Российский рынок ЛС:
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ
Согласно данным IMS Health, натуральные объемы российского фармацевтического рынка в 2013 г. сократились примерно на 4% (рис. 1). В стоимостном выражении в оптовых ценах рынок вырос на 7,0% до 651,20 млрд руб., в конечных — на 6,9% до 781,12 млрд руб. (в долларовом эквиваленте — соответственно на 4,6% до 20,55 млрд долл. и на 4,4% до 24,58 млрд долл.). По сравнению с предшествующим годом наблюдалось заметное замедление динамики рынка. В расчете на душу населения потребление лекарств в стоимостном выражении увеличилось на 6,6% и составило 5449 руб., или 171 долл. (2012 г. — 151, 2011 г. — 144, 2010 г. — 125 долл.) (рис. 2).
Позитивная стоимостная динамика российского фармацевтического рынка определялась увеличением аптечных коммерческих продаж и поставок по программе «7 но-зологий» (примерно на 9%). При этом поставки по программе ОНЛС оказали минимальное позитивное воздействие, а госпитальные закупки (-1%) даже негативно сказались на общем результате. Отрицательная динамика натуральных объемов была обусловлена сокращением продаж в упаковках во всех трех основных сегментах. Заметное сокращение коснулось даже госпитального сектора (-4,2%), где ранее в течение нескольких лет наблюдались высокие темпы роста не только в стоимостном, но и натуральном выражении (см. соответствующие разделы обзора).
Структура рынка в разрезе отдельных сегментов в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом в натуральных показателях осталась прежней, а в стоимостных претерпела заметные изменения, поскольку наблюдалось увеличение доли розничного сектора в ущерб госпитальному (рис. 3). Сократилась, соответственно, доля и всего возмещаемого сегмента: с 34,2 до 32,4% в оптовых ценах, с 28,4 до 27,1% в конечных. Наиболее значительный вклад в рост рынка в стоимостном выражении, как и в предыдущие два года, был получен за счет препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП (не-ЖНВЛП) (рис. 4). Они заметно обогнали по темпам роста ЖНВЛП в розничном сегменте (+10,5 против +6,8%), не говоря уже о госпитальном, где их закупки выросли на 9,6%,
а ЖНВЛП — сократились на 4,8%. Рост не-ЖНВЛП был обеспечен одновременно и ростом цен, и сдвигами в структуре продаж в сторону более дорогостоящих препаратов, что было характерно не только для розничного, но и госпитального сегмента. Увеличение продаж ЖНВЛП было обеспечено прежде всего позитивными структурными сдвигами в аптечном секторе. Сокращение натуральных объемов почти в равной мере коснулось и ЖНВЛП, и не-ЖНВЛП. В результате в 2013 г. в структуре рынка в натуральных показателях доля ЖНВЛП не изменилась, а в стоимостных показателях сократилась (почти на 2 п. п.) (рис. 5). В принципе, эта тенденция, так же как и сокращение доли возмещаемого сектора в структуре российского рынка, наблюдается уже в течение нескольких лет. Второй год подряд также наблюдается небольшое увеличение доли ОТС в структуре всего российского рынка, что определяется опережающими темпами роста продаж этой группы препаратов в аптечном сегменте (рис. 6).
Анализ распределения стоимостных продаж по ценовым диапазонам показал следующее. В аптечном сегменте,
рисунок Динамика рынка ЛС России, 2012—2013 гг.
25
20
15
= 10
Оптовые цены, долл.
"Z t
Конечные цены, долл.
Динамика к предыдущему году
Упаковки
□ — 2012
□ — 2013
Уровень потребления ЛС
рисунок
на душу населения в конечных ценах, 2011—2013 гг.
5
0
рисунок Динамика структуры рынка ЛС, 2012- —2013 гг. I
100 г ,8 2, 3 сс 13,1 ,0 13 с*, 0 сп 0,
80 - 1,1 2 ,4 сп £ ,2 6,
га да о 60 - un
о; л о cs 40 20 : 85,5 65,8 ,5 6 ,5 сп 2,
0
2012 2013 Упаковки 2012 2013 Оптовые цены 2012 2013 Конечные цены
- аптечный сегмент - госпитальный сегмент ОНЛС/ «7 нозологий»
рисунок Динамика продаж ЖНВЛП на рынке ЛС, 2012—2013 гг.
Оптовые цены, долл.
Конечные цены, долл
Д — ЖНВЛП
Упаковки □ — не-ЖНВЛП
6
3
0
как и в предыдущие два года, наблюдалось выраженное сокращение доли продаж в диапазоне до 100 руб. (на 2,4 п. п. до 12,5%) (рис. 7). Небольшое сокращение было характерно также для других диапазонов в пределах до 300 руб. включительно, в то время как в интервалах более высоких цен, напротив, наблюдалось увеличение доли продаж. В принципе, это согласуется с результатами анализа, основанного на расчете индекса структурных сдвигов, который свидетельствует о том, что на аптечном рынке уже в течение нескольких лет происходят изменения структуры продаж, в результате которых потери несут
дешевые препараты (см. раздел «Аптечный сегмент»).
