Научная статья на тему 'Госпитальный сегмент'

Госпитальный сегмент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖНВЛП / ЛС / ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ / IMS HEALTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Госпитальный сегмент рынка, согласно данным IMS Health, в 2011 г. показал рекордно высокие для себя темпы роста продаж в упаковках (+17,5%) (рис. 1). В стоимостном выражении продажи выросли на 11,8% (в долларовом эквиваленте на 15,6%) и составили 61,12 млрд. руб. (2,08 млрд. долл.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Госпитальный сегмент»

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

PfMtffUUM ИТОГИ 81

Госпитальный сегмент

Госпитальный сегмент рынка, согласно данным IMS Health, в 2011 г. показал рекордно высокие для себя темпы роста продаж в упаковках (+17,5%) (рис. 1). В стоимостном выражении продажи выросли на 11,8% (в долларовом эквиваленте - на 15,6%) и составили 61,12 млрд. руб. (2,08 млрд. долл.).

Высокая динамика наблюдалась после того, как в 2010 г. уровень закупок вообще не изменился, а в 2009 г. их объемы в натуральном выражении сократились. Высокие темпы роста были характерны для всего года, однако особенно высокого уровня в натуральном выражении (+23,9%) они достигли в IV квартале 2011 г. (рис. 2). В 2011 г. цены в госпитальном сегменте выросли в целом только на 1,9% (индекс цен составил 1,019) (рис. 3). Этот рост был обеспечен исключительно теми препаратами, которые не вошли в Перечень ЖНВЛП (не-ЖНВЛП). Цены на них по итогам года увеличились на 7%, в то время как препараты, включенные в перечень, никаких ценовых изменений не продемонстрировали. Важно отметить, что для госпитального сегмента были также характерны структурные изменения в пользу более дешевых препаратов (индекс структурных сдвигов составил 0,934). В целом рост продаж госпиталь-

ного рынка в стоимостном выражении был обеспечен в основном за счет увеличения продаж в упаковках, в то время как вклад роста цен был небольшим, а структурные сдвиги вообще оказали на него негативное влияние. Высокие темпы роста закупок в натуральных показателях были характерны не только для ЖНВЛП, но также для не-ЖНВЛП, хотя в первом случае темпы роста были выше (+18% против +10,9%) (рис. 4). В стоимостном выражении наблюдалась противоположная картина, когда особенно высокие темпы роста продаж были характерны именно для сегмента не-ЖНВЛП (+21,6% против +8,8% в руб. оптовых ценах), где помимо роста в упаковках значительное влияние на стоимостную динамику оказал также

рост цен. Кроме того, если для ЖНВЛП были характерны выраженные негативные структурные сдвиги (в пользу более дешевой продукции), то для не-ЖНВЛП они носили небольшой позитивный характер (рис. 3).

Указанные тенденции в динамике наблюдаются уже с 2010 г. В результате доля ЖНВЛП внутри госпитального сегмента по сравнению с 2009 г. в натуральном выражении увеличилась на 2,8 п.п., а в стоимостном сократилась I \ на 2,1 п.п., составив, соответственно, 86,1 и 74% (рис, 5'■).

В 2011 г. закупки в упаковках импортных препаратов выросли значительно больше, чем отечественных (+25,8% против +9,1%), в результате чего их доля в структуре сегмента в натуральном выражении продолжила увеличиваться и превысила долю отечественной продукции (рис. 6 и 7). В стоимостном выражении, напротив, более высокие темпы роста продаж продемонстрировали отечественные препараты (+13,5% против +11,3% в руб. оптовых ценах), что привело, в свою очередь, к росту уже их доли, но в стоимостной структуре сегмента. Данная тенденция наблюдается уже как минимум

«УНОкф^ Динамика госпитальных закупок ЛС, 2009—2011

2,5

2,0

1,5

1,0

0,5

0,0

Оптовые цены, долл.

