Научная статья на тему 'Обзор российского рынка фармдистрибьюции ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2009 г.'

Обзор российского рынка фармдистрибьюции ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2009 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паутова Екатерина

В последние годы развитие дистрибьюторского звена характеризовалось общими для всех участников российского фармацевтического рынка тенденциями. Позиции крупнейших национальных оптовых компаний продолжают укрепляться, отмечается расширение деятельности оптовиков коммерческого сегмента в сторону сектора больничных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The situation with drug prices resembles a screw-jack: the ruble is falling making drug prices grow (end 2008 beginning 2009). The strengthening of the national currency, however, doesnt bring about their fall. Ekaterina PAUTOVA, IMS Health. THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL DISTRIBUTORS IN THE FIRST HALF OF 2009.

Текст научной работы на тему «Обзор российского рынка фармдистрибьюции ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2009 г.»

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

27

2009 ноябрь РШШ1ШМ

торов на фармацевтическую сферу, в т.ч. влияние кризисных явлений. В первую очередь это отразилось на ценах на все ввозимые из-за рубежа препараты, в особенности на оригинальные, которые необходимы для лечения тяжелых заболеваний. Кроме того, на ценах сказалось влияние растущей в стране инфляции (рис. 2).

В I полугодии 2009 г. инфляция на российском фармацевтическом рынке существенно превысила инфляцию на рынке потребительских товаров и составила 27,3%. Нельзя забывать, что свыше 64% фармацевтического рынка составляют аптечные продажи лекарств, обеспечиваемые за счет денежных средств населения. Общее подорожание лекарственных средств привело к переориентации потребителя на более дешевые лекарственные средства. Рынок быстро реагирует на изменения потребительского спроса. Как показывает анализ экспертов IMS Health, инфляция лекарственные препараты в «нижнем» (до 50 руб.) и «среднем нижнем» (от 50 до 124,99 руб.) ценовых сегментах была самой высокой по итогам I полугодия 2009 г. и составила 37 и 34% соответственно (рис. 3). С начала текущего года российский фармацевтический рынок в рублевом эквиваленте растет умеренными темпами и при этом стремительно сокращается в долларовом. Сокращаются и объемы реализации в упа-

ковках: если ранее данный фактор был скорее связан с переходом на более дорогие лекарственные средства, то в кризисный период это обусловлено растущей инфляцией. Одним из путей частичной стабилизации цен на лекарственные средства в настоящий момент считают регулирование надбавки на препараты списка ЖНВЛС. Будем надеяться, что подобные меры помогут российскому потребителю получить качественное лекарство по доступной цене. О дальнейшем развитии темы читайте в следующих номерах журнала «Ремедиум».

Ф

Екатерина ПАУТОВА, IMS Health

Обзор

российского рынка фармдистрибьюции

ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2009 г.

В последние годы развитие дистрибьюторского звена характеризовалось общими для всех участников российского фармацевтического рынка тенденциями. Позиции крупнейших национальных оптовых компаний продолжают укрепляться, отмечается расширение деятельности оптовиков коммерческого сегмента в сторону сектора больничных закупок.

Одним из показателей динамичного развития является то, что российские фармдистрибьюто-ры продолжают обзаводиться собственными производствами. Таковые уже имеются у владельцев крупнейших российских фармдистрибьюторов — ЦВ «ПРОТЕК» и «СИА Интернейшнл». Некоторое время назад крупный поставщик «Р-Фарм» на торгах приобрел здание недостроенного завода детского питания с участком 4,8 га за 148 млн. руб. Компания планирует наладить производство дженериков, а в качестве перспективы развития рассматривается производство инновационных продуктов, разработанных при участии российских ученых. Также в апреле 2009 г. о желании построить завод для выпуска генно-инженерных и высокотехнологичных препаратов заявил один из крупнейших поставщиков в госзакупках — Ирвин-2 (соинвестором проекта выступают ГК «Ростехноло-гии»).

Расстановка основных сил на рынке кардинально не менялась. По данным ана-

литического агентства ЦМИ «Фармэкс-перт», в 2008 г. совокупная доля двух лидеров рынка ЦВ «ПРОТЕК» и «СИА Интернейшнл» в общем объеме продаж лекарственных средств составила порядка 40% (табл. 1). Следует отметить, что в минувшем году компания «СИА Интер-нейшнл» вплотную приблизилась к позиции ЦВ «ПРОТЕК» на рынке, т.к. последний несколько сократил свое участие в программе ДЛО. В совокупном рейтинге фармацевтических дистрибьюторов за 2008 г. ЦВ «ПРОТЕК» занимает позицию абсолютного лидера. В данном случае оценка агентства ЦМИ «Фармэкс-перт» строилась на трех основных критериях: на среднем объеме валовых продаж за месяц за анализируемый период, суммарном количестве дочерних компаний и филиалов, а также количестве федеральных округов, в которых у дистрибьютора имеются сертифицированные склады.

