Научная статья на тему 'Российский рынок ЛС: итоги и прогнозы'

Российский рынок ЛС: итоги и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

    CC BY
    117
    17
    Читать
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
    Ключевые слова
    IMS HEALTH / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФАРМСТАНДАРТ / ЖНВЛП

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

    По итогам 2010 г. натуральные объемы российского фармацевтического рынка, согласно данным IMS Health, остались прежними (рис. 1). В стоимостном выражении в оптовых ценах он увеличился на 6,1% до 451,13 млрд. руб., в розничных на 4,6% до 544,04 млрд. руб. (в долларовом эквиваленте соответственно, на 10,8% до 14,87 млрд. долл. и на 9,2% до 17,92 млрд. долл.). Относительно 2009 г. потребление лекарств в расчете на душу населения в стоимостном выражении возросло на 4,6% и составило 3834 руб., или 126 долл. (2009 г. 116 долл.) (рис. 2).

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
    Предварительный просмотр
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    Текст научной работы на тему «Российский рынок ЛС: итоги и прогнозы»

    РшШиим ИТОГИ 81

    Российский рынок ЛС:

    ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ

    По итогам 2010 г. натуральные объемы российского фармацевтического рынка, согласно данным IMS Health, остались прежними (рис. 1). В стоимостном выражении в оптовых ценах он увеличился на 6,1% до 451,13 млрд. руб., в розничных — на 4,6% до 544,04 млрд. руб. (в долларовом эквиваленте — соответственно, на 10,8% до 14,87 млрд. долл. и на 9,2% до 17,92 млрд. долл.). Относительно 2009 г. потребление лекарств в расчете на душу населения в стоимостном выражении возросло на 4,6% и составило 3834 руб., или 126 долл. (2009 г. — 116 долл.) (рис. 2).

    Позитивная динамика рынка в национальной валюте была получена исключительно за счет аптечных продаж и преимущественно препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП. В то же время вклад в позитивную динамику рынка в натуральном выражении был сделан представителями Перечня ЖНВЛП, реализация которых — при снижении цен — увеличилась как в розничном, так и госпитальном секторах (натуральные объемы поставок в рамках программ ОНЛС/ «7 нозологий», напротив, сократились на 6,4%) (рис. 3).

    В целом, с учетом всех каналов реализации, продажи ЖНВЛП на российском рынке выросли на 3,4% в упаковках и практически не изменились в конечных ценах (рис. 4). Препараты, не включенные в Перечень ЖНВЛП, напротив, показали достаточно выраженный рост

    продаж в оптовых (+10,6%) и конечных ценах (+8,4% в руб.) при небольших изменениях натуральных объемов -0,7%. В результате относительно 2009 г. доля ЖНВЛП в структуре всего рынка в натуральных показателях выросла на 1 п.п. (до 43,7%), а в стоимостном выражении сократилась: в оптовых ценах на 1,9 п.п. (до 52%), в розничных — на 1,7 п.п. (до 49,1%) (рис. 5). Наблюдалось также сокращение на 1 п.п. совокупной доли сегментов, финансируемых из государственных источников, в структуре рынка в стоимостном выражении (с 25,9 до 24,9%) (рис. 6). Соответственно, доля коммерческих аптечных продаж увеличилась на 1 п.п. (с 74,1 до 75,1%%). Небольшие структурные изменения коснулись также долевого распределения продаж между российской и зарубежной продукцией в пользу первой

    (рис. 7). Структура в разрезе Rx/ОТС изменений не претерпела (рис. 8). Уровень средневзвешенных цен в сегменте ОНЛС/ «7 нозологий» в 2010 г. поднялся на 6,5% — с 798,2 до 848,2 руб. (с 24,9 до 28 долл.) (рис. 9). В розничном сегменте рынка темпы роста были еще ниже (+4,8%), а в абсолютном выражении средняя цена выросла с 86,7 до 90,9 руб. (2,7 до 3 долл.). Несмотря на то что уровень средних цен госпитальных закупок вообще не изменился (106,4 руб., или 3,5 долл.), в разрезе отдельных ценовых диапазонов структурные сдвиги здесь были наиболее выраженными (в пользу наиболее низких и наиболее высоких ценовых диапазонов, — соответственно, до 150 руб. и выше 1000 руб.) (рис. 10). В 2010 г. на российском фармацевтическом рынке корпорация Sanofi-aventis еще более укрепила свои лидерские позиции, продемонстрировав рост продаж на 20,2% (доля расширилась с 5,1 до 5,6%) (табл. 1). Второе и третье места остались, соответственно, за компаниями «Фармстандарт» (4,0%) и Novartis (3,9%), однако разрыв между ними сократился, поскольку продажи первой компании выросли меньше, чем весь

