Научная статья на тему 'Аптечный рынок России: итоги 2008 года'

Аптечный рынок России: итоги 2008 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Мария, Паутова Екатерина

Согласно данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, IMS Health (RMBC), объем российского аптечного рынка в 2008 г. достиг 214,8 млрд. руб. в оптовых ценах (8,6 млрд. долл.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ccording to «Retail Audit of Drugs in RF»™, IMS Health (RMBC), the Russian pharmaceutical retail market grew by more than 26% in ruble terms (29.5% in USD) in 2008 against 2007, which is by 4% in natural terms. Maria DENISOVA, Pharm. D., Ekaterina PAUTOVA, IMS. THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL RETAIL MARKET IN 2008.

Текст научной работы на тему «Аптечный рынок России: итоги 2008 года»

гг

РШШииМ 2009 март

Мария ДЕНИСОВА, д.ф.н., Екатерина ПАУТОВА, IMS

Аптечный рынок России: итоги 2008 года

Согласно данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, IMS Health (RMBC), объем российского аптечного рынка в 2008 г. достиг 214,8 млрд. руб. в оптовых ценах (8,6 млрд. долл.).

Рост его относительно 2007 г. превысил 26% в рублевом эквиваленте (29,5% — в долларах), а в натуральном выражении составил 4% (рис. 1). Средняя цена одной упаковки препарата выросла на 20% и достигла, таким образом, 71 руб. (2,85 долл.).

Многие российские эксперты полагают, что начавшийся в 2008 г. мировой финансовой кризис не должен оказать столь пагубного воздействия на фармацевтический рынок, как на многие другие сферы бизнеса. Этот сектор в меньшей степени подвержен его влиянию. Действительно, приобретение необходимых лекарственных средств во все времена являлось важной статьей расходов населения. Со- ___________

гласно данным IMS Health в 2008 г. российский покупатель потратил на покупку ЛС в аптеке в среднем около 1950 руб.

(78 долл.), что на четверть больше, чем в предыдущем 2007 г., и в 1,5 раза больше, чем в 2006 г. Высокую стоимостную динамику показателя потребления в последние годы экс-

перты р

ынка связывали с качествен-

ными изменениями в структуре потребления — переориентацией потребителя на более дорогие препараты. Однако в IV квартале 2008 г. инфляционные процессы в стране особенно усугубились, и рост цен на импортные лекарства был неизбежен вследствие значительного падения курса рубля по отношению к закупочным валютам (доллар и евро). Значительно выросли тарифы на энергоресурсы, кредиты стали дороже. Вероятно, указанные внутри- и

___ внешнеэкономические

факторы оказали влияние на ценообразование и рост среднедушевого показателя потребления ГЛС.

According to «Retail Audit of Drugs in RF»™, IMS Health (RMBC), the Russian pharmaceutical retail market grew by more than 26% in ruble terms (29.5% in USD) in 2008 against 2007, which is by 4% in natural terms. Maria DENISOVA, Pharm. D., Ekaterina PAUTOVA, IMS. THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL RETAIL MARKET IN 2008.

Большую часть продаж аптечных учреждений по-прежнему обеспечивает реализация лекарств, однако за последние 2 года доля нелекарственного ассортимента в общем обороте коммерческой розницы выросла на 1,5%. Маржинальный доход от реализации товаров для здоровья заметно выше, нежели от продажи препаратов (рис. 3). Среднегодовой прирост GARP 2006—2008 гг. продаж товаров для здоровья составил 204%, а лекарств — лишь 72%. Вероятно, на фоне возникающих финансовых трудностей ассортимент нелекарственных средств на полках аптек несколько сократится вследствие закономерного сниже-

Потребление ГЛС на душу населения в 2008 г.

таблица 1| Десять ведущих корпораций по объему аптечных продаж в 2008г.

Рейтинг Корпорация Доля в общем объеме аптечных продаж, %

2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г.

