PfMtffUUM ИТОГИ 91
Российский рынок ЛС:
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ
В 2011 г., согласно данным IMS Health, натуральные объемы российского фармацевтического рынка увеличились на 2,9% (рис. 1). В стоимостном выражении в оптовых ценах рынок вырос на 10,7% до 499,22 млрд. руб., в конечных — на 11,4% до 606,13 млрд. руб. (в долларовом эквиваленте, соответственно, на 14,3% до 16,98 млрд. долл. и на 15,0% до 20,61 млрд. долл.). В расчете на душу населения потребление лекарственных средств (ЛС) в стоимостном выражении увеличилось на 11,4% и составило 4240 руб., или 144 долл. (2010 г. — 125 долл., 2009 г. — 116 долл.) (рис. 2).
По сравнению с предыдущим годом темпы роста российского фармацевтического рынка выросли. В натуральных показателях этот результат был достигнут исключительно за счет госпитального сектора, где в 2011 г. наблюдался рекордный рост продаж в упаковках (+17,5%). В то же время в стоимостном выражении основной вклад в возросшие показатели динамики был сделан аптечными продажами. Сегмент федеральной льготы на общие объемы рынка оказал скорее негативное влияние. Если натуральные объемы рынка увеличились исключительно за счет представителей Перечня ЖНВЛП (+6,5%), то основной вклад в стоимостную динамику был сделан препаратами, не включенными в этот перечень (+16,2% в руб. конечных ценах) (рис. 3)- Для этой группы, в отличие от ЖНВЛП, в
2011 г. был характерен высокий рост цен. На стоимостную динамику рынка повлияли также структурные сдвиги в пользу более дорогостоящей продукции, которые были характерны для аптечного рынка, причем как его ЖНВЛП сегмента, так и не-ЖНВЛП. Различия в динамике сказались на структуре рынка в разрезе различных его сегментов. Доля возмещаемой части рынка, финансируемой из государственных источников, по сравнению с прошлым годом в упаковках выросла на 1,3 п.п. до 13,3%, а в стоимостных показателях сократилась на 2 п.п. до 28% в оптовых ценах (на 1,7 п.п. до 23,1% в конечных) (рис. 4). Доля коммерческих аптечных продаж, соответственно, уменьшилась до 86,7% в составе рынка в натуральном выражении и выросла до 72% (77%) в стоимостном.
Препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, уже второй год подряд демонстрируют рост доли в структуре рынка в натуральном выражении и сокращение в стоимостном (рис. 5). По итогам 2011 г. она составила, соответственно, 45,6% в упаковках, 50,1% — в оптовых ценах и 47,2% — в розничных. В стоимостных показателях мало изменилось соотношение Rx и OTC, при том что в структуре рынка в натуральном выражении заметно выросла доля Rx (на 1,5 п.п. до 38,4%) (рис. 6). Rx продолжают значительно уступать ОТС по объемам продаж в упаковках, составляя при этом примерно 2/3 рынка в стоимостном выражении. Рост средневзвешенных цен в рублевом выражении был характерен только для аптечного сектора рынка (на 12,8% до 102,6 руб. в розничных ценах), в госпитальном сегменте и на рынке федеральной льготы средние цены немного сократились (соответственно, на 4,8% до 101,3 руб. и на 2,1% до 830,4 руб. в оптовых ценах) (рис. 7). В аптечном секторе рынка наблюдалась четко выраженная тенденция сокращения доли продаж относительно дешевых препаратов (до 200 руб. в розничных ценах) в поль-
( Динамика рынка ЛС России, 2009—2011
25
20
15
10
Оптовые цены, долл.
' + +
Конечные цены, долл.
□ — 2009 □— 2010
Динамика к предыдущему году
Упаковки □ — 2011
i фУровень потребления ЛС
рисунок
на душу населения в конечных ценах, 2009—2011
5000 28, □ 8% 1 30
и 4000 - - 25
е 0
ел и н у 3000 - 5 О 38 14,9% 2 4 20 ду ог
3 дуа 3 - 15 ед р п
н и га да 2000 8,4% А 11,4% - 10 %,
ро 1000 - 1,1% 3 ^ ^ □ 2 - 5
§ 3,9% 0 44
0 1-1 1 ^тя 0
2009 2010 2011
□ — Конечные цены, долл. □ — Динамика руб.
□ — Конечные цены, руб. ■ — Динамика долл.
5
0
с з^Динамика продаж ЖНВЛП
рисунок
на рынке ЛС, 2010—2011
рисунок ^^ Динамика структуры рынка ЛС, 2009—2011
12
S
g 10 с
4 2 0
Ü Ü f $ И
Оптовые цены, долл.
