Научная статья на тему 'Развитие профессионального образования в Китае в контексте социально-экономических реформ'

Развитие профессионального образования в Китае в контексте социально-экономических реформ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / SOCIAL AND ECONOMIC REFORMS / ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ / PILOT PROJECTS / VOCATIONAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина И. С.

В статье рассматриваются особенности построения системы профессионального образования в Китае в XX-XI вв. Автор объясняет влияние политических и социально-экономических факторов на становление профессионального образования. В статье раскрывается структура системы профессионального образования Китая, ее достижения и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE VOCATIONAL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE SOCIAL AND ECONOMIC REFORMS

The paper discusses the peculiarities of the Chinese vocational education system development in XX-XXI centuries. The author explains the influence of the social and economic factors on the vocational education development. The paper reveals the structure of the Chinese vocational education system, its achievements and deficiencies.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального образования в Китае в контексте социально-экономических реформ»

6. Floridi, L. The Fourth Revolution : How the Infosphere is Reshaping Human Reality [Text] / L. Floridi. — UK : Oxford University Press, 2014. — 272 p.

7. Щедровицкий, П. Г. Три технологические революции будущего или «новое пространство для человека» [Электронный ресурс] / П. Г. Щедровицкий // ТАСС. — 2013. — 24 янв. — Режим доступа: http://tass.ru/opinions/l596975.

8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.») [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017)]. — Режим доступа: Консуль-тантПлюс.

9. Ковалевич, Д. А. Конвейер инноваций [Электронный ресурс] / Д. А. Ковалевич, П. Г. Щедровицкий // Наноцентр ТехноСпарк. — 2016. —25 марта. — Режим доступа: http://asi.ru/nti/ docs/Konveyer_innovaciy.pdf.

10. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://atlas100.ru.

11. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

12. Инновационная Россия — 2020 : Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. : проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016.

13. Клочко, В. Е. Инновационный потенциал личности : системно-антропологический контекст [Тескт] / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский // Вестн. Томского гос. ун-та. — 2009. — № 33. — С. 6-12.

14. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э. А. Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — № 4. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm.

15. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/upload_docs/staffing/standart_KPR.pdf.

УДК 377(510) И. С. Ломакина, начальник Центра

сравнительной педагогики и инноваций Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

В статье рассматриваются особенности построения системы профессионального образования в Китае в ХХ-Х1 вв. Автор объясняет влияние политических и социально-экономических факторов на становление профессионального образования. В статье раскрывается структура системы профессионального образования Китая, ее достижения и недостатки.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональные учебные заведения, социально-экономические реформы, пилотные проекты.

Реформы, запущенные в 1978 г китайским политиком и реформатором Дэном Сяопином, положили начало построению современной системы профессионального образования в Китае. Несмотря на то, что значительную часть своей истории Китай являлся одной из самых развитых стран мира и родиной выдающихся открытий, в стране отсутствовала система професси-

онального образования. В основе этого лежали следующие причины. Во-первых, на развитие образования и формирование этико-философ-ских основ китайского общества большое влияние оказало конфуцианство, главной целью которого являлось воспитание нравственного человека через образование. Под образованием при этом понималось изучение классической

философии, истории, литературы, политики. Конфуцианство не признавало подготовки человека к ручному труду или занятию прикладными науками, расценивая эти аспекты как вещи низшего порядка по отношению к классическим дисциплинам [1].

Во-вторых, вследствие сельскохозяйственного уклада экономики и самоизоляции страны индустриализация в Китае не достигла такого уровня развития, как на Западе. В стране отсутствовал естественный спрос на квалифицированный труд. Таким образом, профессиональное обучение оставалось сосредоточенным на уровне семей и гильдий.

В-третьих, в отличие от западных стран, вплоть до начала XX в. в Китае отсутствовала публичная система образования и 80 % населения оставались неграмотными. В условиях отсутствия базового образования и значительных масс студенчества продвигать и развивать профессиональное образование было практически невозможно [1].

В-четвертых, начатое в 1903 г. построение публичной системы образования, а затем и системы профессионального образования не было завершено вследствие политической нестабильности и слабости правящей элиты. Кроме того, имевшаяся школьная система носила элитарный характер [1].

