Научная статья на тему 'Аптечный сегмент'

Аптечный сегмент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IMS HEALTH / ЛС / ЖНВЛП / МНН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В 2011 г. темпы роста аптечного коммерческого сегмента российского фармацевтического рынка в натуральном выражении, согласно данным IMS Health, сохранились на уровне предыдущего года и составили +1,3% (рис. 1). В стоимостном выражении динамика рынка возросла. В национальной валюте в оптовых ценах рынок увеличился на 14,0% (до 360,21 млрд. руб.), в розничных на 14,3% (до 467,12 млрд. руб.). В долларах в силу укрепления рубля, которое продолжилось в 2011 г., темпы роста, как и годом ранее, оказались еще выше: в оптовых ценах рынок вырос на 17,5% (до 12,23 млрд. долл.), в розничных на 17,8% (до 15,86 млрд. долл.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аптечный сегмент»

74 20ТГ РЕМШииМ

анализ российского фармрынка

Аптечный сегмент

В 2011 г. темпы роста аптечного коммерческого сегмента российского фармацевтического рынка в натуральном выражении, согласно данным IMS Health, сохранились на уровне предыдущего года и составили +1,3% (рис. 1). В стоимостном выражении динамика рынка возросла. В национальной валюте в оптовых ценах рынок увеличился на 14,0% (до 360,21 млрд. руб.), в розничных — на 14,3% (до 467,12 млрд. руб.). В долларах в силу укрепления рубля, которое продолжилось в 2011 г., темпы роста, как и годом ранее, оказались еще выше: в оптовых ценах рынок вырос на 17,5% (до 12,23 млрд. долл.), в розничных — на 17,8% (до 15,86 млрд. долл.).

Особенно высокие темпы роста продаж по сравнению с предыдущим годом были продемонстрированы в I квартале 2011 г., однако достигнуты они были на фоне низкой базы сравнения I квартала 2010 г. (рис. 2). Во II и III кварталах динамика стоимостных показателей, напротив, была значительно скромнее, а в натуральных даже носила отрицательный характер, что также объясняется базой сравнения 2010 г., которая для этих периодов была высокой. В распределении продаж в течение года наблюдались сезонные закономерности, когда максимум приходится на VI квартал. После низкой ценовой динамики, которой характеризовался предшествующий год, в 2011 г. цены на лекарства в аптечном секторе в оптовых рубле-

вых ценах выросли на 6,2% (индекс цен1 1,062), в розничных — на 6,4% (индекс цен 1,064) (рис. 3 и 4). Расчеты, проведенные на основании данных IMS Health, согласуются с официальной статистикой: по данным Рос-стата, потребительские цены на медикаменты в 2011 г. выросли на 6,3%. Основной вклад в рост цен был сделан препаратами, не включенными в Перечень ЖНВЛП, розничные цены на которые выросли на 9,3% (рис. 4). В сегменте ЖНВЛП, находящемся под действием ценового регулирования, цены выросли только на 1,6% (в 2010 г. на фоне введения нового порядка регулирования цен наблюдалось их сокращение).

1 Индекс цен рассчитывался по индексу Пааше.

I ПЧ С I [N rELLCGENC 1э арме;,

КОМПАНИЯ IMS HEALTH осуществляет свою деятельность более чем в 100 странах. В компании трудится более 7 500 сотрудников по всему миру. IMS Health предлагает своим клиентам продукты и услуги на основе новейших интеллектуальных разработок, обладая более чем 50-летним опытом работы на мировом фармацевтическом рынке. В основе всего — значительные массивы данных: компания аккумулирует и обрабатывает информацию более чем от 29 000 поставщиков и 225 000 их подразделений по всему миру, работая с аптеками, больницами, врачами. В общей сложности ежедневно компания IMS Health пересылает своим клиентам более 100 террабайт информации о фармацевтическом рынке. Информационная система IMS Health постоянно обновляется и объединяет данные по продажам более миллиона торговых наименований и анонимные данные более чем по 260 млн. пациентов по всему миру. Высокоточные измерительные системы и постоянный контроль экспертных групп обеспечивает IMS Health статус «золотого стандарта» в предоставлении данных о предпочтениях в выборе лекарственной терапии специалистов здравоохранения и фактическом потреблении лекарственных средств.

«УНОкф^ Динамика коммерческих аптечных продаж ЛС, 2009—2011

20

15

S 10

Оптовые цены, долл.

Розничные цены, долл.

