Научная статья на тему 'Российский рынок ЛС: итоги и прогнозы'

Российский рынок ЛС: итоги и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛС / ОНЛС / АТС-ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Весь рынок ЛС России по итогам 2009 г. оценивается в 4,33 млрд. натуральных единиц исчисления на сумму 465,58 млрд. руб., или 14,7 млрд. долл., в конечных ценах (рис. 1). В рублевом эквиваленте рынок вырос только на 17,8%, в то время как в 2008 г. темпы его роста соответствовали 33,7%. Позитивная динамика была достигнута исключительно за счет роста цен, который по всему рынку составил 22,6% (рис. 2). При этом на рынке наблюдалось сокращение продаж в натуральных единицах исчисления (на 4,4%) и не были зафиксированы сдвиги в структуре продаж в пользу более дорогой или дешевой продукции. Впервые с 2009 г. негативную динамику рынок показал также в долларовом эквиваленте (-7,5%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок ЛС: итоги и прогнозы»

Российский рынок ЛС:

ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ*

Весь рынок ЛС России по итогам 2009 г. оценивается в 4,33 млрд. натуральных единиц исчисления на сумму 465,58 млрд. руб., или 14,7 млрд. долл., в конечных ценах (рис. 1). В рублевом эквиваленте рынок вырос только на 17,8%, в то время как в 2008 г. темпы его роста соответствовали 33,7%. Позитивная динамика была достигнута исключительно за счет роста цен, который по всему рынку составил 22,6% (рис. 2). При этом на рынке наблюдалось сокращение продаж в натуральных единицах исчисления (на 4,4%) и не были зафиксированы сдвиги в структуре продаж в пользу более дорогой или дешевой продукции. Впервые с 2009 г. негативную динамику рынок показал также в долларовом эквиваленте (-7,5%).

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

В 2009 г. в силу девальвации рубля и действия целого ряда негативных экономических факторов инфляция на рынке лекарств носила особенно выраженный характер, значительно превышая общие темпы инфляции, в то время как в предыдущие годы имела место противоположная картина (рис. 2). Очистка динамики рынка от инфляционной составляющей свидетельствует о сокращении его объемов в постоянных ценах на 4%. В 2008 г. в аналогичных показателях рынок вырос на 22%, при этом наблюдалась небольшая позитивная динамика его натуральных объемов (+1,6%), а также значительные структурные сдвиги в пользу более дорогостоящей продукции, которые играли решающую роль в росте рынка в предыдущие несколько лет. Структура рынка в натуральных показателях измерения в 2009 г. оставалась достаточно стабильной (рис. 3). В стоимостном выражении наблюдались небольшие изменения в пользу розничного сектора, который по итогам года составил 71,1% (госпитальный — 11,8%, ОНЛС/«7 нозологий» — 17,2%). Удельный показатель потребления ЛС в конечных ценах в долларовом эквиваленте (рис. 4), широко используемый для сравнений рынков различных стран, сократился с достигнутых в 2008 г. 112 долл. до 104 долл.

В 2009 г. доля отечественных препаратов в структуре рынка в натуральном выражении выросла с 51 до 53,5%, в стоимостном — с 17,3 до 18,4%, причем в первом случае речь идет о продолжении

устойчивой тенденции всех последних лет (рис. 5). В связи с более высокими темпами роста цен на ОТС наблюдалось небольшое увеличение их доли в структуре рынка в стоимостном выражении (рис. 6). 26,5% всего стоимостного объема Rx реализуется через программы льготного лекарственного обеспечения, хотя в натуральном выражении это эквивалентно только 6,2%. На долю розничного и госпитального секторов приходится, соответственно, 62,4% и 31,4% в натуральном выражении и 55,4% и 18,2% — в стоимостном. По сравнению с предыдущим годом соотношение каналов реализации Rx мало изменилось.

* В статье использованы данные, предоставленные компанией IMS Health.