Ряд исследователей считает, что неудача построения первой системы профессионального образования в Китае в начале XX в. связана с тем, что главные проводники этой идеи получили американское образование и пытались внедрить американскую модель профессионального образования. Однако модель, подходившая для более развитого в экономическом и социальном плане коммерческо-индустриального западного общества, оказалась непригодной для аграрной и отсталой страны. Не способствовали ее внедрению и различия в этико-философских представлениях о построении общества. На Западе в основе построения общества и модели социально-экономического развития лежали философские и политические теории и учения, выдвигавшие на передний план практические и рациональные аспекты жизнедеятельности человека. В отличие от Европы и США, в Китае такая философская и педагогическая основа для развития профессионального образования отсутствовала [1].

Начатые в первой половине XX в. образовательные реформы не удалось завершить из-за вторжения Японии и последовавшей за этим войны. В 1949 г. Мао Цзэдун сумел объединить

страну, и после создания КНР профессиональное образование стало быстро развиваться. Если к началу 50-х гг. в профессиональных школах обучалось 231 500 учащихся, то к 1965 г неполное среднее и среднее профессиональное образование получали свыше пяти миллионов человек [2]. Быстрое развитие профессионального образования в эти годы было связано с необходимостью удовлетворить потребности производства в технических специалистах для экстенсивного развития экономики. Кроме того, система профессионального образования интегрировала ранее существовавшие профессиональные школы и адаптировала опыт Советского Союза [2]. Однако последовавшие за этим культурная революция, застой и самоизоляция привели страну к катастрофическим последствиям. Всего за десять лет (1966-1976 гг.) страна практически разрушила свою систему образования, закрыв школы, распустив преподавателей и отправив значительную часть образованного населения в сельские районы.

В конце 1970-х гг. Китай запустил социально-экономические реформы, которые обеспечили ему скачок в экономическом развитии и превращение страны из отсталой аграрной во вторую в мире по экономической мощи. Значительное улучшение благосостояния населения позволило обеспечить рост среднего класса, к которому можно отнести более 500 млн китайцев [3]. В Китае располагаются два из десяти крупнейших мировых банков, шесть из десяти самых загруженных портов мира, вторая в мире по протяженности дорожная сеть. Сегодня страна уже не считается бедной. По некоторым оценкам, при сохранении такого роста китайская экономика станет самой мощной в мире к 2030 г. [3]. Как же удалось обеспечить такой стремительный рывок в экономическом развитии?

Когда в 1978 г. Дэн Сяопин инициировал период «реформ и открытия внешнему миру», страна стала медленно двигаться от плановой экономики к экономике, развивающейся в двух направлениях с увеличением роли рынка. В основу такого развития была положена стратегия, которую Дэн Сяопин назвал «переходить реку, чувствуя под собой камни». Она заключалась в запуске пилотных проектов на местном уровне и распространении опыта на другие регионы в случае их успеха. Этот подход позволил обеспечить переход с одного этапа экономического развития на другой и грамотно использовать ограниченные квалифицированные кадры [3].

Первые изменения произошли в сельском хозяйстве, где управление стали передавать от

колхозов частным владельцам, что привело к развитию аграрного сектора экономики. Этот положительный опыт позволил правительству продолжить реформы и в других областях. В сфере управления было предоставлено больше автономии и разрешено сохранять часть прибыли для дальнейшего развития производства. В начале 80-х гг. в стране были созданы пилотные регионы для иностранных инвестиций и открытия совместных предприятий, которые получили послабления в налоговом режиме и особые условия экономического хозяйствования. В 1984 г. в 14 городах были созданы особые экономические зоны, к 1993 г. их насчитывалось уже 2000 [3]. В 1994 г фискальная реформа позволила провести децентрализацию управления, передав ряд полномочий представителям местных уровней власти. Руководителям провинций и органам местного самоуправления было позволено использовать ресурсы для повышения конкурентоспособности своих регионов. В 1998 г. была проведена реформа большинства государственных предприятий. Число государственных предприятий сократилось до четверти от общего количества предприятий. Рост строительства, инфраструктуры и экспортно ориентированных отраслей производства при поддержке государства позволил занять безработных и неквалифицированных рабочих и обеспечить быстрое развитие внутреннего рынка и частного бизнеса [3]. Вступление в ВТО способствовало дальнейшей интеграции китайской экономики в мировую экономику, расширению рынка сбыта китайской продукции, привлечению в страну новых инвестиций, технологий и методов управления.

