Научная статья на тему 'Российский рынок ИММУНОСТИМУЛЯТОРОВ'

Российский рынок ИММУНОСТИМУЛЯТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория

Лекарственные средства, обладающие иммуностимулирующим действием, нашли широкое применение в современной медицинской практике. Возможностью стимулировать иммунные процессы обладают производные пиримидина, нуклеиновых кислот, препараты тимуса и др. Одними из наиболее важных иммуностимуляторов являются интерфероны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

O ver the past decade, immunostimulants have become extremely popular. The Russian immunostimulant market is constantly growing. The major part of the market is captured by drugs; the remaining proportion is taken by food supplements. The previous year was not an exception: according to RMBC, over the last year (QIII 2006-QII 2007), the national market for immunostimulants (retail and hospital sales) reached $503.7 mln or 13.35 bln rubles at final prices gaining 39.7% in dollar terms and 31.5% in rubles. Prescription free drug segment was the fastest-growing, with 45.1% increase in dollars and 36.7% in rubles. Victoria SOKOLOVA, RMBC. The russian immunostimulant market.

Текст научной работы на тему «Российский рынок ИММУНОСТИМУЛЯТОРОВ»

Виктория СОКОЛОВА, RMBC

Российский рынок

ИММУНОСТИМУЛЯТОРОВ1

Лекарственные средства, обладающие иммуностимулирующим действием, нашли широкое применение в современной медицинской практике. Возможностью стимулировать иммунные процессы обладают производные пиримидина, нуклеиновых кислот, препараты тимуса и др. Одними из наиболее важных иммуностимуляторов являются интерфероны.

Хотя механизмы действия этих групп препаратов различны, все они стимулируют, в различной степени, иммунную систему организма, повышая его сопротивляемость к различным вирусным инфекциям. Иммуностимулирующие препараты условно можно разделить на 2 группы: слабые стимуляторы и сильные стимуляторы. Слабые иммуностимуляторы приме-

вило, безрецептурные препараты. Сильные иммуностимуляторы — рецептурные препараты, используются в основном при терапии и лечении таких тяжелых вирусных инфекций, как герпес, гепатит, клещевой энцефалит, СПИД, хла-мидиоз, а также в составе комбинированной терапии при онкологических заболеваниях, рассеянном склерозе.

За последнее десятилетие иммуностимуляторы приобрели широкую популярность. Российский рынок иммуностиму-

1II1HHI

Over the past decade, immunostimu-lants have become extremely popular. The Russian immunostimulant market is constantly growing. The major part of the market is captured by drugs; the remaining proportion is taken by food supplements. The previous year was not an exception: according to RMBC, over the last year (QIII 2006—QII 2007), the national market for immunostimu-lants (retail and hospital sales) reached $503.7 mln or 13.35 bln rubles at final prices gaining 39.7% in dollar terms and 31.5% in rubles. Prescription free drug segment was the fastest-growing, with 45.1% increase in dollars and 36.7% in rubles.

Victoria SOKOLOVA, RMBC. The russian immunostimulant market.

ляторов постоянно растет. Основная часть рынка приходится на ЛС, меньшую долю составляют БАДы.

Последний год не стал исключением: за последние 12 месяцев (с III квартала 2006 г. по II квартал 2007 г.) отечественный рынок иммуностимуляторов (по данным больничных и аптечных продаж) в конечных ценах потребителя достиг 503,7 млн. долл. или 13,35 млрд. руб., т.е. увеличился на 39,7% в долларовом исчислении или на 31,5% в рублях (табл. 1). Наибольший прирост приходится на безрецептурные препараты: 45,1% в долларовом измерении и 36,7% в рублевом.

По количеству проданных упаковок сегмент увеличился также, в основном, за счет безрецептурных препаратов (табл. 2). При этом стоит отметить, что по количеству упаковок значительно меньший прирост наблюдается у БАДов-иммуностимуляторов.

Произошел и рост средней стоимости упаковки в сегменте. Средние цены в расчете на одну проданную упаковку приведены в таблице 3. Наибольший сдвиг в сторону более дорогостоящих товарных позиций отмечается для БАДов; ЛС в меньшей степени изменили свою ценовую структуру, особенно в сегменте рецептурных препаратов, где средняя стоимость упаковки более чем в 3,5 раза выше стоимости упаковки безрецептурных препаратов. БАДы остаются наиболее недорогими по средней

няются при лечении гриппа, ОРВИ и тому подобных заболеваний. Это, как пра-

1 Обзор подготовлен по данным компании РМВС («Розничный аудит»™, «Больничный аудит»™, данные ДЛО).

таблица 1| Объем и динамика рынка иммуностимуляторов

в России (в денежном выражении)

I* (млн. долл.) II* (млн. долл.) I (млрд. руб.) II (млрд. руб.) Рост в долл., % Рост в руб., %

Весь сегмент 360,53 503,71 10,15 13,35 39,7 31,5

Лекарственные средства 354,69 495,50 9,98 13,13 39,7 31,6

в т.ч.: ОТС 136,42 198,01 3,68 5,03 45,1 36,7

RX 218,26 297,49 6,30 8,10 36,3 28,6

БАД 5,84 8,21 0,17 0,22 40,6 29,4

* Здесь и далее: I - период III кв. 2005 г. - II кв. 2006 г.; II - период III кв. 2006 г. - II кв. 2007 г.

