УДК 377(510) ББК 74.4(5Кит) ББК Ч4(5Кит)
Сэсэгма Зандараевна Кимова,1
кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail.ru: [email protected]
Лю Чжиянь2,
аспирант
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail.ru: [email protected]
О региональной составляющей профессионального образования в Китае
Усиливающийся интерес России и Китая к опыту друг друга в вопросах модернизации профессионального образования продиктован стремительно расширяющимися процессами интернационализации капитала, требованиями мобильности всех участников образовательного процесса, который выходит за пределы юридически установленных государственных границ. Традиционная система профессионального образования не справляется с вызовами современной инновационной экономики регионов. В Российской системе по подготовке высококвалифицированных рабочих новой формации, осуществляющей структурную перестройку системы управления профессиональным образованием, интересен опыт Китая по распределённой ответственности между субъектами образовательной политики в организации профессионального образования.
В статье даётся аналитический обзор некоторых региональных систем профессионального образования Китая, являющихся разными как по географическому положению, так и по ведущим направлениям экономики региона. Многообразие местных законоположений, выраженное в программных документах, раскрывает спектр направлений, актуальных для профессионального образования в провинциях. Особенности развития профессионального образования рассматриваются (опорные учреждения, регулирование структуры специальностей, интернационализация образования, подготовка кадров, решения вызовов регионального образования) в условиях ускоренной индустриализации, урбанизации, развития и внедрения информационных технологий.
Ключевые слова: профессиональное образование, пилотные учреждения, образцовое заведение, школа-маяк, фирменная марка профессионального образования; государственно-частное партнёрство.
Sesegma Zandaraevna Kimova3,
Candidate of Pedagogy Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039),
e-mail.ru: [email protected]
Liu Zhiyan4,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039),
e-mail.ru: [email protected]
Regional Component of Vocational Education in China
The growing interest to the national experience in issues of vocational education modernization in China and Russia is dictated by the rapidly increasing internationalization of the capital, the requirements of mobility of all participants of educational process that goes beyond the legally _drawn boundaries. Traditional system of vocational education cannot cope with the challenges
1 С. З. Кимова осуществляла анализ тенденций профессионального образования Китая.
2 Лю Чжиянь представляла описание фактологического материала содержания профессионального образования конкретных регионов Китая.
3 S. Z. Kimova has analyzed the trends in vocational education in China.
4 Liu Zhiyan has described the fact material in content of vocational education in some regions of China
© Кимова С. З., Лю Чжиань, 2015
61
of the contemporary innovative economy in the countries. Restructuring professional education management system is carried out in the Russian system of highly skilled workers training according to the new formation. The Chinese experience in responsibility distribution between subjects of educational policy in the organization of professional education presents a particular interest. This article deals with an analytical overview of some Chinese regional systems of vocational education, which differ in geographical location and leading economical specialization. The diversity of local laws presented in various policy documents reveals a range of areas relevant to vocational education in the provinces. The distinctive features of vocational education development are analyzed (supporting institutions, regulation of the profession system, internationalization of education, professional training and solving challenges for regional education) in the context of rapid industrialization, urbanization, development and implementation of information technologies.
Keywords: vocational education, pilot institutions, exemplary institution, lighthouse school, brand name of vocational education, public-private partnership.
В рамках стратегии развития профессионального образования (далее ПО), выработанной в значительной степени под влиянием вступления КНР во Всемирную торговую организацию (2001), стимулирование ПО приобретает особое значение для реализации стратегического выбора руководства страны -превращение избыточной демографической ситуации в преимущество трудовых ресурсов в целях перевода экономики на научно-технических процесс. В начале нового столетия технические работники составляли в КНР половину всех занятых на производстве, среди которых две третьих были работниками низшей категории. Государственная политика страны в области профессионального образования установила жёсткие пропорции по установлению баланса между государством и рынком труда.
Правовую основу для формирования универсальной многоступенчатой системы подготовки кадров заложил вступивший в силу с 1 сентября 1996 г. «Закон КНР о профессиональном образовании» (положен в основу местных законоположений и документов), который:
- установил осуществление профессиональной подготовки на уровне неполного, полного среднего и высшего образования;
- обязал предприятия организовывать профессиональное обучение рабочих и служащих в разнообразных формах;
- ввёл также строгие нормативы, наличие которых необходимо для открытия учреждений профессионального образования (далее УПО);
- гарантировал участие общественных организаций в процессе учреждения учебных заведений в системе среднего профессионального образования (далее СПО), чем дал новый стимул их развитию, обязав правительства всех уровней - от уезда и выше - руководить и поддерживать учебные заведения, создаваемые общественными силами;
- заложил правовую основу под финансовую и управленческую реформу в системе профессионального образования (далее ПО).
