Научная статья на тему 'Ведущие производители на российском фармацевтическом рынке'

Ведущие производители на российском фармацевтическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паутова Екатерина, Денисова Мария

Зарубежные производители, несмотря на экономические трудности, попрежнему аккумулируют значительную часть российского рынка лекарственных средств. Согласно данным исследовательской компании IMS Health, в период с января по август 2009 г. на долю препаратов зарубежного производства пришлось 78% продаж аптечного рынка России. За анализируемый период объемы реализации зарубежных медикаментов выросли на 17,6% в рублевом эквиваленте и превысили 158 млрд. руб. в ценах конечного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to IMS Health, foreign medicines accounted for 78% of the retail pharmaceutical sales in Russia during the period January-August 2009. National medicines continue to hold a considerable share of the market in natural terms; however, in money terms, their share didnt exceed 22% of the total turnover due to low cost. Ekaterina PAUTOVA, Maria DENISOVA, IMS Health. LEADING MANUFACTURERS ON THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET.

Текст научной работы на тему «Ведущие производители на российском фармацевтическом рынке»

РШШииМ 2009 декабрь

Екатерина ПАУТОВА, Мария ДЕНИСОВА, д.ф.н., IMS Health

Ведущие производители

на российском фармацевтическом рынке

Зарубежные производители, несмотря на экономические трудности, по-прежнему аккумулируют значительную часть российского рынка лекарственных средств. Согласно данным исследовательской компании IMS Health, в период с января по август 2009 г. на долю препаратов зарубежного производства пришлось 78% продаж аптечного рынка России. За анализируемый период объемы реализации зарубежных медикаментов выросли на 17,6% в рублевом эквиваленте и превысили 158 млрд. руб. в ценах конечного потребления.

В натуральном выражении объемы продаж сократились на 8,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составили 840 млн. упаковок. Цена одной упаковки импортного препарата в аптеке выросла в среднем на 29,6% и достигла 188 руб. Для сравнения приведем тенденции на рынке отечественных лекарств: темпы роста объемов реализации в денежном выражении были несколько ниже, чем у иностранных конкурентов (+13,9%), тогда как в натуральном выражении, напротив, сокращение объемов было более заметным (-9,7%). Средняя стоимость упаковки отечественного препарата выросла на 27,5%, составив, таким образом, 30 руб.

На долю продаж препаратов производства стран Западной Европы, США, Канады и Японии, несмотря на некоторое ее сокращение в первые 8 месяцев 2009 г., приходилось больше половины общего объема реализации импортных лекарств в коммерческом сегменте. Российские препараты по-прежнему аккумулировали значительную долю рынка в натуральном выражении, однако по причине относительно низкой стоимости их доля в денежном выражении не превышала 22% оборота (рис. 1). Исторически так сложилось, что импорт для России — источник оригинальных и инновационных препаратов. В январе-августе 2009 г. на долю

Ими

According to IMS Health, foreign medicines accounted for 78% of the retail pharmaceutical sales in Russia during the period January-August 2009. National medicines continue to hold a considerable share of the market in natural terms; however, in money terms, their share didn't exceed 22% of the total turnover due to low cost.

Ekaterina PAUTOVA, Maria DENISOVA, IMS Health. LEADING MANUFACTURERS ON THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET.

зарубежных оригинальных препаратов приходилось 26,3% рынка в денежном и 6% в натуральном выражении. Импорт для России также является одним из значимых источников рецептурных препаратов. В структуре продаж рецептурных лекарств на долю зарубежных препаратов приходилось 83% рынка, тогда как на долю отечественных — лишь 17%. В структуре потребления ОТС-лекарств ситуация во многом схожа: ввозимые ОТС-препара-ты аккумулировали 72% аптечного рынка.

