60 20ТГ ршшиим
анализ российского фармрынка
Российский рынок ЛС:
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ
В 2012 г., согласно данным IMS Health, натуральные объемы российского фармацевтического рынка сократились примерно на 1%, в то время как ранее в течение нескольких лет рынок демонстрировал позитивную динамику (рис. 1). В стоимостном выражении в оптовых ценах рынок вырос на 9,9% до 548,94 млрд руб., в конечных — на 10,6% до 670,94 млрд руб. (в долларовом эквиваленте соответственно на 4,3% до 17,72 млрд долл. и на 5,0% до 21,66 млрд долл.), что ниже темпов роста предыдущего года. В расчете на душу населения потребление лекарств в стоимостном выражении увеличилось на 10,3% и составило 4 680 руб., или 151 долл. (2011 г. — 144, 2010 г. — 125 долл.) (рис. 2).
Отрицательная динамика натуральных объемов была получена вопреки продолжающемуся быстрому росту госпитальных закупок (+12,7%) и определялась сокращением аптечных продаж (-3,2%). Позитивная динамика стоимостных показателей соответствовала вектору развития и розничного, и госпитального сектора (соответственно +11,5 и +13,9% в конечных ценах). Стабильный сегмент федеральной льготы на общую динамику заметного влияния не оказал. Наиболее значительный вклад в рост рынка в стоимостном выражении, как и в предыдущем году, был получен за счет препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП (рис. 3). Они обогнали по темпам роста препараты, входящие в перечень, как в розничном, так и в госпи-
тальном сегменте. Для неЖНВЛП был характерен значительный рост цен и сдвиг в структуре продаж в пользу более дорогостоящей продукции. ЖНВЛП также продемонстрировали позитивные структурные сдвиги, но только в аптечном сегменте: в структуре госпитальных закупок произошел сдвиг в пользу более дешевых препаратов. В 2012 г., в отличие от предыдущего года, в группе ЖНВЛП наблюдался небольшой рост цен (допустимый в рамках установленных норм). Натуральные объемы этого сегмента также выросли (исключительно за счет госпитального сектора), но заметно меньше, чем в 2011 г.
Различия в динамике сказались на структуре рынка в разрезе различных его сегментов, причем продолжились
ранее наблюдавшиеся тенденции. Доля возмещаемой части рынка, финансируемой из государственных источников, по сравнению с 2011 г. в упаковках выросла на 1,6 п. п. (до 14,9%), а в стоимостных показателях сократилась на 0,7 п. п. (до 27,3% в оптовых ценах и до 23,3% — в конечных) (рис. 4). Доля коммерческих аптечных продаж, соответственно, уменьшилась до 85,1% в составе рынка в натуральном выражении и выросла до 72,7% (77,7%) в стоимостном. Препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, уже третий год подряд демонстрируют рост доли в структуре рынка в натуральном выражении и сокращение в стоимостном (рис. 5). По итогам 2012 г. она составила соответственно 48% в упаковках, 49% в оптовых ценах и 46% в розничных.
В структуре рынка в натуральных показателях доля Rx увеличилась на 1 п. п. — до 40,8%, в то время как в стоимостном выражении она примерно также сократилась, составив 65,2% в структуре рынка в оптовых ценах и 62,2% в конечных (рис. 6). ОТС продолжают лидировать по продажам в натуральных показателях, составляя более 1/3 рынка в стоимостном выражении.
: 1) Динамика рынка ЛС России, 2010—2012
25
20
15
10
.5 ;
Оптовые цены, долл.
Конечные цены, долл.
□ — 2010 □— 2011
Динамика к предыдущему году
Упаковки □ — 2012
рисунок Уровень потребления ЛС на душу населения в конечных ценах, 2010—2012
5
рисунокф^ Динамика продаж ЖНВЛП и прочих препаратов на рынке ЛС, 2011—2012
12 р
10 8 6 4 2
й f I
Оптовые цены, долл.
Конечные цены, долл.
