УДК 637.5
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕГИОНА
В. М. Зимняков, доктор экон. наук, профессор; И. А. Сергеева*, доктор экон. наук, профессор А. Ю. Сергеев, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, т. 8 (8412) 628-151, e-mail: [email protected], [email protected]; *ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», Россия, т. 8 (8412) 368-006, e-mail: [email protected]
Выявлена высокая импортная зависимость страны по отдельным видам продовольствия, существенно снижающая продовольственную безопасность и значительно ущемляющая ее национальные интересы. Показано обострение проблемы обеспечения населения продуктами питания и ухудшение благосостояния основной массы населения. Сформулированы основные задачи обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Определена значимость развития мясного подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности. Проведен анализ состояния мясного подкомплекса региона. Показаны проблемы мясного животноводства Пензенской области. На основе теории среднесрочных циклов экономических процессов обоснованы прогнозные индикаторы производства мяса и мясопродуктов. Разработана стратегия развития мясного подкомплекса, направленная на обеспечение продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, среднесрочные экономические циклы, прогнозные индикаторы, мясной подкомплекс, стратегия развития.
Обеспечение продовольственной безопасности России является важнейшей стратегической задачей. Способность государства организовать функционирование важнейшей сферы жизнеобеспечения населения - продовольственной - является необходимым условием его национальной безопасности и суверенитета, гарантией социального мира и спокойствия в обществе. Продовольственную безопасность страны характеризуют: уровень и качество питания населения, физическая и экономическая доступность продовольствия, уровень производственного потенциала агропромышленного комплекса, независимость продовольственного обеспечения страны от импорта, устойчивость системы продовольственного обеспечения, размеры оперативных и стратегических резервов продовольствия.
В настоящее время проблема обеспечения продовольственной безопасности заключается в том, что Россия до сих пор не вышла на приемлемый уровень потребления своими гражданами основных продуктов питания. В России обеспеченность основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым Минздравсоцразви-тия рациональным нормам их потребления составляет: по мясу и молочным продуктам - около 80 %; по рыбе и рыбопродуктам -55 %; по овощам и фруктам - 75-77 %.
Однако даже этот уровень потребления достигается не только за счет собственного производства, но и в значительной мере за счет импорта. Доля отечественной продукции в общем объеме потребления составляет: по мясу - 60 %; по молочным продуктам - менее 80 %; по сахару - 58 %.
В 2010 г. в стране было произведено 3820 тыс. т мяса и субпродуктов 1-й категории (на 13 % больше, чем в 2009 г.), 2360 тыс. т колбасных изделий (на 5,5 % больше, чем в 2009 г.), 1620 тыс. т мясных полуфабрикатов (на 5,3 % больше, чем в 2009 г.). Однако прирост импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия существенно опережает по темпам прирост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. Доля импорта продовольственных товаров превышает пороговую величину продовольственной безопасности на 1015 % (по мясу и мясопродуктам на 25 %). [1]. Такая зависимость кроме всего прочего опасна по причине низкого качества зарубежной продукции, применения ГМО.
Обладая огромной площадью земель сельскохозяйственного назначения (10 % всех пахотных земель мира), водными ресурсами для орошения (четверть пресной воды планеты), Россия продолжает покупать из-за рубежа значительные объёмы мяса, рыбы, молочных продуктов, цитрусо-
Нива Поволжья № 4 (25) 2012 105
вых, кофе и чая, подсолнечного масла, сахара, какао-бобов и т д. [2].
Высокая импортная зависимость страны по отдельным видам продовольствия существенно снижает продовольственную безопасность и значительно ущемляет ее национальные интересы, так как, приобретая импортное продовольствие, мы поддерживаем экономику зарубежных стран.
Увеличение зависимости страны от импорта продукции влечет обострение проблемы обеспечения населения продуктами питания и сказывается на ухудшении благосостояния основной массы населения. Происходит углубление имущественного расслоения общества, при котором резко снижаются доходы наименее экономически защищенной части населения. В группе населения с наименьшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами в сравнении с группой населения с наибольшими ресурсами было меньше потреблено мяса и мясопродуктов в 2,5 раза, молока и мо-локопродуктов - в 2,1 раза [3].
