Научная статья на тему 'Российский фармацевтический рынок: итоги и прогнозы'

Российский фармацевтический рынок: итоги и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЖНВЛП / ЛПУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Согласно данным IMS Health, российский фармацевтический рынок (совокупные аптечные продажи, госпитальные закупки и поставки по федеральным программам льготного лекарственного обеспечения) вырос на 13% в оптовых ценах (до 737,24 млрд руб.) и на 12% в конечных (до 875,30 млрд руб.) (рис. 1). По сравнению с 2013 г. темпы роста в национальной валюте удвоились, кроме того, отрицательная динамика натуральных объемов сменилась на положительную. В то же время в долларовом эквиваленте на фоне падения рубля объемы рынка сократились: в оптовых ценах на 6% (до 19,24 млрд долл.), в конечных на 7% (до 22,86 млрд долл.). В расчете на душу населения потребление лекарств в стоимостном выражении увеличилось на 10% и составило 5 991 руб. (рис. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский фармацевтический рынок: итоги и прогнозы»

66 I ИТо°141 PfMtDuuM

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

Российский фармацевтический

рынок: итоги и прогнозы

Согласно данным IMS Health, российский фармацевтический рынок (совокупные аптечные продажи, госпитальные закупки и поставки по федеральным программам льготного лекарственного обеспечения) вырос на 13% в оптовых ценах (до 737,24 млрд руб.) и на 12% — в конечных (до 875,30 млрд руб.) (рис. 1). По сравнению с 2013 г. темпы роста в национальной валюте удвоились, кроме того, отрицательная динамика натуральных объемов сменилась на положительную. В то же время в долларовом эквиваленте на фоне падения рубля объемы рынка сократились: в оптовых ценах — на 6% (до 19,24 млрд долл.), в конечных — на 7% (до 22,86 млрд долл.). В расчете на душу населения потребление лекарств в стоимостном выражении увеличилось на 10% и составило 5 991 руб. (рис. 2).

Позитивная динамика российского фармацевтического рынка определялась увеличением аптечных коммерческих продаж и госпитальных закупок. Влияние поставок по федеральным программам льготного лекарственного обеспечения было небольшим. Структура рынка в разрезе отдельных сегментов в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом изменилась в пользу госпитального сегмента, который составил 14,4% от всего рынка в натуральном выражении, 21% — в оптовых ценах (рис. 3). На долю аптечного сегмента пришлось соответственно 84 и 66,5%, сектора федеральных льготных программ — 1,7 и 12,4%. С учетом закупок по региональным льготным программам (подробно см.

раздел «Закупки по региональным программам льготного лекарственного обеспечения») объем российского фармацевтического рынка в 2014 г., согласно данным IMS Health, оценивался в 775 млрд руб. (20,2 млрд долл.) в оптовых ценах. Доля этого сегмента в структуре всего российского фармацевтического рынка оценивается примерно 5%. В приведенном далее анализе общего состояния российского фармацевтического рынка эти данные не учитывались. Стоимостные продажи препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП (не-ЖНВЛП), в 2014 г. росли несколько быстрее по сравнению с ЖНВЛП (соответственно +14,7 и +11,9% в оптовых ценах в руб.) (рис. 4). Определялось это прежде всего относительно высоким

ростом цен на не-ЖНВЛП, причем в розничном сегменте, где продажи этой категории препаратов превалируют. В отличие от стоимостных показателей продажи в упаковках увеличились только у ЖНВЛП (+3,7%), в то время как у не-ЖНВЛП они даже немного уменьшились (рис. 4).

В структуре рынка в натуральных показателях в 2014 г. доля ЖНВЛП увеличилась на 1 п.п. по сравнению с предыдущим годом и составила 49,4% (рис. 5). В стоимостном выражении изменения в структуре рынка были незначительными, но не в пользу ЖНВЛП (доля в оптовых ценах составила 51,7%, в конечных ценах — 48,6%). Препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, почти полностью составляют закупки по федеральным льготным программам и более 3/4 — в госпитальном секторе, в то же время в структуре розничных продаж на их долю приходится только 36% в стоимостных показателях. Ранее тенденция увеличения доли не-ЖНВЛП в структуре рынка в стоимостном выражении (при сокращении — в упаковках) была более проявленной. В течение двух предыдущих лет наблюдалось также небольшое увеличение доли

рисунок ф Динамика рынка ЛС России, 2012—2014 гг.

25

20

15

S4 + + <

= 10

Динамика к предыдущему году

Оптовые цены, долл.

Конечные цены, долл.

Упаковки

□ — 2012 □— 2013 □— 2014

рисунок Уровень потребления ЛС

на душу населения в конечных ценах, 2012—2014 гг.

2012

2013

2014

| |— конечные цены, долл. Ц — динамика, руб. | |— конечные цены, руб. Ц — динамика, долл.

5

рисунок^^ Динамика продаж ЖНВЛП на рынке ЛС, 2013—2014 гг.

12 -

10 _

5

8 _

да о 6 -

п

X е 4 -

2 -

0 _

Оптовые цены, долл.

