Научная статья на тему 'Фармацевтический рынок России в 2009 г.'

Фармацевтический рынок России в 2009 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМРЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ / БОЛЬНИЧНЫЕ ЗАКУПКИ / PHARMACEUTICAL MARKET / MEDICINES / RETAIL PHARMACEUTICAL SALES / HOSPITAL PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екатерина Паутова, Мария Денисова

По итогам 2009 г. российский фармацевтический рынок вырос на 16,5% в рублевом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 338,5 млрд. руб. в оптовых ценах. В долларовом эквиваленте объемы реализации сократились на 8,6%. Объемы продаж в натуральном выражении снизились на 4,4%: с 4,5 млрд. упаковок до 4,3 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата выросла по итогам 2009 г. на 21,9% в рублях и составила 89,6 руб.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n 2009 the Russian pharmaceutical market grew 16.5% in rubles compared to the same period of the previous year and equaled 338.5 billion rubles at wholesale prices. Sales volume decreased by 8.6% in dollar terms. Sales volume in natural terms decreased by 4.4%, from 4.5 billion to 4.3 billion packs. Average price per pack increased by 21.9% in rubles in 2009 and came to 89.6 rub. Ekaterina Pautova, Maria Denisova, IMS Health. The Russian pharmaceutical market in 2009.

Текст научной работы на тему «Фармацевтический рынок России в 2009 г.»

потребление

и спрос

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РЫНОК РОССИИ В 2009 г. РЫНОК СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ПРЕПАРАТОВ В РОССИИ

НОВОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕПАРАТЫ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

|Ab uno disce omnes.

По одному узнай все или всех.

Екатерина ПАУТОВА, Мария ДЕНИСОВА, IMS Health

Фармацевтический рынок

РОССИИ В 2009 Г.

Ключевые слова: фармрынок, лекарственные средства, аптечные продажи, больничные закупки

По итогам 2009 г. российский фармацевтический рынок вырос на 16,5% в рублевом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 338,5 млрд. руб. в оптовых ценах. В долларовом эквиваленте объемы реализации сократились на 8,6%. Объемы продаж в натуральном выражении снизились на 4,4%: с 4,5 млрд. упаковок до 4,3 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата выросла по итогам 2009 г. на 21,9% в рублях и составила 89,6 руб.

Key words: pharmaceutical market, medicines, retail pharmaceutical sales, hospital purchases.

In 2009 the Russian pharmaceutical market grew 16.5% in rubles compared to the same period of the previous year and equaled 338.5 billion rubles at wholesale prices. Sales volume decreased by 8.6% in dollar terms. Sales volume in natural terms decreased by 4.4%, from 4.5 billion to 4.3 billion packs. Average price per pack increased by 21.9% in rubles in 2009 and came to 89.6 rub. Ekaterina Pautova, Maria Denisova, IMS Health. The Russian pharmaceutical market in 2009.

Локомотивом фармацевтического рынка по-прежнему является коммерческий сектор. В структуре фармацевтического рынка аптечный сектор демонстрирует опережающие темпы роста (+17,7% в рублях) и аккумулирует свыше 65% рынка в денежном выражении (рис. 1).

В анализируемом периоде отмечен рост объемов продаж генерических препаратов как в денежном (+21% в рублевом эквиваленте), так и в натуральном выражении (+2,1% в упаковках), что привело к увеличению их доли в структуре потребления. По итогам 2009 г. дженерики аккумулируют 17,3% в стоимостном и 20,6% в натуральном выражении.

Во многом достаточно высокие темпы роста фармацевтического рынка были обеспечены инфляцией, в два раза превы-

шающей аналогичный показатель на рынке потребительских товаров (рис. 2). В 2009 г. в среднем цены на ЛС выросли на 27,3%.

