РшШиим ИТОГИ 81
Российский рынок ЛС:
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ
По итогам 2010 г. натуральные объемы российского фармацевтического рынка, согласно данным IMS Health, остались прежними (рис. 1). В стоимостном выражении в оптовых ценах он увеличился на 6,1% до 451,13 млрд. руб., в розничных — на 4,6% до 544,04 млрд. руб. (в долларовом эквиваленте — соответственно, на 10,8% до 14,87 млрд. долл. и на 9,2% до 17,92 млрд. долл.). Относительно 2009 г. потребление лекарств в расчете на душу населения в стоимостном выражении возросло на 4,6% и составило 3834 руб., или 126 долл. (2009 г. — 116 долл.) (рис. 2).
Позитивная динамика рынка в национальной валюте была получена исключительно за счет аптечных продаж и преимущественно препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП. В то же время вклад в позитивную динамику рынка в натуральном выражении был сделан представителями Перечня ЖНВЛП, реализация которых — при снижении цен — увеличилась как в розничном, так и госпитальном секторах (натуральные объемы поставок в рамках программ ОНЛС/ «7 нозологий», напротив, сократились на 6,4%) (рис. 3).
В целом, с учетом всех каналов реализации, продажи ЖНВЛП на российском рынке выросли на 3,4% в упаковках и практически не изменились в конечных ценах (рис. 4). Препараты, не включенные в Перечень ЖНВЛП, напротив, показали достаточно выраженный рост
продаж в оптовых (+10,6%) и конечных ценах (+8,4% в руб.) при небольших изменениях натуральных объемов -0,7%. В результате относительно 2009 г. доля ЖНВЛП в структуре всего рынка в натуральных показателях выросла на 1 п.п. (до 43,7%), а в стоимостном выражении сократилась: в оптовых ценах на 1,9 п.п. (до 52%), в розничных — на 1,7 п.п. (до 49,1%) (рис. 5). Наблюдалось также сокращение на 1 п.п. совокупной доли сегментов, финансируемых из государственных источников, в структуре рынка в стоимостном выражении (с 25,9 до 24,9%) (рис. 6). Соответственно, доля коммерческих аптечных продаж увеличилась на 1 п.п. (с 74,1 до 75,1%%). Небольшие структурные изменения коснулись также долевого распределения продаж между российской и зарубежной продукцией в пользу первой
(рис. 7). Структура в разрезе Rx/ОТС изменений не претерпела (рис. 8). Уровень средневзвешенных цен в сегменте ОНЛС/ «7 нозологий» в 2010 г. поднялся на 6,5% — с 798,2 до 848,2 руб. (с 24,9 до 28 долл.) (рис. 9). В розничном сегменте рынка темпы роста были еще ниже (+4,8%), а в абсолютном выражении средняя цена выросла с 86,7 до 90,9 руб. (2,7 до 3 долл.). Несмотря на то что уровень средних цен госпитальных закупок вообще не изменился (106,4 руб., или 3,5 долл.), в разрезе отдельных ценовых диапазонов структурные сдвиги здесь были наиболее выраженными (в пользу наиболее низких и наиболее высоких ценовых диапазонов, — соответственно, до 150 руб. и выше 1000 руб.) (рис. 10). В 2010 г. на российском фармацевтическом рынке корпорация Sanofi-aventis еще более укрепила свои лидерские позиции, продемонстрировав рост продаж на 20,2% (доля расширилась с 5,1 до 5,6%) (табл. 1). Второе и третье места остались, соответственно, за компаниями «Фармстандарт» (4,0%) и Novartis (3,9%), однако разрыв между ними сократился, поскольку продажи первой компании выросли меньше, чем весь
( Динамика рынка ЛС России, 2009—2010
20
15
10
+6,1% (руб.) +10,8% (долл.)
Оптовые цены, долл.
+4,6% (руб.) +9,2% (Долл.)
Конечные цены, долл.