Конечные цены, долл.

Упаковки

И — ЖНВЛП □— не-ЖНВЛП

ОТС в структуре всего российского рынка, что определялось опережающим ростом продаж этой группы препаратов в розничном сегменте (рис. 6). В 2014 г. эта тенденция сменилась на противоположную, в результате чего доля Rx в структуре всего рынка увеличилась: в натуральном выражении — на 2,1 п.п. и составила 41,6%, в стоимостном — на 1,1 п.п. и составила 66,5% в оптовых ценах. Анализ распределения стоимостных продаж по ценовым диапазонам показал следующее. В аптечном сегменте наблюдалось сокращение доли продаж лекарств стоимостью до 300 руб. на 2,4 п.п. до 65,8%, при этом доля препаратов,

относящихся к ценовым сегментам до 4 000 руб., напротив, выросли (в общей сложности с 48,8 до 51,6%) (рис. 7). В целом, как и ранее, препараты стоимостью до 2 000 руб. составили примерно 95% всех розничных продаж. В структуре госпитальных закупок доли самых верхних и самых нижних ценовых интервалов мало изменились (рис. 7). В то же время наблюдался рост доли продаж препаратов, относящихся к ценовым диапазонам от 300 до 2 000 руб. (в общей сложности на 3,2 п.п. до 29,6%), и одновременно сокращение доли препаратов стоимостью от 2 000 до 10 000 руб. (на 2,9 п.п. до 21,9%).

В сегменте ОНЛС/«7 нозологий» наиболее заметные изменения коснулись самых верхних ценовых диапазонов (рис. 7). Примерно на 1 п.п. сократилась доля поставок самых дорогих препаратов (по ценам выше 20 000 руб.) и увеличилась — препаратов стоимостью от 10 000 до 20 000 руб. (составили соответственно 43,7 и 11,2%). Несмотря на перераспределение продаж в пользу более низких ценовых диапазонов, в общей сложности на долю этих лекарств, как и ранее, пришлось почти 55% всех поставок.

Состав топ-25 компаний-производителей по продажам в оптовых ценах не

рисунок^Ф Динамика доли ЖНВЛП в структуре рынка ЛС, 2013—2014 гг.

рисунок^Ф Динамика доли Rx/ОТС в структуре рынка ЛС, 2013—2014 гг.

рисунок Распределение продаж ЛС по ценовым диапазонам (руб.), 2013—2014 гг.

100

80

60

40

20

0,1 0,4 0,2

0,2 0,4

- 0,8 0,9

3.2 7.3 3,7 7,7

6,6 6,8

13,2 14,3

— 18,4 19,1

- 18,8 18,1

- 18,5 17,2

12,5 1 11,5

19.2

9,6 6,2

8.3

10.3

7,6

6.4 5,4 7,1 4,6 5,3 10,2

18,6

9.3 6,2 6,6 9,1

7.5 8,8 5,8

7.6

4.4 5,0 11,2

44,7

43,7

10,0 7,2 11,2

5,2 6,9 4,9

10,8 12,5

5,2 4,9 5,1 4,5 2,3

2,3

3,3 3,0

2,2 2,4 2,0 2,4

2,0 | 1,6 |

Аптечный сектор, 2014

Аптечный сектор, 2013

□ — « 100 □ — > 100 & « 200

□ — > 200 & « 300

□ — > 300 & « 500

Госпитальный Госпитальный ОНЛС / «7но- ОНЛС / «7но-сектор, 2013 сектор, 2014 зологий», 2013 зологий», 2014

□ — > 500 & « 800

□ — > 800 & « 1 200 □ — > 1 200 & « 2 000 □ — > 2 000 & « 4 000

□ — > 4 000 & « 7 000

□ — > 7 000 & « 10 000

□ — > 10 000 & « 20 000 □ — > 20 000

изменился, произошли только определенные перестановки в рейтинге (табл. 1). Лидирующие места по-прежнему принадлежат Sanofi и Novartis (вкл. Sandoz). Однако динамика продаж препаратов этих компаний (соответственно +6,2 и +6,1%) была ниже, чем темпы роста всего российского рынка, в результате их доли в структуре рынка сократились и составили по 5,3%. В настоящее время подавляющая часть продаж Novartis (вкл. Sandoz) обеспечивается за счет аптечного сектора (85%), где эта компания возглавляет рейтинг, в то время как на долю двух других сегментов приходится только примерно по 7% (на долю сегмента федеральной льготы еще в 2012 г. приходилась примерно 1/4). Продажи Sanofi остаются более диверсифицированными. Несмотря

таблица Топ-25 корпораций по объему продаж на рынке ЛС России, 2014 г.

Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб., оптовые цены Доли сегментов в 2014 г., руб., оптовые цены

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Прирост к 2013 г. % Аптечный % Госпитальный % ОНЛС/ «7 нозологий»

1 1 Sanofi-Aventis 5,3% 5,6% 6,2% 65,7% 20,3% 14,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 2 Novartis (incL. Sandoz) 5,3% 5,6% 6,1% 85,4% 7,4% 7,1%

3 3 Bayer HeaLthCare 3,6% 3,6% 11,6% 84,1% 13,9% 2,1%

4 4 Roche 3,4% 3,5% 7,3% 8,8% 27,7% 63,5%

5 6 Johnson & Johnson 3,2% 3,1% 16,2% 40,2% 22,4% 37,5%

6 5 Teva 3,1% 3,4% 3,5% 64,5% 7,0% 28,4%

7 7 Nycomed/Takeda 3,0% 2,9% 16,6% 82,4% 16,8% 0,8%

8 8 Servier 2,8% 2,9% 11,2% 88,3% 6,8% 4,9%

9 11 Pf'zer 2,4% 2,1% 35,1% 77,0% 20,3% 2,7%

10 9 Menarini 2,3% 2,5% 4,3% 84,6% 13,6% 1,8%

11 14 Gedeon Richter 2,1% 2,0% 13,7% 88,7% 10,7% 0,7%

12 13 Abbott 2,1% 2,1% 11,5% 90,5% 7,0% 2,5%

13 12 Merck Sharp Dohme 2,0% 2,1% 7,0% 49,1% 36,2% 14,7%

14 10 Otcpharm 1,9% 2,2% 1,2% 99,6% 0,0% 0,4%

15 15 Stada 1,8% 2,0% 4,2% 88,4% 10,7% 0,9%

16 16 Boehringer I 1,7% 1,8% 8,9% 68,2% 19,0% 12,8%

17 17 GLaxoSmithKLine 1,7% 1,7% 12,6% 45,0% 47,0% 8,0%

18 18 AstraZeneca 1,7% 1,7% 14,4% 48,5% 28,0% 23,5%

19 19 KRKA 1,7% 1,7% 12,8% 85,6% 7,7% 6,6%

20 20 Pharmstandart (incL. Generium) 1,7% 1,6% 11,7% 51,2% 15,3% 33,5%

21 21 AsteLLas Pharma 1,5% 1,5% 11,5% 83,2% 11,2% 5,6%

22 22 Dr Reddys Lab 1,2% 1,2% 12,5% 95,0% 4,3% 0,7%

23 24 Actavis 1,1% 0,9% 38,2% 93,7% 4,7% 1,6%

24 23 VaLenta 1,0% 0,9% 30,8% 90,4% 6,8% 2,7%

25 25 Baxter Int 0,9% 0,8% 13,9% 0,0% 30,5% 69,5%

Итого топ-25 58,6% 59,2%

%

0

на отставание от общих тенденций, Sanofi продолжает занимать 2-е место на госпитальном рынке и 4-е — в сегменте федеральных льготных программ.

Помимо двух лидеров из числа топ-10 сохранили свои рейтинговые позиции также Bayer Healthcare (+11,6%) и Roche (+7,3%) (соответственно 3-е и 4-е места), а также Nycomed/Takeda (+16,6%) и Servier (+11,2%) (7-е и 8-е места) (табл. 1). В связи со значительно более высокими темпами роста корпорация J&J (+16,2%) обогнала Teva (+3,5%) и заняла 5-е место в рейтинге. С 11-го на 9-ю позицию переместился Pfizer (+35%), оттеснив на 10-е место Menarini (+4,3%). В большинстве своем представители топ-10, как и Novartis и Sanofi, являются лидерами розничного рынка, и доля этого сегмента в структуре всех продаж этих компаний превалирует. Исключение составляют J&J и Roche. Для J&J характерна диверсифицированная структура продаж, при этом на долю госпоставок приходится 63%. В свою очередь, Roche является единственной компанией из состава топ-10, в структуре продаж которой превалируют поставки по федеральной льготе (63,5%), и с учетом госпитального сектора доля всех госпоставок составляет 91%. Еще одной такой компанией, уже из состава топ-25, является Baxter, чья продукция на розничном рынке в принципе не представлена.

Помимо названных компаний-производителей, госзакупки не менее 1/2 составляют также в структуре продаж MSD (51%), GSK (55%), AstraZeneca (51,5%), занимающих соответственно 13, 17 и 18-е места. Немногим менее половины госзакупки составляют в структуре реализации ОАО «Фармастандарт» (включая ЗАО «Генериум»). После выделения безрецептурного направления в отдельный бизнес компания ОАО «Оти-сифарм» заняла 14-е место в общем рейтинге, а ОАО «Фармстандарт» — 20. При этом при сравнении с предыдущим годом стоимостные продажи безрецептурных препаратов, доставшихся «Отисифарм», почти не изменились, а рецептурных — выросли на 11,7%. Среди компаний, входящих в топ-25, наиболее высокие темпы роста продаж были продемонстрированы Pfizer (+35%),

переместившимся с 11-го на 9-е место, а также компаниями Actavis (+38%) и ЗАО «Валента» (+31%), которые остались на 23-й и 24-й позиции соответственно. Из числа российских производителей в состав топ-25 вошла также компания Stada (+4,2%), сохранившая за собой 15-е место в рейтинге. Без учета локализованных производств доля российских компаний в структуре рынка в стоимостном выражении по итогам 2014 г. оценивалась примерно в 22%, т. е. на уровне предыдущего года (рис. 8).