Выраженные сдвиги в пользу наиболее дорогих препаратов в 2013 г., как и годом ранее, зафиксированы в сегменте федеральной льготы (рис. 7), что определяется прежде всего увеличением доли поставок по программе «7 нозоло-гий». Достаточно стабильная ситуация — в госпитальном секторе1. Характерно, что состав топ-25 ведущих корпораций на российском рынке по
итогам 2013 г. не изменился, наблюдались только некоторые перестановки в рейтинге (табл. 1). Не изменилась и общая доля топ-25 — примерно 60%. Первое место по-прежнему принадлежит Novartis (вкл. Sandoz). Однако динамика продаж этой компании (+4,6%) была ниже, чем темпы роста всего российского рынка, в результате ее доля сократилась с 5,9 до 5,8%. Ослабление позиций компании объясняется сокращением поставок в рамках программ «7 нозологий»
1 Как показывает индексный анализ, в госпитальном сегменте, в отличие от аптечного и сегмента федеральной льготы, уже второй год наблюдаются сдвиги в структуре закупок в пользу относительно дешевых препаратов (см. раздел «Госпитальный сегмент»). Однако эти сдвиги в 2013 г. были «уравновешены» заметным ростом цен, в результате чего долевое распределение продаж по ценовым диапазонам оставалось достаточно стабильным.
исунок Динамика доли ЖНВЛП в структуре рынка ЛС, 2012—2013 гг.
100 Г
80
60
40
20
Упаковки
Конечные цены
Щ — не-ЖНВЛП □ — ЖНВЛП
0
исунок Динамика доли Rx/ОТС в структуре рынка ЛС, 2012—2013 гг.
и ОНЛС По итогам 2013 г. доля поставок по федеральной льготе составила только 7,4% от всех продаж Novartis, в то время как годом ранее она оценивалась в 24,5%. На втором месте, как и ранее, оказалась компания Sanofi (+7,4%), темпы роста продаж которой соответствовали динамике всего рынка. С 3-й по 5-ю позицию в рейтинге сохранили за собой еще три компании, показавшие более высокие, чем в среднем, темпы роста: «Фармстан-дарт» (+9,1%), Bayer HealthCare (+8,7%), Teva (+10,9%). С 7-го на 6-е место переместилась компания Nycomed/Takeda (+8,7%), с 8-го на 7-е место — Roche (+7,1%). Servier на фоне относительно низких темпов роста (+3,3%), напротив, спустилась с 6-го на 8-е место. Всего темпы роста продаж ниже общей динамики рынка продемонстрировали
таблица Топ-25 корпораций по объему продаж на рынке ЛС России, 2013 г.
Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб., опт. Доли сегментов в 2013 г., руб., конечные цены
2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Прирост к 2012 г. % Аптечный % Госпитальный %"НЛС/ «7 нозологий»
1 1 Novartis (incl. Sandoz) 5,8% 5,9% 4,6% 85,7% 6,8% 7,4%
2 2 Sanofi 5,5% 5,5% 7,4% 66,3% 18,8% 14,9%
3 3 «Фармстандарт» 3,9% 3,8% 9,1% 80,9% 6,6% 12,5%
4 4 Bayer HealthCare 3,4% 3,4% 8,7% 83,9% 12,7% 3,4%
5 5 Teva 3,3% 3,2% 10,9% 63,1% 6,3% 30,6%
6 7 Nycomed/Takeda 3,0% 3,0% 8,7% 82,7% 16,2% 1,1%
7 8 Roche 3,0% 2,9% 7,1% 9,5% 26,4% 64,1%
8 6 Servier 2,9% 3,0% 3,3% 88,0% 6,3% 5,7%
9 9 Johnson & Johnson 2,8% 2,7% 11,6% 41,4% 21,9% 36,7%
10 10 Menarini 2,5% 2,6% 3,5% 85,4% 12,4% 2,2%
11 11 Merck Sharp & Dohme 2,3% 2,4% 4,3% 50,2% 34,7% 15,1%
12 16 Pf'zer 2,2% 2,1% 13,3% 79,1% 18,4% 2,5%
13 12 Gedeon Richter 2,1% 2,3% -1,2% 89,1% 10,2% 0,7%
14 13 Abbott 2,1% 2,2% 3,0% 90,7% 6,5% 2,8%
15 15 Stada 2,1% 2,1% 7,2% 89,5% 9,5% 1,0%
16 14 GlaxoSmithKline 1,9% 2,1% -7,0% 50,2% 43,0% 6,8%
17 17 Boehringer Ingelheim 1,8% 1,8% 5,0% 69,8% 17,1% 13,1%
18 18 KRKA 1,8% 1,8% 7,3% 85,3% 7,2% 7,5%
19 20 Astellas Pharma 1,5% 1,5% 5,7% 82,9% 10,2% 6,9%
20 19 AstraZeneca 1,5% 1,5% 4,8% 47,9% 27,9% 24,2%
21 21 Dr. Reddy's Laboratories 1,3% 1,3% 9,3% 95,5% 4,0% 0,6%
22 24 Actavis 0,9% 0,9% 12,4% 91,7% 5,3% 3,0%
23 25 Valenta 0,9% 0,8% 27,8% 89,5% 7,3% 3,2%
24 22 Akrikhin-Pharma 0,9% 0,9% 1,6% 87,5% 6,7% 5,8%
25 23 Reckitt Benckiser 0,9% 0,9% 3,0% 100,0% 0,0% 0,0%
Итого топ-25 60,4% 60,6%
рисунок Распределение продаж ЛС по ценовым диапазонам (руб.), 2012—2013 гг.