рисунок 1

Сегментация аптечного рынка по стране производителя

В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ

100 80 60 40 20 0

В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ

2,48 2,62

17,10 0,39

янв.-авг. 2008

63,90 63,62

4,90 4,79

17,85 18,01

0,42

янв.-авг. 2009

0,38

янв.-авг. 2008

0,39

янв.-авг. 2009

■ — СНГ и страны Балтии

□ — Россия

□ — Индия

□ — Западная Европа, США,

Канада и Япония

□ — Восточная Европа

■ — Азия, Австралия

и Латинская Америка

23

2009 декабрь PEMEÜUUM

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

таблица 1

Рейтинг ведущих корпораций по объему аптечных продаж, январь-август 2009 г.

Место в рейтинге Корпорация Доля в общем объеме аптечных продаж, % Темпы роста объемов продаж,

янв.-авг. янв.-авг. янв.-авг. янв.-авг. кон. цены, руб., %

2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г.

1 1 Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 6,7 6,4 11,7

2 2 Sanofi-aventis 5,2 5,4 20,7

3 3 «Фармстандарт» ОАО 5,0 4,7 11,1

4 4 Servier/Egis 4,5 4,5 17,8

5 5 Bayer HeaLthCare 3,9 4,1 20,5

6 6 Berlin Chemie AG/Menarini Group 3,6 3,7 20,7

7 7 Gedeon Richter 3,1 3,2 21,7

8 8 Nycomed 2,9 3,1 23,4

9 12 Teva 2,1 2,3 26,4

10 9 Solvay Pharma 2,4 2,2 9,7

Итого 39,4 39,6

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, зарубежные препараты пользуются стабильным спросом, поэтому объемы потребления импортных ЛС растут, хоть и умеренными темпами. Так, в рейтинге производителей по объему реализации в аптечном секторе присутствует только одна российская компания «Фармстан-дарт», остальные ведущие позиции стабильно удерживают крупнейшие мульти-национальные компании (табл. 1). Рейтинг ведущих зарубежных корпораций в анализируемый период претерпел незначительные изменения. Состав первой «пятерки» игроков остался стабиль-

ным. В результате некоторого отставания по темпам роста от аптечного рынка в целом компания Solvay Pharma (+9,6%) потеряла одну рейтинговую позицию. Единственным новым участником списка 10 ведущих компаний стала корпорация Teva — крупнейший в мире производитель дженериков. В январе-августе 2009 г. Teva продемонстрировала самые высокие темпы роста по сравнению с другими ведущими корпорациями (+26,4% в рублях). Столь высокая положительная динамика объемов реализации компании Teva является следствием недавнего слияния с компанией Pliva. В январе-августе 2009 г. про-

дажи объединенной компании Teva выросли на 968 млн. руб. в оптовых ценах, при этом 71,3% от этой суммы приходилось на продукты входящей в ее состав компании Pliva. Рыночная доля объединенной компании Teva в общем объеме коммерческого сегмента по итогам анализируемого периода достигла 2,27%. Более заметная ротация отмечена в списке ведущих торговых марок (табл. 2). По итогам января-августа 2009 г. три новых участника — Конкор (+34,4%), Ярина (+26,3%) и Мовалис (+13,3%) — вошли в список первых 10 торговых наименований по объему аптечных продаж, продемонстрировав опережающие темпы роста. Было отмечено некоторое увеличение доли продаж Мезим форте (20,4%), что

таблица 2

Рейтинг ведущих торговых наименований препаратов по итогам января-августа 2009 г.

Место в рейтинге Торговое наименование препарата Доля в общем объеме аптечных продаж, % Темпы роста объемов продаж, кон. цены, руб., %

янв.-авг. 2009 г. янв.-авг. 2008 г.

янв.-авг. 2009 г. янв.-авг. 2008 г.

1 1 Арбидол 1,4 1,3 10,8

2 4 Эссенциале Н 0,9 0,9 24,2

3 3 Актовегин 0,9 0,9 16,3

4 2 Виагра 0,9 0,9 9,1

5 5 Линекс 0,8 0,8 13,9

6 8 Мезим форте 0,6 0,6 20,4

7 12 Ярина 0,5 0,6 26,3

8 9 Гептрал 0,6 0,6 12,4

9 21 Конкор 0,5 0,5 34,4

10 11 Мовалис 0,5 0,5 13,3

Итого 7,6 7,6

24

ршшиим

2009 декабрь

ВЕДУЩИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

таблица з| Ведущие АТС-2 уровни по объему реализации, январь-август 2009 г.