итоги2009 года РШШ1ШМ

Закономерным является то, что во всех секторах рынка в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом произошло перераспределение продаж в пользу более высоких ценовых диапазонов (рис. 7). В аптечном секторе в 2009 г. более 70% всех стоимостных продаж в розничных ценах оказалось сконцентрированным в диапазоне цен за одну упаковку от 60 до 600 руб. В то же время в секторе ОНЛС/«7 нозологий» 81,4%

рисунок 1

| Динамика рынка ЛС России (2005—2009)

2005

2006

2007

2008

2009

конечные цены, руб. динамика долл.

динамика руб.

упаковки СП-

динамика упак.

%

54

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛС: ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ

рисунок 2

| Динамика цен, структурных сдвигов, объема рынка в постоянных ценах

1,5 1,2 0,9 0,6 0,3 0,0

2006

2007

2008

90

2009

Ц— индекс цен | |— индекс структурных ■ — динамика рынка

сдвигов в постоянных ценах

%

рисунок 4

| Уровень потребления на душу населения в конечных ценах (2005—2009)

3500

3000 — 25,1 20,5

2500 — 19,8

2000 - С

1500 - С 12,2

1000 — 7 1Л Й СО 9 7

500 СО 1 20

1 — |

2005

2006

2007

2008

17,9

2009

■ конечные цены, долл. динамика руб.

конечные цены, руб. СП- динамика долл.

%

всего объема реализации пришлось на контрактные цены выше 1000 руб. В госпитальном секторе по ценам выше 1000 руб. было реализовано 43,3%, а в розничном — только 11,1%. В 2009 г. рост средневзвешенных рублевых цен продолжился во всех секторах рынка, при этом особенно выраженным, как и в прежние годы, он был в секторе ОНЛС/ «7 нозологий» (рис. 8). Средневзвешенная цена одной упаковки здесь составила 798,2 руб., что на 32,6% больше, чем в 2008 г. Однако эта динамика, даже на фоне значительного роста цен как

таковых, оказалась существенно ниже, чем в 2008 г., когда средние цены в программе льготного лекарственного обеспечения выросли по сравнению с предыдущим годом более чем в 2 раза. Меньше всего средневзвешенная цена одной упаковки в руб. увеличилась в госпитальном секторе, составив 106,3 руб. (+15,7%). Наиболее низкий уровень этого показателя — в аптечном секторе рынка, где даже в розничных ценах он составил 88,7 руб., что на 24,8% больше, чем в 2008 г. Характерно, что в долларовом эквиваленте средние цены во всех секторах рынка мало изменились по сравнению с предыдущим годом: в госпитальном и розничном секторе они немного снизились, в секторах льготного лекарственного обеспечения — немного выросли.

Рейтинг корпораций по объему продаж во всех секторах рынка в 2009 г. по сравнению с 2008 г. оставался достаточ-

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

итоги2009 года РШШ1ШМ

рисунок 5

| Динамика доли российских/зарубежных препаратов в структуре рынка ЛС (2005—2009)

рисунок 6

с^ с^ с^ с^

упаковки

I — отечественные

конечные цены

| | — зарубежные

| Динамика доли Rx/ОТС в структуре

но стабильным (табл. 1). Заметные изменения рейтинга в первой десятке произошли только у двух компаний — Фармстандарта ОАО, единственного показавшего позитивную динамику в долларовом эквиваленте (+6,8%), а также Янссен-Силаг АГ, продажи которого сократились на 24%, что привело к перемещению этих компаний, соответственно, с 6-го на 3-е место в рейтинге и с 4-го на 8-е. Ухудшение положения Янссен-Силаг АГ было вызвано сокращением на одну треть закупок ее лидирующего продукта — препарата Вел-кейд в рамках программы «7 нозоло-гий», обусловленную снижением закупочных цен, а также отчасти — натуральных объемов (на 4%). Небольшое сокращение продаж в долларовом эквиваленте из числа Топ-10 было характерно для Санофи-авентис (-2,2%) и Никомеда (1,9%), причем пер-

рисунок 7

Распределение продаж ЛС по ценовым диапазонам, руб. (2008—2009)

Аптечный сектор 08

Аптечный сектор 09

Госпитальный сектор 08

Госпитальный сектор 09

ОНЛС/ 7Н 2008

ОНЛС/ 7Н 2009

«30

>30 &«60

>60 &«150

>150 & «300

>300 & «600

>600 &«1000

> 1000

рисунок 8

| Динамика средневзвешенных цен (2005—2009)

800 700 600 500 400 300 200 100 О

Щ — 2005 г. □ — 2006 г.