Конечные цены, долл.
Упаковки
И — ЖНВЛП □— Не-ЖНВЛП
зу более дорогих (больше 300 руб.) (рис. 8). В сегменте ОНЛС/«7 нозоло-гий», напротив, в целом уменьшилась доля наиболее дорогих препаратов (дороже 4 000 руб.) и увеличилась — препаратов с ценами в диапазоне от 1 200 до 4 000 руб. В госпитальном секторе уменьшилась доля препаратов дешевле 800 руб. и наиболее дорогих (дороже 20 000 руб.) и уменьшилась — в диапазоне цен от 2 000 до 20 000 руб. (в целом структурные сдвиги в госпитальном сегменте носили отрицательный характер).
В 2011 г. корпорации Novartis (вкл. Sandoz) и Sanofi-аventis сохранили свои
лидерские позиции, демонстрируя рост примерно в темпах всего рынка и занимая в его составе, соответственно, 6,7 и 5,6% (табл. 1). Характерно, что структура продаж этих компаний близка к структуре российского фармацевтического рынка в разрезе его отдельных секторов (аптечный, госпитальный и сегмент федеральной льготы) и/или источников финансирования (государственные источники и средства населения).
Третье место в рейтинге сохранил за собой «Фармстандарт» (3,9%), однако его динамика была несколько ниже (+8,1%), чем всего рынка, кроме того,
продажи этой компании пока еще мало диверсифицированы (94% приходится на коммерческий аптечный сектор), хотя она активно движется в этом направлении. Ниже средних темпы роста продаж (+6,3%) были характерны также для Serveir, в результате чего эта компания спустилась на ступень вниз и заняла 5-е место в рейтинге. В то же время на 4-е место вышел Bayer Healthcare (+10,9%).
На фоне небольшого роста вниз на 8-ю позицию спустилась корпорация Menarini (+2,3%), пропустив вперед Nycomed (+17,4%) и Teva (+14,9%), занявших, соответственно, 6-е и 7-е мес-
■кунокф^ Динамика доли ЖНВЛП в структуре рынка ЛС, 2009—2011
% 100 г
80
60
40
20
2009 2010 2011 Упаковки
2009 2010 2011 Оптовые цены
,2%
2009 2010 2011 Конечные цены
Щ — Не-ЖНВЛП □ — ЖНВЛП
рисунокДинамика доли Rx/ОТС в структуре рынка ЛС, 2009—2011
0
( ^Динамика средневзвешенных цен, 2009—2011
1000
800
600
400
200
Динамика к предыдущему году
Аптечный сектор
Госпитальный сектор
ОНЛС/ «7 нозологий»
30
25
20
15
10
Аптечный сектор
Госпитальный сектор
ОНЛС/ «7 нозологий»
□ — 2009
□ — 2010
□ — 2011
5
0
0
таблица ф^Топ-25 корпораций по объему продаж на рынке ЛС России, 2011
Место Показатели продаж, руб. Доли сегментов в 2011 г.,
в рейтинге Производитель конечные цены руб. конечные цены
2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010 Аптечный Госпитальный ОНЛС/ 7 нозологий
1 1 Novartis (incL Sandoz) 6,7% 6,7% 12,2% 69,0% 6,5% 24,5%
2 2 Sanofi-aventis 5,6% 5,6% 10,0% 72,0% 14,7% 13,3%
3 3 Pharmstandart 3,9% 4,0% 8,1% 94,4% 2,3% 3,3%
4 5 Bayer Healthcare 3,3% 3,4% 10,9% 85,5% 7,1% 7,4%
5 4 Servier 3,3% 3,4% 6,3% 86,1% 5,2% 8,7%
6 7 Nycomed 3,2% 3,0% 17,4% 79,8% 13,5% 6,7%
7 8 Teva 3,1% 3,0% 14,9% 64,3% 6,4% 29,3%
8 6 Menarini 3,0% 3,3% 2,3% 90,3% 4,7% 4,9%
9 10 Gedeon Richter 2,7% 2,7% 11,7% 89,2% 8,7% 2,2%
10 12 Abbott 2,4% 2,5% 11,2% 83,1% 9,8% 7,1%
11 9 Johnson & Johnson 2,4% 2,8% -3,4% 48,8% 3,7% 47,5%
12 11 Roche 2,4% 2,5% 6,2% 14,6% 10,1% 75,3%