Динамика к предыдущему году

Упаковки

□ — 2009 □— 2010 □— 2011

5

рисунок Квартальная динамика коммерческих аптечных продаж, 2011

%

25 28,4% 30

20 25,9 - 1 % 23,1% 24,3% ■ 26,7% " 25

15 25,0% 20,7% 22,9 % 23,7% - 20

10 ОЧ 11,3% 12,0% 13,2% - 15

5 0 11 ,9 2, 1 0, | ,5 1 1 1 - 10 5

i ■

-5 I кв. i II кв. i III кв. i IV кв. 0

■ — Динамика к 2010, упак. % годовых продаж, руб. розн.

— Динамика к 2010, руб. роз н. □ — % годовых продаж, упак.

Наравне с ростом цен вклад в общую динамику рынка в стоимостном выражении в 2011 г. был внесен структурными факторами (индекс структурных сдвигов составил 1,062) (рис. 3). Сдвиги в структуре продаж в пользу более дорогостоящей продукции были драйвером роста рынка в предкризисные годы, в 2009 г. они себя не проявили, а с 2010 г. вновь стали оказывать влияние на рынок, которое в 2011 г. усилилось. Помимо позитивных структурных сдвигов в течение двух лет на аптечном рынке наблюдается также рост продаж в натуральных показателях, причем исключительно за счет средств, включенных в Перечень ЖНВЛП. В 2011 г. продажи этих препаратов в натуральном выражении увеличились на 3,8%, в то время как прочие средства (не-ЖНВЛП) показали небольшую отрицательную динамику (рис. 5). В стоимостном выражении наблюдалась противоположная картина, когда динамика продаж ЖНВЛП уступала прочим препаратам (+11,7% против +15,4% в руб. оптовых ценах), для которых был характерен высокий рост цен. При разнице в темпах роста натуральных объемов и в ценовой динамике влияние позитивных структурных сдвигов в этих сегментах было примерно одинаковым (рис. 3).

рисунок Вклад различных факторов в динамику коммерческих аптечных продаж в оптовых ценах в руб., 2011/2010

| |— Индекс цен

| |— Индекс

структурных сдвигов

0,90 С Л е Rx нные ные Л В С Л В натурального объема

Вс Отечестве Зарубеж ЖН ЖН е Н

таблица ф^Топ-10 корпораций по объему коммерческих аптечных

продаж, 2011

Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб. опт.

2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010

1 1 Novartis (incL. Sandoz) 6,5% 6,0% 23,1%

2 2 Sanofi-aventis 5,6% 5,8% 11,1%

3 3 Pharmstandart 4,8% 5,1% 7,9%

4 6 Bayer Healthcare 3,9% 3,8% 15,2%

5 4 Servier 3,8% 4,0% 7,2%

6 5 Menarini 3,6% 4,0% 3,4%

7 7 Nycomed 3,5% 3,4% 17,0%

8 8 Gedeon Richter 3,3% 3,3% 14,7%

9 9 Abbott 2,8% 2,9% 12,2%

10 10 Teva 2,8% 2,7% 16,3%

Итого 40,5% 40,9%

рисунок Динамика розничных цен, руб. на аптечном рынке, 2011/2010

1,093

Все ЛС ЖНВЛП Не ЖНВЛП

| |— Индекс розничных цен 2011/2010

рисунок ф^ Динамика коммерческих аптечных продаж ЖНВЛП и прочих препаратов, 2011/2010

11,00

s 8,25

5 5,50

2,75

0,00

Оптовые цены, долл.

Розничные цены,долл.

Динамика к предыдущему году

Упаковки

Д — ЖНВЛП

□ — Не-ЖНВЛП

76 ИОИ ИМЯПШМ

анализ российского фармрынка

рисунок Динамика доли ЖНВЛП в структуре коммерческих аптечных продаж, 2009—2011

рисунок Динамика коммерческих аптечных продаж Rx и ОТС, 2010—2011

100

80

60

40

20

□ — Rx

Оптовые цены, Розничные долл. цены,долл.

Упаковки

□ — ОТС

V фТоп-10 торговых наименований по объему

таблица

коммерческих аптечных продаж, 2011 ТН

Место в рейтинге

2011 2010

1 1

2 2

3 3

4 4

5 10

6 7

7 18

8 8

9 6

10 14

Итого

Показатели продаж, руб. опт.