Динамика к предыдущему году

□ — 2009 □— 2010

Упаковки □ — 2011

рисунок Квартальная динамика госпитальных закупок, 2011

*СУНОкф^ Вклад различных факторов в динамику коммерческих аптечных продаж в оптовых ценах в руб., 2011/2010

рисунок Динамика госпитальных закупок ЖНВЛП, 2010—2011

2,0

á 1,5

1,0

0,5

Оптовые цены, долл.

И — ЖНВЛП

Упаковки

□ — Не-ЖНВЛП

таблицаТоп-10 корпораций по объему госпитальных закупок, 2011

Место в рейтинге Корпорации Показатели продаж, руб. опт.

2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010

1 1 Sanofi-aventis 6,8% 7,0% 7,8%

2 3 AstraZeneca 3,7% 3,7% 13,8%

3 2 Novartis (incl. Sandoz) 3,6% 4,2% -5,3%

4 5 Nycomed 3,4% 3,1% 23,1%

5 4 Merck Sharp & Dohme 3,2% 3,5% 1,2%

6 9 Pfizer 2,7% 2,2% 42,0%

7 7 Roche 2,3% 2,3% 12,8%

8 11 Pharm-center 2,3% 2,0% 29,4%

9 12 Biotek 2,2% 1,9% 26,0%

10 10 GlaxoSmithKline 2,2% 2,1% 18,8%

Итого 32,3% 31,3%

Примечание: Нераспознанные по производителям позиции составили 10% всех закупок. В расчетах долей производителей эти данные не учитываются.

0

два года, однако доля отечественных препаратов по-прежнему невелика (23,1%) (табл. 7).

По итогам 2011 г. средневзвешенная цена на импортные препараты уменьшилась на 11,5%, а на отечественные — выросла на 4%, однако трехкратный разрыв между ними сохранился (составил, соответственно, 50,7 и 145,0 руб.) (рис. 8). Сокращение средневзвешенных цен на импортные препараты было вызвано значительными структурными сдвигами в пользу более дешевой продукции (индекс структурных сдвигов составил 0,876), а также тем, что цены как таковые на эти препараты почти не изменились (на отечественные — выросли на 5,8%) (рис. 3). Сокращение средневзвешенных цен было характерно также для сегмента ЖНВЛП (на 8,3%), а также всего госпитального рынка (на 4,8% до 101,3 руб.) (рис. 8). Для не-ЖНВЛП, наоборот, был характерен рост на 9,6%. В абсолютном значении разрыв в уровне цен между ЖНВЛП (87,1 руб.) и не-ЖНВЛП (189,6%) только увеличился и составил более 100 руб.

Среди компаний-производителей лидерство с большим отрывом от других компаний сохраняет Sanofi-аventis (+7,8%) (табл. 1). С 3-го на 2-е место в рейтинге вышла AstraZeneca, чьи про-

дажи, в отличие от лидирующей компании, выросли больше, чем весь госпитальный сегмент (+13,8%). Корпорация Novartis (вкл. Sadoz), напротив, показала отрицательную динамику (-5,3%) и спустилась на одну ступень вниз — на 3-ю позицию. Поменялись местами, заняв 4-е и 5-е места, соответственно, Nycomed и MSD, показавшие значительные различия в динамике (соответственно, +23,1% и +1,2%). Особенно высокие темпы роста продаж продемонстрировал Pfizer (+42,0%), который поднялся с 9-го на 6-е место в рейтин-

ге. Осталась на ранее занятой ею позиции компания Roche (+12,8%, 7-е место). Обновление Топ-10 по сравнению с предшествующим годом произошло за счет российских холдингов «Фарм-Центр» и «Биотэк», непосредственно связанных с дистрибьюторским бизнесом. Их продажи в больничном секторе по сравнению с предыдущим годом, согласно данным аудита, выросли более чем на четверть (соответственно, +29,4% и +26,0%). Выбыли из состава Топ-10 Abbott (-3,8%) и Gedeon Richter (-9,3%), заняв, соответственно, 11-е и 12-е места.

ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ

РЕМШииМ 20О1ГИ 83

рисунокДинамика доли ЖНВЛП в структуре госпитальных закупок, 2009—2011

осунокф^Динамика госпитальных закупок отечественных/импортных препаратов, 2010—2011

2000

1500

1000

500

+ +

1599

Оптовые цены, долл.

Динамика к предыдущему году

324

Упаковки

| |— Отечественные Q— Импортны

481

279

0

таблицаТоп-10 торговых наименований по объему госпитальных закупок, 2011

Место в рейтинге ТН Показатели продаж, руб. опт.

2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010

1 1 Natrium chloridum 4,7% 4,1% 29,5%

2 6 Heparin 1,7% 1,2% 65,4%

3 3 Clexan 1,7% 1,7% 15,6%

4 2 Meronem 1,7% 1,7% 9,6%

5 5 Actovegin 1,3% 1,2% 17,0%

6 7 Glucose 1,3% 1,1% 27,6%

7 9 Cefotaxim 1,0% 0,9% 19,2%

8 4 Tienam 1,0% 1,3% -12,1%

9 20 Taxotere 0,9% 0,6% 78,9%

10 18 Fraxiparine 0,9% 0,6% 55,9%

Итого 16,2% 14,4%

Первое место в рейтинге торговых наименований традиционно занимает Натрия хлорид. В 2011 г. его продажи выросли на 29,5% в рублях, что привело к увеличению доли в структуре продаж на 0,6 п.п. до 4,7% (табл. 2). Примерно так же (+27,6%) выросли продажи Глюкозы (переместилась в рейтинге с 7-го на 6-е место), доля которой увеличилась на 0,2 п.п до 1,3%. Столь высокая динамика этих препаратов обусловлена тем, что Федеральный закон «Об обращении ЛС» ввел запрет на аптечное изготовление инфузионных растворов,

имеющих государственную регистрацию и выпускаемых промышленностью. Сворачивание внутрибольничных производств, которое проводится под надзором территориальных управлений Росздравнадзора, способствует увеличению закупок готовых растворов Натрия хлорида и Глюкозы. Особенно высокие темпы роста продаж были характерны для Гепарина (+65,4%), Таксотера (Sanofi-aventis) (+78,9%) и Фраксипарина ^к) (+55,9%), что позволило первому препарату переместиться с 6-го на 2-е мес-

то в рейтинге, а двум другим впервые войти в состав Топ-10 (9-е и 10-е места) (табл. 2). Помимо всех названных препаратов более высокие, чем в среднем по рынку, темпы роста продаж были продемонстрированы также Клексаном (+15,6%) (Sanofi-аventis), Актовегином (+17,0%) (Nycomed) и Цефотаксимом (+19,2%), причем два первых из них сохранили свои рейтинговые позиции (соответственно, 3-е и 4-е место), а последний улучшил (поднялся на две ступени вверх и занял 7-е место). Ухудшили свой рейтинг Меронем (+9,6%) (AstraZeneca) и Тиенам (-12,1%) (MSD). Доля Топ-10 торговых наименований выросла на 1,8 п.п. до 16,2%, Топ-10 компаний-производителей — на 0,9 п.п. до 32,3%. В целом для госпитального сегмента по сравнению с розничным характерна более высокая концентрация в разрезе продуктовых категорий и более низкая — компаний-производителей.

В отличие от двух ранее рассмотренных перечней, Топ-10 МНН госпитального рынка изменился наименьшим образом (табл. 3)- В частности, неизменным остались четыре первые позиции. В то же время с 11-го на 5-е место поднялся Heparin, чьи продажи выросли на 65%. Ухудшили свои позиции Cefotaxime (+5,8%) и Cilastatin+Imipe-

таблица Топ-10 МНН/группировочных наименований по объему госпитальных закупок, 2011

Место в рейтинге МНН Показатели продаж, руб. опт.