13 14 Pfizer 2,2% 2,0% 23,1% 80,6% 15,3% 4,1%
14 13 Merck Sharp Dohme 2,1% 2,1% 7,6% 60,7% 18,0% 21,4%
15 15 STADA 2,0% 1,9% 14,8% 91,4% 4,6% 4,0%
16 17 Boehringer I 1,8% 1,7% 17,8% 75,6% 10,9% 13,5%
17 16 KRKA 1,8% 1,8% 11,6% 82,6% 5,0% 12,4%
18 19 AstraZeneca 1,6% 1,5% 16,9% 39,6% 25,6% 34,8%
19 18 GLaxoSmithKLine 1,5% 1,6% 4,8% 65,2% 17,1% 17,7%
20 20 AsteLLas Pharma 1,4% 1,3% 16,5% 82,4% 4,5% 13,1%
21 21 Dr. Reddys Lab. 1,2% 1,2% 14,4% 94,4% 5,2% 0,5%
22 22 Reckitt Benckiser 1,1% 1,1% 17,5% 100,0% 0,0% 0,0%
23 23 Akrikhin-pharma 1,0% 1,0% 12,6% 87,0% 7,1% 5,9%
24 24 Actavis 0,9% 0,9% 14,4% 89,5% 3,4% 7,1%
25 28 VaLenta 0,8% 0,7% 19,0% 87,1% 4,8% 8,0%
Итого Топ-25 61,5% 61,9%
V фТоп-25
таблица
Место в рейтинге
торговых наименований по объему продаж на рынке ЛС России, 2011
Показатели продаж, руб. конечные цены
ТН
МНН
2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010
1 1 Arbidol Arbidol 1,0% 1,2% -5,3%
2 4 Glivec Imatinib 0,8% 0,9% 5,8%
3 3 Essentiale N Phospholipids 0,8% 0,9% 2,8%
4 5 Mabthera Rituximab 0,8% 0,8% 12,1%
5 6 Actovegin Blood 0,8% 0,8% 13,5%
6 2 Velcade Bortezomib 0,7% 0,9% -10,8%
7 7 Viagra Sildenafil 0,7% 0,7% 10,3%
8 9 Natrium chloridum Sodium 0,6% 0,6% 24,0%
9 10 Copaxone-Teva Glatiramer acetate 0,6% 0,6% 17,2%
10 16 Alflutop Fish 0,5% 0,4% 18,8%
11 12 Concor Bisoprolol 0,5% 0,5% 10,6%
12 26 Lasolvan ambroxol 0,4% 0,4% 36,9%
13 18 Detralex Diosmin + hesperidin 0,4% 0,4% 16,7%
14 21 Mexidol Emoxipin 0,4% 0,4% 20,5%
15 11 Linex lactobacillus acidophilus 0,4% 0,5% -6,7%
16 23 Nise nimesulide 0,4% 0,4% 26,4%
17 13 Ocillococcinum anas barbariae 0,4% 0,5% 1,5%
18 14 Mezym Forte pancreatin 0,4% 0,5% 0,8%
19 19 Movalis Meloxicam 0,4% 0,4% 12,6%
20 15 Anaferon Interferon gamma, natural 0,4% 0,4% 3,8%
21 17 No Spa Drotaverine 0,4% 0,4% -2,8%
22 25 Heptral Ademetionine 0,4% 0,4% 13,2%
23 20 Theraflu Paracetamol + ascorbic acid + pheniramine 0,4% 0,4% 4,3%
24 37 ACC Acetylcysteine 0,3% 0,3% 39,5%
25 77 Exoderil Naftifine 0,3% 0,2% 99,0%
Итого Топ-25 13,4% 14,2%
та. Улучшили свой рейтинг также Gedeon Richter (+11,7%) и Abbott (+11,2%), поднявшись на 9-ю и 10-ю позиции. При этом они потеснили корпорацию J&J, которая в результате небольшого сокращения продаж (-3,4%) спустилась с 9-го на 11-е место. Все остальные представители Топ-25 продемонстрировали положительную динамику продаж, при этом у 18 компаний темпы роста были близки или превышали динамику всего российского фармацевтического рынка. Концентрация на рынке мало изменилась, а рейтинг лидеров оставался достаточно стабильным.
Помимо «Фармстандарта» по итогам 2011 г. относительно высокие позиции в рейтинге корпораций заняли еще две
российские компании (но с иностранным капиталом) — STADA (+14,8%) и «АКРИХИН» (+12,6%), сохранившие за собой, соответственно, 15-е и 23-е места. Кроме того, в состав Топ-25 в 2011 г. вошла также локальная компания «Ва-лента» (+19%), ранее занимавшая 28-е место. Российские производители понемногу наращивают свою долю в структуре рынка в стоимостном выражении (за два года на 1,7 п.п.), однако она по-прежнему очень невелика (20,8%) (рис. 9).
