Научная статья на тему 'Отс-препараты в розничном сегменте фармацевтического рынка России'

Отс-препараты в розничном сегменте фармацевтического рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
899
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТСПРЕПАРАТЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛЕКАРСТВА / ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория

В данной статье проводится оценка продаж ОТС-препаратов в розничном коммерческом сегменте (т.е. без учета ДЛО) российского фармрынка за 2 периода: 1 период с IV кв. 2005 г. по III кв. 2006 г. и 2 период с IV кв. 2006 г. по III кв. 2007 г. Все данные приведены в розничных ценах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is a review of OTC drug sales in the retail segment of the Russian pharmaceutical market during the following periods: period 1 quarter IV 2005 to quarter III 2006 and period 2 quarter IV 2006 quarter III 2007. The figures are at retail prices. Victoria SOKOLOVA, RMBC. OTC drugs on the Russian retail pharmaceutical market.

Текст научной работы на тему «Отс-препараты в розничном сегменте фармацевтического рынка России»

Виктория СОКОЛОВА, RMBC

ОТС-препараты в розничном сегменте

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

В данной статье проводится оценка продаж ОТС-препаратов в розничном коммерческом сегменте (т.е. без учета ДЛО) российского фармрынка за 2 периода: I период — с IV кв. 2005 г. по III кв. 2006 г. и II период — с IV кв. 2006 г. по III кв. 2007 г. Все данные приведены в розничных ценах.

Р

озничный коммерческий сегмент составляет более 65% всего фармрынка России. Структура данного сегмента рынка за анализируемый период не претерпела существенных изменений, однако доля ОТС-препаратов немного уменьшилась (табл. 1). Объемы продаж в долларовом исчислении возросли, но количество проданных упаковок ОТС-препаратов снизилось на 2,2%. Таким образом, рост объема продаж произошел фактически только за счет повышения средней стоимости упаковки с 1,06 долл./уп. до 1,37 долл./уп.

За прошедший годовой отрезок, естественно, изменилась и структура диапазона цен (табл. 2). В розничном сегменте значительно снизилась доля продаж дешевых ОТС-препаратов, особенно по цене до 1 долл./уп. — снижение составило 4,5% в долларовом исчислении и 6,2% в упаковках. В то же время наблюдается увеличение доли препаратов, цена за упаковку которых превышает 2 долл.

ОТС-препараты практически полностью (их возрастающая доля уже превысила 90%) реализуются через розничную аптечную сеть (рис. 1), доли больничных продаж

и продаж по системе ДЛО незначительны и имеют тенденцию к снижению.

Розничный сегмент фармрынка можно рассмотреть с позиции соотношения оригинальных препаратов, дженериков и группы, включающей традиционные препараты — препараты на основе растительного

T

he article is a review of OTC drug sales in the retail segment of the Russian pharmaceutical market during the following periods: period 1 — quarter IV 2005 to quarter III 2006 and period 2 — quarter IV 2006 — quarter III 2007. The figures are at retail prices. Victoria SOKOLOVA, RMBC. OTC drugs on the Russian retail pharmaceutical market.

сырья и комбинированные препараты (рис. 2). Основная доля в объеме продаж приходится на традиционные препараты: если в целом в розничном сегменте она составляет около 60%, то для ОТС-препаратов — около 80%. За анализируемый период доля продаж ОТС-препа-ратов уменьшилась на 1,6%, равномерно распределившись при этом между дженериками и оригинальными препаратами. ОТС-препараты имеют очень широкий спектр применения. В анализируемый период «десятка» лидеров по классификации EphMRA2 сохранилась практически без изменений (табл. 3). Лидер, про-тивопростудные препараты, увеличил свою долю почти на 1 п.п. Несколько потеряли свои позиции витамины, уступив 2 место анальгетикам.

Рейтинг ОТС-препаратов по МНН в розничном сегменте изменился незначительно — «десятка» лидеров «потеряла» боярышника настойку (падение на 29,1%), что позволило дротаверину войти в список лидеров

таблица i| Структура розничного сегмента фармрынка

Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн. долл.* Прирост, %

I период II период I период II период

OTC 48,7 48,0 2959,9 3762,8 27,1

RX 51,3 52,0 3123,7 4071,1 30,3

Итого 6083,6 7833,8 28,8

Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн.упак. Прирост, %

I период II период I период II период

OTC 76,1 74,6 2801,1 2740,3 -2,2

RX 23,9 25,4 880,5 934,9 6,2

Итого 3681,5 3675,2 -0,2

* Здесь и далее объемы продаж приведены в розничных ценах.

