Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЧЕРНОГО ЧАЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО ТАНДЕР "МАГНИТ")'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЧЕРНОГО ЧАЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО ТАНДЕР "МАГНИТ") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ТОРГОВЫЙ АССОРТИМЕНТ / ЧЕРНЫЙ ЧАЙ / ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балаева Светлана Иссаевна

Чай - один из популярных и доступных напитков в России. В нашей стране развита культура потребления этого напитка: чай пьют повсеместно, дома, на работе, в кафе и ресторанах. На сегодняшний день чай потребляют примерно 95% россиян. Рынок чая в связи с высоким уровнем спроса, предлагает огромный ассортимент этого напитка. За последние годы наблюдений тенденция постепенного роста объема продаж замедляется, так как рынок чая приближается к насыщению. В связи с этим повышается конкуренция, укрепляется маркетинговая политика и рассматриваются дальнейшие пути развития за счет продвижения российского чая в другие страны. В статье представлена характеристика торгового ассортимента черного чая и превалирующее предпочтение покупателей видам черного чая, проведен анализ состояния рынка черного чая, реализуемого на продовольственном рынке г. Нальчика, проведена оценка показателей качества черного чая и приведены результаты исследования, предложены выводы проведенной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MARKET OF BLACK TEA OF KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC (ON THE EXAMPLEOF CLOSED JOINT-STOCK COMPANY TANDER "MAGNET")

Tea is one of the popular and accessible beverages in Russia. In our country the culture of the consumption of this beverage is developed: tea is drunk everywhere at home, at work, in cafes and restaurants. Today the consumption of tea by Russians is approximately 95%. The market of tea production connecting with the high level of demand, proposes the enormous assortment of this beverage. Observations of recent years are showed the tendency of gradual increase in the volume of sales is slows down, since the market of tea, approaches saturation. In connection with this the competition rises, marketing policy is strengthened and it is examined further ways of development due to the promotion of Russian tea into the markets of other countries. In the article it is presented the description of trading range of black tea and the prevailing preference of buyers the kinds of black tea, the analysis of the market conditions of black tea sold on the food market of Nalchik, the estimation of indicators of quality of black tea and the results of the study, proposed conclusions of the assessment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЧЕРНОГО ЧАЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО ТАНДЕР "МАГНИТ")»

УДК 339.3:633.72(470.64)

Балаева С. И. Balaeva S. I.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЧЕРНОГО ЧАЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО ТАНДЕР «МАГНИТ»)

ANALYSIS OF THE MARKET OF BLACK TEA OF KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC (ON THE EXAMPLEOF CLOSED JOINT-STOCK COMPANY TANDER «MAGNET»)

Чай — один из популярных и доступных напитков в России. В нашей стране развита культура потребления этого напитка: чай пьют повсеместно, дома, на работе, в кафе и ресторанах. На сегодняшний день чай потребляют примерно 95% россиян. Рынок чая в связи с высоким уровнем спроса, предлагает огромный ассортимент этого напитка. За последние годы наблюдений тенденция постепенного роста объема продаж замедляется, так как рынок чая приближается к насыщению. В связи с этим повышается конкуренция, укрепляется маркетинговая политика и рассматриваются дальнейшие пути развития за счет продвижения российского чая в другие страны.

В статье представлена характеристика торгового ассортимента черного чая и превалирующее предпочтение покупателей видам черного чая, проведен анализ состояния рынка черного чая, реализуемого на продовольственном рынке г. Нальчика, проведена оценка показателей качества черного чая и приведены результаты исследования, предложены выводы проведенной оценки.

Ключевые слова: анализ, рынок, торговый ассортимент, черный чай, органолептическая оценка, ценовая политика.