Упаковки
И — ЖНВЛП
□ — неЖНВЛП
рисунок Динамика структуры рынка ЛС, 2010—2012
S S
го^п
100
80
60
40
20
2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012
Упаковки Оптовые цены Конечные цены
| | — аптечный Ц— госпитальный Ц— ОНЛС/
сектор сектор «7 нозологий»
0
0
Рост средневзвешенной цены за упаковку в рублях, в отличие от предыдущего года, в той или иной мере был характерен для всех секторов рынка, а не только розничного (рис. 7). Однако значительная динамика была присуща только аптечным продажам (+15,1% до 118,3 руб. в конечных ценах). В остальных сегментах позитивная динамика носила маловыраженный характер. По итогам года средневзвешенная цена за упаковку в госпитальных закупках составила 102,4 руб., в поставках по программам «7 нозологий»/ОНЛС — 850 руб. В аптечном секторе рынка наблюдалась четко выраженная тенденция (проявив-
шая себя и в предыдущем году) сокращения доли продаж относительно дешевых препаратов (до 200 руб. в розничных ценах) в пользу более дорогих (больше 300 руб.) (рис. 8). В сегменте «7 нозоло-гий»/ОНЛС было зафиксировано явное увеличение доли наиболее дорогих лекарств с ценой выше 10 000 руб. за упаковку, составивших более половины всех поставок, что привело к повышению доступности инновационных препаратов для населения. В госпитальном секторе уменьшилась доля препаратов дешевле 200 руб. и увеличилась — дороже 20 000 руб. (результат реализации региональных программ модернизации
здравоохранения и роста финансирования в рамках ОМС). В промежуточных ценовых диапазонах наблюдались разнонаправленные тенденции, и в целом по всем госпитальным закупкам структурные сдвиги носили умеренный отрицательный характер. В рейтинге корпораций по объему продаж на всем рынке в конечных ценах первые четыре позиции не изменились (табл. 1). Однако из всех этих компаний только Bayer, находящийся на 4-м месте, показал темпы роста, превосходящие динамику всего рынка (+18,2% против +10,6% в конечных ценах), в то время как для первых трех лидеров —
рисунокф^ Динамика доли ЖНВЛП и прочих препаратов в структуре рынка ЛС, 2010—2012
рисунок Динамика доли Rx/ОТС в структуре рынка ЛС, 2010—2012
100
80
60
40
20
0
2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012 Упаковки Оптовые цены Конечные цены
И— Rx
□ — ОТС
62 ИТОГИР€МШииМ
анализ российского фармрынка
с ^ Динамика средневзвешенной конечной цены за упаковку, 2010—2012
1 000
800
600
400
200
Динамика к предыдущему году
сл ОО
о" ^
сп о
\ \
00 ОО
0
□
Аптечный сектор
ооо
Госпитальный сектор
и
ОНЛС/ «7 нозологий»
Динамика к предыдущему году
Аптечный сектор
о L^ СП
■пп.ипп
Госпитальный сектор
ОНЛС/ «7 нозологий»
□ — 2010
□ — 2011
□ — 2012
0
таблица Топ-25 корпораций по объему продаж на рынке ЛС России, 2012
Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб., конечные цены Доли сегментов в 2012 г., руб., конечные цены
2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011 Аптечный Госпитальный ОНЛС/ «7 нозологий»
1 1 Novartis (incl. Sandoz) 6,3% 6,7% 3,3% 76,8% 6,5% 16,7%
2 2 Sanofi-Aventis 5,6% 5,8% 6,2% 70,9% 12,8% 16,2%
3 3 Pharmstandart 3,6% 3,9% 0,5% 93,8% 2,5% 3,6%
4 4 Bayer Healthcare 3,5% 3,3% 18,2% 86,3% 9,4% 4,2%
5 7 Teva 3,3% 3,1% 20,3% 62,1% 6,2% 31,6%
6 5 Servier 3,3% 3,3% 11,8% 88,2% 5,7% 6,1%
7 6 Nycomed/Takeda 3,1% 3,2% 7,2% 83,7% 14,9% 1,4%
8 8 Menarini 2,8% 3,0% 3,7% 91,4% 5,6% 3,0%
9 12 Roche 2,5% 2,4% 16,7% 12,1% 11,2% 76,7%
10 9 Gedeon Richter 2,5% 2,7% 2,9% 88,6% 10,2% 1,2%
11 11 Abbott 2,5% 2,4% 12,7% 85,5% 9,7% 4,8%
12 10 Johnson & Johnson 2,4% 2,4% 10,2% 51,0% 3,3% 45,7%
13 13 Pfizer 2,1% 2,2% 8,3% 81,7% 15,4% 2,9%