2011 2010 Прирост к 2010

1,3% 1,6% -6,1%

1,0% 1,2% 2,4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,9% 0,9% 13,1%

0,9% 0,9% 11,3%

0,6% 0,6% 21,0%

0,6% 0,6% 11,3%

0,5% 0,5% 38,4%

0,5% 0,6% 3,8%

0,5% 0,6% 1,3%

0,5% 0,5% 16,6%

7,5% 8,2%

ArbidoL

EssentiaLe N

Actovegin

Viagra

ALfLutop

Concor

LasoLvan

Anaferon

OciLLococcinum

DetraLex

0

В целом по сравнению с 2009 г. доля ЖНВЛП в структуре аптечных продаж в натуральном выражении увеличилась на 2 п.п., а в стоимостном - сократилась примерно на ту же величину, составив, соответственно, 39,6 и 37,5% (рис. 6). Структура сегмента ЖНВЛП в разрезе Rх/ОТС немного изменилась в пользу Rx (в упаковках их доля составила 45%, в стоимостном выражении -около 67%).

Опережающими темпами, как и в 2010 г., продажи Rx росли и на всем аптечном рынке, причем это касалось как натуральных (+ 3,3% против +0,5%), так и стоимостных единиц измерения (+15,1% против +12,8% в руб. оптовых ценах) (рис. 7). Рост ОТС-сегмента в стоимостном выражении был прежде всего обусловлен ростом цен, в меньшей степени — позитивными структурными сдвигами, минимально - увеличением продаж в упаковках. На стоимостные размеры сегмента Rx повлиял комплекс всех этих факторов, однако основной эффект был получен за счет структурных сдвигов (рис. 3). По сравнению с 2009 г. доля Rx в структуре аптечного рынка увеличилась немного — более чем на один п.п. и составила: в натуральном выражении 29%, в стоимостном - 51,4% (рис. 8). Доля ЖНВЛП в сегменте Rx оставалась ста-

бильной в натуральных единицах исчисления (62,0%), в то время как в стоимостных показателях наблюдалось ее сокращение (по сравнению с 2009 г. с 52 до 49%).

Импортные препараты по сравнению с отечественными лидировали по темпам роста продаж в натуральном выражении (соответственно, +1,8% и +1,0%) (рис. 9). В стоимостных показателях, напротив, немного выше была динамика продаж препаратов отечественного производства (+15,2% против +13,7% в руб. оптовых ценах). Это определялось

более выраженными структурными сдвигами, характерными для этого сегмента, в то время как рост цен и там, и там был примерно одинаковым (рис. 3). По итогам 2011 г. отечественные препараты занимали примерно 58% всего рынка в упаковках и 23% — в стоимостном выражении (рис. 10). По темпам роста средневзвешенных цен (зависят от роста цен и структурных сдвигов) отечественные лекарства, как и в 2010 г., немного опередили импортные (+14,9% по сравнению с +11,7% в руб. розничных ценах)

РИСУНОкф^ Динамика доли Rx/ОТС в структуре коммерческих аптечных продаж, 2009—2011

рисунок Динамика коммерческих аптечных продаж отечественных/импортных препаратов, 2010—2011

15

12

Оптовые цены, Розничные долл. цены, долл.

| | — Отечественные

Упаковки

| | — Зарубежные

9

6

3

0

таблицаф^Топ-10 МНН/группировочных наименований по объему коммерческих аптечных продаж, 2011

Место в рейтинге МНН/группировочное наименование Показатели продаж, руб. опт

2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010

1 1 Arbidol 1,3% 1,б% -6,1%

2 4 Xylometazoline 1,2% 1,0% 41,2%

3 2 Phospholipids 1,1% 1,2% 6,0%

4 3 Pancreatin 1,1% 1,2% 12,4%

5 5 Blood 1,0% 1,0% 12,8%

б б Bisoprolol 1,0% 0,9% 18,б%

7 12 Ambroxol 0,9% 0,8% 30,3%

8 7 Sildenafil 0,9% 0,9% 12,2%

9 14 Nimesulide 0,8% 0,8% 23,8%

10 8 Paracetamol + ascorbic acid + pheniramine 0,8% 0,9% б,5%

Итого 10,1% 10,2%

(рис. 11). В абсолютном выражении цены на эти препараты составили, соответственно, 40,8 руб. и 187,2 руб. Наиболее высокие показатели динамики средневзвешенных цен были достигнуты в сегменте не-ЖНВЛП (+16,2%), а самые низкие - ЖНВЛП (+7%). Разрыв в ценах этих двух групп в абсолютном выражении увеличился на 5,9 руб. (составили, соответственно, 107,5 руб. и 95 руб.). В сегментах Rx и ОТС в динамике особых различий не наблюдалось (+11,5% и +12,7%), а средние цены составили, соответственно, 179,7 и

