Научная статья на тему 'Роль вайнахской семьи в формировании полоролевых функций у подростков'

Роль вайнахской семьи в формировании полоролевых функций у подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЙНАХСКАЯ СЕМЬЯ / ПОДРОСТКИ / ПОЛОРОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булуева Шумист Исмаиловна

В статье раскрывается роль семьи в формировании полоролевых функций подростков. Автор определил сущность процесса формирования полоролевых функций у подростков в семье.показывает различные взгляды на понятие роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль вайнахской семьи в формировании полоролевых функций у подростков»

РАЗДЕЛ IX ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 378.01

Булуева Шуми cm Исмаиловна

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета, [email protected], [email protected], Грозный

РОЛЬ ВАЙНАХСКОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОРОЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

Bulueva Shumist Ismailovna

Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of the Chechen State University, [email protected], [email protected], Grozny

THE ROLE OF THE FAMILY INSTITUTION IN FRMIROVANII

SEX-ROLE FUNCTIONS IN ADOLESCENTS VAINAKH FAMILY

Положение детей в вайнахских семьях, других малочисленных народов осложняется тем, что в этот возрастной период пробуждается этническое самосознание, которое начинает «задавать новые задачи». Известно, что любая этнокулыура предлагает свой сценарий, по которому должна разыгрываться роль мужчины, роль женщины. Представления детей о мужественности, женственности начинают уже преломляться в той или иной мере через призму собственной этнической половой модели. Слияние двух линий идентификации, половой и национальной, создает также сложную социально-психологическую ситуацию для маленького гражданина, связанную с риском зарождения этнических предубеждений. Какими станут стартовые идеалы в области национальной и половой культуры ребенка, зависит в первую очередь и в решающей степени от семьи, в которой он растет.

Следовательно, на «семью ложится в решающей мере ответственность и за то, будут ли у детей, делающих первые шаги в этносознании, заложены ориентиры для развития подлинно гуманистических представлений о половой культуре, о культуре межнационального общения, о месте и роли женщины в обществе, о том, что отношения мужчины к женщине определяют, «в какой мере человек стал для себя человеком и мыслит себя таковым, в какой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью» [1, с. 99-100].

Для понимания сущности процесса формировании полоролевых функций у подростков в семье необходимо обратиться к внутрисемейной ролевой культуре.

Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина - женой и матерью.

В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел

свою экономическую основу, патриархат - свою. Однако и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства - материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.

Семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Одной из сторон изучения семейной жизни являются семейные роли. Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим. Опираясь на него, социальные психологи могут исследовать «личностную окраску», которую приобретают семейные роли в конкретном проявлении. Роль - это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений» [2, с. 156].

Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социальнопсихологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.

Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак и какое место занимают в этом их ролевые отношения.

В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями большинство авторов понимает систему культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой.

Полоролевые системы - это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в запад-

ной культуре является линия «дом - работа». От мужчины традиционно требуется в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин часто называется полоролевой дифференциацией. Из разделения социальных ролей мужчин и женщин непосредственно следует и образец распределения семейных ролей. На мужчину ложится ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину - ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства [2, с. 56].

Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры особенно актуальной для современной семьи. Что такое традиционная и эгалитарная семья, в чем их различия? Это, прежде всего, две различные системы распределения внутрисемейных ролей. Так, традиционная семья - это семья, где за супругами в соответствии с их иолом закреплены определенные роли - жена выполняет роль матери и хозяйки, муле в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения.

Следует отметить, что в последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом.

Первые представления ребенка о своей половой роли и принадлежности к полу формируются еще в раннем детстве, примерно к трем годам жизни. Первоначально он различает пол по второстепенным, случайным, не специфическим признакам: но одежде, прическе, именам собственным и т. д. Затем усваиваются некоторые полоразличительные особенности поведения и характера: «мальчики не плачут», «ты ведь мужчина, не бойся», «не пачкайся, ты же девочка». Первоначально ребенок не может, разумеется, самостоятельно различать особенности поведения мальчиков и девочек,

мужчин и женщин в такой мере, чтобы уметь сознательно усваивать модель поведения своего пола. Первую «программу» половой роли он получает в семье. Когда девочка растет в семье в окружении мальчиков, она, как правило, говорит о себе, употребляя глаголы мужского рода. В чечено-ингушских семьях это не редкость. И наоборот, мальчики в окружении одних девочек допускают ту же ошибку. За этим фактом стоит явление: до определенного возраста ребенок растет, не различая пола. Иначе об этом явлении говорят как о периоде «бесполого развития» [4, с. 67].