□ — 2007 г.

□ — 2008 г.

□ — 2009 г.

со го СП со

1ПП1

10

ЕЁ

1

Аптечный сектор

Госпитальный сектор

ОНЛС/ «7 нозологий»

25

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15

10

Щ — 2005 г. □ — 2006 г.

□ — 2007 г.

□ — 2008 г.

□ — 2009 г.

О

Ш

шП

со го Ш

по!

Аптечный сектор

Госпитальный сектор

ОНЛС/ «7 нозологий»

таблица 1

| Топ-25 корпораций по объему продаж на рынке ЛС России (2009)

2009 2008 Корпорации Показатели продаж, долл. конечные цены Доли сегментов в 2009 г., долл. конечные цены

2009 2008 Прирост к 2008 Аптечный Госпитальный ОНЛС/7 но-зологий

1 1 Новартис (вкл. САНДОЗ-ЛЕК) 7,06% 7,29% -11,44% 59,84% 9,24% 30,91%

2 2 Санофи-авентис 5,26% 4,91% -2,24% 66,52% 17,49% 15,99%

3 6 Фармстандарт ОАО 4,00% 3,42% 6,83% 94,88% 2,57% 2,55%

4 3 Байер Хелскэр 3,76% 4,01% -14,40% 68,16% 7,17% 24,67%

5 5 Сервье/Эгис 3,41% 3,43% -9,18% 82,63% 6,59% 10,78%

6 7 Ф. Хоффманн-Ля Рош ЛТД 3,25% 3,28% -9,29% 16,43% 11,55% 72,02%

7 8 Берлин-Хеми АГ/Менарини Групп 2,88% 2,73% -3,64% 83,88% 7,80% 8,32%

8 4 Янссен-Силаг АГ 2,87% 3,46% -24,29% 11,90% 9,44% 78,66%

9 10 Никомед 2,83% 2,64% -1,90% 73,09% 18,89% 8,03%

10 9 Тева 2,65% 2,69% -10,29% 54,78% 10,15% 35,07%

11 11 Гедеон Рихтер ЛТД 2,50% 2,44% -6,37% 78,70% 16,15% 5,15%

12 12 Мерк Шарп и Доум Б.В. 2,50% 2,43% -5,83% 59,29% 17,16% 23,55%

13 13 ГлаксоСмитКляйн 1,88% 2,02% -15,16% 62,57% 16,06% 21,37%

14 16 Берингер Ингельхайм ГмбХ 1,76% 1,74% -7,60% 68,22% 14,82% 16,96%

15 15 Астра Зенека 1,73% 1,76% -10,23% 26,02% 33,82% 40,16%

16 14 Ново Нордиск 1,70% 1,87% -17,03% 3,15% 10,34% 86,51%

17 18 КРКА Д.Д. 1,65% 1,66% -8,79% 81,08% 6,30% 12,63%

18 17 Солвей Фарма 1,64% 1,72% -12,91% 84,13% 4,66% 11,20%

19 19 Октафарма АГ 1,54% 1,56% -9,64% 0,00% 7,22% 92,78%

20 20 Пфайзер Интернэшнл Инк 1,48% 1,55% -13,05% 77,67% 15,41% 6,92%

21 21 Астеллас Фарма 1,16% 1,11% -4,98% 79,81% 2,03% 18,16%

22 23 Штада-Нижфарм 1,07% 1,04% -5,92% 87,23% 3,46% 9,31%

23 25 Д-Р Редди'С Лабораторис ЛТД. 1,05% 0,94% 1,82% 92,22% 7,19% 0,60%

24 26 Джонсон & Джонсон 0,98% 0,93% -3,30% 99,06% 0,94% 0,00%

25 22 Эли Лилли 0,96% 1,07% -17,70% 33,62% 13,60% 52,77%

Итого Топ-25 61,57% 61,78%

вая компания осталась на 2-м месте, а вторая переместилась с 10-го на 9-е место, оттеснив Тева (-10,3%). Рейтинг корпораций возглавил его бессменный лидер — Новартис, доля которого в структуре продаж в связи с отрицательной динамикой (-11,4%) сократилась на 0,2 п.п. до 7,1%.