    ( Динамика рынка ЛС России, 2009—2010

    20

    15

    10

    +6,1% (руб.) +10,8% (долл.)

    Оптовые цены, долл.

    +4,6% (руб.) +9,2% (Долл.)

    Конечные цены, долл.

    Динамика к предыдущему году

    Упаковки

    □ — 2009

    □ — 2010

    фУровень потребления ЛС

    рисунок

    на душу населения в конечных ценах, 2009—2010

    28,80%

    4000

    3500

    н 3000

    ле

    е

    1 2500

    у

    3 дуа 2000

    н

    и 1500

    га да о 1000

    500

    0

    1,10%

    2009

    9,20%

    30

    25

    20

    15

    10

    5

    | |— Конечные цены, долл. | |— Конечные цены, руб.

    2010

    | | — Динамика руб. Ц — Динамика долл.

    рисунок Распределение розничных и госпитальных продаж ЖНВЛП по ценовым диапазонам, 2009—2010

    %

    2009 2010

    Упаковки

    2009 2010

    Оптовые цены

    □ — >500

    □ — >50 — «500 □ — «50

    ! ^Динамика продаж ЖНВЛП

    на рынке ЛС, 2009—2010

    10

    |- +2,3% (руб.) +7,0%(долл.)

    +10,6%(руб.) +15,2%(долл.)

    +0,9% (руб.) +5,6%(долл.)

    +8,4% (руб.) +12,9%(долл.)

    Оптовые цены, долл.

    И — ЖНВЛП

    Конечные цены, долл.

    Динамика к предыдущему году

    +3,4%

    Упаковки

    □ — Не ЖНВЛП

    рынок, а второй больше (соответственно, на 5,8 и 9,6%). Поменялись местами и заняли, соответственно, 4-е и 5-е места в рейтинге Serveir (+6,3%) и Bayer Healthcare (-0,1%). С 7-й на 6-ю ступень поднялась корпорация Menarini, с 9-й на 7-ю — Nycomed, продемонстрировавшие высокие темпы роста продаж (соответственно, +15,5% и +18,1%). На фоне более чем 11%-ного роста Teva сохранила за собой 8-е место, а Sandoz group переместилась с 10-й на 9-ю позицию. Компания J&J в связи с отрицательной динамикой продаж (-7,6%) спустилась с 6-го на 10-е место в рейтинге. В целом состав Топ-10 остался

    прежним, то же самое можно сказать и о следующей части Топ-20, которая выглядит еще более стабильной. Никаких изменений не произошло с 11-й по 15-ю позицию. Улучшили свой рейтинг занявшие, соответственно, 16-е и 18-е места Solvay и Pfizer, которые, благодаря высоким темпам роста продаж (+18,1% и +24,5%), несколько потеснили другие компании. В большинстве случаев компании, входящие в Топ-25, показали более чем среднюю позитивную динамику, однако в целом темпы роста их продаж соответствовали динамике всего рынка. В результате этого доля Топ-25 в структуре рынка по сравнению с пред-

    шествующим годом практически не изменилась и составила 60,2%. В Топ-25 торговых наименований, напротив, произошли заметные перемещения (табл. 2). На прежних позициях остались только лидеры — Арбидол («Фармстандарт») и Велкейд (|&Х), однако их доли в общей структуре продаж сократились, соответственно, с 1,5 до 1,2% и с 1,0 до 0,9%, поскольку в первом случае наблюдалась отрицательная динамика продаж (-10,9%), а во втором рост почти отсутствовал (+1%). Наиболее высокие темпы роста продаж продемонстрировали Эссенциале Н Sanofi-аventis (+45,7%), Алфлутоп Biotechnos