В течение 30 лет китайская экономика опиралась на дешевый низкоквалифицированный труд. В 2010 г. число высококвалифицированных работников составляло лишь 4 % от общего количества взрослой рабочей силы. Дуальная модель китайского развития, при которой наравне с государственными начали работать частные предприятия, оказалась успешной и обеспечивала средний годовой рост в 9,9 % [3]. Китай также выступил привлекательной инвестиционной площадкой, что позволило стране накопить значительные золотовалютные резервы. Однако финансовый кризис, поразивший США и другие развитые страны в 2008 г., показал уязвимость экспортно ориентированной экономики. Вследствие мировой рецессии работу потеряли около 20 миллионов китайцев, а экспорт упал на 17 % [3]. Стало очевидно, что экономика Китая не может и дальше полагаться на спрос в США и Европе.

Меры, принятые заранее китайским правительством, помогли экономике страны пережить этот спад и способствовали оздоровлению мировой экономики. Тем не менее кризис доказал необходимость проведения социально-экономических реформ в Китае. Растущая стоимость труда в восточных регионах страны, неравномерное экономическое и социальное развитие регионов, значительный ущерб, нанесенный окружающей среде, показали нежизнеспособность прежней модели экономической развития.

Китайская экономика оказалась несбалансированной, с явным перевесом в сторону развития промышленности, неразвитым третичным сектором и значительным сокращением доли сельского хозяйства в ВВП страны. Несмотря на рост среднего класса и накоплений, потребительский спрос как фактор роста ВВП оставался незначительным. Китайцы были вынуждены жестко экономить из-за отсутствия государственной системы социальной поддержки [3].

Китай, как и ряд других стран, также столкнулся с проблемой «ловушки среднего дохода». Страна в такой ситуации не может развиваться прежними быстрыми темпами вследствие удо -рожания стоимости рабочей силы и зависимости от импортных технологий, что делает ее неконкурентоспособной. Хотя дешевый труд из слаборазвитых западных регионов страны, сдерживание роста цен на энергоносители и поддержка правительством экспортно ориентированных отраслей позволяют Китаю до сих пор оставаться конкурентоспособным, этот этап, по мнению специалистов, подходит к концу [3].

Социальное напряжение также растет. Разница между зарплатами в городской и сельской местности составляет три к одному. В Китае насчитывается более миллиона миллионеров и вместе с тем 170 млн человек живут меньше чем на два доллара в день [3]. Кроме того, политика одного ребенка грозит в ближайшем будущем сокращением рабочей силы и нагрузкой на социальную сферу вследствие увеличения количества пенсионеров.

По мнению многих экспертов, рост экономики страны в ближайшее время замедлится, а для обеспечения сбалансированности экономики необходим широкий спектр реформ, в том числе в сфере образования.

В целом уровень образования рабочей силы в Китае остается низким, что отражает проблемы исторического прошлого страны. Для тех отраслей производства, которые полагаются на дешевый рабочий труд, до сих пор имеется большая армия неквалифицированных работников.

Однако с повышением уровня жизни в восточных регионах и автоматизацией производства 260 млн человек столкнутся со структурной безработицей [3].

Недостаток квалифицированных рабочих оказывает серьезное негативное воздействие на китайскую экономику.

1. Технические навыки и умения имеют важное значение для производства качественной продукции. Подсчитано, что около 30 % китайских продуктов неспособны пройти проверку на качество, что приводит к потере миллиардов долларов.

2. Большое количество дорогостоящего оборудования и производственных линий вынуждены простаивать или не использоваться в полную силу вследствие отсутствия или недостатка квалифицированного технического персонала и инженеров. В отчете американской торгово-промышленной палаты в Китае (2014 г.) говорится о том, что человеческие ресурсы — вторая по величине проблема для американского бизнеса в Китае. Как заявили 36 % американских производителей в Китае, нехватка квалифицированных специалистов ставит под удар все производство, а молодые квалифицированные специалисты часто меняют рабочие места, создавая дополнительные риски.

3. Создается порочный круг, когда низкоквалифицированные рабочие производят продукцию низкого качества, что ведет к низкой оплате труда и привлечению, в свою очередь, неквалифицированных рабочих. Такая ситуация не способствует повышению технологического уровня, производству высококачественной продукции, усилению конкурентоспособности и расширению рынка [3; 4].

Правительство Китая поставило задачу перехода к инновационной высокотехнологичной экономике, опирающейся на спрос, модернизацию сельского хозяйства, продукцию высокого качества и инновации. В этих условиях стране требуется современная система профессионального образования, способная удовлетворить растущий спрос на высококвалифицированную рабочую силу и обеспечить высокую производительность труда.