Место в рейтинге АТС-классификация Доля в общем объеме аптечных продаж, % Темпы роста объемов продаж,

янв.-авг. янв.-авг. янв.-авг. янв.-авг. кон. цены, руб., %

2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г.

1 2 N02 [Анальгетики] 5,3 5,3 17,2

2 1 ¿101 [Антибактериальные препараты

для системного использования] 5,4 5,1 10,4

3 4 М01 [Противовоспалительные

и противоревматические препараты] 4,2 4,4 23,2

4 5 А11 [Витамины] 4,0 4,1 20,2

5 3 L03 [Иммуностимуляторы] 4,2 3,9 6,5

6 6 G03 [Половые гормоны] 3,9 3,9 15,6

7 8 С09 [Препараты, влияющие

на систему ренин-ангиотензин] 3,4 3,7 29,1

8 7 R05 [Препараты для устранения

симптомов простуды и кашля] 3,6 3,3 7,8

9 9 R01 [Назальные препараты] 2,9 3,1 21,8

10 10 А07 [Противодиарейные препараты] 3,0 3,00 17,1

Итого 39,9 39,8

таблица 4

Ведущие корпорации по объему поставок по двум направлениям, I полугодие 2009 г.

Место в рейтинге Корпорация Доля в общем объеме госпитальных закупок и поставок по ДЛО, %

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г.

1 2 Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 9,7 10,0

2 1 Janssen-CiLag AG 11,7 9,1

3 3 F.Hoffmann-La Roche Ltd. 9,0 8,9

4 4 Novo Nordisk 6,3 5,9

5 8 Sanofi-aventis 4,4 5,6

6 7 Oktafarma AG 4,6 5,0

7 6 Teva 4,7 4,4

8 9 AstraZeneca 3,9 4,2

9 5 Bayer HeaLthCare 5,0 4,2

10 14 Nycomed 1,8 2,5

Итого 61,1 59,8

улучшило его рейтинговое положение на две позиции. Гепатопротектор Эссенциа-ле Н (+24,2%) поднялся на вторую строчку рейтинга. В январе-августе 2009 г. Ар-бидол был единственным в рейтинге российским препаратом, который стабильно удерживал позицию лидера аптечного рынка.

В структуре аптечного потребления в рассматриваемый период существенных изменений не произошло (табл. 3). Группа N02 [Анальгетики] (+17,2%), потеснив прежнего лидера J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] (+10,4%), возглавила рейтинг ведущих АТС-классов. Группа М01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] (+23,2%), во многом благодаря высоким темпам роста продаж

рисунок 2

Противогрибковые препараты для системного использования

J02 [Противогрибковые препараты для системного использования]. Отечественные препараты

J02 [Противогрибковые препараты для системного использования]. Зарубежные препараты

Флюкостат Ирунин

Ирунин

}П ■ s s

см см

Шли

Дифлюкан Микосист Микомакс

■ — 9 мес.

2008 г.

□ — 9 мес.

2009 г.

25

2009 декабрь PEMEOUUM

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

таблица б| Ведущие препараты по объему поставок

по двум направлениям, I полугодие 2009 г.

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок и поставок по ДЛО, %

I пол. I пол. I пол. I пол.

2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г.

1 1 Велкейд 8,4 4,9

2 2 Гливек 4,4 4,1

3 3 Октанат 3,8 3,9

4 4 Мабтера 3,6 2,7

5 5 Копаксон-Тева 2,6 2,5

6 6 Бетаферон 2,6 2,4

7 10 Эпрекс 1,4 2,0

8 11 Лантус 1,2 1,7

9 8 НовоСэвен 1,9 1,6

10 7 Гемоктин СДТ 2,4 1,5

Итого 32,4 27,4

таблица б| Рейтинг ведущих АТС-классов по итогам I полугодия 2009 г.

