Научная статья на тему 'Рост прибыли мясоперерабатывающего производства: конкретные шаги - часть 2'

Рост прибыли мясоперерабатывающего производства: конкретные шаги - часть 2 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОСТ ПРИБЫЛИ / АССОРТИМЕНТ / RANGE / УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ / MANAGEMENT OF THE RANGE / PRICE / POSITIONING / PROFIT MARKUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинин Роман

The second part devoted to the most important component of profit markup of the meat-processing enterprise to management of the range.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profit markup of meat-processing production: actual steps

The second part devoted to the most important component of profit markup of the meat-processing enterprise to management of the range.

Текст научной работы на тему «Рост прибыли мясоперерабатывающего производства: конкретные шаги - часть 2»

рост прибыли

мясоперерабатывающего

производства:

конкретные шаги часть 2

Продолжение. Начало «Все о мясе» №6 за 2014 год Калинин Р. Г.

Генеральный директор отраслевого агентства «ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ» *

ШШ торая часть, посвященная важнейшей составляющей УДК 637.5.003

В роста прибыли мясоперерабатывающего предприятия — ключевые слова: управлению ассортиментом. рост прибыли, ассортимент,

Цель управления ассортиментом — стремление предприятия к идеальному продуктовому портфелю. Мясоперерабатывающее индустриальное предприятие, по сути производства стремится к идеальной формуле — производство все более узкого ассортимента, все большим тоннажем и распространение его на большей территории дистрибьюции. Как и любой идеал — он не достижим, но работа над этим идеалом — необходимый инструмент развития предприятия.

Сегодня на большинстве нет структурной ассортиментной стратегии. Бытует ошибочное заблуждение, что чем шире и разнообразнее ассортимент, тем лучше продажи и больше прибыль.

Важнейший аспект касающийся управления ассортиментом — регулярность. Представление, что можно взять и «навести порядок» в ассортименте раз и навсегда, - губительно для предприятия, так как вреда будет гораздо больше, чем пользы от таких «решительных» действий. Ассортимент, - основная продукция предприятия, затрагивает интересы всех служб — закупки, производство, продажи, логистика — и поэтому управление ассортиментом должно производиться с оценкой общего эффекта для компании.

Как не парадоксально, но обыкновенно, на вопрос: «Кто на предприятии занимается ассортиментом», следует ответ — все! Но если продукцией занимаются все, то не отвечает (за рентабельность, матрицу, продажи, развитие) — обычно никто.

Кто отвечает за ассортимент?

Ассортиментом на предприятии управляет служба маркетинга, а именно — бренд менеджеры. Обыкновенно, на предприятии должно работать два-три бренд менеджера, между которыми ассортимент распределяется по торговым маркам или товарным категориям. Если

управление ассортиментом

предприятие небольшое — возможно, что справится и один сотрудник.

Посему, предлагается принять как данность, что предприятию нужны сотрудники, управляющие вашим ассортиментом. Иначе системной работы не получится.

Показатели успешности управления ассортиментом

Ключевой показатель успешности управления ассортиментом — маржинальный доход (МД). Именно МД — без учета постоянных издержек предприятия и затрат, связанных с реализацией (скидки, бонусы сетям и т. д.), демонстрирует насколько успешно вы управляете ассортиментом. Альтернатива Мд — рентабельность товара, товарной категории. Неудачный показатель — только тоннаж (или только выручка).

Мотивация руководителя службы маркетинга предприятия должна быть завязана на общий МД по всему ассортименту, а бренд менеджеры — на МД по своим товарным категориям (или торговым маркам).

Переход от мотивации сотрудников «на тоннаж» к мотивации «на прибыль» - одна из ключевых перемен на предприятии, которая должна случиться.

Безусловно, такая смена парадигмы связана с рядом сложностей:

Во-первых, — руководство заводов исторически ставит планы в тоннах выпущенной продукции (очень редко — в выручке в рублях). Что мотивирует сотрудников развивать и продавать не маржинальные продукты, а тоннажные, быстро генерирующие объем выручки. Это привлекательный путь наименьшего сопротивления — выполнение планов сотрудниками и снижение прибыли на предприятии. Привлекательно

для сотрудника, печально для собственника.

