Научная статья на тему 'Развитие мясного подкомплекса основа продовольственной безопасности'

Развитие мясного подкомплекса основа продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ / ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР / МЯСНОЙ ПОДКОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / FOOD SECURITY / MEDIUM-TERM ECONOMIC CYCLES / INDUSTRY CLUSTER / MEAT SUBCOMPLEX / STRATEGY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володин Виктор Михайлович, Сергеева Ирина Анатольевна

Определена значимость развития мясного подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности. Проведен анализ состояния мясного подкомплекса Пензенского региона. На основе теории среднесрочных циклов экономических процессов обоснованы прогнозные индикаторы производства мяса и мясопродуктов. Разработана стратегия развития мясного подкомплекса, направленная на обеспечение продовольственной безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие мясного подкомплекса основа продовольственной безопасности»

УДК 637.5

В. М. Володин, И. А. Сергеева

РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ПОДКОМПЛЕКСА -ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Определена значимость развития мясного подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности. Проведен анализ состояния мясного подкомплекса Пензенского региона. На основе теории среднесрочных циклов экономических процессов обоснованы прогнозные индикаторы производства мяса и мясопродуктов. Разработана стратегия развития мясного подкомплекса, направленная на обеспечение продовольственной безопасности региона.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, среднесрочные экономические циклы, отраслевой кластер, мясной подкомплекс, стратегия развития.

Abstract. The article defines the importance of development of a meat subcomplex in ensuring food security. The authors have analyzed the meat subcomplex of the Penza region. On the basis of the theory of medium-term cycles of economic processes, the researchers justify the forecast indicators of production of meat and meat products and work out the strategy of development of meat subcomplex, aimed at ensuring food security of the region.

Key words: food security, medium-term economic cycles, industry cluster, meat subcomplex, strategy development.

Обеспечение продовольственной безопасности России является важнейшей стратегической задачей. Проблема обеспечения населения продуктами питания вызвана значительной зависимостью страны от импорта продукции и сказывается на ухудшении благосостояния основной массы населения. Правительством страны принимаются определенные меры в направлении обеспечения продовольственной безопасности. В 2010 г. Указом президента РФ была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, в которой подчеркнута необходимость надежного обеспечения населения России продовольствием, развития отечественного агропромышленного комплекса.

Проблема обеспечения продовольственной безопасности заключается в том, что Россия до сих пор не вышла на приемлемый уровень потребления своими гражданами основных продуктов питания. Согласно Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации обеспеченность основными пищевыми продуктами по отношению к рекомендуемым рациональным нормам их потребления составляет: мясо и мясопродукты - 68 %, молоко и молокопродукты - 61 %, яйца - 88 %, рыба и рыбопродукты - 56 %, овощи и бахчевые - 76 %, фрукты и ягоды - 72 %. Потребление сахара, картофеля, хлебопродуктов соответствует рекомендуемым нормам [1].

Приоритетным направлением развития аграрного сектора экономики является решение проблемы обеспечения населения России мясом собственного производства. Несмотря на снижение потребления мяса и мясопродуктов на душу населения, в структуре расходов на покупку продуктов питания доля затрат на мясо и мясопродукты как по отдельным регионам, так по Российской Федерации составляет более 30 % [2].

Решение проблемы обеспечения населения мясом собственного производства должно быть направлено на усиление восприимчивости сфер мясного подкомплекса к инновационному развитию, позволяющему наиболее полно использовать позитивное воздействие внешних и внутренних факторов для согласования интересов сельскохозяйственных и мясоперерабатывающих предприятий, повышения эффективности и конкурентоспособности производимого мяса и мясной продукции, что, в свою очередь, требует разработки стратегии его развития.

Стратегия развития мясного подкомплекса призвана определить основные цели, направления и способы обеспечения его развития и предполагает: оценку результатов социально-экономических преобразований; определение стратегических направлений регулирования и прогнозирование перспектив развития мясного подкомплекса.

Проведенный анализ внешней среды предприятий отраслей животноводства мясного подкомплекса, их возможностей и угроз, оценка совокупности имеющихся средств и ресурсов, преимуществ и недостатков позволяют отметить ряд особенностей макро- и микросреды. Первая из них характеризуется неблагоприятным состоянием животноводческих предприятий, занятых выращиванием скота, обусловленным, прежде всего, диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Кроме того, наблюдается высокая конкуренция, дополненная увеличением объемов поступления на рынок импортной продукции; низкий платежеспособный спрос населения и др.