Место в рейтинге Доля в общем объеме госпиталь-

АТС-классификация ных закупок и поставок по ДЛО, %

I пол. I пол. I пол. I пол.

2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г.

1 1 L01 [Противоопухолевые препараты] 22,8 18,9

2 2 B02 [Гемостатики] 11,4 9,4

3 3 A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 8,2 9,3

J01 [Антибактериальные

4 5 препараты для системного использования] 6,7 7,4

5 4 L03 [Иммуностимуляторы] 7,5 7,0

R03 [Препараты для лечения

6 6 обструктивных заболеваний дыхательных путей] 3,1 3,7

7 8 B03 [Стимуляторы гемопоэза] 2,8 3,8

8 7 L04 [Иммунодепрессанты] 3,0 2,8

9 9 N05 [Психотропные препараты] 2,4 2,6

10 14 B01 [Антикоагулянты] 1,6 2,5

Итого 69,5 67,4

препарата Алфлутоп, вошла в «тройку» лидеров. Не менее высокие темпы роста продемонстрировала группа С09 (+29,1%), упрочив, таким образом, свое положение в «десятке» ведущих АТС-групп.

Увеличение закупочных цен на импортные препараты, безусловно, сказалось на розничных ценах данной продукции в аптеках. Проводимый мониторинг объемов реализации показал, что зарубежные компании и их ведущие брэнды по-прежнему занимают ведущее положение в коммерческом сегменте фармацевтического рынка России. Многолетнее лидерство удается удерживать благодаря рациональному позиционированию, значительным инвестициям в продвижение, а также поиску новых, более выгодных условий импорта и каналов сбыта. Согласно анализу IMS Health, в прошлом году рост цен на отечественные препараты был в среднем выше, чем на зарубежные, что было связано с такими факторами, как изменение портфеля компаний, политики продвижения, «брэндование» и многое другое. С начала 2009 г. в особенно тяжелых условиях оказались зарубежные производители, когда вследствие девальвации национальной валюты цены на импортные препараты стали стремительно расти. Так, рост цен на импортные медикаменты заметно превысил рост цен на отечественные лекарства. В качестве примера на рисунке 2 показана динамика средних цен на ведущие препараты группы J02 [Противогрибковые препараты для системного использования] в соотношении «Зарубежные/Отечественные». Из перечня российских препаратов самая высокая динамика отмечена для препарата Румикоз (+11,6% в рублях), тогда как средняя стоимость упаковки Микосист выросла почти на четверть (+24,6%).

( БОЛЬНИЧНЫЕ ЗАКУПКИ И ДЛО

Больничные закупки и поставки ЛС в рамках программы Дополнительного лекарственного обеспечения (ВЗН+ОНЛС) в значительной степени обеспечиваются импортными ЛС. По итогам I полугодия 2009 г. совокупный объем поставок по двум направлениям, финансируемым из государственного бюджета, превысил

308 млн. упаковок на сумму 65,7 млрд. руб. В рублевом эквиваленте темпы роста объемов поставок составили 9,5%, тогда как в натуральном выражении отмечено их сокращение на 4%. Доля препаратов зарубежного производства в совокупном объеме поставок за счет государственных средств соста-

вила 84,9% в денежном и 27,7% в натуральном выражении, что превышает аналогичный показатель для коммерческого сектора.

В рамках двух направлений закупаются преимущественно препараты производства стран Западной Европы, США, Канады и Японии (рис. 3). На долю препара-

26 ВЕДУЩИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

ршшиим 2009 декабрь

рисунок 3

Сегментация сектора госпитальных закупок и поставок по ДЛО по стране производителя

В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ

6,01 3,79 I пол. 2008 г.

6,75 4,12 I пол. 2009 г.

В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ

2,95 2,16

1,0

I пол. 2008 г.

1,60 I пол. 2009 г.