Менее заметные изменения по сравнению с первой десяткой коснулись остальной части Топ-25, где подавляющее большинство компаний показало сокращение продаж в долларовом эквиваленте. Основным каналом реализации для лидирующих корпорации является

аптечная сеть. Только у таких компаний, как Ф. Хоффманн-Ля Рош Лтд, Янссен-Силаг, Ново Нордиск, Октафарма АГ, доминирующими являются поставки по программам ОНЛС/ «7 нозологий». Госпитальные закупки наиболее значительную долю составляют в структуре продаж компании Астра Зенека. Показатели концентрации по сравнению с предшествующим годом практически не изменились: на долю первых 10 компаний пришлось 38% всех продаж, первых 25—61,6%.

Рейтинг торговых наименований претерпел целый ряд значительных измене-

ний (табл. 2). В лидеры вышел Арбидол (Фармстандарт ОАО), чьи продажи выросли на 45,4%. Он обогнал целый ряд других лидирующих продуктов, в том числе Велкейд (Янссен-Силаг АГ), который при сокращении продаж на 36,5% спустился с первой на вторую ступень рейтинга. Положительная динамика в составе Топ-25, кроме Арбидола, была характерна также для препаратов Натрия хлорид, Эпрекс (Янссен-Силаг АГ), Цере-бролизин (Эбеве), Конкор (Никомед), улучшивших свой рейтинг. На 20% выросли продажи Герцептина (Ф. Хофф-манн-Ля Рош Лтд), в несколько раз —

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

1 итоги 2009 года РЕМЕОииМ Щ

таблица 2| Топ-25 торговых наименований по объему продаж на рынке ЛС России (2009)

Торговое наименование Показатели продаж, долл. опт.

2009 2008 МНН 2009 2008 Прирост к 2008

1 5 Арбидол Этиловый эфир метил-фенилтио-метил-диметиламинометил-гидрокси-броминдол-карбоновой кислоты гидрохлорид 1,47% 0,92% 45,47%