Задача управленческой реформы заключалась в том, чтобы интегрировать в единую подсистему все учреждения начального профессионального образования (далее УНПО) и учреждения среднего профессионального образования (далее УСПО), которые ранее находились в различном подчинении (специализированных правительственных ведомств центрального и провинциального уровней, местных органов образования или крупных предприятий). На уровень провинций в основном передавались права и ответственность за управление вузами для взрослых и большей частью краткосрочных вузов (предприятиям и организациям предлагалось участвовать в соучредительстве и управлении); на создание комплексной модели управления тремя типами образования - базовым, профессионально-техническим и образованием для взрослых.
К категории профессионального образования КНР относится три вида обучения: обучение профессионально-техническим знаниям в процессе общего образования; профессиональная подготовка для занятия рабочего места по определённой профессии; непрерывное профессиональное обучение для совершенствования знаний в определённой области. В 2001 г. принимается решение Госсовета КНР «О всемерном продвижении реформы и развитии профессионального образования», которое содержит ряд региональных мер, усиливается ответственность отраслевых ведомств, предприятий и региональных властей. На всекитайском совещании по развитию в области ПО Организация ПО на региональном уровне в результате внедрения данного документа определила тенденции ПО, качества обучения и перспективы развития ПО, нашедшие отражение в следующих позициях:
- во-первых, мощный стимул получило учреждение школ-маяков в системе про-
фессионального образования. Уже в 2001 г. в стране было создано 1176 пилотных учебных заведений ПО государственного уровня и более 2000 - провинциального. Так, в провинции Шаньдун, в г. Жичжао в 1998 г. по решению Министерства просвещения создан профессионально-технический колледж. Он стал первым учебным заведением подобного типа и одним из 10 «образцово-показательных высших профессионально-технических колледжей», «опорных пунктов пропаганды научно-технических знаний», «базой подготовки кадров по дефицитным строительным специальностям». Центр профессионального образования района Дунган признан образцовым учебным заведением провинции Шаньдун, является базой профессиональной переподготовки крестьян и представляет собой комплекс учреждений общего и профессионального образования по обучению взрослых.
В провинции Цзянсу начало 1980-х гг. считается периодом активных экспериментов в системе ПО, тогда же Министерство просвещения и Главное управление труда КНР определили г. Сучжоу в качестве экспериментальной базы для отработки реформ структуры СПО и осуществления принципа «трудоустройства по мере подготовки». Комиссия ООН по развитию заключила с правительством Китая соглашение, по которому 7-я средняя школа г. Сучжоу стала одним из участников проекта, опорным пунктом проверки немецкой модели «двухком-понентной системы», городом комплексных реформ образования. Городское управление образования выделило училища, специализирующиеся на лёгкой промышленности и электронике, в качестве опытных площадок реформирования системы внутреннего управления, а в трёх технических училищах проводился эксперимент по выдаче двух дипломов (диплом выпускника и свидетельство о присвоении квалификации).
С 2007 г. для полного осуществления постановления «Об усилении развития профессионального образования» правительства провинции Ляонин отдел образования г. Шэньяна разработал «План создания шэньянской марки профессионального образования и утверждения города в качестве всекитайской базы технического творчества». В нём подчёркивалась необходимость сотрудничества учебных заведений и предприятий с целью возрождения промышленной базы, строительства новой социалистической деревни, всестороннего построения «общества среднего достатка»;
- во-вторых, идёт регулирование структуры специальностей в системе ПО Китая, было сформировано более 470 ведущих направлений, которые удовлетворяли запросы первой, второй и третьей сфер производства, причём 52 % из них утверждены в 2003-2005 гг.