71,1 руб. В целом по всему аптечному рынку средневзвешенная цена выросла на 12,8% — до 102,6 руб. за упаковку. В рейтинге компаний-производителей в 2011 г. закрепила свои лидерские позиции корпорация Novartis (вкл. Sandoz), чьи продажи выросли существенно больше (+23,1%), чем рынок в целом (табл. 1). Следующие две позиции сохранили также за собой Sanofi-аventis и «Фармстандарт». Однако темпы роста их продаж (соответственно, +11,1% и +7,9%) уступали общим показателям динамики аптечного рынка,

что привело к сокращению их доли. Несколько выше, чем средние темпы роста, продемонстрировала компания Bayer Healthcare (+15,2%), что позволило ей переместиться с 6-го на 4-е место, обогнав Servier (+7,2%) и Menarini (+3,4%). Сохранили свои позиции (с 7-го по 10-е место) Nycomed (+17,0%), Ge-deon Richter (+14,7%), Abbott (+12,2%) и Teva (+16,3%). В целом рейтинг лидирующих компаний оставался стабильным и доля первой десятки мало изменилась.

Несмотря на демонстрируемую в течение двух лет отрицательную динамику продаж в долларовом эквиваленте, Ар-бидол (-6,1%) («Фармстандарт») продолжает сохранять за собой 1-е место в Топ-10 торговых наименований (табл. 2). Стабильные лидирующие позиции в рейтинге (со 2-го по 4-е места) имеют также брэнды Эссенциале Н (+2,4%) (Sanofi-аventis), Актовегин (+13,1%) (Nycomed) и Виагра (+11,3%) (Pfizer), хотя темпы роста у всех этих препаратов ниже, чем в среднем по рынку. Значительного улучшения позиций, как и в 2010 г., добился хондропротектор Алф-лутоп (+21,0%) (Biotechnos), поднявшийся с 10-го на 5-е место, при этом Конкор (Nycomed) (+11,3%) оказался вытесненным на 6-е место. Наиболее высокие показатели динамики из числа

78 иТОГИ PtMrnuuM

анализ российского фармрынка

рисунок 10 Динамика доли отечественных/импортных препаратов в структуре коммерческих аптечных продаж, 2009—2011

препаратов, вошедших в Топ-10, показал Лазолван (+38,4%) (Boehringer Ingelheim), который в 2011 г. поднялся на 11 ступеней вверх и занял 7-е место. По сравнению с 2010 г. Топ-10 торговых наименований обновился также за счет препарата Детралекс (+16,6%) (Servier), занявшего 10-ю позицию в рейтинге вместо 14-й. Выбыли из состава первой десятки в 2011 г. Мезим форте (-0,1% ) (Menarini) и Линекс (-8,8%) (Sandoz Group). Небольшой позитивный рост в 2011 г. показали препараты Анаферон («Материа Медика») и Оциллококцинум (Boiron) (соответственно, +3,8% и +1,3%). Продажи этих препаратов, как и Арбидола, зависят от заболеваемости гриппом, которая в 2010—2011 гг. была относительно невысокой. За редким исключением и вне зависимости от Rx/OTC статуса представители Топ-10 аптечного рынка активно используются в самолечении. Рейтинг ведущих МНН/группировоч-ных наименований возглавляет все тот же Арбидол, в то время как другие МНН, соответствующие 5 лидирующим брэндам, располагаются в этом рейтинге на более низких позициях (табл. 3). Группа Phospholipids (Эссенциале Н и аналоги) (+6,0%) заняла в 2011 г. только 3-е место, поскольку на 2-ю позицию, показав максимально высокие для Топ-10 темпы роста продаж (+41,2%), поднялся Xylometazoline, представленный широким перечнем торговых наименований (Тизин Ксило (Nyramed), Отривин (Novartis) и др.). На 4-е место с 3-го спу-