Сложившаяся структура производства и реализации мясопродуктов не соответствует физиологическим потребностям различных категорий населения. В современных условиях около 40 % мяса (включая субпродукты I категории), получаемого на предприятиях мясной промышленности, направляют в торговую сеть в виде охлажденных или замороженных полутуш, четвертин либо фасованного мяса. Однако доля фасованного мяса пока незначительна. Основная часть мяса (свыше 60 %) перерабатывается в мясопродукты.

Особенностью предстоящего прогнозного периода является многосторонний характер угроз и рисков, которые учтены при разработке стратегии. Наиболее существенными из них являются:

- негативное влияние на развитие животноводства таких макроэкономических факторов, как завершение либерализации рынка энергоресурсов, рост цен на материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможность у большей части производителей мяса осуществлять воспроизводство и инновационные проекты;

- низкий уровень развития отраслей, обеспечивающих животноводство материально-техническими ресурсами (услугами);

- дифференциация населения по уровню доходов, сдерживающая потребительский спрос на мясо и мясопродукты;

- усиление дифференциации производителей мяса по уровню доходов;

- неразвитость инфраструктуры рынка мяса и мясопродуктов, слабая защита отечественных товаропроизводителей от импортной экспансии;

- возможное сокращение уровня государственной поддержки животноводства;

- ускоренное выбытие основных фондов;

- возрастающий дефицит квалифицированных кадров;

- ухудшение экологического состояния мяса и мясопродуктов из-за ослабления контроля за технологией выращивания животных и производством мясопродуктов.

Для предотвращения возможных угроз развития мясного подкомплекса Пензенской области при разработке стратегии использованы его конкурентные преимущества:

- наличие сельскохозяйственных угодий, позволяющих производить необходимое количество кормов для производства мяса и мясопродуктов, обеспечивающего потребности населения;

- наличие энергетических и водных ресурсов, использование которых позволяет наращивать производство;

- территориальная рассредоточенность производства как фактор, обеспечивающий его устойчивость;

- высокая потенциальная емкость рынка мяса и мясопродуктов.

В результате исследования установлено, что из отраслей животноводства мясного подкомплекса в наибольшей степени развито свиноводство, в значительно меньшей степени скотоводство. В связи с этим содержание хозяйственного портфеля необходимо изменить в пользу расширенного развития мясного скотоводства.

Особенностями развития мясного подкомплекса предполагается необходимость:

- повышения доходности мясного подкомплекса;

- регулирования рынка мяса и мясопродуктов на основе создания государственной корпорации, занимающейся скупкой излишков мяса и мясопродуктов и их реализацией во время их значительных недостатков;

- повышения уровня государственной поддержки животноводства;

- формирования полноценной рыночной инфраструктуры.

Совершенствование рынка мяса и мясопродуктов целесообразно осуществлять на основе:

- участия государства в создании разветвленной системы оптового звена продовольственных рынков;

- регулирования предложения мяса и мясопродуктов на рынке посредством товарно-сырьевых бирж, в том числе и электронных;

- доступности для участников рынка информации о ценах, объемах продаж, товарных запасах на этом рынке.

В прогнозном периоде необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение сбалансированного развития сфер мясного подкомплекса;

- осуществление инновационной политики, позволяющей обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции;

- ускоренное развитие производственной инфраструктуры;

- увеличение численности скота специализированных мясных пород и племенного молодняка мясных пород;

- увеличение производства высококачественной говядины;

- развитие межотраслевого сотрудничества;

- обеспечение экологической безопасности мяса и мясопродуктов.

Однако каждая из перечисленных задач несет в себе определенное

противоречие интересов субъектов производства и рынка, которое должно регулироваться государством.

Со стороны государства целесообразно стимулировать: применение инновационных технологий при производстве мяса и мясопродуктов, расширение их ассортимента; модернизацию и обновление производственных мощностей; интеграцию сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями.