В провинции Шаньдун, в г. Жичжао в 2007 г. была принята «Программа ускорения реформ профессионального образования», направленная на реализацию целей экономического строительства, на повышение человеческих, профессиональных качеств трудящихся и конкурентоспособность города. Это позволило реформировать учебные заведения, регулировать структуру и добиться оптимального распределения образовательных ресурсов, в ходе которого происходит постепенный перенос внимания с 1-й сферы (тяжёлая промышленность) на 2-ю (лёгкая промышленность) и 3-ю (сфера услуг). Отмечается динамика по увеличению вклада 2-й сферы производства в ВВП (в 2006 г. он достиг 50 %), а вклад сферы услуг составил 36 %. Проведённое обследование показало, что самыми востребованными и приоритетными специальностями в сфере профессионального образования г. Жичжао являются электротехника, автомобилестроение, вычислительная техника, строительство.
В провинции Цзянсу в 2002 г. городское правительство утвердило «Проект упорядочения структуры профессионального образования г. Сучжоу». По мере его реализации в результате различных преобразований, слияния и разделения из 94 УСПО осталось 58, из них 25 вышли на провинциальный уровень подчинения. В итоге более рационального распределения учебных заведений по территории увеличились их масштабы: средняя наполняемость УСПО, общая численность учащихся. Шесть небольших учебных заведений были объединены в единый центр ПО «Чаншу» который стал одним из крупнейших учебных заведений провинции. Была существенно улучшена структура ВПО, количество высших профессиональных колледжей увеличилось с 5 до 17, а численность учащихся в них - с 30 до 79 тыс. Обновилась модель развития профессионального образования; так, на средства городского правительства в пригороде Сучжоу построен Международный парк образования площадью 10 км2, включающий 13 учебных заведений.
В провинции Ляонин разработана и реализована программа «Стимулирование "взаимного прогресса"». Цель которой заключается в создании тесного взаимодействия между учебными заведениями и предприятиями. Препо-
даватели направляются на предприятия для участия в производственном процессе (изучаются методы организации производства, технологические тонкости, тенденции развития производства), технические специалисты стали на контрактной основе консультантами учреждений среднего профессионального образования, участвовали в проведении реформ обучения, переподготовки преподавательских кадров и обучения студентов производственным навыкам;
- в третьих, формируется вектор сотрудничества учреждений профессионального образования и предприятий. Например, в Жичжао развиваются три модели государственно-частного партнёрства учебных заведений с работодателями:
- создание учреждений профессионального образования совместно с предприятиями;
- договорные отношения между учебным заведением и предприятием;
- сочетание учёбы с производством.
Государственно-частное партнёрство учреждений ПО в провинции Ляонин с предприятиями осуществляется по следующим направлениям: заключаются контракты, используется метод параллельной работы и учёбы студентов. Формы сотрудничества достаточно разнообразны: предприятия предоставляют преподавателям и учащимся базу для практики, участвуют в разработке планов подготовки и в учебном процессе, предоставляют для практических занятий соответствующее оборудование.
Программа «Стимулирование «взаимного прогресса» провинции Ляонин способствовала углублению сотрудничества между учебными заведениями и предприятиями. Так, городское правительство в феврале 2005 г. провело специальное совещание. Оно способствовало установлению контактов более 100 учебных заведений и 400 предприятий. Одиннадцать известных предпринимателей были приглашены на контрактной основе в учреждения СПО на должности советников, а 70 технических специалистов были приглашены в качестве мастеров-наставников. На 20 предприятиях были созданы базы производственной практики для профессиональных колледжей, а в 20 колледжах созданы пункты переподготовки рабочих и служащих предприятий. Все учебные заведения заключили соглашения о сотрудничестве с предприятиями;
- в четвёртых, характеристика региональной составляющей профессионального образования будет неполной, если не рассмотреть, какие вызовы перед собой ставят региональные правительства, к таковым в провинции
Шандун относят: доминирование государственных учреждений ПО, недостаточность и сокращение негосударственных учреждений и учреждений, созданных самими предприятиями; однообразие моделей сотрудничества УПО с предприятиями; низкое качество образования у абитуриентов, выходцев из сельской местности; отставание переподготовки преподавателей без отрыва от производства.
В провинции Цзянсу к перспективам развития ПО относят качество педагогических кадров: не хватает преподавателей «двойного назначения», структура приглашённых преподавателей недостаточно рациональна (ведут общие дисциплины), мало преподавателей с предприятий. К перспективам относят и вопросы, связанные с организацией производственной практики, с инвестициями в материально-техническую и научно-исследовательскую базы учреждений. Весьма актуальной является проблема оптимизации системы внутреннего управления образовательными учреждениями. В государственных ОУ необходимо внедрять современные модели управления, свойственные негосударственным образовательным учреждениям, постепенно вводить систему подрядного управления, систему отсева кадров, расширять автономию учреждений ПО, чтобы они стали самостоятельными субъектами, ориентированными на потребности рынка труда и общества.
