УДК 338.43:636 И.С. Иваненко, Н.А. Яковенко
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МЯСОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Разработаны альтернативные сценарии развития мясопродуктового подкомплекса, что позволило обосновать возможности собственного производства валовых ресурсов подкомплекса для обеспечения продовольственной безопасности России.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, мясопродуктовый подкомплекс, стратегия, регулирование, прогнозирование.
I.S. Ivanenko, N.A. Yakovenko
THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE MEAT PRODUCT SUBCOMPLEX IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE FOOD SECURITY PROVISION
The alternative scenarios of the meat product subcomplex development that allowed to substantiate the capabilities of the subcomplex own productiongross resources to provide the food security in Russia are developed.
Key words: food security, meat product subcomplex, strategy, regulation, forecasting.
Обострение проблем глобальной продовольственной безопасности в условиях финансово-экономической и политической нестабильности требует разработки и реализации инновационной агропродо-вольственной политики, кардинальных изменений в управлении агропродовольственным комплексом России. Основным направлением таких изменений является модернизация агропродовольственной политики России, направленная на развитие производственного, институционального и социально-экономического потенциала агропродовольственного комплекса для достижения положительных сдвигов в уровне продовольственной безопасности, качестве продовольственного обеспечения и жизни населения страны.
Перспективы развития агропродовольственного комплекса должны базироваться на оценке динамики и структуры потребления основных продуктов питания (табл. 1) и ресурсного потенциала отраслей комплекса. В период с 2000 по 2013 г. рост аграрного производства обеспечил расширение объемов потребления и изменение структуры питания населения. Увеличилось потребление продуктов животного происхождения. Однако дореформенный уровень потребления мясо- и молокопродуктов пока не достигнут. Современный уровень потребления продовольствия в России соответствует странам с аналогичным уровнем среднедушевых доходов населения, уступая примерно на 20 % уровню потребления в ЕС. В структуре питания населения России сохраняется высокий удельный вес крахмалосодержащих продуктов при положительной тенденции роста потребления ценных продуктов животного происхождения. Однако остается проблема обеспечения равнодоступности основных продуктов питания для населения разных доходных групп, а также сбалансированности питания населения России.
Таблица 1
Потребление основных продуктов питания в 2000-2013 гг. в РФ (на душу населения в год) [6], кг
Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Рациональная норма*
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 45 55 58 61 66 67 69 71 74 70-75
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Молоко и
молокопро-дукты (в пе- 215 235 239 242 243 246 247 246 249 320340
ресчете на молоко)
Яйца, шт. 228 250 256 254 254 254 254 271 276 260
Сахар 35 38 39 39 40 37 39 40 40 24-28
Масло растительное 9,9 12,2 12,6 12,8 12,7 13,1 13,4 13,5 13,7 10-12
Хлебные
продукты (хлеб и ма-
каронные изделия в 117 121 121 121 120 119 119 119 119 95-105
пересчете на
муку, мука, крупа, бобовые)
* Рациональные нормы потребления установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» [4].
Мясопродуктовый подкомплекс состоит из подотраслей, отличающихся технологией и условиями производства, необходимым комплексом машин, организацией труда и рабочих процессов, рисками производства, особенностями конечной продукции. Анализ тенденций развития мясопродуктового подкомплекса как сложной системы показывает, что функционирование подкомплекса зависит от множества факторов внешней и внутренней среды. Это влияет на динамику и структуру подкомлекса. Так, производство говядины существенно отстает по темпам от мясного птицеводства и свиноводства. Падение объемов производства мяса крупного рогатого скота влияет на изменение структуры производства, смещение акцентов потребления в сторону более дешевых видов мяса, что не соответствует рациональным нормам потребления, уровню экспорта и импорта продукции подкомплекса. С 2000 по 2012 г. наблюдается существенный рост потребления мяса и мясопродуктов в России на фоне роста доходов населения (табл. 2). Темпы роста производства не успевали за все увеличивающимся спросом. Разница была компенсирована за счет резкого наращивания импорта. Объемы ввоза мяса в Россию возросли в 1,8 раза.