Динамика к предыдущему году
Упаковки
□ — 2009
□ — 2010
фУровень потребления ЛС
рисунок
на душу населения в конечных ценах, 2009—2010
28,80%
4000
3500
н 3000
ле
е
1 2500
у
3 дуа 2000
н
и 1500
га да о 1000
500
0
1,10%
2009
9,20%
30
25
20
15
10
5
| |— Конечные цены, долл. | |— Конечные цены, руб.
2010
| | — Динамика руб. Ц — Динамика долл.
рисунок Распределение розничных и госпитальных продаж ЖНВЛП по ценовым диапазонам, 2009—2010
%
2009 2010
Упаковки
2009 2010
Оптовые цены
□ — >500
□ — >50 — «500 □ — «50
! ^Динамика продаж ЖНВЛП
на рынке ЛС, 2009—2010
10
|- +2,3% (руб.) +7,0%(долл.)
+10,6%(руб.) +15,2%(долл.)
+0,9% (руб.) +5,6%(долл.)
+8,4% (руб.) +12,9%(долл.)
Оптовые цены, долл.
И — ЖНВЛП
Конечные цены, долл.
Динамика к предыдущему году
+3,4%
Упаковки
□ — Не ЖНВЛП
рынок, а второй больше (соответственно, на 5,8 и 9,6%). Поменялись местами и заняли, соответственно, 4-е и 5-е места в рейтинге Serveir (+6,3%) и Bayer Healthcare (-0,1%). С 7-й на 6-ю ступень поднялась корпорация Menarini, с 9-й на 7-ю — Nycomed, продемонстрировавшие высокие темпы роста продаж (соответственно, +15,5% и +18,1%). На фоне более чем 11%-ного роста Teva сохранила за собой 8-е место, а Sandoz group переместилась с 10-й на 9-ю позицию. Компания J&J в связи с отрицательной динамикой продаж (-7,6%) спустилась с 6-го на 10-е место в рейтинге. В целом состав Топ-10 остался
прежним, то же самое можно сказать и о следующей части Топ-20, которая выглядит еще более стабильной. Никаких изменений не произошло с 11-й по 15-ю позицию. Улучшили свой рейтинг занявшие, соответственно, 16-е и 18-е места Solvay и Pfizer, которые, благодаря высоким темпам роста продаж (+18,1% и +24,5%), несколько потеснили другие компании. В большинстве случаев компании, входящие в Топ-25, показали более чем среднюю позитивную динамику, однако в целом темпы роста их продаж соответствовали динамике всего рынка. В результате этого доля Топ-25 в структуре рынка по сравнению с пред-
шествующим годом практически не изменилась и составила 60,2%. В Топ-25 торговых наименований, напротив, произошли заметные перемещения (табл. 2). На прежних позициях остались только лидеры — Арбидол («Фармстандарт») и Велкейд (|&Х), однако их доли в общей структуре продаж сократились, соответственно, с 1,5 до 1,2% и с 1,0 до 0,9%, поскольку в первом случае наблюдалась отрицательная динамика продаж (-10,9%), а во втором рост почти отсутствовал (+1%). Наиболее высокие темпы роста продаж продемонстрировали Эссенциале Н Sanofi-аventis (+45,7%), Алфлутоп Biotechnos
таблица Топ-25 корпораций по объему продаж на рынке ЛС России, 2010
Место Показатели продаж, долл. Доли сегментов в 2009 г.,
в рейтинге Производитель конечные цены долл. конечные цены
2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009 Аптечный Госпитальный ОНЛС/ 7 нозологий