Топ-25 торговых наименований в 2014 г., как и прежде, включает совершенно разные по своему статусу препараты (табл. 2). В частности, 9 торговых наименований относятся к OTC. Эти и еще 8 рецептурных препаратов реализуются через аптеки и оплачиваются из средств населения. Через систему госзакупок осуществляются поставки только 8 препаратов.

Два лидера программы «7 нозоло-гий» — Мабтера Roche (+8,7%) и Вел-кейд J&J (+18%) — возглавили общий рейтинг торговых наименований по продажам в конечных ценах. Однако третий по объемам поставок в этой программе препарат — Компаксон-Тева (+4%) занял только 5-е место. Его, как и ранее, обогнали лидеры розничного рынка — Эссенциале Н Sanofi (+7%) и Актовегин Nycomed/Takeda (11%). Среди других представителей рынка госзакупок в состав топ-25, помимо растворов Натрия хлорида, вошли также Герцептин Roche (+22%), Калетра AbbVie (+11%), Лантус СолоСтар (Insulin Glargine) Sanofi (+12%). На 23-м месте оказалась также вакцина Превенар Pfizer, впервые закупленная в рамках национального календаря прививок. Если в 2013 г. одним из лидеров по темпам роста продаж (+60%) в составе топ-25 был российский противовирусный препарат Кагоцел ООО «Ниармедик плюс», ныне показавший динамику примерно на уровне всего рынка (+14%), то в 2014 г. высокие темпы роста (+53%) наблюдались у другого отечественного препарата аналогичного профиля — Ингаверин ЗАО «Валента». В недавнем прошлом лидер этого направления — Арбидол ОАО «Отиси-фарм» продемонстрировал значительное сокращение продаж (на 22%). Всего

в состав топ-25 вошло 6 препаратов отечественного производства (вышеназванные + раствор Натрия хлорида, Мексидол и Пенталгин). Рейтинговые позиции АТС-групп первого уровня классификации по сравнению с предыдущим годом мало изменились (табл. 3)- В связи с более высокими темпами роста группа С [Препараты для лечения сердечно-сосудистой системы] (+15%) опередила R [Средства, действующие на респираторную систему] (+8,8%) и заняла 4-е место в рейтинге. Наиболее высокая динамика была характерна для группы V [Прочие лекарственные средства] (+39%). Состав топ-15 АТС-групп второго уровня классификации не изменился, но наблюдались перестановки в рейтинге (табл. 4). Наиболее высокая динамика была характерна для группы В01 [Антикоагулянты] (+23%), которая переместилась с 15-го на 11-е место в рейтинге. Вторая по скорости роста продаж группа С09 [Препараты, влияющие на ре-нин-ангиотензиновую систему] (+18%) также улучшила свой рейтинг (с 8-й до 6-й позиции). Темпы роста выше, чем в среднем по рынку, показали 7 лидирующих фармакотерапевтических групп. На долю топ-15 в 2015 г. пришлось примерно 40% всех продаж, в то время как годом ранее эта доля составляла 48%. Рейтинг региональных рынков в 2014 г. мало изменился, и наиболее крупные и экономически развитые регионы продолжили лидировать по объему потребления лекарственных средств (табл. 5). Большинство субъектов федерации, составляющих топ-15, демонстрируют двузначные темпы роста фармацевтического рынка. Самый быстрый рост, согласно данным аудита, был характерен для Новосибирской области (+28%). Относительно высокие показатели динамики (+18—19%) были характерны также для Московской, Свердловской и Челябинской областей.

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в 2014 г. рост российского фармацевтического рынка в национальной валюте значительно ускорился (после замедления, которое произошло в предыдущем году на фоне начала ухудшения макроэкономической

таблица Топ-25 торговых наименований по объему продаж на рынке ЛС России, 2014 г.

Место в рейтинге ТН MHH Показатели продаж, руб.,

конечные цены

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 1 Мабтера Rituximab 1,1% 1,1% 8,7%

2 3 Велкейд Bortezomib 0,9% 0,8% 18,1%

3 2 Эссенциале Н Phospholipids 0,9% 0,9% 7,4%

4 4 Актовегин Blood 0,7% 0,7% 10,7%

5 5 Копаксон-Тева Glatiramer acetate 0,6% 0,6% 3,9%

6 7 Натрия хлорид Sodium 0,6% 0,6% 20,7%

7 9 Кагоцел Kagocel 0,5% 0,5% 14,1%

8 11 Герцептин Trastuzumab 0,5% 0,5% 21,9%

9 8 Линекс Bifidobacterium infantis + enterococcus faecium + lactobacillus acidophilus 0,5% 0,5% 3,4%

