Научная статья на тему 'Отечественные производители на Российском фармрынке'

Отечественные производители на Российском фармрынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФАРМРЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Мария, Паутова Екатерина

На протяжении последних двух десятилетий отечественный фармрынок открыт для зарубежного бизнеса, что привело к заметным структурным изменениям. В конце 90-х годов была принята программа импортозамещения, которая придала дополнительный импульс российским фармацевтическим предприятиям. Планировалось, что отечественные производители смогут составить реальную конкуренцию иностранным компаниям за счет выпуска дженериков (лекарственные препараты, на которые истек срок патентной защиты), которые, как предполагалось, будут в 2,5-3 раза дешевле импортных аналогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian pharmaceutical market has welcomed foreign companies for the last 20 years which resulted in sufficient changes in the national market structure. At the moment foreign companies dominate the Russian pharmaceutical market. According to IMS health expert estimates, the turnover of national manufacturers accounts only for as little as one-fifth of the Russian pharmaсeutical market in money terms and for 64.6% in natural terms. Maria DENISOVA, Pharm. D., Ekaterina PAUTOVA, IMS Health. National manufacturers on the Russian pharmaceutical market.

Текст научной работы на тему «Отечественные производители на Российском фармрынке»

РШШииМ 2009 октябрь

Мария ДЕНИСОВА, д.ф.н., Екатерина ПАУТОВА, IMS Health

Отечественные производители

на российском фармрынке

На протяжении последних двух десятилетий отечественный фармрынок открыт для зарубежного бизнеса, что привело к заметным структурным изменениям. В конце 90-х годов была принята программа импортозамеще-ния, которая придала дополнительный импульс российским фармацевтическим предприятиям. Планировалось, что отечественные производители смогут составить реальную конкуренцию иностранным компаниям за счет выпуска дженериков (лекарственные препараты, на которые истек срок патентной защиты), которые, как предполагалось, будут в 2,5—3 раза дешевле импортных аналогов.

ействительно, российские пред-Д | приятия сумели повысить объе-П мы своего производства и прочно закрепить за собой 40—45% фармацевтического рынка. В соответствии с указанием Минздрава с 2005 г. все отечественные производители лекарств должны перейти на стандарты GMP. Реализация этого решения потребовала серьезных вложений: по некоторым данным, общий объем инвестиций в 1999— 2002 гг. составил 200 млн. долл. Большие вложения создали предпосылки к дефициту оборотных средств у российского фармпроизводства. Введение

НДС на медицинскую продукцию (1 января 2002 г., в размере 10% — 1/2 от первоначально запланированной 20%-ной ставки1) привело к тому, что в секторе дис-трибьюции стали возникать запасы. Преимущественно это была импортная продукция в связи с нехваткой у отечественных компаний оборотных средств на увеличение выпуска лекарств. Таким образом, была заложена основа для укрепления позиций импорта. Высокое предложение в сочетании с современными методами продвижения

1 Лекарства будут дорогими и импортными. Анна Каледина, www.rbcdaily.ru/archive/2003/09/24/45496

The Russian pharmaceutical market has welcomed foreign companies for the last 20 years which resulted in sufficient changes in the national market structure. At the moment foreign companies dominate the Russian pharmaceutical market. According to IMS health expert estimates, the turnover of national manufacturers accounts only for as little as one-fifth of the Russian pharmaсeutical market in money terms and for 64.6% in natural terms.

Maria DENISOVA, Pharm. D., Ekaterina PAUTOVA, IMS Health. National manufacturers on the Russian pharmaceutical market.

привело к тому, что потребительский интерес сместился в сторону зарубежных препаратов. Доля рынка иностранных производителей опять начала стремительно расти и к I полугодию 2003 г. достигла 68%. Стартовавшая в 2005 г. программа Дополнительного лекарственного обеспечения привела к еще более значительному смещению в сторону зарубежных компаний. На настоящий момент иностранные корпорации занимают на российском фармрынке господствующее положение.

ТАБЛИЦА 1

Рейтинг первых 10 отечественных корпораций по объему продаж по итогам I полугодия 2009 г.

Место в рейтинге Корпорация (член АРФП) Доля в общем объеме продаж, % Темпы роста к I пол. 2008 г., % руб. (долл.)

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г.

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г.

1 1 «Фармстандарт» ОАО (АРФП) 17,24 17,48 12,49% (-19,66% )

2 3 «Стада-нижфарм» (АРФП) 4,98 4,84 17,19% (-15,79% )

3 2 «Валента» (Отечественные лекарства) (АРФП) 3,84 5,06 -13,56% (-37,83% )

4 4 «Верофарм» ОАО (АРФП) 3,49 3,62 10% (-20,94% )

5 7 «Биосинтез» ОАО (ПЕНЗА) 3,10 1,99 77,78% (28,68% )

6 6 «АКРИХИН ХФК» ОАО(АРФП) 3,07 2,93 19,35% (-13,89% )

7 5 «Микроген» НПО 2,52 3,48 -17,6% (-40,7% )

8 8 «Синтез» АКО 2,25 1,92 33,58% (-3,99% )

9 11 «Ферон» ООО 1,56 1,53 16,61% (-16,55% )

10 12 «Фарм-синтез» ЗАО (Москва) (АРФП) 1,55 1,27 39,21% (0,13% )

Итого 44,12 43,60

19

2009 октябрь PEMEOUUM

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

РИСУНОК 1

Структура российского фармрынка по каналам дистрибьюции, I полугодие 2009 г.

