражено в местных СМИ.

В 2017 году две группы студентов, которые прошли стажировку в Японии и Беларуси соответственно, за свои выдающиеся результаты и профессионализм получили высокую оценку, что также было освещено на белорусском «Национальном столичном телевидении» и в японских новостях.

Интерес представляет также система повышения уровня конкурентоспособности студентов в целях соответствия международной профессиональной квалификации. Чтобы соответствовать международным образовательным стандартам, колледж придает большое значение международной профессиональной сертификации, в связи с чем предлагает студентам принимать участие в различных международных конкурсах, а также поощряет их за получение международных сертификатов.

Колледж всесторонне изучил образовательную программу в Высшей школе средств массовой информации в Штутгарте (Германия) и нацелен соответствовать немецким стандартам профессиональной подготовки персонала. В настоящее время такая специальность колледжа, как «Техника и технология печатных СМИ», официально занесена в Американскую ассоциацию полиграфической промышленности ACCGC в целях соответствия международным стандартам сертификации, дальнейшего повышения уровня преподавания и качества обучения.

Колледж также открыл первый в стране Авторизованный центр обучения и сертификации на базе дочернего предприятия Aquafadas, третьей по величине платформы электронной

коммерции в мире. В этой связи «Шанхайская ассоциация полиграфического оборудования», с которой колледж тесно взаимодействует, в сотрудничестве с гонконгским научно-техническим центром полиграфических инновационных технологий организовала образовательную базу «Idealliance-China G7». Стоит добавить, что колледж уже получил заверенный сертификат в Международном сертифицированном учебном центре нелинейного монтажа «Apple FCP 7», который был создан в 141 стране на шести континентах по всему миру.

Опираясь на эти сертификационные учебные центры и базы, колледж предлагает студентам интерактивные образовательные программы, а также предоставляет сертификаты профессиональной квалификации. Так, в 2017 году более 50 % студентов специальности «Режиссура кино и телевидения» факультета кино и телеискусства прошли международную сертификацию инженерных квалификаций Nuke101; группа студентов факультета издательской и коммуникационной деятельности получила международный сертификат в Международном сертифицированном учебном центре нелинейного монтажа «Apple FCP 7». С введением международной сертификации колледж улучшил качество построения учебных программ, что также повысило международную конкурентоспособность студентов.

Особый интерес представляет активное обучение иностранных студентов и сотрудников предприятий с опорой на принцип служения государству и обществу. Так, колледж активно сотрудничает с государственными институтами и предприятиями стран - участниц проекта «Один пояс, один путь». В течение многих лет колледж и Московский государственный университет печати (в настоящее время - Московский политехнический университет) поддерживают прочные дружественные отношения в образовательной сфере. Так, с 2008 года практикуется ежегодный взаимный обмен студентами, а в 2014 году колледж и Московский университет завершили совместное строительство рабочих площадок. В начале 2015 года был совместно построен и учрежден Институт принтмедиа и информационных технологий (путем слияния факультетов Принтмедиа технологий и Информационных технологий и медиасистем).

Также в 2014 году в Пакистане было организовано общее рабочее место для проведения различных тренингов в форме международных курсов по технологии печати. Кроме того, колледж сотрудничает с Бангладешской ассоциацией печати,

предоставляя техническую и кадровую поддержку при учреждении типографских институтов.

В течение нескольких лет сотни преподавателей, студентов и сотрудников предприятий из России, Беларуси, Австралии, Пакистана, Бангла-деша и других стран, а также Тайваньского региона приезжали в колледж для теоретической подготовки и обучения практическим навыкам в области технологии печатных СМИ. Участники, прошедшие в колледже подготовку от теоретического уровня до практических навыков, не только убедились в способности колледжа к обеспечению преподавания за рубежом, но также изучили и внедрили новые идеи и методы обучения для большего числа иностранных студентов в будущем.

В колледже постоянно совершенствуются учебные программы, что способствует интернационализации высшего образования. В тесном сотрудничестве с известными предприятиями стран - участниц проекта «Один пояс, один путь» колледж постоянно нацелен на улучшение системы технического профессионального образования Китая. Благодаря активному сотрудничеству с учреждениями образования стран-участниц проекта на республиканском совещании директоров учреждений профессионально-технического и среднего специального образования колледж в 2015 году получил высокую положительную оценку.

В целях обеспечения качественного образования в колледже прилагают максимальные усилия для достойного участия в мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills. С тех пор, как Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР объявило о своей заявке на участие в 46-м мировом чемпионате в 2021 году и рекомендовало Шанхай в качестве города-организатора, колледж, опираясь на отечественный и зарубежный опыт проведения крупных конкурсов и мероприятий, проделал добросовестную работу по подготовке к участию в чемпионате (разработал программу презентации, изготовил рекламный ролик и др.).

Во время подачи заявки на чемпионат в апреле 2017 года преподаватель колледжа Zhang Shuping (символический посол Шанхая на чемпионате) от имени шанхайской молодежи выступил с речью перед делегацией организаторов мирового чемпионата WorldSkills. Его доклад «Как навыки меняют человеческую жизнь» глубоко тронул судей.

В октябре 2017 года в Абу-Даби (ОАЭ) на конференции 46-го чемпионата серебряный призер

43-го мирового чемпионата преподаватель колледжа Zhang Shuping также выступил с ярким докладом, что стало достойным стартом для участия колледжа в мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills.

Высокий уровень профессиональной компетентности имеет решающее значение для дальнейшего развития отношений России и Китая в сфере образования, поэтому, на наш взгляд, необходимо всячески поддерживать талантливую молодежь двух стран. Главное направление деятельности профессиональных колледжей и университетов при подготовке высококвалифицированных специалистов России и Китая в различных сферах, в том числе и юриспруденции [2, 3], заключается в улучшении международного сотрудничества, активном развитии международных программ обмена студентами. Причем международное сотрудничество в сфере образования должно всегда строиться на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения.

Чтобы улучшить качество разработки учебных программ, повысить международную конкурентоспособность студентов, крайне необходимо изучать и внедрять передовой опыт профессионального обучения будущих специалистов в России и Китае, в других странах, постоянно расширять и оптимизировать международные совместные проекты, а также проводить различные международные мероприятия.

Пристатейный библиографический список

1. Бородина М.И., Бородин О.И. Практика международного сотрудничества России в сфере образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33).

2. Власов А.А., Куксин И.Н. Адвокат в судопроизводстве. М., 2005. (Краткие учебные курсы юридических наук).

3. Власов А.А. Деятельность адвоката в суде по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации: практич. пособ. М., 2006. (Res cottidiana).

References (transliterated)

1. Borodina M.I., Borodin O.I. Praktika mezhdun-arodnogo sotrudnichestva Rossii v sfere obrazovaniya // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo in-stituta biznesa. 2015. № 4 (33).

2. Vlasov A.A., Kuksin I.N. Advokat v sudoproizvod-stve. M., 2005. (Kratkie uchebny"e kursy" yuridicheskix nauk).

3. Vlasov A.A. DeyateFnost" advokata v sude po delam o zashhite chesti, dostoinstva i delovoj reputacii: praktich. posob. M., 2006. (Res cottidiana).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.