6
• • •
Известия ДГПУ, №2, 2010
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
УДК 373.1.02
ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
©гою Азизова С.М.
Дагестанский государственный университет
В статье раскрывается сущность полоролевого воспитания, в котором важная роль отводится семье, так как семья является первичной моделью, способствующей освоению полоролевого поведения личности, и общеобразовательным учреждениям, участвующим в полоролевом воспитании подростков.
The author of the article reveals the essence of the sex-role education where the important role belongs to the family as the family is a primary model promoting the development of a person’s sex-role behaviour and to the educational institutions participating in teenagers’ sex-role education.
Ключевые слова: полоролевое воспитание, общеобразовательные учреждения, воспитание личности, подрастающее поколение, нравственное воспитание, подростковый возраст, полоролевая идентификация, половая социализация, взаимоотношения полов.
Keywords: sex-role education, educational institutions, person’s education, rising generation, moral education, teenage, sex-role identification, sexual socialization, both sexes’ mutual relations.
Идентификация личности по полоролевому признаку является важной составляющей воспитания ребенка, которая предполагает учет подходов к формированию культуры взаимоотношения полов, изучение основ семейного воспитания, ориентацию на успешное выполнение функций личности в семье, а также изучение индивидуальности субъекта в различные возрастные периоды.
Проблемой современной педагогики выступает уравнительный под-
ход, не учитывающий особенностей полоролевого воспитания личности, что максимально упрощает воспитательное воздействие на личность, лишает его конкретики, приводит к торможению процесса формирования личности, влечет за собой неадекватную самооценку, отсутствие культуры взаимоотношения полов и, в конечном итоге, затрудняет общение, подрывает психическое и репродуктивное здоровье подрастающего поколения.
Психолого-педагогические науки • • •
Изучение норм гендерного поведения, в котором продуцируются различия мужских и женских ролей, ментальных и эмоциональных характеристик, указывает на противоречие в воспитании, когда мальчиков и девочек воспринимают как «усредненный объект». В результате многие юноши и девушки входят во взрослую жизнь со смутным представлением о роли мужчин и женщин в обществе, что может приводить к серьезным последствиям
[U
В психолого-педагогической литературе полоролевое воспитание рассматривается в нескольких направлениях, среди которых особое место занимает позиция А. Г. Хрипковой и Д. В. Колесова, которые определяют полоролевое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение с представителями другого пола» [7. С. 202].
Рассматривая полоролевое воспитание, Л. П. Бочкарева отмечает важность формирования уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привития им соответствующих норм и представлений, воспитания доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированного подхода, который позволяет учитывать специфику пола во всех видах деятельности и в организации жизни [5. С. 121].
Вопросами полоролевого воспитания с исторической, философской, этнографической, физиологической точек зрения занимались Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, А. С. Макаренко, В. В. Половцев, М. М. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский,
A. А. Каптерев, А. Г. Хрипкова, 3. Г. Костяшкин, Л. П. Бочкарева и другие.
Рассматривая полоролевое воспитание как основу формирования нравственных ценностей, Л. Я. Верб,
B. М. Глаголица, В. Г. Карликов, Т. М.
7
Афанасьева, Н. Е. Верещагина, Л. Я. Лукьянова связывают его с вопросами подготовки молодежи к семейной жизни и с принятием роли отца или матери. Обращение к проблеме полоролевого воспитания именно подростков обусловлено четкой дифференциацией в этом возрасте социально-психологической роли.
Следует отметить, что полоролевое воспитание условно состоит из взаимосвязанных этапов, в рамках которых учитываются возрастные изменения, поэтому его невозможно осуществлять вне полового воспитания личности.
В воспитании мальчиков и девочек вопросы пола раскрываются как нравственная, социально-
демографическая, гигиеническая проблема, важным условием его эффективности выступает постепенное усвоение мужской или женской социальной роли. При этом важно обеспечить понимание специфических особенностей сверстников другого пола и сознательное отношение к ним, способность учитывать и уважать особенности во взаимоотношениях с представителями другого пола, способность к совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимного дополнения и т.д. Кроме того, юношам и девушкам должно быть свойственно осознанное отношение к представителям другого пола, стремление к сознательной оценке личностных качеств своего избранника, желание разобраться в чувствах, не поддаваясь прямому тяготению, влечению и т.д.
В полоролевом воспитании подростка необходимо обеспечить полоролевую идентификацию, подразумевающую отождествление подростка с определенным полом и усвоение им соответствующих форм поведения, включая процесс и результат приобретения знаний о психологических особенностях поведения человека одного и того же с ним пола. При этом под полоролевым поведением нами понимается поведение,
8
Известия ДГПУ, №2, 2010
свойственное человеку определенного пола при выполнении им социальных ролей.
Исследователи единодушны во мнении, что семья является первичной моделью, способствующей освоению полоролевого поведения личности, не исключая значимость общеобразовательных учреждений, участвующих в полоролевом воспитании подростков.
С этих позиций организация деятельности педагогов в общеобразовательном учреждении по воспитанию мальчиков и девочек предусматривает учет природных анатомо-физиологических, биологических, психических и социальных особенностей, на основании которого формируются и усваиваются навыки социально-половых ролей.
Под ролью мы понимаем социально одобряемое поведение, ожидаемое в определенной ситуации, а социально-половая роль характеризуется как система социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (даму).
С учетом сказанного процесс полоролевого воспитания определяется как осознание личностью своей половой роли в ходе индивидуального становления в подростковом периоде.
По мнению В. В. Абраменковой, половая социализация, формирующаяся в современных условиях развития общества, существенно «дезориентирует ребёнка в плане половой идентичности, ставя его в позицию выбора психологического пола» [2. С. 111].