    таблица Топ-25 корпораций по объему продаж на рынке ЛС России, 2010

    Место Показатели продаж, долл. Доли сегментов в 2009 г.,

    в рейтинге Производитель конечные цены долл. конечные цены

    2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009 Аптечный Госпитальный ОНЛС/ 7 нозологий

    1 1 Sanofi-aventis 5,6% 5,1% 20,2% 71,1% 14,8% 14,1%

    2 2 Pharmstandart 4,0% 4,2% 5,8% 93,5% 2,1% 4,4%

    3 3 Novartis 3,9% 3,8% 9,6% 45,3% 5,1% 49,6%

    4 5 Servier 3,4% 3,5% 6,3% 85,1% 5,5% 9,4%

    5 4 Bayer Healthcare 3,4% 3,7% -0,1% 81,2% 7,1% 11,7%

    6 7 Menarini 3,3% 3,1% 15,5% 88,3% 5,6% 6,0%

    7 9 Nycomed 3,1% 2,8% 18,1% 77,8% 15,5% 6,7%

    8 8 Teva 3,0% 3,0% 11,5% 63,8% 6,2% 30,0%

    9 10 Sandoz Group 2,8% 2,8% 11,1% 85,7% 11,1% 3,2%

    10 6 Johnson & Johnson 2,8% 3,3% -7,6% 40,4% 4,0% 55,6%

    11 11 Gedeon Richter 2,7% 2,7% 8,1% 86,2% 10,6% 3,2%

    12 12 Roche 2,5% 2,7% 1,7% 13,9% 9,5% 76,6%

    13 13 Merck Sharp Dohme 2,1% 2,3% 3,5% 58,5% 19,2% 22,3%

    14 14 Stada 1,9% 1,9% 12,3% 90,8% 4,3% 4,9%

    15 15 KRKA 1,8% 1,8% 9,4% 83,4% 5,2% 11,4%

    16 18 Solvay Pharma 1,8% 1,6% 18,1% 85,7% 6,0% 8,2%

    17 17 Boehringer I 1,7% 1,7% 10,9% 72,8% 12,8% 14,4%

    18 19 Pfizer 1,7% 1,5% 24,5% 79,0% 15,5% 5,5%

    19 16 GlaxoSmithKline 1,6% 1,7% 4,0% 62,3% 14,9% 22,8%

    20 20 AstraZeneca 1,5% 1,4% 15,8% 36,0% 26,1% 37,9%

    21 23 Astellas Pharma 1,3% 1,2% 23,5% 82,6% 2,0% 15,4%

    22 24 Dr. Reddy's Lab 1,2% 1,1% 18,1% 94,3% 5,2% 0,5%

    23 26 Reckitt Benckiser 1,1% 0,9% 27,1% 100,0% 0,0% 0,0%

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    24 25 Akrikhin-Pharma 1,0% 1,0% 6,4% 87,5% 6,0% 6,5%

    25 28 Actavis 0,9% 0,8% 25,0% 91,7% 3,1% 5,2%

    Итого Топ-25 60,2% 60,3%

    V фТоп-25

    таблица

    Место в рейтинге

    торговых наименований по объему продаж на рынке ЛС России, 2010

    Показатели продаж, долл.