1 1 Sanofi-aventis 5,6% 5,1% 20,2% 71,1% 14,8% 14,1%
2 2 Pharmstandart 4,0% 4,2% 5,8% 93,5% 2,1% 4,4%
3 3 Novartis 3,9% 3,8% 9,6% 45,3% 5,1% 49,6%
4 5 Servier 3,4% 3,5% 6,3% 85,1% 5,5% 9,4%
5 4 Bayer Healthcare 3,4% 3,7% -0,1% 81,2% 7,1% 11,7%
6 7 Menarini 3,3% 3,1% 15,5% 88,3% 5,6% 6,0%
7 9 Nycomed 3,1% 2,8% 18,1% 77,8% 15,5% 6,7%
8 8 Teva 3,0% 3,0% 11,5% 63,8% 6,2% 30,0%
9 10 Sandoz Group 2,8% 2,8% 11,1% 85,7% 11,1% 3,2%
10 6 Johnson & Johnson 2,8% 3,3% -7,6% 40,4% 4,0% 55,6%
11 11 Gedeon Richter 2,7% 2,7% 8,1% 86,2% 10,6% 3,2%
12 12 Roche 2,5% 2,7% 1,7% 13,9% 9,5% 76,6%
13 13 Merck Sharp Dohme 2,1% 2,3% 3,5% 58,5% 19,2% 22,3%
14 14 Stada 1,9% 1,9% 12,3% 90,8% 4,3% 4,9%
15 15 KRKA 1,8% 1,8% 9,4% 83,4% 5,2% 11,4%
16 18 Solvay Pharma 1,8% 1,6% 18,1% 85,7% 6,0% 8,2%
17 17 Boehringer I 1,7% 1,7% 10,9% 72,8% 12,8% 14,4%
18 19 Pfizer 1,7% 1,5% 24,5% 79,0% 15,5% 5,5%
19 16 GlaxoSmithKline 1,6% 1,7% 4,0% 62,3% 14,9% 22,8%
20 20 AstraZeneca 1,5% 1,4% 15,8% 36,0% 26,1% 37,9%
21 23 Astellas Pharma 1,3% 1,2% 23,5% 82,6% 2,0% 15,4%
22 24 Dr. Reddy's Lab 1,2% 1,1% 18,1% 94,3% 5,2% 0,5%
23 26 Reckitt Benckiser 1,1% 0,9% 27,1% 100,0% 0,0% 0,0%
24 25 Akrikhin-Pharma 1,0% 1,0% 6,4% 87,5% 6,0% 6,5%
25 28 Actavis 0,9% 0,8% 25,0% 91,7% 3,1% 5,2%
Итого Топ-25 60,2% 60,3%
V фТоп-25
таблица
Место в рейтинге
торговых наименований по объему продаж на рынке ЛС России, 2010
Показатели продаж, долл.
ТН
МНН
2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009
1 1 Arbidol Arbidol 1,2% 1,5% -10,9%
2 2 Velcade Bortezomib 0,9% 1,0% 1,0%
3 7 Essentiale N Phospholipids 0,9% 0,7% 45,7%
4 4 Glivec Imatinib 0,9% 0,8% 12,7%
5 6 Mabthera Rituximab 0,8% 0,7% 31,1%
6 5 Actovegin Blood 0,8% 0,8% 14,9%
7 8 Viagra Sildenafil 0,7% 0,6% 21,2%
8 3 Octanate Factor VIII 0,6% 0,9% -31,2%
9 14 Copaxone Teva Glatiramer acetate 0,6% 0,5% 22,2%
10 9 Natrium chloridum Sodium 0,6% 0,6% 7,9%
11 10 Linex Lactobacillus acidophilus 0,5% 0,5% 6,4%
12 21 Concor Bisoprolol 0,5% 0,4% 29,0%
13 12 Ocillococcinum Anas barbariae 0,5% 0,5% -1,5%
14 15 Mezym Forte Pancreatin 0,5% 0,4% 11,1%
15 11 Anaferon Interferon gamma, natural 0,4% 0,5% -6,1%
16 33 Alflutop Fish 0,4% 0,3% 38,9%
17 17 No-Spa Drotaverine 0,4% 0,4% 11,4%
18 22 Detralex Diosmin + hesperidin 0,4% 0,4% 17,2%
19 24 Movalis Meloxicam 0,4% 0,4% 17,5%
20 19 Theraflu Paracetamol + ascorbic acid + pheniramine 0,4% 0,4% 4,8%
21 32 Mexidol Emoxipin 0,4% 0,3% 25,6%
22 23 Preductal Mv Trimetazidine 0,4% 0,4% 6,9%
23 37 Nise Nimesulide 0,4% 0,3% 37,6%
24 26 Cerebrolysin Leucine + lysine + glutamic acid 0,4% 0,4% 9,2%
25 18 Heptral Ademetionine 0,4% 0,4% -4,0%
Итого Топ-25 14,1% 14,6%
конечные цены
фДинамика средневзвешенных цен, 2009—2010
1000
800
600
400
Динамика к предыдущему году
86,7 90,9 106,7 106,4
Аптечный Госпитальный сектор сектор
ОНЛС/ «7 нозологий»