В мясном подкомплексе необходимо создать условия:

- для роста доходности животноводства и его технического перевооружения;

- для реконструкции, модернизации имеющихся и ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей мясоперерабатывающей промышленности;

- для повышения качества выпускаемой продукции и совершенствования системы контроля за ним;

- для повышения доли продуктов питания из отечественного сельскохозяйственного сырья в общем их объеме;

- для перехода к инновационному типу развития и равного партнерства между сферами подкомплекса.

В области поддержки животноводства наиболее существенны:

- финансовая поддержка инноваций, связанных с освоением новых технологий и приобретением племенного скота;

- компенсационные меры, ограждающие сельскохозяйственных производителей мяса от негативного воздействия на их экономику удорожания материально-технических ресурсов, используемых в отрасли;

- стимулирование производства продукции животноводства;

- формирование инфраструктуры общего назначения (дороги, электрификация и газификация сел и др.);

- развитие электронной коммерции.

Стратегия развития мясного подкомплекса Пензенской области разработана в соответствии с нормативными актами, постановлениями и целевыми программами (Отраслевой целевой программой «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы» [3], Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [4], и др.).

Реализация стратегии будет осуществляться в три этапа: 1) реализация мер, направленных на совершенствование нормативно-правового и кадрового обеспечения мясного подкомплекса, расширение государственной поддержки животноводства; 2) ресурсное обеспечение развития мясного подкомплекса, возрастающее на базе укрепления отраслей животноводства, построения инновационной вертикально интегрированной структуры - отраслевого кластера «Мясо»; участие в интеграционных процессах государства, общего экономического роста и усиления государственной поддержки мясного подкомплекса; 3) ресурсное обеспечение развития сельских территорий, диверсификация и развитие всей сельской экономики.

Реализация разработанной стратегии предполагает необходимость изменения методического подхода в планировании животноводства. В основе планирования предлагается использование принципа учета цикличности развития экономических систем, что способствует разработке оптимальных прогнозов как ориентира принятия решений о направлениях развития мясного подкомплекса.

На основе проведенного анализа и построения тренда сделан прогноз производства мяса во всех категориях хозяйств Пензенской области на период до 2020 г. (табл. 1). Прогнозирование увеличения объемов производства осуществлялось с учетом допустимой доли импорта и биологической нормы потребления мяса и мясопродуктов на душу населения, рекомендуемой Институтом питания РАМН.

Таблица 1

Прогноз развития мясного подкомплекса Пензенской области

Прогноз

1-й этап (2013 г.) 2-й этап (2016 г.) 3-й этап (2020 г.)

Поголовье скота на конец года, тыс. усл. гол. 420,3 441,3 463,4

Валовой прирост живой массы - всего, тыс. т 127,3 165,5 198,6

Производство мяса скота (в убойной массе), тыс. т 60,1 66,8 76,1

Численность населения, тыс. человек (на конец года) 1338,4 1296,0 1310,8

Требуется мяса и мясопродуктов по норме, тыс. т 73,6 71,3 72,1

Требуется в убойном весе, тыс. т 95,0 91,8 92,9

Недостаток мяса в убойном весе, тыс. т 34,9 25,0 16,8

Обеспеченность населения области мясом собственного производства, % 63,3 72,8 81,9

Доля мяса и мясопродуктов, произведенных из скотосырья региональных сельскохозяйственных организаций, % 83,8 88,7 96,2

Уровень загрузки производственных мощностей мясоперерабатывающей промышленности, % 85,2 86,9 88,6

Уровень рентабельности (убыточности), %:

производства -1,2 11,9 20,4

переработки 18,4 19,1 20,6

Определена прогнозная обеспеченность мясом собственного производства на уровне 81,9 %.

Прогноз развития мясного подкомплекса Пензенской области, рассчитанный на период до 2020 г. линейным методом, и прогноз, построенный графическим способом на основе среднесрочных циклов, не совпадают. Поэтому при планировании деятельности отраслей мясного подкомплекса необходимо учитывать цикличный характер их развития.

В связи с тем, что производство развивается циклично, возникает необходимость государственного регулирования мясного рынка, в том числе создания региональных товарно-сырьевых бирж, скупающих излишки мяса и мясопродуктов в период перепроизводства и реализующих их в период недостаточного производства, что позволит избежать в 2014 г., 2019-2020 гг. резкого снижения цен на говядину и сохранить устойчивое развитие мясного подкомплекса.