Таблица 2
Динамика производства и потребления мяса всех видов в России
Показатель 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Производство мяса всех видов, тыс. тонн 10112 4466 4972 7167 7519 8090
Личное потребление 11113 6564 7871 9871 10109 10546
Сальдо -1001 -2098 -2899 -2704 -2590 -2456
Анализ динамики производства мяса показал, что с 1990 по 2000 г. производство мяса всех видов сократилось на 5646 тыс. тонн и в 2000 г. составило 4466 тыс. тонн, в том числе производство говядины снизилось на 56,4 %, свинины - на 55,6 %, мяса птицы - на 58,5 %. Наибольший спад производства мяса наблюдался в сегменте птицеводства, который снизился за этот период в 2,4 раза. Начиная с 2000 года, наблюдается период постепенного восстановления отечественного производства, особенно сегмента производства мяса птицы, которое увеличилось в 1,8 раза и достигло 1380 тыс. тонн. С 2005 по 2012 г. отмечается
рост отечественного производства мяса. За исследуемый период оно увеличилось на 3118 тыс. тонн, или на 62,7 %. В 2012 г. этот показатель составил 3625 тыс. тонн.
Существенное влияние на развитие мясопродуктового подкомплекса в последние годы оказало усиление государственной поддержки данного сектора агропродовольственного комплекса. В эти годы были приняты Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», приоритетный национальный проект «Развитие АПК» (2006-2007 гг.), Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», а также Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [3]. Реализация стратегии развития мясного животноводства в Российской Федерации осуществляется в рамках государственных федеральных, региональных и отраслевых программ, основной из которых является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года.
В соответствии с целевыми индикаторами Стратегии развития мясного животноводства [5] в России производство мяса всех видов в 2013-2015 гг. достигнет уровня 8,7 млн тонн, что по сравнению с 2012 г. выше на 7,5 %, в том числе говядины - на 3,5 %, свинины - на 13,3 %, мяса птицы - на 4,8 % соответственно (табл. 3). Реализация стратегии позволит обеспечить импортозамещение, а также возможность экспортной ориентированности производства мяса в наиболее скороспелых и модернизируемых подотраслях мясного животноводства, прежде всего производства мяса птицы и свинины.
Таблица 3
Динамика и структура производства мяса в России [5]
Показатель 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Целевые индикаторы
2013-2015 гг. 2016-2020 гг.
Производство мяса всех видов, тыс. т: 10112 4466 4972 7167 7519 8090 8,7 9,7
говядина 4349 1894 1759 1727 1625 1642 1,7 1,8
свинина 3541 1569 1520 2331 2428 2559 2,9 3,4
мясо птицы 1821 755 1380 2847 3204 3625 3,8 4,2
Производство мяса всех видов, %: 100 100 100 100 100 100 100 100
говядина 43,0 42,4 35,3 24,1 21,6 20,3 20 19
свинина 35,0 35,1 30,5 32,5 32,3 31,6 31 37
мясо птицы 18,0 16,9 27,7 39,7 42,6 44,8 43 42
Прочее 4 5,6 6,5 3,7 3,5 3,3 6 2
Анализ производства мяса по отдельным видам показывает, что произошли существенные изменения в его структуре. Так, если в 1990 г. доля мяса говядины в общем объеме производства составляла 43,0 %, то в 2010 г. его производство в общем объеме было 24,1 %, а в 2012 г. - 20,3 %. Особенно ярко изменение структуры производства мяса прослеживается в сегменте производства мяса птицы, доля которого возросла с 18,0 % в 1990 г. до 44,8 % в 2012 г. (табл. 3). Птицеводство и свиноводство характеризуются коротким технологическим циклом. Высокая скорость оборота материальных и финансовых ресурсов в отраслях с укороченным воспроизводственным циклом позволяет быстрее окупить инвестиции, расширяет возможности реинвестирования, снижает риски. По данным Союза птицеводов Кубани, средняя потребительская цена мяса птицы на 38 % ниже, чем говядины, и на 40 % ниже, чем свинины.
Стратегия развития мясопродуктового подкомплекса России сохраняет сложившуюся структуру производства мяса. Так, согласно целевым показателям стратегии развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 10 августа 2011 г. № 267, в 2015 г. в структуре производства мяса доля мяса птицы должна составить 43 %, свинины - 31 %, а говядины - на уровне 20 %. К 2020 г. в структуре производства всех видов мяса доля мяса птицы будет составлять 42 %, свинины - 37 %, говядины - 19 %. Рациональная отраслевая структура производства, являясь фактором интенсификации животноводства, наряду с дополнительными вложениями труда и финансовой поддержкой отечественных производителей, позволяет в большей степени обеспечивать эффективный рост производства.
