Научная статья на тему 'Анализ развития европейского фармрынка'

Анализ развития европейского фармрынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ОБЪЕМ ПРОДАЖ ФАРМРЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ченцова Мария, Бучина Анна

Европейский фармрынок можно признать одним из крупнейших в мировом масштабе. Специфика этого регионального фармрынка состоит в том, что он располагается на достаточно обширной территории, в него входят около 20 стран как Западной, так и Восточной Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of sales and structure of the European pharmaceutical market in 2003-2005, growing regional market segmentation, European pharma companies presence on the Russian pharma market. Maria CHENTSOVA, Remedium, Anna BUCHINA, RMBC. Analysis of the european pharma market.

Текст научной работы на тему «Анализ развития европейского фармрынка»

Мария ЧЕНЦОВА, «Ремедиум», Анна БУЧИНА, RMBC

Анализ развития

ЕВРОПЕЙСКОГО фармрынка

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Европейский фармрынок можно признать одним из крупнейших в мировом масштабе. Специфика этого регионального фармрынка состоит в том, что он располагается на достаточно обширной территории, в него входят около 20 стран как Западной, так и Восточной Европы.

Организация Европейского союза повлекла определенные изменения в правилах игры на фармрынке, что напрямую сказалось на его объеме и структуре. Однако лидерами европейского фармрынка по-прежнему остались Германия, Великобритания, Франция, Италия и Испания. В то же время в игру включились такие страны бывшего социалистического лагеря, как Венгрия, Польша, Чехия. Для мирового фармрынка европейский его сегмент — это новые возможности, сферы влияния и проведения политики по совершенствованию фар-мотрасли.

Analysis of sales and structure of the European pharmaceutical market in 2003—2005, growing regional market segmentation, European pharma companies’ presence on the Russian pharma market.

Maria CHENTSOVA, Remedium, Anna BUCHINA, RMBC. Analysis of the european pharma market.

АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ

Объем европейского фармрынка за период 2003—2005 гг. увеличился с 150,9 до 206,5 млрд. долл. и составлял, соответственно, 47,7—56% от общемирового показателя.

Развитие европейского рынка шло неравномерно: за период 2003—2004 гг. объем продаж увеличился с 150,9 до

210,6 млрд. долл., или на 39,8%, а за

2004—2005 гг. снизился на 4,1 млрд. долл., или на 1,9%.

В целом за анализируемый период объем продаж фармрынка Европы увеличился на 36,8%. Высокий уровень развития европейского фармрынка, который превысил уровень общемирового, говорит о его высоком потенциале.

СТРУКТУРА РЫНКА

Анализ структуры фармрынка Европы с точки зрения соотношения рецептурных и безрецептурных препаратов показал, что объем продаж Rx-препаратов за анализируемый период увеличился с 125,3 до 173,2 млрд. долл., т.е. на 47,9 млрд. долл., или на 38,2%. При этом увеличение рынка Rx-препаратов на фоне достаточно высокой их концентрации сопоставимо с общей тенденцией роста рынка.

Rx-препаратам принадлежит большая доля — 83,0—83,8%. Доминирование Rx-препаратов объясняется жесткими мерами по отношению к отпуску ЛС. Несмотря на то, что за последние несколько лет в Европе наблюдается активный рост популярности самолечения и снижение роли врача в формировании спроса на лекарства, пока эти факторы не повлекли реструктурирование рынков ОТС и Rx-препаратов.

РИСУНОК 1

| Объем европейского фармрынка I за 2003—2005 гг., млрд. долл.

РИСУНОК 2

| Объем европейского фармрынка I ОТС- и Rx-препаратов за 2003—2005 гг., млрд. долл.

200

150

100

50

174,2

173,2

125,3

25,6

36,4

33,3

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Щ — ОТС препараты | | — Rx-препараты

Источник: AESGP and AESGP National Associations

РИСУНОК 3

| Объем продаж крупнейших терапевтических I категорий европейского фармрынка за 2003—2005 гг.

