Структура решения проблемы
продукции
Реализация
продукции
Получение
прибыли
Рис. 3
Решения проблемы (рис. 3) производства продукции необходимо начать с маркетинговых исследований, чтобы определить нужно ли этим заниматься, определить возможную прибыль. В условиях акционерных обществ и фирм работать без получения прибыли никто не станет. Далее необходимо определить технологию производства, под нее создать средства производства, организовать правильную эксплуатацию и сервис, обеспечить средствами для сбора продукции
и ее переработки. Затем продать и получить прибыль.
Как добиться обоюдного интереса ученых и производителя к внедрению новых разработок. Такой путь есть. Для ученых это получение процента от прибыли предприятия, если эта прибыль увеличилась в результате внедрения новых технологий. В этом случае исследователь будет сопровождать свои разработки и постоянно совершенствовать процесс для более эффективного производства.
РЫНОК МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИИ: СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
А.К. ПАСТУХОВ, действительный член МАНВШ, профессор московской сельскохозяйственной академии имени КА. Тимирязева,
Ю.И. КУЗНЕЦОВ, действительный член МАНВШ, президент международной ассоциации работников аграрных вузов «ИНТЕРВУЗ»
В обеспечении продовольственной безопасности России особое место принадлежит мясному подкомплексу, основной целью развития которого является увеличение объемов производства, переработки и реализации высококачественной продукции определенного ассортимента при наименьших
затратах труда и средств. Механизмом осуществления этой цели является рынок мясной продукции, который охватывает организационно-экономические формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами различных сфер подкомплекса, обеспечивающих движение продукции на всех ста-
днях воспроизводственного процесса- от выращивания и откорма животных (получения мясного сырья) до выработки готовых продуктов и реализации их конечному потребителю. Следовательно, понятие «рынок мясной продукции» включает функционирование его соответствующих контрагентов (сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих и торговых коммерческих организаций), между которыми объективно возникают производственные связи и успешно разрешаются экономические взаимоотношения.
Весь комплекс проблем формирования и регулирования рынка мясной продукции должны определять следующие важнейшие принципы: всеобщность рынка (беспрепятственное движение экономических ресурсов и торговля ими); равноправное участие на рынке хозяйствующих субъектов с разными формами собственности; свободное ценообразование; сочетание саморегулирования рынка с государственным вмешательством; аграрный протекционизм; широкое развитие договорных взаимоотношений; сочетание экономических и социальных задач; формирование рыночной инфраструктуры.
В результате осуществления радикальных рыночных реформ при отсутствии фундаментально проработанной стратегии и прогноза их проведения (всё сводилось преимущественно к изменению форм собственности и хозяйствования, либерализации цен и по существу невмешательства государства в развитие экономики страны) АПК России (в т. ч. одно из важнейших его подразделений - мясной подкомплекс и соответствующий рынок продукции) оказался в катастрофическом положении. Это привело к тому, что в России нарастает небывалый в её истории импорт продуктов питания по демпинговым ценам, нередко низкого качества. Тем не менее, сегодня создана по существу «туманная завеса» вокруг так называемого «перепроизводства с особым при этом акцентом на то, что страна, наконец-то, становится устойчивым его экспортёром. Уместно заметить, что производство зерна в 2002 году (самом урожайном за весь период рефор-
мирования российского АПК) достигло лишь 72% от уровня 1990 г. При этом, по данным Госкомстата РФ в том же году на экспорт его было поставлено только
2 млн. т, а по импорту было завезено 2,4 млн. т мяса и изделий из него, 4,8 млн. т молока и молочных продуктов, более
3 млн. т зерна, комбикормов, муки, макарон и другой продукции. Всё это в пересчёте на зерно (проверено авторитетными учёными-экспертами Российской сельскохозяйственной академии) - 35 млн. т. Для России это полная продовольственная зависимость от западных государств. К сожалению, эта опасная тенденция усиливается.
Наиболее разрушительное воздействие на мясной подкомплекс произвело обвальное падение численности поголовья животных (табл. 1).
