Научная статья на тему 'Фармацевтический рынок в I ПОЛУГОДИИ 2009 Г.'

Фармацевтический рынок в I ПОЛУГОДИИ 2009 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паутова Екатерина

По итогам I полугодия 2009 г. объем российского фармацевтического рынка составил 220,3 млрд. руб. в ценах конечного потребления, что на 15,8% больше, чем в аналогичный период прошлого года. В долларовом эквиваленте объемы реализации сократились на 16,8%. Объемы продаж в натуральном выражении снизились с 2,2 млрд. упаковок до 2,06 млрд. упаковок (-9,2%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Since the beginning of the year the Russian pharmaceutical market grew at moderate rate in ruble terms and significantly decreased in dollars. The market volume in packs is also falling. What steps need to be taken to ensure that Russian consumer gets a quality medicine for a good price? Ekaterina PAUTOVA, IMS Health. THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET IN THE FIRST HALF OF 2009.

Текст научной работы на тему «Фармацевтический рынок в I ПОЛУГОДИИ 2009 Г.»

24

РШШииМ 2009 ноябрь

Екатерина ПАУТОВА, IMS Health

Фармацевтический рынок

В I ПОЛУГОДИИ 2009 Г,

По итогам I полугодия 2009 г. объем российского фармацевтического рынка составил 220,3 млрд. руб. в ценах конечного потребления, что на 15,8% больше, чем в аналогичный период прошлого года. В долларовом эквиваленте объемы реализации сократились на 16,8%. Объемы продаж в натуральном выражении снизились с 2,2 млрд. упаковок до 2,06 млрд. упаковок (-9,2%).

Структура фармацевтического рынка не претерпела значительных изменений. Большая часть лекарственных средств по-прежнему реализуется через аптеки: на долю коммерческой розницы приходится 64% оборота в стоимостном выражении и 85% — в натуральном. Больничные закупки и поставки по программе ДЛО (ВЗН+ОНЛС) в структуре фарм-рынка составляют 36% объема реализации в денежном выражении (15% в упаковках). Аптечный сегмент является драйвером фармацевтического рынка России: по итогам I полугодия свы- (О ше 3/4 прироста рынка в V денежном выражении обеспечило увеличение розничных продаж. Эксперты отрасли, активно обсуждающие проблему роста цен на им-

Since the beginning of the year the Russian pharmaceutical market grew at moderate rate in ruble terms and significantly decreased in dollars. The market volume in packs is also falling. What steps need to be taken to ensure that Russian consumer gets a quality medicine for a good price?

Ekaterina PAUTOVA, IMS Health. THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET IN THE FIRST HALF OF 2009.

портные лекарства вследствие девальвации российской национальной валюты, лоббируют принятие программы импортозаме-щения. По мнению многих из них, рост присутствия российских про-

изводителей в государственных закупках станет мощным толчком к развитию отечественных предприятий-производителей. Однако на данный момент ситуация кардинально не изменилась. На долю отечественных производителей приходится 20% оборота фармрынка в стоимостном выражении (около 38,4 млрд. руб. в ценах конечного потребления).

В анализируемый период отмечался рост продаж генерических препаратов. Их доля выросла с 16,1% в I полугодии 2008 г. до 17,35% в I полугодии 2009 г. Увеличение продаж дженери-ков особенно проявилось в аптечном секторе и в поставках по программе ДЛО, что обусловило некоторое сокращение объемов реализации инновационных и оригинальных препаратов. В I полугодии 2009 г. на их долю пришлось 34,2% оборота, что было на 1 п.п. ниже, чем в соответствующий период прошлого года. Продажи традиционных препаратов (в т.ч. «старые советские», не патентовавшиеся лекарственные средства, травы, лекарственное сырье и прочие) стабильно удерживают 48,4%

таблица 1

Топ-10 корпораций по объему реализации в период I полугодие 2008 г. — I полугодие 2009 г.

Место в рейтинге Корпорация Доля в общем объеме продаж, % Темпы роста объемов продаж, кон. цены, руб., %

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г.