    ТН

    МНН

    2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009

    1 1 Arbidol Arbidol 1,2% 1,5% -10,9%

    2 2 Velcade Bortezomib 0,9% 1,0% 1,0%

    3 7 Essentiale N Phospholipids 0,9% 0,7% 45,7%

    4 4 Glivec Imatinib 0,9% 0,8% 12,7%

    5 6 Mabthera Rituximab 0,8% 0,7% 31,1%

    6 5 Actovegin Blood 0,8% 0,8% 14,9%

    7 8 Viagra Sildenafil 0,7% 0,6% 21,2%

    8 3 Octanate Factor VIII 0,6% 0,9% -31,2%

    9 14 Copaxone Teva Glatiramer acetate 0,6% 0,5% 22,2%

    10 9 Natrium chloridum Sodium 0,6% 0,6% 7,9%

    11 10 Linex Lactobacillus acidophilus 0,5% 0,5% 6,4%

    12 21 Concor Bisoprolol 0,5% 0,4% 29,0%

    13 12 Ocillococcinum Anas barbariae 0,5% 0,5% -1,5%

    14 15 Mezym Forte Pancreatin 0,5% 0,4% 11,1%

    15 11 Anaferon Interferon gamma, natural 0,4% 0,5% -6,1%

    16 33 Alflutop Fish 0,4% 0,3% 38,9%

    17 17 No-Spa Drotaverine 0,4% 0,4% 11,4%

    18 22 Detralex Diosmin + hesperidin 0,4% 0,4% 17,2%

    19 24 Movalis Meloxicam 0,4% 0,4% 17,5%

    20 19 Theraflu Paracetamol + ascorbic acid + pheniramine 0,4% 0,4% 4,8%

    21 32 Mexidol Emoxipin 0,4% 0,3% 25,6%

    22 23 Preductal Mv Trimetazidine 0,4% 0,4% 6,9%

    23 37 Nise Nimesulide 0,4% 0,3% 37,6%

    24 26 Cerebrolysin Leucine + lysine + glutamic acid 0,4% 0,4% 9,2%

    25 18 Heptral Ademetionine 0,4% 0,4% -4,0%

    Итого Топ-25 14,1% 14,6%

    конечные цены

    фДинамика средневзвешенных цен, 2009—2010

    1000

    800

    600

    400

    Динамика к предыдущему году

    86,7 90,9 106,7 106,4

    Аптечный Госпитальный сектор сектор

    ОНЛС/ «7 нозологий»

    30 25 20 15 10 5 О

    Динамика к предыдущему году

    2,7 3,0

    3,4 3,5

    Аптечный сектор

    Госпитальный сектор

    28,0

    24,9

    ОНЛС/ «7 нозологий»

    □ — 2009 □— 2010

    +4,9%

    (+38,9%%), Найз Dr. Reddy's, (+37,6%%), Мабтера Roche (+31,1%), Конкор Nycomed (+29%), Мексидол «Фарма-софт» (+25,6%). Все они улучшили свой рейтинг, а препараты Алфлутоп, Мексидол и Найз также впервые попали в число лидеров, заняв, соответственно, 16-е, 21-е и 23-е места. Общая доля Топ-25 относительно показателя 2009 г. немного сократилась (с 14,6 до 14,1%). Рейтинг АТС-групп первого уровня классификации по сравнению с предыдущим годом несколько изменился: поменялись местами группы L [Противоопухолевые препараты и иммуномоду-ляторы] и J [Противомикробные средства для системного использования], заняв, соответственно, 5-ю и 6-ю позиции (табл. 3). Наиболее высокий рост продаж продемонстрировали группы S

    таблица Рейтинг АТС1-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2010

    Место в рейтинге АТС1 Показатели продаж, долл. конечные цены

    2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009

    1 1 A [Alimentary tract &metabolism]/ A [Пищеварительный тракт и обмен веществ] 17,7% 17,1% 13,6%

    2 2 N [Nervous system] / N [Препараты для лечения заболеваний нервной системы] 11,7% 11,9% 7,8%

    3 3 C [Cardiovascular system] / C [Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы] 10,9% 10,8% 11,0%

    4 4 R [Respiratory system] / R [Препараты для лечения заболеваний респираторной системы] 10,4% 10,2% 11,9%

    5 6 L [Antineoplastic&immunomod ag] / L [Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы] 9,4% 9,3% 9,5%

    6 5 J [Antiinfectives for syst use] / J [Противомикробные препараты для системного использования] 9,1% 9,7% 2,3%

    7 7 B [Blood & blood forming organs] / B [Препараты влияющие на кроветворение и кровь] 6,9% 7,3% 4,4%

    8 8 M [Musculo-skeletal system] / M [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы] 6,4% 5,9% 18,2%

    9 9 G [G/urinary syst & sex hormone] / G [Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны] 5,8% 5,7% 10,5%

    10 10 D [Dermatologicals] / D [Препараты для лечения заболеваний кожи] 4,3% 4,0% 17,7%

    11 11 ~ [~] 2,8% 3,8% -19,1%

    12 12 S [Sensory organs] / S [Препараты для лечения заболеваний органов чувств] 2,2% 2,0% 21,4%