2 1 Велкейд Бортезомиб 1,32% 1,89% -36,50%

3 2 Октанат Фактор свертывания крови VIII 1,21% 1,28% -13,38%

4 3 Гливек Иматиниб 1,12% 1,25% -18,59%

5 4 Мабтера Ритуксимаб 0,89% 0,93% -12,95%

6 7 Актовегин ~ 0,75% 0,74% -7,29%

7 6 Бетаферон Интерферон бета-1Ь 0,68% 0,75% -17,16%

8 11 Натрия хлорид Натрия хлорид 0,67% 0,56% 8,49%

9 8 Копаксон-Тева Глатирамера ацетат 0,66% 0,72% -15,68%

10 9 Эссенциале Н Фосфолипиды 0,65% 0,61% -3,24%

11 14 Эпрекс Эпоэтин альфа 0,60% 0,50% 7,97%

12 10 Виагра Силденафил 0,58% 0,58% -9,42%

13 12 Линекс ~ 0,49% 0,52% -13,71%

14 15 НовоСэвен Эптаког альфа (активированный) 0,49% 0,49% -9,81%

15 18 Лантус Инсулин гларгин 0,48% 0,44% 0,61%

16 17 Мезим форте Панкреатин 0,47% 0,45% -5,12%

17 16 Гептрал Адеметионин 0,45% 0,48% -13,86%

18 23 Но-шпа Дротаверин 0,40% 0,39% -6,39%

19 13 Гемоктин СДТ Фактор свертывания крови VIII 0,39% 0,52% -30,58%

20 35 Церебролизин ~ 0,38% 0,33% 3,32%

21 21 Амоксиклав Амоксициллин+Клавулановая кислота 0,37% 0,40% -13,68%

22 27 Детралекс Диосмин+Гесперидин 0,37% 0,37% -9,64%

23 44 Герцептин Трастузумаб 0,37% 0,28% 20,06%

24 603 Престариум А Периндоприл 0,37% 0,04% 738,53%

25 39 Конкор Бисопролол 0,36% 0,32% 4,30%

Итого Топ-25 15,98% 16,43%

Престариум А (Сервье/Эгис), которые совершили значительный рывок вперед и заняли, соответственно, 23-е и 24-е места. Рейтинг дистрибьюторов в РФ возгляв-лают ЗАО СИА Интернейшнл и ЗАО ЦВ Протек (табл. 3). Силами этих компаний обеспечивается около 14% всех прямых импортных поставок в РФ. Рейтинг АТС-групп первого уровня классификации по сравнению с предыдущим годом не претерпел изменений, не произошло также значимых сдвигов в долевом отношении (табл. 4). В рейтинге АТС-групп второго уровня классификации первые четыре группы со-

таблица 3 Топ-10 дистрибьюторских компаний (2009) 1

Рейтинг Дистрибьютор Доля в импортных поставках, 2009

1 СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД ЗАО 6,98%

2 ПРОТЕК ЦЕНТР ВНЕДРЕНИЯ ЗАО 6,72%

3 Р-ФАРМ ЗАО 3,18%

4 ФАРМИМЭКСОАО 3,12%

5 КАТРЕН НПК ЗАО 3,03%

6 РОСТА ЗАО 2,98%

7 АПТЕКА-ХОЛДИНГ 2,35%

8 МОРОН ООО 1,14%

9 БИОТЭК ООО 1,05%

10 ЕВРОСЕРВИСЗАО МОСКВА 0,85%

55 РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛС: ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ

PEMEÜULJM итоги 2009 года

таблица 4| Рейтинг АТС 1-групп по объему продаж на рынке ЛС России (2009)

Место в рейтинге АТС 1 Показатели продаж, долл. опт.

2009 2008 Прирост к 2008

2009 2008

1 1 А [Пищеварительный тракт и обмен веществ] 17,15% 16,81% -6,80%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 2 L [Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы] 12,95% 13,27% -10,84%

3 3 N [Препараты для лечения заболеваний нервной системы] 11,66% 11,72% -9,09%

4 4 С [Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы] 10,38% 10,48% -9,53%

5 5 [Препараты для лечения заболеваний респираторной системы] 9,64% 9,53% -7,62%

6 б Л [Противомикробные препараты для системного использования] 9,б3% 9,46% -7,05%

7 7 В [Препараты, влияющие на кроветворение и кровь] 8,63% 8,58% -8,13%

8 8 G [Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны] 5,46% 5,54% -9,87%

9 9 М [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы] 5,40% 5,30% -6,98%

10 10 D [Препараты для лечения заболеваний кожи] 3,87% 3,95% -10,41%

11 11 S [Препараты для лечения заболеваний органов чувств] 1,85% 1,79% -5,60%

12 12 Н [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)] 1,42% 1,48% -12,57%

13 13 V[Прочие препараты] 0,91% 1,02% -18,18%

14 14 Группа не определена 0,74% 0,72% -5,93%

15 15 Р [Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты] 0,31% 0,34% -16,38%