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г.

1 1 Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 7,18 7,29 13,6

2 3 Sanofi-aventis 4,36 4,05 23,1

3 4 Bayer Halth 3,89 4,05 12,3

4 7 Servier/Egis 3,51 3,40 19,7

5 6 «Фармстандарт» ОАО 3,36 3,42 13,6

6 5 F. Hoffmann- La Roche 3,20 3,51 4,0

7 2 Janssen-Cilag 3,12 4,16 -13,6

8 9 Berlin-Chemie/Menarini 2,85 2,69 22,4

9 8 Teva 2,81 2,83 15,7

10 10 Nycomed 2,76 2,44 29,8

Итого 37,05 37,85

2009 ноябрь РШШ1ШМ

рисунок 1

Структура фармацевтического рынка по каналам дистрибьюции, I полугодие 2009 г.

250000 200000 150000 100000 50000 О

Весь рынок

Розничный сегмент

Больничный сегмент

ДЛО (ВЗН+ОНЛС)

I пол. 2008 г.

I пол. 2009 г.

Источник: IMS Health RMBC

рынка. Рост реализации генеричес-ких лекарственных средств характерен и для сегмента российских препаратов. Доля дженериков среди прочих отечественных медикаментов выросла более чем на 1 п.п. и составила 24,1%. Продажи оригинальных препаратов не превысили 1% от общего объема рынка отечественных препаратов. Остальные российские лекарственные средства относят к классу «традиционных» (около 3/4 объемов реализации), что во многом обусловлено особенностями развития отрасли в советское время, а также становлением и развитием российского фармацевтического рынка в постсоветский период. В I полугодии 2009 г. на долю первых десяти из 848 участников фармрын-ка приходилось 37% объема реализа-

ции, что на 0,8 п.п. ниже, чем в соответствующий период прошлого года. Состав «десятки» не претерпел изменений, тем не менее внутри нее отмечены значительные перестановки. Компании Sanofi-aventis (+23,1%), Bayer Health (12,3%), Berlin Chemie/Menarini Group (+22,4%) и отечественный холдинг «Фармстандарт» (+13,6%) поднялись на одну строчку вверх. Благодаря опережающим темпам роста корпорация Servier/Egis (+19,7%) улучшила свое рейтинговое положение на три позиции. Janssen-Cilag является, пожалуй, единственной компанией, динамика продаж которой была отрицательной в I полугодии 2009 г. Стабильным положением от-

личились безусловный лидер компания ^уаг^ (+13,6%) и датская компания Nycomed (+29,8%), замыкающая перечень первых 10 участников.

«Десятка» торговых наименований — лидеров по объему продаж, напротив, претерпела более заметные структурные изменения. Благодаря 40%-ному увеличению больничных закупок препарат Натрия хлорид вошел в список ведущих торговых наименовании и занял десятую строчку совокупного рейтинга. Не менее значительное увеличение продаж продемонстрировал гепатопротектор Эссенци-але Н (+29,2%) и поднялся с 10-й на 7-ю позицию. Дорогостоящие препараты, закупаемые в рамках ВЗН, стабильно занимают ведущие позиции в совокупных рейтингах по объему реализации в стоимостном выражении. Несмотря на то что за первые 6 месяцев 2009 г. объемы закупок противоопухолевого препарата Велкейд в рамках программы сократились почти на треть (-32% в упаковках и -35,5% в рублях), торговая марка по-прежнему удерживает лидирующее положение в списке. Другой участник ВЗН препарат Мабтера (-16,2%), потерявший 0,26% рынка в денежном выражении по итогам I полугодия 2009 г., опустился на 6-ю

таблица 2

| Топ-10 торговых наименований по объему реализации в период I полугодие 2008 г. — I полугодие 2009 г.

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме продаж, % Темпы роста объемов продаж, кон. цены, руб., %

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г.

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г.