Под руководством Дэна Сяопина была начата реформа образования. В 1985 г. были приняты решения о реформировании системы образования, включая среднее профессиональное и техническое образование. Постепенно доступ к образованию был расширен благодаря увеличению финансирования образования со стороны правительства. В 1980-е гг. стали откры-

вать новые школы и увеличивать в них набор. В 1986 г. был принят закон об обязательном девятилетнем образовании. Его основная задача была реализована уже к концу 1990-х гг., когда общее число обучающихся на уровне начального образования выросло с 95,9 % в 1985 г. до 99,5 % в 2007 г., а на уровне неполного среднего образования — с 36,7 % до 98,0 % [4].

С 1990-х гг. в Китае стали расширять полное среднее образование. В 2002 г. количество обучающихся на этом уровне составляло 42,8 %, а в 2011 г. — 84 % [3]. Для привлечения молодых людей на этот уровень образования были созданы средние профессиональные школы. В отличие от обычных средних школ, средние профессиональные школы дают возможность трудоустройства после окончания обучения. В целом в Китае около 50 % учащихся средних школ обучается в средних профессиональных школах.

Высшее образование слабо развивалось в Китае с конца 1940-х гг., и набор в вузы был крайне ограничен. В 1990-х — начале 2000-х гг. высшее образование пережило бурное развитие. Количество студентов, составлявшее раньше менее одного миллиона человек, возросло до 30 млн человек. За период с 2000 по 2006 г. ко -личество вузов в стране увеличилось в 1,8 раза, с 1041 до 1867 [4]. Китай, таким образом, перешел от стадии элитарного высшего образования к стадии массового высшего образования. Для повышения качества и конкурентоспособности высшего образования правительство КНР запустило программы «Проект 211» и «Проект 985». Эти проекты нацелены на создание университетов мирового уровня, которые могли бы конкурировать с ведущими зарубежными университетами.

Профессиональное образование остается слабым звеном в образовательной системе Китая [4]. Китайское правительство разработало целый ряд инициатив и мер в области профессионального образования, реализацию которых можно разделить на три этапа. На первом этапе (1978 г. — середина 1990-х гг.) акцент делался на том, чтобы вновь построить образовательную систему в стране. В 1991 г. Госсовет принял решение развивать профессиональное и техническое образование, призвав местные уровни власти способствовать этому. В 1996 г. был принят закон о профессиональном образовании, который прояснил статус и роль профессионального образования в экономическом и социальном развитии страны и национальной системе образования.

На втором этапе (середина 1990-х — середина 2000-х гг.) акцент делался на расширении профессионального образования, особенно на уровне среднего образования, чтобы удовлетворить растущий спрос на специалистов в промышленном секторе. В 1993 г. правительство поставило задачу увеличить количество поступающих в профессиональные школы после средней школы до 60-70 % от общего числа учащихся.

На третьем этапе (середина 2000-х гг. — настоящее время) были приняты решения о продолжении реформирования и развития профессионального образования. Профессиональное образование признано важной составляющей китайской системы образования и основой национальной экономики и социального развития [1; 5].

В результате реформ китайская система профессионального образования приобрела четкую структуру. Согласно закону о профессиональном образовании 1996 г., система профессионального образования включает три уровня: начальный, средний, послесредний.

Профессиональное образование на уровне неполного среднего образования является частью девятилетнего обязательного образования. Выпускники этих школ становятся фермерами и низкоквалифицированными рабочими. В настоящее время таких школ осталось в стране немного и большинство из них расположено в сельской местности и горных районах. С универсализацией обязательного девятилетнего образования теряется необходимость в начальном профессиональном образовании, уже сегодня многие ученые не учитывают этот уровень.

На уровне среднего профессионального образования существует четыре типа школ: специализированные средние школы, школы для квалифицированных рабочих, средние профессиональные школы, специализированные средние школы для взрослых. Специализированная средняя школа и школа для квалифицированных рабочих были заимствованы у СССР в 1950-е гг. Средняя профессиональная школа была создана в 1980-е гг. в результате получения общими средними школами статуса профессиональных для удовлетворения нужд экономики и производства. Несмотря на исторические различия между этими тремя типами школ, в настоящее время цели и содержание обучения в них мало чем отличаются друг от друга [1].

Высшее профессиональное образование можно получить в колледжах, университетах

и других вузах. Большинство профессиональных вузов появилось в конце 1990-х гг. после значительных слияний и укрупнений средних профессиональных школ, рабочих школ, центров дистанционного обучения, профессиональных школ для взрослых и других учреждений профессионального образования. Вновь созданные профессиональные вузы делают значительный акцент на профессиональном обучении, общие предметы в них составляют менее трети учебной программы [5].