стился Pancreatin (+12,4%) (Мезим форте и др.). Группы Blood (Актовегин и Солкосерил) (+12,8%) и Bisoprolol (Конкор и др.) (+18,6%) сохранили за собой 5-е и 6-е места. Высокие темпы роста были характерны для МНН Ambroxol (Лазолван и др.) (+30,3%), что позволило ему переместиться с 12-го на 7-е место, потеснив Sildenafil (Виа-гра) (спустился на ступень вниз и занял 8-е место). По сравнению с 2010 г. Топ-10 обновился еще одной позицией - МНН Nimesulide (+23,8%) (поднялся с 14-го на 9-ю позицию). В целом среди лидирующих групп МНН/груп-пировочных наименований подавляющее большинство позиций имеет по два и более представителей. МНН, соответствующие оригинальным брэндам, находящимся под патентной защитой,

представлены исключительно Sildenafil. В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом общая доля Топ-10 МНН не изменилась, а доля Топ-10 торговых наименований показала тенденцию к сокращению.

Рейтинг АТС-групп второго уровня классификации по сравнению с прошлым годом оставался достаточно стабильным. Состав первой десятки вообще не изменился, но наблюдались некоторые перестановки в рейтинге (табл. 4). С 3-го на 2-е место переместилась группа М01 [Противовоспалительные и противоревматические], которая, как и в 2010 г., продемонстрировала темы роста выше средних по рынку (+17,8%). Эта же причина позволила группе R01 [Назальные препараты] (+18,7%) переместиться с 8-го на 6-е ме-

РИСУНОкфф Динамика средневзвешенных розничных цен, 2011/2010

200

150

S 100

50

12,8% 12,7% □ □

I

14,9 □

I

5%

16,2% □

11

7%

7,5%

Все ЛС ОТС Rx Отечест- Зару- ЖНВЛП Невенные бежные ЖНВЛП

□ — 2010

□ — 2011

-16,3%

а 4

16,1% □ □

15,1%

18,4% □

Ê

19,8% □ -

,2%

, 10,8%

% 25

20

15

10

Все ЛС ОТС Rx Отечест- Зару- ЖНВЛП Невенные бежные ЖНВЛП

I I — Динамика цен

8

7

6

5

3

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

1

0

0

0

аптечный сегмент

РЕМШииМ ИТОГИ 79

таблица ф^Топ-10 АТС2 групп по объему коммерческих аптечных продаж, 2011

Место в рейтинге АТС2 Торговое Показатели продаж, руб. опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых

2011 2010 наименование наименований от АТС-группы)

2011 2010 Прирост 2011/2010

1 1 N02 [Analgesics] / N02 [Анальгетики] 5,1% 5,3% 10,8%

1 1 Theraflu 9,1% 10,0% 1,7%

2 2 Pentalgin N 7,4% 8,4% -3,б%

3 3 Nurofen Plus 7,2% б,5% 22,2%

4 5 Pentalgin Icn 5,9% 3,9% б7,5%

5 4 SedalM 4,5% 4,1% 19,5%

M01 [Antiinflam & antirheum prod] /

2 3 M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 4,б% 4,4% 17,8%

1 1 Movalis 11,4% 11,8% 13,8%

2 2 Nise 9,8% 9,3% 24,1%

3 3 Theraflex 7,2% б,9% 22,0%

4 4 Ketorol 5,5% 5,8% 9,8%

5 5 Nimesil 5,2% 5,1% 20,б%

J01 [Antibacterials for syst use] /

3 2 J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 4,4% 4,5% 11,3%

1 1 Sumamed 9,2% 8,9% 15,7%

2 2 Amoksiklav 7,б% 7,б% 12,1%

3 3 Flemoxin Solutab 7,0% б,7% 15,5%

4 4 Augmentin 3,8% 3,5% 20,7%

5 5 Suprax 3,5% 2,8% 39,3%

R05 [Cough and cold preparations] /

4 4 R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 4,3% 3,9% 27,9%

1 1 Lasolvan 12,7% 11,7% 38,4%

2 2 ACC 10,1% 9,3% 39,б%

3 4 Antigrippin Maximum б,5% 5,0% б4,7%

4 3 Terpincod 5,4% 5,8% 17,5%

5 5 Ambrobene 4,7% 4,б% 28,9%

C09 [Ag act renin-angiotens syst] /

5 5 C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,5% 3,б% 12,5%

1 1 Diroton 10,8% 12,2% -0,1%

2 2 Prestarium A 9,5% 10,1% б,2%

3 3 Enap б,4% 8,1% -11,3%

4 5 Lozap Plus б,4% 5,б% 28,5%

5 4 Enalapril 5,0% 5,8% -1,8%

б б 8 8 R01 [Nasal preparations] / 3,4% 3,3% 18,7%

R01 [Назальные препараты]