30 25 20 15 10 5 О
Динамика к предыдущему году
2,7 3,0
3,4 3,5
Аптечный сектор
Госпитальный сектор
28,0
24,9
ОНЛС/ «7 нозологий»
□ — 2009 □— 2010
+4,9%
(+38,9%%), Найз Dr. Reddy's, (+37,6%%), Мабтера Roche (+31,1%), Конкор Nycomed (+29%), Мексидол «Фарма-софт» (+25,6%). Все они улучшили свой рейтинг, а препараты Алфлутоп, Мексидол и Найз также впервые попали в число лидеров, заняв, соответственно, 16-е, 21-е и 23-е места. Общая доля Топ-25 относительно показателя 2009 г. немного сократилась (с 14,6 до 14,1%). Рейтинг АТС-групп первого уровня классификации по сравнению с предыдущим годом несколько изменился: поменялись местами группы L [Противоопухолевые препараты и иммуномоду-ляторы] и J [Противомикробные средства для системного использования], заняв, соответственно, 5-ю и 6-ю позиции (табл. 3). Наиболее высокий рост продаж продемонстрировали группы S
таблица Рейтинг АТС1-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2010
Место в рейтинге АТС1 Показатели продаж, долл. конечные цены
2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009
1 1 A [Alimentary tract &metabolism]/ A [Пищеварительный тракт и обмен веществ] 17,7% 17,1% 13,6%
2 2 N [Nervous system] / N [Препараты для лечения заболеваний нервной системы] 11,7% 11,9% 7,8%
3 3 C [Cardiovascular system] / C [Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы] 10,9% 10,8% 11,0%
4 4 R [Respiratory system] / R [Препараты для лечения заболеваний респираторной системы] 10,4% 10,2% 11,9%
5 6 L [Antineoplastic&immunomod ag] / L [Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы] 9,4% 9,3% 9,5%
6 5 J [Antiinfectives for syst use] / J [Противомикробные препараты для системного использования] 9,1% 9,7% 2,3%
7 7 B [Blood & blood forming organs] / B [Препараты влияющие на кроветворение и кровь] 6,9% 7,3% 4,4%
8 8 M [Musculo-skeletal system] / M [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы] 6,4% 5,9% 18,2%
9 9 G [G/urinary syst & sex hormone] / G [Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны] 5,8% 5,7% 10,5%
10 10 D [Dermatologicals] / D [Препараты для лечения заболеваний кожи] 4,3% 4,0% 17,7%
11 11 ~ [~] 2,8% 3,8% -19,1%
12 12 S [Sensory organs] / S [Препараты для лечения заболеваний органов чувств] 2,2% 2,0% 21,4%
13 13 H [Syst horm prep excl sex horm] / H [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)] 1,1% 1,3% -0,8%
14 14 V [Various] / V [Прочие препараты] 0,8% 0,8% 7,8%
15 15 P [A/parasitic prod insec&repel] / P [Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты] 0,4% 0,5% -8,6%
рисунок 10 Распределение продаж ЛС по ценовым диапазонам (руб.), 2009—2010
%
100 80 60 40 20
1,9% 13,8%
13,1%
- 22,0% 22,2%
— 15,9% 15,4%
3,5%
3,3%
28,2% 27,7%
-
9,5% 9,7%
6,3% 1 6,1% 1
9,2% 10,4%
12,9%
3,6% 9,8%
14,9%
10,9%
ы0 нр чо
9,4%
9,7%
11,1% 2,7% 10,22%
11,7% _I_