Так, в период с 1990 г. по 2001 г. поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 2,1 раза (в т.ч. коров - в 1,7 раза, свиней - в 2,4, овец и коз - в 3,9, птицы - в 1,9 раза). По численности крупного рогатого скота (в т. ч. коров) страна оказалась на уровне 1946 г., свиней - 1954 г., овец и коз -в 3,1 раза меньше 1916 г., птицы - 1971 г. По оценке авторитетных экспертов восстановление прежних размеров поголовья продуктивных животных (до уровня 1990 г.) может затянуться на 15-20 лет, а племенных - на еще более продолжительный период. Поэтому дальнейшее снижение его численности отрицательно отразится на перспективах обеспечения продовольственной безопасности страны.
Одновременно с уменьшением численности поголовья скота и птицы происходило значительное снижение его продуктивности (табл. 2).
Низкий выход приплода в работе на маточное поголовье (как наиболее важный показатель его продуктивности, приведённых в таблице) сопровождался также и высоким падежом молодняка животных. За рассматриваемый период он возрастал (в % к обороту стада): по крупному рогатому скоту- с 3,9 до 7,5 свиньям - с 6,9 до 11,3 овцам и козам - с 7,9 до 10,2.
Т аблица 1
Поголовье животных (во всех категориях хозяйств, на конец года, млн. гол.)
Виды животных 1986-1990 гг. в т. ч. 1990 г. 1991-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001 г.
Крупный рогатый скот 59,1 57,0 38,4 30,1 27,1
в т. ч. коровы 20,9 20,5 19,3 13,9 12,2
Свиньи 39,5 38,3 28,6 17,5 16,0
Овцы и козы 61,8 58,2 42,7 17,4 15,3
Птица 646,0 659,8 541,8 439,2 343,0
Таблица 2
Основные показатели продуктивности мясного животноводства на сельскохозяйственных предприятиях
Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г.
Выход приплода на 100 маток, гол.:
телят 82 73 77 76
поросят 1410 975 1165 1180
ягнят 82 56 73 77
Продукция выращивания скота в расчёте на 1 голову, кг:
крупного рогатого скота 129 93 114 122
свиней 112 99 113 133
овец и коз 10,6 8,4 7,5 7,9
Таблица 3
Производство мясных ресурсов (мясного сырья) в основных отраслях животноводства (в хозяйствах всех категорий; в убойной массе, млн. т)
Виды ресурсов 1986-1990 гг. в т. ч. 1990 г. 1991-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001 г.
Мясные ресурсы - всего В том числе: 9,7 10,1 7,6 4,7 4,5
мясо кр. рог. скота 4,1 4,3 3,4 2,2 1,9
мясо свиней з,з 3,5 2,5 1,6 1,5
мясо овец и коз 0,4 0,4 0,3 0,2 0,1
мясо птицы 1,7 1,8 1,3 0,7 0,9
Уменьшение численности поголовья скота и птицы, при одновременном снижении его продуктивности и покупательных возможностей населения на мясо и изделия из него, привели к резкому падению объемов производства анализируемой продукции животноводства (табл. 3).
Как видно из таблицы, общий объём производства мясных ресурсов в 2001 г., по сравнению с 1990 г., уменьшился в 2,2 раза, в том числе скотоводства и свиноводства - в
2,3 раза, овцеводства и козоводства- в 4,
птицеводства- в 2 раза. В этот же период изменилась и структура производства рассматриваемых ресурсов: если в 1990 г. его удельный вес в личных подсобных и фермерских хозяйствах в общем объёме составлял только 25 % (75 % - в сельскохозяйственных предприятиях), то в 2001 г. этот показатель возрос до 60 % (40 % - в сельскохозяйственных предприятиях).
За анализируемый период произошло и снижение закупок мяса (в убойной массе): с 7,4 до 3,4 млн. т (в 2,2 раза). Несмотря на
большое сокращение численности поголовья животных, качество убойного скота в стране ежегодно ухудшается. Средняя масса одной головы крупного рогатого скота и свиней, реализованных на убой, снизилась до уровня начала 60-х годов, а поставка на переработку некондиционных животных возросла по сравнению с 1990 г. в 2 раза. В результате выход мяса (убойная масса) на голову крупного рогатого скота составляет 70 кг, на голову свиней - 84 кг, в то время как в США эти показатели равны соответственно 124 и 151 кг. Следует также добавить, что реали-
зация крупного рогатого скота высшей и средней упитанности уменьшилась за этот период с 80 до 26,2 %, свиней второй категории (мясной) - с 77,5 до 19,7% (доля нестандартного поголовья в общем объеме продажи животных возросла с 5,7 до 56,2 %, или почти в 10 раз). Удельный вес овец и птицы ниже средней и тощей категорий возрос соответственно до 35 и 6 %.