100
80
60
40
20
0,1 0,4 0,3 0,7 2,6 7,3 5,3 13,2
17,0
19,4
18,9
14,9 _1_
0,2 0,4 0,2 0,8 3,2 7,5 6,2 13,3
18,1
19,1
18,4
12,5
15,4
7,3 4,0 6,0 7,9
6,0 6,4 8,8 5,8 7,4
18,3
16,0
3,8
5.4
8.5 6,5 6,0
5.7 9,0
5.8 7,5
18,0
42,0
10,0
6.7
5.8 11,2 6,0
4.4 2,2 4,0 2,7 2,6
2.5
45,5
10,0 7,5 5,0 10,8 5,0
5.0 2,0
3.1 1,9 2,4 1,8
_I
Аптечный сектор, 2013
Аптечный сектор, 2012
□ — « 100 □ — > 100 & « 200
□ — > 200 & « 300
□ — > 300 & « 500
Госпитальный сектор, 2012
Госпитальный сектор, 2013
ОНЛС / «7но-зологий», 2012
ОНЛС / «7но-зологий», 2013
□ — > 500 & « 800
□ — > 800 & « 1 200 □ — > 1 200 & « 2 000 □ — > 2 000 & « 4 000
□ — > 4 000 & « 7 000
□ — > 7 000 & « 10 000
□ — > 10 000 & « 20 000 □ — > 20 000
%
0
таблица Топ-25 торговых наименований по объему продаж на рынке ЛС России, 2013 г.
Место в рейтинге ТН MHH Показатели продаж, руб., конечные цены
2013 г. 2012 г.
2013 г. 2012 г. Прирост к 2012 г.
1 1 Мабтера Rituximab 1,1% 0,9% 19,0%
2 2 Эссенциале Н Phospholipids 0,9% 0,8% 15,9%
3 4 Велкейд Bortezomib 0,8% 0,7% 15,4%
4 3 Актовегин Blood 0,7% 0,8% 4,0%
5 7 Копаксон-Тева Glatiramer acetate 0,6% 0,7% 0,0%
6 6 Арбидол Umifenovir 0,6% 0,7% -3,6%
7 5 Натрия хлорид Sodium 0,6% 0,7% -9,7%
8 8 Линекс Bifidobacterium infantis + enterococcus faecium + lactobacillus acidophilus 0,5% 0,5% 7,3%
9 23 Кагоцел Kagocel 0,5% 0,3% 59,9%
10 11 Алфлутоп Fish 0,5% 0,5% 4,3%
11 13 Герцептин Trastuzumab 0,5% 0,4% 13,3%
12 9 Виагра Sildenafil 0,5% 0,5% -4,3%
13 12 Калетра Lopinavir + ritonavir 0,4% 0,4% 7,6%
14 15 Мексидол Ethylmethylhydroxypyridine 0,4% 0,4% 9,2%
15 38 Экзодерил Naftifine 0,4% 0,3% 57,6%
16 14 Конкор Bisoprolol 0,4% 0,4% 4,9%
17 35 Кардиомагнил Acetylsalicylic acid + magnesium 0,4% 0,3% 43,3%
18 66 Лирика Pregabalin 0,4% 0,2% 102,0%
19 16 Детралекс Diosmin + hesperidin 0,4% 0,4% 0,3%
20 19 Анаферон Immunoglobulin anti interferon gamma 0,4% 0,4% 6,7%
21 28 Пенталгин Paracetamol + naproxen + caffeine + drotaverine + pheniramine 0,4% 0,3% 20,5%
22 24 Найз Nimesulide 0,4% 0,3% 12,2%
23 17 Лазолван Ambroxol 0,4% 0,4% -2,5%
24 26 АЦЦ Acetylcysteine 0,3% 0,3% 14,4%
25 18 Гептрал Ademetionine 0,3% 0,4% -3,0%
Итого топ-25 12,7% 12,6%
12 компаний, входящих в состав топ-25, т. е. половина. Две из них имели отрицательные показатели: Gedeon Richter (-1,2%) и GSK (-7,0%). Наиболее значительное увеличение продаж (на 27,8%) показала российская компания «Ва-лента», переместившаяся с 25-го на 23-е место в рейтинге. В районе 12—13% прирост был характерен для компании J&J, оставшейся на 9-й позиции, а также Pfizer и Actavis, поднявшихся соответственно с 16-го на 12-е и с 24-го на 22-е место.