    13 13 H [Syst horm prep excl sex horm] / H [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)] 1,1% 1,3% -0,8%

    14 14 V [Various] / V [Прочие препараты] 0,8% 0,8% 7,8%

    15 15 P [A/parasitic prod insec&repel] / P [Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты] 0,4% 0,5% -8,6%

    рисунок 10 Распределение продаж ЛС по ценовым диапазонам (руб.), 2009—2010

    %

    100 80 60 40 20

    1,9% 13,8%

    13,1%

    - 22,0% 22,2%

    — 15,9% 15,4%

    3,5%

    3,3%

    28,2% 27,7%

    -

    9,5% 9,7%

    6,3% 1 6,1% 1

    9,2% 10,4%

    12,9%

    3,6% 9,8%

    14,9%

    10,9%

    ы0 нр чо

    9,4%

    9,7%

    11,1% 2,7% 10,22%

    11,7% _I_

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    4,2% 3,3% 5,2% 0,4% 5,2% 13,5% 0,4% _1_

    >s о ы1 нр

    3,1% 5,0% 0,4% 4,6% 13,5% 0,3%

    п= О

    \ о

    (_) с^

    □ — >3000

    □ — >1000 — « 3000

    □ — >500 — « 1000

    □ — >300 — « 500

    □ — >150 — « 300

    □ — >50 — « 150

    □ — >30 — « 50

    □ — « 30

    28,4%

    29,8%

    0

    рисунок фф Динамика структуры рынка Rx, 2009—2010

    100 4,9% 4,5%

    80 26,0% 25,6% 24,3% 23,5%

    16,2% 15,5%

    60 о пр S 40 о ci

    - 69,1% 69,8% 59,6% 61,1%

    20 -

    0 1 1 1 1 1 1 1

    2009 2010 Упаковки 2009 2010 Конечные цены

    ■ — Аптечный сектор | |— Госпитальный Q — ОНЛС/ сектор «7 нозологий»

    рисунок^12^ Динамика структуры рынка ЖНВЛП, 2009—2010

    3,5% 3,2%

    100

    80

    й 60

    40

    20

    19,7%

    19,6%

    2009 2010

    Упаковки

    27,6%

    16,1%

    27,4%

    15,5%

    2009 2010

    Конечные цены

    | | — Аптечный Q— Госпитальный Q— ОНЛС/

    сектор сектор «7 нозологий»

    [Препараты для лечения органов чувств] (+21,4%), М [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы] (+18,2%), а также D [Препараты для лечения заболеваний кожи] (+17,7%). Значительно укрепила позиции также лидирующая группа — A [Пищеварительный тракт и обмен веществ], чьи продажи выросли на 13,6%, а доля рынка увеличилась с 17,1 до 17,7%. Отрицательная динамика продаж в долларовом эквиваленте характеризовала группы P [Противопаразитар-ные препараты, инсектициды и репелленты] (-8,6%) и H [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)] (-0,8%). В рейтинге АТС-групп второго уровня классификации первые три группы сохранили свои места, при этом лидер — группа J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] показала рост +3,8%, а две другие группы — L01 [Противоопухолевые препараты] и N02 [Анальгетики]) продемонстрировали 10%-ный рост, несколько превышающий динамику всего рынка (табл. 4). В связи с высокими темпами роста продаж (+18,4%) существенно улучшила позиции группа М01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты], которая переместилась с 5-го с 4-е место, потеснив L03 [Иммуностимуляторы] (+4,6%). Поменялись также местами, заняв, соответственно, 6-ю и 7-ю строчки, R05 [Препараты для устранения симптомов про-

    студы и кашля] (+12,2) и С09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангио-тензин] (+8,6%). В состав Топ-15 впервые вошли, заняв, соответственно, 14-е и 15-е места, группы А07 [Антидиарей-ные препараты, средства, применяемые при инфекционно-воспалительных заболеваниях кишечника] (+14%) и G04 [Средства, применяемые в урологии] (+14,9%). В составе Топ-15 наблюдались и другие перестановки, но не столь существенные.