Высшие профессиональные учебные заведения страны призваны способствовать экономическому и социальному развитию в контексте проводимых реформ. Обучение в них длится от двух до трех лет. В профессиональные вузы поступают, как правило, выпускники общих средних школ или средних профессиональных школ. Выделяют четыре типа учебных заведений, не относящихся к университетам, которые предлагают высшее профессиональное образование: 1) профессионально-технические колледжи или политехнические колледжи; 2) специализированные юниорские колледжи; 3) технические колледжи; 4) высшие учебные заведения для взрослых.

Помимо учебных заведений важную роль в сфере профессионального образования играют и другие провайдеры. Среди них — предприятия, которые имеют свои образовательные центры; армия, осуществляющая подготовку большого количества технических специалистов; профессиональные ассоциации, НПО. В ряде отраслей, например, в области китайской медицины, искусства, оперы и др., продолжаются традиции ученичества. В последние годы также появилось значительное количество частных провайдеров. По сравнению с получением образования в профессиональных учебных заведениях такие образовательные программы являются гибкими в отношении изучаемых предметов и длительности обучения.

Система профессионального образования в Китае — самая крупная в мире. Она включает свыше 15 тысяч профессиональных образовательных организаций на уровне среднего и высшего образования и почти половину от общего количества студентов, обучающихся на этих уровнях [3]. Каждый год профессиональные учебные заведения выпускают около десяти миллионов специалистов [6].

Система профессионального образования в Китае достигла значительных успехов за последние 30 лет, однако она до сих пор сталкивается с рядом серьезных проблем, таких

как: 1) невозможность со стороны системы профессионального образования обеспечить социально-экономическую сферу необходимым количеством квалифицированных кадров; 2) наличие сложной системы управления на микро- и макроуровне; 3) отсутствие согласованности и преемственности между средним и высшим профессиональным образованием, между общим и профессиональным образованием, между профессиональным образованием и промышленностью и бизнесом; 4) несоответствие учебных программ требованиям рынка труда; 5) нехватка преподавателей, низкий уровень педагогической и методической подготовки преподавателей, неудовлетворительное качество преподавания; 6) недостаточное финансирование системы профессионального образования и плохая материально-техническая база; 7) низкий статус профессионального образования в глазах общественности; 8) отсутствие стандартов качества и квалификационных рамок; 9) отсутствие системы непрерывного образования [6; 7].

В последние годы правительство постепенно выстроило нормативно-правовую базу и политику в области развития рынка труда и профессиональных учебных заведений. В 2014 г. был разработан план по построению современной системы профессионального образования, который предполагает увеличение количества обучающихся в профессиональных учебных заведениях до 38,3 миллиона человек к 2020 г. (в том числе профессиональные колледжи — 14,8 миллиона студентов, профессиональные школы — 23,5 миллиона студентов) [6]. Планируется сделать более половины всех вузов страны профессиональными, в том числе изменив профиль ряда университетов на технический, а также привлекать предприятия к управлению профессиональными образовательными учреждениями. Такая необходимость назрела по двум основным причинам. Во-первых, выпускникам университетов становится все труднее найти работу, в то время как более 80 % выпускников учреждений профессионального образования трудоустраиваются в течение шести месяцев с момента окончания учебного заведения. Во-вторых, работодатели сталкиваются с проблемой заполнения вакансий синих воротничков, обладающих высоким уровнем квалификации. Такая ситуация акцентирует необходимость соответствия образовательной системы Китая требованиям рынка труда [5; 6].

Госсовет Китая обозначил следующие приоритетные направления для сферы про-

фессионального образования: построение инновационной системы профессионального образования; привлечение талантливой молодежи и специалистов в сферу профессионального образования; привлечение частного бизнеса в сферу профессионального образования и предоставление равных условий работы для частных школ [8].

В системе профессионального образования Китая сейчас активно реализуются пилотные проекты, проводится экспериментальная работа. Общей тенденцией на всех уровнях образования является выделение ключевых и обычных образовательных учреждений. В 2000-х гг. были определены ключевые профессиональные образовательные учреждения на уровне среднего и высшего образования. Таким учебным заведениям предлагаются более благоприятные условия работы, включая введение квот для поступающих из других провинций, автономию при разработке образовательных программ, повышение квалификации преподавательского состава, улучшение инфраструктуры [4]. Такая диверсификация учебных заведений способствует горизонтальной стратификации внутри сектора профессионального образования с целью повысить конкурентоспособность учебных заведений, улучшить качество обучения, модернизировать управление, распространить лучшие образцы практики по всей стране [5].