14 14 Merck Sharp Dohme 2,1% 2,1% 12,8% 61,9% 17,1% 21,0%
15 15 STADA 2,0% 2,0% 7,5% 94,3% 3,7% 2,0%
16 17 KRKA 1,9% 1,8% 16,6% 86,7% 5,9% 7,4%
17 16 Boehringer I 1,8% 1,8% 11,7% 75,0% 10,9% 14,1%
18 20 Astellas Pharma 1,5% 1,4% 23,1% 82,4% 5,9% 11,7%
19 18 AstraZeneca 1,5% 1,6% 3,8% 45,8% 23,7% 30,5%
20 19 GlaxoSmithKline 1,4% 1,5% 0,8% 72,1% 17,8% 10,2%
21 21 Dr. Reddy's Laboratories 1,2% 1,2% 10,7% 95,3% 4,2% 0,6%
22 23 Akrikhin-pharma 1,0% 1,0% 9,5% 87,3% 6,7% 6,0%
23 22 Reckitt Benckiser 1,0% 1,1% -3,0% 100,0% 0,0% 0,0%
24 24 Actavis 1,0% 0,9% 12,9% 93,5% 3,6% 2,9%
25 25 Valenta 0,8% 0,8% 15,2% 88,4% 7,1% 4,5%
Итого топ-25 60,7% 61,6%
таблица Топ-25 торговых наименований по объему продаж на рынке ЛС России, 2012
Место в рейтинге ™ МНН Показатели продаж, руб.,
конечные цены
2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011
1 4 Mabthera Rituximab 1,0% 0,8% 33,8%
2 3 EssentiaLe N PhosphoLipids 0,9% 0,8% 20,5%
3 5 Actovegin BLood 0,8% 0,8% 14,0%
4 6 VeLcade Bortezomib 0,8% 0,7% 14,3%
5 1 ArbidoL Umifenovir 0,7% 1,0% -19,6%
6 9 Copaxone Teva GLatiramer acetate 0,7% 0,6% 36,5%
7 8 Natrium chLoridum Sodium 0,6% 0,6% 3,6%
8 10 Linex Bifidobacterium infantis + enterococcus faecium + LactobaciLLus acidophilus 0,6% 0,6% 14,2%
9 7 Viagra SiLdenafiL 0,6% 0,7% -7,1%
10 2 Glivec Imatinib 0,5% 0,8% -30,6%
11 11 ALfLutop Fish 0,5% 0,5% 22,1%
12 12 Concor BisoproLoL 0,5% 0,5% 8,7%
13 16 Nise NimesuLide 0,4% 0,4% 16,5%
14 14 DetraLexdiosmin + hesperidin Diosmin + hesperidin 0,4% 0,4% 13,1%
15 15 MexidoLethyLmethyL-hydroxypyridine EthyLmethyLhydroxypyridine 0,4% 0,4% 13,0%
16 13 LasoLvan AmbroxoL 0,4% 0,4% 5,7%
17 20 Anaferon ImmunogLobuLin anti interferon gamma 0,4% 0,4% 8,4%
18 19 MovaLis MeLoxicam 0,4% 0,4% 2,8%
19 21 No Spa Drotaverine 0,4% 0,4% 11,5%
20 17 OciLLococcinum Anas barbariae 0,4% 0,4% -1,5%
21 83 KagoceL KagoceL 0,4% 0,2% 121,6%
22 22 HeptraL Ademetionine 0,4% 0,4% 10,0%
23 34 Herceptin Trastuzumab 0,4% 0,3% 25,0%
24 18 Mezym forte Pancreatin 0,4% 0,4% -3,7%
25 67 Genfaxon Interferon beta-1a 0,4% 0,2% 88,7%
Итого топ-25 13,3% 13,6%
Novartis (вкл. Sandoz) (+3,3%), Sanofi (+6,2%), «Фармстандарт» (+0,5%) — было характерно сокращение позиций в процентном выражении. Заметно более высокую динамику, чем рынок в целом, помимо Bayer, показали также Teva (+20,3%), Roche (+16,7%), KRKA (+16,6%), Astellas (+23,1%), что позволило им расширить доли и повысить свой рейтинг. Темпы роста ниже средних были характерны примерно для половины компаний. Несмотря на определенные перестановки в рейтинге, общий состав топ-25 корпораций по сравнению с прошлым годом не изменился, а их общая доля, немного сократившись, составила 60,7%. Для большинства компаний, входящих в топ-25, характерно превалирующее
положение в структуре продаж аптечной реализации, что неудивительно, если иметь в виду структуру российского рынка. Однако если, например, у Sanofi продажи выглядят достаточно диверсифицированными, с существенной долей госпитальных закупок и поставок по льготе, то у компаний Menarini, STADA, Dr. Reddy 's и других аптечные продажи занимают доминирующее положение. Среди производителей, лидирующих по доле госпитальных поставок, следует отметить прежде всего компанию AstraZeneca (23,7%). С учетом федеральных программ льготного лекарственного обеспечения доля госпоставок в структуре продаж этой компании составляет 54%. По этому показателю
немного отстает от нее корпорация J&J (49%) и значительно обгоняет Roche (88%), специализирующаяся на поставках по программам «7 нозоло-гий» и ОНЛС.