Противопростудные

Анальгетики

Препараты, влияющие на пищеварительную систему

Препараты для лечения кожных заболеваний

Витамины

О 1

— 2003 г.

□ — 2004 г.

□ — 2005 г.

Источник: AESGP and AESGP National Associations

РИСУНОК 4

|Лидеры европейского фармрынка за 2004—2006 гг., млрд. долл.

Германия Франция

Италия Великобритания Испания

— 2004 г.

□ — 2005 г.

□ — 2006 г.

Источник: IMS Health

Объем продаж ОТС-препаратов в Европе в 2003—2005 гг. составил 25,6— 33,3 млрд. долл. соответственно, что говорит об увеличении данного сегмента на 7,7 млрд. долл., или на 30,0%. Анализ объема продаж европейского фармрынка по пяти терапевтическим категориям свидетельствует о тенденции к росту: в 2003—2005 гг. он увеличился с 14,47 до 18,94 млрд. долл. Темп прироста рассматриваемых пяти терапевтических категорий за анализируемый период составил 30,8%. При этом препараты этих категорий занимают на европейском фармрынке долю в размере 9—10%. Лидирующее положение занимают противопростудные средства и анальгетики. Объем сегмента противо-простудных средств в рассматриваемый период составил 4,07—5,6 млрд. долл., его границы расширились на 37,5%. Объем продаж анальгетиков увеличился с 3,19 до 4,0 млрд. долл., или на 25,3%. По объему продаж эта терапевтическая категория стоит на 2-м месте, а по темпу прироста — на 4-м.

Активный рост наблюдается в сегменте препаратов, влияющих на пищеварительную систему, объем которого увеличился на 1,08 млрд. долл., или на 34,2%. Эта терапевтическая категория вносит достойную лепту в развитие фармрынка. Несмотря на то, что она занимает только третью позицию, за период 2003—2004 гг. объем продаж препаратов этой группы возрос на 44,8%, что существенно приблизило их позицию к группе анальгетиков.

Объемы продаж остальных двух категорий — препаратов для лечения кожных заболеваний и витаминов — составили в 2005 г. 2,61 млрд. долл. и 2,81 млрд. долл. соответственно. Вообще период 2003—2004 гг. характеризуется безусловным подъемом во всех рассматриваемых сегментах европейского фармрынка, а период 2004—2005 гг. (в связи с колебаниями мировой валютно-финансовой системы) небольшим спадом в пределах 2—12%. Итак, за трехгодичный анализируемый период активность европейского фармрынка превысила об-

щемировой уровень, что создало условия для дальнейшего его развития.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ФАРМРЫНКА

Лидерами европейского фармрынка являются 5 стран, совокупный объем продаж которых составляет больше 50% рынка.

Наиболее развивающимся является рынок Франции, объем которого увели-

чился за анализируемый период на 20,7%, а наименее растущим — рынок Великобритании, объем продаж которого остался на прежнем уровне. Причем за период 2003—2004 гг. на рынке Великобритании наблюдался некоторый спад в размере 4,4%, но в течение следующего 2005 г. объем продаж вновь достиг уровня 2003 г.

За анализируемый период рынок Франции стал более конкурентоспособным, а разница между рынками

РИСУНОК 5

|Региональная сегментация европейского фармрынка за 2004—2006 гг., %

Германия

Франция

Италия

Великобритания

Испания

I — 2004 г.

ь

11,8

12,2

12,6

10

10,8

11,7

12

□ — 2005 г.

□ — 2006 г.

15

Источник: IMS Health

РИСУНОК 6

Объем продаж Топ-10 европейских препаратов на фармрынке России за 2004-2006 гг., в усл. оптовых ценах

Предуктал Бетаферон Мезим форте Kавинтон Бетасерк Престариум Но-шпа Детралекс Гептрал Гемоктин СДТ

1 66,73

J 66,45

10 20 30 40 50 60 70 80

— 2004 г.