19

марш 2008 ршшиим

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

РИСУНОК i

I Распределение продаж ОТС-препаратов по каналам дистрибьюции

100 Г 80 60 40 20 0

РИСУНОК 2

| Соотношение дженериков, оригинальных I и традиционных препаратов в розничных продажах

I период

2,1 II период

120 -100 80 60 40 20 О

58,0

56,8

80,6

79,0

I период II период I период II период (ОТС и RX) (ОТС и RX) (ОТС) (ОТС)

□ — ДЛО

□ — Больничный ■ — Розничный

□ — Дженерик

□ — Традиционные ■ — Оригинальные

таблица г| Структура диапазона цен ОТС-препаратов розничного сегмента

Диапазон цен в долл./уп Доля объема продаж в долл. Доля объема продаж в упаковках

I период II период I период II период

1)<1 17,5% 13,0% 75,8% 69,6%

2)>=1 And <2 12,2% 9,6% 8,5% 9,0%

3)>=2 And <5 29,3% 30,8% 10,0% 13,3%

4)>=5 And <10 29,9% 32,9% 4,9% 6,8%

5)>=10 And <20 8,1% 9,6% 0,6% 1,0%

0 2 = )> 6) 3,0% 4,0% 0,1% 0,2%

и занять там последнее место (табл. 4). Произошла рокировка 2-го и 3-го мест: при максимальном приросте (+51,7%) поднялся вверх этиловый эфир-метил-фенилтиометил-диме-тиламинометил-гидрокси-бромин-

дол-карбоновой кислоты гидрохлорид (Арбидол). Можно также отметить высокий процент прироста продаж и, соответственно, повышение статуса у ксилометазолина (+49,5%) и амброксола (+46,5%).

Если по классификации EphMRA2 лидируют противопростудные препараты, то в рейтинге МНН их представители занимают 2-е, 8-е и 9-е места, а лидерами являются представители группы витаминов.

В рейтинге торговых наименований также произошли некоторые изменения за прошедший годовой отре-

таблица з| Десять ведущих групп по класификации EphMRA2 розничных продаж ОТС-препаратов

Место в рейтинге EphMRA2 Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн. долл. Прирост, %

I период II период I период II период I период II период

1 1 R5 [препараты, применяемые при простуде и кашле] 10,6 11,4 313,5 430,1 37,2

3 2 N2 [анальгетики] 7,1 7,0 210,7 264,9 25,7

2 3 A11 [витамины] 7,4 6,5 219,9 246,0 11,9

4 4 R1 [назальные препараты местного действия] 4,9 5,4 145,6 203,0 39,4

5 5 A7 [противодиарейные, противовоспалительные препараты и электролиты] 4,5 4,9 133,4 185,2 38,8

6 6 R2 [препараты для лечения заболеваний горла] 4,3 4,4 127,5 163,9 28,6

7 7 M2 [противоревматические препараты для местного применения] 4,2 3,9 125,1 148,1 18,3

8 8 N5 [психотропные препараты] 3,9 3,7 116,1 138,3 19,1

9 9 A2 [антациды, ветрогонные и противоязвенные препараты] 3,3 3,3 99,1 123,7 24,8

11 10 R6 [антигистаминные препараты для системного применения] 3,1 3,3 91,9 122,5 33,3

20

ОТС-ПРЕПАРАТЫ В РОЗНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

таблица 4| Десять ведущих МНН по объему продаж ОТС-препаратов в розничном сегменте

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн. долл. Прирост, %

I период II период I период II период I период II период

1 1 Поливитамин+Мультиминерал 4,5 4,0 133,5 150,5 12,7

3 2 Этиловый эфир метил-фенилтиометил-диметиламинометил-гидрокси-броминдол-карбоновой кислоты гидрохлорид 2,1 2,5 61,0 92,6 51,7

2 3 Панкреатин 2,5 2,4 73,9 88,8 20,2

5 4 Ксилометазолин 1,8 2,1 54,0 80,6 49,5

4 5 Флуконазол 1,8 1,9 54,5 71,0 30,4

8 6 Амброксол 1,4 1,6 41,1 60,2 46,5

7 7 Фосфолипиды 1,5 1,5 45,5 57,8 27,1

9 8 Парацетамол+Фенирамин+Фенилэфрин+Аскорбиновая кислота 1,4 1,4 40,2 52,8 31,2

10 9 Кофеин+Кодеин+Парацетамол+Метамизол натрия+Фенобарбитал 1,4 1,2 40,2 46,2 15,0

11 10 Дротаверин 1,4 1,2 40,0 46,2 15,7

таблица б| Десять ведущих торговых наименований по объему продаж ОТС-препаратов в розничном сегменте