Во-вторых, - на многих предприятиях отрасли остро стоит вопрос корректного и оперативного управленческого учета. Зачастую, когда мы проводим аудит ассортимента, на получение адекватных данных по прибыли по продуктам, ее динамике — может уходить несколько недель (!). Это означает, что руководство не получает таких отчетов — не оперирует показателями прибыли по отдельным продуктам.

Сокращение ассортимента

Всегда процесс управления ассортиментом начинается с его сокращения. Причина, - на подавляющем большинстве российских мясоперерабатывающих предприятий ассортимент излишне широкий. Просто непозволительно раздут. Порой, предприятие с объемом производства 8-10 тоннам среднесуточно, может иметь прайс лист до 150 продуктов. Из которых, очевидно, основную прибыль приносят около 30 продуктов, а остальные — как ярмо на шее всех служб.

Ассортимент можно и должно сокращать! Сокращение ассортимента — всегда на пользу всему предприятию, как бы не казалось это болезненным и неприятным в начале процесса!

Негативные факторы раздутого ассортиментного портфеля:

• Негативные факторы раздутого ассортиментного портфеля:

• Рост складских запасов сырья и упаковки

• Нестабильность качества — предприятие не может делать качественный продукт минимальными объемами

• Высокая себестоимость единицы продукции — из за частых переходов, не целиком загруженных сменах и, обычно, большой доле ручного труда

• Самое главное — невозможно требовать от службы продаж эффективной работы с широким ассортиментом. Чем шире ассортимент — тем более размывается фокус внимания у торговых представителей и слабеют их возможности

по эффективному продвижению. Чем больше продуктов в прайсе — тем меньше шансов у каждого конкретного продукта попасть на полку — ибо она не резиновая.

Пагубная практика — производить продукт любым, самым маленьким, объемом - под девизом: «раз есть спрос — мы должны его удовлетворить». Задача предприятия -производить большими объемами качественный продукт и предлагать его по привлекательной цене!

Пагубная практика — производить продукты., чтобы чем то занять сотрудников, линию, смену, цех. Понятно, что сотрудники производства получают свою зарплату с выработанной продукции. Конечно, руководители произ-

водственных служб, скорее всего, с пессимизмом воспримут сокращение продуктов. Важно доносить до всех информацию, что это — жизненная необходимость - всегда на пользу предприятию!

Сокращение ассортимент — процесс плавный и планомерный.

Если процессом управлять разумно и методично, то результатом должно быть не СНИЖЕНИЕ, а РОСТ общего объема продаж!

Идеальный ассортимент для предприятия:

1. Максимально удовлетворяет существующие потребности потребителей — закрывает все потребительские ниши вашего региона.

2. Формирует новые потребительские предпочтения. Самая беспомощная фраза ленивых сотрудников: «У нас привыкли покупать классические недорогие продукты, это — новый, дорогой продукт — никто не купит».

3. Приносит прибыль вашим контрагентам.

4. Увеличивает маржинальный доход предприятия.

5. Удобен в управлении службой продаж. Узкий, четко структурированный ассортимент по товарным категориям, цене и потребительской аудитории — с таким предложением вашим торговым представителям будут рады в магазинах

6. Позволяет оптимальным образом загрузить производственные мощности.

Инструментарий для управления ассортиментом

У бренд менеджера есть два базовых инструмента для управления своей товарной категорией. АВС-анализ по прибыли

Строится рейтинг продаж по убыванию по массе маржинального дохода по каждому продукту за месяц. Выделяются три группы: А (формирует до 70% массы прибыли), группа В (до 25%), группа С (до 5%). Рейтинг формируется ежемесячно. Анализируется как движение всех продуктов по рейтингу, так выдвигаются предложения по продуктам в группе С — возможности для роста или сокращение.

Матрица БКГ (матрица Бостонской Консалтинговой Группы) - ключевой инструмент бренд менеджера.

Все продукты товарной категории располагаются по четырем квадрантам. При этом преимущественно учитывается — доля продукта в объеме продаж и динамика роста продукта. Также учитывается — рентабельность, представленность в торговых точках, уходимость продукта из одной торговой точки (определяется как отношение отгрузки в штуках к количеству получателей). Матрица строится ежемесячно и формируется четыре основных квадранта:

- «Дойные коровы» - базовый ассортимент предприятия,

2015 | №1 ВСЕ О МЯСЕ

обычно традиционные продукты — формируют основную выручку с невысокой рентабельностью. Зона выраженной ценовой конкуренции.