10 10 Алфлутоп Fish 0,5% 0,5% 12,4%

11 13 Калетра Lopinavir + ritonavir 0,5% 0,4% 11,3%

12 17 Кардиомагнил Acetylsalicylic acid + magnesium 0,4% 0,4% 23,1%

13 6 Арбидол Umifenovir 0,4% 0,6% -22,2%

14 14 Мексидол Ethylmethylhydroxypyridine 0,4% 0,4% 13,7%

15 15 Экзодерил Naftifine 0,4% 0,4% 10,3%

16 16 Конкор Bisoprolol 0,4% 0,4% 12,6%

17 18 Лирика Pregabalin 0,4% 0,4% 11,7%

18 37 Ингавирин Imidazolyl ethanamide pentandioic acid 0,4% 0,3% 53,4%

19 19 Детралекс Diosmin + hesperidin 0,4% 0,4% 9,7%

20 20 Пенталгин Paracetamol + naproxen + caffeine + drotaverine + pheniramine 0,4% 0,4% 10,8%

21 21 Найз Nimesulide 0,4% 0,4% 11,8%

22 12 Виагра Sildenafil 0,4% 0,5% -15,3%

23 498 Превенар Vaccine, pneumococcal conjugate 0,3% 0,0% 4 869,4%

24 24 Гептрал Ademetionine 0,3% 0,3% 6,6%

25 30 Лантус СолоСтар Insulin glargine 0,3% 0,3% 12,0%

Итого топ-25 12,6% 12,7%

ситуации). Впервые за последние три года увеличились продажи в упаковках. Несмотря на то, что в долларовом эквиваленте в связи с девальвацией рубля размеры рынка уменьшились (-6% в оптовых ценах), драматического характера это сокращение все же не носило. Как и в предыдущие годы, основное влияние на общую динамику оказал аптечный сегмент, составляющий основную часть всего российского фармацевтического рынка. В то же время значительное влияние на рынок в целом оказало также увеличение закупок в госпитальном секторе. В прирост всего рынка в национальной валюте вклад розничных продаж составил 60%, госзакупок в госпитальном секторе — 37%, госпоставок по программам льготного

лекарственного обеспечения — 3%. Спрос на розничном рынке в течение большей части года поддерживался постепенным ослаблением рубля и инфляцией, которые подталкивали население приобретать лекарства впрок, опережая рост цен («бегство от инфляции»). Пик активности пришелся на конец года, когда в ноябре-декабре на фоне девальвации рубля и население, и институциональные покупатели проводили форсированные закупки рецептурных препаратов зарубежного производства по еще сохраняющимся старым ценам. Высокая потребительская активность на фармацевтическом рынке соответствовала общему потребительскому тренду, о котором можно судить по динамике объемов рознич-

ной торговли1. Предпосылкой для создания потребителями запасов лекарств послужили замороженные цены на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. В динамике аптечного сегмента ведущую роль сыграли сдвиги в структуре продаж в пользу более дорогостоящих препаратов, а также рост цен на препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП. В отличие от предыдущего года опережающими темпами (по отношению к ОТС) росли продажи рецептурных лекарств. В госпитальном секторе стоимостная динамика определялась в первую очередь увеличением натуральных объемов закупок. В рамках федераль-

1 По данным Росстата, в декабре 2014 г. по отношению к ноябрю оборот розничной торговли увеличился на 23,6%, к декабрю 2013 г. - на 5,3%.

рисунок Динамика доли российских/зарубежных препаратов в структуре рынка ЛС, 2013—2014 гг.

таблица Рейтинг АТС1-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2014 г.

Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб., конечные цены

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 1 A [Alimentary tract &metabolism]/A [Пищеварительный тракт и обмен веществ] 17,3% 17,3% 11,0%

2 2 J [Antiinfectives for syst use]/J [Противомикробные 11,9% 11,7% 14,9%

препараты для системного использования]

3 3 N [Nervous system]/N [Препараты для лечения 10,6% 10,7% 10,1%

заболеваний нервной системы]

4 5 C [Cardiovascular system]/C [Препараты для лечения 10,4% 10,0% 15,2%

заболеваний сердечно-сосудистой системы]

5 4 R [Respiratory system]/R [Препараты для лечения 10,4% 10,7% 8,8%

заболеваний респираторной системы]

6 б L [Antineoplastic&immunomod AG]/L 9,8% 10,0% 7,1%

[Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы]

7 7 B [Blood & blood forming organs]/B 7,2% 7,1% 13,4%

[Препараты влияющие на кроветворение и кровь]

8 8 M [Musculo-skeletal system]/M [Препараты для лечения 6,8% 6,6% 12,9%

заболеваний костно-мышечной системы]

9 9 G [G/urinary syst & sex hormone]/G [Препараты для лечения 5,4% 5,6% 7,2%

заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны]

10 10 D [Dermatologicals]/D 4,7% 4,6% 11,2%

[Препараты для лечения заболеваний кожи]

11 11 S [Sensory organs]/S [Препараты для лечения 2,3% 2,2% 13,8%

заболеваний органов чувств]

12 13 V [Various]/V [Прочие препараты] 1,4% 1,1% 39,1%

13 12 ~ [~] 1,3% 1,3% 19,7%

14 14 H [Syst horm prep excl sex horm]/H [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)] 0,9% 0,8% 14,1%

15 15 P [A/parasitic prod insec&repel]/ P [Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты] 0,3% 0,3% 2,0%

таблица Топ-15 АТС2-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Место в рейтинге Показатели продаж, руб., конечные цены (доли АТС-групп от всего

АТС2 Торговое наименование рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Приросты к 2013 г.