Tea is one of the popular and accessible beverages in Russia. In our country the culture of the consumption of this beverage is developed: tea is drunk everywhere at home, at work, in cafes and restaurants. Today the consumption of tea by Russians is approximately 95%. The market of tea production connecting with the high level of demand, proposes the enormous assortment of this beverage. Observations of recent years are showed the tendency of gradual increase in the volume of sales is slows down, since the market of tea, approaches saturation. In connection with this the competition rises, marketing policy is strengthened and it is examined further ways of development due to the promotion of Russian tea into the markets of other countries.

In the article it is presented the description of trading range of black tea and the prevailing preference of buyers the kinds of black tea, the analysis of the market conditions of black tea sold on the food market of Nalchik, the estimation of indicators of quality of black tea and the results of the study, proposed conclusions of the assessment.

Key words: analysis, market trading range, black tea, organoleptic evaluation, pricing policy.

Балаева Светлана Иссаевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения и туризма, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 713 16 20 Е-mail: balaeva.s@list.ru

Balaeva Svetlana Issaevna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Рrofessor of the department of commodity research and tourism, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Ko-kov», Nalchik Тel.: 8 928 713 16 20 Е-mail: balaeva.s@list.ru

Введение. Чай является наиболее древним и распространенным напитком, употребляемым человеком, спрос на чай высокий и достаточно стабильный. В последние десятилетия пакетированный чай практически вытеснил у потребителей прессованный табле-тированный чай, за счет своих преимуществ. Одним, из которых является способность отфильтровывать наиболее мелкую пыль, за счет чего чай получается чистым, прозрачным, тогда как, при заваривании чайных таблеток, чай приобретал неприятный запах и мутный оттенок. В начале двадцатых годов американский инженер Фэй Осборн заинтересовался завариванием чая без заварного чайника. В последующем, он долгие годы провел в поисках такого сорта тончайшей бумаги, которая будет нейтральна по вкусовым ощущениям. И лишь в 1952 году Липтон -запатентовал чайный пакетик [7].

Актуальность данной темы состоит в том, что пакетированный чай является самым распространённым в мире и доля его в чайном рынке растет с каждым годом. Доля пакетированного чая в Англии, известной своими вековыми чайными традициями, составляет до 90%, а в Европе до 80%. Чайные пакетики прочно заняли свое место в заведениях общественного питания и стали нормой для офисного чаепития в Америке и Европе. Ситуация в России с точностью, до наоборот. Пакетированным чаем пользуются большей частью в ситуациях, когда нет возможности и времени заварить обычный чай. На начало XXI века доля пакетированного чая на российском рынке не превышала 9%, однако отмечалась тенденция к её росту [2].

На организм человека чай воздействует как продукт, обладающий пищевыми свойствами, приятным и тонизирующим действием. Это обусловлено наличием в чае разнообразных легкоусвояемых веществ. В чайном листе присутствуют алколоиды - кофеин, теофилин и теобромин, которые придают чаю тонизирующее свойство.

Специалисты в области гигиены питания утверждают, что в чае содержится более 100 биологически ценных веществ, благодаря которым при ежедневном употреблении оказывают благоприятное действие на организм.

В последние годы с учетом значимости российского рынка видовой ассортимент черного чая расширился, в торговой сети ко-

личественный перечень ассортимента разных производителей превышает более тысячи наименований. При этом только несколько наиболее крупных компаний уверенно удерживают рынок чая нашей страны.

Бельгийская корпорация «Юнилевер» на российском рынке является лидером среди зарубежных фирм по поставке черного чая. Это чай торговой марки «Липтон» и «Брук Бонд». Для Российского потребителя разработана марка чая «Беседа».

Органолептические и физико-химические методы исследования данного рынка, показывают, что в последние несколько лет потребление чая в России находится на стабильном уровне в 170-180 тыс. тонн. Растущий спрос заставляет потребителей предъявлять повышенные требования к качественным характеристикам органолептических, физико-химических показателей, а также к упаковке черного чая [7].

Экспертная база. В последние годы в торговых предприятиях Кабардино-Балкарской республике представлен широкий ассортимент черного чая, крупнейшими поставщиками которого на территорию России являются Шри-Ланка, доля импорта которой увеличивается из года в год (рис. 1).