- «Знаки вопроса» - обычно новинки, которые пока себя не проявили

- «Дохлые собаки» - широкий ассортимент с низкой потенцией к росту, крайне низкая рентабельность, плохая представленность и уходимость.

- «Звезды» - новинки с хорошей рентабельностью, динамикой по представленности и росту продаж. Создавая такую матрицу ежемесячно, бренд менеджер

выдвигает предложения по работе с продуктами по квадрантам. По истечении месяца матрица строится вновь, анализируются достигнутые результаты и разрабатываются новые планы. И так, ежемесячной методичной работой, и достигается результат.

Цена и позиционирование

Сегодня задача предприятия - это не производство массовых продуктов для ценовой конкуренции (которая на руку только рознице), а поиск своей ниши на рынке. Позиционирование, определение фокуса развития ассортимента предприятия, - процесс непростой но необходимый. Сформировав и ярко, выпукло показав покупателю свое уникальное предложение, производитель избегает ценовой конкуренции по традиционным продуктам и получает прибыль для своего развития.

Позиционирование подразумевает разработку фокусного специального ассортимента, торговой марки и подобающей упаковки, адекватного позиционированию ценообразования (не дешевить!).

Какие возможны идеи для позиционирования ваших продуктов.

- Национальная идея. По региону, стране, городу - откуда пришли традиции и рецепты по продуктам. Например: «Португальские традиции», «Кастильское качество»

- Идея здорового образа жизни. Демонтрация пользы и экологичности продукта, места производста, происхождения сырья, ингредиентов. Например: "Зеленая линия", "Био продукты"

- Идея "ремесленного производства" демонстрирует оригинальность и уникальность производства, hand made. Например: "Коптильни Смирнова", "Предгорные фермы", "Частное хозяйство"

- Авторская идея. Демонстрация автора, шефа производства, гаранта качества. Например: "От шефа Анто-нио"

- Премиальная идея. Демонстрация ограниченного объема производства, а соотвественно премиальнос-ти, продукта. Например "Выпуск 50 кг в сутки", "Индивидуальный номер упаковки"

- Идея функциональных продуктов. Обогащение продукции микронутриентами для придания дополнительных полезных свойств. Например: "Линия Здоровое Сердце", "Сила и Энергия", "Молодость и Красота"

Идей может быть бесконечное множество. Разработка уникальной идеи именно для вас и отличное воплощение в жизнь - вот задача вашей службы маркетинга, - вот перспективы роста прибыли для предприятия! |

* ООО «ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ» - специализируъ ется на создании и повышении эффективности раъ боты служб маркетинга и продаж. Мы подбираем специалистов в вашем городе, проводим обучение и обеспечиваем запуск на предприятии всех необъ ходимых процессов.

КОНТАКТЫ: Роман Калинин

+7 (921) 962ъ5227 www.vatelmarketing.ru

Vdtpl

marketing

vniimp.ru, smm.vatelmarketing.ru

ВЫ ПОНИМАЕТЕ, что кризис - это возможности? ВЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в росте прибыли предприятия? ВЫ ХОТИТЕ, чтобы ваш отд ел продаж работал эффективно?

Тогда приглашаем вас в

ЕЖЕГОДНУЮ ШКОЛУ МАРКЕТИНГА

Тема 2015 года: «ЭФФЕКТИВНЫМ МАРКЕТИНГ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Как создать и развивать службу маркетинга шаг за шагом для повышения продаж и роста прибыли для мясных предприятий.

16-17 марта 2015 года. Начало в 10:00.

Основная задача шнолы - сформировать у слушателей навыки создания и повышения эффективности

службы маркетинга на предприятии.

С вопросами о программе Шнолы обращайтесь: С вопросами об участии и регистрации обращайтесь:

+7 (921) 910-87-92; kalinina@vatelmarketing.ru (Наталия Калинина) Тел. +7 (495) 676-79-41; eiena_vniimp@maii.ru (Елена Покорская)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.