УДК 338.436.33:637.1(470.64)
Балаева С. И. Balaeva S. I.
РЫНОК МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
MILK AND MILK PRODUCT MARKET IN THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS
Молокопродуктовый подкомплекс АПК в Кабардино-Балкарской республике занимает центральное место среди животноводческих подкомплексов России. В него входят хозяйства, занимающиеся молочным скотоводством, а также предприятия перерабатывающей молочной промышленности.
В статье представлена значимость и полезность молока и молочной продукции как ценнейшего по своей усвояемости природного напитка, содержащего необходимые для жизни и развития организма полезные вещества, динамика производства молока и молочной продукции в хозяйствах всех категорий в Кабардино-Балкарской республике в 2001-2015 гг., рассмотрены вопросы влияния экономических санкций, предъявленных развитыми западными странами региональным АПК и экономике в целом Представлен уровень потребления молока и молочной продукции в Кабардино-Балкарии, представлены отдельные районы КБР в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции, определены прогнозные значения рыночных показателей.
Ключевые слова: рынок молока, маркетинг, сегменты рынка, исследование рынка, эффективность производства.
Dairy production subcomplex of AIC in Kabardino-Balkarian republic occupies the central part among cattle-breeding subcomplexes of Russia. It includes farms engaged in dairy cattle breeding and processing enterprises of the dairy industry.
The article presents the importance and usefulness of milk and dairy products as the most valuable things for its digestibility as natural beverage containing essential elements for life and development of organism, nutrients, dynamics of milk production and dairy products in all categories of farms in the Kabardino-Balkarian republic is 2001-2015 g., considered questions of the impact of economic sanctions brought against developed western countries on the development of regional agriculture and the economy as a whole presents the level of consumption of milk and dairy products in the Kabardino-Balkaria, presented some areas of KBR in production of major types of agricultural products, it was identified predicted values of market indicators.
Key words: dairy market, marketing, segments of market, market research, production efficiency.
Балаева Светлана Иссаевна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения и туризма, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 713 16 20 Е-mail: [email protected]
Balaeva Svetlana Issaevna -
Candidate of Economic Sciences, Associate Рrofessor of the department of commodity research and tourism, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov», Nalchik Тel.: 8 928 713 16 20 Е-mail: [email protected]
Введение. Предъявленные экономические санкции России принесли не только отрицательные последствия, но и дали толчок для стимулирования развития экономики. Таковыми тенденциями следует считать: первое, созданы новые условия для выхода на совершенно новые рынки импорта и сбыта продукции; второе, тенденции к развитию аграрного сектора страны; третье, настало время основной акцент делать на развитие высоких технологий в нашей стране, а не ориентироваться на зарубежную технику и технологию; четвертое, появилась возможность и у аграрных регионов для расширения производственной базы.
Одним из таких регионов является Кабардино-Балкарская республика, отрасль молочной продукции в которой, является одной из наиболее регулируемых из всех отраслей АПК. Поэтому, именно она нуждается в маркетинговых исследованиях, поскольку молочный продукт требует быстрой обработки, технологический процесс которого многогранен и сложен. В отрасли молочной продукции происходят изменения, затрагивающие всю организацию рынка. Различные предпочтения
продукции, тенденция к снижению численности и укреплению перерабатывающих предприятий, интеграция розничной торговой сети с производителями - это все преобразило структуру рынка молочной продукции и молока.
Методы проведения исследования. Для
исследования рынка молока и молочной продукции нами были использованы методы сравнительного анализа, анкитирование и опрос.
В Кабардино-Балкарской республике комплекс молока и молочной продукции занимает одно из ведущих мест в структуре регионального агропромышленного комплекса. На его долю приходится 40% основных производственных фондов, более 25% валовой продукции и 30% численности рабочей силы занято в агропромышленном комплексе. Производство молока в Кабардино-Балкарии в хозяйствах всех категорий в 2015 году достигло 469,6 тыс. тонн (это 1,5% от всего объема производства молока в России). В регионе наблюдается уверенный рост производства молока. За 5 лет объемы возросли на 27,0%, за 10 лет - на 77,6%, к 2001 году - на 80,9%.