Топ-10 фармацевтических корпораций не претерпел изменений по составу,

однако внутри первой «десятки» отмечены некоторые перемещения (табл. 1). Самый высокий темп роста объемов реализации по итогам 2009 г. продемонстрировал отечественный холдинг «Фармстандарт» (+33,9% в рублях), что

|~таблица\И Топ-10 корпораций по объему реализации в период 2008—2009 гг.

Рейтинг Корпорация Доля в общем объеме продаж, % Темпы роста объемов продаж, опт. цены, руб., %

2009г. 2008г. 2009 2008

1 1 Novartis (вкл. Sandos-Lek) 7,08% 7,28% 13,28%

2 2 Sanofi-aventis 5,24% 4,92% 24,06%

3 5 Фармстандарт ОАО 3,95% 3,43% 33,91%

4 3 Bayer Healthcare 3,78% 4,00% 10,16%

5 4 Servier/Egis 3,41% 3,44% 15,64%

6 7 F.Hoffman-La Roche 3,27% 3,26% 16,6%

7 6 Janssen-Cilag AG 2,91% 3,43% -1,11%

8 8 Berlin-Chemie/ Menarini Group 2,88% 2,74% 22,5%

9 10 Nycomed 2,83% 2,65% 24,26%

10 9 Teva 2,66% 2,68% 15,71%

Итого 38,01% 37,83%

2010 мпрт РЕМЕОииМ

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

рисунок 1

| Структура российского фармацевтического рынка по каналам дистрибьюции в 2009 г.

обеспечило ведущей российской компании место в «тройке» лидеров рынка. Не менее существенный рост по итогам года показали ведущие западные компании — Sanofi-aventis (+24,1%1), Berlin-Chemie/Menarini (+22,5%) и Nycomed (+24,3%). Несмотря на некоторое отставание по темпам роста по итогам 2009 г., компания Novartis (+13,3%), как в предыдущем 2008 г., стала компанией №1 в списке ведущих

1 Здесь и далее все приросты указаны в рублях.

компаний-производителей. На фоне невысокого роста других представленных в списке корпораций Уашвеп-Сь ^ является единственным участником, динамика продаж которого по итогам анализируемого периода была отрицательной. Анализ показывает, что присутствие компании на рынке в долевом отношении сократилось более чем на полпроцента. Столь стремительная динамика продаж компании «Фармстандарт» во многом связана с повышенным вниманием к

таблица 2

Топ-10 торговых наименований по объему реализации в период 2008—2009 гг.

Рейтинг

Торговое наименование

2009 2008 2009 2008 даж, опт. цены, руб., %

1 4 Арбидол 1,43% 0,93% 79,28%

2 1 Велкейд 1,35% 1,85% -14,92%

3 2 Октанат 1,24% 1,27% 13,45%

4 3 Гливек 1,14% 1,23% 8,41%

5 5 Мабтера 0,90% 0,92% 13,72%

6 6 Актовегин 0,75% 0,74% 17,5%

7 7 Бетаферон 0,70% 0,73% 10,66%

8 8 Копаксон-Тева 0,68% 0,71% 12,61%

9 11 Натрия хлорид 0,67% 0,57% 37,24%

10 9 Эссенциале Н 0,65% 0,62% 22,12%

Итого 9,51% 9,57%

Доля в общем объеме продаж, %

Темпы роста объемов про-

производимому компанией препарату Арбидол, который на фоне борьбы с гриппом Л/НШ1 в течение всего 2009 г. года активно продвигался в качестве мощного противовирусного средства. Анализ показывает, что в 2009 г. Арбидол (+79,3%) вышел на первое место в рейтинге самых продаваемых торговых марок в России, потеснив даже дорогостоящие лекарства, закупаемые в рамках программы «7 Но-зологий» (табл.2). Другое заметное изменение рейтинга — попадание госпитального препарата Натрия хлорид в Топ-10 ведущих торговых наименований. В 2009 г. объемы реализации препарата выросли более чем на треть по сравнению с 2008 г., в результате чего его доля выросла на 1%. Несмотря на опережающие по сравнению с рыночными темпами роста, гепатопротектор Эссенциале Н уступил одну строчку стремительно набирающему объем продаж препарату Натрия хлорид. В структуре потребления произошла некоторая ротация в перечне первых десяти АТС-классов (табл. 3). Вследствие роста продаж брэнда Арбидол группа L03 [Иммуностимуляторы] (+27,2%) увеличила свое присутствие на рынке, однако ее положение в «тройке» лидеров осталось прежним. Не менее высокими по сравнению с другими участниками темпами роста отличилась АТС-группа С09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангио-

