УДК 338.436:636:637
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЯСНОГО ПОДКОМПЛЕКСА РОССИИ
Е Е. БАБЬЯК, М.А. БАБЬЯК ФГОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
Одной из важнейших проблем нашей страны является продовольственное обеспечение населения. Рациональное её решение связано с повышением эффективности функционирования отраслей и производств, входящих в состав агропромышленного комплекса. Среди них особое место занимает мясной подкомплекс.
Мясной подкомплекс - это совокупность предприятий и организаций, связанных с развитием мясного животноводства, обслуживанием его производства и доведением продукции до потребителя.
В статье рассмотрены особенности формирования мясного подкомплекса России и дана оценка современного его состояния.
Тенденции и уровень развития мясного подкомплекса в Российской Федерации напрямую взаимосвязаны с проблемами продовольственной стратегии и продовольственной безопасности государства. Современные процессы особенно усилили их остроту и значимость, поскольку произошло значительное сокращение потребления наиболее ценных продуктов питания и ухудшение его структуры. А ведь только поддержание на необходимом уровне продовольственного снабжения населения гарантирует устойчивое экономическое развитие и социально-экономическую стабильность в обществе.
Мясной подкомплекс - это совокупность предприятий и организаций, связанных с развитием мясного животноводства, обслуживанием его производства и доведением продукции до потребителя [1].
Как и для АПК в целом, для мясного подкомплекса характерна многомерная структура: функционально-отраслевая, территориально-производственная, социально-экономическая.
Подобно АПК, мясной подкомплекс состоит из трёх сфер (рис. 1).
Отрасли, входящие в первую сферу мясного подкомплекса призваны обеспечивать ресурсами процесс производства, создавать базу для интенсификации в животноводстве и перерабатывающей промышленности, способствовать нормальному функционированию всех его звеньев. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и массовость производства мяса и мясной продукции. В свою очередь, темпы и уровень развития предприятий первой сферы определяются потребностями в средствах производства, продуктах комбикормовой и микробиологической промышленности и других потребностях предприятий второй сферы мясного подкомплекса. А увеличение объёмов производства мяса в животно-
водстве требует соответствующего развития предприятий по переработке, транспортировке и реализации конечного продукта.
Предприятия:
Обслуживающие
♦♦♦ Комбикормовый завод
♦ Племенной завод
♦ Селекционно-генетическая станция
♦ Ветеринарная служба
♦ Экспериментальные хозяйства научных учреждений и др.
Производители мяса
♦ Фермы по производству, выращиванию и откорму мяса КРС
♦ Свинофермы и свинокомплексы
♦ Откормочные комплексы
♦♦ Птицефабрики
♦ Овцефермы
♦ Конефермы
♦ Личные подсобные хозяйства
♦ Крестьянские (фермерские) хозяйства т.д.
Перерабатывающие и торговые
Предприятия по переработке мяса (мясокомбинаты, птицекомбинаты, мясоконсервные заводы, цеха и т.д.); предприятия оптовой и розничной торговли и т.д.
Рис. 1. Состав мясного подкомплекса
Важнейшим связующим звеном мясного подкомплекса является вторая сфера, то есть мясное животноводство. В этой сфере тесно переплетаются экономические процессы воспроизводства с естественными.
Сферы расположены по ходу технологического процесса: от обеспечения средствами производства до выпуска конечной продукции. По мере развития мясного подкомплекса всё
более возрастает роль его производственной инфраструктуры. Системы заготовки, транспортировки, хранения продукции, материально-технического снабжения, специализируясь, превращаются в самостоятельные отрасли. От степени их развития зависит во многом ход основного производства во всех сферах.
Функциональная структура вертикального блока по производству мяса и мясопродуктов показывает, что весь производственный цикл можно разделить на следующие основные стадии:
1) производство специализированных средств производства для всех отраслей комплекса;
2) сельскохозяйственное производство в части полевого и лугопастбищного кормопроизводства и воспроизводства, выращивания, доращивания и откорма различных видов животных и птицы;
3) заготовка и переработка скота и птицы;
4) реализация мясной продукции;
5) производственно-техническое и технологическое обслуживание всех стадий цикла.
Территориально-производственная структура мясного подкомплекса представляет собой совокупность вертикалей данного типа, которая сложилась на территории страны в соответствии с её делением на экономические и административные районы. В этом случае говорят о мясном подкомплексе страны, экономического региона, края, области.