В Топ-25 торговых наименований в 2011 г. произошли более значительные перестройки, чем в рейтинге лидирующих корпораций (табл.2). На прежних позициях остались только три препарата, среди которых Арбидол («Фарм-
стандарт»), продолжающий занимать верхнюю строчку рейтинга, несмотря на отрицательную динамику продаж уже в течение двух лет. Не изменились позиции еще двух препаратов широкого спроса, реализуемых на коммерческом аптечном рынке, — Эссенциале Н (+2,8%) (Sanofi-aventis) и Виагра (+10,3%) (Pfizer), занимающих, соответственно, 3-е и 7-е места. Свой вклад в изменение общего рейтинга внесли лидеры программы «7 но-зологий». Со 2-й на 6-ю позицию переместился Велкейд (J&J), показавший отрицательную динамику (-10,8%), при этом его место занял другой препарат для лечения миелолейкоза — Гливек (+5,8%) (Novartis). С 5-го на 4-е место переместился еще один препарат этой
группы — Мабтера (Roche), чьи продажи выросли так же, как весь российский рынок.
На 5-е место в рейтинге поднялся Акто-вегин (+13,5%) (Nycomed), с 8-го на 9-е переместился Натрия хлорид (+24%), с 10-го на 9-е — Копаксон-Тева (+17,2%) (Teva), с 16-го на 10-е — Алфлутоп (+18,8%) (Biotehnos). В целом в первой десятке торговых наименований по итогам 2010 г. оказалось 4 представителя программы «7 нозологий», 5 — лидеров коммерческого аптечного рынка, а также 1 (Натрия хлорид) — лидер продаж госпитального сегмента. Помимо Арбидола и Натрия хлорида в Топ-25 торговых наименований из числа локальных продуктов вошли также Мексидол (+20%) («Фармасофт») и Ана-ферон (+3,8%) («Материа Медика), при-
ТАБЛИЦдф^ Рейтинг АТС1-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2011
Место в рейтинге АТС1 Показатели продаж, руб. конечные цены
2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010
1 1 A [Alimentary tract &metabolism] / A [Пищеварительный тракт и обмен веществ] 17,5% 17,8% 10,1%
2 2 N [Nervous system] / N [Препараты для лечения заболеваний нервной системы] 11,7% 11,7% 11,3%
3 4 R [Respiratory system] / R [Препараты для лечения заболеваний респираторной системы] 11,1% 10,4% 18,9%
4 3 C [Cardiovascular system] / C [Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы] 10,8% 11,0% 9,9%
5 5 L [Antineoplastic&immunomod AG] / L [Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы] 9,1% 9,4% 8,3%
6 6 J [Antiinfectives for syst use] / J [Противомикробные препараты для системного использования] 8,8% 9,1% 8,3%
7 7 B [Blood & blood forming organs] / B [Препараты влияющие на кроветворение и кровь] 6,8% 7,0% 9,2%
8 8 M [Musculo-skeletal system] / M [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы] 6,6% 6,4% 15,2%
9 9 G [G/urinary syst & sex hormone] / G [Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны] 5,9% 5,8% 14,4%
10 10 D [Dermatologicals] / D [Препараты для лечения заболеваний кожи] 4,4% 4,3% 15,2%
11 11 ~ [~] / ~ [~] 2,7% 2,8% 7,6%
12 12 S [Sensory organs] /S [Препараты для лечения заболеваний органов чувств] 2,4% 2,2% 18,6%
13 13 H [syst horm prep excl sex horm] / H [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)] 1,0% 1,1% -1,9%
14 14 V [Various] / V [Прочие препараты] 0,7% 0,8% 4,3%
15 15 P [A/parasitic prod insec&repel] / P [Противо-паразитарные препараты, инсектициды и репелленты] 0,4% 0,4% 0,4%
Распределение продаж ЛС по ценовым диапазонам в руб., 2010—2011
% 100
80
60
40
20
0,1% 0,4%
— 1==— 0,3% =1
0,5%
2,0%
5,3%
5,3%
11,1%
15,6%
18,2%
22,2%
19,2% i
0,2% 0,4% 0,3% 0,6% 2,1% 6,4% 5,2% 12,2%