1 1 Novartis (inc. Sandoz-Lek) б,в б,б

2 4 Фармстандарт 5,1 4,2

в в Servier/Egis 4,4 4,б

4 2 Sanofi-aventis 4,2 4,7

5 5 Bayer Healthcare (Incl. Bayer Schering Pharma Ag) 4,0 в,в

б б Berlin-Chemie AG/Menarini GmbH в,б в,б

7 в Nycomed в,1 2,в

в 7 Gedeon Richter в,0 2,9

9 9 Solvay Pharma 2,в 2,4

10 11 KRKA D.D. 2,1 2,1

Итого вв,б в7,7

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, IMS Health (RMBC)

ния спроса на них как на средства не первой необходимости.

По итогам анализируемого периода доля дженериков в общем объеме реализации ГЛС через аптечную сеть продолжала стремительно расти: в стоимостном выражении по отношению к 2007 г. она выросла на 0,3 п.п., а в натуральном — на 1,4 п.п. Доля традиционных (в т.ч. непатен-товавшихся, старых «советских» лекарственных средств, а также лекарственного растительного сырья и пр.), так же как и оригинальных препаратов несколько сократилась. По итогам 2008 г. рейтинг ведущих кор-

пораций не претерпел значительных изменений (табл. 1). Корпорацию GlaxoSmithKline, замыкавшую в 2007 г. «десятку» лидеров, в году минувшем сменила KRKA (+31%/+35%1). Самый высокий прирост продемонстрировал «Фармстандарт» (+53%/+56%). За последние 2 года доля этой крупнейшей отечественной компании в коммерческом секторе выросла с 4,2 до 5,1%; прирост продаж почти наполовину обеспечивали Арбидол (25,5%), Пенталгин-Н (12,2%) и Терпинкод (9,9%), что позво-

1 Здесь и далее приросты указаны в оптовых ценах и в рублях, долларах и евро, соответственно.

2009 март РЕМШ1ШМ

лило компании переместиться на 2-ю строчку в рейтинге. Стабильным положением в «десятке» ведущих компаний ритейла характеризуются абсолютный лидер продаж 2007—2008 гг. Novartis (+31%/+34%), а также Servier/ Egis (+20%/ +23%), Berlin-Chemie AG/Menarini GmbH (+25%/+29%), Bayer Healthcare (+32%/+36%) и Solvay Pharma (+20%/+23%). Компания Sanofi-aventis (+15%/+18%), «соседство» которой с лидерами основного канала реализации ГЛС является традиционным, в 2008 г. не вошла в состав «тройки» ведущих корпораций.

По итогам анализируемого периода рейтинг ведущих торговых марок претерпел более заметные изменения (табл. 2). В 2008 г. в нем вновь фигурируют выбывшие из списка в 2007 г. Терпинкод (+36%/+39%) и Гептрал производства Abbott GmbH (+41%/ +45%).

Арбидол (+47%/ +50%) является драйвером розничного сегмента и в течение последних 3 лет находится на верхней строчке рейтинга. Торговая марка Актовегин (+22%/+25%) уступила 2 место рейтинга растущему брэнду Виагра (+25%/+28%), при этом оба участника

РИСУНОК 3

| Маржинальный доход аптечных учреждений

40

35

30

25

B7,50

200б

2007

200в

— Лекарственные средства

□ — БАД

г4 АПТЕЧНЫЙ РЫНОК РОССИИ: ИТОГИ 2008 ГОДА

ршшиим 2009 март

таблица 2| Десять торговых наименований

по объему аптечных продаж в 2008 г.

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %

2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г.

1 1 Арбидол 1,4 1,2

2 в Виагра 0,9 0,9

в 2 Актовегин 0,9 0,9

4 4 Эссенциале Н 0,9 0,в

5 5 Линекс 0,в 0,в

б б Мезим форте 0,б 0,7

7 12 Терпинкод 0,б 0,5

в 9 Ксеникал 0,б 0,б

9 11 Гептрал 0,б 0,б

10 7 ТераФлю от гриппа и простуды 0,б 0,б

Итого 7,9 7,б

Источник: «Розничный аудит в РФ»™, RMBC (IMS Health)

РИСУНОК 4

І Соотношение дженериков, оригинальных и традиционных ЛС в объеме коммерческой розницы 2007—2008 гг.

100

80 60 40

20

О

55,в

5б,5

Традицион-

ные

Дженерики

2007 2008

В денежном выражении, руб.

7в,7

7б,в

2007 200в

В натуральном выражении, упак.