4,2% 3,3% 5,2% 0,4% 5,2% 13,5% 0,4% _1_
>s о ы1 нр
3,1% 5,0% 0,4% 4,6% 13,5% 0,3%
п= О
\ о
(_) с^
□ — >3000
□ — >1000 — « 3000
□ — >500 — « 1000
□ — >300 — « 500
□ — >150 — « 300
□ — >50 — « 150
□ — >30 — « 50
□ — « 30
28,4%
29,8%
0
рисунок фф Динамика структуры рынка Rx, 2009—2010
100 4,9% 4,5%
80 26,0% 25,6% 24,3% 23,5%
16,2% 15,5%
60 о пр S 40 о ci
- 69,1% 69,8% 59,6% 61,1%
20 -
0 1 1 1 1 1 1 1
2009 2010 Упаковки 2009 2010 Конечные цены
■ — Аптечный сектор | |— Госпитальный Q — ОНЛС/ сектор «7 нозологий»
рисунок^12^ Динамика структуры рынка ЖНВЛП, 2009—2010
3,5% 3,2%
100
80
й 60
40
20
19,7%
19,6%
2009 2010
Упаковки
27,6%
16,1%
27,4%
15,5%
2009 2010
Конечные цены
| | — Аптечный Q— Госпитальный Q— ОНЛС/
сектор сектор «7 нозологий»
[Препараты для лечения органов чувств] (+21,4%), М [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы] (+18,2%), а также D [Препараты для лечения заболеваний кожи] (+17,7%). Значительно укрепила позиции также лидирующая группа — A [Пищеварительный тракт и обмен веществ], чьи продажи выросли на 13,6%, а доля рынка увеличилась с 17,1 до 17,7%. Отрицательная динамика продаж в долларовом эквиваленте характеризовала группы P [Противопаразитар-ные препараты, инсектициды и репелленты] (-8,6%) и H [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)] (-0,8%). В рейтинге АТС-групп второго уровня классификации первые три группы сохранили свои места, при этом лидер — группа J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] показала рост +3,8%, а две другие группы — L01 [Противоопухолевые препараты] и N02 [Анальгетики]) продемонстрировали 10%-ный рост, несколько превышающий динамику всего рынка (табл. 4). В связи с высокими темпами роста продаж (+18,4%) существенно улучшила позиции группа М01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты], которая переместилась с 5-го с 4-е место, потеснив L03 [Иммуностимуляторы] (+4,6%). Поменялись также местами, заняв, соответственно, 6-ю и 7-ю строчки, R05 [Препараты для устранения симптомов про-
студы и кашля] (+12,2) и С09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангио-тензин] (+8,6%). В состав Топ-15 впервые вошли, заняв, соответственно, 14-е и 15-е места, группы А07 [Антидиарей-ные препараты, средства, применяемые при инфекционно-воспалительных заболеваниях кишечника] (+14%) и G04 [Средства, применяемые в урологии] (+14,9%). В составе Топ-15 наблюдались и другие перестановки, но не столь существенные.
Региональный рейтинг свидетельствует о том, что первые пять регионов сохранили свои позиции, причем все они, кроме Москвы, продемонстрировали темпы роста продаж, не уступающие общей динамике российского рынка (табл. 5). Доля Москвы при этом сократилась с 17,0 до 16,9%, Московской об-
ласти — увеличилась с 4,8 до 5,0%, а С.Петербурга — сохранилась на уровне 4,5%.