Среди российских производителей (без учета локализованных производств) в состав топ-25, помимо «Фармстандарта», входят также STADA, «АКРИХИН» и «Валента», занимающие соответственно 15, 22 и 25-ю позиции в рейтинге. В Россию также перенесен выпуск (в основном конечных стадий) продукции целого ряда зарубежных компаний. Без учета локализованных производств доля российских компаний в структуре рынка в конечных ценах по итогам 2012 г. оценивалась примерно в 22% (рис. 9).
64 20ТГ ршшццм
анализ российского фармрынка
Если рейтинг корпораций на российском рынке оставался достаточно стабильным, то в составе топ-25 торговых наименований наблюдались значительные изменения (табл. 2). На 1-е место в рейтинге вышел препарат Мабтера (Roche), чьи продажи по сравнению с прошлым годом выросли на 1/3. Одновременно Арбидол («Фармстандарт») и Гливек (Novartis), ранее занимавшие два первых места, на фоне выраженной отрицательной динамики (-19,6% и -30,6%) спустились вниз соответственно на 5-ю и 10-ю позиции. Эссен-циале Н (+20,5%) Sanofi, Актовегин (+14%) Nycomed/Takeda и Велкейд (+14,3%) J&J при темпах роста, превышающих общую динамику, поднялись на одну-две ступени вверх и заняли места со 2-го по 4-е. Значительное улуч-
таблица ф^ Рейтинг АТС1-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2012
Место в рейтинге АТС1 Показатели продаж, руб., конечные цены
2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011
1 1 A [Alimentary tract &metabolism] / A [Пищеварительный тракт и обмен веществ] 17,9% 17,6% 12,4%
2 2 N [Nervous system] / N [Препараты для лечения заболеваний нервной системы] 11,4% 11,8% 6,8%
3 3 R [Respiratory system] / R [Препараты для лечения заболеваний респираторной системы] 11,1% 11,1% 10,7%
4 4 C [Cardiovascular system] / C [Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы] 10,7% 10,8% 9,9%
5 5 L [Antineoplastic & immunomod ag] / L [Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы] 9,7% 9,5% 12,5%
6 6 J [Antiinfectives for syst use] / J [Противомикробные препараты для системного использования] 8,7% 8,8% 9,6%
7 8 M [Musculo-skeletal system] / M [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы] 6,8% 6,6% 14,7%
8 7 B [Blood & blood forming organs] / B [Препараты, влияющие на кроветворение и кровь] 6,7% 6,8% 9,4%
9 9 G [G/urinary syst & sex hormone] / G [Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны] 5,8% 6,0% 7,8%
10 10 D [Dermatologicals] / D [Препараты для лечения заболеваний кожи] 4,5% 4,4% 14,4%
11 11 S [Sensory organs] / S [Препараты для лечения заболеваний органов чувств] 2,3% 2,4% 7,1%
12 12 Неидентифицированы 2,1% 2,1% 10,4%
13 13 H [Syst horm prep excl sex horm] / H [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)] 0,9% 1,0% 3,6%
14 14 V [Various] / V [Прочие препараты] 0,8% 0,7% 23,5%
15 15 P [A/parasitic prod insec&repel] / P [Противо-паразитарные препараты, инсектициды и репелленты] 0,3% 0,4% 4,0%
рисунок ф^ Распределение продаж ЛС по ценовым диапазонам, % (руб., конечные цены), 2011—2012
100
80
60
40
20
12,2 16,2 18,5
20,9 17,0
13,1 17,0
19,4
18,9 14,9
19,5 1 '
42,1
18,6
12,2
11,2
Аптечный сектор, 2012
Аптечный сектор, 2011
□ — « 100 □ — > 100 & « 200
□ — > 200 & « 300
□ — > 300 & « 500
Госпитальный сектор, 2011
Госпитальный сектор, 2012
□ — > 500 & « 800
□ — > 800 & « 1 200 □ — > 1 200 & « 2 000 □ — > 2000 & « 4 000
ОНЛС / «7но- ОНЛС / «7но-зологий», 2011 зологий», 2011
□ — > 4 000 & « 7 000
□ — > 7 000 & « 10 000