Исследование структуры производства мяса и мясопродуктов показывает несбалансированность развития подкомплекса. Мясное скотоводство существенно отстает от мясного птицеводства и свиноводства (табл. 4).
Таблица 4
Динамика темпов производства мяса и мясопродуктов в России, %
Показатель 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Производство мяса всех видов, % к 1990 году 100 44,1 49,2 75,8 74,4 80,0
Производство мяса всех видов, % к предыдущему году: 100 44,0 111,8 144,1 104,9 107,6
говядина 100 43,5 92,8 98,1 94,1 101
свинина 100 44,3 96,8 153,3 104,2 105,4
мясо птицы 100 41,4 182,7 2,6 раза 112,5 113,1
Динамика темпов производства мяса и мясопродуктов показывает, что в 2005 г. по сравнению с 2000 г. устойчивый рост наблюдался только в птицеводстве, производство которого увеличилось на 82,2 %. За этот же период произошло снижение производства говядины на 7,2 %, а мяса свинины - на 3,2 %. Благодаря государственной поддержке, в 2010 г. по сравнению с 2005 г. производство мяса свинины увеличилось на 53,3 %, а мяса птицы - в 2,6 раза. Снижение темпов роста в данных отраслях в последующие годы связано с влиянием финансового кризиса.
Высокие темпы прироста производства свинины и мяса птицы в последние годы не смогли компенсировать спад производства в скотоводстве. В результате производство мяса всех видов в 2012 г. достигло лишь уровня 1983 г., а по сравнению с 1990 г. снизилось на 2022 тыс. тонн и составило 80 % от соответствующего периода.
Изменение структуры производства и ценовая конкуренция между различными сегментами рынка мясной продукции оказали влияние на сбалансированность потребления. Снижение потребления говядины и свинины обусловлено высокой ценой относительно других видов мяса. Если в 2000 г. доля говядины в потреблении россиян составляла 41% в общем потреблении мяса, свинины - 30 %, то в 2007 г. их доли соответственно составили 24 и 22 %. В то же время увеличилась доля потребления мяса птицы с 29 до 44 %. Данная тенденция сохраняется и в настоящее время. Рекомендуемые рациональные нормы среднедушевого потребления населением мяса и мясопродуктов, в соответствии с Приложением к проекту Приказа Минздравсоцразвития «Об утверждении рекомендуемых рациональных норм среднедушевого потребления основных продуктов питания населением России» от 19.10.1010 г., составляют по мясу и мясопродуктам на душу населения 70-75 кг в год, в том числе: по говядине - 25 кг, свинине - 14, мясу птице - 30, баранине - 1 кг.
Стратегическим ориентиром развития мясопродуктового подкомплекса страны является достижение научно обоснованных медицинских норм потребления. Научно обоснованные прогнозы уровня и структуры потребления, ориентированные на продовольственную безопасность страны, должны базироваться на оценке потенциальных возможностей отечественных товаропроизводителей.
Расчеты прогнозных показателей ресурсов мяса всех видов в 2020 г. основаны на многовариантных демографических прогнозах Росстата [2]. В соответствии с одним из вариантов этого прогноза численность населения России в 2020 г. составит 144473,4 тыс. чел. С учетом рациональных норм потребления ресурсы мяса всех видов должны увеличиться до 11401,4 тыс. тонн, или на 41 %, по отношению к 2012 г. В том числе ресурсы говядины должны вырасти более чем в два раза, мяса птицы - на 19,5 % (табл. 5). Однако данные показатели различаются с целевыми индикаторами, установленными государством. Согласно стратегии развития животноводства, в 2020 году в структуре производства мяса доля птицы составит 43 %, или увеличится по сравнению с рациональными нормами потребления на 458 тыс. тонн, свинины - на 2200 тыс. тонн. В то же время предполагается сокращение доли говядины в ресурсах на 1443 тыс. тонн.
Таблица 5
Прогноз объема и структуры ресурсов мяса и мясопродуктов по видам*
Показатель Прогноз
по рациональным нормам потребления 2015 г.* 2020 г.*
Производство мяса всех видов, тыс. т: 11401,4 11401,4 11401,4
говядина 3611 2282 2168
свинина 2022 3537 4222
мясо птицы 4334 4907 4792
Прочие 1444 685 227
* В соответствии со «Стратегией развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года».
В соответствии с принятой Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации удельный вес мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) отечественного производства должен составлять не менее 85 % в общем объеме товарных ресурсов этого вида (с учетом переходящих запасов). В 2012 г. данный показатель составлял 76,6 %.