□ — 2005 г.

□ — 2006 г.

Источник: RMBC

Франции и Германии снизилась с 17,9 до 7,8%.

Лидерство этих двух стран обеспечивает им преимущество перед остальными участниками европейского фармрынка, при этом увеличиваются их шансы на проведение политики как на локальном, так и на международном фармрынках. Несмотря на то, что на европейском фармрынке лидирующее положение по уровню развития занимает Франция, рынок Германии все же остается

лидером по объему продаж: за период 2004—2006 гг. этот показатель увеличился с 25 до 27,6 млрд. долл. (на 10,4%). Темп прироста за 2004—

2005 гг. составил 6,8%, а за 2005—

2006 гг. — 3,3%.

Снижение темпов роста немецкого рынка в некоторой степени тормозит его развитие, но в целом его уровень остается высоким, и Германия занимает достойное место на европейском и общемировом фармрынках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КАЗАХСКО-СЛОВАЦКОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО

В июне в г. Братислава Словацкой Республики прошло 3-е заседание Казахстанско-словацкой межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Казахстаном и Словакией. На открытии МПК с приветственным словом выступил сопредседатель казахстанской части Комиссии — министр здравоохранения РК Анатолий Дерновой. В ходе встречи стороны обменялись мнениями о состоянии торгово-экономического сотрудничества и подписали Соглашение о дальнейших взаимоотношениях в данной области. Сторонами рассмотрены реальные возможности сотрудничества в области энергетики, переработки и транспортировки энер-го- и сырьевых ресурсов, в области сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, развития предпринимательства, промышленности, образования и науки, а также в области здравоохранения. Так, достигнута договоренность о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РК и Министерством здравоохранения СР о проведении совместных мероприятий учебно-информационного и научного характера; обмена специалистами; расширения прямых связей между органами и учреждениями здравоохранения, в т.ч. с Онкологическим институтом св. Алжбеты, Национальным институтом кардиоваскулярных заболеваний, Институтом туберкулеза, заболеваний легких и грудной хирургии в г. Вышнее Хагы; строительства ПЕТ центров по онкологии, кардиоваскулярным и нейрохирургическим заболеваниям, а также о санаторно-курортном лечении ВИЧ-инфицированных детей Казахстана в лечебно-оздоровительных учреждениях Словакии. Во время встречи Анатолий Дерновой посетил Медицинский университет в Братиславе, где состоялась беседа с его ректором Я.Штенц-лом о повышении квалификации специалистов.

РИСУНОК 7

Объем продаж Топ-10 европейских компаний на фармрынке России за 2004-2006 гг., в усл. оптовых ценах

Servier/Egis BerLin-Chemie/Menarini Bayer Schering Pharma Gedeon Richter SoLvay Pharma Sanofi-Aventis AstraZeneca GLaxoSmithKLine Boehringer IngeLheim Abbot Laboratories

— 2004 г.

□ — 2005 г.

□ — 2006 г.

Источник: RMBC

Объем рынка Великобритании за период 2004—2006 гг. оставался неизменным и составлял 15,6 млрд. долл. При этом в период 2004—2005 гг. объем продаж снизился с 15,6 до 14,9 млрд. долл. (на 4,4%), а в 2006 г. достиг уровня

2005 г. Чуть отстает от рынка Великобритании рынок Италии, объем продаж которого увеличился на 3,4% — с 14,4 до 14,9 млрд. долл.

Практически все лидеры увеличили свою долю присутствия на европейском фармрынке: Германия с 11,8 до 12,6%, Франция с 10 до 11,7%, Испания с 4,8 до 5,3%. Доля Италии на европейском фармрынке осталась неизменной и составила 6,8%. Доля же Великобритании снизилась с 7,7 до 7,1%.