20

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИ В 2009 Г.

РШШ1ШМ 2010 апрель

Птаблица'зИ Топ-10 АТС-классов по объему

реализации в период 2008—2009 гг.

Рейтинг АТС-классификация 2-го уровня Доля в общем объеме продаж, % Темпы роста объемов продаж, опт. цены, руб., %

2009 2008 2009 2008

301 [Антибактериальные

1 1 препараты для системного использования] 6,39% 6,57% 13,29%

2 2 L01 [Противоопухолевые препараты] 5,81% 6,44% 5,16%

3 3 L03 [Иммуностимуляторы] 5,46% 5,00% 27,18%

4 4 N02 [Анальгетики] 3,86% 3,78% 18,71%

5 6 А10 [Средства для лечения

сахарного диабета] 3,23% 3,16% 18,76%

М01 [Противовоспалитель-

6 7 ные и противоревматические препараты] 3,12% 3,07% 18,44%

7 5 В02 [Гемостатики] 3,01% 3,30% 6,22%

С09 [Препараты, влияющие

8 8 на систему ренин-ангиотензин] 2,99% 2,89% 20,39%

9 10 А11 [Витамины] 2,80% 2,77% 17,79%

R05 [Препараты для ус-

10 9 транения симптомов простуды и кашля] 2,73% 2,77% 14,95%

Итого 39,38% 39,74%

тензин] (+20,4%), но положение данного участника по окончании 2009 г. также осталось неизменным. Невысокий прирост продаж группы B02 [Гемо-статики] позволил другим участникам «десятки» несколько улучшить свое рейтинговое положение: A10 (+18,8%) и M01 (+18,4%) — плюс одна позиция по итогам года. В целом, объемы продаж, приходящиеся на первые десять АТС-классов, незначительно сократились и аккумулируют чуть более 39%. По итогам 2009 г. темпы роста объемов реализации лекарственных средств в национальной валюте были умеренными, тогда как в долларовом выражении рынок заметно сократился. Сократились и объемы потребления в упаковках. Важно отметить, что если ранее это было связано с переориентацией потребителя на более дорогие лекарственные средства, то в период 2008— 2009 гг. сокращение рынка в упаковках было обусловлено повышением цен на ЛС и высокой инфляцией.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПО СТАТУСУ ОРИГИНАЛЬНОСТИ

В статье «Обзор российского рынка дженериков в 2009 г.» Екатерины Пауто-вой и Марии Денисовой (IMS Health), опубликованной в «Ремедиуме» №2, 2009 г., препарат Виферон был ошибочно отнесен авторами к разряду дженериков. Редакция журнала «Ремедиум» совместно с авторами дает разъяснения сложившейся ситуации.

В силу ряда исторических, экономико-политических и социальных факторов российский фармацевтический рынок обладает рядом индивидуальных особенностей, которые делают его отличным от фармацевтических рынков других стран. Так, например, однозначно сегментировать российский рынок препаратов по патентному статусу1 достаточно сложно, а значит принцип отнесения ЛС к классу «оригинальных» или «дженериков» (по сути, копий оригинальных препаратов) является предметом многочисленных дискуссий экспертов.