Социально-экономическая структура представлена различными видами и организационно-правовыми формами предприятий отрасли и сфер мясного подкомплекса. Так, I сфера включает машиностроительные, комбикормовые заводы, предприятия микробиологической промышленности, II сфера - сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, III сфера - мясокомбинаты, мясоптицекомбинаты, мясоперерабатывающие, мясоконсервные и другие заводы.
Таким образом, мясной подкомплекс является приоритетной составной частью продуктовой структуры АПК. Сущность его заключается в соединении всех стадий производства, заготовок, переработки и реализации мяса и мясных продуктов в единый процесс, регулируемый системой производственно-экономических связей между его составляющими: каждая отрасль и сфера мясного подкомплекса является одним из взаимосвязанных элементов единой цепи воспроизводственного процесса, но в то же время они сохраняют свою экономическую самостоятельность и относительную обособленность и в связи с этим обладают собственными специфическими отраслевыми цепями, реализующимися через систему межотраслевых товарных отношений.
Среди исследователей мясного подкомплекса единодушно мнение, что действующие организационно-экономические и хозяйственные связи не являются состоятельными, по-
скольку не обеспечивают единства интересов производителей, переработчиков, торговли и потребителей конечной продукции мясного подкомплекса. Практически каждая отрасль ориентируется лишь на свои собственные результаты, которые в целом для комплекса являются промежуточными.
Преобладание отраслевого подхода, несогласованность в развитии отраслей создают условия для возникновения диспропорций, потерь сырьевых и материально-денежных ресурсов, снижения качества сырья и продукции переработки и, соответственно, приводят к снижению эффективности работы всей системы.
Главная цель деятельности мясного подкомплекса - максимальное удовлетворение потребности населения в продуктах питания. Этой цели должны следовать все составные элементы подкомплекса. В то же время каждое предприятие мясного подкомплекса в зависимости от сферы, к которой оно относится, от времени достижения цели и от других признаков ставит перед собой свои определённые цели, отвечающие требованиям конкретности, измеримости, достижимости, непротиворечивости друг другу.
Каждое предприятие мясного подкомплекса должно следовать стратегии ограниченной оптимальности, при которой достижение какой-либо цели ограничивается требованием выполнять и другие цели на приемлемом уровне. То есть вести политику увязки собственных интересов с интересами партнёров по бизнесу. Такое выравнивание материальной заинтересованности всех партнёров в получении конечного продукта является важным условием успешного развития подкомплекса. И это условие тем более важно в период перехода предприятий мясного подкомплекса к развитию рыночных отношений, когда наблюдается диспаритет цен на продукцию животноводства и корма, оборудование, технику, поставляемые промышленными предприятиями во вторую сферу подкомплекса.
В связи с этим, основной целью формирования экономических отношений является установление между партнёрами оптимальных отношений, обеспечивающих координацию и согласованность различных звеньев мясопродуктового подкомплекса, эффективное использование мясных ресурсов, достижение высоких конечных результатов. Для достижения указанных целей необходимо в процессе формирования производственно-экономических отношений решить ряд задач, в том числе: обеспечение необходимых экономических условий для совместной деятельности партнёров; согласование экономических интересов как поставщиков, так и мясокомбинатов; определение порядка, способов и методов купли-продажи скота и птицы, зачётов продукции и расчётов за неё; обеспечение пропорциональности и сбалансированности в развитии мясопродуктового подкомплекса.
Следовательно, необходимо использование преимуществ интеграционных процессов и вертикальной кооперации между субъектами в достижении их общего результата.
Механизмом осуществления движения продукции на всех стадиях воспроизводственного процесса (от получения сырья до выработки готовых продуктов и реализации их конечному потребителю) является рынок мясной продукции, который охватывает организационно-экономические формы взаимоотношения хозяйствующих субъектов различных сфер подкомплекса, в основе которых лежат спрос, предложение, цена и конкуренция товаров и услуг. Конкурентоспособность отраслей, входящих в мясной подкомплекс, определяется уровнем производственных издержек, производительностью и интенсивностью труда, оказывающих влияние на цену и качество.
Агропродовольственный рынок в любом продуктовом подкомплексе АПК включает в себя 2 сферы: рынок сельскохозяйственного сырья и рынок продовольственных товаров. Применительно к рынку в мясном подкомплексе такими сферами являются: 1) рынок скота и птицы (мясных ресурсов); 2) рынок переработанного (парное, охлаждённое, мороженное) мяса и мясопродуктов (колбасы, сосиски, полуфабрикаты и т.д.)