Продолжало иметь место сокращение объёмов производства мяса и мясных изделий из него и в перерабатывающей промышленности (табл. 4).
Таблица 4
Производство мяса и мясных изделий из него в перерабатывающей промышленности
(млн. т)
Виды продукции 1986-1990 гг. В т. ч. в 1990 г. 1991-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001 г.
Мясо, включая субпродукты 1-й категории 6,3 6,6 4,0 1,4 1,3
Колбасные изделия 2,5 2,3 1,5 1,1 1,2
Мясные полуфабрикаты 0,5 0,4 0,3 0,2 0,3
Консервы мясные, млн. ус. б. 511 436 373 249 118
Из приведённых данных видно, что в 2001 году производство мяса на перерабатывающих предприятиях, по сравнению с 1990 годом, сократилось в 4,8 раза, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов вдвое, а мясных консервов - в 4,3 раза. При этом перерабатывающие предприятия работали в условиях крайнего дефицита отечественного сырья. Поэтому потребность предприятий в сырьевых ресурсах для выработки колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов на 65 % обеспечивалось за счет импортных поставок. В структуре промышленного производства различных видов мяса первое место принадлежит птице - 37,7 %, говядине - 21,4, свинине - 22,4%. Уровень использования производственных мощностей оставался низким и составлял по переработке мяса - 14 %, выпуску колбасных изделий - 42, мясных консервов 46 %.
Одной из главных причин падения объемов производства в сфере переработки является сокращение поступления мясных ресурсов из-за низких закупочных цен, ко-
торые устанавливают перерабатывающие предприятия. В этих условиях сельскохозяйственные производители определяют более выгодные каналы реализации - через организованные и неорганизованные продовольственные рынки, общественное питание, где цены на сырье выше закупочных, устанавливаемых перерабатывающими предприятиями. Именно сельскохозяйственные предприятия, в настоящее время, являются крупными поставщиками на рынок мясных ресурсов. Ныне их реализация даёт почти четверть объемов денежных поступлений. Доля реализации животных на убой этими предприятиями от общих объемов производства во всех категориях хозяйств достигает 50 %. Анализ каналов реализации показал, что все больше произведенного в сельскохозяйственных предприятиях мяса реализуется через рынок, сеть собственных магазинов и палаток, продажу и выдачу этой продукции своим работникам в счёт оплаты труда.
В 2000 г. продажа предприятиями и организациями торговли на оптовом рынке
мяса и птицы составила 645,6 тыс. т, колбасных изделий - 904,2 тыс. т, мясных консервов - 414,4 млн. уел. банок. Объемы розничной продажи мяса достигли 2 806 тыс. т, колбасных изделий - 2 022 тыс. т.
Появление множества каналов реализации- явление положительное, однако их структура не оптимальна. Роль потребительской кооперации чрезвычайно низка, хотя за время своего более чем столетнего функционирования здесь накоплен значительный опыт работы с товаропроизводителями, который полезно использовать в условиях развития рыночных отношений.
В соответствии с Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков в стране на 1998-2005 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.06.1998г. № 593, было предусмотрено
Во всех цивилизованных странах по уровню производства и потребления мяса и изделий из него в расчете на 1 человека в год принято оценивать благосостояние нации (например, в США и государствах ЕЭС эти показатели колеблются в пределах 130 и 100 кг). В России соответствующие показатели снизились: по производству с 68 до 30 кг, по потреблению с 75 до 47 кг (с учётом импорта), что соответствует лишь 55 % рациональной нормы.
Уместно отметить, что в объёме потребляемого мяса в России за годы реформирования АПК удельный вес импорта возрос с 13 % в 1990 г. до 53 % в 2002 г. Парадоксально, что в условиях сложно решаемой ныне проблемы внешней задолженности страны, изыскиваются валютные ресурсы для импорта продовольствия, причём по более высоким ценам и низкого качества (в 2000 г. было забраковано: мяса всех видов 53,5 %, колбасных изделий и копченостей -57,5, мясных консервов - 71,9%), чем при
создание 70 оптовых продовольственных рынков в 29 субъектах страны (на начало 2001 г. их было введено 38). Однако из-за отсутствия законодательной и нормативной базы их создания, научно обоснованной организационной и управленческой структуры построения рынков выполнение этого Постановления в регионах ведётся бессистемно, что приводит к потере контроля и регулирования их деятельности со стороны государства, криминализации, бесконтрольному завозу и поставке импортного продовольствия.