1 1 Велкейд 1,26 2,26 -35,50

2 3 Арбидол 1,06 1,12 8,69

3 2 Гливек 1,04 1,20 0,56

4 4 Октанат 0,99 1,01 13,89

5 6 Актовегин 0,78 0,73 23,05

6 5 Мабтера 0,70 0,96 -16,21

7 10 Эссенциале Н 0,69 0,62 29,20

8 7 Копаксон-Тева 0,63 0,72 1,28

9 8 Бетаферон 0,60 0,72 -3,12

10 14 Натрия хлорид 0,58 0,48 40,85

Итого 8,3 9,8

26 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В I ПОЛУГОДИИ 2009 Г.

PEMEOUUM 2009 ноябрь

таблица з| Топ-10 АТС-классов по объему реализации в период I полугодие 2008 г. — I полугодие 2009 г.

Место в рейтинге АТС-классификация 2-го уровня Доля в общем объеме продаж, % Темпы роста объемов продаж,

I пол. I пол. I пол. I пол. кон. цены, руб., %

2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г.

1 2 J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 7,2 6,3 13,6

2 1 L01 [Противоопухолевые препараты] 5,8 6,4 -9,4

3 3 L03 [Иммуностимуляторы] 5,6 5,3 5,7

4 4 N02 [Анальгетики] 4,7 4,0 17,2

5 6 M01 [Противовоспалительные 3,8 3,1 23,7

и противоревматические препараты]

6 7 A11 [Витамины] 3,7 3,0 22,9

7 9 C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,7 2,9 29,7

8 10 A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 3,5 2,8 24,9

9 8 R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 3,2 2,9 9,9

10 11 G03 [Половые гормоны] 3,1 2,6 19,7

Итого 44,2 39,2

строчку, пропустив вперед брэнд Ак-товегин (+23%). Продажи Гливека (+0,56%) и Копаксон-Тева (+1,28%) были близки к стагнации, что привело к некоторому ослаблению их позиций.

Вышеупомянутые изменения в рейтингах ведущих игроков рынка заметно отразились на структуре потребления. Так, сократившиеся поставки препаратов Мабтера, Век-лейд и стагнировавшие продажи Гливека привели к перемещению ранее лидировавшей группы L01 [Противоопухолевые препараты] (-9,4%) на 2 место, в результате чего последняя уступила первенство группе J01 [Антибактериальные препараты для системного использования]. Сразу четыре из десяти АТС-классов M01 (+23,7%), A11 (+22,9%), C09 (+29,7%) и A10 (+24,9%) продемонстрировали высокую положительную динамику объемов реализации, увеличив, таким образом, свое присутствие на рынке. Единственным новым участником «десятки» стала группа G03 [Половые гормоны] (+19,7%), доля которой выросла на 0,5%. Рейтинг покинула группа B02 [Гемостатики]. Изменения в структуре потребления и в расположении игроков на рынке отражают воздействие внешних фак-

рисунок 2| Инфляция на российском фармацевтическом рынке

150 г s ~ S «> i -to, ~ 3 » 3 — 3 120 "g " £ - s s S " s " ■ " 111111 2004 2005 2006 2007 2008 1 пол. 2009 Щ — Инфляция на фармрынке (исключая ДЛО) | | — Инфляция на потребительском рынке (декабрь к декабрю) Источник: IMS Health RM BC

рисунок 3

Инфляция на розничном рынке по ценовым сегментам по итогам I полугодия 2009 г.

28

Дешевле От 50 до От 125 до От 250 до 50 руб. 124.99 руб. 249.99 руб. 499.99 руб.

От 500

| |— Инфляция

| | — Доля в общем объеме аптечных продаж

и выше

2009 ноябрь РШШ1ШМ

торов на фармацевтическую сферу, в т.ч. влияние кризисных явлений. В первую очередь это отразилось на ценах на все ввозимые из-за рубежа препараты, в особенности на оригинальные, которые необходимы для лечения тяжелых заболеваний. Кроме того, на ценах сказалось влияние растущей в стране инфляции (рис. 2).