2011 2011 2011 2010 Прирост к 2010

1 1 Sodium 4,7% 4,1% 29,4%

2 2 Ceftriaxone 2,5% 2,8% -2,5%

3 3 Meropenem 2,2% 2,1% 17,8%

4 4 Enoxaparin sodium 1,9% 1,7% 21,5%

5 11 Heparin 1,7% 1,2% 65,0%

6 6 Glucose 1,7% 1,5% 22,9%

7 5 Cefotaxime 1,5% 1,6% 5,8%

8 8 Blood 1,4% 1,3% 20,4%

9 9 Immunoglobulin base 1,3% 1,3% 15,2%

10 7 Cilastatin + imipenem 1,1% 1,3% -5,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 20,0% 18,9%

пет (-5,9%), а Cefazolin (-11,6%) вообще оказался за пределами Топ-10. Все остальные группы остались на своих местах. При этом у 7 из 10 МНН темпы роста продаж были выше, чем в среднем по рынку, и общая доля Топ-10 выросла на 1,1 п.п. и составила 20,0%. В Топ-10 АТС-групп второго уровня классификации первые шесть позиций

и последняя остались без изменений (табл. 4). Половина фармакотерапев-тических категорий продемонстрировала темпы роста продаж выше, чем в среднем по рынку. Это группы B05 [Кровезаменители и перфузионные препараты] (+22,8%), L01 [Противоопухолевые средства] (+29,4%), B01 [Анти-тромботические средства] (+32,7%),

N01 [Анестетики] (+17,4%), J06 [Иммунная сыворотка и иммуноглобулины] (22,0%). При этом первые четыре группы сохранили за собой с 2-го по 5-е места в рейтинге, а последняя поднялась с 13-го на 9-е, вытеснив группу J07 [Вакцины]. Динамика ниже средней была характерна для лидеров — 501 [Антибактериальные препараты для систем-

ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ

РЕМШииМ ИТОГИ 85

таблицаф.^Топ-10 АТС2 групп по объему госпитальных закупок, 2011

Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, руб. опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2011 2010

2011 2010 Приросты 2011 к 2010

1 1 J01 [AntibacteriaLs for syst use] / J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 19,5% 20,0% 8,9%

1 1 Meronem 8,6% 8,5% 9,6%

2 3 Cefotaxim 5,1% 4,7% 19,2%

3 2 Tienam 5,1% 6,3% -12,1%

4 5 Zyvox 4,1% 1,7% 162,4%

5 4 Ceftriaxone 3,7% 3,6% 11,3%

2 2 B05 [BLood substitute & perf soLs] / B05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы] 12,1% 11,0% 22,8%

1 1 Natrium chloridum 38,9% 36,8% 29,5%

2 2 Glucose 10,4% 10,0% 27,5%

3 3 Albumin 4,3% 6,9% -24,5%

4 4 Rheopolyglukin 3,5% 3,5% 26,0%

5 5 Glucose-E 2,8% 3,3% 2,5%

3 3 L01 [Antineoplastic agents] / L01 [Противоопухолевые препараты] 7,9% 6,8% 29,4%