Возникшие тенденции в производстве и переработке мясо-сырья (таблицы 3-4), а также либерализация цен на получаемые из него продукты питания приводят к существенному уменьшению показателей душевого производства и потребления мяса и изделий из него (табл. 5).
Таблица 5
закупке отечественной продукции, и, тем самым, фактически продолжается поддержка зарубежных фермеров за счет разорения российских товаропроизводителей. Эти и другие рассмотренные выше причины приводят к высокой убыточности реализации мяса всех основных отраслей животноводства (в 2001 г. около 40 % - без учета дотаций и компенсаций).
Основа рассматриваемого подкомплекса - отрасли животноводства, обеспечивающие производство мяса (откормочное скотоводство, свиноводство, овцеводство, мясное птицеводство и др.). Именно эти отрасли (в силу их хозяйственно-биологических особенностей и высокой капиталот-рудоёмкости) предопределяют масштабы развития и специализацию всех других функциональных подразделений подкомплекса и прежде всего - сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих и торговых организаций, формирующих мясные ресурсы и соответствующий рынок
Производство и потребление мяса на душу населения (в убойной массе, кг)
Показатели 1990 г. 1991-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001 г.
Производство 68 51 36 30
Потребление 75 60 48 47
страны. При этом следует особо подчеркнуть, что ключевыми факторами повышения эффективности животноводства являются воспроизводство поголовья скота и птицы и создание устойчивой кормовой базы. Совершенствование организации воспроизводства поголовья животных (включая племенную работу) следует осуществлять путем оптимизации структуры стада, сокращения бесплодия маточного поголовья, внедрения сравнительно равномерных сроков осеменения и расплодов животных, более широкого использования межпородного и иных вариантов промышленного скрещивания и гибридизации различных видов скота и птицы, улучшения кормления и условий содержания ремонтного и откормочного молодняка, профилактики и лечения болезней животных и других элементов интенсивных технологий, направленных на более полное использования их генетического потенциала.
Устойчивость кормовой базы должна обеспечиваться на основе рационального сочетания полевого и лугопастбищного кормопроизводства, всемерного повышения урожайности и увеличения валовых сборов зернофуражных и других культур, широкого применения прогрессивных технологий их заготовки, переработки и скармливания. Разумеется, что эффективное развитие животноводства и кормопроизводства должно базироваться на основе широкого применения комплексной механизации, рациональных форм организации и оплаты труда работников.
Основные объемы производства мясных ресурсов в ближайшей перспективе (как и в настоящее время) должны обеспечивать сохранившиеся крупные и средние сельскохозяйственные предприятия. Вместе с тем высокоэффективное выращивание и откорм животных возможны и в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах при создании необходимых производственных и социально-экономических условий для их функционирования (особенно по обеспечению тесной кооперации этих хозяйств с сельскохозяйственными предприятиями, развития инфраструктуры по закупке и переработке мясного сырья).
В системе закупок скота в последние годы применяют два метода сдачи-приемки поголовья животных - по живой и убойной массе (каждый их них имеет преимущества и недостатки). Наши исследования показали необходимость более широкого использования метода сдачи-приемки поголовья по живой массе в местах его производства с последующим вывозом специализированным транспортом мясоперерабатывающих предприятий. С другой стороны, применение метода закупок скота по убойной массе требует совершенствования нормативной базы выхода мяса. Для сокращения потерь, как показывает практика, в процессе закупок скота целесообразно проводить его преду-бойную выдержку на сельскохозяйственных предприятиях, а не на мясокомбинатах.
Всевозрастающее значение в формировании сбалансированного и эффективно функционирующего мясного подкомплекса имеют мясоперерабатывающие предприятия. В настоящее время это звено подкомплекса является самым узким местом в технологической цепи по производству мясных изделий. Обвальное сокращение поголовья животных на сельскохозяйственных предприятиях, создание в них, а также в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах малых предприятий (цехов) по переработке мясных ресурсов, приводят к несоответствию между объемами закупок исходного сырья в зонах действия мясокомбинатов и более полным использованием их производственных мощностей. Велика и сезонность закупок и переработки поголовья животных.