Таким образом, в 2010 г. российский фармацевтический рынок продемонстрировал умеренную динамику, что в полной мере согласуется с достаточно скромными показателями восстановительного роста всей российской экономики (по сравнению с другими странами БРИК). Сдерживающими факторами роста российского рынка в стоимостном выражении были введение регулирования цен на препараты перечня ЖНВЛП, политика импортозамещения, усилившийся контроль над сферой государственных закупок и др. Наиболее значительные структурные изменения на рынке коснулись отдельных торговых наименований, в то вре-
таблица ф^Топ-15 АТС2 групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2010
Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, долл. конечные цены (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2010 2009 2010 2009 Прирост 2010 к 2009
l l J01 [AntibacteriaLs for syst use] / J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 5,4% 5,7% 3,B%
l l Amoksiklav б,2% б,3% l,4%
2 2 Sumamed 5,B% б,2% -2,4%
3 4 Flemoxin Solutab 4,2% 3,B% l4,0%
4 3 Meronem 3,5% 4,0% -B,2%
5 5 Amoxicillin 2,5% 2,5% 3,3%
2 2 L0l [Antineoplastic agents] I L0l [Противоопухолевые препараты] 4,4% 4,4% l0,4%
l l Velcade 20,7% 22,7% l,0%
2 2 Glivec 19,60/o l9,2% l2,7%
3 3 Mabthera lB,4% l5,5% 3l,l%
4 4 Herceptin б,2% б,3% B,B%
5 5 Avastin 4,0% 5,l% -l3,4%
3 3 N02 [Analgesics] I N02 [Анальгетики] 4,2% 4,2% l0,l%
l l Theraflu 9,5% 9,9% 4,B%
2 2 Pentalgin N B,2% B,0% l2,7%
3 3 Nurofen Plus б,2% 4,2% б2,5%
4 5 Sedal M 3,9% 2,5% 72,5%
5 4 Pentalgin ICN 3,B% 3,7% l2,0%
4 5 M01 [AntiinfLam & antirheum prod] / 3,5% 3,3% lB,4%
M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты]
l l Movalis ll,5% И,б% l7,5%
2 2 Nise 9,0% B,l% 30,B%
3 5 Theraflex б,5% 5,9% 29,9%
4 4 Ketorol б,0% б,5% l0,3%
5 3 Ketonal 5,б% б,5% l,0%
5 4 L03 [Immunostimulants] I L03 [Иммуностимуляторы] 3,4% 3,б% 4,б%
l l Copaxone Teva 16,5% l4,l% 22,2%
2 4 Rebif 44 7,9% 4,9% 6B,9%
3 3 Viferon l 5,5% 5,3% B,l%
4 Extavia 4,б%
5 2 Amixin 3,9% 5,4% -25,l%
б 7 R05 [Cough and coLd preparations] / R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 3,2% 3,l% l2,2%
l l Lasolvan ll,3% l2,l% 5,2%
2 2 Acc B,9% 9,3% B,0%
3 3 Terpincod 5,4% 5,9% 4,0%
4 4 Pulmozyme 4,9% 4,4% 24,5%
5 5 Antigrippin Maximu 4,б% 2,l% 141,6%
7 б C09 [Ag act renin-angiotens syst] / 3,l% 3,l% B,6%
C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин]
l 2 Prestarium A ll,4% И,б% 7,2%
2 l Diroton ll,3% l2,7% -3,5%
3 3 Enap 7,4% B,4% -3,4%
4 4 Enalapril 5,3% б,2% -б,5%
5 5 NoLipreL a Forte 5,3% 0,5% 970,б%
B B A11 [Vitamins] / A11 [Витамины] 2,7% 2,9% l,4%
l l Magne B6 9,б% B,7% l2,l%
2 2 MiLgamma 7,4% 7,9% -5,4%
3 3 CompLivit 5,7% 5,B% 0,5%
SS 20Оr0 имйшим
анализ российского фармрынка
таблица (продолжение) Топ-15 АТС2 групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2010
Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, долл. конечные цены (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2010 2009
2010 2009 Прирост 2010 к 2009
4 4 Supradyn 4,4% 4,4% 2,5%
5 5 Elevit Pronatal 3,9% 3,5% 14,9%
9 10 A10 [Drugs used in diabetes] / A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 2,6% 2,6% 10,4%
l 1 Lantus 11,8% 14,0% -7,0%
2 2 Diabeton Mr 6,8% 6,1% 22,1%
3 5 Siofor 6,2% 5,1% 34,6%
4 3 Humulin Nph 5,1% 5,6% -1,0%
5 4 Levemir Flexpen 4,8% 5,3% 0,4%
l0 9 G03 [Sex horm&modulat genital sys] I G03 [Половые гормоны] 2,6% 2,6% 8,0%
l 2 Duphaston 12,6% 11,4% 18,9%
2 1 Yarina 11,3% 12,9% -5,2%
3 3 Jeanine 5,6% 5,9% 2,4%
4 4 Regulon 4,6% 4,8% 4,1%
5 5 Diane 35 4,2% 4,8% -5,7%
ll 12 R01 [Nasal preparations] / R01 [Назальные препараты] 2,5% 2,4% 11,2%
l 3 Nasivin 10,0% 7,8% 42,6%
2 1 Aqua Maris 9,0% 8,7% 14,8%
3 4 Tyzine Xylo 7,7% 4,1% 107,1%
4 2 Xymelin 4,9% 8,2% -33,4%
5 5 Vibrocil 4,8% 3,4% 56,3%
l2 11 N06 [Psychoanaleptics] I N06 [Психоаналептики] 2,4% 2,5% 4,7%
l 1 Cerebrolysin 15,1% 14,5% 9,2%
2 2 Cavinton 7,7% 9,6% -16,1%
3 3 Cortexin 7,6% 6,4% 25,7%
4 5 Phenotropil 5,6% 5,7% 2,1%
5 4 Tanakan 5,5% 6,1% -5,5%
13 13 N05 [Psycholeptics] I N05 [Психотропные препараты] 2,2% 2,4% 3,5%
l 2 Corvalol 7,6% 7,2% 9,7%
2 1 Novo Passit 7,0% 7,3% -0,5%
3 3 Valocordin 6,5% 6,9% -2,6%
4 5 Aphobazol 6,3% 5,1% 29,4%
5 4 Phenazepam 6,2% 6,0% 6,3%
14 16 A07 [Intestinal antiinfectives] I A07 [Противодиарейные препараты] 2,2% 2,1% 14,0%
1 1 Linex 24,6% 25,1% 12,0%
2 5 Hylak forte 7,0% 6,2% 28,0%
3 3 Smecta 6,8% 6,6% 16,0%
4 2 Carbo activatus 6,7% 7,4% 3,3%
5 4 Bifiform 6,5% 6,6% 12,5%
15 17 G04 [Urologicals] / G04 [Препараты для лечения урологических заболеваний] 2,1% 2,0% 14,9%
1 1 Viagra 32,3% 30,6% 21,2%
2 2 Prostamol Uno 13,2% 13,3% 13,8%
3 3 Cialis 11,1% 12,5% 2,0%
4 4 Omnic 8,6% 7,7% 28,8%
5 5 Cyston 4,1% 4,2% 13,7%
таблица ф^Топ-25 регионов по доле в составе рынка ЛС России, 2010
Место в р ейтинге Регион Показатели продаж, долл. конечные цены
2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009
1 1 Moscow city/ Москва 16,9% 17,0% 8,5%
2 2 Moscovskaya obLast / Московская обл. 5,0% 4,8% 14,1%
3 3 St. Petersburg city / С.-Петербург 4,5% 4,5% 9,5%
4 4 Rest of North-West FO / Остальные субъекты Западно-Сибирского ФО 4,1% 3,5% 29,8%
5 5 Rest of PrivoLzhski FO / Остальные субъекты Приволжского ФО 3,3% 3,1% 14,8%
6 8 Rest of South FO / Остальные субъекты Южного ФО 3,0% 2,8% 16,4%
7 9 Krasnodarsky kray / Крснодарский край 2,8% 2,7% 10,2%
8 7 Rest of Sibirian FO / Остальные субъекты Сибирского ФО 2,6% 3,0% -4,2%
9 10 Samarskaya obLast / Самарская обл. 2,4% 2,4% 9,2%
10 6 Tumenskaya obLast / Тюменская обл. 2,3% 3,1% -18,5%
11 11 SverdLovskaya obLast / Свердловская обл. 2,2% 2,3% 4,5%
12 15 Republic of Tatarstan / Республика Татарстан 2,0% 1,8% 21,4%