Для структуры продаж большинства компаний, входящих в топ-25, характерно превалирование розничной коммерческой торговли, что неудивительно, если иметь в виду структуру российского рынка. У 15 компаний доля реализации
препаратов аптечного ассортимента составляет более 80%, у 21 компании — более 50% (табл. 1). Из числа основных лидирующих корпораций наиболее диверсифицированными выглядят продажи компании Sanofi. Выраженная специализация в отношении госпоставок характерна для Roche (поставки по программам «7 нозологий» и ОНЛС — 64%, госпитальные — 26%, итого — 90%). Не менее половины госпоставки составляют также в структуре продаж компаний J&J (37 и 22% соответственно), AstraZe-neca (24 и 28%), MSD (15,1 и 35%), GSK (7 и 43%). Наряду с аптечной реализацией у компании Teva велика также доля госпитальных продаж (31%). Среди российских производителей (без учета локализованных производств) в
состав топ-25, помимо «Фармстандарта» (3-е место) и «Валенты» (23-е место), входят также Stada и «АКРИХИН». Компания Stada (+7,2%) сохранила за собой 15-е место в рейтинге, в то время как «АКРИХИН» (+1,6%) спустился на две ступеньки вниз на 24-е место, пропустив вперед в т. ч. и компанию «Валента». Без учета локализованных производств доля российских компаний в структуре рынка в стоимостном выражении по итогам 2012 г. оценивалась примерно в 21% (рис. 8).
Если рейтинг корпораций на российском рынке оставался достаточно стабильным, то в составе топ-25 торговых наименований наблюдались значительные изменения (табл. 2). В два раза увеличились продажи оригинального
рисунок Динамика доли российских/зарубежных препаратов в структуре рынка ЛС, 2012—2013 гг.
2012 2013 Упаковки
2012 2013 Оптовые цены
I I — зарубежные
2012 2013 Конечные цены
отечественные
таблица Рейтинг АТС1-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2013 г.
Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб., конечные цены
2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Прирост к 2012 г.
1 1 A [Alimentary tract &т^аЬо11^т]/А [Препараты,
влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ] 17,1% 17,0% 8,0%
2 2 J [Antiinfectives for syst use]/ J [Противомикробные
препараты для системного использования] 11,7% 12,3% 2,2%
3 3 N [Nervous system]/N [Препараты для лечения
заболеваний нервной системы] 10,6% 10,8% 5,6%
4 4 R [Respiratory system]/R [Препараты для лечения заболеваний респираторной системы] 10,6% 10,4% 8,6%
5 5 L [Antineoplastic&immunomod ag]/L [Противо-
опухолевые препараты и иммуномодуляторы] 10,0% 10,2% 4,3%
6 6 C [Cardiovascular system]/C [Препараты для лечения
заболеваний сердечно-сосудистой системы] 10,0% 10,1% 6,4%
7 7 B [Blood & blood forming organs]/B [Препараты,
влияющие на кроветворение и кровь] 7,0% 7,0% 6,5%
8 8 M [Musculo-skeletal system]/M [Препараты для лечения
заболеваний костно-мышечной системы] 6,6% 6,3% 11,8%
9 9 G [G/urinary syst & sex hormone]/G [Препараты для лечения
заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны] 5,5% 5,5% 7,9%
10 10 D [Dermatologicals]/D [Препараты
для лечения заболеваний кожи] 4,5% 4,1% 17,8%
11 11 S [Sensory organs]/S [Препараты
для лечения заболеваний органов чувств] 2,2% 2,2% 9,8%
12 12 ~ [~] 1,9% 1,9% 7,2%
13 13 V [Various]/V [Прочие лекарственные препараты] 0,9% 1,0% -0,6%
H [Syst horm prep excl sex horm]/
14 14 H [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)] 0,8% 1,0% -5,8%
P [A/parasitic prod insec&repel]/
15 15 P [Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты] 0,3% 0,3% -5,2%
противоэпилептического препарата Лирика Pfizer, что вызвало его перемещение с 66-го на 18-е место в рейтинге. Рост продаж на 60% позволил препарату Кагоцел («Ниармедик плюс») подняться с 23-го на 9-е место и впервые войти в состав топ-10. Высокие темпы роста обеспечили также значительный прогресс в рейтинге препаратам Экзо-дерил Sandoz (+58%) и Кардиомагнил Nycomed/Takeda (+43%), продвинувшимся с 38-й до 15-й и с 35-й до 17-й позиции соответственно. По сравнению с предыдущим годом топ-25 обновился также за счет Пенталгина («Фарм-стандарт») (+20%) и АЦЦ Sandoz (+14%), занявших соответственно 21-е и 24-е места.