16,1%
18,5%
21,0%
17,1%
по
8,1% 9,8% 8,9% 7,7%
14,7%
6,9% 5,6% 4,2% 6,1% 3,8% 7,6%
16,7% _I_
13,1%
7,7% 3,5%
5,7% 6,2% 9,4% 5,7% 7,7%
19,5% _I_
□ 39,7% 38,2%
8,3%
8,3% 7,3% 8,5% 10,4% 4,4% 4,7% 3,2% 5,0% 2,9% 3,5% 2,1%
8,1% 7,4% 6,4% 12,2% 5,8% 4,7% 3,5% 5,1% 3,2% 3,2% 2,2% _I
Аптечный сектор 11
Аптечный сектор 10
□ — « 100 □ — > 100 & « 200
□ — > 200 & « 300
□ — > 300 & « 500
Госпитальный Госпитальный ОНЛС/7Н ОНЛС/7Н сектор 10 сектор 11 2010 2011
□ — > 500 & « 800 □— > 4 000 & « 7 000
□ — > 800 & « 1200 □— > 7 000 & « 1 0000
□ — > 1200 & « 2000 □— > 1 0000 & « 2 0000 □ — > 2000 & « 4000 □— > 2 0000
рисунок
0
таблица Топ-15 АТС2 групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2011
Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, руб. конечные цены (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2011 2010 2011 2010 Прирост 2011 к 2010
1 1 J01 [AntibacteriaLs for syst use] / J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 5,4% 5,4% 10,6%
1 2 Sumamed 6,0% 5,8% 14,7%
2 1 Amoksiklav 5,9% 6,2% 6,2%
3 3 Flemoxin Solutab 4,4% 4,2% 15,6%
4 4 Meronem 3,4% 3,5% 6,0%
5 5 Augmentin 2,7% 2,4% 25,4%
2 2 L01 [Antineoplastic agents] / L01 [Противоопухолевые препараты] 4,2% 4,4% 6,5%
1 2 Glivec 19,4% 19,6% 5,8%
2 3 Mabthera 19,3% 18,3% 12,1%
3 1 Velcade 17,3% 20,7% -10,8%
4 4 Herceptin 7,6% 6,2% 30,2%
5 5 Avastin 4,3% 4,0% 15,3%
3 3 N02 [Analgesics] / N02 [Анальгетики] 4,3% 4,3% 11,4%
1 1 Theraflu 8,9% 9,5% 4,3%
2 2 Pentalgin N 7,1% 8,2% -3,7%
3 3 Nurofen Plus 6,8% 6,2% 22,2%
4 5 Pentalgin Icn 5,6% 3,8% 65,8%
5 4 SedalM 4,2% 3,9% 19,7%
4 4 M01 [AntiinfLam & antirheum prod] / M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 3,7% 3,5% 17,0%
1 1 Movalis 11,0% 11,5% 12,6%
2 2 Nise 9,5% 9,0% 24,2%
3 3 Theraflex 6,7% 6,5% 20,8%
4 4 Ketorol 5,6% 6,0% 8,6%
5 5 Nimesil 5,0% 4,9% 20,7%
5 6 R05 [Cough and cold preparations] / R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 3,6% 3,2% 27,4%
1 1 Lasolvan 12,2% 11,3% 36,9%
2 2 ACC 9,8% 8,9% 39,5%
3 4 Antigrippin maximum 6,1% 4,7% 65,6%
4 3 Terpincod 5,0% 48,1% 15,7%
5 5 Ambrobene 4,5% 4,4% 28,8%
6 5 L03 [Immunostimulants] / L03 [Иммуностимуляторы] 3,4% 3,4% 11,9%
1 1 Copaxone-Teva 17,0% 16,2% 17,2%
2 5 Genfaxon 5,9% 0,0% 68399,4%
3 2 Viferon 1 5,7% 5,5% 16,1%
4 4 Grippferon 4,9% 3,8% 42,8%
5 3 Amixin 4,6% 3,9% 30,0%
7 7 C09 [Ag act renin-angiotens syst] / C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,1% 3,1% 11,4%
1 1 Prestarium A 10,7% 11,5% 3,7%
2 2 Diroton 9,7% 11,3% -3,6%
3 3 Enap 6,0% 7,4% -10,3%
4 5 Lozap Plus 5,8% 5,0% 28,7%
5 4 Noliprel a Forte 5,1% 5,3% 8,2%
8 8 A11 [Vitamins] / A11 [Витамины] 2,7% 2,7% 9,8%
1 1 Magne B6 8,9% 9,6% 2,2%
2 2 Milgamma 7,4% 7,4% 9,8%
таблица (продолжение) Топ-15 АТС2 групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2011
Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, руб. конечные цены (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2011 2010 2011 2010 Прирост 2011/2010
3 3 CompLivit 5,i% 5,i% -i,5%
4 4 Supradyn 5,0% 4,4% 22,40
5 5 ELevit pronataL 4,г% 3,9% i5,9%
9 ii R01 [Nasal preparations] / R01 [Назальные препараты] 2,í% г,5% 19,G%
i 3 Tyzine Xylo B,2% i,i% 27,B%
г г Aqua Maris B,20/o B,9% 9,B%
3 i Nasivin i,i% i0,0% -B,G%
4 5 Otrivin 5,9% 3,г% Иб,б%
5 4 Xymelin 5,4% 4,9% 29,90
ig io GG3 [Sex horm&modulat genital sys] I GG3 [Половые гормоны] г,б% г,б% 13,9%
i i Duphaston 12,B% 12,6% 15,6%
г г Yarina ii,5% ii,3% 15,6%
3 3 Jeanine 6,í% 5,б% 23,1%