хранили свои места, хотя при этом значительно уменьшилась доля L01 Противоопухолевых препаратов (с 6,5 до 5,7%) и увеличилась — L02 Иммуностимуляторов (с 5 до 5,5%) (табл. 5). Значительное ухудшение позиций коснулось В02 Гемостатиков (-19%) и С01 Препаратов для лечения заболеваний сердца (-22%), которые переместились, соответственно, с 5-го на 8-е место и с 15-го на 20-е. В составе Топ-15 наблюдались и другие перестановки, но не столь существенные. Состав Топ-25 регионов по объему продаж ЛС не изменился, хотя внутри рейтинга произошли определенные перестановки (табл. 6). Негативная динамика в долларовом эквиваленте наблюдалась в подавляющем большинстве регионов, в то время как выраженный рост — на 11,6% — был характерен только для Саратовской области (1,4%), чей рейтинг вырос на 5 пунктов (16-е место). Наиболее значительное сокращение рынка — на 17% — было характерно для С.-Петербурга и Свердловской области. С.-Петербург при уменьшении доли с 5,2 до 4,7% сохра-

рисунок 9

Прогноз развития российского фармацевтического рынка до 2012 г.

600

500

400

300

200

100 0

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

| |— конечные цены, руб. □ — динамика долл.

| — динамика, руб.

%

ПРОТЕК .

группа компаний ги

надежность

в движении

таблица 5

| Топ-15 АТС 2-групп по объему продаж на рынке ЛС России (2009)

Место в рей-

АТС 2

Торговое

тинге наименование от АТС-группы

2009 2008 2009 2008 Прирост к 2008

1 1 Л01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 6,4% 6,6% -10,6%

1 1 Амоксиклав 5,9% 6,1% -13,7%

2 3 Сумамед 5,4% 5,0% -4,3%

3 2 Меронем 4,7% 5,5% -23,7%

4 4 Флемоксин Солютаб 3,2% 3,1% -7,5%

5 6 Тиенам 2,7% 2,7% -8,5%

2 2 L01 [Противоопухолевые препараты] 5,7% 6,5% -19,6%

1 1 Велкейд 23,0% 29,1% -36,5%

2 2 Гливек 19,5% 19,2% -18,6%

3 3 Мабтера 15,5% 14,3% -13,0%

4 4 Герцептин 6,4% 4,3% 20,1%

5 6 Авастин 5,0% 3,1% 27,2%

3 3 L03 [Иммуностимуляторы] 5,5% 5,0% -0,4%

1 1 Арбидол 26,8% 18,4% 45,5%

2 2 Бетаферон 12,4% 14,9% -17,2%

3 3 Копаксон-Тева 12,1% 14,3% -15,7%

4 4 Виферон 5,8% 6,2% -6,3%

5 5 Вобэнзим 4,3% 5,5% -21,2%

4 4 N02 [Анальгетики] 3,9% 3,8% -6,1%

1 1 ТераФлю от гриппа и простуды 8,2% 9,4% -18,6%

2 2 Пенталгин-Н 7,9% 8,7% -14,7%

3 3 Фервекс 4,7% 4,8% -8,5%

4 10 Нурофен плюс 4,0% 2,4% 55,7%

5 4 Пенталгин-^ 3,7% 4,7% -25,9%

5 6 А10 [Средства для лечения сахарного диабета] 3,2% 3,2% -7,3%

1 1 Лантус 15,1% 13,9% 0,6%

2 2 Хумулин НПХ 5,9% 7,0% -21,4%

3 4 НовоРапид ФлексПен 5,9% 6,0% -9,3%

4 7 Левемир ФлексПен 5,8% 4,9% 8,6%

5 3 Протафан НМ пенфилл 5,5% 6,3% -19,9%

б 7 М01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 3,1% 3,1% -6,7%

1 1 Мовалис 11,2% 12,3% -15,4%

2 3 Найз 8,5% 6,5% 21,0%

3 2 Кетонал 7,4% 7,8% -11,3%

4 4 Кеторол 6,4% 6,1% -0,8%

5 6 Терафлекс 5,4% 5,0% -0,1%

7 8 С09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,0% 2,9% -5,6%

1 17 Престариум А 12,2% 1,4% 738,5%

2 1 Диротон 12,2% 12,5% -7,9%

3 3 Нолипрел 8,2% 8,8% -11,4%

4 4 Энап 7,4% 8,1% -13,1%

5 5 Эналаприл 7,4% 7,7% -9,6%

8 5 В02 [Гемостатики] 3,0% 3,3% -19,0%

1 1 Октанат 41,1% 38,4% -13,4%

2 3 НовоСэвен 16,4% 14,8% -9,8%

Показатели продаж, долл. опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА Ш1

1 итоги 2009 года РШШ1ШМ ■

таблица 5 (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

| Топ-15 АТС 2-групп по объему продаж на рынке ЛС России (2009)

Показатели продаж, долл. опт.