Соотношение собственного производства продукции агропродовольственного комплекса и импорта определяет степень продовольственной безопасности России. Наряду с высоким уровнем конкуренции между отечественными производителями на внутренний рынок мяса и мясопродуктов большое влияние оказывает импорт. Объемы поставок мяса продолжают ежегодно увеличиваться как в натуральном, так и в стоимостном выражении [7].
На основе соотношения собственного производства и импорта нами рассчитаны показатели импорто-зависимости по отдельным видам мяса, которые представлены в таблице 6. Так, если в 2000 г. доля импорта к производству составляла 27,9 %, то в 2010 г. она достигла 39,8 %, а в 2012 - 33,5 %. Особенно высокая импортозависимость наблюдается в сегменте говядины. В 2012 г. этот показатель по говядине составлял 40,1 %, в то время как по мясу птицы - 14,6 %.
Таблица 6
Импортозависимось России по мясу и мясопродуктам, %
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Доля импорта к общим ресурсам 26,4 24,5 23,4
Доля импорта к производству 39,8 36,0 33,5
В том числе: говядина 43,5 43,2 40,1
свинина 29,2 29,5 28,7
мясо птицы 24,1 15,3 14,6
Проблема сокращения доли импорта в потреблении мяса и мясной продукции к 2020 г. более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2012 г. имеет стратегическое значение для укрепления продовольственной безопасности. При формировании рынка мяса необходимо учитывать не только соотношение производства говядины, свинины и мяса птицы, но и оптимальные пропорции между отечественной и импортной продукцией.
Одним из главных факторов низкого качества мяса говядины, сдерживающих развитие скотоводства, является то, что в России в последние годы снизился уровень специализации в аграрном секторе. Отсутствовали разграничения между мясной и молочной отраслями животноводства, а производство говядины рассматривалось как производство побочного продукта молочного скотоводства. Мировой опыт показывает, что для производства качественного мяса говядины надо использовать только специализированный мясной скот. Поэтому многие страны стимулируют развитие данной отрасли. Так, например, в Канаде около 85 % всей говядины производится на основе выращивания и откорма животных основных мясных пород.
Негативное влияние факторов, влияющих на развитие мясопродуктового подкомплекса, может быть устранено или снижено путем совершенствования системы регулирования и разработки соответствующих федеральных и отраслевых программ развития отраслей животноводства, осуществления финансовой поддержки отечественных производителей различных видов мясной продукции, целенаправленного регулирования поступления импортного мяса в страну.
Для определения краткосрочных и среднесрочных перспектив развития мясопродуктового подкомплекса агропродовольственного комплекса России, корректировки целевых параметров его развития были рассчитаны прогнозные балансы ресурсов мяса (табл. 7).
Таблица 7
Прогнозный баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов в России до 2020 года, тыс. т
2012 г. Доля импорта
Ресурсы 23,4 % 15%* 117 ** 8 %*** 0 %
Запасы на начало года 791 865 865
Производство 8090 8733 10649,9 11063 11526 11664
Импорт 2710 2931 1879,4 1465,9 1002,3 0
Итого ресурсов 11591 12529 12529 12529 12529 12529
Использование
Производственное потребление 56 50,1 50,1 50,1 50,1 50,1
Потери 23 25 25 25 25 25
Экспорт 128 137,8 137,8 137,8 137,8 137,8
Личное потребление 10546 11401,4 11401,4 11401,4 11401,4 11401,4
Запасы на конец года 838 914,7 914,7 914,7 914,7 914,7
* Доктрина продовольственной безопасности России [3].
** Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяй-
ственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года [1].
*** Стратегия развития мясного животноводства в Российской Федерации до 2020 года [5].
При сохранении импорта мяса на уровне 23,4 % от общего объема ресурсов (в соответствии с продуктовыми балансами 2012 г.) собственное производство, необходимое для обеспечения рационального потребления, должно увеличиться на 7,9 % от уровня 2012 г. и составить 8733 тыс. тонн. При снижении импорта мяса до уровня, установленного в Госпрограмме и стратегии развития мясного животноводства, собственное производство с учетом переходящих запасов к 2020 г. должно составить 11063 тыс. тонн (88,3 % от ресурсов) и 11526 тыс. тонн (92 % от ресурсов) соответственно. При полном отказе от импорта мяса объем собственного производства для достижения рациональных норм потребления должен увеличиться на 44,2 % по отношению к 2012 г. Согласно целевым индикаторам стратегии развития мясного животноводства, импортозависимость России по мясу и мясопродуктам в 2020 г. снизится на 15,4 % по сравнению с 2012 г.