таблица г| Объем и динамика рынка иммуностимуляторов

в России (по количеству проданных упаковок)

I II Рост

Весь сегмент, млн.уп. 38,00 46,00 21,3%

Лекарственные средства 35,48 43,35 22,2%

в т.ч. ОТС 24,00 31,00 25,3%

RX 11,08 12,79 15,4%

БАД 2,12 2,25 6,0%

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

35

ТАБЛИЦА 3 | Средняя стоимость одной упаковки

в сегменте иммуностимулирующих средств

I ($/уп.) II ($/уп.) I (руб./уп.) II (руб./уп.) Рост в долл., % Рост в руб., %

ОТС ЛС 5,59 6,48 150,84 164,59 15,9 9,1

RX ЛС 19,70 23,26 568,56 633,23 18,1 11,4

БАД 2,75 3,65 80,05 97,75 32,7 22,1

стоимости в сегменте иммуностимулирующих средств.

За рассматриваемый период произошли изменения и в рейтинге препаратов на российском рынке (табл. 4). Ведущие места в рейтинге занимают ЛС. Первое место занимает безрецептурный препарат Ар-бидол, следующие три места — рецептурные препараты Бетаферон, Копак-сон-Тева и Виферон. Арбидол и Бетафе-рон сохранили свои лидирующие позиции — несколько повысив объемы продаж, они продолжают занимать первые два места в рейтинге. Определенно повысил свой рейтинг Копаксон-Тева, поднявшись с 5 на 3 место, увеличив свою долю почти вдвое, рост продаж препарата составил 147% в долларовом измерении и 133% в рублевом. При этом Копак-сон-Тева оставил позади очень популярные и рекламируемые препараты Вифе-рон и Вобэнзим. Существенно продвинулся и Бронхо-мунал, с 13 позиции на 8 место, а вот занимавший 6 место в рейтинге Нейпоген не попал в «десятку»

сильнейших. Самый популярный БАД — Мульти-табс Иммуно Кидс хотя и повысил существенно свой рейтинг, переместился с 45 на 34 место, имеет незначительную долю (0,3%) в общем объеме аптечных продаж и госпитальных закупок иммуностимуляторов.

Несмотря на то, что сегмент БАДов в общем объеме рынка иммуностимуляторов составляет всего 1,6%, представляется интересным рассмотреть и их рейтинг (табл. 5). Мульти-табс Иммуно Кидс занимает лидирующее положение, потеснив Мульти-табс Иммуно Плюс и повысив свою долю на рынке БАДов-им-муностимуляторов (20,8%) почти вдвое. Несмотря на 2 место, Мульти-табс Имму-но Плюс также повысил свою долю

(19,8%) более чем вдвое. Лидер прошлого периода, Долголет, серьезно сдал свои позиции, переместившись на 4 место и потеряв почти 5% сегмента иммуностимулирующих БДД. Повысил свой рейтинг Кошачий Коготь, поднявшись с 13 на 9 место, хотя доля его на рынке несколько снизилась. Занимавший ранее 9 место Бионормалайзер не попал в «десятку» лидеров. В отличие от ЛС, объемы продаж которых для всей лидирующей десятки возросли, почти половина БДДов-лидеров снизила объемы продаж.

Изменения произошли и в рейтинге кор-пораций-производителей, работающих на рынке иммуностимулирующих ЛС (табл. 6). Лидируют, как и раньше, «Фармстандарт» с препаратом Дрбидол и Bayer Healthcare (Бетаферон), которые лишь незначительно увеличили свои доли на рынке. Больших успехов добились Teva — переместившись в рейтинге с 7 места на 3-е и повысив свою долю продаж в 1,5 раза, и еще один отечественный

ТАБЛИЦА 4 | Десять ведущих торговых наименований по объему продаж иммуностимуляторов 1

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в объеме продаж,% Объем продаж, млн. долл. Объем продаж, млрд. руб. Рост в долл., % Рост в руб., %

I II I II I II I II

Лекарственные средства

1 1 Арбидол 16,0 18,3 57,73 92,41 1,68 2,45 60 51

2 2 Бетаферон 11,0 11,5 39,70 57,92 1,11 1,54 46 38

5 3 Копаксон-Тева 4,9 8,6 17,59 43,46 0,50 1,15 147 133

3 4 Виферон 8,8 7,7 31,68 38,88 0,90 1,03 23 15

4 5 Вобэнзим 7,5 6,6 27,12 33,00 0,76 0,87 22 15

6 6 Иммунал 4,4 4,0 15,80 20,07 0,45 0,53 27 19

8 7 Имудон 3,2 3,6 11,53 17,92 0,33 0,48 55 46

13 8 Бронхо-мунал 2,8 3,3 10,14 16,39 0,29 0,43 62 52

10 9 Пегасис 3,0 2,8 10,94 13,88 0,31 0,37 27% 20

9 10 Циклоферон для инъекций 3,1 2,7 11,05 13,51 0,31 0,36 22% 15

БАД

45 34 Мульти-табс Иммуно Кидс 0,2 0,3 0,63 1,71 0,02 0,05 172% 155

36

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИММУНОСТИМУЛЯТОРОВ

ТАБЛИЦА 5 Десять ведущих торговых наименований БАД по объему продаж иммуностимуляторов