    Региональный рейтинг свидетельствует о том, что первые пять регионов сохранили свои позиции, причем все они, кроме Москвы, продемонстрировали темпы роста продаж, не уступающие общей динамике российского рынка (табл. 5). Доля Москвы при этом сократилась с 17,0 до 16,9%, Московской об-

    ласти — увеличилась с 4,8 до 5,0%, а С.Петербурга — сохранилась на уровне 4,5%.

    Таким образом, в 2010 г. российский фармацевтический рынок продемонстрировал умеренную динамику, что в полной мере согласуется с достаточно скромными показателями восстановительного роста всей российской экономики (по сравнению с другими странами БРИК). Сдерживающими факторами роста российского рынка в стоимостном выражении были введение регулирования цен на препараты перечня ЖНВЛП, политика импортозамещения, усилившийся контроль над сферой государственных закупок и др. Наиболее значительные структурные изменения на рынке коснулись отдельных торговых наименований, в то вре-

    таблица ф^Топ-15 АТС2 групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2010

    Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, долл. конечные цены (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

    2010 2009 2010 2009 Прирост 2010 к 2009

    l l J01 [AntibacteriaLs for syst use] / J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 5,4% 5,7% 3,B%

    l l Amoksiklav б,2% б,3% l,4%

    2 2 Sumamed 5,B% б,2% -2,4%

    3 4 Flemoxin Solutab 4,2% 3,B% l4,0%

    4 3 Meronem 3,5% 4,0% -B,2%

    5 5 Amoxicillin 2,5% 2,5% 3,3%

    2 2 L0l [Antineoplastic agents] I L0l [Противоопухолевые препараты] 4,4% 4,4% l0,4%

    l l Velcade 20,7% 22,7% l,0%

    2 2 Glivec 19,60/o l9,2% l2,7%

    3 3 Mabthera lB,4% l5,5% 3l,l%

    4 4 Herceptin б,2% б,3% B,B%

    5 5 Avastin 4,0% 5,l% -l3,4%

    3 3 N02 [Analgesics] I N02 [Анальгетики] 4,2% 4,2% l0,l%

    l l Theraflu 9,5% 9,9% 4,B%

    2 2 Pentalgin N B,2% B,0% l2,7%

    3 3 Nurofen Plus б,2% 4,2% б2,5%

    4 5 Sedal M 3,9% 2,5% 72,5%

    5 4 Pentalgin ICN 3,B% 3,7% l2,0%

    4 5 M01 [AntiinfLam & antirheum prod] / 3,5% 3,3% lB,4%

    M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты]

    l l Movalis ll,5% И,б% l7,5%

    2 2 Nise 9,0% B,l% 30,B%

    3 5 Theraflex б,5% 5,9% 29,9%

    4 4 Ketorol б,0% б,5% l0,3%

    5 3 Ketonal 5,б% б,5% l,0%

    5 4 L03 [Immunostimulants] I L03 [Иммуностимуляторы] 3,4% 3,б% 4,б%

    l l Copaxone Teva 16,5% l4,l% 22,2%

    2 4 Rebif 44 7,9% 4,9% 6B,9%

    3 3 Viferon l 5,5% 5,3% B,l%

    4 Extavia 4,б%

    5 2 Amixin 3,9% 5,4% -25,l%

    б 7 R05 [Cough and coLd preparations] / R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 3,2% 3,l% l2,2%

    l l Lasolvan ll,3% l2,l% 5,2%

    2 2 Acc B,9% 9,3% B,0%

    3 3 Terpincod 5,4% 5,9% 4,0%

    4 4 Pulmozyme 4,9% 4,4% 24,5%

    5 5 Antigrippin Maximu 4,б% 2,l% 141,6%

    7 б C09 [Ag act renin-angiotens syst] / 3,l% 3,l% B,6%

    C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин]

    l 2 Prestarium A ll,4% И,б% 7,2%

    2 l Diroton ll,3% l2,7% -3,5%

    3 3 Enap 7,4% B,4% -3,4%

    4 4 Enalapril 5,3% б,2% -б,5%

    5 5 NoLipreL a Forte 5,3% 0,5% 970,б%

    B B A11 [Vitamins] / A11 [Витамины] 2,7% 2,9% l,4%

    l l Magne B6 9,б% B,7% l2,l%

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    2 2 MiLgamma 7,4% 7,9% -5,4%