□ — > 10 000 & « 20 000 □ — > 20 000
%
0
таблица Топ-15 АТС2-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2012
Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, руб., конечные цены (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2012 2011
2012 2011 Приросты 2012 к 2011
1 1 J01 [AntibacteriaLs for syst use] / J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 5,3% 5,3% 9,5%
1 1 Sumamed б,2% б,0% 13,5%
2 2 Amoksiklav 5,в% 5,9% 7,5%
з з Flemoxin solutab 4,3% 4,4% в,4%
4 5 Ceftriaxone 3,0% 2,5% 29,5%
5 4 Augmentin 2,7% 2,7% 12,7%
2 2 L01 [Antineoplastic agents] / L01 [Противоопухолевые препараты] 4,4% 4,3% 15,4%
1 2 Mabthera 22,4% 19,3% зз,в%
2 з Velcade 17,1% 17,3% 14,3%
з 1 Glivec 11,7% 19,4% -30,б%
4 4 Herceptin в,2% 7,б% 25,0%
5 5 Avastin 4,б% 4,3% 22,в%
з 4 L03 [Immunostimulants] I L03 [Иммуностимуляторы] 3,9% з,в% 12,0%
1 1 Copaxone Teva 1в,5% 15,2% 3б,5%
2 2 Anaferon 10,4% 10,7% в,4%
з 4 Genfaxon в,9% 5,3% вв,7%
4 з Viferon 7,в% в,5% 1,9%
5 5 Amixin 4,5% 4,1% 24,1%
4 з N02 [Analgesics] I N02 [Анальгетики] з,в% 4,2% -2,2%
1 5 Pentalgin 9,4% 2,0% 367,В%
2 1 Theraflu 7,в% в,9% -14,0%
з з Spasmalgon 4,2% 3,0% 3б,4%
4 4 Theraflu extra 3,7% 2,4% 51,7%
5 2 Fervex + sugar 3,б% 3,4% 4,9%
5 5 M01 [AntiinfLam & antirheum prod] / M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 3,7% 3,б% 15,2%
1 1 Movalis 10,1% 11,4% 2,в%
2 2 Nise 9,в% 9,в% 15,4%
з з Theraflex 7,1% б,9% 1в,7%
4 4 Ketorol 5,0% 50,б% 0,б%
5 5 Nimesil 4,в% 5,1% в,з%
б б R05 [Cough and coLd preparations] / R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 3,4% 3,б% 4,5%
1 1 Lasolvan 12,3% 12,2% 5,7%
2 2 Acc 10,3% 9,в% 9,в%
з 5 Antigrippin 5,б% 4,1% 43,3%
4 з Ambrobene 5,2% 4,5% 20,в%
5 4 Ascoril Expectoran 4,в% 4,4% 14,б%
7 7 C09 [Ag act renin-angiotens syst] / C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,1% 3,1% 11,в%
1 1 Prestarium A 10,5% 10,7% 9,5%
2 2 Diroton в,1% 9,7% -б,б%
з 4 Lozap plus б,5% 5,в% 25,б%
4 з Enap 5,4% б,0% 1,0%
5 5 Noliprel A forte 5,2% 5,1% 13,3%
в 9 R01 [Nasal preparations] / R01 [Назальные препараты] 2,в% 2,б% 15,в%
1 2 Tyzine XyLo в,4% в,2% 1в,2%
2 1 Aqua Maris 7,в% в,2% 9,в%
66 20°Т ршшццм
анализ российского фармрынка
таблица (продолжение) Топ-15 АТС2-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2012
Место в рейтинге Показатели продаж, руб., конечные цены (доли АТС-групп от всего
АТС2 Торговое наименование рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2012 2011 2012 2011 Приросты 2012 к 2011
3 4 Otrivin 7,4% 5,9% 44,B%
4 3 Nasivin б,5% 7,7% -2,7%
5 5 Vibrocil 5,0% 5,3% B,4%
9 в Aii [Vitamins] / Aii [Витамины] 2,7% 2,7% ii,4%
i i Magne B6 в,в% 9,0% B,B%
2 2 Milgamma B,0% 7,4% 20,3%
3 4 Supradyn 6,1% 5,0% 3б,0%
4 3 Complivit 5,0% 5,i% B,B%
5 5 Elevit pronatal 4,2% 4,2% i2,4%
i0 i0 G03 [Sex horm&modulat genital sys] / G03 [Половые гормоны] 2,б% 2,б% 9,i%
i i Duphaston 13,2% i2,B% i2,2%
2 2 Yarina i0,B% ii,5% 3,i%
3 4 Yaz 7,7% 5,7% 4B,2%
4 3 Jeanine 5,B% 6,1% 3,б%
5 5 Regulon 4,4% 5,0% -3,B%
ii ii N06 [Psychoanaleptics] / N06 [Психоаналептики] 2,5% 2,5% ii,2%
i i Cerebrolysin ii,i% 13,7% -9,4%
2 2 Cortexin 9,5% B,4% 25,2%
3 4 Tanakan б,3% 5,9% 1B,6%
4 3 Cavinton 5,3% б,2% -5,i%
5 5 Phenotropil 5,2% 5,B% -0,4%
i2 13 A07 [Intestinal antiinfectives] / A07 [Противодиарейные препараты] 2,5% 2,3% i7,B%
i i Linex 23,2% 24,0% i4,2%
2 2 Bifiform B,i% 7,5% 27,i%
3 3 Hylak forte 7,4% б,б% 32,9%
4 4 Enterosgel б,б% 5,9% 30,9%