Альтернативные прогнозные расчеты производства и использования мяса и мясопродуктов могут быть использованы для обоснования стратегий развития подкомплекса, методов его эффективного регулирования. Среди возможных сценариев рассматриваются «инерционный» сценарий; вариант, ориентированный на полное самообеспечение; сценарий импортозамещения и экспортоориентированный сценарий развития. Возможность реализации того или иного сценария зависит от комбинации внешних и внутренних факторов и целевых установок развития. На наш взгляд, целесообразность и возможность этих сценариев не следует рассматривать изолированно, поскольку вероятность реализации каждого сценария в «чистом виде» невелика. Вопрос заключается в том, какой сценарий должен составлять «main stream» (основное направление) развития агропродовольственного комплекса и его подкомплексов.
Инерционный вариант, предполагающий сохранение существующих тенденций развития, с очевидностью приводит к дальнейшей деградации мясопродуктового подкомплекса России, потере продовольственной безопасности, а при определенных условиях - к ухудшению жизненного уровня населения России. При этом позитивные моменты, связанные с адаптационным поведением предприятий, возникновением многочисленных схем выживания, определенными подвижками в формировании институциональной среды, в
определенной степени ломают инерционное развитие, и поэтому даже инерционный вариант развития не может быть реализован без трения.
Наиболее благоприятным сценарием развития является вариант, опирающийся на самообеспечение как основу для достижения продовольственной безопасности страны. В то же время в глобализирующемся мире ориентация на такую стратегию может привести к потере сравнительных конкурентных преимуществ, отсутствию стимулов к инновациям и повышению эффективности, неспособности в дальнейшем встроиться на достойных условиях в мировую продовольственную систему.
Экспортоориентированный сценарий, с одной стороны, желателен, так как позволяет участвовать в международном разделении труда, но с другой стороны, даже при гипотетической возможности его реализации он не должен быть единственной целью развития. При обосновании стратегии экспортоориентированно-го развития мясопродуктового подкомплекса следует учитывать, что устойчивый рост экспортного потенциала внутренне противоречив, поскольку может привести к истощению невозобновляемых природных ресурсов и подорвать тем самым их способность к восстановлению. Реализация экспортоориентированной стратегии должна осуществляться в рамках устойчивой экономики, сохраняющей свою природно-ресурсную базу, и только посредством улучшения знаний, организации и технической эффективности, при значительной финансовой поддержке подкомплекса.
Наиболее приемлемым, на наш взгляд, в сложившихся условиях является сценарий импортозамеще-ния на основе внедрения инновационных технологий, значительно снижающих ресурсоемкость производства. Реализация этой стратегии предполагает в краткосрочной перспективе восстановление продовольственной независимости за счет развития скороспелых отраслей подкомплекса. В долгосрочной перспективе - сбалансированное обеспечение населения страны различными видами мяса и мясопродуктов на основе увеличения поддержки технико-технологической модернизации и инновационного развития подкомплекса. Для создания специализированного мясного скотоводства с необходимым инфраструктурным обеспечением потребуется значительный временной период (не менее 10-20 лет).
Новая ситуация, складывающаяся на продовольственном рынке России, настоятельно требует усиленного внимания к решению задач, связанных с модернизацией форм и методов поддержки российских товаропроизводителей для снижения продовольственной зависимости страны от импорта. Цели регулирования агропродовольственного комплекса и его отраслей должны исходить из макроэкономической концепции регулируемого и социально ориентируемого рыночного хозяйства, которое предполагает проведение государством активной структурно-промышленной и сильной социальной политики, применение индикативного макроэкономического планирования и форм стратегического партнерства с крупным корпоративным бизнесом.
Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года.
2. Демографический ежегодник России.2013:стат.сб. / Росстат. - М., 2013. - 543 с.
3. Доктрина продовольственной безопасности России.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания».
5. Стратегия развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года: Приказ Минсельхоза РФ от 10 августа 2011 г. № 267
6. URL: www.gks.ru.
7. Яковенко НА., Иваненко И.С. Внешнеторговый обмен продовольствием между странами Таможенного союза // Вестник Саратов. гос. ун-та. - 2013. - № 4. - С. 96-99.