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации являются:
- обеспечение населения за счет отечественного производства основными видами продовольствия;
- государственная гарантия высокого качества и безопасности потребляемых продуктов питания;
- предотвращение внутренних и внешних угроз нарушения продовольственной безопасности.
Продовольственная безопасность Российской Федерации предполагает постоянную готовность государства к предотвращению нарушения системы обеспечения граждан продуктами питания, для чего необходимо иметь стратегический запас продовольствия и надежную систему его распределения.
В развитых государствах применяются два основных подхода к обеспечению продовольственной безопасности: приоритет поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя и гарантированное само-беспечение всеми основными видами продовольствия; равная поддержка как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия. В России предлагается использовать оба варианта поддержки: и потребителей, и сельхозтоваропроизводителей.
Правительством страны принимаются определённые меры в направлении обеспечения продовольственной безопасности. В 2010 году Указом президента РФ была
утверждена Доктрина продовольственной безопасности. В ней подчеркнута необходимость надежного обеспечения населения России продовольствием, развития отечественного агропромышленного комплекса.
Приоритетным направлением развития аграрного сектора экономики является решение проблемы обеспечения населения России мясом собственного производства. Несмотря на снижение потребления мяса и мясопродуктов на душу населения, в структуре расходов на покупку продуктов питания доля затрат на мясо и мясопродукты как по отдельным регионам, так и по Российской Федерации составляет более 30 %.
Согласно положениям Доктрины состояние продовольственной безопасности Российской Федерации определяется удельным весом отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющих пороговые значения, в том числе мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) -не менее 85 % [4].
Решение проблемы обеспечения населения мясом собственного производства должно быть направлено на усиление восприимчивости сфер мясного подкомплекса к инновационному развитию, позволяющему наиболее полно использовать позитивное воздействие внешних и внутренних факторов для повышения эффективности и конкурентоспособности производимого мяса и мясной продукции, что в свою очередь требует разработки стратегии его развития [5, 6, 7].
Стратегия развития мясного подкомплекса предполагает: оценку результатов социально-экономических преобразований; определение стратегических направлений регулирования и прогнозирование перспектив развития мясного подкомплекса.
Проведенный анализ внешней среды предприятий отраслей животноводства, их возможностей и угроз, оценка совокупности имеющихся средств и ресурсов, преимуществ и недостатков позволяют отметить ряд особенностей макро- и микросреды. Первая из них характеризуется неблагоприятным состоянием животноводческих предприятий, занятых выращиванием скота, обусловленным, прежде всего, диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, низким платежеспособным спросом населения и др. [8]
Сложившаяся структура производства и реализации мясопродуктов не соответст-
вует физиологическим потребностям различных категорий населения. В современных условиях около 40 % мяса (включая субпродукты I категории), получаемого на предприятиях мясной промышленности, направляют в торговую сеть в виде охлажденных или замороженных полутуш, четвертин либо фасованного мяса. Однако доля фасованного мяса пока незначительна. Основная часть мяса (свыше 60 %) перерабатывается в мясопродукты [9].
Особенностью предстоящего прогнозного периода является многосторонний характер угроз и рисков. Наиболее существенными из них являются:
- негативное влияние на развитие жи -вотноводства таких макроэкономических факторов, как завершение либерализации рынка энергоресурсов, рост цен на материально-технические средства, потребляемые в отрасли;
- низкий уровень развития отраслей, обеспечивающих животноводство материально-техническими ресурсами (услугами);
- дифференциация населения по уровню доходов, сдерживающая потребительский спрос на мясо и мясопродукты;
- неразвитость инфраструктуры рынка мяса и мясопродуктов, слабая защита отечественных товаропроизводителей от импортной экспансии;
- ухудшение экологического состояния мяса и мясопродуктов из-за ослабления контроля за технологией выращивания животных и производства мясопродуктов.
Для предотвращения возможных угроз развитию мясного подкомплекса Пензенской области при разработке стратегии использованы его конкурентные преимущества:
- наличие сельскохозяйственных угодий, позволяющих производить необходимое количество кормов для производства мяса и мясопродуктов;
- наличие энергетических и водных ресурсов, использование которых позволяет наращивать производство;
- высокая потенциальная емкость рынка мяса и мясопродуктов.
Восстановление отраслей животноводства осуществляется неравномерно. Одним из факторов, положительно отражающихся на развитии отраслей животноводства, является уровень развития интеграции.