4 5 Yaz 5,i% 3,4% Bi,B%
5 4 Regulon 5,G% 4,i% 22,3%
ii í2 N06 [Psychoanaleptics] I N06 [Психоаналептики] г,4% г,4% ii,G%
i i Cerebrolysin 14,G% i5,i% г,б%
г 3 Cortexin B,6% í,6% 25,3%
3 г Cavinton б,4% i,i% -B,4%
4 5 Tanakan 6,1% 5,5% 21,5%
5 4 Phenotropil 5,9% 5,б% iB,i%
í2 9 A10 [Drugs used in diabetes] / A10 [Средства для лечения сахарного диабета] г,3% г,б% -G,5%
i 5 Lantus SoloStar 12,1% 3,9% 21G,2%
г г Diabeton Mr б,4% 6,B% -5,9%
3 3 Siofor б,3% б,г% G,2%
4 i Lantus 5,г% ii,i% -55,i%
5 4 Levemir Flexpen 4,4% 4,B% -9,i%
13 i4 AGi [Intestinal antiinfectives] I AGi [Противодиарейные препараты] г,г% г,г% 12,3%
i i Linex 25,3% г4,б% 15,3%
г 3 Bifiform i,9% б,5% 3i,i%
3 г Hylak Forte i,G% i,G% 12,G%
4 5 Enterosgel б,г% 5,5% 2B,G%
5 4 Bifidumbacterin 5,9% 5,9% 13,3%
i4 ii SGi [Ophthalmologicals] I SGi [Офтальмологические препараты] 2,1% 2,G% iB,3%
i i Tropicamid 12,3% 12,1% 2G,3%
г г Quinax 9,4% i0,G% ii,i%
3 3 Visine classic б,г% 6,í% i0,0%
4 5 Taufon 5,9% 4,б% 53,г%
5 4 Xalatan 5,3% 5,i% 24,G%
i5 i5 GG4 [Urologicals] I 2,1% 2,1% 14,6%
G04 [Препараты для лечения урологических заболеваний]
i i Viagra 3i,i% 3г,3% i0,3%
г 3 Cialis 13,5% ii,i% 39,9%
3 г Prostamol Uno ii,3% 13,2% -i,4%
4 4 Omnic 9,4% B,6% 24,í%
5 5 Cyston 4,i% 4,i% 13,G%
таблица ф^Топ-25 регионов по доле в составе рынка ЛС России, 2010—2011
Место в р ейтинге Регион Показатели продаж, долл. конечные цены
2011 2010 2010 2009 Прирост к 2009
1 1 Moscow city/Москва 17,1% 16,8% 13,1%
2 2 Moscovskaya oblast/Московская обл. 4,9% 5,0% 8,5%
3 3 St. Petersburg city/С.-Петербург 4,5% 4,5% 9,8%
4 4 Rest of North-West FO/Остальные субъекты Северо-Западного ФО 3,7% 4,1% 1,3%
5 5 Rest Of Privolzhski FO/Остальные субъекты Приволжского ФО 3,4% 3,3% 14,3%
6 6 Rest of South FO/Остальные субъекты Южного ФО 3,2% 2,9% 24,0%
7 7 Krasnodarsky kray/Краснодарский край 2,8% 2,8% 13,4%
8 8 Samarskaya oblast/Самарская обл. 2,5% 2,4% 15,8%
9 11 Sverdlovskaya oblast/Свердловская обл. 2,3% 2,2% 17,2%
10 9 Tumenskaya oblast/Тюменская обл. 2,3% 2,3% 11,1%
11 10 Rest Of Sibirian FO/Остальные субъекты Сибирского ФО 2,2% 2,3% 6,9%
12 12 Republic of Tatarstan/Татарстан 2,0% 2,0% 11,9%
13 15 Republic of Bashkortostan/ Башкортостан 2,0% 1,9% 20,1%
14 13 Novosibirskaya oblast/Новосибирская обл. 1,8% 2,0% 4,6%
15 14 Rostovskaya oblast/Ростовская обл. 1,7% 1,9% 1,4%
16 16 Chelyabinskaya oblast/Челябинская обл. 1,7% 1,7% 10,0%
17 17 Nyzhegorodskaya oblast/Нижегородская обл. 1,6% 1,6% 13,7%
18 19 Kemerovskaya oblast/Кемеровская обл. 1,5% 1,6% 8,2%
19 18 Rest of Far-East FO/Остальные субъекты Дальневосточного ФО 1,5% 1,6% 5,3%
20 21 Volgogradskaya oblast/Волгоградская обл. 1,5% 1,4% 16,0%
21 20 Saratovskaya oblast/Саратовская обл. 1,5% 1,5% 14,8%
22 24 Stavropolsky kray/Ставропольский край 1,5% 1,4% 18,7%
23 22 Krasnoyarsky kray/Красноярский край 1,4% 1,4% 12,2%
24 26 Permsky kray/Пермский край 1,3% 1,3% 14,1%
25 25 Voronezhskaya oblast/Воронежская обл. 1,3% 1,3% 12,0%
Итого Тор 25 71,5% 71,3%
чем первый из них показал высокую динамику и значительное улучшение рейтинга (с 21-го до 14-го), а второй — ухудшение (с 15-го до 20-го). Перечень 25 лидирующих продуктов обновился за счет трех новых позиций, а общая его доля в структуре продаж немного сократилась. Если в разрезе компаний-производителей наблюдается достаточно высокая концентрация рынка, то в разрезе представленных на рынке брэндов она невелика (Топ-25 составляет, соответственно, 61,5 и 13,4% всего рынка).