С начала 2009 г. в результате девальвации рубля, повлекшей значительное подорожание импортных лекарственных средств, сфера фармдистрибьюции оказалась не

The situation with drug prices resembles a screw-jack: the ruble is falling making drug prices grow (end 2008 — beginning 2009). The strengthening of the national currency, however, doesn't bring about their fall. Ekaterina PAUTOVA, IMS Health. THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL DISTRIBUTORS IN THE FIRST HALF OF 2009.

ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ФАРМДИСТРИБЬЮЦИИ ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2009 Г.

ТАБЛИЦА 1

Доли крупнейших оптовых компаний

на фармацевтическом рынке России (только

по ассортименту ЛС) за 2008 г.*

Доля дистрибью-

Наименование поставщика тора на фарм-

рынке 2008 г., %

ЦВ«ПРОТЕК»ЗАО 17,82%

«СИА Интернейшнл» ЗАО 17,82%

«Катрен» НПК ЗАО 11,27%

«РОСТА» ЗАО 11,04%

«Аптека — Холдинг» 4,92%

«Р-Фарм» ЗАО 4,82%

«Биотэк» ООО 4,01%

«Генезис» 3,16%

«Морон» ООО 2,73%

«Хелс М» 1,67%

Итого Топ-10 79,21%

* www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/news.pl?id=10604

Источник: ЦМИ «Фармэксперт»

РИСУНОК 1

Схема товаропроводящей цепочки, импорт в I полугодии 2009 г.

только под влиянием изменяющейся рыночной конъюнктуры, но и под пристальным вниманием регулирующих государственных органов. Контракты, заключенные в конце 2008 г. в валюте, для дистрибьюторов значительно подорожали, что в итоге привело к росту цен на лекарства в аптеках. По данным аналитиков компании IMS Health, за первые 6 месяцев 2009 г. стоимость лекарств на аптечных полках выросла в среднем на 29,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Известно, что розничные цены на перечень жизненно важных лекарств (ЖНВЛС), необходимых для реанимационных процедур, наркоза, лечения злокачественных новообразований и острых психических расстройств, регулируются законом: отпускные цены и размер торговых надбавок зафиксированы приказами местных органов управления здравоохранением и обновляются не чаще чем раз в год. Эти препараты должны быть обязательно включены в ассортимент аптек. В I полугодии 2009 г.

реализация ЖНВЛС обеспечила 40% оборота аптечных предприятий (в 2007 г - 42%; в 2008 г. - 40%). Дистрибьютор оказывается в сложной ситуации: с одной стороны, при формировании торговой надбавки необходимо не только учитывать текущую высокую закупочную цену, но и по возможности компенсировать понесенные ранее потери на обесценивании национальной валюты; с другой стороны, необходимо соблюдать пределы наценок, в первую очередь при формировании цен на ЖНВЛС.

ТАБЛИЦА 2

Рейтинг ведущих дочерних компаний по объему импорта, I полугодие 2008 г. — I полугодие 2009 г.

Рейтинг(с учетом дистрибьюторов) Дочерние предприятия Доля в общем объеме импорта, % Темпы роста объемов импорта, опт. цены, долл., %

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г. I пол. 2009 г. I пол. 2008 г.

1 (3) 2 (4) «Новартис» пр-во 6,08 3,84 +52,6

2 (4) 1 (3) «Авентис фарма» пр-во 5,19 5,31 -5,6

3 (6) 11(17) «Галена» пр-во 3,44 2,24 +48,0

4 (7) 29 (53) «Пфайзер интернешнл инк» пр-во 3,15 0,30 +925,3

5(8) 9 (15) «Джонсон энд Джонсон» пр-во 2,98 2,48 +15,8

6 (9) 10 (16) «Никомед дистрибьюшн сенте» ООО 2,82 2,44 +11,8

7(10) 4 (8) «Ай эйч си си» ООО 2,67 2,85 -9,6

8(13) 6 (11) «Глаксосмиткляйн хелскер» ЗАО 2,53 2,57 -5,1

9 (14) 16 (24) «Берлин-фарма» ЗАО 2,52 1,09 +123,4

10 (15) 12 (18) «Зенека интернешнл лтд» пр-во 2,47 2,08 +14,9

Итого 33,9 25,2

Источник: Импорт-Экспорт ГЛС, IMS Health RMBC

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

29

2009 ноябрь РШШ1ШМ

При этом ситуацию усугубляет жесткая конкуренция в первой «пятерке» дистрибьюторов.