5 5 Smecta 5,5% 5,5% iB,0%
13 i2 A10 [Drugs used in diabetes] / A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 2,2% 2,3% 4,7%
i i Lantus solostar i2,7% i2,i% i0,0%
2 2 Diabeton MR 7,б% б,4% 23,3%
3 4 Levemir Flexpen 4,7% 4,4% 12,3%
4 3 Lantus 4,б% 5,2% -7,i%
5 5 Glucophage 4,2% 4,i% бда
i4 iB A05 [Bile and liver therapy] / A05 [Средства, применяемые при заболеваниях печени и желчевыводящих путей] 2,i% 2,0% 16,1%
i i Essentiale N 42,B% 4i,3% 20,5%
2 3 Ursosan B,9% B,2% 25,2%
3 2 Essliver forte 7,9% B,7% б,4%
4 4 Carsil 6,В% 7,4% 7,5%
5 5 Phosphogliv б,б% 7,3% 5,i%
i5 i7 G04 [Urologicals] / 2,i% 2,2% 4,9%
G04 [Препараты для лечения урологических заболеваний]
i i Viagra 2б,б% 30,i% -7,i%
2 2 Cialis i4,2% 13,1% i4,0%
3 3 Prostamol uno ii,4% ii,0% 9,3%
4 4 Omnic 9,i% 9,i% 5,i%
5 5 CYSTON 3,B% 3,9% 2,4%
таблица Топ-25 регионов по доле в составе рынка ЛС России, 2012
Место в р ейтинге Регион Показатели продаж, руб., конечные цены
2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011
1 1 Moscow city / Москва 16,5% 17,1% 6,6%
2 2 Moscovskaya obLast / Московская обл. 5,0% 4,9% 12,6%
3 3 St. Petersburg city / С.-Петербург 4,3% 4,5% 6,1%
4 5 Rest of PrivoLzhski FO / остальные субъекты Приволжского ФО 3,9% 3,4% 29,2%
5 4 Rest of North-West FO / остальные субъекты Северо-Западного ФО 3,4% 3,7% 1,7%
6 6 Rest of South FO / остальные субъекты Южного ФО 3,1% 3,2% 7,5%
7 7 Krasnodarsky kray / Краснодарский край 2,9% 2,8% 15,0%
8 9 SverdLovskaya obLast / Свердловская обл. 2,4% 2,3% 15,4%
9 8 Samarskaya obLast / Самарская обл. 2,4% 2,5% 3,7%
10 10 Tumenskaya obLast / Тюменская обл. 2,3% 2,3% 11,1%
11 12 RepubLic Of Tatarstan / Республика Татарстан 2,2% 2,0% 21,0%
12 11 Rest of Sibirian FO / остальные субъекты Сибирского ФО 2,1% 2,2% 7,2%
13 13 RepubLic of Bashkortostan / Республика Башкортостан 2,1% 2,0% 14,9%
14 14 Novosibirskaya obLast / Новосибирская обл. 1,9% 1,8% 13,0%
15 15 Rostovskaya obLast / Ростовская обл. 1,7% 1,7% 10,2%
16 16 CheLyabinskaya obLast / Челябинская обл. 1,6% 1,7% 8,0%
17 17 Nyzhegorodskaya obLast / Нижегородская обл. 1,6% 1,6% 9,4%
18 20 VoLgogradskaya obLast / Волгоградская обл. 1,5% 1,5% 13,4%
19 18 Kemerovskaya obLast / Кемеровская обл. 1,5% 1,5% 8,6%
20 32 Rest of CentraL FO / остальные субъекты Центрального ФО 1,5% 1,1% 59,0%
21 23 Krasnoyarsky kray / Красноярский край 1,5% 1,4% 13,2%
22 21 Saratovskaya obLast / Саратовская обл. 1,5% 1,5% 8,0%
23 19 Rest of Far-East FO / остальные субъекты Дальневосточного ФО 1,4% 1,5% 5,7%
24 24 Permsky kray / Пермский край 1,4% 1,3% 13,1%
25 26 ALtaisky kray + RepubLic of ALtay / Алтайский край + Республика Алтай 1,3% 1,3% 15,6%
Итого топ-25 71,2% 71,5%
шение рейтинга (с 9-го до 6-го) на фоне высоких темпов роста (+36,5%) продемонстрировал также препарат Копаксон-Тева. Впервые в состав топ-25 вошли российский бренд Кагоцел (+122%) компании «Ниармедик плюс», а также Герцептин (+25%) Roche и Генфаксон (+89%) Laboratorio Tuteur. Состав первой десятки торговых наименований по сравнению с предыдущим годом не изменился. В топ-10 входит 4 представителя программы «7 нозоло-гий», 5 — лидеров коммерческого аптечного рынка, а также 1 (Натрия хлорид) — лидер продаж госпитального сегмента. Реализация остальных представителей топ-25 в подавляющей своей части происходит в коммерческом аптечном сегменте (исключение составля-