1 1 L01 [Antineoplastic agents]/L01 Противоопухолевые препараты] 4,9% 5,0% 7,8%

1 1 Мабтера 21,7% 21,6% 8,7%

2 2 Велкейд 16,8% 15,3% 18,1%

3 3 Герцептин 10,5% 9,3% 21,9%

4 4 Авастин 6,3% 5,7% 19,5%

5 5 Таксотер 2,4% 2,8% -6,7%

2 2 J01 [Antibacterials for syst use]/J01

[Антибактериальные препаратыдля системного использования] 4,7% 4,9% 6,8%

1 1 Амоксиклав 5,9% 6,1% 4,9%

2 2 Сумамед 5,4% 6,0% -4,1%

3 4 Цефтриаксон 4,6% 2,9% 68,2%

4 3 Флемоксин Солютаб 4,1% 4,2% 3,8%

5 5 Меропенем 2,9% 1,5% 104,4%

3 3 J05 [Antivirals for systemic use]/J05

[Противовирусные препараты для системного применения] 4,6% 4,5% 14,0%

1 2 Кагоцел 11,2% 11,2% 14,1%

2 3 Калетра 9,6% 9,8% 11,3%

3 1 Арбидол 9,2% 13,6% -22,2%

4 4 Ингавирин 8,3% 6,2% 53,4%

5 5 Презиста 5,7% 5,4% 18,8%

4 4 M01 [Antiinflam & antirheum prod]/M01

[Противовоспалительные и противоревматические препараты] 3,8% 3,7% 15,2%

1 1 Найз 9,4% 9,7% 11,8%

2 2 Мовалис 7,3% 8,5% -1,1%

3 3 Терафлекс 7,0% 6,4% 26,2%

4 4 Нимесил 5,5% 5,5% 15,6%

5 5 Нурофен для детей 4,7% 4,5% 20,0%

5 5 L03 [Immunostimulants]/L03 [Иммуностимуляторы] 3,3% 3,6% 1,1%

1 1 Копаксон-Тева 18,1% 17,6% 3,9%

2 3 Виферон 8,3% 7,8% 7,6%

3 2 Генфаксон 5,9% 8,7% -30,7%

4 4 Анаферон для детей 6,2% 40,8% -12,9%

5 5 Пегасис 5,3% 6,0% -10,2%

6 8 C09 [AG act renin-angiotens syst]/C09

[Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,1% 3,0% 18,1%

1 1 Престариум А 9,8% 10,1% 13,8%

2 2 Лозап Плюс 6,8% 6,9% 15,8%

3 4 Лозап 6,0% 5,7% 23,5%

4 3 Диротон 5,4% 6,4% -0,4%

5 5 Нолипрел А Форте 5,0% 5,0% 17,3%

7 7 N02 [Analgesics]/N02 [Анальгетики] 3,0% 3,2% 3,8%

1 1 Пенталгин 12,3% 11,5% 10,8%

2 2 Терафлю 7,5% 8,6% -9,9%

3 3 Спазмалгон 5,6% 4,9% 18,1%

4 4 Терафлю Экстра 4,4% 4,4% 3,9%

5 5 Анальгин 3,9% 2,8% 42,4%

8 6 R05 [Cough and cold preparations]/R05

[Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 2,9% 3,3% 0,4%

1 2 АЦЦ 10,8% 10,6% 2,6%

таблица (окончание) Топ-15 АТС2-групп по объему продаж на рынке ЛС России, 2014 г.

Место в рейтинге Показатели продаж, руб., конечные цены (доли АТС-групп от всего

АТС2 Торговое наименование рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Приросты к 2013 г.