К основным поставщикам также относятся Индия и Кения Эти же страны являются лидерами по импорту черного чая в Россию.

Более 78% рынка в стоимостном выражении представляют четыре компании: ООО «Орими Трейд» (ТМ Greenfield, Tess, «Принцесса Нури», «Принцесса Канди», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»), ООО «Юнилевер Русь» (ТМ Brooke Bond, Lipton, «Беседа»), ООО «СДС-Фудс» (ТМ Ahmad, Richmond, Berty's) и ЗАО «Компания Май» (ТМ Citrus, «Лисма», «Майский чай») (рис. 2).

В ЗАО Тандер «Магнит» представлен разнообразный выбор как черного, так и зеленого чаев на развес [5].

Результаты исследований. Исследования торговых предприятий КБР, в том числе и ЗАО Тандер «Магнит» показали, что наиболее популярными на сегодняшний день чаями являются «Липтон» и «Гринфилд». Эта самые раскрученные марки листовых и пакетированных черных и зеленых чаев. На покупательский спрос значимое влияние оказывает реклама, являющаяся двигателем прогресса и потребительского поведения.

□ Шри-Ланка □ Индия □ Кения ШОАЭ □ Китай

□ Финляндия □ Индонезия □ Вьетнам □ Азербайджан □ Другие

Рисунок 1 - Структура импорта черного чая по странам - поставщикам в 2015 г.

□ "Орини Тейд" □ "Юнилевер Русь" □ "СДС-Фудс"

□ Компания "Май" □ Другие

Рисунок 2 - Структура рынка черного чая по производителям (в стоимостном выражении, %)

На втором месте по продажам находится чай «Ахмад». По желанию потребитель может выбрать себе черный, зеленый или листовую смесь: ароматизированный с бергамотом или с жасмином, прекрасный тонизирующий напиток.

На третьем месте черный чай «Майский чай». Эта марка отличается от всех других марок, широком диапазоном цен. Из всего ассортимента чая этой марки, представленного в торговых предприятиях КБР, потребитель может выбрать себе чай по своему финансовому достатку [7].

Из приведенной диаграммы видно, что большую роль по продажам занимает черный байховый чай. Продажа зеленого чая увеличивается в летнее время года.

В целом, по ЗАО Тандер «Магнит» черный чай представлен 120 марками, 55 из которых - крупнолистовой черный чай, 65 -пакетированный. Зеленый чай представлен 50 марками, 20 из которых - листовой, а 30 -пакетированный. Весовой чай, представленный в ассортименте магазина наполнен многообразием самых различных добавок и экзотических вкусов [5].

Так, среди покупателей магазина наибольшей популярностью пользуется черный чай с добавлением листочков южного кустарника ройбуш. Этот напиток обладает приятным кисло-сладким освежающим вкусом, что делает его популярным среди клиентов магазина. По отзывам покупателей этот напиток является источником крепкого здоровья, молодости и неиссякаемой энергии.

Рисунок 3 - Динамика реализации чая в одном из торговых предприятий ЗАО Тандер «Магнит»

Рисунок 4 - Процентное соотношение разных видов чаев в ЗАО Тандер «Магнит»

Как видно, среди всего разнообразия чая, представленного в магазине, популярен черный листовой байховый чай. На мой взгляд, это связано с тем, что покупатель отдает

предпочтение черному листовому чаю, а уровень гранулированного чая по сравнению с прошлыми годами значительно упал. Что касается чая в пакетиках, то его продажа растет вместе с его популярностью. Этот вид чая потребляют повсеместно - в офисах, институтах, кафе и дома. Специалисты считают, что по сравнению с листовым чаем, требующим заваривания в чайнике, пакетированный чай для энергичных молодых людей, у которых нет времени на церемонии [8].

Область применения: пищевая промышленность.