    3 3 CompLivit 5,7% 5,B% 0,5%

    SS 20Оr0 имйшим

    анализ российского фармрынка

    таблица (продолжение) Топ-15 АТС2 групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2010

    Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, долл. конечные цены (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

    2010 2009

    2010 2009 Прирост 2010 к 2009

    4 4 Supradyn 4,4% 4,4% 2,5%

    5 5 Elevit Pronatal 3,9% 3,5% 14,9%

    9 10 A10 [Drugs used in diabetes] / A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 2,6% 2,6% 10,4%

    l 1 Lantus 11,8% 14,0% -7,0%

    2 2 Diabeton Mr 6,8% 6,1% 22,1%

    3 5 Siofor 6,2% 5,1% 34,6%

    4 3 Humulin Nph 5,1% 5,6% -1,0%

    5 4 Levemir Flexpen 4,8% 5,3% 0,4%

    l0 9 G03 [Sex horm&modulat genital sys] I G03 [Половые гормоны] 2,6% 2,6% 8,0%

    l 2 Duphaston 12,6% 11,4% 18,9%

    2 1 Yarina 11,3% 12,9% -5,2%

    3 3 Jeanine 5,6% 5,9% 2,4%

    4 4 Regulon 4,6% 4,8% 4,1%

    5 5 Diane 35 4,2% 4,8% -5,7%

    ll 12 R01 [Nasal preparations] / R01 [Назальные препараты] 2,5% 2,4% 11,2%

    l 3 Nasivin 10,0% 7,8% 42,6%

    2 1 Aqua Maris 9,0% 8,7% 14,8%

    3 4 Tyzine Xylo 7,7% 4,1% 107,1%

    4 2 Xymelin 4,9% 8,2% -33,4%

    5 5 Vibrocil 4,8% 3,4% 56,3%

    l2 11 N06 [Psychoanaleptics] I N06 [Психоаналептики] 2,4% 2,5% 4,7%

    l 1 Cerebrolysin 15,1% 14,5% 9,2%

    2 2 Cavinton 7,7% 9,6% -16,1%

    3 3 Cortexin 7,6% 6,4% 25,7%

    4 5 Phenotropil 5,6% 5,7% 2,1%

    5 4 Tanakan 5,5% 6,1% -5,5%

    13 13 N05 [Psycholeptics] I N05 [Психотропные препараты] 2,2% 2,4% 3,5%

    l 2 Corvalol 7,6% 7,2% 9,7%

    2 1 Novo Passit 7,0% 7,3% -0,5%

    3 3 Valocordin 6,5% 6,9% -2,6%

    4 5 Aphobazol 6,3% 5,1% 29,4%

    5 4 Phenazepam 6,2% 6,0% 6,3%

    14 16 A07 [Intestinal antiinfectives] I A07 [Противодиарейные препараты] 2,2% 2,1% 14,0%

    1 1 Linex 24,6% 25,1% 12,0%

    2 5 Hylak forte 7,0% 6,2% 28,0%

    3 3 Smecta 6,8% 6,6% 16,0%

    4 2 Carbo activatus 6,7% 7,4% 3,3%

    5 4 Bifiform 6,5% 6,6% 12,5%

    15 17 G04 [Urologicals] / G04 [Препараты для лечения урологических заболеваний] 2,1% 2,0% 14,9%

    1 1 Viagra 32,3% 30,6% 21,2%

    2 2 Prostamol Uno 13,2% 13,3% 13,8%

    3 3 Cialis 11,1% 12,5% 2,0%

    4 4 Omnic 8,6% 7,7% 28,8%

    5 5 Cyston 4,1% 4,2% 13,7%

    таблица ф^Топ-25 регионов по доле в составе рынка ЛС России, 2010

    Место в р ейтинге Регион Показатели продаж, долл. конечные цены

    2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009

    1 1 Moscow city/ Москва 16,9% 17,0% 8,5%

    2 2 Moscovskaya obLast / Московская обл. 5,0% 4,8% 14,1%

    3 3 St. Petersburg city / С.-Петербург 4,5% 4,5% 9,5%

    4 4 Rest of North-West FO / Остальные субъекты Западно-Сибирского ФО 4,1% 3,5% 29,8%