2 1 Лазолван 9,7% 10,8% -10,4%

3 3 Пульмозим 4,7% 4,8% -0,1%

4 5 Анвимакс 5,2% 3,9% 31,4%

5 4 Аскорил Экспекторант 4,7% 4,5% 4,7%

9 9 R01 [Nasal preparations]/R01 [Назальные препараты] 2,8% 2,7% 16,6%

1 1 Тизин Ксило 8,2% 8,1% 17,1%

2 2 Отривин 7,8% 7,8% 16,6%

3 4 Снуп 6,0% 6,1% 16,1%

4 5 Назонекс 5,7% 5,6% 20,4%

5 3 Аква Марис 5,6% 6,8% -3,7%

10 11 G03 [Sex horm&moduLat genitaL sys]/G03 [Гормоны половых желез

и препараты, применяемые при патологии половой сферы] 2,5% 2,5% 11,2%

1 1 Дюфастон 11,9% 12,0% 10,6%

2 2 Ярина 8,1% 9,4% -5,1%

3 3 Джес 6,4% 7,4% -2,9%

4 4 Жанин 4,8% 5,2% 2,8%

5 5 Утрожестан 4,7% 4,3% 21,3%

11 15 B01 [Antithrombotic agents]/B01 [Антикоагулянты] 2,5% 2,3% 23,4%

1 1 Кардиомагнил 16,9% 17,0% 23,1%

2 2 Клексан 9,8% 12,8% -6,0%

3 3 Плавикс 7,4% 9,3% -2,8%

4 4 Фраксипарин 6,9% 7,3% 15,2%

5 5 Прадакса 5,6% 3,8% 79,5%

12 10 A11 [Vitamins]/A11 [Витамины] 2,5% 2,6% 6,6%

1 1 Магне Б6 8,6% 8,7% 5,0%

2 3 Мильгамма 6,7% 6,4% 11,7%

3 2 Супрадин 6,4% 7,3% -6,5%

4 4 Элевит Пронаталь 5,2% 5,3% 4,8%

5 5 Компливит 3,8% 4,7% -13,2%

13 13 A07 [Intestinal antiinfectives]/A07

[Противодиарейные препараты] 2,4% 2,3% 15,0%

1 1 Линекс 20,5% 22,8% 3,4%

2 2 Бифиформ 9,5% 8,2% 32,3%

3 4 Энтеросгель 8,2% 7,2% 31,2%

4 3 Хилак форте 6,5% 7,3% 3,0%

5 5 Энтерофурил 6,0% 4,5% 52,2%

14 14 A10 [Drugs used in diabetes]/A10

[Средства для лечения сахарного диабета] 2,4% 2,3% 13,9%

1 1 Лантус СолоСтар 12,9% 13,1% 12,0%

2 2 Диабетон МВ 7,4% 7,2% 18,6%

3 3 Сиофор 5,7% 5,8% 12,0%

4 4 Левемир ФлексПен 5,3% 5,3% 13,7%

5 5 Галвус Мет 4,6% 3,9% 35,6%

15 12 N06 [Psychoanaleptics]/N06 [Психоаналептики] 2,4% 2,4% 11,5%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 Церебролизин 9,2% 9,8% 4,0%

2 2 Кортексин 8,8% 9,0% 8,8%

3 4 Цераксон 6,7% 5,7% 31,2%

4 3 Танакан 5,5% 5,8% 4,9%

5 5 Фенотропил 5,0% 5,2% 6,8%

таблица Топ-15 регионов по доле в составе рынка ЛС России, 2014 г.

Место в р ейтинге Регион Показатели продаж, руб., конечные цены

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 1 Moscow/Москва 16,3% 16,4% 11,6%

2 2 Moscow Region/Московская обл. 5,7% 5,3% 19,4%

3 3 Saint Petersburg/Санкт-Петербург 4,8% 4,9% 10,8%

4 5 Sverdlovsk Region/Свердловская обл. 3,3% 3,1% 18,3%

5 4 Krasnodar Region/Краснодарский край 3,2% 3,2% 9,7%

6 6 Tyumen Region/Тюменская обл. 3,0% 3,0% 11,0%

7 7 Samara Region/Самарская обл. 2,4% 2,5% 9,4%

8 9 Rostov Region/Ростовская обл. 2,4% 2,3% 13,6%

9 8 Tatarstan Republic/Республика Татарстан 2,3% 2,4% 2,7%

10 10 Bashkortostan Republic/Республика Башкортостан 2,2% 2,2% 11,1%

11 14 Novosibirsk Region/Новосибирская обл. 2,1% 1,8% 28,0%

12 12 Volgograd Region/Волгоградская обл. 2,1% 2,0% 15,4%

13 13 Nizhny Novgorod Region/Нижегородская обл. 1,9% 1,8% 14,0%

14 16 Chelyabinsk Region/Челябинская обл. 1,8% 1,7% 18,2%

15 15 Krasnoyarsk Region/Красноярский край 1,8% 1,8% 12,3%

Итого топ 25 55,3% 54,4%

ных программ льготного лекарственного обеспечения наблюдалось увеличение закупок дорогостоящих патентованных препаратов в результате экономии, достигнутой за счет снижения закупочных цен в сегментах, где представлены конкурирующие продукты.

В целом на всем рынке по итогам 2014 г. продажи ЖНВЛП в упаковках заметно выросли, и доля этой категории лекарств в структуре рынка в натуральном выражении, в соответствии с установившейся тенденцией, увеличилась. Замедлилось также сокращение доли ЖНВЛП в структуре продаж в стоимостном выражении. В противоположность процессам 2013 г. уменьшилась доля ОТС препаратов. В отличие от трех предыдущих лет наблюдался рост всей возмещаемой части рынка. Эта тенденция была характерна как для рынка в целом, так и отдельно — для сегментов рецептурных препаратов и ЖНВЛП (рис. 9 и 10). В целом эти позитивные процессы, которые были характерны для 2014 г., — результат кризисной ситуации в экономике, а не улучшения системы лекарственного обеспечения, в т. ч. сокращения самолечения. В то же время целый

ряд тенденций свидетельствовал о повышении эффективности системы госзакупок. В частности, об этом говорит снижение закупочных цен, а также увеличение доли возмещаемых препаратов в сегментах МНН, не имеющих патентной защиты. О ценовой конкуренции в системе госзакупок свидетельствует, в частности, перераспределение продаж относительно дорогостоящих лекарств со сдвигом вниз по шкале ценовых диапазонов, отмеченное в госпитальном сегменте и в рамках реализации госпрограмм ОНЛС/ «7 нозоло-гий» (рис. 7).