Выводы. Таким образом, проведенные исследования показали, что для реализуемого чая, обеспечения им потребителей в торговых предприятиях необходимо проводить органолептическую оценку показателей качества поступающего черного чая.

> Рынок чая Кабардино-Балкарской Республики консолидирован. На долю четырех основных производителей: ООО «Орими Трейд» (ТМ Greenfield, Tess, «Принцесса Нури», «Принцесса Канди», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»), ООО «Юнилевер Русь» (ТМ Brooke Bond, Lipton, «Беседа»), ООО «СДС-Фудс» (ТМ Ahmad, Richmond, Berty's) и ЗАО «Компания Май» приходится 64,5% натурального оборота и 63,4% стоимостного оборота.

^ Безусловное предпочтение нальчане отдают черному чаю, его пьют более 80% потребителей. Зеленый чай и черный чай с различными добавками пьет незначительное число россиян, однако в последние годы спрос на зеленый чай и черный ароматизированный чай неуклонно растет.

^ В последние годы в розничных продажах чая наблюдается тенденция к устойчивому снижению доли экономичного сегмента за счет увеличения долей среднеценового и премиального сегментов. При этом темпы роста годовых продаж чая премиального сегмента в натуральном выражении превышают темпы роста в среднем ценовом сегменте.

Чай хотят хороший, разный и самое главное, круглый год.

Литература

1. Андреев Г.И. Основы управления предприятием. М., 2008.

2. Бадаева С.И. Агропродовольственный рынок Северо-Кавказского федерального округа в условиях импортозамещения // Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 20-23.

3. ГОСТ 1938-90. Чай черный байховый фасованный.

4. Караванова Б.П. Мониторинг финансового состояния организации. М., 2008. С. 3648.

5. О ходе и результатах реализации в 2013 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Национальный доклад / Минсельхоз России. М.: ФГБНУ «Росинформагротех». России совместно с НКО "Р". 2014. С. 23-26.

6. Панков В.В. Анализ и оценка состояния бизнеса: методология и практика. М., 2005. С. 6-8.

7. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 марта 2016г. № 33-ПП «О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике" на 2014-2020 годы». С 251-267.

8. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market), 2015. № 1. С-32-37.

9. www. LiveScience. ru

10. www. otherreferats. allbest. ru

References

1. Andreev G.I. Osnovy upravleniya pred-priyatiem. M., 2008.

2. Balaeva S.I. Agroprodovolstvennyj rynok Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga v us-loviyah importozamescheniya // Naukovedenie. 2015. T. 7. № 6 (31). S. 20-23.

3. GOST 1938-90. Chaj chernyj bajhovyj fasovannyj.

4. Karavanova B.P. Monitoring finansovogo sostoyaniya organizacii. M., 2008. S. 36-48.

5. «O hode i rezultatah realizacii v 2013 go-du Gosudarstvennoj programmy razvitiya sels-kogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov selsko-hozyajstvennoj produkcii, syrya i prodo-volstviya na 2013-2020 gody»: Nacionalnyj doklad / Minselhoz Rossii. M.: FGBNU «Rosin-formagroteh». Rossii sovmestno s NKO "R". 2014. S. 23-26.

6. Pankov V. V. Analiz i ocenka sostoyaniya biznesa: metodologiya i praktika. M., 2005. S. 6-8.

7. Postanovlenie Pravitelstva Kabardino-Balkarskoj Respubliki ot 16 marta 2016g. N 33-PP «O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuyu programmu Kabardino-Balkarskoj Respubliki "Razvitie selskogo hozyajstva i regulirovanie rynkov selskohozyajstvennoj produkcii, syrya i prodovolstviya v Kabardino-Balkarskoj Respub-like" na 2014-2020 gody». S 251-267.

8. Rossijskij prodovolstvennyj rynok (Russian Food & Drinks Market), 2015. N 1. S-32-37.

9. www. otherreferats. allbest. ru

10. www. LiveScience. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.