Примерно половина всех препаратов, представленных в топ-25, показала темпы роста на уровне или выше, чем в среднем по всему российскому фармацевтическому рынку. Соответственно, у другой половины темпы роста были ниже, в т. ч. 5 препаратов характеризовались отрицательной динамикой. В то же время в целом по сравнению с предыдущим годом доля топ-25 не изменилась, составив 12,7%. В состав топ-25 торговых наименований входят три препарата, закупаемых по программе «7 нозологий» — Мабте-ра Roche (+19%), Велкейд J&J (+15%) и Компаксон Тева (+0%) (занимают соответственно 1, 3 и 5-ю позиции), а также Герцептин Roche (+13%), возглавляющий рейтинг закупок по программе ОНЛС. Среди лидеров рейтинга госпитальных закупок в составе топ-25, помимо раствора Натрия хлорид, фигурирует еще только Калетра AbbVie (+7,6%). Остальные препараты реализуются преимущественно через каналы коммерческой аптечной торговли и приобретаются населением за счет собственных средств. В их числе превалируют безрецептурные средства и препараты, не обладающие специфической активностью.
В топ-25 торговых наименований из числа локальных продуктов в 2013 г. вошли Арбидол (-3,6%), Натрия хлорид (-9,7%), Кагоцел (+60%), Мексидол (+9,2%), Анаферон (+6,7%) и Пенталгин (+20,5%).
Рейтинговые позиции АТС-групп первого уровня классификации по сравне-
нию с предыдущим годом не изменились (табл. 3). Наиболее высокие темпы роста продаж были продемонстрированы группами D [Препараты для лечения заболеваний кожи] (+17,8%) и M [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы] (+11,8%). Динамика выше, чем в среднем по рынку, была характерна также для групп А [Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ] (+8%), R [Средства, действующие на респираторную систему] (+8,6%), G [Средства, влияющие на мочеполовую систему и половые гормоны] (+7,9%), S [Средства, действующие на органы чувств] (+9,8%).
Состав топ-15 АТС2-групп классификации не изменился, но наблюдались перестановки в рейтинге (табл. 4). На 2-е место переместилась группа J01 [Антибактериальные средства для системного применения], продажи которой незначительно сократились. Это позволило группе L01 [Противоопухолевые препараты] даже при относительно низких темпах роста (+3,6%) выйти на 1-е место. Скромные показатели были характерны также для группы L06 [Иммуностимуляторы] (+4,1%), спустившейся с 4-го на 5-е место. Наиболее высокая динамика из числа топ-15 была характерна для J05 [Противовирусные средства для системного применения] (+14,9%) и М01 [Противовоспалительные и противоревматические средства] (+13,8%). Первая из этих групп осталась на 3-м месте в рейтинге, а вторая поднялась с 6-й на 4-ю позицию. Всего темпы роста выше, чем в среднем по рынку, показали 11 лидирующих фар-макотерапевтических групп. На долю топ-15 приходится примерно 48% всех продаж на российском рынке. Региональный рейтинг в верхней своей части мало изменился, и наиболее крупные и экономически развитые регионы продолжили лидировать по объему потребления ЛС (табл. 5). В то же время динамика региональных рынков отличалась. Например, Москва показала относительно низкие темпы роста (+4,5%), Московская область — умеренные (+9,1%), а Санкт-Петербург — достаточно высокие (+15%). Наиболее значительную динамику (+20% и выше) из числа регионов, вошедших в топ-15,
показали Свердловская, Ростовская, Волгоградская и Нижегородская области. Сокращение стоимостных объемов рынка было характерно для Новосибирской области.
Таким образом, в 2013 г. произошло значительное замедление динамики российского фармацевтического рынка, вызванное ухудшением экономической ситуации, а также фактической остановкой роста расходов на здравоохранение в целом по стране (см. раздел «Макроэкономическая среда», табл. 1 и 2). Достигнутый рост рынка был обеспечен увеличением коммерческих аптечных продаж и поставок по программе «7 нозологий». Госпитальные закупки оказали негативное воздействие, а поставки по ОНЛС практически не повлияли на общую динамику. Динамика коммерческих аптечных продаж была вызвана переключением спроса на более дорогостоящую продукцию, а также ростом цен на препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП. Впервые после кризиса по итогам 2013 г. структурные сдвиги оказались ведущим фактором роста аптечного сегмента. В начале года на фоне повышения темпов роста доходов населения были зафиксированы высокие показатели аптечных продаж, однако в силу ухудшения экономической ситуации и снижения динамики реальных денежных доходов населения ситуация на аптечном рынке постепенно ухудшилась.