Рисунок 1 - Производство молока в Кабардино-Балкарской Республике в 2001-2015 гг. (во всех категориях хозяйств), тыс. тонн
Несмотря на это, спрос на молочную продукцию остается по-прежнему низким. Если при норме питания 521 кг на душу населения,
потребление молочной продукции составляет 300 кг, что свидетельствует о сокращении поголовья коров в секторе животноводства и,
как следствие, снижением его продуктивности [1].
Молоко - это ценнейший по своей полезности и усвояемости природный напиток, содержащий необходимые для жизни и развития организма полезные вещества. В молоке содержится 16% - белков, 12% - жиров, что составляет суточную норму потребности человека.
По данным Института питания, на молоко и молочную продукцию должно приходится до 40% общей калорийности, потребляемой человеком, именно они являются белком животного происхождения, потребляемым человеком. Таким образом, молоко и молочная продукция стоят на третьем месте по потребляемости человеком, после потребления хлеба и мяса.
В связи со снижением потребления молока и молочной продукции изучение его рынка на региональном уровне весьма актуально. К одним из методов изучения относится сегментирование производителей и анализ внутренней и внешней среды отраслевого подкомплекса.
Экспертная база или ход исследования. В Кабардино-Балкарской республике производство молока и молочной продукции размещено практически во все районах - Майском районе, Эльбрусском районе, Чегемском районе, Черекском районе и Прохладненском районе (табл. 1).
Таблица 1 - Место отдельных районов КБР в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции
Основными производственными предприятиями являются: «Белокаменское», сельхоз-
предприятие ООО «Владимир», предприятие «Дальний», СП. ЗАО имени Байсултанова, ЗАО имени Калабекова, «Заря» ООО народное предприятие имени Калинина, ЗАО «Нартан», «Приморский агропромсоюз», ООО «Псынадаха», сельхозпредприятие ООО «Родина» и др.
По-прежнему остается сезонность производства молока и молочной продукции. Максимальными остаются надои молока с середины весны и до конца осени, высокое потребление молока - с осени и до конца зимы. Производство молока ежедневное, а продажа происходит лишь к концу недели. Поэтому, одна из задач маркетинга - это координация предложения молока со спросом [3].
В последние годы в расчете на душу населения потребление молока и молочной продукции снизилось. Наибольший рост наблюдается лишь в потреблении йогурта, потребление сметаны и молока со сниженим жирности до 31,1. Потребление сливок, мороженого с жирностью, не превышающей 2,5%, творога снизилось на 14,9%. Это объяснимо, тем что появилось множество разнообразных заменителей молока с приемлемыми ценовыми категориями, и вкусовые предпочтения потребителей изминились. Так, продукты с наполнителем, масло растительное - маргарин, творог - творожная масса с наполнителем, зачастую заменяют натуральную молочную продукцию [4].
Вследствии снижения производства молочной продукции, понижаются и перерабатывающие мощности в среднем на 40-50%.
Поэтому в районе наблюдается тенденция слияния и впоследствии поглощения мелких молочных цехов более крупными региональными заводами. На их долю приходится более 60% производства и реализации ЦМП, 50% сыра различных сортов, 60% масла, свыше 80% сухого молока и молочных консервов.
При наличии разнообразного канала сбыта, небольшой разницы закупочной цены и цены реализации наличия взаимовыгодных партнерских отношений, привело к тому, что большая часть молочного сырья перерабатывается в Кабардино-Балкарской республике.
С использованием SWOT-анализа можно более подробно исследовать рынок молока и молочной продукции, выявить небольшие недостатки в функционировании молочной промышленности и определить основные перспективы его развития [1].