13 12 Novosibirskaya obLast / Новосибирская обл. 2,0% 2,2% -0,9%
14 14 Rostovskaya obLast / Ростовская обл. 1,9% 1,8% 11,5%
15 17 RepubLic of Bashkortostan / Республика Башкортостан 1,9% 1,7% 22,1%
16 16 CheLyabinskaya obLast / Челябинская обл. 1,7% 1,7% 8,1%
17 18 Nyzhegorodskaya obLast / Нижегородская обл. 1,6% 1,6% 7,5%
18 13 Rest of Far-East FO / Остальные субъекты Дальневосточного ФО 1,6% 1,9% -8,4%
19 21 Kemerovskaya obLast / Кемеровская обл. 1,6% 1,4% 23,9%
20 22 Saratovskaya obLast / Саратовская обл. 1,5% 1,4% 14,2%
21 24 VoLgogradskaya obLast / Волгоградская обл. 1,4% 1,3% 17,9%
22 23 Krasnoyarsky kray / Красноярский край 1,4% 1,3% 16,2%
23 31 StavropoLsky kray / Ставропольский край 1,4% 1,0% 41,5%
24 26 Voronezhskaya obLast / Воронежская обл. 1,3% 1,2% 17,4%
25 19 Permsky kray / Пермский край 1,3% 1,5% -5,2%
Итого Тор 25 71,6% 71,6%
мя как рейтинг лидирующих компаний оставался достаточно стабильным. В целом макроструктура рынка мало изменилась, хотя очевидными были определенные сдвиги в пользу локальных компаний (почти исключительно за счет возмещаемой части рынка). Российский фармацевтический рынок по-прежнему на 3/4 финансируется из кармана потребителей. Даже на рынке Rx и ЖНВЛП доля коммерческого аптечного сегмента составляет, соответственно, 70 и 77% в натуральном выражении и 61 и 57% — в стоимостном (рис. 11,12).
Прогнозируя развитие российского фармацевтического рынка в среднесрочной перспективе, следует исходить из достаточно низких предполагаемых
темпов роста доходов населения (в пределах 3—4% в год), а также сдерживания роста государственных расходов на лекарственное обеспечение в ближайшие годы (см. раздел «Макроэкономическая среда»). Ситуация в этом плане существенно отличается от докризисной, когда темпы роста доходов населения составляли 12—13% в год, а государственные расходы на лекарственное обеспечение постоянно увеличивались, выступая основным драйвером развития российского фармацевтического рынка. Таким образом, ожидать докризисных темпов роста рынка в стоимостных показателях не приходится. В то же время можно, по-видимому, предположить, что рынок будет расти в натуральном выражении в связи с
увеличением потребления препаратов, входящих в Перечень ЖНВЛП. На основе официальных базовых макроэкономических прогнозов, а также с учетом выявленных тенденций развития отдельных секторов российского фармацевтического рынка и влияния на них ценового регулирования (в т.ч. индексации цен на ЖНВЛП российского производства на уровень официально прогнозируемой инфляции) был составлен соответствующий прогноз, согласно которому в 2011—2013 гг. (в умеренно-оптимистичном варианте развития) фармацевтический рынок России будет расти темпами, равными примерно 9% в год, и к 2013 г. его объем составит 19,2 млрд. долл. в оптовых ценах (рис. 13).
Ф