В структуре производства мяса по видам в Пензенской области, как и в целом по Российской Федерации, увеличилась доля производство мяса птицы и свинины, как наиболее скороспелой и инвестиционно-возвратной продукции, а производство
говядины значительно сократилось. В РФ за три года реализации Госпрограммы производство птицы на убой возросло на 43,5 %. Свиноводство является эффективным и конкурентоспособным лишь в тех регионах, где при производстве свинины развита интеграция [10].
Наиболее затруднительное положение в скотоводстве. Доля говядины в структуре производства мяса снижается. Для поддержки отрасли принята программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы».
В Пензенской области, в отличие от других регионов, процессы интеграции развиваются именно при производстве говядины. Перерабатывающие предприятия присоединяют к себе сельскохозяйственные организации, специализирующиеся на производстве говядины. Так, в 1998 году в состав холдинга АПК «Черкизовский» вошло ОАО «Мясоптицекомбинат «Пензенский», функциями которого являлась заготовка скота и птицы во всех категориях хозяйств. Привлечение инвестора, который стал осуществлять процесс интеграции посредством поглощения комбината, стало вынужденной мерой, так как предприятие было на грани банкротства. Динамика развития ОАО «Мясоптицекомбинат «Пензенский» показывает, что комбинат из убыточного стал прибыльным [11].
Результаты исследования подчеркивают необходимость изменения содержания хозяйственного портфеля в пользу развития мясного скотоводства.
Особенности развития мясного подкомплекса заключаются в необходимости:
- повышения доходности производства мяса и мясопродуктов;
- регулирования рынка мяса и мясопродуктов на основе создания государственной корпорации, занимающейся скупкой излишков мяса и мясопродуктов и их реализацией во время их значительных недостатков;
- повышения уровня государственной поддержки животноводства;
- формирования полноценной рыночной инфраструктуры.
Совершенствование рынка мяса и мясопродуктов целесообразно осуществлять на основе регулирования предложения мяса и мясопродуктов на рынке посредством товарно-сырьевых бирж, в том числе и электронных, а также доступности для участников рынка информации о ценах, объемах продаж, товарных запасах на этом рынке.
В прогнозном периоде необходимо решить следующие задачи:
Нива Поволжья № 4 (25) 2012 107
- повышение доли продуктов питания из отечественного сельскохозяйственного сырья в общем их объеме;
- техническое перевооружение животноводства;
- переход к инновационному типу развития (освоение новых технологий и приобретение племенного скота);
- модернизация имеющихся и ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей мясоперерабатывающей промышленности;
- развитие производственной инфраструктуры;
- увеличение поголовья скота специализированных мясных пород и племенного молодняка мясных пород;
- увеличение производства высококачественной говядины;
- развитие межотраслевого сотрудничества;
- обеспечение экологической безопасности мяса и мясопродуктов.
Однако каждая из перечисленных задач несет в себе определенное противоречие интересов субъектов производства и рынка, которое должно регулироваться государством.
Стратегия развития мясного подкомплекса Пензенской области разработана в соответствии с нормативными актами, постановлениями и целевыми программами (отраслевой целевой программой «Развитие мясного скотоводства России на 20092012 годы», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и др.).
Реализация стратегии будет осуществляться в три этапа: 1) реализация мер, направленных на совершенствование нормативно-правового и кадрового обеспечения мясного подкомплекса, расширение государственной поддержки животноводства; 2) рост ресурсного обеспечения развития мясного подкомплекса на базе укрепления отраслей животноводства, построения инновационной вертикально интегрированной структуры - отраслевого кластера «Мясо», участия в интеграционных процессах государства, общего экономического роста и усиления государственной поддержки мясного подкомплекса; 3) ресурсное обеспечение развития сельских территорий, диверсификация и развитие сельской экономики [12].
Реализация разработанной стратегии предполагает необходимость изменения методического подхода в планировании животноводства. В основе планирования предлагается использование принципа учета цикличности развития экономических систем, что способствует разработке оптимальных прогнозов. На основе проведенного анализа и построения тренда сделан прогноз производства мяса во всех категориях хозяйств Пензенской области на период до 2020 года (таблица). Прогнозирование увеличения объемов производства осуществлялось с учетом допустимой доли импорта и биологической нормы потребления мяса и мясопродуктов на душу населения, рекомендуемой Институтом питания РАМН.