Международная исследовательская компания IMS Health классифицирует ЛС по патентному статусу следующим образом: Ф к оригинальным препаратам относят все ЛС, молекулы которых впервые синтезированы, прошли полный цикл доклинических и клинических исследований ЛС и защищены патентом на срок до 20 лет;

Ф к дженериками относят воспроизведенные ЛС, которые могут выпускаться любой фармацевтической компанией только по истечении срока действия патента.

Таким образом, дженерик выходит после оригинального препарата.

Наряду с оригинальными и дженериковыми препаратами IMS Health выделяет «традиционные» препараты, к которым относят некоторые комбинированные препараты, а также ранее никогда не патентовавшиеся «советские» препараты, лекарственное сырье и пр. Подробнее читайте в «Ремедиум» №7—8, 2003 г. С точки зрения данной классификации проанализируем группу препаратов с действующим веществом Интерферон альфа-2Ь. В России в настоящее время зарегистрировано два зарубеж- густ 2ооз, с. 4-9.

^таблицам Препараты на основе

рекомбинантного интерферона - альфа-2Ь

Торговое наименование/ Оригинальный препарат-Дженерик Страна производства

Интрон-А Оригинальный препарат США

Виферон Дженерик Россия

Виферон-мазь Дженерик Россия

Альфарона Дженерик Россия

Эберон альфа Р Дженерик Куба

Реаферон-ЕС Дженерик Россия

Реаферон-ЕС-Липинт Дженерик Россия

Альтевир Дженерик Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реальдирон Дженерик Литва

Источник: IMS Health, 2000—2009 перечень ЛС, которые присутствуют хотя бы в одном из мониторируемых каналов дистрибьюции (аптечные продажи, госпитальные закупки и ДЛО).

1 Патентное право в России регулируется и охраняется Патентным законом РФ от 23 сентября 1992г. № 3517-1.

2 www.window.edu.ru/windcw_catalog/files/r22517/rom_expr.pdf; www.ru-patent.info/21/70-74/2170587.html

Белоусов Ю.Б. Дженерики - мифы и реалии. Ремедиум: июль-ав-

ных препарата рекомбинантного интерферона — альфа-2Ь: Интрон-А (США) и Реальдирон (Литва). Однако в России выпускается целая гамма разнообразных препаратов на основе рекомбинантного интерферона — альфа-2Ь (табл.1).

Согласно IMS Health оригинальным препаратом в данной группе принято считать впервые зарегистрированный с данной молекулой препарат Интрон-А (США). Россия не была первой страной, разработавшей технологию получения и начавшей клиническое применение рекомбинантных интефероновых препаратов. Российский препарат Виферон (интерферон-альфа-2Ь), разработанный отечественными учеными в НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи, строго говоря, не является дженериком впервые зарегистрированного интерферона-альфа-2Ь. Вышеупомянутый термин «дженерик» имеет строгое, законодательно зафиксированное определение: это воспроизведенный препарат, эквивалентность которого (фармакологическая, терапевтическая и пр.) доказана в регистрационных исследованиях. Безусловно, Виферон в глобальном масштабе не является инновационным: принцип получения этого ЛС и первые доказательства эффективности известны уже в течение нескольких лет. В то же время Виферон — это патентованный препарат, в силу этого его можно считать оригинальным (Патент РФ 2024253)2, причем не только для российского фармрынка. Он относится к так называемым биосимилярам или биоаналогам — аналогам известных инновационных биотехнологических ЛС. В мире они не признаются инновационными, но и полными аналогами быть не могут в силу особенностей производства. Поэтому на основании полноценных клинических исследований эксперты требуют регистрировать биоси-миляры как оригинальные, не допуская упрощенной процедуры регистрации по биоэквивалентности (подробнее см. статью академика РАМН Белоусов Ю.Б3).

По своей сути биосимиляры ближе к дженери-кам, чем к инновационным ЛС. В рамках принятой классификации на оригинальные, дженери-ки и традиционные препараты аналитическая компания IMS Health биосимиляры относит к

препаратам, воспроизведенным по оригинальной биотехнологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.