остались близки по доле на рынке. Единственным участником «десятки», положение которого заметно ослабло, является ТераФлю от гриппа и простуды (+17%/+19%). По итогам 2007—2008 гг. первый в России про-тивопростудный препарат переместился с 7-го на 10-е место.

В целом за 2008 г. суммарная доля 10 первых препаратов несколько выросла, при этом список покинули Но-шпа @апоА-ауеп^), Предук-тал ^етег/ Egis).

По итогам 2008 г. группа N02 «Анальгетики» (+25%/+29%) возглавила список ведущих АТС-групп, опере-

див по темпам роста лидера 2007 г. группу ^Т01 «Антибактериальные препараты для системного использования» (+15%/+18%) (табл. 3). В период 2007—2008 гг. АТС-группа Т01 заметно потеряла в доле рынка. Рост объемов реализации препарата Мо-валис позволил АТС-группе М01 «Противовоспалительные и противоревматические препараты» (+31%/ +35%) войти в 2008 г. в «пятерку» лидеров. Группа R01 «Назальные препараты» (+36%/+40%), во многом благодаря росту продаж торговых марок Отривин и Ксимелин, поднялась на 9-ю строчку рейтинга

и занимает 3,2% аптечного рынка. Оставшиеся участники «десятки» лидеров — группы L03, А11, R05, С09, демонстрирующие заметный рост аптечных продаж, на протяжении последних 2 лет сохраняют стабильное положение в рейтинге.

(заключение

В 2008 г. рост аптечных продаж в денежном выражении был не менее ощутимым, чем в 2007 г. В натуральном выражении стагнация 2007 г. сменилась в 2008 г. 4%-ным ростом. Не менее значительным был рост среднедушевого потребления ГЛС, показатель которого вплотную приблизился к рубежу 2000 руб.

Примечательно, что отечественная компания «Фармстандарт» закончила 2008 г. с самым высоким среди игроков приростом продаж. В десятке ведущих торговых марок фигурируют два отечественных препарата — Арбидол (результат покупки компании «Мастерлек») и Терпин-код.

На фоне кризисных явлений отечественный розничный рынок в конце 2008 г. выглядел относительно стабильным. Наблюдавшаяся в конце 2008 г. консолидация дистрибьюторских компаний и компаний-производителей стала отчасти проявлением влияния кризиса на российский фармацевтический рынок. Для посетителей российских аптек финансовый кризис нашел свое отражение в ценах на лекарства. Остается надеяться, что приоритетная задача, поставленная Правительством РФ, — нормализация курса рубля по отношению к закупочным валютам приведет к прежней относительной стабильности аптечных ценников. Однако не только Правительство РФ принимает меры по стабилизации ситуации. Аптеки сами сдерживают рост цен. В интервью газете «Ять» гендиректор аптечной сети «Домфарма» Николай Тимофеевич Воронин отметил: «По новым поступлениям мы снижаем торговые наценки, пересматриваем

2009 март РЕМШ1ШМ

ТАБЛИЦА V з| Десять ведущих АТС-групп по объему аптечных продаж в 2008 г.

Рейтинг ATC-код АТС-классификация Доля в общем объеме аптечных продаж, %

2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 N02 Анальгетики 5,5 5,5

2 1 J01 Антибактериальные препараты для системного использования 5,4 5,9

в в L0B Иммуностимуляторы 4,4 4,B

4 4 A11 Витамины 4,1 4,0

5 б M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты в,в B,7

б 5 G0B Половые гормоны в,в B,7

7 7 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля B,7 B,5

в в C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин B,4 B,2

9 10 R01 Назальные препараты B,2 2,9

10 9 N06 Психоаналептики в,0 B,2

Итого 40,B B9,9

Источник: «Розничный аудит в РФ»™, IMS Health (RMBC)

принципы ценообразования на дорогостоящие препараты, расширяем ассортимент дешевых лекарственных средств». Вероятно, получит распространение практика замены дорогих импортных лекарств более доступными отечест-

венными аналогами. «Когда покупатель уже не может себе позволить приобрести подорожавшее импортное лекарство, мы готовы проконсультировать, дать совет, какой альтернативный отечественный препарат выбрать взамен», —

отметила провизор той же аптечной сети.

Мы будем следить за развитием ситуации на аптечном рынке и информировать читателей в дальнейших обзорах.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.