ют Герцептин и Генфаксон, чьи поставки осуществляются в рамках программ льготного лекарственного обеспечения). В топ-25 торговых наименований из числа локальных продуктов традиционно входят 4 средства — Арбидол, Натрия хлорид, Мексидол («Фарма-софт») и Анаферон («Материя Медика»). В 2012 г., как уже было отмечено, к ним присоединился также Кагоцел. Рейтинг в разрезе АТС-групп первого уровня классификации по сравнению с предыдущим годом практически не изменился: только поменялись местами группы М [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы] (+14,7%) и В [Препараты, влияющие на кроветворение и кровь] (+9,4%), заняв соответственно 7-е и 8-е места
(табл. 3). Помимо первой из этих групп, темпы роста, выше чем в среднем, были продемонстрированы также А [Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ] (+12,4%), L [Противоопухолевые препараты и им-муномодуляторы] (+12,5%), D [Препараты для лечения заболеваний кожи] (+14,4%) и V [Прочие] (+23,5%). Динамика продаж прочих групп была ниже или сравнима с общим для рынка уровнем, при этом ни в одной из групп не наблюдалось сокращения продаж. В рейтинге АТС-групп второго уровня классификации 7 из 15 групп сохранили свои позиции в топ-15 (табл. 4). Помимо перестановок, произошло обновление состава топ-15 за счет двух групп, занявших нижние позиции, — А05
68 ршшиим
анализ российского фармрынка
[Средства, применяемые при заболеваниях печени и желчевыводящих путей] (+16,1%) и G04 [Средства, применяемые в урологии] (+2,4%). Рост продаж в размере примерно 15—16% продемонстрировали также группы L01 [Противоопухолевые препараты], М01 [Противовоспалительные и противоревматические средства], R01 [Средства, применяемые при заболеваниях полости носа], занявшие соответственно 2, 5 и 8-е места. Наиболее высокие темпы роста продаж показала группа A07 [Антидиарейные препараты; средства, применяемые для лечения инфек-ционно-воспалительных заболеваний
кишечника] (+17,8%), находящаяся на 12-й позиции. Покинули состав лидеров S01 [Средства, применяемые в офтальмологии] (+6,1%) и N05 [Психолеп-тические средства] (+7,6%). Региональный рейтинг в верхней своей части мало изменился, и наиболее крупные регионы продолжили лидировать по объему потребления ЛС (табл. 5). В то же время Москва и С.-Петербург показали относительно небольшие темпы роста (+6,6 и 6,1%), в результате чего их доли в составе всего российского рынка сократились, составив 16,5 и 4,3%. Наиболее значительную динамику из числа конкретных регионов показал Татар-
стан, рынок которого увеличился на 21%. Относительно высокие темпы роста — примерно 13—15% — продемонстрировал еще целый ряд субъектов РФ: Краснодарский край, Свердловская область, Башкортостан, Новосибирская и Волгоградская области, Красноярский, Пермский, Алтайский край.
Таким образом, в 2012 г. российский фармацевтический рынок в стоимостном выражении продолжил свой рост, который, однако, по сравнению с предыдущим годом замедлился. Основной вклад в позитивную динамику, как и ранее, был сделан коммерческими аптеч-
рисунок Динамика доли российских/зарубежных* препаратов в структуре рынка ЛС, 2010—2012
рисунок ^10^ Динамика структуры рынка Rx, 2010—2012
I I — аптечный Q— госпитальный Q— ОНЛС/
сектор сектор «7 нозологий»
рисунок фф Динамика структуры рынка ЖНВЛП, 2010-2012
i00
80
б0
â 40
20
I I — аптечный Q— госпитальный Q — ОНЛС/
сектор сектор «7 нозологий»
исунок фф Прогноз развития российского фармацевтического рынка до 2015 г.
Среднегодовые темпы роста в 20i3—20i5 гг. 8,5%
* Прогноз «Ремедиум».