Рейтинг в разрезе АТС-групп первого уровня классификации по сравнению с предыдущим годом несколько изменился: поменялись местами группы R [Препараты для лечения заболеваний
респираторной системы] и С [Препараты для лечения заболеваний сердечнососудистой системы], занявшие, соответственно, 3-е и 4-е места (табл. 3). Первая из этих групп, наряду с группой S [Препараты для лечения заболеваний органов чувств], показала наиболее высокие темпы роста (около 19%). Динамику выше, чем в среднем по рынку (14—15%), продемонстрировали также М [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы], G [Препарат для лечения заболеваний урогени-тальных органов и половые гормоны], D [Препараты для лечения заболеваний кожи]. Сокращение продаж было характерно только для Н [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)] (-2%).
Рынки первых двух лидирующих фар-макотерапевтических группы — A [Пищеварительный тракт и обмен веществ] и N [Препараты для лечения заболеваний нервной системы] — развивались в темпах, близких к темпам роста всего рынка.
В рейтинге АТС-групп второго уровня классификации первые четыре группы сохранили свои места, при этом только группа L01 [Противоопухолевые препараты] показала динамику ниже, чем в среднем по рынку. В составе Топ-15 наиболее высокие темпы роста продаж были характерны для группы R05 [Препараты для устранения симптомов] (+27,4%), переместившейся с 6-го на 5-е место (табл. 4). Улучшение рейтинга коснулось также еще ряда фарма-
котерапевтических категорий, продемонстрировавших темпы роста как выше среднерыночных, так и на их уровне — R01 [Назальные препараты] (+19,0%, переместились с 11-го на 9-е место), N06 [Психоаналептики] (+11%, с 12-го на 11-е), A07 [Противодиарей-ные препараты] (+12,3%, с 14-го на 13-е), S01 [Офтальмологические препараты] (+18,3%, с 17-го на 14-е). С последней из названных групп связано обновление Топ-15 по сравнению с прошлым годом (группа N05 [Психотропные препараты] покинула состав лидеров). Отсутствие роста продемонстрировала только одна из групп Топ-15 — A10
[Средства для лечения сахарного диабета].
Региональный рейтинг в верхней своей части не изменился, и наиболее крупные регионы продолжили лидировать по объему ЛС (табл. 5). На долю Москвы и Московской области в 2011 г. пришлось 22% всего российского фармацевтического рынка. С.-Петербург составил 4,5%. В составе лидирующих регионов — также Краснодарский край (2,8%), Самарская (2,5%), Свердловская (2,3%), Тюменская области (2,3%), Татарстан (2%), Башкортостан (2%), Новосибирская (1,8%), Ростовская области (1,7%) и др.
Таким образом, российский фармацевтический рынок в 2011 г. продемонстрировал достаточно высокие темпы роста в стоимостном выражении, существенно превысившие динамику предыдущего года. Основным драйвером этого роста выступили розничные продажи лекарств населению. Несмотря на отсутствие роста реальных располагаемых доходов населения, потребительский спрос в 2011 г. явился основным фактором роста всей российской экономики. Это во многом определялось проводимой перед выборами внутренней политикой, которая имела ярко выраженную социальную ориентацию,
рисунок Динамика доли российских/зарубежных препаратов в структуре рынка ЛС, 2009—2011
рисунок Динамика структуры рынка Rx, 2009—2011
ioo г
BG
бО
ол 4G
20
,5 5, ,G 5, 4,
ЯЛ
g se 9,9%
г г г9,
,б% й % ,4
бб, 1 Й 1 1 б5,
2009 2010 гон Упаковки
2009 2010 гон Конечные цены
| | — Аптечный Q— Госпитальный Q — ОНЛС/
сектор сектор «7 нозологий»
рисунокДинамика структуры рынка ЖНВЛП, 2009—2011
ioo
B0
бО
4G
20
| | — Аптечный Q— Госпитальный Q — ОНЛС/
сектор сектор «7 нозологий»
рисунок 12 Прогноз развития российского фармрынка до 2014 г.