Особое влияние на выбор стратегии развития мясного подкомплекса оказывают региональные условия, определяющие правила функционирования предприятий на территории, а также специфические особенности потребления мяса и мясных продуктов. К числу основных факторов, определяющих региональную специфику развития рынка мяса и мясных продуктов относят: природно-климатические условия, культурные и национальные традиции, уровень социально-экономического развития региона. Критерием эффективности является увеличение уровня душевого потребления мяса и мясопродуктов.
Таким образом, рынок мясной продукции выступает как система экономических отношений, обеспечивающая эффективное функционирование мясного подкомплекса на основе заинтересованности товаропроизводителей, предпринимателей в конечных результатах деятельности.
Проведённый анализ состава и структуры мясного подкомплекса свидетельствует, что данный подкомплекс, с одной стороны, выступает как органичная составляющая часть АПК страны, а с другой - как реально функционирующий экономический объект.
Выделение мясного подкомплекса как самостоятельной структуры обусловлено также и поливалентным характером его центрального звена - животноводства:
- в производстве мяса участвуют биологические объекты (животные), от которых получают несколько видов продукции (крупный рогатый скот, в частности, продуцирует молоко, мясо, является поставщиком сырья для кожевенной промышленности; птица даёт яйцо, мясо, пух, перо);
- мясо-сырьё производит не одна отрасль, а несколько: скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство и др., что определяет взаимозаменяемость различных видов мяса и конкуренцию между их производителями;
- отрасли животноводства используют землю в качестве основного источника кормов; производственные процессы в них недостаточно механизированы, что делает выращивание и откорм трудоёмким;
- различные виды животных из-за своих физиологических особенностей предъявляют неодинаковые требования к условиям содержания, кормления, обслуживания;
- средства производства выпускаются для животноводства и перерабатывающей промышленности отдельно, а не конкретно для мясного комплекса;
- характерна сопряжённость всех стадий производства и специфично используемое сырьё;
- на видовую структуру производства мяса влияют национальные особенности и традиции регионов;
- мясо и мясопродукты относятся к социально значимым продуктам повседневного спроса, уровень потребления которых зависит от величины доходов населения.
Таким образом, специфическая особенность, которая должна учитываться при разработке путей повышения эффективности комплекса состоит в том, что он функционирует как биоэкономическая система: объективные циклы деятельности животноводства определяют в итоге масштабы перерабатывающей промышленности и других сфер. Мясное животноводство выступает не только как традиционная и социально значимая отрасль, но и имеющая организационно-экономическую специфику, которая способна создавать предпосылки для более эффективного ведения мясного производства в условиях рынка.
Мясной подкомплекс страны в настоящее время переживает глубокий и затяжной экономический кризис. За 1990-2008 гг. в Российской Федерации произошло обвальное падение поголовья скота и птицы (крупного рогатого скота - 2,7 раза, свиней - в 2,4 раза, овец и коз - в 2,7 раза, птицы - 1,6 раза) (табл. 1).
Таблица 1 - Основные показатели развития мясного подкомплекса России
Показатели 1990 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Поголовье в хозяйствах
всех категорий (на конец
года), млн. гол.:
крупного рогатого скота 57,0 27,5 23,1 21,6 21,6 21,5 21,0
в том числе коров 20,5 12,7 10,2 9,5 9,4 9,3 9,1
свиней 38,3 15,8 13,7 13,8 16,2 16,3 16,2
овец и коз 58,2 14,8 18,1 18,6 20,2 21,5 21,6
птицы 659,8 340,7 341,6 357,5 376,1 390,3 386,8
Скот и птица на убой в
хозяйствах всех категорий,
в убойном весе, тыс. т 10112,0 4432,0 4980,0 4989,5 5278,1 5790,1 6268,2
в том числе:
крупный рогатый скот 4329,0 1895,0 1953,9 1809,2 1721,5 1699,2 1769,0
свиньи 3480,0 1569,0 1537,0 1417,0 1537,0 1929,0 2042
Продолжение таблицы 1
птица 1801,0 766,0 1185,7 1380 1624 1926 2217
овцы и козы 395 140,0 144,8 150 153 168 174
Мясо и субпродукты I категории, тыс. т 6484,0 1153,0 1776,1 1856,6 2185,0 2561,2 2899,0
Колбасные изделия, тыс. т 2283,0 1061,1 1864,8 2014,3 2198,4 2410,9 2454,5
Мясные полуфабрикаты, тыс. т 1075,0 202,1 771,5 772,0 987,0 1004,0 1388,0
Мясные консервы, муб 545,0 436,7 451,6 548,5 522,9 521,5 580,2
Уменьшение поголовья скота и снижение его продуктивности отрицательно сказались на объёмах животноводческой продукции. Так, производство скота и птицы на убой сократилось в 1,6 раза, уменьшились объёмы производства мяса и мясопродуктов в перерабатывающей промышленности (мяса и субпродуктов 1 категории - в 2,2 раза, производство мясных полуфабрикатов и консервов лишь в 2008 году достигло уровня 1990 года [2].