В основном доля на рынке продукции сугубо отечественного происхождения по сравнению с предыдущим годом осталась прежней. Однако такой результат был достигнут на фоне ажиотажного спроса на импортные лекарства в связи с предполагаемым ростом цен. Таким образом, можно сделать вывод, что без учета этого фактора позиции российских производителей на внутреннем рынке по итогам 2014 г. усилились.

Ведущие зарубежные компании продолжали возглавлять рейтинги, однако их положение оставалось устойчивым прежде всего на аптечном рынке. Что

касается сферы госзакупок, то в целом ряде сегментов на позиции иносран-ных компаний активно наступали российские производители. Кроме того, большинство лидирующих зарубежных компаний реализуют проекты по локализации производства своей продукции на территории России, что в реальности уже значительно изменило картину рынка с точки зрения соотношения доли импорта и внутреннего производства.

В прогнозах динамики фармацевтического рынка в 2015—2017 гг. использовали базовый прогноз основных экономических показателей Минэкономразвития (апрель 2015 г.) (см. «Макроэкономическая среда», табл. 1). Имея в виду итоги 2014 г., исходили из того, что достигнутые темпы роста были обусловлены во многом эффектом фактора «бегство от инфляции», который действовал как на коммерческом, так и возмещаемом рынке.

Во второй половине 2014 г. из-за действия этого фактора начавшееся снижение доходов населения не отразилось на уровне потребления. В текущем году на фоне значительного снижения реальных доходов и уже созданных запасов лекарств следует ожидать сокраще-

рисунок фф Прогноз развития российского фармацевтического рынка до 2017 г.

* Прогноз «Ремедиума»

ния спроса на лекарства со стороны населения, но только в случае ОТС и препаратов, не относящихся к ЖНВЛП. Для препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, в силу государственного регулирования цен и относительно низкой эластичности спроса по доходам населения, можно предположить, что спрос на эти лекарства останется без изменений. В отношении ЖНВЛП можно также прогнозировать сохранение структуры потребления на уровне 2014 г., в то время как для ОТС и не-ЖНВЛП можно предположить возврат к 2013 г. (т. е. предположить сдвиг в структуре продаж в пользу относительно более дешевых препаратов, причем в той же мере, в какой этот сдвиг в 2014 г. произошел в пользу более дорогих лекарств).

Прогноз по ценам на ЖНВЛП можно выстроить, опираясь на заявленные на начало апреля планы правительства по индексации цен на лекарства. В прогнозе цен на ОТС и не-ЖНВЛП на розничном рынке можно исходить из прогнозируемого Минэкономразвития среднегодового показателя инфляции

(116%)2 и предположения, что рост цен на лекарства будет, как минимум, в 1,5 раза больше (это соответствует различию в динамике ИПЦ и индекса цен на медикаменты, согласно данным Росста-та, в марте 2015 г. в годовом исчислении).

В прогнозах по госпитальному рынку в отношении ЖНВЛП был использован тот же подход, т. е. из факторов динамики была учтена только индексация цен. В отношении не-ЖНВЛП исходили из прогноза цен в коммерческой части рынка, сокращения натуральных объемов закупок и сдвига в структуре продаж в сторону более дешевых лекарств. В прогнозах расходов на лекарства в рамках федеральных программ льготного лекарственного обеспечения основывались на том, что стоимостные параметры этих программ в целом сохранятся на уровне 2014 г., что соответствует бюджетным планам (см. раздел «Макроэкономическая среда»).

2 Согласно предварительным прогнозам Минэкономразвития на начало апреля 2015 г., инфляции в декабре по отношению к началу года составит 12,5%, а среднегодовая инфляция 2015 г. к 2014 г. - 16%. http://economy.gov.ru/minec/ press/news/20150401457.

В прогнозах на 2016 г. и 2017 г. исходили из предположения, что в условиях выхода из рецессии и небольшого роста доходов населения спрос на лекарства активизируется, и динамика розничных продаж будет соответствовать прогнозируемым темпам роста доходов населения и инфляции. В госпитальном секторе можно предположить увеличение стоимостных объемов закупок на величину прогнозируемой инфляции, в рамках федеральных программ льготного лекарственного обеспечения — сохранения прежнего уровня финансирования (поскольку увеличения бюджета этих программ на данный момент не планируется).

В результате суммирования сформированных прогнозов по отдельным секторам оказывается, что в 2015 г. российский фармацевтический рынок в оптовых ценах в рублях может вырасти до 789 млрд руб., что составит 7% к показателям 2014 г. В 2015 г. и 2016 г. рынок увеличится соответственно до 852 и 924 млрд руб., а темпы роста составят соответственно 8 и 8,5% (рис. 11).

АНАЛИЗ РЫНКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.