800 700 б00 500 400
300
200
0
i00
0
ными продажами, которые стимулировало увеличение реальной заработной платы. Рост рынка в возмещаемом секторе — на фоне расширения финансирования в рамках ОМС — обеспечили также госпитальные закупки. В коммерческом аптечном сегменте увеличение стоимостных продаж, как и в 2011 г., было обусловлено существенным ростом цен на препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП, а также переключением спроса на относительно более дорогостоящую продукцию, что в значительной степени было вызвано вымыванием из каналов распределения дешевых препаратов. В госпитальном секторе рост продаж определялся увеличением натуральных объемов реализации препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, а также ростом цен и сдвигами в пользу более дорогих препаратов, не входящих в перечень. В отличие от госпитального сектора общие стоимостные параметры поставок по федеральным льготным программам за последние годы мало менялись. В результате, в отличие от ранних этапов реализации программы ДЛО, вызвавшей значительный рост доли возмещаемого сектора на российском рынке, в последние годы эта доля в стоимостных показателях только сокращалась (при продолжающемся росте в натуральном выражении) (рис. 4). Данная тенденция характерна не только для всего рынка, но также для сегментов Rx и ЖНВЛП (рис. 10,11). Структура российского рынка с точки зрения источников финансирования может вновь существенно измениться только после принципиального расширения контингента населения, охваченного возмещаемыми программами лекарственного обеспечения. Реально это может произойти не ранее 2017 г., когда в соответствии с принятой Стратегией лекарственного обеспечения населения РФ планируется внедрение в масштабах страны новых схем лекарственного обеспечения.
В возмещаемом секторе государственная политика, направленная на повы-
шение эффективности госзакупок и поддержку отечественных производителей, способствовала значительному усилению конкуренции в целом ряде фармакотерапевтических сегментов и продуктовых категорий и перераспределению продаж в пользу воспроизведенных препаратов. Позиции российских производителей, реализующих программы импортозамещения, усилились как в составе госпитальных закупок, так и поставок по программам «7 нозологий» и ОНЛС. В то же время в секторе коммерческих аптечных продаж, где было очевидно увеличение доли коммерчески более выгодной продукции, изменений в этом плане в целом не наблюдалось. В результате состав и позиции лидирующих зарубежных корпораций на всем российском фармацевтическом рынке за последнее время существенных изменений не претерпели. В то же время многие компании пошли по пути локализации своего производства на территории России, что в перспективе предполагает существенные изменения структуры российского рынка с точки зрения соотношения импорта и внутреннего производства.
Оценивая перспективы развития российского фармацевтического рынка в среднесрочной перспективе, необходимо исходить из того, что российская экономика, согласно выводам Минэкономразвития России, перешла на более низкую траекторию экономического роста. В результате прогнозируемые темпы роста доходов населения соответствуют достаточно низкому уровню (в пределах 3,5—3,7% в год согласно инерционному сценарию). Увеличения государственных расходов на лекарственное обеспечение в ближайшие годы можно ожидать только в госпитальном секторе (в связи с увеличением финансирования территориальных программ ОМС), в то время как расширения федерального финансирования льготных программ лекарственного обеспечения не планируется (см. раздел «Макроэкономическая среда»).
Введение единых для страны стандартов лечения, по идее, должно привести к определенному выравниванию ситуации и ускоренному росту ряда региональных рынков, что уже наблюдалось по итогам 2012 г. Однако в масштабах всей страны трудно предположить, что темпы роста госпитального сектора и сектора федеральной льготы будут возрастать. Что же касается коммерческих продаж, то на фоне уже демонстрируемой тенденции замедления их роста, а также прогнозируемого снижения динамики реальной заработной платы можно предположить, что темпы роста аптечного сектора в среднесрочной перспективе снизятся. Осложнить ситуацию для аптечного сектора может также разрешение продавать часть ОТС-препаратов в супермаркетах, однако на общих продажах ОТС эта новация скажется скорее положительно. Основываясь на инерционном макроэкономическом прогнозе развития российской экономики, сложившейся структуре фармацевтического рынка, а также предположениях о том, что темпы роста сегментов госпитальных закупок и региональной льготы сохранятся в среднем на уровне 2012 г., а сегмента коммерческих аптечных продаж снизятся на 2 п. п., было получено, что среднегодовые темы роста российского фармацевтического рынка в перспективе 2013—2015 гг. в оптовых рублевых ценах составят примерно 8,5% в год (рис. 12). При реализации данного прогноза по итогам 2015 г. российский рынок в ценах оптовых поставок составит примерно 700 млрд руб. Основные риски развития ситуации на фармацевтическом рынке, как и для всей экономики России, в прогнозируемом периоде будут связаны прежде всего с внешнеэкономической конъюнктурой. Не следует снимать со счетов также влияние возможных регуляторных изменений, которые, однако, будут скорее влиять на положение отдельных групп субъектов рынка, а не динамики рынка как такового.
Ф
@
АНАЛИЗ РЫНКОВ