Падение производства мяса в стране привело к росту его импорта (табл. 2). Так, ввоз мяса и мясопродуктов в 2008 году увеличился по сравнению с 1990 годом в 2,1 раза, при этом доля импорта с 13,4% в 1990 году возросла до 32,7% в 2008 году, что значительно превышает пороговый уровень продовольственной безопасности (15%).
Таблица 2 - Ресурсы и использование мяса и мясопродуктов в России, тыс. т
Показатели 1990 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. в % к 1990 г.
Производство мяса во всех категориях хозяйств (убойная масса) 10112 4432 4451 4694 4936 4980 4990 5278 5790 6268 62,0
Импорт мяса и мясопродуктов 1535 2095 2553 2697 2668 2704 3094 3175 3177 3248 в 2,1 раза
Фонд потребления, всего 11444 6608 6832 7266 7531 7677 7849 8251 8745 9403 82,2
в том числе по импорту, % 13,4 31,7 37,4 37,1 35,4 35,2 34,0 32,6 31,8 32,7 +19,3 п.п.
Экспорт мяса и мясопродуктов 60 34 38 34 36 43 67 57 66 85 141,7
Потребление в расчёте на 1 чел., кг/год 75 45 47 50 52 53 55 58 61 61 84,7
За годы реформ структурная деформация и нарушение межотраслевых связей и пропорций привели к тому, что производство мяса сместилось в сторону личных подсобных хо-
зяйств населения (42,7% в 2008 г.) Данная категория хозяйств остаётся первым по значимости производителем отечественного мяса крупного рогатого скота; свиней, овец и коз.
В целом по стране в 2008 году рентабельными по видам мяса в сельскохозяйственных организациях были производство мяса птицы - 6,8% и мяса свиней - 10,6%, убыточными оставались производство мяса крупного рогатого скота - -26,2% и мяса овец - -6,7%.
В большинстве регионов страны производство мяса убыточно. Спад производства мяса и его убыточность объясняются рядом причин:
- диспаритетом между розничными ценами на продукцию мясного животноводства и ценами на материально-технические ресурсы, необходимыми для её производства. За годы реформ во многом возросли цены на горючее и смазочные материалы, электроэнергию, сельскохозяйственную технику;
- сокращением государственной поддержки и удорожанием кредитных ресурсов;
- монополизацией закупочных цен на мясо перерабатывающими предприятиями и торговыми предприятиями;
- опережающим ростом цен на комбикорма и кормовые добавки по сравнению с рыночными ценами на мясо;
- ростом импорта мяса и мясных продуктов по сниженным ценам, ухудшающим ценовую политику на внутреннем рынке;
- высоким уровнем технической изношенности оборудования на животноводческих фермах и комплексах, что делает работу на них трудоёмкой и малопривлекательной.
Это обуславливает объективную необходимость чёткого определения проблем, стоящих перед мясным подкомплексом и наиболее эффективных путей их разрешения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данкверт, С.А. Структура и пропорции животноводческих подкомплексов. - М.: ФГНУ «Росинфорагротех», 2004. - 64с.
2. Агропромышленный комплекс России в 2008 году / МСХ РФ. - М., 2008. - 554с.
FEATURES OF FORMING AND DEVELOPMENT OF MEAT-PRODUCTION SUBCOMPLEX OF RUSSIAN FEDERATION
E E. BAB YAK, M.A. BAB YAK
The Bryansk State Agricultural Academy
One of the most important problems of our country is food support of its population. Its rational decision connect with increase of efficiency of functioning industries and enterprises of agro-industrial complex. Among them meat-production subcomplex occupies special place.
Meat-production subcomplex is the set of enterprises and organizations connected with development of beef cattle husbandry, service of its production and delivering products to consumers.
In given article features of forming of meat-production subcomplex of Russian Federation are surveyed and the evaluation of its modern state is presented.