ш — СНГ и страны Балтии

□ — Россия

□ — Индия

□ — Западная Европа,

США, Канада и Япония

□ — Восточная Европа

■ — Азия, Австралия

и Латинская Америка

тов, произведенных в России, приходится лишь 15,1% закупок. В отличие от коммерческого сегмента, где объемы реализации лекарств во многом зависят от спроса и платежеспособности населения, больничные закупки и поставки по ДЛО связаны с объемом денежных средств, выделенных государством на их закупку в отчетный период. В I полугодии 2009 г. 64,2% денежных средств, выделенных государством для обеспечения поставок по двум анализируемым направлениям, было использовано на закупку оригинальных препаратов в рамках Федеральной программы «Семь нозологий». Крупнейшие зарубежные корпорации и дорогостоящие препараты вошли в рейтинг ведущих участников рынка по объему закупок. В первые 6 месяцев 2009 г. 10% выделенных денежных средств было потрачено на закупку препаратов компании Novartis (+12,6% в рублях), в результате чего корпорация возглавила рейтинг. Еще более заметные изменения произошли внутри «десятки». Sanofi-aventis (+38,9%) увеличила свою долю в объеме государственных закупок на 1,1 п.п. Наиболее высокую динамику показала датская компания Nycomed (+47,6%), что позволило ей войти в первую «десятку» ведущих игроков.

В I полугодии 2009 г. на закупку препарата Велкейд было выделено на 35% меньше денежных средств, чем в аналогич-

ный период прошлого года. Это заметно сократило участие в закупках (на 19234 упаковки) и ослабило позицию в рейтинге как самого препарата Велкейд, так и его производителя — компании Janssen-С^ (табл. 4,5).

Следует отметить вероятность усиления конкуренции со стороны нового отечественного противоопухолевого препарата Миланфор для лечения множественной миеломы (опухолевого заболевания крови) — 1-го дженерика зарубежного препарата Велкейд производства компании Janssen-Cilag. Напомним, что в конце мая 2009 г. компания «Фарм-Синтез», член АРФП, объявила о регистрации этого нового препарата — потенциального участника ДЛО. В I полугодии 2009 г. также заметно снизились закупки препаратов Гемоктин СДТ, Мабтера, Бетаферон и НовоСэвен. На этом фоне препараты Эп-рекс и Лантус упрочили свои позиции, заняв 7-ю и 8-ю строчки в рейтинге. Добавим, что в рамках новой схемы поставок по ДЛО, утвержденной приказом Минздравсоцразвития, в течение года должно быть закуплено определенное количество упаковок ЛС. Соответственно, окончательный анализ объемов закупок можно будет провести по итогам III и IV кварталов 2009 г.

Безусловно, столь существенные изменения в сегменте больничных закупок и поставок по ДЛО нашли отражение в структуре поставок по АТС-классам (табл. 6). Несмотря на снижение закупок проти-

воопухолевых препаратов (вышеупомянутые Велкейд и Мабтера), «тройка» лидирующих АТС-классов в I полугодии осталась стабильной. В то же время АТС-класс J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] (+19,1%) аккумулировал 7,4% поставок и потеснил группу L03 (+1,9%). Группа В03 [Стимуляторы гемопоэза], в рамках которой поставки выросли в 1,4 раза, переместилась на строчку выше. Замыкает рейтинг новая для рейтинга группа — В01 [Антикоагулянты], объемы поставок которой выросли на 70,7%.

Таким образом, крупнейшие иностранные компании играют ведущую роль в лекарственном обеспечении льготных категорий российских граждан и пациентов стационаров, страдающих тяжелыми заболеваниями.

Препараты зарубежных корпораций аккумулируют большую часть сегмента больничных закупок и поставок для льготников, а также коммерческого сегмента. Это подтверждает и анализ подушевого потребления ЛС через аптечную сеть в соотношении «отечественные/зарубежные», который показал, что в 2008 г. российский житель в среднем потратил на препараты зарубежного производства в 3 раза больше, чем на отечественные (1509 руб. против 438 руб.), тогда как число реализованных упаковок российского производства было в 1,5 раза больше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.