Прогнозная эффективность системы регулирования на основе разработки и мониторинга системы индикаторов будет достигнута только при создании условий для развития мясного подкомплекса.

С целью создания благоприятных условий для развития мясного подкомплекса предусматривается создать кластер «Мясо». Формирование относительно стабильного образования с эффективной внутренней системой прямых и обратных связей, их инновационным регулированием, подобно отраслевому кластеру, особенно привлекательно прежде всего для предприятий, выпускающих технологически сложную продукцию, при широкой кооперации смежников, так как связано с улучшением дисциплины и условий поставок в рамках таких образований, а также со стабильным сбытом своей продукции. Стабильность организационно-экономических отношений расширяет возможность привлечения долгосрочных инвестиций.

Создание отраслевого кластера обусловливает ряд преимуществ:

1. Повышает отдачу от уже имеющихся средств за счет улучшения координации действий предприятий-контрагентов.

2. Стабилизирует экономику предприятий за счет сближения интересов товаропроизводителей и перерабатывающих структур.

3. Расширяет возможности регулирования уровня цен на продукцию.

4. Расширяет возможности формирования рынка сбыта выпускаемой продукции.

5. Обеспечивает гарантию востребованности продукции каждого предприятия.

Одна из основных задач создания отраслевого кластера - формирование замкнутой, законченной схемы производства конечной продукции, концентрация и более эффективное использование материальных ресурсов для повышения эффективности производства качественной, экологически чистой продукции, обеспечение продовольственной безопасности.

В качестве приоритетных направлений деятельности ОАО отраслевого кластера «Мясо» установлены следующие:

1) относящиеся к структурной перестройке: новые технологии, производство конкурентоспособной продукции, обеспечивающее наращивание продовольственных ресурсов и стабилизацию производства;

2) относящиеся к способам организации, формам и методам функционирования отраслевого кластера, обеспечивающих:

- повышение заинтересованности входящих в отраслевой кластер структур во вложении средств в стабилизацию производства;

- удовлетворение и стимулирование платежеспособного спроса;

- нормализацию экономического положения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сочетание интересов крупных и мелких предприятий при осуществлении совместной деятельности.

Интересы участников отраслевого кластера совпадают в основном с интересами государства. Члены группы заинтересованы в повышении эффективности своей деятельности за счет снижения издержек производства и обращения, достигаемого путем создания общей инфраструктуры (информационной, банковской, страховой, снабженческо-сбытовой, транспортной, социальной, кадровой), посредством повышения устойчивости и надежности функционирования на базе установления и поддержания прочных связей с другими участниками отраслевого кластера.

Повышение эффективности регулирования аграрной сферы невозможно без применения саморегулирования, так как только рациональное сочета-

ние государственного воздействия и саморегулирования воспроизводственного процесса способствует развитию мясного подкомплекса.

Взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования осуществляется путем передачи части полномочий государственных органов организациям саморегулирования.

Организации саморегулирования устанавливают для своих членов более жесткие нормы поведения, чем требуется законодательством. Подобное ужесточение норм служит позитивным фактором в конкурентной борьбе. Подобные меры показывают, что агробизнес сам в состоянии эффективно контролировать рынок.

Создание сельскохозяйственными производителями мяса организации саморегулирования позволит не только рационально использовать их инфраструктуру, но и обеспечить выполнение определенных функций. Среди них:

- информационное обеспечения по вопросам конъюнктуры рынка (цен, количества, каналов реализации и форм расчетов, спроса);

- помощь в заключении договоров (продажи);

- юридическое обеспечение сделок;

- контроллинг;

- организация электронной коммерции;

- организация транспортировки, хранения продукции и рекламы.

Саморегулирование призвано проводить рациональную организацию

ценообразования, оптимальное распределение бюджетных средств и привлекаемых ресурсов, достигать гибкости налогообложения, обеспечивать реализацию антимонопольных мер, разрабатывать законы и контролировать ход их выполнения, нести ответственность за выполнение договорных обязательств по поставкам скотосырья на переработку.

Одной из целей организаций саморегулирования является представительство и защита интересов сельскохозяйственных производителей мяса во взаимоотношениях с государством и другими общественными силами. Защита интересов сельскохозяйственных производителей мяса во взаимоотношениях с государством чрезвычайно важна, так как ведомственные инструкции часто не просто затрудняют нормальную работу производителей мяса, но и противоречат друг другу. Отдельные организации не всегда готовы спорить с государством. Поэтому основной задачей организаций саморегулирования является защита законных интересов сельскохозяйственных производителей мяса во взаимоотношениях с государством.