1 3 Tyzine Xylo 8,5% 7,9% 27,7%

2 2 Aqua Maris 8,1% 8,9% 8,7%

3 1 Nasivin 7,5% 9,8% -9,0%

4 5 Otrivin б,0% 3,4% 116,6%

5 4 Xymelin 5,5% 5,1% 28,б%

7 7 G03 [Sex horm&modulat genital sys] / G03 [Половые гормоны] 3,3% 3,3% 14,9%

1 1 Duphaston 13,0% 13,1% 13,5%

2 2 Yarina 12,0% 11,9% 15,5%

80 И1°ГИ PtMrnuuM

анализ российского фармрынка

таблица (продлолжение) Топ-10 АТС2 групп по объему коммерческих аптечных продаж, 2011

Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, руб. опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2011 2010

2011 2010 Прирост 2011/2010

3 3 Jeanine б,4% 5,9% -г3,7%

4 5 Yaz 5,9% 3,б% B7,2%

5 4 Regulon 5,i% 4,B% гг,5%

B б Aii [Vitamins] I Aii [Витамины] 3,3% 3,5% 9,г%

i i Magne B6 9,3% 9,9% г,4%

г г Milgamma 7,5% 7,4% 9,B%

3 3 Complivit 5,3% б,0% -3,3%

4 4 Supradyn 5,i% 4,б% 21,1%

5 5 Elevit pronatal 4,4% 4,i% i5,5%

9 9 N06 [Psychoanaleptics] I N06 [Психоаналептики] 2,B0/o 2,B% 12,4%

i i Cerebrolysin ii,7% i3,4% -г,0%

г г Cortexin 9,i% B,2% г4,7%

3 4 Tanakan 7,0% б,4% г3,0%

4 3 Cavinton 6,B% B,i% -5,3%

5 5 Glycin б,г% 5,7% гг,0%

i0 i0 A07 [Intestinal antiinfectives] I A07 [Противодиарейные препараты] г,7% 2,B% 11,40o

i i Linex г5,4% г5,0% i3,3%

г 4 Bifiform B,0% б,5% 36,B%

3 г Hylak Forte 7,г% 7,г% 11,2%

4 5 Enterosgel б,г% 5,5% 27,1%

5 3 Smecta 5,9% 7,0% -5,г%

сто. Понизили свой рейтинг 501 [Антибактериальные препараты для системного использования] (+11,3%) и А11 [Витамины] (+9,2%), которые, как и 4 другие лидирующие фармакотерапев-тические группы, показали темпы роста ниже общих для рынка. Наиболее высокая динамика продаж в 2011 г. была характерна для R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] (+27,9%), однако в рейтинге она не поднялась и сохранила за собой 4-е место. Таким образом, 2011 г. ознаменовался для аптечного сектора российского фармацевтического рынка высокими темпами стоимостных продаж, особенно в долларовом эквиваленте. Позитивная динамика на рынке достигнута в результате высокого роста цен на препараты, не включенные в Перечень

ЖНВЛП и не находящиеся под действием ценового регулирования, а также за счет переключения спроса на более дорогостоящую продукцию. Хорошо известно, что такого рода переключение происходит обычно на фоне роста доходов населения, чего в 2011 г. практически не наблюдалось (реальные располагаемые доходы выросли только на 0,8%). В связи с этим напрашивается вывод, что сдвиги в структуре продаж произошли на фоне вымывания из каналов распределения относительно дешевой продукции (рис. 8, «Российский рынок ЛС: итоги и прогнозы»). Подтолкнуло этот процесс введение нового порядка ценового регулирования, которое при жестком контроле за торговыми надбавками сделало коммерчески невыгодным дистрибьюцию дешевой продук-

ции. Необходимо, тем не менее, отметить, что в целом ценовое регулирование стимулировало потребление лекарств, включенных в Перечень ЖНВЛП, о чем можно судить по тому, что продажи этой группы препаратов в упаковках растут достаточно высокими темпами уже второй год подряд, обеспечивая расширение натуральных объемов всего аптечного сектора лекарств. Развитие аптечного рынка в 2011 г. сопровождалось увеличением доли Их. Однако сегмент ОТС по-прежнему составляет львиную долю всех натуральных объемов аптечных продаж. Не меняется структура рынка в разрезе отечественных и зарубежных препаратов. Стабильным оставался состав лидирующих компаний и фармакотерапевтиче-ских категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.