Структурные сдвиги в пользу более дорогих лекарств наблюдались также в сегменте федеральной льготы, в то время как в госпитальном секторе была отмечена противоположная тенденция, компенсируемая в определенной мере ростом цен на отечественные препараты. В натуральных показателях продажи во всех секторах рынка сократились (исключение составила программа «7 нозологий»), причем в полной мере это коснулось как ЖНВЛП, так и не-ЖНВЛП, что было вызвано усилившейся тенденцией устранения с рынка относительно дешевой продукции с низкими показателями рентабельности. Рынок в целом развивался в условиях опережающих темпов роста ОТС и препаратов, не включенных в перечень
таблица Топ-15 АТС2-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2013 г.
Место в рейтинге АТС2 ТН Показатели продаж, руб., конечные цены (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Приросты 2013 г. к 2012 г.
1 2 L01 [Antineoplastic agents]/L01 Противоопухолевые препараты] 5,0% 5,1% 3,6%
1 1 Мабтера 21,6% 18,8% 19,0%
2 2 Велкейд 15,4% 13,8% 15,4%
3 3 Герцептин 9,3% 8,5% 13,3%
4 4 Авастин 5,7% 5,1% 17,1%
5 5 Филахромин Фс 5,2% 3,0% 80,1%
2 1 J01 [Antibacterials for syst use]/J01
[Антибактериальные препараты для системного использования] 4,9% 5,3% -0,4%
1 2 Амоксиклав 6,1% 5,7% 6,8%
2 1 Сумамед 6,0% 6,0% -1,8%
3 3 Флемоксин Солютаб 4,2% 4,0% 3,2%
4 4 Аугментин 2,7% 2,7% 1,0%
5 5 Цефтриаксон 2,4% 2,0% 22,9%
3 3 J05 [Antivirals for systemic use]/J05
[Противовирусные препараты для системного применения] 4,5% 4,2% 14,9%
1 1 Арбидол 13,5% 16,1% -3,6%
2 3 Кагоцел 11,2% 8,0% 59,9%
3 2 Калетра 9,8% 10,5% 7,6%
4 5 Ингавирин 6,2% 3,1% 128,7%
5 4 Презиста 5,4% 5,9% 6,0%
4 6 M01 [Antiinflam & antirheum prod]/
M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 3,7% 3,4% 13,8%
1 2 Найз 9,7% 9,9% 12,2%
2 1 Мовалис 8,5% 10,1% -4,8%
3 3 Терафлекс 6,4% 7,1% 2,6%
4 4 Нимесил 5,5% 4,9% 27,8%
5 5 Нурофен для детей 4,5% 4,7% 8,7%
5 4 L03 [Immunostimulants]/L03 [Иммуностимуляторы] 3,6% 3,6% 4,1%
1 1 Копаксон-Тева 17,6% 18,3% 0,0%
2 2 Анаферон 10,5% 10,2% 6,7%
3 3 Генфаксон 8,7% 8,8% 2,6%
4 4 Виферон 7,8% 42,7% 3,7%
5 5 Пегасис 6,0% 5,8% 7,9%
6 7 R05 [Cough and cold preparations]/
R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 3,2% 3,2% 8,8%
1 1 Лазолван 11,0% 12,3% -2,5%
2 2 АЦЦ 10,8% 10,2% 14,4%
3 3 Антигриппин 6,0% 5,6% 17,9%
4 4 Амбробене 5,2% 5,1% 9,3%
5 5 Синекод 5,0% 4,6% 18,2%
7 5 N02 [Analgesics]/N02 [Анальгетики] 3,2% 3,5% -1,7%
1 1 Пенталгин 11,5% 9,4% 20,5%
2 2 Терафлю 8,6% 7,8% 9,2%
3 3 Спазмалгон 4,9% 4,2% 15,0%
4 4 Терафлю Экстра 4,4% 3,7% 16,7%
5 5 КолдрексХотрем 3,9% 3,5% 10,0%
8 8 C09 [Ag act renin-angiotens syst]/
C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,0% 2,9% 9,0%
1 1 Престариум А 10,1% 10,3% 7,0%
таблица (окончание) Топ-15 АТС2-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2013 г.
Место в рейтинге Показатели продаж, руб., конечные цены (доли АТС-групп от всего
АТС2 ТН рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Приросты 2013 г. к 2012 г.