Применительно к сложившейся в стране экономической ситуации, создание организаций саморегулирования, которые формируют основные направления деятельности органов законодательной власти, является важнейшим условием развития мясного подкомплекса.

Государство через систему лицензирования контролирует организации саморегулирования. В настоящее же время наряду с системой лицензирования большее предпочтение в области саморегулирования должно отдаваться страхованию ответственности.

Саморегулирование по сравнению с государственным регулированием позволяет использовать ряд преимуществ:

- нормы саморегулирования гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, позволяют быстро заполнить имеющиеся пробелы в законодательстве;

- механизмы разрешения споров дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство;

- процедуры разрешения споров лучше адаптированы к условиям конкретной сферы и особенностям трансакций между участниками рынка, чем стандартные судебные процедуры;

- для государства возможна экономия бюджетных средств, если определенные функции государственных органов передаются органам саморегулирования, финансируемым самим агробизнесом.

Однако все существующие организации саморегулирования не решают проблем сельскохозяйственных производителей мяса, так как входящие в состав таких организаций представители производителей мяса из III сферы подкомплекса решают многие вопросы в пользу мясоперерабатывающей промышленности. По нашему мнению, когда будет создана организация саморегулирования, включающая в свой состав только сельскохозяйственных производителей мяса, она реально будет решать проблемы мясного животноводства. В связи с этим нами рекомендуется создание в Пензенской области ассоциации сельскохозяйственных производителей мяса, через которую будут решаться вопросы сельскохозяйственных производителей в составе кластера «Мясо».

Для того чтобы саморегулирование стало более эффективной формой, чем государственное регулирование, необходимы следующие условия:

- саморегулирование должно поддерживать высокие стандарты функционирования бизнеса в аграрной сфере, т.е. иметь разработанный свод правил, систему контроля за их соблюдением;

- саморегулирование не должно создавать препятствия конкуренции на рынке;

- саморегулирование не должно обеспечивать соблюдение интересов собственно членов организации в ущерб общественным интересам.

Основные цели организации саморегулирования следующие: содействие органам государственной власти Пензенской области в реализации декларируемой приоритетности сельскохозяйственных производителей мяса, а также законности формирования и функционирования рынка мяса; защита установленных законодательством прав производителей и потребителей; содействие обоснованию стратегии развития Пензенской области до 2020 г.; представление и защита интересов членов организации саморегулирования на региональном рынке; содействие развитию сельскохозяйственных производителей мяса, повышению конкурентоспособности их продукции на основе внедрения высокоэффективных технологий выращивания скота.

Предложенные мероприятия позволят концентрировать имеющиеся ресурсы, повысить их отдачу за счет улучшения координации действий; стабилизировать хозяйственные связи предприятий, увязанных в единой технологической цепочке; обеспечить гарантию востребованности продукции каждого предприятия; стабилизировать их экономику за счет сближения интересов и выработки единой стратегии действий. Выработка единой стратегии действий организаций и сфер мясного подкомплекса, направленная на его устойчивое развитие, позволит обеспечить потребности населения Пензенской области мясом собственного производства, т.е. обеспечить продовольственную безопасность региона.

Список литературы

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации : [утв. Указом Президента Российской Федерации] (январь 2010 г.).

2. Федеральная служба государственной статистики. - иКЬ: http://www.gks.ru

3. Отраслевая целевая программа «Развитие мясного скотоводства России на 20092012 годы» : [утв. приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 6 ноября 2008 г. № 494].

4. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» : [утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446].

Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет

E-mail: management@pnzgu.ru

Сергеева Ирина Анатольевна доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет

E-mail: iransergeeva@yandex.ru

Volodin Viktor Mikhaylovich

Doctor of economic sciences, professor,

dean of the faculty of economics

and administration, Penza State University

Sergeeva Irina Anatolyevna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management,

Penza State University

УДК 637.5 Володин, В. М.

Развитие мясного подкомплекса - основа продовольственной безопасности / В. М. Володин, И. А. Сергеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 2 (22). -

С. 137-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.