Осознание необходимости государственного вмешательства в процесс регулирования отпускных цен привело к разработке нового законопроекта об обороте лекарственных средств. Законопроект предполагает, что максимальная наценка для всей товаропроводящей цепочки, включая розницу, не должна превышать 30%. В частности, на оптовое звено отводится всего 10%. В связи с этим вышеупомянутый крупнейший российский фармдистрибьютор ЦВ «ПРОТЕК» решил перейти на прямые поставки лекарств из-за рубежа, минуя одно из звеньев товаропроводящей цепочки в виде российских «дочек» западных производителей. Дистрибьютор предлагает им оставить себе надбавку в размере 1% не только на лекарства из списка ЖНВЛС, но и вообще на все препараты.

По данным компании IMS Health, общий объем импорта в I полугодии 2009 г. составил 3,37 млрд. долл., что на 3,5% ниже, чем в соответствующий период прошлого года. Важно отметить, что поставки, приходящиеся на дочерние предприятия зарубежных производителей, выросли на 9,7% в долларовом эквиваленте, вследствие чего их доля в общей структуре импорта выросла на 6 п.п. С начала 2009 г. наибольшее увеличение объемов поставок продемонстрировали представительства Pfizer (в 10,2 раза), Berlin-Chemie (в 2,2 раза) и Novartis (в 1,5 раза) (табл. 2). Поставки остальных дочерних компаний, представленных в рейтинге, также заметно выросли, что обусловило рост рыночной доли участников.

Высокая активность дочерних компаний заметно потеснила позиции российских дистрибьюторов. Однако два крупнейших национальных дистрибьютора ЦВ «ПРОТЕК» и «СИА Интернейшнл» по-прежнему возглавляют совокупный рейтинг ведущих компаний по объему импорта, несмотря на существенное сокращение последнего. Две оптовые компании из представленных в рейтинге показали положительную динамику поставок: «Фармимэкс» (+64,5% в дол.) и «Евросервис» (+54,2% в долл.).

ТАБЛИЦА 3

Рейтинг ведущих дистрибьюторов по объему импорта, I полугодие 2008 г. — I полугодие 2009 г.

Рейтинг(с учетом дочерних компаний) Дистрибьютор Доля в общем объеме импорта, % Темпы роста объемов

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г. I пол. 2009 г. I пол. 2008 г. импорта, опт. цены, долл., %

1 (1) 1 (1) «Сиа интернейшнл лтд» ЗАО 6,65 8,69 -26,07

2 (2) 2 (2) «Протек центр внедрения» ЗАО 6,34 8,17 -25,16

3 (5) 6 (13) «Фармимэкс» ОАО 4,30 2,52 64,49

4 (11) 4 (7) «Катрен нпк» ЗАО 2,61 2,89 -12,94

5 (12) 3 (6) «Роста» ЗАО 2,59 3,13 -20,25

6 (16) 5 (9) «Р-фарм» ЗАО 2,45 2,60 -9,04

7 (22) 7 (19) «Аптека-холдинг» 1,42 2,05 -33,29

8 (26) 8 (22) «Биотэк» ООО 1,20 1,21 -4,57

9 (29) 9 (27) «Морон» ООО 0,88 0,89 -5,10

10 (30) 14 (39) «Евросервис» 0,87 0,54% 54,23

Итого 29,3 32,7

Источник: Импорт-Экспорт ГЛС, IMS Health RMBC

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что дистрибьюторы делают для себя неутешительные прогнозы: жесткое регулирование товарных надбавок, в т.ч. на препараты списка ЖНВЛС, приводит к росту недополученной прибыли. Однако компании уже начали подготовку к подобному развитию событий. Так, например, в целях сохранения прежнего уровня рентабельности компании предпринимают попытки увеличения прямого импорта. Ситуацию с ценами на лекарственные средства можно охарактеризовать как «эффект домкрата»: падение курса рубля вызывает рост цен на лекарства (в конце 2008 — начале 2009 гг.), тогда как укрепление националь-

ной валюты обратного эффекта не дает. В лучшем случае можем надеяться только на их стабилизацию.

И Uli "-Ч"Лa-i И нгпнилн44п

Питание и здоровье

Р ртгач PHipK!PiK4fTB И Gcipxirtfccraa -ri Г-itj-I.-lb Irnsing ■ ¿1 ^ЛfriiIii(Ф^Лмй üntVi.t-j-jb

I 1004

-HlITUini^l

ГС чИЛОф? ( NHUU

■ [УНИЕНШЦИИ

ПН1В1ННТ1ПкНВН ннфцницин Hl ийти

www.congrc»-pitanic-iru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.