2 3 Лозап плюс 6,9% 6,5% 17,3%
3 2 Диротон 6,4% 8,1% -14,1%
4 5 Лозап 5,7% 5,1% 21,3%
5 4 Нолипрел А Форте 5,0% 5,2% 4,7%
9 9 R01 [Nasal preparations]/R01 [Назальные препараты] 2,7% 2,6% 11,3%
1 1 Тизин Ксило 8,1% 8,3% 8,6%
2 3 Отривин 7,8% 7,3% 19,7%
3 2 Аква Марис 6,8% 7,8% -3,8%
4 5 Снуп 6,1% 3,9% 72,1%
5 4 Називин 5,7% 6,4% -1,8%
10 10 A11 [Vitamins]/A11 [Витамины] 2,6% 2,5% 8,7%
1 1 Магне Б6 8,7% 8,8% 8,4%
2 3 Супрадин 7,3% 6,0% 33,0%
3 2 Мильгамма 6,4% 8,0% -12,6%
4 5 Элевит Пронаталь 5,3% 4,4% 31,2%
5 4 Компливит 4,7% 5,1% 0,1%
11 11 G03 [Sex horm&modulat genital sys]/G03 [Гормоны половых желез
и препараты, применяемые при патологии половой сферы] 2,5% 2,5% 9,6%
1 1 Дюфастон 12,0% 12,8% 2,1%
2 2 Ярина 9,4% 10,4% -0,9%
3 3 Джес 7,4% 7,4% 8,9%
4 4 Жанин 5,2% 5,6% 2,9%
5 5 Утрожестан 4,3% 3,9% 21,0%
12 12 N06 [Psychoanaleptics]/N06 [Психоаналептики] 2,3% 2,4% 3,5%
1 1 Церебролизин 9,9% 10,7% -3,8%
2 2 Кортексин 9,1% 8,9% 6,3%
3 3 Танакан 5,9% 6,0% 0,9%
4 5 Цераксон 5,8% 4,9% 22,2%
5 4 Фенотропил 5,3% 5,0% 11,0%
13 14 A10 [Drugs used in diabetes]/
A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 2,3% 2,2% 12,3%
1 1 Лантус СолоСтар 12,7% 13,0% 9,8%
2 2 Диабетон МВ 7,2% 7,3% 10,3%
3 3 Левемир Флекспен 5,3% 5,0% 18,0%
4 4 Лантус 4,3% 4,6% 5,1%
5 5 Глюкофаж 4,1% 4,1% 12,6%
14 15 B01 [Antithrombotic agents]/B01 [Антикоагулянты] 2,3% 2,2% 11,8%
1 1 Кардиомагнил 17,0% 13,2% 43,3%
2 2 Клексан 12,8% 12,7% 12,7%
3 3 Плавикс 9,3% 10,4% 0,4%
4 4 Фраксипарин 7,3% 8,2% 0,2%
5 5 Тромбо АСС 4,8% 5,9% -7,6%
15 13 A07 [Intestinal antiinfectives]/A07 [Противодиарейные препараты] 2,3% 2,3% 8,3%
1 1 Линекс 23,2% 23,4% 7,3%
2 2 Бифиформ 8,4% 8,1% 12,5%
3 3 Хилак Форте 7,4% 7,4% 8,2%
4 4 Энтеросгель 7,3% 6,6% 20,2%
5 5 Уголь активированный 6,2% 5,2% 29,0%
таблица Топ-15 регионов по доле в составе рынка ЛС России, 2013 г.
Место в р ейтинге Регион Показатели продаж, руб., конечные цены
2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Прирост к 2012 г.
1 1 Moscow/MocKBa 16,4% 16,8% 4,5%
2 2 Moscow Region/Московская обл. 5,3% 5,2% 9,1%
3 3 Saint Petersburg/Санкт-Петербург 4,8% 4,5% 15,0%
4 4 Krasnodar Region/Краснодарский край 3,2% 3,1% 10,4%
5 7 Sverdlovsk Region/Свердловская обл. 3,1% 2,8% 19,1%
6 5 Tyumen Region/Тюменская обл. 3,0% 2,9% 11,2%
7 8 Southern FD, Rest/остальные субъекты Южного ФО 2,6% 2,7% 4,9%
8 9 Samara Region/Самарская обл. 2,5% 2,6% 2,5%
9 10 Tatarstan Republic/Респ. Татарстан 2,4% 2,4% 8,6%
10 13 Rostov Region/Ростовская обл. 2,3% 2,0% 20,4%
11 11 Bashkortostan Republic/Респ. Башкортостан 2,2% 2,3% 0,4%
12 18 Volgograd Region/Волгоградская обл. 2,0% 1,7% 22,5%
13 12 Novosibirsk Region/Новосибирская обл. 1,8% 2,1% -4,8%
14 20 Nizhny Novgorod Region/Нижегородская обл. 1,8% 1,6% 20,8%
15 17 Krasnoyarsk Region/Красноярский край 1,8% 1,7% 8,6%
Итого топ-15 55,1% 55,6%
ЖНВЛП, что не способствовало улучшению структуры потребления лекарственных препаратов в России. В 2013 г. продолжилась также негативная тенденция последних лет, выражающаяся в сокращении доли возмещаемого сектора фармацевтического рынка (за счет госпитального) и увеличении — коммерческого, оплачиваемого из средств потребителей (рис. 3). Эта тенденция, как и ранее, была характерна не только для рынка в целом, но также отдельно — для сегментов рецептурных препаратов и ЖНВЛП (рис. 9 и 10). Положительные процессы в возмещаемом секторе, соответствующие цивилизованным трендам, проявились в увеличении доли возмещаемых препаратов в сегментах МНН, не имеющих патентной защиты, и одновременно — усилении позиций целого ряда оригинальных средств, защищенных патентами. В противоположность тенденции прошлых лет, в соответствии с которой российские производители в стоимостных показателях постепенно наращивали свои позиции на внутреннем рынке, в 2013 г. их доля выросла исключительно в рамках поставок по программе «7 нозологий». Конкуренцию российским импортозамещающим препа-