По данным компании IMS Health, по итогам I полугодия 2009 г. на российском фармацевтическом рынке было реализовано 1,33 млрд. упаковок готовых ЛС, произведенных в Российской Федерации, на общую сумму 35,89 млрд. руб. (1,07 млрд. долларов). По оценкам IMS Health оборот отечественных производителей в денежном выражении составляет лишь пятую часть всего российского фармрынка, тогда как в натуральном выражении — 64,6% (рис. 1). Основным каналом реализации готовых ЛС для отечественного фармпро-изводства, как и в целом для рынка, является коммерческая розница. По итогам I полугодия 2009 г. свыше 72%2 от

2 Здесь и далее доля от оборота в денежном выражении.

общего объема производимых медикаментов в России реализовано через аптеки, 21% объемов продаж приходится на больничные закупки; доля российских компаний в госпрограммах остается незначительной (7%). Для зарубежных участников рынка розничные продажи также занимают доминирующее положение (62%), при этом порядка четверти поставок осуществляется в рамках программы ДЛО. В связи с этим в рамках обсуждаемых путей развития отечественного производства Ассоциация российских фармацевтических производителей выступила с предложением расширить участие российских компаний-производи-

телей в государственных программах. По данным IMS Health, если в начале 2000 г. в десятку крупнейших производителей входило три отечественных предприятия, то к началу 2003 г. осталось только одно. С тех пор ситуация кардинально не изменилась. По итогам первых 6 месяцев 2009 г. лидер отечественного производства «Фармстандарт» занимает 5 место в рейтинге ведущих корпораций. Ближайшие к ней российские компании — «Стада-Нижфарм», «Валента» («Отечественные лекарства») и «Верофарм», члены Ассоциации российских фармацевтических производителей находятся в третьем десятке списка. В таблице 1 представлено 10 ведущих российских предприятий. Благодаря высокой положительной динамике объемов реализации в I полугодии 2009 г., компания «Биосинтез» (г. Пенза) поднялась на пятую строчку национального рейтинга. Из числа 335 российских компаний, чьи препараты реализовывались в первые 6 месяцев 2009 г., первые 10 аккумулируют порядка 44% продаж. И 7 торговых наименований из числа первых 10 отечественных лекарств по объему продаж — это препараты производства компании «Фармстандарт». На фоне лидерства аптечных препаратов высокое рейтинговое положение в

ТАБЛИЦА 2

Рейтинг первых 10 отечественных торговых наименований по объему продаж по итогам I полугодия 2009 г.

Место в | I пол. 2009 г. эейтинге I пол. 2008 г. Торговое наменование (Корпорация) Доля в общем объеме продаж, % Темпы роста к I пл. 2008 г., % руб. (долл.)

I пол. 2009 г. I пол. 2008 г.

1 1 Арбидол («Фармстандарт» ОАО) 4,94 5,23 7,55% (-24,03% )

2 4 Виферон («Ферон» ООО) 1,55 1,51 17,04% (-16,24% )

3 3 Пенталгин-Н («Фармстандарт» ОАО) 1,55 1,62 9,42% (-21,18% )

4 10 Натрия хлорид* 1,11 0,83 51,61% (9,18% )

5 5 Флюкостат («Фармстандарт» ОАО) 0,89 1,05 -3,1% (-30,18% )

6 9 Компливит («Фармстандарт» ОАО) 0,89 0,84 20,3% (-14,7% )

7 8 Фенотропил («Валента» (Отечественные лекарства) 0,84 0,85 11,93% (-19,51% )

8 13 Амиксин («Фармстандарт» ОАО) 0,82 0,71 30,31% (-7,43% )

9 14 Коделак («Фармстандарт» ОАО) 0,81 0,70 32,03% (-5,69% )

10 2 Терпинкод («Фармстандарт» ОАО) 0,80 2,00 -54,27% (-67,12% )

Итого 14,20 15,34

* Неизвестный производитель.

20

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

РИСУНОК 2

Структура потребления

L03 [Иммуно- L01 [Противоопухо- L03 [Иммуно- L01 [Противоопухо-стимуляторы] левые препараты] стимуляторы] левые препараты]

PEMtlTLIUM 2009 октябрь

текущем анализируемом периоде занял традиционно госпитальный «Натрия хлорид» (табл. 2). В то же время, в результате более чем двукратного сокращения объемов реализации в I полугодии, традиционный лидер — препарат Терпинкод переместился со 2-й на 10-ю позиции рейтинга.

Анализ показывает, что отечественный фармацевтический бизнес значительно монополизирован. Начиная с третьего десятка доли участников рынка не превышают 1%, мелким компаниям нелегко выдерживать конкуренцию. По прогнозам некоторых экспертов, список отечественных компаний (их более 300) может в ближайшее время значительно поредеть.