Направленность на идентификацию со своим полом и полоролевые функции зримо проявляется у мальчиков и девочек даже в занятиях, нейтральных к полу детей, например, в рисовании. Мальчики, проявляя интерес к мужским ролям, рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, танки, военных, а также войны, драки, потасовки. Девочки, сенситивные к женским ролям, рисуют хорошеньких девочек и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также детей и мам, гуляющих с дочками. О той же тенденции свидетельствует и опыт народной педагогики, в частности Чечено-Ингушской этнопедагогики, в которой важное место в воспитании детей занимали традиционные игры с куклами. Куклы-мужчины по ролевым предписаниям в играх строили дома, косили траву, пасли табуны и отары, валили лес, ходили на охоту. А куклы-женщины в это время готовили пищу, стирали, нянчили детей, шили одежду, украшали жилье. Поскольку исполняли эти роли не куклы, а сами дети, то они получали навыки поведения, соответствующие их полу. Социальные роли усваиваются детьми на основе их подражательной деятельности и тесного семейного общения. В процессе общения, одних и тех же видах деятельности мальчики непроизвольно подражают отцам, девочки - мамам.» [6, с. 70-72].

Семейное общение - многофункциональное социально-психологическое явление, и ряд уже выявленных его закономерностей может быть использован в деле формирования полоролевых функций и полоролевого поведения в вайнахской семье, а также повышения ее педагогического потенциала. В этом плане важнейшим нам представляется аспект общения, обеспечивающий социально-психологическое единение физически автономных индивидов, превращение семьи в многочисленную психологическую монаду с единством ценностных ориентации. Общение в семье как по вертикали, так и по горизонтали следует считать нормальным, адекватным, если оно характеризуется, по меньшей мере, следующими четырьмя признаками: непосредственностью, интимной глубиной, понимаемой в смысле личностного, задушевного характера общения, открытостью позиций членов семьи друг для друга, всеохватностью содержания. Отсутствие какого-либо из этих признаков может рассматриваться как индикатор явного или скрытого неблагополучия в семье, либо в тех или иных каналах коммуникации между ее членами. Мы проиллюстрируем на самых простых примерах те моменты в семейно-бытовом общении чеченцев и ингушей, которые расходятся с

эталонами общения, установленными в социально-психологических исследованиях как у нас, так и за рубежом.

Этнические особенности половой морали чеченцев и ингушей не могут быть познаны без учета реального факта «закрытости» сферы взаимоотношения полов для прямого, непосредственного, диалогического общения между старшими и младшими поколениями, между мужчинами и женщинами одного рода. В этническом сознании чеченцев и ингушей указанная закрытость воспринимается как единственно приемлемый образец морально-этнической культуры во взаимоотношениях полов. Однако по мере накопления опыта межэтнического общения, интернационализации культуры определенному испытанию подвергается и упомянутая закрытая система межполового общения. Например, выпускники Чечено-Ингушских школ на занятиях по проблемам семейного общения приводили немало фактов из реальной жизни, свидетельствующих, по их мнению, об определенных «неудобствах» закрытого общения. Однако на вопрос о том, будут ли они в своих семьях менять что-либо в традиционном общении, отвечают отрицательно.

Например, как непростительная бестактность, или как признак психической аномалии было бы воспринято в данной этнической среде непосредственное обращение взрослого сына или дочери к отцу, а также сестры к брату, племянницы и племянника к дяде и т. д. по вопросам собственной личной жизни (например, о намерении жениться, выйти замуж, пойти на свидание и т. д.). Более того, не только дети не должны непосредственно обращаться к отцам или женщины к мужчинам своего рода (например, сестра к брату) по вопросам взаимоотношения полов, но и кто-либо из посторонних не должен затрагивать эту сферу жизни молодых в присутствии их отца или дяди, а также любого мужчины-родственника, даже, если он еще подросток. К тому же число родственников, которых надо брать во внимание при оценке ситуации как соответствующих или несоответствующих общению по вопросам взаимоотношения полов, у чеченцев и ингушей так велико, что всех их знать не может не только посторонний человек, но и затруднительно самим членам кровнородственной группы. Если, к примеру, молодой человек пожелает где-то на улице поговорить с девушкой с целью ухаживания или признания в любви, он должен удостовериться сначала по этике чеченцев и ингушей в том, что поблизости нет не только ее брата или отца, но и других родственников, включая и таких дальних, как, скажем, троюродный дядя или четвероюродный брат по отцовской линии.