Мы констатируем, что детерминантами формирования полоролевого поведения становятся современные условия развития личности подростка.
При этом полоролевая идентичность ребенка во многом обусловлена направленностью личности, кото-
рая выступает определяющим звеном смысложизненных ориентаций подростков и трактуется как система доминирующих мотивов, структурирующих личность.
Л. И. Столярчук [6] указывает на значимость дифференцированно-поло-вого воспитания, которое учитывает физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек, юношей и девушек и закладывает основу духовно-
нравственного отношения молодежи к взаимоотношениям полов. При этом дифференцированное воспитание по половому признаку влияет на принятие женского и мужского, механизм полового воспитания, рассматриваемого в узкопедагогическом смысле.
В нашей работе полоролевое воспитание личности базируется не на правилах и запретах, а на помощи в самопознании, в саморефлексии личности и самосовершенствовании мужской или женской индивидуальности, что оказывает влияние на уровень культуры взаимоотношений между полами. При этом важным аспектом воспитания выступает полоролевая социализация, которая рассматривается как специально организованная, целенаправленная деятельность, связанная с выполнением половых ролей.
Поскольку важным компонентом формирующейся личности в школьном возрасте выступает развитие самосознания, представляющего собой внутренний регулятор поведения и деятельности ребенка, то актуальное значение приобретает формирование индивидуальности, характеризующейся интересом к своему внутреннему миру; поведением и деятельностью, опосредуемой самосознанием, осознанием себя с позиции индивидуальных различий и т.д. [3].
Обращаясь к целям и задачам полоролевого воспитания, необходимо заметить, что они полностью определяются интересами общества, поскольку зависят от ожиданий обще-
Психолого-педагогические науки • • •
ства по поводу мышления, поведения, внешнего вида, связанных с принадлежностью к тому или иному полу. Поэтому цель полоролевого воспитания определяется как овладение представителями подрастающего поколения нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов, воспитание у них потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях нормами общечеловеческой морали.
Сказанное означает понимание личностью общественного интереса, заключенного в ее взаимоотношениях с другим полом, наличие у нее умения находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений, соблюдение норм морали во взаимоотношениях полов, способствующих достижению высокого уровня духовного и физического здоровья, знание специфических половых особенностей представителей другого пола (физических, психических, эмоциональных), способность и потребность их учитывать в процессе деятельности и т.д.
В полоролевом воспитании выделяются следующие направления:
- полоролевое воспитание, ориентированное на формирование мужественности и женственности и оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин;
- сексуальное воспитание, направленное на выработку сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте соответствующей культуры и нравственных требований;
- подготовка к супружеству через понимание супружеских ролей и важности взаимно ответственного партнерства;
- подготовка к родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца, отношения к детям и оптимальных репродуктивных установок;
- формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимо-
9
сти сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваний и т. д.
Следовательно, полоролевое воспитание необходимо организовывать в общем контексте воспитания юношей и девушек, базирующегося на принципах:
- природосообразности, требующей обратить внимание на самого человека (девушку/юношу) как часть природы, на его сущностные силы, телесность и духовность как равноценные компоненты целостной индивидуальности;
- культуросообразности, предполагающей ориентацию на культурный уровень личности; данный принцип рассматривает полоролевое воспитание подростков сквозь призму здорового образа жизни в контексте конкретной социокультурной ситуации, реальной жизнедеятельности подростков;
- реальности, определяющей построение полоролевого воспитания в контексте реальной жизни на основе закономерностей психосексуального развития подростков;
- реалистичности, направленной на сознательную регуляцию личностью своего полоролевого поведения в соответствии с закономерностями психосексуального развития подростков;
- свободы, подразумевающей, что каждая личность имеет право не только на выбор собственного имиджа, но и собственный внутренний мир, женскую/мужскую индивидуальность, чувство собственного достоинства, право на интимные, сокровенные чувства, взаимоотношения;
- социальности, по которой важными условиями социализации и полоролевой идентификации является система факторов, способствующих усвоению половых ролей и норм общественной культуры;
10
- толерантности, предполагающей терпимое отношение к чужим взглядам.
С учетом сказанного полоролевое воспитание подростков, базирующееся на целостном междисциплинарном и ролевом подходах, включает в себя информационный, ценностно-
ориенти-ровочный, смысло-
поисковый, регулятивный этапы, которые обеспечивают последовательный переход на качественный уровень полоролевой воспитанности. Ее показателями выступают сформиро-
• • • Известия ДГПУ, №2, 2010
ванные представления об эмоционально-заботливых, доверитель-но-понимающих взаимоотношениях мужчины и женщины; накопленный личностный опыт позитивного полоролевого поведения; устойчивые проявления адекватного полоролевого репертуара, позитивного полоролевого поведения.
Итак, полоролевое воспитание как наиболее значимый в подростковом возрасте фактор требует формирования направленности личности, адекватной полоролевой идентичности.
Примечания
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 672 с. 2. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства // Мир психологии. 2000. № 1. С. 111-118. 3. Араканцева T. А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 195 с. 4. Обозов Н. Н. Возрастная психология: юность и зрелость. СПб. : СаиВеда, 2000. 136 с. 5. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л. : Издательство Ленинградского ун-та, 1990. 256 с. 6. СтолярчукЛ. И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания. Волгоград : Перемена, 1999. 274 с. 7. Хрип-кова А. Г., Колесов Д. В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М., 1985. 8. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО МОДЭК, 2006. 768 с.
Статья поступила в редакцию 22.06.2010 г.