Место (доли АТС-групп от всего рынка,

в рей- АТС 2 Торговое доли торговых наименовании

тинге наименование от АТС-группы

2009 2008 2009 2008 Прирост

к 2008

3 2 Гемоктин СДТ 13,3% 15,5% -30,6%

4 4 Октанайн Ф (фильтрованный) 4,5% 4,9% -26,1%

5 5 Рекомбинат 2,9% 4,2% -44,5%

9 10 А11 [Витамины] 2,8% 2,8% -7,3%

1 1 Мильгамма 8,8% 10,9% -24,9%

2 2 Магне В6 8,5% 8,0% -1,2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 3 Компливит 6,2% 6,0% -4,3%

4 4 Аскорбиновая кислота (витамин С) 5,4% 5,1% -1,3%

5 5 Супрадин 4,8% 4,2% 6,0%

10 9 1^05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 2,7% 2,8% -8,8%

1 2 Лазолван 12,8% 11,6% 0,4%

2 3 АЦЦ 9,8% 9,2% -2,8%

3 4 Пульмозим 6,7% 8,0% -23,8%

4 6 Антигриппин 6,2% 5,6% 0,9%

5 1 Терпинкод 5,7% 14,3% -63,8%

11 11 G03 [Половые гормоны] 2,5% 2,5% -9,7%

1 1 Ярина 14,1% 14,0% -8,6%

2 2 Дюфастон 11,4% 10,0% 2,8%

3 3 Жанин 6,1% 6,3% -12,6%

4 4 Диане-35 4,9% 6,1% -28,1%

5 5 Постинор 4,8% 5,7% -23,6%

12 13 N06 [Психоаналептики] 2,5% 2,5% -10,7%

1 1 Церебролизин 15,4% 13,3% 3,3%

2 2 Кавинтон 9,4% 10,3% -18,4%

3 4 Кортексин 6,5% 7,1% -19,3%

4 3 Фенотропил 6,3% 7,2% -21,4%

5 5 Танакан 5,7% 5,9% -14,2%

13 12 N05 [Психотропные препараты] 2,4% 2,5% -12,6%

1 1 Рисполепт Конста 7,5% 8,1% -18,1%

2 2 Ново-Пассит 6,6% 7,8% -25,2%

3 3 Корвалол 6,1% 6,2% -14,5%

4 4 Валокордин 6,0% 5,7% -8,1%

5 5 Феназепам 5,4% 5,6% -16,8%

14 16 1^01 [Назальные препараты] 2,1% 2,1% -4,8%

1 1 Отривин 10,4% 12,2% -19,3%

2 3 Ксимелин 9,2% 8,8% 0,1%

3 2 Аква Марис 9,2% 9,0% -2,5%

4 4 Називин 8,1% 8,6% -10,4%

5 5 Длянос 6,1% 5,9% -0,7%

15 14 Ш [Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей] 2,1% 2,1% -9,1%

1 1 Серетид 13,5% 12,4% -1,4%

2 2 Эреспал 11,7% 10,3% 2,9%

3 3 Беродуал Н 10,0% 10,1% -9,5%

4 4 Симбикорт Турбухалер 9,5% 8,9% -2,9%

5 6 Спирива 6,6% 6,4% -5,6%

Н РШЕОШМ итоги 2009 года

таблица 6 Топ-25 регионов по доле в составе рынка ЛС России (2009) 1

2009 2008 Регион Показатели продаж, долл. опт.