Район Занимаемое место
зерно молоко мясо
г. Нальчик 9 10 10
Баксанский 5 3 3
Зольский 4 1 7
Майский 3 8 4
Прохладненский 1 7 5
Терский 2 4 8
Урванский 3 3 3
Лескенский 3 3 3
Чегемский 7 5 1
Черекский 8 2 2
Эльбрусский 8 9 9
Благодаря оценке производственных, финансовых, технологических и маркетинговых позиции производства и реализации готовой продукции, можно разработать направления функционирования молочной промышленности.
В ходе оценивания слабой стороной по финансовым показателям оказалась структура активов, зависимость от заимов и кредитов, по производственным показателям - износ оборудования.
Область прменения. На региональном рынке молочной продукции, маркетинговые позиции считаются умеренными, а это означает, что необходимо активизировать работу по созданию рекламы и брэндингу торговых марок с учетом цен по сегментам рынка. Также слабой стороной является и использование новых технологий в переработке молока и молочных продуктов.
К молочной продукции относятся: цельномолочная продукция, продукция сыроделия, кисломолочная продукция, творог, детское питание и мороженое. Низкими темпами спроса из всего перечисленного пользуются детская и творожная продукция. На среднюю долю продаж приходится около 15-20%. Эта продукция имеет конкуренцию как со стороны ценового потенциала, так и со стороны привозной продукции (г. Москва, г. Краснодар, Ставропольский край, Ростовская область). Продвижение продукции местного производства требует больших маркетинговых затрат [1].
Молочной продукцией, пользующейся популярностью, является кисломолочная про-
Литература
1. Балаева С.И. Агропродовольственный рынок Северо-Кавказского федерального округа в условиях импортозамещения // Науковедение. 2015. № 6. С. 15-17.
2. Липина С.А. Приоритеты развития Республик Северного Кавказа // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 16. С. 3-9.
3. Липина С.А. Геоэкономические ресурсы развития АПК Северо-Кавказского федерального округа // Региональная экономика Юг России. 2014. № 1. С. 139-147.
4. Статистический сборник // Регионы России. 2015.
5. Электронная версия журнала // Маркетинг в России и зарубежом // Allbest.ru
6. www. otherreferats. allbest. ru
7. www. LiveScience. ru
дукция, на ее долю приходится до 30% доли рынка. Эта продукция доступна по ценовой категории, полезна для всех категорий потребителей, разнообразна по ассортименту. Высокая доля объема продаж также приходится на сыр - 60% и масло сливочное - 45%. Покупатели предпочитают покупать молочные продукты местного производства, так как они считаются наиболее качественными. Вся продукция молока и молочной продукции занимает до 70 % доли рынка и поэтому наименее подвержена конкуренции.
Ценность питьевого молока и молочной продукции выше, цены розничной торговли на цельную молочную продукцию дифференцированы, потому что маркетинг этих продуктов дороже, чем продуктов переработки. Это приводит к удешевлению продуктов переработки и удорожанию цельного молочного продукта.
Выводы. Нерациональное использование молочного сырья на предприятиях переработки в Кабардино-Балкарской республике ухудшает нерациональную переработку молочного сырья. Плохо развита переработка вторичного молочного сырья, практически отсутствует технология безотходного производства при выработке молока. Маркетинг молока и молочной продукции республики плохо развит, поэтому появляется потребность в активизации инвестиции отраслевого молочного подкомплекса. А как следствие потенциал молочного подкомплекса для производства и реализации молочной продукции в республике с учетом желаний покупателей является привлекательным для инвестиций извне.
References
1. Balaeva S.I. Agroprodovolstvennyj rynok Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga v uslo-viyah importozamescheniya // Naukovedenie. 2015. № 6. S. 15-17.
2. Lipina S.A. Prioritety razvitiya Respublik Severnogo Kavkaza // Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 2013. № 16. S. 3-9.
3. Lipina S.A. Geoekonomicheskie resursy razvitiya APK Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga // Regionalnaya ekonomika Yug Rossii.
2014. № 1. S.139-147.
4. Statisticheskij sbornik // Regiony Rossii.
2015.
5. Elektronnaya versiya zhurnala // Marketing v Rossii i zarubezhom // Allbest.ru
6. www. otherreferats. allbest. ru
7. www. LiveScience. ru