Провинции также занимают активную позицию в реформировании профессионального образования. Ими создаются консорциумы для продвижения связей между предприятиями и образовательными учреждениями, заключаются соглашения между сильными и слабыми образовательными учреждениями из разных регионов для совместной реализации образовательных проектов и повышения качества обучения. Для детей мигрантов открываются профессиональные учебные заведения и разрабатывается система субсидий [9]. Для усиления связи с рынком труда вводится система ученичества.

На уровне правительства прорабатывается вопрос о предоставлении выпускникам профессиональных учебных заведений возможности продолжать учебу в университетах и получать степени и дипломы, доступные в академической сфере. Это необходимо в том числе для повышения статуса профессионального образования и его признания со стороны общества.

В сфере профессионального образования активно работают над повышением квалификации

преподавателей и качества преподавания. Для заполнения преподавательских вакансий разрешено нанимать преподавателей по совместительству, в том числе из числа сотрудников предприятий. Преподаватели должны обучаться на курсах повышения квалификации один раз в пять лет и работать в соответствующей отрасли промышленности два месяца каждые два года [10]. В некоторых провинциях вводятся стимулирующие меры для преподавателей профессиональных учебных заведений, включая возможность получения звания профессора.

Правительство приняло ряд мер по привлечению негосударственных акторов в систему профессионального образования. Учитывая финансовую независимость, негосударственные провайдеры обычно имеют высокую степень автономии в принятии решений и разработке образовательных программ. С повышением уровня жизни у граждан Китая растет потребность в частном образовании. В Китае функционирует около 20 тысяч частных образовательных учреждений и ежегодно около 100 миллионов человек получают в них образование [4]. Этот сегмент активно развивается, хотя остается фрагменти-рованным. Коммерческие провайдеры в сфе-

Библиографический список

ре профессионального образования работают в основном на уровне среднего профессионального образования, а также предлагают краткие курсы профессиональной подготовки.

Большое внимание уделяется интернационализации профессионального образования как фактору внутреннего развития. Уникальные исторические, культурные, экономические условия развития Китая не позволяют заимствовать опыт зарубежных стран в сфере профессионального образования, в силу чего в стране опираются на синтез лучших практик успешных зарубежных систем профессионального образования, включая Соединенное Королевство, Австралию, Канаду, США, Германию [5]. Китай является самым крупным импортером образования в мире. В последние годы правительство поставило задачу развития экспорта образовательных услуг.

Китай обладает значительными трудовыми ресурсами, которым, однако, требуется повышение уровня квалификации и знаний для построения высокоразвитой экономики и общества. В настоящее время в стране разрабатывается новый подход к развитию человеческого капитала с опорой на развитие системы профессионального образования и подготовки.

1. Wang, A. Dual system and progressive education : What can China learn from the U. S. and Germany's vocational education system? Thesis [Text] / A. Wang // The Florida state university. College of education. — FSU, 2011. — 63 p.

2. Vocational education in China [Text] // Journal of the Washington Institute of China Studies. — Summer 2008. — Vol. 3. — No. 2. — P. 49-60.

3. Stewart, V. Made in China : challenges and innovation in China's vocational education and training system. International comparative study of vocational education systems. March 2015 [Text] / V. Stewart. — Washington, DC : National Center on education and economy, 2015. — 44 p.

4. Yan, H. China's vocational education and training : the next key target of education promotion [Text] / H. Yan // EAI Background brief. — 1 April 2010. — No. 516. — P. 1-19.

5. Yang, P. Understanding vocational education market in China [Text] / P. Yang // CEREC WP — September 2014. — No. 6. — 33 p.

6. China learns to love vocational education [Text]. — NPC. — 2015. — Issue 2. — P. 24-31.

7. Shi, W. Issues and problems in the current development of vocational education in China [Text] / W. Shi // Chinese education and society. — July — August 2013. — Vol. 46. — No. 4. — P.12-21.

8. Report on the diversification of China's education industry. 2014 [Text]. — Deloitte, 2014. — 33 p.

9. Kuczera, M. Learning for jobs. OECD reviews of vocational education and training. Options for China. June 2010 [Text] / M. Kuczera, S. Field. — OECD, 2010. — 43 p.

10. Lai, R.-Z. Vocational education and training in China [Text] / R.-Z. Lai et al. — PP716 : Introduction to Chinese policy, 2011. — 32 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.