    5 5 Rest of PrivoLzhski FO / Остальные субъекты Приволжского ФО 3,3% 3,1% 14,8%

    6 8 Rest of South FO / Остальные субъекты Южного ФО 3,0% 2,8% 16,4%

    7 9 Krasnodarsky kray / Крснодарский край 2,8% 2,7% 10,2%

    8 7 Rest of Sibirian FO / Остальные субъекты Сибирского ФО 2,6% 3,0% -4,2%

    9 10 Samarskaya obLast / Самарская обл. 2,4% 2,4% 9,2%

    10 6 Tumenskaya obLast / Тюменская обл. 2,3% 3,1% -18,5%

    11 11 SverdLovskaya obLast / Свердловская обл. 2,2% 2,3% 4,5%

    12 15 Republic of Tatarstan / Республика Татарстан 2,0% 1,8% 21,4%

    13 12 Novosibirskaya obLast / Новосибирская обл. 2,0% 2,2% -0,9%

    14 14 Rostovskaya obLast / Ростовская обл. 1,9% 1,8% 11,5%

    15 17 RepubLic of Bashkortostan / Республика Башкортостан 1,9% 1,7% 22,1%

    16 16 CheLyabinskaya obLast / Челябинская обл. 1,7% 1,7% 8,1%

    17 18 Nyzhegorodskaya obLast / Нижегородская обл. 1,6% 1,6% 7,5%

    18 13 Rest of Far-East FO / Остальные субъекты Дальневосточного ФО 1,6% 1,9% -8,4%

    19 21 Kemerovskaya obLast / Кемеровская обл. 1,6% 1,4% 23,9%

    20 22 Saratovskaya obLast / Саратовская обл. 1,5% 1,4% 14,2%

    21 24 VoLgogradskaya obLast / Волгоградская обл. 1,4% 1,3% 17,9%

    22 23 Krasnoyarsky kray / Красноярский край 1,4% 1,3% 16,2%

    23 31 StavropoLsky kray / Ставропольский край 1,4% 1,0% 41,5%

    24 26 Voronezhskaya obLast / Воронежская обл. 1,3% 1,2% 17,4%

    25 19 Permsky kray / Пермский край 1,3% 1,5% -5,2%

    Итого Тор 25 71,6% 71,6%

    мя как рейтинг лидирующих компаний оставался достаточно стабильным. В целом макроструктура рынка мало изменилась, хотя очевидными были определенные сдвиги в пользу локальных компаний (почти исключительно за счет возмещаемой части рынка). Российский фармацевтический рынок по-прежнему на 3/4 финансируется из кармана потребителей. Даже на рынке Rx и ЖНВЛП доля коммерческого аптечного сегмента составляет, соответственно, 70 и 77% в натуральном выражении и 61 и 57% — в стоимостном (рис. 11,12).

    Прогнозируя развитие российского фармацевтического рынка в среднесрочной перспективе, следует исходить из достаточно низких предполагаемых

    темпов роста доходов населения (в пределах 3—4% в год), а также сдерживания роста государственных расходов на лекарственное обеспечение в ближайшие годы (см. раздел «Макроэкономическая среда»). Ситуация в этом плане существенно отличается от докризисной, когда темпы роста доходов населения составляли 12—13% в год, а государственные расходы на лекарственное обеспечение постоянно увеличивались, выступая основным драйвером развития российского фармацевтического рынка. Таким образом, ожидать докризисных темпов роста рынка в стоимостных показателях не приходится. В то же время можно, по-видимому, предположить, что рынок будет расти в натуральном выражении в связи с

    увеличением потребления препаратов, входящих в Перечень ЖНВЛП. На основе официальных базовых макроэкономических прогнозов, а также с учетом выявленных тенденций развития отдельных секторов российского фармацевтического рынка и влияния на них ценового регулирования (в т.ч. индексации цен на ЖНВЛП российского производства на уровень официально прогнозируемой инфляции) был составлен соответствующий прогноз, согласно которому в 2011—2013 гг. (в умеренно-оптимистичном варианте развития) фармацевтический рынок России будет расти темпами, равными примерно 9% в год, и к 2013 г. его объем составит 19,2 млрд. долл. в оптовых ценах (рис. 13).

    Ф

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.