В соответствии с прогнозом численности населения области прогнозная обеспеченность мясом собственного производства составит 81,9 %.
В основу методики прогнозирования положена теория цикличности. В связи с
Прогноз развития мясного подкомплекса Пензенской области
Показатель Этап
1-й 2-й 3-й
Поголовье скота на конец года, тыс. усл. гол. 420,3 441,3 463,4
Валовой прирост живой массы - всего, тыс. т 127,3 165,5 198,6
Производство мяса скота (в убойной массе), тыс. т 60,1 66,8 76,1
Численность населения, тыс. человек (на конец года) 1338,4 1296,0 1310,8
Требуется мяса и мясопродуктов по норме, тыс. т: 73,6 71,3 72,1
Требуется в убойном весе, тыс. т: 95,0 91,8 92,9
Недостаток мяса в убойном весе, тыс. т 34,9 25,0 16,8
Обеспеченность населения области мясом собственного производства, % 63,3 72,8 81,9
Доля мяса и мясопродуктов, произведенных из скотосырья региональных с.-х. организаций, % 83,8 88,7 96,2
Уровень рентабельности (убыточности), %
производства -1,2 11,9 20,4
переработки 18,4 19,1 20,6
тем, что производство развивается циклично, возникает необходимость государственного регулирования мясного рынка, в том числе создания региональных товарно-сырьевых бирж, скупающих излишки мяса и мясопродуктов в период перепроизводства и реализующих их в период недостаточного производства, что позволит избежать резкого снижения цен на говядину и будет способствовать развитию мясного подкомплекса.
Предложенные мероприятия позволят концентрировать имеющиеся ресурсы, повысить их отдачу за счет улучшения координации действий; стабилизировать хозяйственные связи предприятий, увязанных в единой технологической цепочке; обеспечить гарантию востребованности продукции каждого предприятия; стабилизировать их экономику за счет сближения интересов и выработки единой стратегии действий. Выработка единой стратегии действий организаций и сфер мясного подкомплекса, направленная на его устойчивое развитие, позволит обеспечить потребности населения Пензенской области мясом собственного производства, то есть обеспечить продовольственную безопасность региона.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
2. Балабанов, В. С. Продовольственная безопасность: (международные и внутренние аспекты) / В. С. Балабанов, Е. Н. Бори-сенко // Российская академия предпринимательства. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 544 с.
3. Гордеев, А. В. О состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации и мерах по ее обеспечению / А. В. Гордеев // Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www. mcx. ru/news/news/show_print/2820.90. htm
4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации (январь 2010 г.).
5. Манелля, А. И. Продовольственная ситуация в России в 2001-2002 г. / А. И. Манелля, И. В. Кудрявцева // Агропродо-вольственная политика и вступление России в ВТО. - М.: «Энциклопедия российских деревень», ВИАПИ, 2003. - С. 58-61.
6. Шишкина, Ю. Н. Проблемы формирования продовольственной безопасности / Ю. Н. Шишкина // Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. - М.: «Энциклопедия российских деревень», ВИАПИ, 2005. - С. 60-62.
7. Ахметов, Д. Г. Продовольственная безопасность Российской Федерации: современное состояние и возможности обеспечения / Д. Г. Ахметов, Д. И. Файзрахманов // Вестник Казанского ГАУ. - Казань, 2011. - № 4. - С. 10-15.
8. Информационно-аналитический портал «Экономическая безопасность». URL: http://www. ekonbez. ru.
9. Милосердов, В. В. Продовольственная безопасность / В. В. Милосердов. URL: http://vladimir.miloserdov.name/articles/page-51.html.
10. Нартов, Н. А. Продовольственная безопасность России / Н. А. Нартов // Академия Геополитических Проблем, 2 марта 2012. URL: http://akademiagp. ru/prodovolst-vennaya-bezopasnost-rossii.
11. Зимняков, В. М. Развитие мясомолочного подкомплекса регионального АПК: монография / В. М. Зимняков. - Пенза, 2007. - 250 с.
12. Сергеева, И. А. Формирование промышленной политики как основы экономической безопасности страны / И. А. Сергеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - Пенза, 2011. - № 4.
Нива Поволжья № 4 (25) 2012 109