2009 2008 Прирост к 2008

1 1 Москва 15,75% 15,85% -9,18%

2 2 Санкт-Петербург 4,71% 5,18% -16,85%

3 3 Московская область 4,48% 4,50% -8,89%

4 5 Краснодарский край 2,83% 2,54% 1,75%

5 6 Новосибирская область 2,49% 2,47% -7,75%

6 4 Свердловская область 2,44% 2,69% -17,10%

7 10 Самарская область 2,32% 2,17% -2,32%

8 8 Республика Татарстан 2,30% 2,19% -4,03%

9 7 Ростовская область 2,17% 2,28% -13,17%

10 9 Республика Башкортостан 2,09% 2,17% -12,06%

11 11 Нижегородская область 1,91% 1,98% -11,92%

12 12 Красноярский край 1,74% 1,74% -8,72%

13 13 Челябинская область 1,73% 1,67% -5,25%

14 14 Пермская область 1,66% 1,61% -5,96%

15 15 Волгоградская область 1,44% 1,45% -9,56%

16 21 Саратовская область 1,39% 1,13% 11,65%

17 16 Омская область 1,28% 1,30% -9,52%

18 20 Алтайский край 1,25% 1,14% -0,56%

19 17 Приморский край 1,23% 1,22% -7,74%

20 19 Хабаровский край 1,21% 1,16% -4,45%

21 18 Тюменская область 1,21% 1,16% -5,46%

22 23 Воронежская область 1,14% 1,09% -4,10%

23 22 Оренбургская область 1,10% 1,11% -9,91%

24 24 Кемеровская область 1,04% 1,04% -8,97%

25 25 Ярославская область 1,03% 1,00% -6,09%

Итого Топ-25 60,91% 60,85%

нил за собой 2-е место в рейтинге, а Свердловская область, чья доля сузилась с 2,7 до 2,4%, переместилась с 4-го на 6-е место.

Изменения концентрации в региональном аспекте, как и в разрезе компаний-производителей, на российском рынке в 2009 г. по сравнению с 2008 г. не наблюдалось. Первые десять регионов составили около 40% всего российского рынка, первые 25 — около 70%.

Таким образом, несмотря на сокращение объема российского фармацевтического рынка в сравнимых ценах, его структура в контексте крупных АТС-групп, корпораций, а также регионов оставалась в 2009 г. относительно устойчивой, что определялось достаточной стабильностью структуры коммерческого аптечного сектора, по-прежнему составляющего львиную часть всего рынка. В отличие от розничного, в госпитальном секторе и

особенно в ОНЛС/ «7 нозологий» наблюдались значительные структурные изменения, хотя и здесь лидирующие компании в основном остались теми же. Наиболее значительным проявлением кризиса на российском фармацевтическом рынке в 2009 г. явилась инфляция, которая особенно высоких темпов достигла в коммерческой части рынка, при этом структурные сдвиги в пользу более дорогостоящей продукции, в отличие от прошлых лет, в

2009 г. в целом не наблюдались.

ф ПРОГНОЗ

Прогноз развития российского фармацевтического рынка (рис. 9) проводился отдельно по основным секторам рынка и базировался на достигнутых объемах рынка, умеренно-оптимистичных среднесрочных прогнозах динамики экономического развития и реальных денежных доходов населения (Минэкономразвития РФ), бюджетных планов финансирования здравоохранения и льготного лекарственного обеспечения, а также прогнозов роста цен в каждом из секторов рынка (с учетом особенностей их регулирования и доли ЖНВЛС) и структурных сдвигов (в том числе с учетом проводимой государственной политики поддержки локальных производителей). Проведенный анализ показал, что в ближайшие три года рынок будет демонстрировать среднегодовые темпы роста в рублевом эквиваленте в размере примерно 8,5% в год. Таким образом, к 2012 г. рынок может достигнуть 595 млрд. руб. в конечных ценах, что при среднегодовом курсе 28 руб. за долл. будет соответствовать 21,2 млрд. долл. В

2010 г. при курсе 30 руб. за долл. фармацевтический рынок в долларовом эквиваленте вырастет на 14,5%, превысив на 1 млрд. показатели 2008 г.

АНАЛИЗ РЫНКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.