1 1 Taxotere 11,8% 8,6% 78,9%

2 2 Eloxatin 8,8% 4,7% 139,4%

3 5 Herceptin 6,0% 3,1% 152,7%

4 3 Avastin 4,4% 3,9% 49,1%

5 4 Mabthera 3,8% 3,7% 30,0%

4 4 B01 [Antithrombotic agents] / B01 [Антикоагулянты] 7,1% 5,9% 32,7%

1 1 Clexan 24,6% 28,3% 15,6%

2 2 Heparin 24,6% 19,7% 65,7%

3 4 Fraxiparine 12,1% 10,3% 55,9%

4 3 Actilyse 10,4% 16,6% -17,5%

5 5 Fragmin 5,0% 4,6% 43,4%

5 5 N01 [Anesthetics] / N01 [Анестетики] 3,4% 3,2% 17,4%

1 1 Sevoran 21,3% 20,8% 19,7%

2 2 Naropin 13,6% 12,0% 33,3%

3 3 Diprivan 9,9% 11,9% -2,2%

4 4 Novocain 7,6% 6,8% 30,7%

5 5 Propofol 7,3% 6,2% 38,6%

6 6 N05 [PsychoLeptics] / N05 [Психотропные препараты] 2,6% 3,0% -5,3%

1 5 Seroquel prolong 6,6% 0,1% 8299,7%

2 1 Aminazin 6,0% 6,7% -15,8%

3 4 Relanium 5,9% 4,0% 38,6%

4 3 Abilify 5,8% 5,2% 5,2%

5 2 Zyprexa 4,9% 5,5% -16,4%

7 9 B02 [Antihemorrhagics] / B02 [Гемостатики] 2,6% 2,7% 5,9%

1 2 Feiba 18,2% 10,2% 86,5%

2 1 Gordox 15,3% 18,2% -10,3%

3 5 Tranexam 9,7% 5,7% 79,9%

4 4 Aprotex 9,2% 5,9% 65,5%

86 ИТОГИР€МШииМ

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

таблица (про длолжение) Топ-10 АТС2 групп по об ъему госпитальных за купок, 2011

Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, руб. опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2011 2010

2011 2010 Приросты 2011 к 2010

5 3 Tachocomb 7,7% 7,3% 13,7%

8 8 V08 [Contrast media] / V08 [Контрастные вещества] 2,5% 2,8% 2,0%

1 1 Omnipaque 25,7% 21,8% 20,9%

2 2 ULtravist 16,8% 21,0% -17,8%

3 3 Optiray 11,9% 15,0% -19,6%

4 4 Urografin 10,5% 9,3% 15,5%

5 5 Omniscan 7,3% 4,0% 82,8%

9 13 J06 [Immune sera & immunoglobulin] / J06 [Иммунные сыворотки и иммуноглобулины] 2,0% 1,9% 22,0%

1 2 Octagam 17,5% 13,2% 62,3%

2 1 PentagLobin 15,0% 20,3% -10,4%

3 3 ImmunogLob.humanum 12,4% 11,2% 36,2%

4 4 Immunog.contra enc 8,0% 10,7% -10,4%

5 5 Immunovenin 5,9% 5,1% 41,3%

10 10 N06 [Psychoanaleptics] / N06 [Психоаналептики] 2,0% 2,0% 11,8%

1 1 CerebroLysin 30,1% 26,1% 28,5%

2 4 Cortexin 9,3% 7,1% 45,4%

3 3 Piracetam 9,1% 8,1% 25,4%

4 2 Cavinton 6,5% 10,8% -32,0%

5 5 Ceraxon 5,2% 3,2% 83,2%

ного использования] (+8,9%), а также ряда других групп.

Таким образом, развитие госпитального сегмента российского фармацевтического рынка в 2011 г. ознаменовалось значительным ростом продаж в упаковках. Хотя основным драйвером этого процесса выступили препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, высокая динамика продаж была характерна также и для прочих препаратов. Все это объясняется действием группы факторов. С одной стороны, можно говорить об увеличении финансирования госпитальных

закупок, о чем свидетельствует их рост по итогам года в стоимостном выражении. С другой — налицо процессы сдерживания роста цен, обусловленные ценовым регулированием на ЖНВЛП, усилившейся конкуренцией среди поставщиков, а также все более пристальным вниманием, уделяемым сфере государственных закупок лекарств антимонопольными органами. Свою роль также сыграли ограничения, связанные с внутрибольнич-ной заготовкой, которые привели к увеличению закупок готовых инфузи-онных растворов.

Действие этих, а также ряда других факторов, более частного порядка, привело к значительным отрицательным структурным сдвигам, а также снижению средневзвешенной цены в сегменте госпитальных закупок. Заметные структурные перестройки, сопровождающиеся значительным усилением концентрации, коснулись также рейтингов лидирующих торговых наименований и продуктовых категорий. Структура потребления в разрезе фармакотерапевтических групп оставалась в целом традиционной.

Ф

@

АНАЛИЗ РЫНКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.