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн. долл. Прирост, %

I период II период I период II период I период II период

1 1 Арбидол 2,1 2,5 61,0 92,6 51,7

4 2 Эссенциале Н 1,5 1,5 45,5 57,8 27,2

6 3 Линекс 1,3 1,5 37,4 56,5 51,2

3 4 Мезим форте 1,6 1,4 47,3 52,8 11,6

5 5 ТераФлю от гриппа и простуды 1,4 1,4 40,0 51,8 29,4

7 6 Но-шпа 1,2 1,1 34,8 40,9 17,5

9 7 Терпинкод 1,0 1,1 30,0 40,1 33,5

2 8 Боярышника настойка 1,7 0,9 49,5 34,9 -29,6

10 9 Вобэнзим 1,0 0,9 29,1 34,0 16,6

12 10 Гексорал 0,8 0,9 24,1 33,2 37,9

таблица б| Распределение объемов продаж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в розничном коммерческом сегменте по группам стран-производителей

Группы стран Розничный сегмент в целом ОТС

I период II период I период II период

Западная Европа, США и Канада 52,4% 53,6% 53,7% 54,2%

Россия 21,2% 22,2% 16,9% 18,0%

Восточная Европа 13,9% 13,8% 17,0% 17,2%

Индия 3,8% 4,0% 4,6% 4,8%

Прочие 8,8% 6,3% 7,8% 5,8%

зок — в «десятку» лидеров вошел препарат Гексорал (прирост около 40%) (табл. 5). Продолжает лидировать с опережающим приростом препарат Арбидол. Значительно повысили свой статус Линекс, переместившись с 6-го на 3-е место с высоким приростом (более 50%), и Терпинкод — с 9-го на 7-е (прирост более 30%). Препарат из растительного сырья Боярышника настойка существенно сдал свои позиции, но, в отличие от рейтинга по МНН, все же остался в «десятке» лидеров, опустившись со 2-го на 8-е место и потеряв почти 1% доли рынка.

Более 50% розничного ОТС-сегмента занимают продажи препаратов, производимых в Западной Европе, США и Канаде (табл. 6). И 2 место занимает Россия, причем доля отечествен-

ных препаратов в продаже ОТС-пре-паратов меньше, чем в розничном сегменте в целом. В то же время продажи препаратов российских производителей за анализируемый период возросли.

В рейтинге корпораций изменения произошли только во второй «пятерке» (табл. 7). Корпорации Novartis (вкл. Lek-Sandoz), «Фармстандарт» и Pfizer International сохранили свои позиции с высоким приростом продаж (более

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

21

таблица 7| Десять ведущих корпораций по объему продаж ОТС-препаратов в розничном сегменте

Место в рейтинге Корпорация Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн. долл. Прирост, %

I период II период I период II период I период II период

1 1 Novartis (вкл. Lek-Sadsoz) 7,9 8,9 233,9 333,6 42,6

2 2 «Фармстандарт» 7,0 7,8 206,б 293,9 42,3

3 3 Sanofi-Aventis б,7 б,4 167,б 204,9 22,3

4 4 Berlin-Chemie AG/Menarini Group б,2 4,8 152,9 180,8 18,2

б б Pfizer International Inc. 2,4 2,7 72,0 102,2 41,9

11 6 Bayer Healthcare 1,7 2,6 б0,9 97,2 91,0

8 7 Solvay Pharma 2,0 2,3 б8,2 86,6 48,8

6 8 Nycomed 2,1 2,2 63,б 82,б 30,0

9 9 Sagmel Inc. 2,0 2,1 б8,2 80,3 38,0

7 10 GlaxoSmithKline 2,1 2,1 62,8 80,2 27,8

40%). Успешно развивается корпорация «Фармстандарт»: объем продаж ОТС-препаратов увеличился почти в 1,5 раза и составил более 35% от продаж всех отечественных ОТС-препа-ратов. Корпорации Sanofi-Aventis и Berlin-Chemie AG/Menarini Group сохранили свои места в рейтинге и, несмотря на увеличение объема продаж, потеряли, соответственно, 0,3% и 0,4% доли рынка. Наибольший прирост (бо-

лее 90%) у корпорации Bayer Healthcare, которая, повысив объем продаж почти вдвое, вошла в «десятку» лидеров и заняла 6 место. Лидирующую группу покинула корпорация Teva. Таким образом, за анализируемый период существенных изменений в розничном сегменте не произошло. Можно отметить более низкий рост объемов продаж ОТС-препаратов по сравнению с рецептурными препа-

ратами. Изменения коснулись и структуры ОТС-препаратов — подросли доли оригинальных и джене-риковых препаратов, что, естественно, привело к снижению продаж дешевых ОТС-препаратов. В целом рынок ОТС-препаратов достаточно стабилен, однако намечается тенденция роста доли российских производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.