G
G
была направлена на сдерживание инфляции и стабилизацию экономической ситуации в краткосрочной перспективе. На коммерческом аптечном рынке рост стоимостных продаж был обусловлен существенным ростом цен на препараты, не включенные в Перечень ЖНВЛП, а также переключением спроса на относительно более дорогую продукцию, что в значительной степени было связано с вымыванием из каналов распределения дешевых препаратов (коммерчески не выгодных для дистри-бьюции в условиях установленных жестких ценовых ограничений). Позитивная динамика была характерна также для натуральных объемов российского фармацевтического рынка, что определялось рекордно высокими темпами роста госпитальных закупок в упаковках. Рост в упаковках был характерен также для программы «7 нозоло-гий», в то время как в рамках программы ОНЛС, определяющей натуральные объемы всего сегмента федеральной льготы, наблюдалось сокращение этого показателя, связанное, по-видимому, с уменьшением числа участников этой программы. В целом возмещаемая часть фармацевтического рынка характеризуется усилением конкуренции в отдельных фармакотерапевтических и продуктовых категориях, перераспределением продаж в пользу биоаналогов и генерических версий, стабилизацией и даже снижением цен на препараты Перечня ЖНВЛП.
В направлении создания конкурентной среды и повышения эффективности государственных закупок сделаны определенные шаги, которые и предопредели-
ли эти тенденции. Важным фактором развития фармацевтического рынка является государственная поддержка российской фармацевтической промышленности. Результаты политики импор-тозамещения постепенно меняют картину отдельных сегментов, однако в масштабах всего рынка эти изменения еще мало заметны.
Специфика российского фармацевтического рынка, заключающаяся в том, что он финансируется преимущественно из кармана потребителя, в 2011 г. проявилась еще больше, чем в прежние годы. Сокращение доли возмещаемого сектора в стоимостных показателях было характерно не только для всего рынка, но также для сегментов Rx и ЖНВЛП (рис. 10 и 11). Несмотря на то что в натуральном выражении доля возмещаемого сектора все же постепенно увеличивается, реального изменения структуры российского рынка с точки зрения источников финансирования можно ожидать только после принципиального расширения контингента населения, охваченного возмещаемыми программами лекарственного обеспечения. Оценивая перспективы развития российского фармацевтического рынка в среднесрочной перспективе, необходимо исходить из умеренных прогнозируемых темпов роста доходов населения (в пределах 5% в год), а также ограниченного роста государственных расходов на лекарственное обеспечение, которое можно прогнозировать в ближайшие годы (раздел «Макроэкономическая среда»). Введение системы лекарственного страхования, с которым можно связывать значительные перемены,
согласно заявлению профильного министра, следует ожидать, только начиная с 2015 г. В связи с этим особых изменений на российском рынке в ближайшие три года ожидать не приходится. Рынок продолжит рост в натуральном выражении, прежде всего, за счет возмещаемой его части и ЖНВЛП. Однако сохранения достигнутых темпов роста в стоимостном выражении, по всей видимости, не произойдет, поскольку потребительский спрос в условиях ускоренных инфляционных процессов, отложенных в период выборов, не будет этому способствовать. Основные риски развития ситуации на фармацевтическом рынке, как и для всей экономики России, будут связаны, прежде всего, с внешнеэкономической конъюнктурой.
Основываясь на официальных базовых макроэкономических прогнозах, а также учитывая выявленные тенденции развития отдельных секторов российского фармацевтического рынка и влияния на них ценового регулирования, был составлен прогноз развития российского фармацевтического рынка на 2012— 2014 гг. Прогноз показал, что в оптовых рублевых ценах в умеренно-оптимистичном варианте развития российский фармацевтический рынок в течение трех ближайших лет будет расти в темпах, составляющих примерно 9,5% в год (рис. 12). В соответствии с общими макроэкономическими тенденциями в 2012 г. можно ожидать снижения темпов роста по сравнению с 2011 г. и постепенного их роста в последующие два года.
Ф
©
АНАЛИЗ РЫНКОВ