В I полугодии 2009 г. инфляция на российском фармацевтическом рынке существенно превысила инфляцию на рынке потребительских товаров и составила 27,3%. Нельзя забывать, что свыше 64% фармацевтического рынка составляют аптечные продажи лекарств, обеспечиваемые за счет денежных средств населения. Общее подорожание лекарственных средств привело к переориентации потребителя на более дешевые лекарственные средства. Рынок быстро реагирует на изменения потребительского спроса. Как показывает анализ экспертов IMS Health, инфляция лекарственные препараты в «нижнем» (до 50 руб.) и «среднем нижнем» (от 50 до 124,99 руб.) ценовых сегментах была самой высокой по итогам I полугодия 2009 г. и составила 37 и 34% соответственно (рис. 3). С начала текущего года российский фармацевтический рынок в рублевом эквиваленте растет умеренными темпами и при этом стремительно сокращается в долларовом. Сокращаются и объемы реализации в упа-

ковках: если ранее данный фактор был скорее связан с переходом на более дорогие лекарственные средства, то в кризисный период это обусловлено растущей инфляцией. Одним из путей частичной стабилизации цен на лекарственные средства в настоящий момент считают регулирование надбавки на препараты списка ЖНВЛС. Будем надеяться, что подобные меры помогут российскому потребителю получить качественное лекарство по доступной цене. О дальнейшем развитии темы читайте в следующих номерах журнала «Ремедиум».

Ф

Екатерина ПАУТОВА, IMS Health

Обзор

российского рынка фармдистрибьюции

ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2009 г.

В последние годы развитие дистрибьюторского звена характеризовалось общими для всех участников российского фармацевтического рынка тенденциями. Позиции крупнейших национальных оптовых компаний продолжают укрепляться, отмечается расширение деятельности оптовиков коммерческого сегмента в сторону сектора больничных закупок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из показателей динамичного развития является то, что российские фармдистрибьюто-ры продолжают обзаводиться собственными производствами. Таковые уже имеются у владельцев крупнейших российских фармдистрибьюторов — ЦВ «ПРОТЕК» и «СИА Интернейшнл». Некоторое время назад крупный поставщик «Р-Фарм» на торгах приобрел здание недостроенного завода детского питания с участком 4,8 га за 148 млн. руб. Компания планирует наладить производство дженериков, а в качестве перспективы развития рассматривается производство инновационных продуктов, разработанных при участии российских ученых. Также в апреле 2009 г. о желании построить завод для выпуска генно-инженерных и высокотехнологичных препаратов заявил один из крупнейших поставщиков в госзакупках — Ирвин-2 (соинвестором проекта выступают ГК «Ростехноло-гии»).

Расстановка основных сил на рынке кардинально не менялась. По данным ана-

литического агентства ЦМИ «Фармэкс-перт», в 2008 г. совокупная доля двух лидеров рынка ЦВ «ПРОТЕК» и «СИА Интернейшнл» в общем объеме продаж лекарственных средств составила порядка 40% (табл. 1). Следует отметить, что в минувшем году компания «СИА Интер-нейшнл» вплотную приблизилась к позиции ЦВ «ПРОТЕК» на рынке, т.к. последний несколько сократил свое участие в программе ДЛО. В совокупном рейтинге фармацевтических дистрибьюторов за 2008 г. ЦВ «ПРОТЕК» занимает позицию абсолютного лидера. В данном случае оценка агентства ЦМИ «Фармэкс-перт» строилась на трех основных критериях: на среднем объеме валовых продаж за месяц за анализируемый период, суммарном количестве дочерних компаний и филиалов, а также количестве федеральных округов, в которых у дистрибьютора имеются сертифицированные склады.

С начала 2009 г. в результате девальвации рубля, повлекшей значительное подорожание импортных лекарственных средств, сфера фармдистрибьюции оказалась не

The situation with drug prices resembles a screw-jack: the ruble is falling making drug prices grow (end 2008 — beginning 2009). The strengthening of the national currency, however, doesn't bring about their fall. Ekaterina PAUTOVA, IMS Health. THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL DISTRIBUTORS IN THE FIRST HALF OF 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.