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн. долл. Объем продаж, млрд. руб. Рост в долл., % Рост в руб., %

I II I II I II I II

2 1 Мульти-табс Иммуно Кидс 10,8 20,8 0,63 1,71 17,70 45,20 172 155

3 2 Мульти-табс Иммуно Плюс 9,6 19,8 0,56 1,63 15,71 43,11 191 174

5 3 Сана-сол для часто болеющих детей (эхинацея, шиповник, цветки бузины, витамин С со вкусом изюма) 9,0 10,5 0,53 0,86 14,92 22,81 64 53

1 4 Долголет 13,0 8,3 0,76 0,68 21,39 18,07 -10 -16

4 5 Князь Серебряный 9,4 4,7 0,55 0,39 15,54 10,24 -30 -34

6 6 Фарма-мед детская формула Иммуно Мишки 4,8 3,7 0,28 0,30 7,83 7,98 8 2

7 7 Драже Элеутерококка 2,7 2,7 0,16 0,22 4,44 5,82 39 31

8 8 Янтавит 2,6 1,5 0,15 0,12 4,34 3,31 -19 -24

13 9 Кошачий коготь 1,6 1,5 0,09 0,12 2,65 3,21 30 21

10 10 Сироп при простуде (эхинацея, солодка, зверобой, шиповник) 2,3 1,4 0,14 0,11 3,85 2,97 -18 -23

ТАБЛИЦА 6 Десять ведущих производителей по объему продаж иммуностимуляторов

Место в рейтинге Корпорация-производитель Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн. долл. Объем продаж, млрд. руб. Рост в долл., % Рост в руб., %

I II I II I II I II

1 1 «Фармстандарт»* 16,3 18,7 57,93 92,48 1,63 2,45 59,6 50,2

2 2 Bayer Healthcare 11,2 11,7 39,70 57,92 1,11 1,54 45,9 37,8

7 3 Teva 6,5 9,3 22,92 45,92 0,65 1,22 100,4 88,5

6 4 Ферон 6,6 7,9 23,27 39,33 0,66 1,04 69,0 58,9

5 5 Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 7,3 7,4 26,04 36,48 0,74 0,97 40,1 31,6

3 6 F.Hoffmann-La Roche 9,4 7,0 33,38 34,71 0,94 0,92 4,0 -1,4

4 7 Mucos Pharma 7,6 6,7 27,12 33,00 0,76 0,87 21,7 14,6

8 8 Полисан НТФФ 4,2 4,1 14,93 20,09 0,42 0,53 34,5 26,4

9 9 Solvay Pharma 3,3 3,6 11,53 17,92 0,32 0,47 55,4 46,2

10 10 Вектор ГНЦ ВБ 2,9 2,2 10,13 10,80 0,29 0,29 6,6 0,2

* До сделки по покупке препарата Арбидол - «Мастерлек».

игрок «Ферон» — с 6 места на 4 с увеличением доли продаж на 20%. Наибольшие потери в «десятке» у компании F.Hoffmann-La Roche — падение с 3 места на 6 с потерей почти 2,5% рынка, при этом объем продаж в долларовом измерении практически не увеличился, а в рублевом даже упал на 1,4%. Чуть лучше положение в сегменте у компании Mucos Pharma, опустившейся с 4 на 7 место. Среди предприятий, специализирующихся на БАДах, лидирует с огромным отрывом Ferrosan AG, выпускающий два

БАДа-лидера продаж — Мульти-табс Иммуно Кидс и Мульти-табс Иммуно Плюс. Его доля в объеме продаж иммуностимулирующих средств выросла с 0,3 до 0,7%, а объем продаж с 1,19 млн. до 3,34 млн. долл., т.е. вырос на 181%. Если рассматривать отдельно сектор иммуностимулирующих БАДов, то Бептеап А^ резко повысив продажи за последний год, закрывает более 40% этого сектора.

Доля иммуностимулирующих ЛС от объема всего фармрынка возросла с 5 до 5,8%. В дальнейшем рынок иммуности-

мулирующих препаратов будет продолжать увеличиваться во всех сегментах. Рост безрецептурных препаратов и БАДов обеспечит массированная реклама, в основном, в средствах массовой информации. Увеличение объема продаж рецептурных препаратов неизбежно следует в связи с ростом численности заболеваемости по таким тяжелым вирусным инфекциям, как гепатит и СПИД, а также увеличением их государственного финансирования.

<$>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.