ратам в целом ряде привлекательных сегментов успешно составляют зарубежные воспроизведенные препараты. Как показывают рейтинги (в целом по рынку, а также по его отдельным секторам), состав и положение лидирующих зарубежных корпораций существенных изменений не претерпели. Однако многие из них реализуют проекты по локализации производства своей продукции на территории России, что уже сейчас в реальности изменило картину рынка с точки зрения соотношения доли импорта и внутреннего производства.
Оценивая перспективы развития российского фармацевтического рынка, необходимо исходить из того, что по результатам I квартала 2014 г. в российской экономике наблюдался спад. Согласно базовому консервативному прогнозу2, который, однако, по состоянию на конец апреля еще не был принят правительством, в 2014 г. темпы роста российской экономики составят только 0,5% (см. раздел «Макроэкономическая среда», табл. 1). Темпы роста доходов населения в 2014 г. прогнозируются всего лишь на уровне 0,6%. Даже
2 Данный прогноз не предполагает каких-то серьезных экономических санкций.
если будут предприняты дополнительные стимулирующие меры, российская экономика в 2014 г. не сможет преодолеть стагнацию. Можно предположить, что в этих экономических условиях темпы роста аптечных продаж безрецептурных препаратов останутся на прежнем уровне, а рецептурных (в силу меньшей эластичности спроса по доходам населения) — увеличатся в пределах прогнозируемой инфляции (6%).
Согласно базовому консервативному прогнозу, по мере улучшения ситуации в 2015 г. российская экономика сможет вырасти на 2,4%, в 2016 г. — на 2,2%. Темпы роста доходов населения составят 2,4 и 2,2% соответственно. Можно предположить, что в эти годы темы роста всех аптечных продаж будут соответствовать росту доходов населения и прогнозируемой инфляции (т. е. на фоне роста доходов населения активизируется спрос не только на рецептурные, но и безрецептурные препараты).
Как было показано в разделе «Макроэкономическая среда», увеличения финансирования льготного лекарственного обеспечения в 2014—2016 гг., судя по всему, не произойдет. Это определяется
исунок фф Прогноз развития российского фармацевтического рынка до 2016 г.
800 700
\о
^ 600 сс
5 500 I 400 1 300
0
1 200 100
Динамика к предыдущему году %
56
222
* Прогноз «Ремедиума»
0
тенденциями прошлых лет и сформированными бюджетными планами. В условиях дефицита финансирования здравоохранения не приходится также ожидать увеличения стоимостных объемов закупок лекарств больницами, медицинскими учреждениями федерального подчинения, поликлиниками. В принципе, если оглянуться назад, можно констатировать, что достигнутый в настоящее время объем расходов на лекарственное обеспечение соответствует сравнительно высокому уровню. Кроме того, существуют определенные резервы для экономии затрат, что в
сложной экономической ситуации будет являться поводом для того, чтобы не повышать на эти цели расходы бюджета и средств фонда ОМС. В связи с этим можно прогнозировать, что стоимостные объемы возмещаемого сектора российского фармацевтического рынка в перспективе трех лет сохранятся на прежнем уровне. Составляя общий прогноз развития всего российского фармацевтического рынка, необходимо также учесть включение в состав России еще двух субъектов Федерации и приращение населения страны примерно на 2 млн человек.
Как представляется, этот фактор может быть учтен с 2015 г. в качестве общего прироста рынка на 1%. В результате суммирования сформированных прогнозов по отдельным секторам оказывается, что в 2014 г. российский фармацевтический рынок в оптовых ценах в рублях может вырасти до 664 млрд руб., что составит 2% к показателям 2013 г. В 2015 и 2016 гг. рынок увеличится соответственно до 697 и 733 млрд руб., а темпы роста составят в среднем 5% в год (рис. 11).
АНАЛИЗ РЫНКОВ