Ведущие страны европейского фарм-рынка расширяют свое присутствие на мировом фармрынке, и это, очевидно, будет ограничивать возможности других стран в свободном проникновении на рынок.

МЕСТО ВЕДУЩИХ ЕВРОПЕЙСКИХ^^ СТРАН НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ

Для анализа позиций европейских фармкомпаний и препаратов на российском фармрынке были использованы данные по 7 странам Европы. В это число вошли Франция, Германия, Великобритания, Испания, Италия, Венгрия и Румыния. Выбор связан в первую очередь с тем, что именно этим странам принадлежит большая часть сегмента европейских производителей на российском фармрынке.

В России объем продаж препаратов, произведенных в анализируемых странах Европы, увеличился с 1,35 млрд. долл. в 2004 г. до 2,92 млрд. долл. в 2006 г. (в условно оптовых ценах)1, т.е. почти в

2,2 раза. Однако совокупная доля этих стран на фармрынке за 3 года выросла на 1,5 п.п. и по итогам прошлого года достигла 32,6%. Анализируемый сегмент по темпам роста в годовой динамике лишь в 2005 г. (+61%) заметно опережал российский фармрынок в целом (+52%), в то время как в 2006 г. развитие сегмента происходило с некото-

1 Совокупный объем продаж включает в себя аптечные продажи (в оптовых ценах), госпитальные закупки (в оптовых ценах) и продажи в рамках программы ДЛО (в региональных ценах).

рым замедлением. Это во многом было обусловлено менее активным участием компаний сегмента в ДЛО.

За анализируемый период заметно изменилась структура потребления европейских препаратов, что согласуется с тенденциями, характерными для фарм-рынка в целом. Так, анализ рейтинга десяти ведущих препаратов группы показал, что на его состав и структуру заметным образом повлияло введение программы ДЛО. За 2004—2006 гг. сменилась половина участников рейтинга, при этом три из них — лидеры по объемам продаж в ДЛО: Бетаферон (Bayer Schering Pharma AG), Бетасерк (Solvay Pharmaceuticals), Гемоктин СДТ (Biotest Pharma GmbH). Из «тройки» торговых марок 2004 г., которую составляли традиционные «аптечные» препараты Но-шпа, Мезим форте и Кавинтон, в «тройке» по итогам 2006 г. остался лишь Ме-зим форте, а первые места заняли Пре-дуктал и Бетаферон. В целом по итогам

2006 г. десять ведущих торговых наименований аккумулируют свыше 16% общего объема продаж на фармрынке России.

Следует отметить, что в то время как количество всех торговых наименований, присутствующих на рынке, за последние 3 года несколько сократилось, количество торговых наименований, выпускаемых анализируемыми компания-

ми, выросло на 20 позиций. Это обусловлено как выводом на рынок новых препаратов, так и передачей всех прав на ряд препаратов компанией F.Hoff-man-La Roche корпорации Bayer Schering Pharma.

Исследуемый сегмент фармрынка России представлен более чем 180 производителями. При этом на долю десяти ведущих корпораций приходится почти 72% объема совокупных продаж.

В течение анализируемого периода «десятка» европейских производителей, представленная в основном западноевропейскими производителями, в целом была относительно стабильна. Лишь один новый участник — Abbott Laboratories — вошел в рейтинг, во многом благодаря росту продаж препаратов Гептрал, Меридиа и Клацид СР. Лидеры рынка — Servier/Egis и Berlin-Chemie AG/Menarini Group — были неизменны в течение всех 3 лет, однако в силу менее активного участия в ДЛО в 2006 г. их позиции несколько ослабли по сравнению с 2005 г.. AstraZeneca и Solvay — наиболее динамично развивающиеся участники «десятки», при этом рост продаж AstraZeneca в большей степени был обусловлен успехом в ДЛО, в то время как Solvay продемонстрировала существенную динамику и в коммерческом секторе, и в секторе ДЛО.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.