Следует добавить, что в настоящее время из действующих в мясной промышленности предприятий только около 40 % размещены в помещениях, отвечающих требованиям современных технологий производства мясопродуктов. В то же время продолжают функционировать предприятия, построенные 50 и более лет назад. Почти 60 % из них требуют проведения капитального ремонта помещений и замены устаревшего технологического оборудования. Перечисленные причины приводят к потерям мясного сырья, увеличивают затраты на его
производство, предопределяют рост отпускных цен на готовую продукцию. Но главная причина создавшегося положения- неравноправные экономические отношения между отраслями производства мясо-сырья и его переработки.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что трудоемкость и себестоимость производства мяса на сельскохозяйственных предприятиях имеют тенденции к повышению, а соответствующие показатели на перерабатывающих предприятиях- к снижению. Опыт работы мясоперерабатывающих предприятий (как открытых акционерных обществ) показал, что они неправомерно ущемляют экономические интересы центрального звена подкомплекса- сельскохозяйственные предприятия - главных поставщиков сырья, на которых приходится основная часть материально-денежных затрат в структуре цен реализации конечных продуктов. В сложившейся ситуации в системе мер по стабилизации мясного подкомплекса важное место должно быть отведено преодолению возникших противоречий на основе развития различных форм взаимовыгодной кооперации (создание производственных и потребительских кооперативов) и интеграции (заключение традиционных контрактов, передача контрольных пакетов акций путем дополнительной их эмиссии за счет разных источников, учреждение специализированных заготовительных предприятий, организация формирований холдингового типа, создание агропромышленных финансовых групп при стимулирующем государственном регулировании этих процессов). При этом для участников различных форм кооперации и интеграции выгодно также устанавливать и цены, учитывающие не только группы скота и категории их упитанности, но и другие факторы, поддающиеся определению и измерению,- потребительское назначение конечных продуктов (расширение ассортимента мяса и изделий из него) и их биологическую ценность (в значительной мере определяется, как показывают отечественные и зарубежные исследования и практика, - живой массой, возрас-
том, породой и полом животных, цветом, pH и экологической безопасностью мяса, характером повреждений поголовья при его транспортировке на перерабатывающие предприятия).
При насыщении рынка мясосырьём важным направлением укрепления экономических позиций мясоперерабатывающих предприятий будет являться увеличение глубины переработки сырья в продукты (с широким ассортиментом), предназначенные для длительного хранения (колбасы, консервы, полуфабрикаты и др.). Сельскохозяйственным предприятиям, личным подсобным, крестьянским (фермерским) хозяйствам экономически оправданным (особенно в удаленных районах регионов страны) создание малых предприятий (цехов) мощностью до 10 т переработки мяса в смену на основе использования современного оборудования, внедрения прогрессивных малоотходных технологий, обеспечивающих, как показывает практика, их высокую рентабельность (30-40 %) и небольшой срок окупаемости (4 - лет).
Одним из приоритетных направлений в структурной перестройке мясного подкомплекса является развитие рыночной инфраструктуры- комплекса отраслей (сфер деятельности) по перемещению продукции от сельхозпроизводителей до потребителей (закупки, оптовые рынки, биржи, ярмарки и др.), обеспечивающего процесс реализации продукции, выявление спроса и предложения на нее, определение цен, распространение информации. Нынешнее несовершенство экономических отношений в мясном подкомплексе, возникшее вследствие неупорядоченности рыночной инфраструктуры, приватизации предприятий АПК и особенно перерабатывающей промышленности в отрыве от поставщиков сырья приводят к потерям мяса и мясопродуктов, неплатежам, а особенно к негативному воздействию локального монополизма по отношению к сельхозпроизводителям. В связи с этим необходимо ограничение монополии перерабатывающих предприятий и торговых организаций на основе создания кооперативных формирований с участием сельхозпроизво-
дителей при государственной поддержке инвестиций в рыночную инфраструктуру. При этом центральное место в ней должны занимать региональные оптовые рынки мясной продукции (рис.1).
Создание таких рынков позволит скоординировать и сконцентрировать активные действия всех участников по совместной деятельности, обеспечивать возможность устойчивого выхода на конкурентный рынок, повлиять на формирование реальной рыночной цены, ускорить и упростить фи-
нансовые расчеты, легализовать все товарные потоки оптового и розничного звеньев, поступающие в продовольственную сеть и общественное питание и тем самым пополнить бюджеты всех уровней.