По итогам I полугодия 2009 г. структура потребления в разрезе «отечественные/ зарубежные» не претерпела существенных изменений. Во многом благодаря росту объемов реализации препарата Арбидол доля препаратов отечественного производства в общем объеме реализации АТС-класса L03 [Иммуностимуляторы] выросла на 2,9% и достигла 44,9%. В то же время в остальных лидирующих сегментах объемы реализа-

ции российских лекарств в стоимостном выражении заметно меньше своих зарубежных аналогов. Анализ цен на некоторые дженерики отечественного и зарубежного производства подтвердил, что стоимость препаратов в зависимости от размещения производства с аналогичным действующим веществом могут заметно отличаться в разы. Необходимо отметить, что до начала финансового кризиса цены на российские препараты росли бы-

стрее, чем на импортные. Это было связано с такими факторами, как изменение портфеля компании, изменение политики продвижения, «брэндование» и многое другое. Существенную роль в увеличении цен на импортную продукцию сыграла девальвация российской национальной валюты (рис. 2,рис. 3). За последние полгода стоимость импортных медикаментов (МНН эналаприл) выросла почти на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

ТАБЛИЦА 3

Топ-10 АТС-классов по объему продаж в I полугодии 2009 г.

АТС_2 класс Страна- производитель I пол. 2008 г. I пол. 2009 г. Темпы роста к I пол. 2008 г., % руб.

J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] Россия 22,9% 22,5% 11,98

иностранные 77,1% 77,5% 14,40

L01 [Противоопухолевые препараты] Россия 2,9% 3,4% 4,38

иностранные 97,1% 96,6% -9,83

L03 [Иммуностимуляторы] Россия 42,0% 44,9% 12,08

иностранные 58,0% 55,1% -0,40

N02 [Анальгетики] Россия 28,9% 29,3% 17,19

иностранные 71,1% 70,7% 14,90

A10 [Средства для лечения сахарного диабета] Россия 1,8% 1,4% -5,11

иностранные 98,2% 98,6% 24,99

C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] Россия 12,0% 10,8% 14,44

иностранные 88,0% 89,2% 29,46

M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] Россия 15,1% 12,9% 4,04

иностранные 84,9% 87,1% 25,49

B02 [Гемостатики] Россия 2,2% 3,1% 27,47

иностранные 97,8% 96,9% -10,63

A11 [Витамины] Россия 26,1% 26,5% 24,34

иностранные 73,9% 73,5% 21,85

R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] Россия 28,6% 23,4% -11,60

иностранные 71,4% 76,6% 16,19

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

21

2009 октябрь РШШ1ШМ

РИСУНОК 3

МНН флуконазол. Динамика средней стоимости упаковки зарубежных и отечественных препаратов

1 — Флюкостат

2 — Флуконазол

3 — Веро-Флуконазол

4 — Флюмикон

5 — Дифлюкан

6 — Микосист

7 — Микомакс

8 — Дифлазон

9 — Микофлюкан

10 — Форкан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| — Средняя стоимость упаковки, I пол. 2008 □ — Средняя стоимость упаковки, I пол. 2009

-Л — Прирост, %

РИСУНОК 4

МНН эналаприл. Динамика средней стоимости упаковки зарубежных и отечественных препаратов

200

150

100

1 — Эналаприл

2 — Рениприл

3 — Эналаприл-Н.С.

4 — Энафарм

5 — Веро-Эналаприл

6 — Энап

7 — Эналаприл

8 — Ренитек

9 — Энам

10 — - Берлиприл 10

11 — - Берлиприл 20

| — Средняя стоимость упаковки, I пол. 2008 □ — Средняя стоимость упаковки, I пол. 2009

— Прирост, %

Оценивая сложившуюся ситуацию на рынке отечественного фармпроиз-водства, становится понятным столь пристальное в последнее время внимание к данной сфере со стороны государственных министерств и ведомств, активность фармацевтических ассоциаций. В период экономического роста до начала финансового кризиса оборот отечественных компаний демонстрировал стабильный рост, однако их объемы реализации по сравнению с зарубежными корпорациями по-прежнему остаются невысокими.

«Наша сегодняшняя промышленность в основном продолжает выпускать устаревшую однотипную номенклатуру и, как правило, импортные дженерики из закупаемых за рубежом субстанций. Практически не ведется и работа по созданию оригинальных препаратов и технологий, за редким исключением», — определил основные проблемы отечественного производства лекарств Дмитрий Медведев во время своего визита в фармацевтическую компанию «Лекко»3.

3 Время новостей №158 1 сентября 2009 г. Покровский отбор. Фармрынок ждет от государства кредитов; www.vreшya.ru/2009/158/51/236305.html

В целом, одними из ключевых факторов, тормозящих развитие отечественного фармпроизводства, остаются относительно низкие производительные и исследовательские мощности, модернизация которых в скором времени могла бы сделать возможным переход с импортных субстанций на российские.

Ф

О дальнейшем развитии темы читайте в следующих номерах журнала Ремедиум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.