В свете этих положений невольно обращает на себя внимание общение чеченцев и ингушей в сфере взаимоотношений полов, существенной особенностью которого является не непосредственный, а наоборот, опосредствованный характер его реализации. Речь идет об этике и традиционных нормах, которые исключают в семьях чеченцев и ингушей прямое и непосредственное общение (общение лицом к лицу) отцов и детей, всех женщин данного рода с мужчинами этого рода по вопросам брачно-семейных отно-

шений. Этот момент принципиально важен для оценки традиционной этики взаимоотношений в семье, поскольку при изучении морального сознания людей надо анализировать не только то, что они делают, как они делают, но и как и с кем общаются, т. е. сферу и способы общения, в которые они включаются.

Разумеется, не все в способах семейно-родственного общения чеченцев и ингушей следует подвергать критике из-за того, что оно не вписывается в новые схемы коммуникативной культуры. Здесь, несомненно, много ценного, отвечающего прогрессивным идеалам людей всех национальностей. Уважительное отношение к старшим, искренняя преданность детей родителям, благородная этика и четкая определенность в взаимоотношениях между братьями и сестрами, основанных на безусловном соблюдении субординации старшинства - все эти и другие нормы взаимоотношений в чеченских и ингушских семьях согласуются с лучшими семейно-родственными традициями и нормами других народов. Есть немало особенностей общения у чеченцев и ингушей в сфере быта, относительно нейтральных к процессу межэтнического взаимодействия. Имеются и такие нормы общения, несовершенство которых осознается как самими представителями данной этнокультуры, особенно школьников, так и представителями других национальностей. Подробное их изложение, хотя это и важно для лучшего взаимопонимания людей в межэтнических контактах в условиях нашей республики, не входит в нашу задачу [5, с. 48].

Для родителей характерна безразличная установка на половое воспитание детей, считающие, что жизнь сама научит ребенка во всем разбираться и поэтому специально заниматься половым воспитанием нет необходимости: в свое время он сам все поймет. В результате подростки: юноши и девушки - не имеют четкого представления о жизненно важных вещах. Некоторые не имеют понятия о том, что в основе их отношения к представителю другого пола может лежать не любовь, а лишь влечение, и обманываются в своих чувствах. Это отрицательно сказывается на выборе брачного партнера. У многих не выработана установка на необходимость познания личностных качеств избранника. Знакомство перед женитьбой оказывается слишком кратковременным и несходство характеров выявляется не в период предбрачного общения, а после женитьбы, порой весьма скоро. Одним из последствий безразличной установки является ранняя половая связь их детей, что более характерно для современных семей центральной части России. Безразличная установка родителей на воспитание у детей полоролевых функций может иметь следствием ранние и малооправданные браки, которые часто заканчиваются разводами, ранней беременностью, ранней и беспорядочной половой жизнью, которая мешает нормальному социальному развитию и представляет угрозу здоровью.

Таким образом, коллективная ответственность, размывая индивидуальную, приводит к безответственности в воспитании у детей позитивной полоролевой функции. Вайнахская семья, функционирующая как единая,

неделимая, дружная семья, должна быть высшей и последней инстанцией в лице ее главы - отца, супружеской пары в вопросах воспитания детей в духе выполнения моральных норм, культивируемых в полиэтническом социуме. Обществом предоставлено право и возложена на семью обязанность решать вопросы семейного воспитания, в том числе воспитания полоролевых функций. Родители в равной степени несут ответственность перед родственниками, обществом за качество выполнения функции духовного воспроизводства человека.

Библиографический список

1. Юсупова, Р. Я. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы. [Текст]: дис. канд. пед. наук./ Р. Я. Юсупова. - М., 2001. - 228 с.

2. Семейно-бытовая обрядность вайнахов. Сб. статей. - Грозный, 1982.-287 с.

3. Харламов, И. Р. Педагогика. Гардарики. [Текст]/ И. Р. Харламов. М., 2000. -329 с.

4. Хасиев, С. М. О ценностной школе чеченцев [Текст]/ С. М. Хасиев. // «Чеченец». - Грозный, 1990. - № 1. — С. 5-14.

5. Штерн, В. Детская психология. Т. 2., М.: Мир [Текст]/ В. Штерн . - 2000. -455 с.

6. Эхаева, Р. М. Использование народных идей и традиций, фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании молодежи. Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Наука и молодежь». [Текст]/ Р. М. Эхаева. - Грозный, 2007. - 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.