Важным организующим фактором на рынке мясной продукции должна стать система регулирования спроса и предложения на продукцию через механизм ценообразования, а также совершенствования схем внутри- и межрегиональных финансовых потоков (рис.2).
Рис. 1. Примерная схема коммерческих связей центрального регионального оптового рынка мяса
Рис.2. Система регулирования рынка мясной продукции
Предлагаемая система регулирования рынка мясной продукции включает два взаимосвязанных блока с соответствующими составляющими их элементами: рыночный механизм («саморегулируемые» формы воздействия на баланс спроса и предложения на продукцию, учитывающий конъюнктуру и конкуренцию на определенных сегментах рынка); государственное регулирование (предусматривает различные формы организационно-экономической, финансовокредитной и правовой поддержки основных контрагентов рыночных отношений). Здесь уместно подчеркнуть, что особо важное значение в дальнейшем повышении эффектив-
ности рынка мясной продукции и АПК в целом имеет государственное регулирование развития этой сферы экономики, как объективная необходимость, давно признанная и осуществляемая в мировой практике. Например, в последние годы уровень государственной поддержки сельского хозяйства составляет (к стоимости производимой продукции): в США - 40 %, ЕЭС - 38, Канаде -35, Швеции - 47, Финляндии - 72%. Применительно к нынешним условиям России механизм его действия, по нашему мнению, должен включать следующие основные позиции: финансирование на приобретение новой техники и оборудования и других мате-
риальных ресурсов, компенсации части затрат на энергоносители; дотации на поддержку племенного животноводства, стимулирование научной деятельности и профессиональной подготовки кадров; кредитование на сезонные затраты оборотных средств и приобретение других необходимых запасов, авансирование залога сельскохозяйственной продукции (сырья), лизинговых операций; льготные условия страхования и налогообложения; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; проведение закупочных и товарных интервенций; введение системы стандартов на продукцию, сырье и продовольствие; применение различных цен (целевых, рыночных, гарантированных, залоговых, антимонопольных) и др. В принятых Федеральных
законах «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (02.12.94 г., № 100-ФЗ), «О государственном регулировании агропромышленного производства» (14.07.97 г., № 100-ФЗ) и «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (09.07.2003 г., № 83-ФЗ) отражены важные направления такого регулирования. Но практическое осуществление этих Законов по большинству позиций пока не выполняется. Продолжение такого отношения к АПК (в т. ч. к рассматриваемому подкомплексу) будет ускоренно приближать Россию не только к окончательной потере ее продовольственной (как одной из важных составляющих экономической независимости), но и государственной безопасности.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА УЗБЕКИСТАНА, РОЛЬ В НЕМ НАУКИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Х.Ч. БУРИЕВ,ректор ташкентского ГАУ, академик МАНВШ, доктор, профессор
С приобретением Республики Узбекистан независимости в нашей стране наступил качественно новый этап во взаимоотношениях общества и природы. Экологические проблемы включены в число важнейших вопросов политики нашего государства. Заботы об охране земли, ее недр, растительного и животного мира нашли отражения в Конституции Республики Узбекистан и многих ее законах.
Широко известна роль леса в охране окружающей среды. Леса в Узбекистане имеют большое гидрогеологические, почвозащитное, санитарно-курортное и эстетическое значение. Они служат источником древесины, плодов, технического и лекарственного сырья. Не зря в народе говорят, что истребление леса ведет к опустошению земли.
Важное народнохозяйственное значение лесов обуславливает необходимость
их тщательной охраны и ухода за ними. Поэтому в нашей стране постоянно возрастают объемы работ по лесовосстановлению и созданию новых лесов, расширяются лесохозяйственные работы по повышению продуктивности лесов.
Республика Узбекистан занимает территорию в 450 тыс. км2 или 45 млн. га. Из этой площади орошаемые земли занимают
4,4 млн. га. Остальная территория занята пустынями и горными массивами. Республика Узбекистан - малолесная страна. Лесной фонд, относящийся к Министерству сельского и водного хозяйства республики, составляет немногим более 8,5 млн. га или 19 % территории республики. Лесопокрытая площадь равна 2 379 тыс. га. Лесистость Республики Узбекистан очень низкая, составляет 5,3 %. Леса республики отнесены к лесам 1 группы, и рубка в них запрещена.