Важным направлением модернизации профессионального образования является развитие системы профориентации учащихся и совершенствование механизмов трудоустройства выпускников. В Суджоу практически не созданы механизмы профессиональной ориентации, в которой бы участвовали и работодатели. Сами работодатели по-прежнему оказывают сильное давление при трудоустройстве выпускников. Механизмы трудоустройства несовершенны, нет единого планирования в цепочке набор-обучение-трудоустройство, отсутствует и система оценки качества выпускников.
В провинции Ляонин выделяют следующие вызовы: устаревшие стереотипы общественного сознания, слабая пропаганда профессионального образования, её несоответствие потребностям региональной экономики, недостаточность общего потенциала образовательных учреждений (масштаб, ресурсы, методы и технологии обучения, стиль изложения учебного материала в учебниках, оторванность от реальной производственной практики).
Таким образом, в Китае складывается практика выделения опорных школ, как точек роста, являющихся «фирменными марками», образ-
цовыми школами в территориях. В более общей перспективе ведётся работа по подготовке кадров «двойного назначения» и имеющих более высокий уровень профессионального образования (бакалавр/магистр), организации производственной практики, сотрудничества с
производственными предприятиями, создание системы профориентации и трудоустройства выпускников профессиональных учреждений. Перспективными в региональном профессиональном образовании определены направления по её интернационализации.
Список литературы
1. Базарова А. Н. Основные тенденции развития системы высшего профессионального образования КНР (1978-2008 гг.): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Базарова, Анна Николаевна. Улан-Удэ, 2011. 24 с.
2. Боревская Н. Е. Системные принципы реформирования образования: китайский урок // Педагогика. 2005. № 7. С. 109-113.
3. Боревская Н. Е. Тенденции развития образования в КНР до 2020 г. // Педагогика, 2011. № 7. С. 108-119.
4. Васюхин О. В. Сравнительный анализ образования в Китае и России / О. В. Васюхин, Ц. Сюй // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 79-81.
5. Дугарова Д. Ц., Горлачёв В. П. Сравнительный анализ гарантий качества высшего образования России с международной практикой // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 21-26.
6. Мажаров И. В. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: chinadata.khv.ru/scitma.htm (дата обращения 20.08.2015).
7. Шилов А. П. Проблемы образования в современном Китае // Вопросы культурологии. 2009. № 2. С. 49-51.
8. Цай Хун, Ци Юэ. Проблемы образования в Китае // Великая эпоха. 2006. 16 с.
References
1. Bazarova A. N. Osnovnye tendentsii razvitiya sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya KNR (1978-2008 gg.): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Bazarova, Anna Nikolaevna. Ulan-Ude, 2011. 24 s.
2. Borevskaya N. E. Sistemnye printsipy reformirovaniya obrazovaniya: kitaiskii urok // Pedagogika. 2005. № 7. S. 109-113.
3. Borevskaya N. E. Tendentsii razvitiya obrazovaniya v KNR do 2020 g. // Pedagogika, 2011. № 7. S. 108-119.
4. Vasyukhin O. V. Sravnitel'nyi analiz obrazovaniya v Kitae i Rossii / O. V. Vasyukhin, Ts. Syui // Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniya: materialy III mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2014 g.). SPb.: Zanevskaya ploshchad', 2014. S. 79-81.
5. Dugarova D. Ts., Gorlachev V. P. Sravnitel'nyi analiz garantii kachestva vysshego obrazovaniya Rossii s mezhdunarodnoi praktikoi // Gumanitarnyi vektor. 2012. № 1 (29). S. 21-26.
6. Mazharov I. V. Nauchno-tekhnicheskaya programma KNR: vzglyad v budushchee [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: chinadata.khv.ru/scitma.htm (data obrashcheniya 20.08.2015).
7. Shilov A. P. Problemy obrazovaniya v sovremennom Kitae // Voprosy kul'turologii. 2009. № 2. S. 49-51.
8. Tsai Khun, Tsi Yue. Problemy obrazovaniya v Kitae // Velikaya epokha. 2006. 16 s.
Статья поступила в редакцию 30.08.2015